(гк)
ῥίζ, ῥῑνόζ нос
ринит воспаление слизистой носа (насморк); ср. фр. rhinite, нем. Rhinitis, англ. rhinitis
ринопластика хирургическое восстановление или исправление формы носа
(гк)
ῥίζ, ῥῑνόζ нос
ринит воспаление слизистой носа (насморк); ср. фр. rhinite, нем. Rhinitis, англ. rhinitis
ринопластика хирургическое восстановление или исправление формы носа
2 сентября (20 августа) - мученик Рин Филиппопольский.
Виринея, Декабрина, Екатерина, Ирина, Иринарх, Ириней, Карина, Ноябрина, Октябрина, Регина, Римма, Северин, Северина, Флориана
Женское имя.
- "радость", радостное пение. Из букв слова "Рина", написанного на иврите, можно составить сочетание "свеча Бога". Вариант: РИНАТ. Время возникновения: Новое. (распространенное)
РИНАЛЬДИ (Rinaldi) Антонио (ок. 1710-1794) - российский архитектор. По происхождению итальянец, с 1751 работал в России. Павильон "Катальная горка" (1762-74) и Китайский дворец (1762-68) в Ораниенбауме связаны с традициями архитектуры стиля рококо. Мраморный дворец в Петербурге (1768-85), дворец в Гатчине (1766-1781) - переход к классицизму.
Рина́льди Антонио (Rinaldi) (около 1710 - 1794), архитектор. По происхождению итальянец. С 1751 работал в России. Павильон «Катальная горка» (1762-74) и Китайский дворец (1762-1768) в Ораниенбауме связаны с традициями архитектуры стиля рококо. Мраморный дворец в Санкт-Петербурге (1768-85), дворец в Гатчине (1766-81) - переход к классицизму.
* * *
РИНАЛЬДИ Антонио - РИНА́ЛЬДИ (Rinaldi) Антонио [1709/1710, близ Неаполя - 10 апреля (по другим сведениям, 10 февраля), 1794, Рим], итальянский архитектор. С 1751 работал в России. Его постройки в Ораниенбауме (ныне Ломоносов) связаны с традициями архитектуры стиля рококо (см. РОКОКО), в Петербурге - с переходом к классицизму (см. КЛАССИЦИЗМ).
Малороссия
Учился у известного архитектора Луиджи Ванвителли (1700-73), в постройках которого принимал участие. Наиболее известные из них - собор монастыря св. Магдалины в Пезаро и Палаццо Реале в Казерте близ Неаполя - выдающееся произведение позднего итальянского барокко (см. БАРОККО).
В 1751 Ринальди заключил договор и поступил на службу к гетману Малороссии Кириллу Разумовскому (см. РАЗУМОВСКИЙ Кирилл Григорьевич). Годовой оклад зодчего по договору составлял тысячу рублей в год. Перед отъездом в Россию посетил Англию.
В Батурине Ринальди должен был построить новую столицу богатого края и дворец-резиденцию правителя Украины, кроме того, спроектировать дворец Разумовского в Глухове. Что из этих планов удалось воплотить в жизнь осталось неизвестным, никаких построек не сохранилось.
Придворный архитектор. Ораниенбаум
В 1754 Ринальди становится архитектором «малого двора», то есть наследника престола и его супруги, будущей императрицы Екатерины II (см. ЕКАТЕРИНА II), после ее воцарения - ведущим архитектором Петербурга. Первое десятилетие пребывания в Петербурге Ринальди занимался строительством дворца Петра III (см. ПЕТР III Федорович) в Ораниенбауме (1758-62), Оперного дома, Китайского дворца (1762-68) и Катальной горки (1762-74).
Павильон Катальной горки - 3-этажная, увенчанная куполом постройка с открытыми галереями и декором в стиле рококо - удивительно пропорционален и прекрасно вписывается в окружающую природную среду. Высота этого уникального сооружения 33 м.
