Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

рождества остров

Энциклопедический словарь

Рождества остров - I

Кристмас (Christmas Island), в восточной части Индийского океана; под управлением Австралии. 156 км2. Население 1,3 тыс. человек. Высота до 356 м. Крупные месторождения фосфоритов.

II

(Кристмас), атолл в Тихом океане, в группе островов Лайн. Территория государства Кирибати. 359 км2. Плантации кокосовой пальмы.

Большой энциклопедический словарь

РОЖДЕСТВА ОСТРОВ (Кристмас) - атолл в Тихом ок., в группе о-вов Лайн. Территория государства Кирибати. 359 км². Плантации кокосовой пальмы.

-----------------------------------

РОЖДЕСТВА ОСТРОВ (Кристмас) - (Christmas Island) в восточной части Индийского ок.; под управлением Австралии. 156 км². Население 2 тыс. человек (1986). Высота до 356 м. Крупные месторождения фосфоритов.

Полезные сервисы

рождества остров (атолл в тихом ок.)

Энциклопедический словарь

РОЖДЕСТВА ОСТРОВ (атолл в Тихом ок.) - РОЖДЕСТВА́ О́СТРОВ (Кристмас), атолл в Тихом ок., в группе о-вов Лайн. Территория государства Кирибати. 359 км2. Плантации кокосовой пальмы.

Полезные сервисы

рождества остров (индийский океан)

Энциклопедический словарь

РОЖДЕСТВА ОСТРОВ (Индийский океан) - РОЖДЕСТВА́ О́СТРОВ (Кристмас) (Christmas Island) в восточной части Индийского ок.; под управлением Австралии. 156 км2. Население 2 тыс. человек (1986). Высота до 356 м. Крупные месторождения фосфоритов.

Полезные сервисы

рождественка

Синонимы к слову рождественка

сущ., кол-во синонимов: 1

река (2073)

Грамматический словарь

Рожде́ственка ж 3*а

Сканворды для слова рождественка

- Улица в Москве.

Полезные сервисы

рождественне

Словарь церковнославянского языка

 (γεννητῶς) по рождению, по причине происхождения.

Полезные сервисы

рождествено

Сканворды для слова рождествено

- Спортивный аэродром в Самарской области.

- Утраченная деревянная усадьба графа Ивана Кутайсова.

Полезные сервисы

рождественсий

Сканворды для слова рождественсий

- Советский поэт, автор текстов многих популярных песен.

Полезные сервисы

рождественская звезда

Синонимы к слову рождественская звезда

сущ., кол-во синонимов: 3

Полезные сервисы

рождественская наталия петровна

Большой энциклопедический словарь

Рожде́ственская Наталия Петровна (1900—1997), певица (сопрано), народная артистка РСФСР (1947). Мать Г. Н. Рождественского. Ученица С. И. Друзякиной. Выступала с 1926, в 1929—60 солистка Всесоюзного радио. Среди лучших партий — Феврония в опере «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова, Донна Анна в опере «Каменный гость» А. С. Даргомыжского. Перевела на русский язык тексты ряда опер зарубежных композиторов.

Полезные сервисы

рождественская наталья петровна

Энциклопедический словарь

Рожде́ственская Наталья Петровна (1900-1997), певица (сопрано), народный артист РСФСР (1947). Мать Г. Н. Рождественского. Ученица С. И. Друзякиной. Выступала с 1926, в 1929-60 солистка Всесоюзного радио. Среди лучших партий - Феврония в опере «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова, Донна Анна в опере «Каменный гость» А. С. Даргомыжского. Перевела на русский язык тексты ряда опер зарубежных композиторов.

Полезные сервисы

рождественский

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. Рождество, связанный с ним

2. Свойственный Рождеству, характерный для него.

3. Происходящий, приходящийся на Рождество.

Толковый словарь Ушакова

РОЖДЕ́СТВЕНСКИЙ, рождественская, рождественское. прил. к рождество в 1 знач.; бывающий, происходящий на рождестве. Ррождественский мороз. Рождественская елка.

Толковый словарь Ожегова

РОЖДЕСТВО́, -а́, ср.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к рождество; такой, который бывает на рождество.

Рождественские морозы.

Это была настоящая рождественская елочка. Мамин-Сибиряк, Аленушкины сказки.

- рождественский дед

Орфографический словарь

рожде́ственский

Рожде́ственский (хра́м, монасты́рь)

Формы слов для слова рождественский

рожде́ственский, рожде́ственская, рожде́ственское, рожде́ственские, рожде́ственского, рожде́ственской, рожде́ственских, рожде́ственскому, рожде́ственским, рожде́ственскую, рожде́ственскою, рожде́ственскими, рожде́ственском, рожде́ственск, рожде́ственска, рожде́ственско, рожде́ственски

Синонимы к слову рождественский

прил., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

рожд/е́ств/ен/ск/ий.

Грамматический словарь

Рожде́ственский ф. <п 3а>

рожде́ственский п 3a✕~

Словарь русских фамилий

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РОЖЕСТВЕНСКИЙ

Семинарская фамилия. От храмов, названных в честь праздников рождества. (Ф)

Сканворды для слова рождественский

- Российский космонавт.

- Командующий русской эскадрой в морском сражении под Цусимой.

Полезные сервисы

рождественский валерий ильич

Энциклопедический словарь

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Валерий Ильич - РОЖДЕ́СТВЕНСКИЙ Валерий Ильич (р. 1939), летчик-космонавт СССР (1976), полковник, Герой Советского Союза (1976). Полет на «Союзе-23» (октябрь 1976).

Большой энциклопедический словарь

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Валерий Ильич (р. 1939) - летчик-космонавт СССР (1976), полковник, Герой Советского Союза (1976). Полет на "Союзе-23" (октябрь 1976).

Полезные сервисы

рождественский василий васильевич

Энциклопедический словарь

Рожде́ственский Василий Васильевич (1884-1963), живописец. Член «Бубнового валета». Тонкие по цвету эмоциональные пейзажи («Город», 1918), натюрморты, жанровые сцены.

* * *

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Василий Васильевич - РОЖДЕ́СТВЕНСКИЙ Василий Васильевич (1884-1963), российский живописец. Член «Бубнового валета» (см. БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ). Тонкие по цвету эмоциональные пейзажи, натюрморты, жанровые сцены.

Большой энциклопедический словарь

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Василий Васильевич (1884-1963) - российский живописец. Член "Бубнового валета". Тонкие по цвету эмоциональные пейзажи, натюрморты, жанровые сцены.

Полезные сервисы

рождественский вс. ал-др

Гуманитарный словарь

РОЖДЕ́СТВЕНСКИЙ Вс. Ал-др. (1895-1977) - поэт. Родился в Царском Селе (ныне г. Пушкин), в семье законоучителя. Учился в г-зии, дир. к-рой был И. Анненский; после увольнения И. Анненского - в 1-й Петерб. г-зии. Первые стихи Р. опубликованы в ж. "Ученик" (1910); первый сб. стихотв. - "Гимназические годы" (1914). В 1914 поступил наист.-филол. ф-т Петерб. ун-та, посещал организ. молодыми филологами "Кружок поэтов". В 1915 был принят репетитором в семью М. Горького. По совм. работе в изд-ве "Всемирная литература" тесно сблизился с А. Блоком. В 1920 вступил в "Цех поэтов". Сб. стихотв. "Лето" и "Золотое веретено" (оба 1921) - в русле влияния поэзии акмеизма. В дальнейшем (сб. стихотв. "Большая Медведица", 1926; "Гранитный сад", 1929; "Земное сердце", 1933; "Окно в сад", 1939) мотивы поэтизации прошлого в творчестве Р. все теснее переплетаются с темой современности; значит. место в поэзии Р. принадлежит портретам выдающихся деятелей рус. культуры. Р. - певец Крыма, Коктебеля, его "апостола и хозяина" М. Волошина. Одна из любимых тем поэта - Петербург - Ленинград, Царское Село. Во время Вел. Отеч. войны Р. - на Волховском и Карельском фронтах, корр. воен. газет, издает сб. стихотв. "Голос Родины" (1943), "Ладога" (1945). В послевоен. лирике Р. ("Иволга", 1958; "Русские зори", 1962; "Золотая осень", 1969; "Добрый день", 1973 и др.) - им воспеты красота сев. природы, неповторимость Ленинграда, самобытность нац. рус. характера. Последняя прижизн. кн. стихов - "Лицом к заре" (1976). Р. - приверженец классич. традиций в поэзии, его поэтич. работу отличала "словесная взыскательность" (Н. Тихонов). Р. - автор либретто оперы Ю. Шапорина "Декабристы"; переводил европ. поэзию и поэзию народов СССР; очерки о поэтич. мастерстве объединены в кн. "Жизнь слова" (1977).

Полезные сервисы

рождественский всеволод александрович

Энциклопедический словарь

Рожде́ственский Всеволод Александрович (1895-1977), русский поэт. В сборниках «Земное сердце» (1933), «Окно в сад» (1939), «Русские зори» (1962) - верность культурным традициям, тема прошлого и настоящего Санкт-Петербурга - Ленинграда. Мемуары; работы об А. С. Пушкине.

* * *

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Всеволод Александрович - РОЖДЕ́СТВЕНСКИЙ Всеволод Александрович (1895-1977), русский поэт. В сборниках «Земное сердце» (1933), «Окно в сад» (1939), «Русские зори» (1962) - верность культурным традициям, тема настоящего и прошлого Санкт-Петербурга. Мемуары; работы о А. С. Пушкине.

Большой энциклопедический словарь

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Всеволод Александрович (1895-1977) - русский поэт. В сборниках "Земное сердце" (1933), "Окно в сад" (1939), "Русские зори" (1962) - верность культурным традициям, тема настоящего и прошлого Санкт-Петербурга. Мемуары; работы о А. С. Пушкине.

Полезные сервисы

рождественский ген. ник

Гуманитарный словарь

РОЖДЕ́СТВЕНСКИЙ Ген. Ник. (род. 1931) - дирижер. Окончил Моск. конс. по кл. фп. у Л. Н. Оборина и дирижирования у отца (1954). В 1951-60 дирижер, в 1965-70 гл. дирижер Большого т-ра, в 1961-74 худ. рук. и гл. дирижер Большого симфонич. оркестра Всесоюзного радио и телевидения, в 1974-85 гл. дирижер Моск. камерного муз. т-ра, в 1974-77 гл. дирижер Стокгольмской филармонии, с 1978 - гл. дирижер оркестра Би-Би-Си в Лондоне. С 1982 - рук. симфонич. оркестра Мин. культуры СССР. С 1976 - проф. Моск. конс. В 2000 назначен гл. дирижером Большого т-ра. Интересы Р.-дирижера сосредоточены гл. образом на совр. музыке и мало исполняемой классической. В репертуаре Р. - редко исполняемые соч. С. С. Прокофьева, в т. ч. 2-я, 3-я, 4-я симфонии. На основе музыки Прокофьева к пушкинским спектаклям создал сюиту "Пушкиниана". Р. возобновил исполнение 2-й и 3-й симфоний Д. Д. Шостаковича, исполнил его неоконченные сценич. произв. ("Игроки" и "Большая молния"), составил сюиту из музыки к к/ф "Новый Вавилон", пропагандировал музыку И. Ф. Стравинского и исполнил впервые ряд его новых соч., поставил в Камерном муз. т-ре оперу "Похождение повесы". Ознакомил отечеств. аудиторию со мн. редко исполняемыми произв. М. Равеля, Б. Бартока, П. Хиндемита, А. Шенберга, Б. Мартину, Ф. Пуленка и др. зап. авторов. Дирижерскому иск-ву Р. свойственны ясность, масштабность замысла, рационализм и конструктивизм, ему чужда романтическая трактовка. Р. создал новую просветительскую форму симфонич. концерта, предваряемого его вступительным словом, являющегося неотъемлемой составной частью исполнения. Нар. арт. СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1970). Герой соц. труда (1990). Поч. чл. Шведской королевской академии. Обладатель многочисл. премий и дипломов за запись музыки Прокофьева.

Соч.: Дирижерская аппликатура. М., 1974; Мысли о музыке. М., 1975; Преамбулы. М., 1989.

Полезные сервисы

рождественский геннадий николаевич

Энциклопедический словарь

Рожде́ственский Геннадий Николаевич (р. 1931), дирижёр, народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1990). Сын дирижёра Н. П. Аносова и певицы Н. П. Рождественской. В 1951-60 и 1978-83 дирижёр, в 1965-70 главный дирижёр Большого театра. В 1961-74 главный дирижёр и художественный руководитель Большого симфонического оркестра Центрального ТВ и радиовещания. В 1974-85 главный дирижёр Московского камерного музыкального театра, с 1981 - Симфонического оркестра Министерства культуры СССР (с 1991 Симфоническая капелла России). С 1974 главный дирижёр ряда зарубежных оркестров (в том числе Стокгольмской филармонии, Симфонический оркестр Би-Би-Си). Профессор Московской консерватории (с 1976). Ленинская премия (1970), Государственная премия Российской Федерации (1995).

* * *

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Геннадий Николаевич - РОЖДЕ́СТВЕНСКИЙ Геннадий Николаевич (р. 4 мая 1931, Москва), российский дирижер, народный артист СССР (1976). Герой Социалистического Труда (1990). Ленинская премия (1970).

Сын дирижера, профессора Московской консерватории Николая Павловича Аносова (1900-62) и певицы (сопрано) Натальи Петровны Рождественской (1900-97). Дирижерскому искусству обучался у своего отца, игре на фортепиано - у Л. Н. Оборина (см. ОБОРИН Лев Николаевич). В 1951, еще студентом Московской консерватории, дебютировал в качестве балетного дирижера Большого театра (см. БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Москве). В Большом театре работал до 1970 (с 1964 - главный дирижер), а также в 1978-83. В 1961-74 возглавлял Большой симфонический оркестр Гостелерадио (см. БОЛЬШОЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР имени Чайковского); под руководством Рождественского этот коллектив освоил огромный репертуар, в своей значительной части новый для советской публики. С 1956 концертирует по всему миру. В 1974-77 возглавлял Стокгольмский филармонический оркестр, в 1978-81 - Симфонический оркестр Британской радиокорпорации (Би-Би-Си (см. БИ-БИ-СИ)), в 1981-82 - Венский симфонический оркестр, затем основал Государственный оркестр Министерства культуры СССР, просуществовавший до 1991. В 1973-85 был также музыкальным руководителем Московского камерного музыкального театра.

Энергичный, всесторонне эрудированный музыкант с волевым артистическим темпераментом и широкими взглядами на искусство, Рождественский неизменно стремится знакомить аудиторию с забытой или малоизвестной музыкой прошлого и с творчеством современных композиторов. Он осуществил мировые и отечественные премьеры многих произведений Э. Денисова (см. ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич), Р. Щедрина (см. ЩЕДРИН Родион Константинович), С. Губайдулиной (см. ГУБАЙДУЛИНА София Асгатовна), А. Шнитке (см. ШНИТКЕ Альфред Гарриевич), композиторов более молодых поколений, возродил ряд партитур Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич), Мясковского (см. МЯСКОВСКИЙ Николай Яковлевич), Шостаковича (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич). В 1991 вновь возглавил Стокгольмский филармонический оркестр. Преподает, часто сопровождает свои концерты остроумными и содержательными вступительными словами. Автор трудов по искусству дирижирования, эссе о музыке, аналитических работ об оркестровке. Лауреат Ленинской премии (1970). Выступает как пианист-ансамблист со своей женой, пианисткой Викторией Постниковой (см. ПОСТНИКОВА Виктория Валентиновна) (р. 1944) и с сыном, скрипачом Александром Рождественским. С сентября 2000 по июнь 2001 художественный руководитель Большого театра.