Китайский дворец (1762-68), памятник рококо в русской архитектуре, отличается легкостью и изяществом. Здание состоит из анфилады залов с изысканными интерьерами (в оформлении парадных залов использованы стилизованные мотивы китайского искусства). Особую нарядность центральному Овальному залу придают стены, отделанные искусственным мрамором.
Мраморный дворец
Ринальди стал зачинателем использования естественного камня в отделке зданий в широких масштабах. В 1768-85 в Петербурге был построен знаменитый Мраморный дворец, отделанный снаружи и изнутри мраморами русских пород, добытыми вблизи Ладожского и Онежского озер. Оттенки мрамора 32 сортов подобраны с необычайной тонкостью и изысканностью.
Мраморный дворец завершает ряд парадных зданий, примыкающих к Зимнему дворцу (см. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ). Он отличается характерной для классицизма спокойной сдержанностью наружного облика, простотой членений и четкостью объемов. Главный фасад, расположенный в глубине двора, имеет сложную декоративную обработку.
Гатчинский дворец
Гатчинский дворец (1766-81) - образец раннего русского классицизма. При его оформлении Ринальди проявил большое поэтическое чутье, понимание русской природы и красоты неброского на первый взгляд пудоского камня (местного известняка), который использовал для облицовки фасадов дворца. Внутренняя отделка, выполненная по проектам Ринальди и В. Ф. Бренны (см. БРЕННА Виктор Францевич) русскими мастерами, отличается роскошью (наборные паркеты, живописные плафоны, лепные украшения и т. п.) и контрастирует со сдержанной внешней архитектурой дворца.
Красота дворца постигается в единстве с обширным пейзажным парком, необычным по планировке, украшением которого являются живописные озера и пруды.
Исаакиевский собор
В 1768-02 в Петербурге на вновь созданной городской площади был сооружен первый Исаакиевский собор (см. ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР) - главный собор новой столицы. Ринальди выполнил превосходную модель собора, которая хранится в музее Академии художеств. Строительством руководил архитектор В. Ф. Бренна (не завершен; в 1818-58 построен новый по проекту А. А. Монферрана (см. МОНФЕРРАН Август Августович)).
Последние годы в России
Работал Ринальди и в Царском Селе, где по его проектам были выстроены Китайский театр и Китайский павильон, а также сооружены монументы славы русского оружия: Чесменская колонна (1771-78), Орловские (Гатчинские) ворота (1777-78; решетка - 1787, по проекту Дж. Кваренги (см. КВАРЕНГИ Джакомо)) и др. Самым известным является памятник победы над турецким флотом - ростральная Чесменская колонна.
Строительство промышленного сооружения, пеньковых складов на Тучковом буяне (1764-74) - заметная веха в творчестве мастера. По проектам Ринальди ставились и верстовые столбы. Их изготавливали из разноцветным мраморов и гранита в мастерских «Конторы строения Исаакиевской церкви». Они отличались разнообразием форм и гармоничными пропорциями.
Более тридцати лет жизни отдал Ринальди русской архитектуре. Его отъезд был ускорен трагическим случаем - он упал с лесов строящегося Большого театра в Петербурге. Продав дом и все имущество, в 1784 Антонио Ринальди навсегда покинул Россию. Поселился в Риме, где и скончался в 1794. Русское правительство выплачивало зодчему ежегодную пенсию в тысячу рублей.