Большой энциклопедический словарь

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Геннадий Николаевич (р. 1931) - российский дирижер, народный артист СССР (1976). Герой Социалистического Труда (1990). В 1951-1960 и 1965-70 главный дирижер Большого театра. В 1961-74 главный дирижер и художественный руководитель Большого симфонического оркестра центрального телевидения и радиовещания. В 1974-85 главный дирижер Московского камерного музыкального театра, с 1980 - симфонического оркестра Министерства культуры СССР. С 1974 главный дирижер ряда зарубежных оркестров. Профессор Московской консерватории (с 1976). Ленинская премия (1970).

Полезные сервисы

рождественский дм. сер

Гуманитарный словарь

РОЖДЕ́СТВЕНСКИЙ Дм. Сер. (1876-1940) - физик-оптик, акад. АН СССР (1929). Род. в Петербурге, в семье учителя г-зии. Окончил Петерб. ун-т, совершенствовал свои знания в Германии. С 1903 преподавал в Петерб. ун-те курс оптики, с 1915 - зав. физ. ин-том Петерб. ун-та. Основатель и первый дир. Гос. оптич. ин-та (1918), организатор науч. и техн. оптики в России, стоявший у истоков отеч. оптич. приборостроения. Обл. науч. интересов - оптика, атомная физика, атомная спектроскопия.

Лит.: Воспоминания об академике Д. С. Рождественском. Л., 1976; Гуло Д. Д., Осиновский А. Н. Д. С. Рождественский. М., 1980.

Полезные сервисы

рождественский дмитрий сергеевич

Энциклопедический словарь

Рожде́ственский Дмитрий Сергеевич (1876-1940), физик, один из организаторов оптической промышленности, основатель ленинградской школы оптиков, академик АН СССР (1929). Организатор и первый директор (1918-32) Государственного оптического института (ГОИ). Труды по исследованию аномальной дисперсии света в парах металлов, атомной спектроскопии, теории микроскопа.

* * *

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Дмитрий Сергеевич - РОЖДЕ́СТВЕНСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1876-1940), российский физик, один из организаторов оптической промышленности, основатель ленинградской школы оптиков, академик АН СССР (1929). Труды по исследованию аномальной дисперсии света в парах металлов, атомной спектроскопии, теории микроскопа. Организатор и первый директор (1918-1932) Государственного оптического института (ГОИ).

Большой энциклопедический словарь

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Дмитрий Сергеевич (1876-1940) - российский физик, один из организаторов оптической промышленности, основатель ленинградской школы оптиков, академик АН СССР (1929). Труды по исследованию аномальной дисперсии света в парах металлов, атомной спектроскопии, теории микроскопа. Организатор и первый директор (1918-1932) Государственного оптического института (ГОИ).

Полезные сервисы

рождественский или первый сочельник; свят вечер не едят до звезды

Пословицы и поговорки Даль

Коляда. Кутья. Рождественский или первый сочельник; свят вечер не едят до звезды.

См. МЕСЯЦЕСЛОВ

Полезные сервисы

рождественский конст. ив

Гуманитарный словарь

РОЖДЕ́СТВЕНСКИЙ Конст. Ив. (род. 1906) - мастер декор.-оформит. иск-ва, живописец; нар. худож. РСФСР (1976), действ. чл. АХ СССР; учился в Гос. ин-те худож. культуры (1923-27). На раннем этапе творчества испытывал влияние В. Е. Татлина, П. Н. Филонова, М. В. Матюшина. Автор худож.-пространств. решений экспозиций мн. отеч. выставок за рубежом (в части., для Всемирной выставки в Париже, 1937). Решал творч. задачи, связ. с синтезом иск-в. В живописи стремился к созд. обобщ., типических образов ("Жница", "Девушка с граблями", обе 1933 и др.). Преподавал в Гос. ин-те истории иск-в (1927-30, Ленинград).

Соч.: Ансамбль и экспозиция. Л., 1970.

Полезные сервисы

рождественский константин иванович

Энциклопедический словарь

Рожде́ственский Константин Иванович (р. 1906), мастер оформительского искусства, народный художник РСФСР (1976), действительный член АХ (1979). Создатель пространственно-многоплановых экспозиций, основанных на синтезе искусств. Главный художник павильонов СССР на Всемирных выставках в Брюсселе (1958) и Осаке (1970).

* * *

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Константин Иванович - РОЖДЕ́СТВЕНСКИЙ Константин Иванович (р. 1906), российский мастер оформительского искусства, народный художник России (1976), действительный член АХ (1979). Создатель пространственно-многоплановых экспозиций, основанных на синтезе искусств. Главный художник советских павильонов на Всемирных выставках в Брюсселе (1958) и Осаке (1970).

Большой энциклопедический словарь

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Константин Иванович (р. 1906) - российский мастер оформительского искусства, народный художник России (1976), действительный член АХ (1979). Создатель пространственно-многоплановых экспозиций, основанных на синтезе искусств. Главный художник советских павильонов на Всемирных выставках в Брюсселе (1958) и Осаке (1970).

Полезные сервисы

рождественский николай сергеевич

Энциклопедический словарь

Рожде́ственский Николай Сергеевич (1892-1981), педагог, методист русского языка, доктор педагогических наук, профессор. Учебники по русскому языку для начальной школы, труды по методике преподавания русского языка для общеобразовательных школ и педагогических вузов.

* * *

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Николай Сергеевич - РОЖДЕ́СТВЕНСКИЙ Николай Сергеевич (1892-1981), российский педагог, методист русского языка, доктор педагогических наук, профессор. Учебники по русскому языку для начальной школы, труды по методике преподавания русского языка для общеобразовательных школ и педагогических вузов.

Большой энциклопедический словарь

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Николай Сергеевич (1892-1981) - российский педагог, методист русского языка, доктор педагогических наук, профессор. Учебники по русскому языку для начальной школы, труды по методике преподавания русского языка для общеобразовательных школ и педагогических вузов.

Полезные сервисы

рождественский пост

Словарь народов и культуры

Рождественский пост

(Advent, лат. adventus - прибытие, приход), период христианского года, предшествующий Рождеству; впервые о нем упоминается на Соборе в Туре в 567 г. н.э. Продолжительность Р.п. различна: на Западе он начинается в ближайшее воскресенье после дня Св. Андрея (30 нояб.); на Востоке - за 40 дней до Рождества. Хотя этот пост не отличается такой строгостью, как Великий пост, он по традиции рассматривается как время покаяния и очищения в преддверии как Рождества, так и ожидаемого Второго пришествия Христа в Судный день. Во время богослужений принято зажигать свечи, а на Западе - священнослужителям облачаться в пурпурные одежды.

Орфографический словарь

Рожде́ственский по́ст

Полезные сервисы

рождественский роберт ив

Гуманитарный словарь

РОЖДЕ́СТВЕНСКИЙ Роберт Ив. (1932-94) - поэт. Родился в с. Косиха Алтайского края. Отец - военнослужащий. После ухода родителей на фронт (мать - военврач) около 2-х лет воспитывался в детском доме. Учился в 3-м Моск. воен-муз. уч-ще, после окончания школы - в Петрозаводском ун-те. Окончил Лит. ин-т им. М. Горького (1956). Печататься начал в 1950. Первый сб. стихотв. "Флаги весны" (1955). Сам Р. вел отсчет своих книг со сб. "Испытание" (1956). Один из лидеров (наряду с Е. Евтушенко, А. Вознесенским, Б. Ахмадулиной и др.) молодой поэзии, сыгравшей большую роль в обществ. жизни сер. 50-х - нач. 60-х гг. В кн. "Дрейфующий проспект" (1959), "Необитаемые острова" (1962), "Радиус действия" (1965), "Сын Веры" (1966), "Всерьез" (1970) определились черты творчества Р. - открытая социальность, гражд. пафос, интерес к актуальным общест. событиям.

Поэзия Р. контрастна, окрашена выс. патетикой, опирается на ораторскую речь, на эмоцион. силу гипербол (одна из кн. Р. наз. "Радар сердца"). Творчески воспринял традиции В. Маяковского (написал большую ст. о поэзии В. Маяковского). Публицист, живущий тревогами сегодняшнего дня, Р. реализовал свои возможности как ведущий телепередачи "Камера смотрит в мир", сопровождая документ. сюжеты передачи стихами. Р. - автор поэм "Моя любовь", "Пятнадцать минут до старта", "Письмо в тридцатый век", "Двести десять шагов" и др. Наиб. известен "Реквием" (1960). Поэма вдохновила худ.-графика С. Красаускаса на цикл гравюр, композитор Д. Кабалевский написал на текст поэмы ораторию. От пафосного стиля, "государств." монументализма "Реквиема", "Письма в тридцатый век" Р. переходит к игровой и легкой интонационно и лексически "Поэме о разных точках зрения" (1965). Одна из последних - поэма "Ожидание" (вошла в сб. "Это время", 1983).

Р. много работал в обл. песенного творчества. Первая песня - "Твое окно" (1955). Широко попул. песни Р. "Эхо любви" (первая исполнительница А. Герман), "Билет в детство", "Стань таким", "Свадьба", "Благодарю тебя", "Огромное небо", "Мгновения" (из т/ф "Семнадцать мгновений весны") и мн. другие.

Полезные сервисы

рождественский роберт иванович

Энциклопедический словарь

Рожде́ственский Роберт Иванович (1932-1994), русский поэт. Гражданственность, публицистическая направленность лирики: сборники «Ровеснику» (1962), «Голос города» (1977), «Это время» (1983), «Возраст» (1988), «Бессонница» (1991); поэмы «Письмо в тридцатый век» (1963), «Реквием» (1961), «210 шагов» (1978); популярные песни. Государственная премия СССР (1979).

* * *

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Роберт Иванович - РОЖДЕ́СТВЕНСКИЙ Роберт Иванович (1932-94), русский поэт. Гражданственность, публицистическая направленность лирики: сборники «Ровеснику» (1962), «Голос города» (1977), «Это время» (1983), «Возраст» (1988); поэмы «Реквием» (1961), «Письмо в тридцатый век» (1963), «210 шагов» (1978); популярные песни. Государственная премия СССР (1979).

Большой энциклопедический словарь

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Роберт Иванович (1932-94) - русский поэт. Гражданственность, публицистическая направленность лирики: сборники "Ровеснику" (1962), "Голос города" (1977), "Это время" (1983), "Возраст" (1988); поэмы "Реквием" (1961), "Письмо в тридцатый век" (1963), "210 шагов" (1978); популярные песни. Государственная премия СССР (1979).

Полезные сервисы

рождественский сергей васильевич

Энциклопедический словарь

Рожде́ственский Сергей Васильевич (1868-1934), историк, член-корреспондент РАН (1920) и АН СССР (1925). Труды по социально-экономической и политической истории России XIV-XVII вв., истории народного просвещения в XVIII-XX вв.

* * *

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Сергей Васильевич - РОЖДЕ́СТВЕНСКИЙ Сергей Васильевич (1868-1934), российский историк, член-корреспондент АН СССР (1925; член-корреспондент РАН с 1920). Труды по социально-экономической и политической истории России 14-17 вв., истории народного просвещения в 18-20 вв.

Большой энциклопедический словарь

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Сергей Васильевич (1868-1934) - российский историк, член-корреспондент АН СССР (1925; член-корреспондент РАН с 1920). Труды по социально-экономической и политической истории России 14-17 вв., истории народного просвещения в 18-20 вв.

Полезные сервисы

рождественский сочельник

Толковый словарь

м.

Канун одного из двунадесятых православных церковных праздников - Рождества Христова.

Полезные сервисы

рождественский цветок

Синонимы к слову рождественский цветок

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

рождественско-крещенский

Слитно. Раздельно. Через дефис

рожде/ственско-креще/нский

Полезные сервисы

рождественско-новогодний

Слитно. Раздельно. Через дефис

рожде/ственско-нового/дний

Полезные сервисы

рождество

Толковый словарь

ср.

Один из главных христианских церковных праздников, установленный - согласно церковному вероучению - в честь рождения Иисуса Христа (отмечающийся православными 25 декабря - по старому стилю или 7 января - по новому, а остальными верующими - 25 декабря); Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Рождество Христово.

РОЖДЕСТВО́ - сущ., с., употр. нечасто

Морфология: (нет) чего? Рождества́, чему? Рождеству́, (вижу) что? Рождество́, чем? Рождество́м, о чём? о Рождестве́

1. В христианстве Рождеством называют праздник рождения Иисуса Христа.

Поздравить с Рождеством. | Зажечь свечи на Рождество.

2. В Православной Церкви Рождеством Богородицы называется один из главных праздников, который отмечается ежегодно 8(21) сентября.

рожде́ственский прил.

Рождественские морозы. | Рождественские каникулы. | Рождественская ёлка.

Толковый словарь Ушакова

РОЖДЕСТВО́, рождества, мн. нет, ср.

1. День 25 декабря, церковный христианский праздник рождения Христа. «Последний день перед рождением прошел.» Гоголь. «Балы дает нельзя богаче от рождества и до поста.» Грибоедов.

2. Рождение (старин.).

Толковый словарь Ожегова

РОЖДЕСТВО́, -а, ср.

1. (Р прописное). Один из христианских (у православных один из двенадцати основных) праздников в память рождения Иисуса Христа (25 декабря/7 января). Ночная служба под Р. Торжественное богослужение на Р. В ночь перед Рождеством или под Рождество.

2. Само рождение Иисуса Христа. Великое событие р. Христово.

Рождество Богородицы один из двенадцати основных православных праздников в память рождения девы Марии матери Иисуса Христа (8/21 сентября).

| прил. рождественский, -ая, -ое (к 1 знач.). Р. пост. Рождественские морозы. Р. дед (то же, что Дед Мороз).

Словарь существительных

РОЖДЕСТВО́, -а́, ср (Р прописное).

Праздник (один из главных у христиан, у православных - один из двенадцати основных), отмечаемый 25 декабря (7 января по новому стилю) в память о рождении Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа.

Ехать к дедушке в деревню на Рождество! Это было для нас самым большим праздником (В.Дмитриева).

Энциклопедический словарь

РОЖДЕСТВО́ -а́; ср. [с прописной буквы] В христианской религии: праздник рождения Иисуса Христа (отмечается 25 декабря (7 января); в православной церкви: один из двунадесятых праздников). Поздравить с Рождеством. Зажечь свечи на Р.

◊ Рождество́ Христово. = Рождество́. Рождество́ Богородицы. В православной церкви: один из двунадесятых праздников (отмечается 8 (21) сентября).

Рожде́ственский, -ая, -ое. Р-ие морозы. Р-ие каникулы. Р-ая ёлка. Р. дед (=Дед Мороз).

Академический словарь

-а́, ср.

Христианский зимний праздник, посвященный рождению мифического основателя христианства - Христа.

Задолго до рождества в школе начинались оживленные толки о предстоящей елке. Гарин-Михайловский, Несколько лет в деревне.

[Караульщики] являлись, бывало, на рождество и пасху с поздравлениями, и он давал им на праздник по целковому. Федин, Необыкновенное лето.