РИНА́ЛЬДИ Антонио (1709-94) - архитектор. Учился и работал в Неаполе, был помощником Л. Ванвителли в стр-ве королевской резиденции в Казерте (1740-52). С 1752 - в России. Работал у гетмана Украины К. Разумовского в Батурине. Из провинц. работ Р. сохранилась ц. св. Екатерины в Ямбурге (ныне Кингисепп, Ленингр. обл.). С 1754 - арх. двора наследника, затем имп. Петра III, работал в его резиденции в Ораниенбауме. Им созданы интерьеры Большого дворца и парадная лестница с его террасы в Нижний сад; дворец в крепости Петерштадт; Китайский дворец и Катальная горка (1756-66). Р. проектировал и сады. Ораниенбаумские постр. Р. - единств. в России крупный ансамбль, целиком выдерж. в формах рококо. Особый интерес представляет виртуозное применение нетрадиционных мат-лов. В 1760-70-е гг. Р. построил для Г. Орлова Мраморный дворец в Петерб. Фасады дворца сохранились, но со временем была нарушена композиция - гл. фасад, по проекту выходивший на Красный канал, оказался дворовым. В интерьерах сохранилась парадная лестница, украш. барельефным портретом Р. работы Ф. Шубина, и нижний ярус Мраморного зала. Здание и интерьеры облицованы цветным камнем и являются редчайшим образцом позднего итал. Ренесс. в С.-Петербурге. В то же время Р. строит для Г. Орлова загородную резиденцию в Гатчине. Здесь он создает с 1766 первый в России англ. парк с романтич. Охотничьим замком. В парке было всего три сооружения: источник, окультуренный изыск. формы рокайльной рамой, "античные" обелиск в честь А. Орлова и "колонна Орла" - своеобразный знак фамилии. Возможно, Р. построил и т. н. "Круглую ригу" - как бы древний замок, обращенный в хоз. постройку. В целом - ностальгия по "золотому веку" и воплощение идеалов Руссо, к-рого Г. Орлов приглашал поселиться в Гатчине. Гатчина, созданная Р., оказалась идеальным культурным пространством для подчеркнуто рыцарственно-романтичного Павла Петровича, получившего ее в 1783. Все дальнейшее стр-во в Гатчине, к-рое вели при Павле I В. Бренна, Н. Львов, А. Захаров, было развитием эстетических и этических идей, заложенных Р. Благодаря Павлу Гатчина стала одним из программных пространств рус. культуры, программа же во многом восходит к Р.
В 1770-е гг. Р. работал в имп. резиденции в Царском Селе. Ему традиционно приписывается пять триумф. памятников, хотя не везде это подтверждено документально. Это: Катульский обелиск в честь победы гр. Н. Румянцева (1772), Морейская колонна победе гр. Ф. Орлова (1770), Чесменская ростр. колонна в честь победы гр. А. Орлова, Крымская колонна и Гатчинские триумф. ворота в честь заслуг гр. Г. Орлова (1771-82). Все они выполнены из мрамора в виде античных пам. и располагались в пейзажных англ. парках. Надписи на них говорят о совр. событиях, и тем самым достигается уникальный эффект: антич. как бы претворяется в совр., а совр. - в антич.; значимость увековеч. лиц и событий возрастает до значимости героев античного мира. Точно найденный масштаб пам. соразмерен человеку и дает возможность каждому ощутить свою сопричастность запечатленному. Найденное Р. худ. решение закрепило за Царским Селом значение сада ист. памяти и оказало огромное воздействие на всю рус. поэзию. Позже, с появлением терм Камерона, эти пам. органически вошли в образ "античного" пространства в России, ставшего одной из программ русской культуры.
В 1780-е гг. Р. работал в Петербурге, где построил Большой т-р, 3-й Исаакиевский собор, Тучков буян и др. В 1784 Р. уезжает в Рим, где умирает спустя 10 лет.
Р. творил в формах итал. Ренесс, часто используя эл-ты итал. барокко и рококо. Изменчивость, неопределенность рококо, игра пространством, стилем, формой - все это в полной мере присуще творчеству Р.