Энциклопедия Кольера

РОЖДЕСТВО - церковный праздник, посвященный воспоминанию о рождении Иисуса Христа, отмечается 25 декабря (в Православной церкви - 25 декабря по старому стилю). Английское слово Christmas восходит к древнеанглийскому Cristes maesse (Месса Христова) и впервые вошло в обиход в 11 в. В Германии праздник носит название Weihnachten (Святая ночь); аналогичное название употребляется в некоторых славянских языках. В романских языках обычно используются производные от латинского Dies natalis Domini (День рождества Господа), например, Il Natale в итальянском, La Navidad в испанском. Французское Nol, вероятно, также образовано от латинского natalis. Ни евангельские свидетельства, ни какая-либо надежная традиция не позволяют определить точную дату рождения Христа. На протяжении трех первых веков истории христианства церковь выступала против языческого обычая празднования дней рождения, хотя имеются указания на то, что чисто религиозное воспоминание рождества Христова было включено в чин праздника Богоявления. Климент Александрийский упоминает о существовании такой практики в Египте на рубеже 2 и 3 вв.; есть свидетельства о том, что этот праздник отмечался и в других землях. После победы Константина Великого Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова (ок. 320 или 353). Уже с конца 4 в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января). Выбор даты, возможно, связан и с тем, что 25 декабря в Риме отмечался митраистский праздник бога-Солнца (natalis solis invicti) и в это время праздновались также сатурналии. Церковь таким образом использовала возможность отвлечь народ от соблюдения языческого праздника зимнего солнцестояния, превратив этот день в праздник поклонения Христу. Указания на это можно обнаружить и в сочинениях Киприана, и у Иоанна Златоуста. В Северной Европе германские племена также праздновали зимнее солнцестояние, с чем было связано много обычаев и традиций, которые позднее, после обращения этих племен в христианство, вошли в круг рождественских обычаев. В результате в эпоху Средневековья Рождество стало самым популярным праздником: оно праздновалось и в церкви, и дома, причем христианское благочестие тесно переплеталось в нем с языческими элементами. Отказ от мессы в эпоху Реформации во многих странах привел к изменению характера празднования Рождества. В Англии пуритане осудили этот праздник, и в 1642-1652 был издан ряд постановлений, запрещавших отмечать этот день церковными службами и празднествами. Эти настроения принесли с собой в Америку выходцы из пуританской среды, и лишь после притока в Америку новой волны иммигрантов из Ирландии и Германии начал распространяться обычай праздновать Рождество. Все возражения были забыты, и старые традиции возродились в среде не только католиков, но и протестантов.

Рождественские песнопения. Древнейший из дошедших до нас гимнов, посвященных Рождеству Христову, Иисус озарил всех (Jesus refulsit omnium), принадлежит Иларию Пиктавийскому (ум. 368). Вплоть до 13 в. рождественские гимны носили в основном торжественный и строго религиозный характер. Подлинные рождественские песнопения, более легкие, живые и неформальные, родились в Италии в францисканской среде. Самый любимый из этих гимнов, Придите, верные (Adeste fideles), иногда приписывался Бонавентуре (ум. 1274), хотя самая ранняя рукопись этого гимна датируется 1790 и подписана Дж.Ф.Вейдом, который был кантором в католической колонии в Дуэ (Франция). Происхождение гимна Да возрадует вас Бог, люди добрые (God Rest You Merry, Gentlemen) также неизвестно; некоторые исследователи связывают его с Корнуоллом и датируют 16 в. Гимн Внимайте пению ангелов-вестников (Hark! The Herald Angels Sing) был написан Ч.Уэсли в 1737. Лютеру принадлежит гимн С Небес гряду Я к вам (Vom Himmel hoch da komm' ich her). Исполненный воодушевления гимн Joy to the World (Радость миру) был написан И.Уотсом в 1719, а современная музыка к нему была сочинена Л.Мейсоном на темы из Мессии Генделя. Рождественская песенка Тихая ночь, святая ночь (Stille Nacht, heilige Nacht) была сочинена в 1818 Й.Мором, приходским священником из Оберндорфа в Тирольских Альпах.

Рождественские украшения. Обычай украшать и освещать рождественское дерево, возможно, восходит к средневековым германским мистериям, где т.н. Райское древо (Paradeisbaum), символизировало сад Эдема. После запрещения этих мистерий дерево начали ставить в домах, и постепенно сложился обычай украшать его сладостями, фруктами, а затем и свечами. Некоторые исследователи видят здесь пережиток языческого культа дерева, восходящего к Древнему Риму и Древнему Египту. К началу 19 в. этот германский обычай распространился в большинстве стран Северной Европы. В Англии он был введен в 1841 герцогом Альбертом, супругом королевы Виктории. Выходцы из Германии принесли его в США. Обычай устанавливать украшенные огнями рождественские ели в общественных местах возник именно в этой стране. Украшение домов на Рождество вечнозелеными растениями имеет дохристианское происхождение. Во время празднования сатурналий в Риме ветви лавра и других растений широко использовались в торжественных процессиях и для украшения домов. В странах Северной Европы вечнозеленые растения, не сбрасывающие листву на зиму, воспринимались как символ вечной жизни и были объектами религиозного поклонения. Омела считалась священной у друидов Британских островов, которые приписывали ей множество волшебных свойств. Для римлян она была символом мира: если враги встречались под ее сенью, это означало, что они сложили оружие и заключили перемирие (отсюда обычай целоваться под омелой). Другим популярным рождественским украшением был и остается остролист, которому также приписывались чудесные свойства. Согласно одной из легенд, Христу перед распятием возложили на голову венец из колючего остролиста; отсюда - обычай украшать дома рождественскими венками. В Средневековье рождественское полено у германских племен Северной Европы было элементом обрядов, связанных с праздником зимнего солнцестояния. Полено (а иногда и целый ствол дерева) выбиралось на Сретение и тщательно сберегалось, чтобы за лето оно успело как следует просохнуть. В рождественский сочельник полено сжигалось в очаге вместе с углями от прошлогоднего полена. Рождественские свечи своим происхождением обязаны еврейскому празднику Ханукка (посвященному повторному освящению Второго храма в Иерусалиме, 164 до н.э.). В Средние века существовал обычай устанавливать свечу в центр венка из лавровых ветвей и зажигать ее в рождественский сочельник, а затем и в каждый вечер рождественской недели. Этот обычай был особенно распространен в Ирландии, где в рождественский сочельник католики в период гонений ставили свечи на подоконники в своих домах, чтобы священник, оказавшийся поблизости, мог найти этот дом и отслужить в нем мессу. В Америку этот обычай принесли ирландские иммигранты в 19 в. Именно он положил начало современному обычаю украшения домов и общественных зданий иллюминацией. В католических странах символом праздника и элементом праздничного убранства служит не столько рождественское дерево, сколько рождественские ясли (франц. crche, итал. presepe, исп. nacimento, нем. Krippe). Обычно они представляют собой уменьшенную копию вертепа (пещеры), в котором родился Христос, с фигурками Марии, Иосифа, пастухов, волхвов и животных, окружающих ясли с младенцем Иисусом. По преданию, этот обычай установил св. Франциск Ассизский в Греччо (Италия): в рождественский сочельник 1223 он устроил ясли с настоящими людьми и животными в роли евангельских персонажей.

Подарки и открытки. Обычай обмениваться на Рождество подарками восходит к существовавшему в Древнем Риме обычаю, именовавшемуся "стрены". Во время праздника сатурналий римляне дарили в день Нового года друзьям подарки "на счастье" (strenae) - плоды, сладости или золото. Этот обычай сохранился - не потеряв даже своего имени (trennes) - во Франции. В Англии день св. Стефана, 26 декабря, носит название Boxing Day ("день подарков"). В Средние века в этот день священники обычно открывали ящики для пожертвований и раздавали их содержимое бедным людям прихода. Впоследствии отсюда развился обычай раздачи рождественских денежных подарков ("boxes") прислуге и государственным служащим. В Германии рождественские подарки называют "Христовыми узелками". В большинстве христианских стран дети верят, что на Рождество подарки им приносит Младенец Христос, хотя в некоторых странах считается, что детей одаривает св. Николай в канун своего праздника (6 декабря). Происхождение рождественских открыток остается неясным. Согласно одной из гипотез, английский художник У. Игли в 1842 нарисовал первую такую открытку и, размножив ее, разослал друзьям. Другие историки утверждают, что Игли нарисовал открытку в 1849, и отдают пальму первенства художнику Дж. Хорсли, которому сэр Генри Коул заказал для себя рождественскую открытку в 1846.

Рождественские яства. По традиции праздник Рождества во всем мире отмечается особым угощением. В средневековой Англии кульминацией праздничного пира был момент, когда повар и слуги вносили на блюде голову кабана, а все присутствующие распевали песнь "Кабанью голову несу". Другим излюбленным рождественским блюдом был жареный павлин. Традиционный рождественский напиток в Англии готовился из эля, печеных яблок, яиц, сахара, мускатного ореха, гвоздики и имбиря и подавался горячим. (В настоящее время его заменил пунш.) Выпекались особые пирожки продолговатой формы со сладкой начинкой, символизировавшие ясли. Традиционным английским рождественским блюдом был жареный гусь или каплун, однако с конца 16 в. их вытеснила индейка, завезенная из Мексики. Почти во всех христианских странах на Рождество пекутся особые пироги, булки, печенья и пряники.

Рождественские обычаи. Одни обычаи распространены повсеместно, другие носят местный характер. В некоторых славянских странах в рождественский сочельник дети укладываются спать на постелях из сена и соломы, подражая Младенцу Иисусу в яслях. В Голландии в канун дня св. Николая ребятишки набивают свои деревянные башмаки соломой для белой лошади святого в надежде, что взамен он наполнит их игрушками и сладостями. В Италии дети выставляют наружу свои башмаки для женской ипостаси Санта-Клауса, Бефены, чтобы она наполнила их подарками. В Чехии принято с наступлением Адвента ставить в воду веточку вишневого дерева, и если на Рождество она зацветет, это считается добрым предзнаменованием. В Центральной Америке дети играют в игру, центром которой служит глиняный сосуд, наполненный сладостями и подвешенный на веревке к потолку. Ребенку завязывают глаза, и он с трех попыток должен разбить сосуд палкой. Тот, кому это удается, становится героем дня, а сладости делятся между всеми. В южном полушарии то обстоятельство, что Рождество приходится на летний период, наложило свой отпечаток на характер его празднования. В Бразилии 24 декабря царит атмосфера летнего карнавала с цветами, пикниками, фейерверками, отдыхом и экскурсиями. Процессии священников, направляющихся в церкви, чтобы отслужить рождественскую мессу, придают особый колорит и торжественность празднику. В США потомки переселенцев из Моравии в штате Пенсильвания сохранили верность рождественским яслям. В рождественский сочельник и в каждый вечер рождественской недели они и сейчас приходят поклониться яслям, облачившись в национальные костюмы. Представители других национальных групп также сохраняют обычаи, существовавшие на родине их предков. Одни открывают подарки (которые кладутся под елку или другое рождественское дерево, засовываются в подвешенные чулки и т.д.) в рождественский сочельник, а другие - в самый день Рождества. Но почти повсюду в США в рождественский сочельник многочисленные хоры распевают на улицах рождественские песнопения, а в день Рождества люди отправляются в церковь, а затем отмечают праздник семейной встречей за традиционным рождественским обедом.

ЛИТЕРАТУРА

Рашковский Е.Б. С высоты Востока... Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Рождество. Картина Робера Кампена. Ок. 1425. Музей изящных искусств. Дижон (Франция).

"Рождество". Картина Робера Кампена. Ок. 1425. Музей изящных искусств. Дижон (Франция).

РОЖДЕСТВО Христово, один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря. Временное несовпадение празднования Рождества Христова различными церквами связано с тем, что ряд церквей (русская, болгарская, сербская и другие православные церкви) пользуется юлианским календарем, 25 декабря которого соответствует 7 января григорианского календаря. В православной традиции относится к двунадесятым праздникам.

Словарь церковнославянского языка

 сущ. (греч. λοχεία, τόκος) рождение, роды.   - раньше праздновалось вместе с крещением; особым праздником стало с конца IV в.             (Лук. 1, 14).

Словарь народов и культуры

Рождество

(Christmas), ежегодный христ. праздник в честь рождения Иисуса Христа. Подлинная дата рождения Иисуса неизвестна, но по традиции Р. отмечается 25 дек. (эта дата впервые упомянута в 336 г. н.э.), это обусловлено, вероятно, распространенным в Римской империи культом др.-иран. бога Митры, рождение к-рого отмечалось 25 дек., но также весьма близко ко дню рим. празднества Сатурналий (17 дек.), во время к-рого обменивались дарами. Т.о., Р. отражает как языч. обычаи зимних празднеств, так и христ. традицию. Большее или меньшее значение, придаваемое этому празднику, зависит от региона. На Западе Р. часто открывается полуночной мессой, символизирующей приход света в темный мир. Во время Р. люди обмениваются подарками и устраивают праздничное застолье.

Словарь слов из произведений русской литературы

Рождество - и РОЖЕСТВО/, а, ср.

Церковный христианский праздник рождения Христа 25 декабря по старому стилю.

Родные люди вот какие: Мы их обязаны ласкать... И, по обычаю народа, О Рождестве их навещать. // Пушкин. Евгений Онегин //; Соседкам наплела, что я беду накликала, А чем? Рубаху чистую надела в рождество. // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо //; О Рожестве была у нас пирушка. // Крылов. Басни //

Афоризмы

Орфографический словарь

Рождество́, -а́

Синонимы к слову рождество

сущ., кол-во синонимов: 5

рождество христово, божич

Морфемно-орфографический словарь

рожд/еств/о́.

Грамматический словарь

рождество́ с 1b—

Этимологический словарь

рождество́

Заимств. из цслав., ср. др.-русск. рожьство, ст.-слав. рождьство γέννησις (Остром., Клоц., Супр.). Связано с роди́ть (см.).

Сканворды для слова рождество

- Из-за реформы календаря русская православная церковь в 1918 году не отмечала этот двунадесятый праздник.

- Традиционный дрезденский штоллен выпекают к этому празднику, но не черствеет он до Пасхи.

- В этот праздник немецкие дети едят не только пряничных человечков, но и человечков из чернослива.

- К этому празднику Алла Пугачёва приурочивала свои «встречи», ставшие дебютом для многих артистов.

- Австрийцы уверены: испачкавшись в этот праздник о трубочиста, вы непременно обретёте счастье.

- В преддверии этого праздника «шведский стол» в отелях Швеции расширяет ассортимент до 50 отборнейших блюд.

- Праздник перед святками.

- В канун какого праздника ожидали первую звезду, чтобы сесть за стол?

- Какой праздник православные христиане празднуют 7 января?

- Христианский праздник.

- «Щедрик, ведрик, Дайте вареник, Грудочку кашки, Кильце колбаски», - взывали колядующие к щедрости хозяев под этот праздник.

- В 1839 году священник Иоганн Вихерн изготовил из старого колеса венок со свечками, чтобы дети сами отсчитывали дни до этого праздника.

- Христианский праздник, накануне которого происходит действие в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».

- Иосиф Бродский каждый год старался написать стихотворение к этому празднику: «Это самый старый день рождения, который наш мир празднует».

- Рассказ Агаты Кристи «Трагедия под ...».

- Картина Эдварда Мунка «... в публичном доме».

- Рассказ Владимира Набокова.

- Фильм Майкла Кёртиса «Светлое ...».