А. Ринальди. Мраморный дворец. Санкт-Петербург
-----------------------------------
РИНА́ЛЬДИ Антонио (? - после 1759) - итал. артист, педагог, балетм. венецианской школы (псевд. - Фоссано). С 1733 выступал на сцене т-ра "Сан-Самуэле" в Венеции. Был известен как виртуозный комич. танцовщик. Ставил комич. балеты, танцы в оп., напр. в "Джиневере" Селлитти. В 1736-38 и с 1742 до кон. 50-х гг. балетм. и танцовщик в СПб. и Ораниенбауме. Приехал в Россию с оп. труппой Ф. Арайи, где выступала и его жена - танцовщица Джулия Р. Принимал участие в постановке и исполнении придворного спектакля "Сила любви и ненависти" (1736). В 1736 конфликт с Бироном, фаворитом имп. Анны Иоанновны, заставил Р. уехать из России вместе с др. танцовщиками труппы. В 1738-41 выступал в Париже и Лондоне вместе со своей ученицей Барбериной (Б. Кампанини). После смерти Анны Иоанновны был снова приглашен в Россию для создания коронац. спектаклей по случаю восшествия на престол Елизаветы Петровны. Поставил танцы в оп. Ф. Арайи "Сципион" (1745), "Евдокия венчанная, или Феодосии Вторый" (1751), "Александр в Индии" (1755). Вместе с Ж. Ланде преподавал в Театр. уч-ще, а в 1848 возглавил придворный балет. С открытием в Ораниенбауме танц. школы и т-ра создавал там свои спектакли. Его деят-ность продолжалась до кон. 1750-х гг.
Антонио Ринальди.
РИНАЛЬДИ (Rinaldi) Антонио (около 1710 - 94), архитектор. По происхождению итальянец. С 1751 работал в России. В постройках Ринальди отразился переход от барокко к рококо: постройки в Ораниенбауме (ныне Ломоносов), дворец в Гатчине (1766 - 81).
А. Ринальди. Павильон "Катальная горка".
ринальдо Ринальдини (иноск.) - разбойник (намек на разбойника этого имени в известном немецком романе)
Ср. Вообразите себе только то, что является вооруженный с ног до головы вроде Ринальда-Ринальдини и требует: "Продайте", говорит, "все души, которые умерли".
Гоголь. Мертвые души. 1, 9 (о Чичикове).
Ср. Rinaldo-Rinaldini, der Räuberhauptmann.
Chr. Ang. Vulpius (1762-1827) - 1797.
I м.
1. Огражденная канатами квадратная площадка для состязаний по боксу.
2. Круг для вывода собак на состязании.
II м.
Форма кратковременного соглашения о скупке определённого товара и его задержании на складах с целью взвинчивания цен и получения максимальной выгоды.
РИНГ, ринга, муж. (англ. ring - кружок).
1. В капиталистических странах - временное соглашение предпринимателей с целью повышения цен на товары путем скупки их и задержки на своих складах.
2. В Америке - временная группировка внутри какой-нибудь политической партии.
3. Площадка для бокса (спорт.).
РИНГ, -а, муж. Ограждённая канатами площадка для бокса. Выйти на р. Покинуть р. (также перен.: перестать заниматься боксом).
РИНГ, -а, м
Место, огражденная канатами спортивная площадка для бокса, место для соревнований по боксу.
Даже опытные боксеры испытывают при выходе на ринг сильное нервное волнение.
РИНГ -а; м. [англ. ring] Спорт. Ограждённая канатами площадка: место боя при соревновании по боксу. Выйти на ринг. Вызвать на ринг следующую пару. Покинуть ринг (перестать заниматься боксом).
* * *
ринг - I
(англ. ring), квадратная площадка (6×6 м) для бокса. Стороны ограничены канатами в защитной оболочке, натянутыми между угловыми столбами. Настил мягкий, нескользкий. Помост высотой 75-125 см.
II
форма кратковременного соглашения о скупке определённого товара и его задержании на складах с целью взвинчивания цен и получения максимальной прибыли.
РИНГ - форма кратковременного соглашения о скупке определенного товара и его задержании на складах с целью взвинчивания цен и получения максимальной прибыли.
-----------------------------------
РИНГ (англ. ring) - квадратная площадка (6 х 6 м) для бокса. Стороны ограничены канатами в защитной оболочке, натянутыми между угловыми столбами. Настил мягкий, нескользкий. Помост высотой 75-125 см.
-а, м. спорт.
Огражденная канатами площадка, место боя при соревновании по боксу.
- У храброго боксера вдруг пробегают мурашки по спине, когда он выходит на ринг и начинает перед боем топтаться на дощечке с канифолью, натирая подошвы своих туфель. Б. Раевский, Только вперед.
[англ. ring]
- Квадрат для апперкотов.
- Место, где два битых выполняют указания небитого.
- Площадка для «челобитья».
- Место, где после гонга кулаками не машут.
- Место, где в драку бросаются по звуку гонга.
- Площадка для выяснения отношений между боксёрами.
- Площадка для драчливых мужчин.
- На нём занимаются рукоприкладством.
- Боксёрская тусовка.
- На этой спортивной площадке можно увидеть хук, свинг и апперкот.
- Площадка для бокса.
- У этой спортивной площадки бывает синий и красный угол.
- «Брэйн-...».
- Фильм Альфреда Хичкока.
- Фильм Виллена Новака.
- Часть круглого главного зала биржи, где находятся операторы, биржевые агенты.
- Рабочее место братьев Кличко.
РИНГ (площадка для бокса) - РИНГ (англ. ring, буквально - круг), квадратная площадка для бокса (см. БОКС (в спорте)) с размерами сторон от 4,9 м (16 футов) до 7,3 м (24 фута), ограниченная тремя или четырьмя канатами, натянутыми между угловыми столбами. Ринг устанавливается на помосте высотой 91-122 см, покрытом войлоком, фетром, резиной или другим мягким материалом, поверх которого натягивается брезент. По углам ринга от верхнего до нижнего каната крепятся мягкие валики. Валик ближнего к главному судье левого угла обтягивается чехлом красного цвета (красный угол), валик противоположного по диагонали угла - чехлом синего цвета (синий угол).
РИНГБОЛ [англ. ringball < ring - круг + ball - мяч] - спорт. разновидность мини-баскетбола; в центре круглой площадки устанавливается мачта, наверху которой крепятся два баскетбольных кольца; в игре участвуют две команды; цель р. в том, чтобы с помощью передач и маневрирования по площадке забросить мяч в кольцо соперника, защищая при этом свое кольцо.
РИНГЕЛЬНАЦ (Ringelnatz) Иоахим (наст. имя Ханс Беттигер) (1883-1934) - немецкий поэт-сатирик. Автор пародий, куплетов для литературных кабаре. Сборники "Куддель Даддельду", "Физкультстихи" (оба 1923), "Дорожные письма артиста" (1927), "На самом деле (1928).
РИНГЕЛЬНАЦ Иоахим - РИНГЕЛЬНА́Ц (Ringelnatz) Иоахим (наст. имя Ханс Беттигер) (1883-1934), немецкий поэт-сатирик. Автор пародий, куплетов для литературных кабаре. Сборники «Куддель Даддельду», «Физкультстихи» (оба 1923), «Дорожные письма артиста» (1927), «На самом деле (1928).
РИНГС [англ. ring (мн. rings) - круг, ринг] - спорт. профессиональное контактное единоборство, в котором принимают участие чемпионы и обладатели кубков стран, континентов и мира по КАРАТЭ, ТЭКВОНДО, боксу, САМБО, ДЗЮДО, кикбоксингу (КИКБОКСИНГ) и др. В р. соединена ударная техника с бросковой; бой ведется до абсолютной победы - нокаута (НОКАУТ) или капитуляции; главное - показать мощный, зрелищный, но, в отличие от кэтча (КЭТЧ), спортивный поединок.
РИНДЖАНИ - РИНДЖА́НИ (Rinjani), действующий вулкан на острове Ломбок (см. ЛОМБОК), в Индонезии (см. ИНДОНЕЗИЯ). Высота 3726 м.
На конусообразной вершине - кратер глубиной 480 м и диаметром от 860 до 650 м. К западу от вершины находится кальдера (см. КАЛЬДЕРА) длиной 4800 м, шириной до 3500 м, в центральной части которой расположено озеро (высота уровня 2008 м, глубина до 230 м). У восточного берега озера - конус Бару (высотой до 2376 м).
Извержения отмечались только на Бару (начиная с 1847 - 11 извержений, последние - в 1953, 1965-66, 1994 и 2004 гг.).
На Ринджани проявляется сольфатарная (см. СОЛЬФАТАРЫ) деятельность.
РИНДТ Йохан - РИНДТ Йохан (полн. Карл Йохан Риндт, Rindt) (18 апреля 1942, Майнц, Германия - 5 сентября 1970, Милан, Италия), австрийский спортсмен (автомобильные гонки (см. АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ)), чемпион мира в Формуле 1 (см. ФОРМУЛА-1 (автомобильная)) (1970).
С раннего детства Риндт увлекся автомобилями. В 1963, продав все наследство, полученное от бабушки, он купил гоночный автомобиль «Купер» Формулы 3. В 1964 стартовал в состязаниях Формулы 1 на Гран-при Австрии. Однако первый большой успех пришел к нему только в 1969, когда Риндт победил на этапе чемпионата мира в Уоткинс-Глене в США.
Но 5 сентября 1970 на тренировке в Монце (Италия) гонщик вылетел на своем «Лотусе» с трассы и получил тяжелые травмы. Он скончался на операционном столе одной из клиник Милана. Риндт - единственный гонщик, который стал чемпионом мира посмертно, по итогам 1970 года (45 очков). Всего Риндт участвовал в 60 розыгрышах гран-при, в 6 из которых победил (10 поул-позишн, 107 очков).
РИНЕККЕР (Rienаcker) Гюнтер (1904-89) - немецкий химик, иностранный член АН СССР (1966). Труды по неорганическому катализу, методам получения катализаторов.
Рине́ккер Гюнтер (Rienäcker) (1904-1989), немецкий химик, иностранный член АН СССР (1966). Труды по неорганическому катализу, методам получения катализаторов.
* * *
РИНЕККЕР Гюнтер - РИНЕ́ККЕР (Rienаcker) Гюнтер (1904-89), немецкий химик, иностранный член АН СССР (1966). Труды по неорганическому катализу, методам получения катализаторов.
-я, м. Прост. к Ириний (см.).
-я, муж. Прост. к (см. Ириний).
Мирный (греч.) ср. Ирина; Ирена, Эйрена - греческая богиня мира (римский вариант - Пакс).
13 января (31 декабря) - преподобный Ириней.
8 апреля (26 марта) - священномученик Ириней, епископ Сирмийский.
18 (5) июня и 18 (5) августа - мученик Ириней.
26 (13) августа - мученик Ириней Римский.
4 сентября (22 августа) - мученик Ириней.
5 сентября (23 августа) - священномученик Ириней, епископ Лионский.
Риниофи́ты (псилофиты), самый древний и примитивный отдел вымерших растений. Встречаются в отложениях верхнего силура - верхнего девона. Риниофитам свойственны: дихотомическое ветвление стеблей, верхушечное расположение спорангиев, равноспоровость. Настоящих корней не имели.
* * *
РИНИОФИТЫ - РИНИОФИ́ТЫ, см. Псилофиты (см. ПСИЛОФИТЫ).
РИНИОФИТЫ (псилофиты) - самый древний и примитивный отдел вымерших растений. Встречаются в отложениях верхнего силура - верхнего девона. Риниофитам свойственны: дихотомическое ветвление стеблей, верхушечное расположение спорангиев, равноспоровость. Настоящих корней не имели.