- Фильм Майкла Митчелла «Пережить ...».

- Картина французского художника Поля Гогена.

- Картина итальянского художника Сандро Боттичелли.

- Стихотворение Александра Блока.

Полезные сервисы

рождество богородицы

Толковый словарь Ожегова

РОЖДЕСТВО́, -а́, ср.

Популярный словарь

Рождество Богородицы

Рождества́ Богоро́дицы, только ед.

1) Рождение Божьей Матери, Девы Марии, давшей человечеству Спасителя Иисуса Христа.

Церковный год начинается 1/14 сентября, и не случайно в начале богослужебного календарного круга празднуется событие, предваряющее новозаветную историю - Рождество Богородицы. Многие повествования, рассказывающие о земной жизни Девы Марии, не вошли в Евангелия, - о ней говорят предания (Пестов).

2) Один из двунадесятых праздников православной церкви, праздник рождения Божьей Матери.

Этимология:

Рождество заимствовано из старославянского языка (рожьдество). см. тж. Богородица.

Энциклопедический комментарий:

Праздник Рождества Богородицы был установлен церковью в IV в., когда в результате долголетних споров начало складываться единое представление о Божьей Матери, ее биографии. Он отмечается 8 (21) сентября. Согласно Евангелию, Богородица родилась в семье праведников Иоакима и Анны. Они долгие годы были бездетными, возносили молитвы к Богу и уже в преклонном возрасте были вознаграждены дочерью, нареченной Марией. Католическая церковь в 1854 г. даже приняла догмат о непорочном зачатии самой Марии ее матерью Анной. Однако православная церковь этот догмат не признает. В честь Богородицы воздвигнуто множество храмов, ее изображение можно увидеть в каждом храме на иконах, фресках, рельефах или в скульптуре. Ей посвящено несколько христианских праздников. Особой популярностью Богородица пользуется среди верующих женщин, считающих ее молитвенницей и заступницей за них перед Богом.

Энциклопедический словарь

Рождество́ Богоро́дицы - один из двунадесятых праздников. Установлен в память рождения Девы Марии - матери Иисуса Христа. Отмечается 8(21) сентября.

Большой энциклопедический словарь

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ - один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь рождения Девы Марии - матери Христа. Отмечается верующими 8(21) сентября.

Гуманитарный словарь

РОЖДЕСТВО́ БОГОРО́ДИЦЫ - двунадесятый праздник, отмечаемый православной церковью 8(21) сент. Событие, празднуемое в этот день, не описывается в Новом Завете. Первые христиане не знали этого праздника. Церковное предание, повествующе о Р. Б., сложилось только к 5 в. В соответствии с ним Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима, происходящего из царского рода, и Анны - из рода первосвященников. Мария была их единственным ребенком, рожденным по обетованию Божию. Рождение Марии предвозвестил родителям ангел, предуказав и имя будущего ребенка. Праздноваться Р. Б. начинает со 2-й пол. 5 в. Об этом упоминается в служебнике (сакраментарии) Геласия, в том же веке еп. Константинопольским Анатолием написаны стихиры на день Р. Б., к-рые поются во время праздника.

В РПЦ праздник Р. Б. продолжается 6 дней, включая предпразднество и по-празднество, с 7(20) по 12(25) сент.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ, один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь рождения Девы Марии - матери Иисуса Христа. Отмечается верующими 8(21) сентября.

Синонимы к слову рождество богородицы

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

рождество иоанна предтечи

Энциклопедический словарь

Рождество́ Иоа́нна Предте́чи - один из так называемых великих праздников в православии, отмечается 24 июня(7 июля). На Руси слился с языческим славянским праздником летнего солнцестояния (см. Купала); отсюда - день Ивана Купалы.

Гуманитарный словарь

РОЖДЕСТВО́ ИОА́ННА ПРЕДТЕ́ЧИ - великий недвунадесятый праздник православной церкви, отмечаемый 24 июня (7 июля). Древние христиане почитали этот праздник уже в 3 в., называя его "светлым торжеством", "денницей Солнца Правды". Церковно праздник Р. И. П. введен в кон. 3 - нач. 4 в.

На Руси праздник Р. И. П. слился с языческим праздником славян Купало, знаменующим летний солнцеворот, и стал отмечаться в народе как день Ивана Купалы.

Полезные сервисы

рождество пресвятой богородицы

Толковый словарь

ср.

Один из главных христианских церковных праздников, установленный - согласно церковному вероучению - в память рождения Девы Марии, матери Иисуса Христа, в Назарете в Галилее (отмечающийся православными 8 сентября - по старому стилю или 21 сентября - по новому).

Энциклопедический словарь

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - РОЖДЕСТВО́ ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ, христианский праздник, отмечается 8 (21) сентября. В Православной Церкви входит в число Богородичных двунадесятых праздников (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ), с него начинается годичный круг церковных праздников.

Содержание праздника

Согласно преданию Церкви, основанному на апокрифическом Протоевангелии Иакова, Мария родилась в маленьком городе Назарете, который был в презрении у иудеев (Евангелие от Иоанна 1:46). Родителями ее были святые праведные Иоаким (см. ИОАКИМ Богоотец) и Анна (см. АННА (праведная)). Иоаким происходил из царского рода, от колена Иудина, дома Давидова, а святая Анна - из архиерейского рода, от колена Левиина, из дома Аарона. Иоаким и Анна долго молились о даровании им детей и претерпели много насмешек и унижений из-за своей бездетности. Наконец, в глубокой старости Бог обрадовал их рождением преблагословенной Марии. Имя Марии в переводе с еврейского означает «высокая», «превосходящая».

История праздника

По времени своего появления праздник Рождества Богородицы - один из последних среди двунадесятых. Первое упоминание о нем на Востоке встречается в 5 в. у Прокла, патриарха Константинопольского, а на Западе - в Сакраментарии (Требнике ) папы Геласия (кон. 5 в. ). Однако эти свидетельства не являются достаточно достоверными. Праздник возник, по-видимому, вначале в Греческой Церкви, вскоре был принят в Риме, а затем и в дочерних церквах. Рождество Богородицы празднуется Иаковитской и Несторианской Церквами, что может свидетельствовать о том, что этот праздник появился в Восточной Церкви до 5 в., когда эти церкви отделились. Для Андрея Критского (см. АНДРЕЙ Критский), составившего на Рождество Богородицы два слова и канон, это уже большой торжественный праздник. В Иерусалимском канонаре 7 в. (по грузинской версии) Рождество Богородицы - память с явными праздничными отличиями от других дней. На Западе регулярные упоминания о Рождестве Богородицы встречаются начиная с 7 в., но еще в 7-9 вв. этот праздник не имел всеобщего распространения. Литургисты 17 в. утверждали, что на Западе его впервые ввел епископ Шартрский Фульберт (ум. 1028), который содействовал широкому распространению праздника в Северной Франции.

Богослужебное празднование

В современную службу праздника в Православной Церкви вошли песнопения Андрея Критского, Иоанна Дамаскина (см. ИОАНН ДАМАСКИН), Германа, патриарха Константинопольского (ум. 740 ), Иосифа Песнопевца (см. ИОСИФ ПЕСНОПЕВЕЦ) и др. Праздник Рождества Богородицы имеет один день предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО) 7 (20) сентября и четыре дня попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО). Отдание - 12 (25) сентября.

Полезные сервисы

рождество христово

Энциклопедический словарь

Рождество́ Христо́во - один из главных христианских праздников, установленный, согласно церковному вероучению, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря(7 января). Временное несовпадение празднования Рождества Христова различными церквами связано с тем, что ряд церквей (русская, болгарская, сербская и другие православные церкви) пользуется юлианским календарём, 25 декабря которого соответствует 7 января григорианского календаря. В православной традиции относится к двунадесятым праздникам.

* * *

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - РОЖДЕСТВО́ ХРИСТОВО́, великий христианский праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ), установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа (см. ИИСУС ХРИСТОС) в Вифлееме. В Православной Церкви входит в число Господских двунадесятых праздников (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ). Ввиду литургического воспоминания и празднования важнейшей тайны (наряду с пасхальной) спасения человеческого рода - Боговоплощения и пришествия в мир Сына Божия, рожденного во плоти, - является одним из самых значительных дней литургического года и одним из главнейших праздников в большинстве христианских конфессий. В настоящее время почти все христиане (за исключением Армянской Церкви) празднуют его 25 декабря (в соответствии с принятым в той или иной общине календарным стилем; в большинстве приходов Русской Православной Церкви это 7 января по новому стилю).

История праздника

Празднование христианами Рождества не прослеживается глубже 4 в. Дата его не связана с реальной датой рождения Иисуса Христа, которое, по всей вероятности, произошло не в зимнее время (в древности этот вопрос был предметом неоднозначных размышлений церковных авторов; один из самых ранних дошедших до нас текстов принадлежит Клименту Александрийскому (см. КЛИМЕНТ Александрийский), который упоминает 20 мая). День 25 декабря устанавливается в Римской Церкви в начале 4 в., чему первое свидетельство обнаруживается в т. н. «Календаре Филокала» (сведения относятся к 336). Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого» (после зимнего солнцестояния начинает прибывать солнечный день), который с принятием в Риме христианства наполнился новым содержанием: рождение Христа стало пониматься как «Рождение Солнца Правды». В то же время в восточных Церквах - Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской - праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения Господня 6 января под общим названием Богоявления (см. БОГОЯВЛЕНИЕ) (празднование Рождества вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца 4 в., в других - вплоть до 6 в. Армянская Церковь до сих пор празднует Рождество Христово 6 января, соединяя его с празднованием Крещения).

В 4 в. равноапостольная царица Елена (см. ЕЛЕНА (мать Константина Великого)) построила храм на месте вифлеемской пещеры, прославленной рождением Христа. О повсеместном почитании праздника Рождества свидетельствуют поучения Отцов Церкви 4 в. - Ефрема Сирина (см. ЕФРЕМ СИРИН), Василия Великого (см. ВАСИЛИЙ Великий), Григория Богослова (см. ГРИГОРИЙ НАЗИАНЗИН), Григория Нисского (см. ГРИГОРИЙ НИССКИЙ), Иоанна Златоуста (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ), написанные на этот праздник. В кодексе Феодосия (438) и Юстиниана (535) излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. Иоанн Златоуст первый ввел этот праздник в Антиохии в 386 или 387. Василий Великий поручил Григорию Богослову установить это празднование на Константинопольском соборе.

Позднейшим толкованием времени празднования Рождества Христова 25 декабря стало следующее: месяц и день смерти Христа точно известен из Евангелий (см. ЕВАНГЕЛИЕ (богослужебная книга)), а (по распространенному уже в раннее средневековье церковному преданию) Христос должен был находиться на земле полное число лет (как число совершенное); отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта; отсчитывая от нее 9 месяцев, получали дату рождения Христа 25 декабря. Согласно одной современной гипотезе, выбор даты Рождества произошел по той причине, что первоначально христиане праздновали в одно и то же время Боговоплощение (под которым понималось не рождение, а зачатие Христа) и Пасху (см. ПАСХА христианская); соответственно, со временем прибавление ко дню весеннего равноденствия 9 месяцев указало на дату празднования Рождества в зимнее солнцестояние.

Богослужебное празднование

Праздник Рождества Христова считался вторым после Пасхи в древней Церкви и таким почитается на Востоке по сей день. На Западе к 14 в. (по неясным пока причинам) он переместился на первое место, однако в результате литургической реформы в Католической Церкви, происшедшей после 2-го Ватиканского Собора (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ), Пасхе было возвращено главенствующее место. Тем не менее, во многих католических странах народное благочестие по-прежнему отводит ему главенствующее место среди праздников.

Рождеству в православной традиции предшествует сорокадневный Рождественский или Филиппов пост [с 14 (27) ноября по 24 декабря (6 января) включительно; на Западе ему соответствует подготовительный период, именуемый «Адвентом» (лат. adventus - пришествие), несколько меньший по продолжительности и не предполагающий пощения]. Праздник Рождества имеет пять дней предпразднства (см. ПРЕДПРАЗДНСТВО) (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО) и завершается праздником Обрезания Господня (см. ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ). Канун, или день навечерия праздника, проводится в строгом посте и называется сочельником (сочевником); в этот вечер, по церковному уставу, употребляется в пищу сочиво (сушеные хлебные зерна, размоченные водой). В навечерие Рождества совершаются Царские Часы, Всенощное бдение (см. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ) начинается с великого Повечерия (см. ПОВЕЧЕРИЕ), на котором исполняется пророческая песнь «Яко с нами Бог». Церковные песнопения, прославляющие Рождество Христово, были написаны Романом Сладкопевцем (см. РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ), Софронием и Андреем Иерусалимскими (7 в.), Иоанном Дамаскином (см. ИОАНН ДАМАСКИН), Космой Маюмским (см. КОЗМА ИЕРУСАЛИМСКИЙ), патриархом Германом (8 в.) и другими.

Сложившаяся практика празднования Рождества в латинском обряде (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) предполагает совершение трех Месс (см. МЕССА), основная из которых приходится на ночь (две другие - на заре и днем). Их именуют «Ангельская», «Пастырская» и «Царская». Согласно символическим толкованиям, первая празднует предвечное рождение Сына от Отца, вторая - рождение Иисуса Христа от Девы, третья - мистическое рождение Бога в душе каждого верующего.

Большой энциклопедический словарь

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - один из главных христианских праздников, установленный, согласно церковному вероучению, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря. Временное несовпадение празднования Рождества Христова различными церквами связано с тем, что ряд церквей (русская, болгарская, сербская и другие православные церкви) пользуется юлианским календарем, 25 декабря которого соответствует 7 января григорианского календаря. В православной традиции относится к двунадесятым праздникам.

Гуманитарный словарь

РОЖДЕСТВО́ ХРИСТО́ВО - один из главных христ. праздников, отмечаемый 25 дек. (7 янв.). Католическая церковь считает этот праздник главнейшим, православная церковь - вторым после Пасхи.

В основе праздника лежит евангельское сказание о рождении Сына Божьего Девой Марией. Первонач. на Востоке праздник Р. Х. отмечался 6 янв. Зап. церковь изначально стала отмечать Р. Х. 25 дек., исходя из того факта, что в этот день исполняется 9 месяцев со дня Благовещения (25 марта). Дата установления праздника, возможно, обусловлена и тем, что христ. церковь на Западе стремилась вытеснить широко распространенный в Римской империи культ древнеиранского бога Митры, рождение к-рого как раз приходилось на 25 дек. В 4 в. Восток также стал отмечать Р. Х. 25 дек.

В РПЦ Р. Х. - двунадесятый праздник, он имеет 5 дней предпразднества и 6 дней попразднества. Празднику Р. Х. предшествует 40-дневный пост, называемый Рождественским, или Филипповым (т. к. начинается после дня памяти апостола Филиппа). Канун праздника проводится в особо строгом посте, к-рый называется сочельником или сочевником, т. к. по церк. уставу в этот день полагается употреблять в пищу сочиво (сушеные хлебные зерна, размоченные водой). Рождественский пост хранится до первой вечерней звезды. С сочельником связан народный обычай колядования, восходящий к славянским языч. верованиям.

12 дней после Р. Х. называются святками, т. е. святыми днями, освященными Р. Х. и Богоявлением. С этими днями исконно связаны народные полуязыческие святочные забавы и увеселения, среди к-рых основные - ряжение и гадания.

Синонимы к слову рождество христово

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы