Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

рубе

Энциклопедический словарь

Рубе́ (Roubaix), город на севере Франции. Около 100 тыс. жителей Старинный центр шерстяной и хлопчатобумажной промышленности. Производство кружев. Текстильное машиностроение.

* * *

РУБЕ - РУБЕ́ (Roubaix), город на севере Франции, в департаменте Нор. Население 95,8 тыс человек (2004). Старинный центр шерстяной и хлопчатобумажной промышленности. Производство кружев. Текстильное машиностроение.

Сканворды для слова рубе

- Старинный центр фландрского прядения и ткачества.

- Город во Франции.

Полезные сервисы

рубе (roubaix)

Большой энциклопедический словарь

РУБЕ (Roubaix) - город на севере Франции. 102 тыс. жителей (1982). Старинный центр шерстяной и хлопчатобумажной промышленности. Производство кружев. Текстильное машиностроение.

Полезные сервисы

рубеж

Толковый словарь

м.

1. Разграничительная черта, линия; граница.

отт. перен. То, что отделяет одно от другого во времени.

2. Государственная граница.

3. Линия обороны, укреплений.

4. Место расположения каких-либо войск в бою; позиция.

Толковый словарь Ушакова

РУБЕ́Ж, рубежа, муж.

1. Граница, разграничительная черта, линия. На рубеже соседних владений. Реки являются естественными рубежами.

2. Государственная граница. Наши славные пограничники зорко охраняют рубежи советской земли. За рубежом (за границей). Радиопередача по всей стране и за рубежом.

|| перен., чего. Предел, грань (книжн.). На рубеже двух эпох, двух веков. Остаться за рубежом истории.

3. Зарубка, метка на чем-нибудь (первонач. для обозначения границ владений: обл.).

4. только ед. Действие по гл. рубить (обл.).

Толковый словарь Ожегова

РУБЕ́Ж, -а, муж.

1. То же, что граница (в 1 знач.). Естественный р. За рубежом (за границей). Уехать за р. (за границу). Зорко охранять рубежи Родины. На рубеже двух эпох (перен.).

2. Участок или полоса местности, удобные или оборудованные для ведения боевых действий. Оборонительный р. На укреплённых рубежах. Выйти на новые рубежи (также перен.: приступить к решению новых больших задач).

| прил. рубежный, -ая, -ое.

Энциклопедический словарь

РУБЕ́Ж -а́; м.

1. Линия раздела между смежными территориями (обычно о государственной границе). Охранять рубежи родины (границы). Естественный р. (река, овраг и т.п.).

2. Воен. Позиция (вдоль линии фронта), удобная для ведения боевых действий. Оборонительный р. Р. обороны. Огневой р. (линия ведения огня). Выйти на новые рубежи (также: приступить к решению новых больших задач).

3. Разг. Последняя грань, предел. Всё, рубеж! выдохся! До рубежа дошёл, больше не могу, хоть топись.

За рубе́ж, в зн. нареч. За границу. Выехать за рубеж. Уехать за рубеж. Командировка за рубеж. За рубежо́м, в зн. нареч. За границей. Работать за рубежом. На рубеже́ чего. в зн. предлога На стыке, между. Жить на рубеже эпох. Рубе́жный, -ая, -ое.

Академический словарь

-а́, м.

1. Условная линия, черта, разграничивающая что-л.; граница.

Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Пушкин, Барышня-крестьянка.

Я представлял себе, как Дон начнет затоплять эту покинутую людьми землю. --- Вода остановится у рубежей, намеченных человеком. Паустовский, Героический юго-восток.

|| перен.

То, что отделяет одно от другого; грань.

Я уже дошел до того рубежа, где - увы! - кончается молодость и начинается пора размышлений. И. Гончаров, Обыкновенная история.

||

Государственная граница.

Мой старый дом На берегу Днепра крутом Близ рубежа Литвы чужой Оброс могильною травой. Лермонтов, Боярин Орша.

На десятки тысяч километров Рубежи советские легли. Лебедев-Кумач, Песня пограничников.

2. воен.

Полоса местности, удобная или оборудованная для ведения боевых действий.

Через это поле проходил один из оборонительных рубежей. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке.

Генерал вынул из большого нагрудного кармана --- карту и показал карандашом рубеж, который должен был занять батальон. Катаев, Виадук.

за рубежом

за границей.

Толковый словарь

Рубеж, а, м.

Цель, предел, которого необходимо достигнуть.

== Новые рубежи [коммунистического созидания]. патет.

• Вперед, товарищи! К новым рубежам! К новым свершеньям! Довлатов, т. 1, 254. Труженики республики полны самоотверженности и упорства для достижения новых рубежей коммунистического созидания. Сов. Лит., 15.

== Рубежи семилетки. патет.

• (Назв. рубрики). Агитатор, 1962, № 17. Возьмем рубежи семилетки (Назв. статьи). Агитатор, 1959, № 5.

Поговорки

Об рубеж. Ряз. Рядом, близко с кем-л. ДС, 494.

Последний рубеж. Жарг. студ. Шутл. Экзамен. (Запись 2003 г.).

Не чинить рубежа. Новг. Решать дела на месте, не переносить суда и расправы. СРНГ 35, 219.

Орфографический словарь

рубе́ж, -а́, твор. п. -о́м

Словарь ударений

рубе́ж, -а́, -о́м

Формы слов для слова рубеж

рубе́ж, рубежи́, рубежа́, рубеже́й, рубежу́, рубежа́м, рубежо́м, рубежа́ми, рубеже́, рубежа́х

Синонимы к слову рубеж

сущ., кол-во синонимов: 13

см. граница 1, 2

сущ.

1.

граница

предел

линия, разделяющая территории соседних государств)

2.

граница

грань

черта

водораздел

разграничение между различными сферами)

Тезаурус русской деловой лексики

‘линия, разделяющая территории соседних государств’

Syn: граница, предел

Морфемно-орфографический словарь

рубе́ж/.

Грамматический словарь

рубе́ж м 4b

Этимология

Это существительное образовано суффиксальным способом от глагола рубить.

Этимологический словарь русского языка

Вост.-сл. Образовано от рубить.

Этимологический словарь

Суф. производное (ср. мятеж, падеж и т. д.) церковно-слав. характера. Исходное значение - «зарубка, мета» (границы чего-л.). Ср. грабеж, падеж (скота) с обычным переходом е в ’о. Ср. край.

рубе́ж

род. п. -а́, укр. рубíж "край, грань; зарубка, насечка". От руби́ть, первонач. "метка, зарубка"; см. Френкель, IF 46, 103; Преобр. II, 218; Теньер, ВSL 30, 189 и след. [Якобсон (IJSLP, 1, 1959, 268) указывает, что рубеж - цслав. форма по отношению к рубёж "рубка леса". - Т.]

Сканворды для слова рубеж

- Позиция, удобная для ведения боевых действий.

- Выйти на исходный ...

- Граница для военного.

- Огневой ...

- Граница, разделяющая века.

- Последняя грань.

- Разделяющая линия.

- ... ухода, или точка невозврата.

- Фареро-Исландский ...

- Мемориал Пулковский ...

- ... ухода или точка возврата.

- Фильм Гильермо Дель Торо «Тихоокеанский ...».

Полезные сервисы

рубежник

Синонимы к слову рубежник

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

рубежница

Синонимы к слову рубежница

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

рубежное

Энциклопедический словарь

Рубе́жное - город (с 1934) в Украине. Железнодорожная станция. 74,1 тыс. жителей (1989). ПО «Краситель», котельно-механический завод, производство стройматериалов и др.

* * *

РУБЕЖНОЕ - РУБЕ́ЖНОЕ, город (с 1934) на Украине (см. УКРАИНА), Луганская область (см. ЛУГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ). Железнодорожная станция. Население 74,1 тыс человек (2001). ПО «Краситель», котельно-механический завод, производство стройматериалов и др.

Большой энциклопедический словарь

РУБЕЖНОЕ - город (с 1934) на Украине, Луганская обл. Железнодорожная станция. 74,1 тыс. жителей (1989). ПО "Краситель", котельно-механический завод, производство стройматериалов и др.

Полезные сервисы

рубежный

Толковый словарь Ожегова

РУБЕ́Ж, -а́, м.

Орфографический словарь

рубе́жный

Формы слов для слова рубежный

рубе́жный, рубе́жная, рубе́жное, рубе́жные, рубе́жного, рубе́жной, рубе́жных, рубе́жному, рубе́жным, рубе́жную, рубе́жною, рубе́жными, рубе́жном, рубе́жен, рубе́жна, рубе́жно, рубе́жны, рубе́жнее, порубе́жнее, рубе́жней, порубе́жней

Синонимы к слову рубежный

прил., кол-во синонимов: 3

краевой, межевой, граничный

Морфемно-орфографический словарь

рубе́ж/н/ый.

Грамматический словарь

рубе́жный п 1*a

Полезные сервисы

рубез

Синонимы к слову рубез

сущ., кол-во синонимов: 5

Полезные сервисы

рубезок

Поговорки

Подпоясаться рубезком. Нижегор. Ирон. Разориться, обеднеть. СРНГ 35, 222.

Синонимы к слову рубезок

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

рубезочек

Синонимы к слову рубезочек

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

рубеко

Сканворды для слова рубеко

- Российский актёр, исполнивший роль Густава в телесериале «Тайны дворцовых переворотов».

- Российский актёр, исполнивший роль Антона Николаевича в телесериале «Тайга. Курс выживания».

Полезные сервисы

рубелан

Синонимы к слову рубелан

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь иностранных слов

Водоизменение слюды.

Полезные сервисы

рубелит

Словарь иностранных слов

РУБЕЛИТ - новолатинск. от лат. rubellus, красноватый. Огнепостоянный шерл.

Полезные сервисы

рубелла

Словарь иностранных слов

В горнопромышленном деле, железный лист, на котором производится испытание достоинств руд.

Полезные сервисы

рубеллит

Толковый словарь

м.

Разновидность минерала турмалина розовато-красного или малинового цвета.

Энциклопедический словарь

РУБЕЛЛИ́Т -а; м. Минерал, разновидность турмалина; прозрачный драгоценный камень розового цвета.

Рубелли́товый, -ая, -ое. Р-ая жила (скопление рубеллитов).

* * *

рубелли́т - минерал, розовая прозрачная разновидность турмалина. Драгоценный камень II класса.

* * *

РУБЕЛЛИТ - РУБЕЛЛИ́Т, минерал, розовая прозрачная разновидность турмалина (см. ТУРМАЛИН) . Драгоценный камень II класса.

Большой энциклопедический словарь

РУБЕЛЛИТ - минерал, розовая прозрачная разновидность турмалина. Драгоценный камень II класса.

Энциклопедия Кольера

РУБЕЛЛИТ - минерал, разновидность бороалюмосиликата турмалина. Название происходит от лат. rubelus - красный. Обладает привлекательной розовой или вишнево-красной окраской (сиберит), обусловленной примесью незначительного количества двухвалентного марганца. Твердость 7-7,5, плотность 3,00-3,25. Блеск стеклянный. Прозрачен или полупрозрачен. Показатели преломления 1,62-1,64. Подобно другим разновидностям турмалина, кристаллизуется в тригональной сингонии. Кристаллы столбчатые или игольчатые, часто радиально-лучистые сростки. Образуется в пегматитах. Ассоциирует с сиреневым силикатом лития и алюминия, кунцитом, лепидолитом, кварцем и др. Прекрасный драгоценный рубеллит известен в Бразилии, на Мадагаскаре, в США (шт. Калифорния), в Италии (о.Эльба). В России встречается на Урале и Кольском п-ове. В Казахстане отмечен в редкометалльных пегматитах (Калба).

См. также ТУРМАЛИН.

Орфографический словарь

рубелли́т, -а

Формы слов для слова рубеллит

рубелли́т, рубелли́ты, рубелли́та, рубелли́тов, рубелли́ту, рубелли́там, рубелли́том, рубелли́тами, рубелли́те, рубелли́тах

Синонимы к слову рубеллит

сущ., кол-во синонимов: 2

Грамматический словарь

рубелли́т м 1a

Словарь иностранных слов

РУБЕЛЛИТ (ново-лат., от лат. rubellus - красноватый). Розовый турмалин; малиновый шерл.

Сканворды для слова рубеллит

- Розовый турмалин.

- Минерал, красный турмалин.

Полезные сервисы

рубель

Толковый словарь

м. местн.

Деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для прокатывания белья.

Толковый словарь Ушакова

РУБЕ́ЛЬ, рубеля, мн. и, муж. (спец.).

1. Деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, накатки кож.

2. Жердь, прижимающая погруженную на воз солому (сено, хлеб в снопах) и стягиваемая через концевые зарубки канатом (обл.).

Орфографический словарь

рубе́ль, -еля́

Словарь ударений

рубе́ль, -я́

Формы слов для слова рубель

рубе́ль, рубели́, рубеля́, рубеле́й, рубелю́, рубеля́м, рубелём, рубеля́ми, рубеле́, рубеля́х

Синонимы к слову рубель

сущ., кол-во синонимов: 2

Омонимы к слову рубель

рубе́ль

приспособление для разглаживания изделий из ткани путём прокатки

…Касьян слышал, как глухо, будто мельничный жернов, погромыхивал в избе рубель: должно быть, Натаха прокатывала вчерашнее бельё…

И рубель - предшественник современного утюга, очень похожий на узкую стиральную доску.

ру́бель

или то же, что рубль

Правда, я помню, как ей самой однажды, к Седьмому ноября, позвонили ее дальние родственники, и она, смущённая телефонной игрушкой, говорила трубке: «Мне прибавили к пенсии рубель семьдесят пять».

Грамматический словарь

рубе́ль м 2b

Этимологический словарь

ру́бе́ль

род. п. -ля́ "гладильный валек", южн., тамб. (Даль), также "жердь с зарубками на конце, которой прижимают сено к телеге", курск. (Даль). Вероятно, от руби́ть. см. Преобр. II, 219.

Сканворды для слова рубель

- Деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для прокатывания белья.

Полезные сервисы

рубемаст

Синонимы к слову рубемаст

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

рубемат

Синонимы к слову рубемат

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

рубен

Орфографический словарь

Рубе́н (Рубе́нович, Рубе́новна)

Синонимы к слову рубен

сущ., кол-во синонимов: 1

имя (1104)

рубиновый, краснеющий; Рубентьюшка, Рубеня, Беня

Грамматический словарь

Рубе́н мо

Словарь русских имен

-а, м. Разг. к Рубентий (см.).

Отч.: Рубе́нович, Рубе́новна.

Словарь имён

-а, муж. Разг. к (см. Рубентий).

Отч.: Рубенович, Рубеновна.

Словарь имён и отчеств

русск.

мужское имя

отч. Рубенович, Рубеновна

Сканворды для слова рубен

- Имя американского кинорежиссёра Флейшера.

- Имя армянского писателя Севака.

- Персонаж оперы армянского композитора А.А.Спендиарова «Алмост».

- Имя никарагуанского поэта Дарио.

- Председатель колхоза из оперы армянского композитора Андрея Бабаева «Арцваберд».

Полезные сервисы

рубениды

Энциклопедический словарь

Рубени́ды - династия правителей Киликийского армянского государства (1080-1375). Основатель - Рубен I. Наиболее известны: Левон I (1129-1141), Левон II (1187-1219), Левон III (1271-1289), Левон V (1320-1341).

* * *

РУБЕНИДЫ - РУБЕНИ́ДЫ, династия правителей Киликийского армянского государства (1080-1375). Основатель - Рубен I. Наиболее известны: Левон I (1129-41), Левон II (1187-1219), Левон III (1271-89), Левон V (1320-41).

Большой энциклопедический словарь

РУБЕНИДЫ - династия правителей Киликийского армянского государства (1080-1375). Основатель - Рубен I. Наиболее известны: Левон I (1129-41), Левон II (1187-1219), Левон III (1271-89), Левон V (1320-41).

Полезные сервисы

рубенс

Грамматический словарь

Ру́бенс ф. 1а ~ 0

Сканворды для слова рубенс

- Этот великий художник родился 28 июня 1577 года - в канун дня святых апостолов Петра и Павла.

- Фламандский живописец, автор картины «Шубка».

- Имя автогонщика Баррикелло.

- Фламандский живописец, отец которого, увлекшись супругой принца Оранского, вынужден был бежать.

- Какому художнику регентша Мария Медичи сделала заказ на создание цикла из 21 огромного полотна с изображением её жизни в аллегориях?

Полезные сервисы

рубенс (rubens) питер пауль

Большой энциклопедический словарь

РУБЕНС (Rubens) Питер Пауль (1577-1640) - фламандский живописец. Работал в Антверпене, в 1600-08 в Италии. Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. Картины на религиозные и мифологические сюжеты ("Снятие со креста", ок. 1611-14, "Персей и Андромеда", ок. 1620-21), историко-аллегорические полотна (цикл "История Марии Медичи", ок. 1622-25), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажи и сцены крестьянской жизни ("Возвращение жнецов", ок. 1635-40), полные живого обаяния портреты ("Камеристка", ок. 1625). Живописи Рубенса присущи уверенная свободная манера, выразительная пластическая лепка, тонкость красочных градаций. В мастерской Рубенса работали А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс.

Полезные сервисы

рубенс (rubens) питер пауэл

Большой энциклопедический словарь

Ру́бенс (Rubens) Питер Пауэл (1577—1640), фламандский живописец. Работал в Антверпене, в 1600—08 в Италии. Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых жизненных наблюдений. Картинам на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», около 1611—14, «Персей и Андромеда», около 1620—21), историко-аллегорическим полотнам (цикл «История Марии Медичи», около 1622—25), проникнутым демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажам и сценам крестьянской жизни («Возвращение жнецов», около 1635—40), полным живого обаяния портретам («Камеристка», около 1625) присущи уверенная свободная манера, выразительная пластическая лепка, тонкость красочных градаций. В мастерской Рубенса работали А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс.

Полезные сервисы

рубенс питер пауль

Энциклопедический словарь

РУБЕНС Питер Пауль - РУ́БЕНС (Rubens) Питер Пауль (28 июня 1577, Зиген, Германия - 30 мая 1640, Антверпен), фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко. (см. БАРОККО)

Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений. Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», около 1611-1614, «Персей и Андромеда», около 1620-1621), историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», около 1622-1625), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажи и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов», около 1635-1640), полные живого обаяния портреты («Камеристка», около 1625). Живописи Рубенса присущи уверенная свободная манера, выразительная пластическая лепка, тонкость красочных градаций. В мастерской Рубенса работали А. Ван Дейк (см. ВАН ДЕЙК Антонис), Я. Йорданс (см. ЙОРДАНС Якоб), Ф. Снейдерс (см. СНЕЙДЕРС Франс) .

Рубенс проявил себя также как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматики, государственный деятель и дипломат. По мощи таланта и многогранности дарования, глубине знаний и жизненной энергии Рубенс принадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культуры 17 века. Современники называли его королем художников и художником королей.

Родился в семье антверпенского адвоката Яна Рубенса, эмигрировавшего во время гражданской войны в Нидерландах в Германию. После смерти отца в 1589 мать Рубенса с детьми вернулась в Антверпен, где Рубенс окончил латинскую школу, получив прекрасное гуманитарное образование. Рано заинтересовавшись живописью, учился у малозначительных художников Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. 1591-99), О. Вениуса (ван Вена; ок. 1594-98). В 1598 принят в Антверпене в гильдию живописцев св. Луки.

Итальянский период

В 1600-08 Рубенс жил и работал в Италии (Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя). В 1600 он стал придворным живописцем мантуанского герцога Винченцо Гонзага, пославшего его в 1603 с дипломатическим поручением в Испанию. Годы, проведенные в Италии, были заполнены не только работой над алтарными картинами для римских, мантуанских и генуэзских церквей, над портретами («Автопортрет с мантуанскими друзьями», ок. 1606, музей Вальраф-Рихартц, Кельн; «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа», 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптуры, Микеланджело (см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти), Тициана (см. ТИЦИАН), Тинторетто (см. ТИНТОРЕТТО Якопо), Веронезе (см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло), Корреджо (см. КОРРЕДЖО Антонио), Караваджо (см. КАРАВАДЖО Микеланджело) , современных ему болонских живописцев.

Антверпенский период. Мастерская Рубенса

Быстро завоеванная известность, обилие заказов, работа придворным живописцем испанских наместников Южных Нидерландов, брак по любви с Изабеллой Брант («Автопортрет с Изабеллой Брант», 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) открывают блестящий период его творчества 1610-20-х гг.

Уже в первые годы пребывания Рубенса в Антверпене возникла его мастерская, своего рода художественная Академия, примечательная не только колоссальным числом созданных здесь полотен, призванных украсить дворцы и храмы Фландрии и других столиц Европы, но и тягой молодых талантов к совместной работе с Рубенсом. Одновременно сложилась антверпенская школа репродукционной гравюры, воспроизводившая живописные оригиналы Рубенса и его круга.

Техника письма

Рубенс обычно создавал небольшой эскиз будущей картины, нанося на светлый грунт основной рисунок коричневатыми мазками и строя цветовую композицию при помощи немногочисленных светлых красок. Эскизы Рубенса - великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в Эрмитаже) - писались быстро, запечатлевая замысел мастера; после того как картина при помощи учеников была готова, он проходил ее своей кистью. Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца. Рубенс нередко придерживался старонидерландского обычая писать на деревянных досках, покрытых по светлому грунту тонким красочным слоем и создававших эффект зеркально полированной сияющей поверхности.

Темы и жанры

Рубенс обращался к темам Ветхого и Нового Завета, к изображению святых, к античной мифологии и историческим сюжетам, к аллегории, бытовому жанру, портрету, пейзажу. Великий живописец, он был также великим мастером рисунка (этюды с натуры, самостоятельные композиции, портреты, зарисовки; сохранилось около 300 рисунков). Искусство Рубенса, отличающееся живым и мощным ощущением натуры и неистощимой фантазией, насыщено разнообразными сюжетами, действием, обилием фигур и аксессуаров, патетическими жестами. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты. Свойственные барокко черты условности и внешней, иногда ложной, экзальтации отступают у Рубенса перед могучим напором живой реальности.

Живопись 1610-х гг.

Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: «Страшный суд», «Малый Страшный суд», «Падение грешников», «Битва амазонок» (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен). Стихия первозданного хаоса подчинена безупречно организованной композиции, построенной по диагонали, эллипсу, спирали, на контрастах темных и светлых силуэтов, цветовых сочетаний и пятен, потоков света и затененных живописных масс, сложной игре ритмических созвучий. Яростная схватка людей с дикими животными воплощена в сценах охот - новом, созданном Рубенсом жанре фламандской живописи, который отличался то более условным характером («Охота на крокодила и гиппопотама», Художественная галерея, Аугсбург; «Охота на кабана», 1615, Музей истории искусств, Марсель; «Охота на львов», 1615-18, Старая пинакотека, Мюнхен), то приближением к реальности, сочетанием анималистического жанра и пейзажа («Охота на кабана», ок. 1618-20, Картинная галерея, Дрезден). Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника («Возчики камней», ок. 1620, Эрмитаж).

Дух жизнеутверждающего оптимизма отличает картины Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом, величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватой телесностью («Статуя Цереры», между 1612 и 1614; «Венера и Адонис», 1615; «Союз Земли в Воды», ок. 1618 - все в Эрмитаже; «Возвращение Дианы с охоты», ок. 1615-16, Картинная галерея, Дрезден; «Венера перед зеркалом», 1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены «Вакханалий», прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли («Вакханалия», 1615-20, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; «Шествие Силена», 1618, Старая пинакотека, Мюнхен).

Живопись 1620-х гг.

В 1620-е гг. Рубенс достигает единства цветового звучания картин, которое строится на сложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенных голубоватых теней и светлых красок («Персей и Андромеда», 1620-21, Эрмитаж). Совместно с мастерской «художник королей» выполняет крупнейшие заказы королевских дворов Европы. Он посещает Францию, создает цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже, посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-25, Лувр) . Это новый тип исторической картины, достоверной по изображению обстановки и конкретных персонажей, но облаченной в пышную аллегорическую форму. В 1620-е гг. Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо). Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи портрет камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х гг., Эрмитаж).

Тяжело пережив смерть Изабеллы Брант в 1622, Рубенс ищет отвлечения в активной дипломатической деятельности, посещает Испанию, Англию, Голландию.

Поздний период

Женитьба Рубенса в 1630 на шестнадцатилетней Елене Фаурмент стала новым этапом его жизни, исполненным безмятежного семейного счастья. Он приобретает поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода - «стеновский»). Разочаровавшись в придворной карьере и дипломатической деятельности, он целиком отдается творчеству. Мастерство позднего Рубенса с блеском проявляется в сравнительно небольших, собственноручно исполненных произведениях. Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. Идеал белокурой красавицы с пышным чувственным телом и красивым разрезом больших блестящих глаз сложился в произведениях мастера задолго до того, как Елена вошла в его жизнь, превратившись, наконец, в зримое воплощение этого идеала. Рубенс пишет Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры («Суд Париса», ок. 1638), одной из трех граций (ок. 1639), включает ее изображение в картину «Сад любви» (ок. 1635 - все в Прадо), словно наполненную смехом и возгласами молодых пар, собравшихся в парке, шелестом шелковых платьев, трепетом света и воздуха. Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). Художник создает редкий по откровенности личного чувства и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой («Шубка», ок. 1630-40, Музей истории искусств, Вена).

Пейзажи позднего Рубенса воспроизводят эпический образ природы Фландрии с ее просторами, далями, дорогами и населяющими ее людьми («Радуга», 1632-35, Эрмитаж; «Возвращение с поля», 1636-38, галерея Питти, Флоренция). Художник изображает полные жизнерадостной стихии народные праздники («Крестьянский танец», 1636-40, Прадо; «Кермесса», ок. 1635, Лувр).

Творчество Рубенса - основополагающее в развитии национального искусства Фландрии - не раз становилось знаменем в борьбе с безжизненными академическими канонами.

Большой энциклопедический словарь

РУБЕНС (точнее Рюбенс - Rubens) Питер Пауль (28 июня 1577, Зиген, Германия - 30 мая 1640, Антверпен), фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко. Проявил себя также как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматики, государственный деятель и дипломат. По мощи таланта и многогранности дарования, глубине знаний и жизненной энергии Рубенс принадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культуры 17 в. Современники называли его королем художников и художником королей.Родился в семье антверпенского адвоката Яна Рубенса, эмигрировавшего во время гражданской войны в Нидерландах в Германию. После смерти отца в 1589 мать Рубенса с детьми вернулась в Антверпен, где Рубенс окончил латинскую школу, получив прекрасное гуманитарное образование. Рано заинтересовавшись живописью, учился у малозначительных художников Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. 1591-99), О. Вениуса (ван Вена; ок. 1594-98). В 1598 принят в Антверпене в гильдию живописцев св. Луки.Итальянский период В 1600-08 Рубенс жил и работал в Италии (Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя). В 1600 он стал придворным живописцем мантуанского герцога Винченцо Гонзаго, пославшего его в 1603 с дипломатическим поручением в Испанию. Годы, проведенные в Италии, были заполнены не только работой над алтарными картинами для римских, мантуанских и генуэзских церквей, над портретами ("Автопортрет с мантуанскими друзьями", ок. 1606, музей Вальраф-Рихартц, Кельн; "Маркиза Бриджида Спинола-Дориа", 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптуры, Микеланджело, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Корреджо, Караваджо, современных ему болонских живописцев.Антверпенский период.

Мастерская Рубенса Быстро завоеванная известность, обилие заказов, работа придворным живописцем испанских наместников Южных Нидерландов, брак по любви с Изабеллой Брант ("Автопортрет с Изабеллой Брант", 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) открывают блестящий период его творчества 1610-20-х гг. Уже в первые годы пребывания Рубенса в Антверпене возникла его мастерская, своего рода художественная Академия, примечательная не только колоссальным числом созданных здесь полотен, призванных украсить дворцы и храмы Фландрии и других столиц Европы, но и тягой молодых талантов к совместной работе с Рубенсом. Одновременно сложилась антверпенская школа репродукционной гравюры, воспроизводившая живописные оригиналы Рубенса и его круга.Техника письма Рубенс обычно создавал небольшой эскиз будущей картины, нанося на светлый грунт основной рисунок коричневатыми мазками и строя цветовую композицию при помощи немногочисленных светлых красок. Эскизы Рубенса - великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в Эрмитаже) - писались быстро, запечатлевая замысел мастера; после того как картина при помощи учеников была готова, он проходил ее своей кистью. Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца. Рубенс нередко придерживался старонидерландского обычая писать на деревянных досках, покрытых по светлому грунту тонким красочным слоем и создававших эффект зеркально полированной сияющей поверхности.Темы и жанры Рубенс обращался к темам Ветхого и Нового Завета, к изображению святых, к античной мифологии и историческим сюжетам, к аллегории, бытовому жанру, портрету, пейзажу. Великий живописец, он был также великим мастером рисунка (этюды с натуры, самостоятельные композиции, портреты, зарисовки; сохранилось около 300 рисунков). Искусство Рубенса, отличающееся живым и мощным ощущением натуры и неистощимой фантазией, насыщено разнообразными сюжетами, действием, обилием фигур и аксессуаров, патетическими жестами. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты. Свойственные барокко черты условности и внешней, иногда ложной, экзальтации отступают у Рубенса перед могучим напором живой реальности.Живопись 1610-х гг.Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: "Страшный суд", "Малый Страшный суд", "Падение грешников", "Битва амазонок" (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен). Стихия первозданного хаоса подчинена безупречно организованной композиции, построенной по диагонали, эллипсу, спирали, на контрастах темных и светлых силуэтов, цветовых сочетаний и пятен, потоков света и затененных живописных масс, сложной игре ритмических созвучий. Яростная схватка людей с дикими животными воплощена в сценах охот - новом, созданном Рубенсом жанре фламандской живописи, который отличался то более условным характером ("Охота на крокодила и гиппопотама", Художественная галерея, Аугсбург; "Охота на кабана", 1615, Музей истории искусств, Марсель; "Охота на львов", 1615-18, Старая пинакотека, Мюнхен), то приближением к реальности, сочетанием анималистического жанра и пейзажа ("Охота на кабана", ок. 1618-20, Картинная галерея, Дрезден). Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника ("Возчики камней", ок. 1620, Эрмитаж).Дух жизнеутверждающего оптимизма отличает картины Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом, величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватой телесностью ("Статуя Цереры", между 1612 и 1614; "Венера и Адонис", 1615; "Союз Земли в Воды", ок. 1615 - все в Эрмитаже; "Возвращение Дианы с охоты", ок. 1615-16, Картинная галерея, Дрезден; "Венера перед зеркалом", 1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены "Вакханалий", прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли ("Вакханалия", 1615-20, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; "Шествие Силена", 1618, Старая пинакотека, Мюнхен).Живопись 1620-х гг.В 1620-е гг. Рубенс достигает единства цветового звучания картин, которое строится на сложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенных голубоватых теней и светлых красок ("Персей и Андромеда", 1620-21, Эрмитаж). Совместно с мастерской "художник королей" выполняет крупнейшие заказы королевских дворов Европы. Он посещает Францию, создает цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже, посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-25, Лувр) . Это новый тип исторической картины, достоверной по изображению обстановки и конкретных персонажей, но облаченной в пышную аллегорическую форму. В 1620-е гг. Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо). Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи портрет камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х гг., Эрмитаж).Тяжело пережив смерть Изабеллы Брант в 1622, Рубенс ищет отвлечения в активной дипломатической деятельности, посещает Испанию, Англию, Голландию.Поздний период Женитьба Рубенса в 1630 на шестнадцатилетней Елене Фоурмент стала новым этапом его жизни, исполненным безмятежного семейного счастья. Он приобретает поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода - "стеновский"). Разочаровавшись в придворной карьере и дипломатической деятельности, он целиком отдается творчеству. Мастерство позднего Рубенса с блеском проявляется в сравнительно небольших, собственноручно исполненных произведениях. образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. Идеал белокурой красавицы с пышным чувственным телом и красивым разрезом больших блестящих глаз сложился в произведениях мастера задолго до того, как Елена вошла в его жизнь, превратившись, наконец, в зримое воплощение этого идеала. Рубенс пишет Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры ("Суд Париса", ок. 1638), одной из трех граций (ок. 1639), включает ее изображение в картину "Сад любви" (ок. 1635 - все в Прадо), словно наполненную смехом и возгласами молодых пар, собравшихся в парке, шелестом шелковых платьев, трепетом света и воздуха. Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). Художник создает редкий по откровенности личного чувства и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой ("Шубка", ок. 1630-40, Музей истории искусств, Вена).Пейзажи позднего Рубенса воспроизводят эпический образ природы Фландрии с ее просторами, далями, дорогами и населяющими ее людьми ("Радуга", 1632-35, Эрмитаж; "Возвращение с поля", 1636-38, галерея Питти, Флоренция). Художник изображает полные жизнерадостной стихии народные праздники ("Крестьянский танец", 1636-40, Прадо; "Кермесса", ок. 1635, Лувр).Творчество Рубенса - основополагающее в развитии национального искусства Фландрии - не раз становилось знаменем в борьбе с безжизненными академическими канонами.

Энциклопедия Кольера

РУБЕНС Питер Пауль (Rubens, Peter Paul)

(1577-1640), фламандский художник и дипломат. Родился в Зигене в Вестфалии 28 июня 1577 в семье Яна Рубенса, антверпенского юриста. Когда Питеру Паулю Рубенсу было одиннадцать лет, его отец умер, а мать переехала с детьми в Антверпен. Будущий художник получил образование в школе иезуитов. Способности к языкам (он говорил на шести языках) позволили ему не только освоить культурное наследие своей эпохи, но и достичь значительных успехов на дипломатическом поприще. Рубенс учился у трех фламандских живописцев - Тобиаса Верхахта, Адама ван Норта и Отто ван Вена. В 1598 он был принят в гильдию св. Луки. В 1600 художник приехал в Италию; там он изучал античную архитектуру и скульптуру, итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе). В 1603 итальянский покровитель Рубенса Виченцо Гонзага послал его в Испанию в составе дипломатической миссии. В 1608 Рубенс стал придворным живописцем Изабеллы Австрийской, поселился в Антверпене и в 1609 женился на аристократке Изабелле Брант. От этого брака родилось трое детей. Чтобы удовлетворить растущий спрос на свои картины, Рубенс за несколько лет создал большую мастерскую, где работали А.ван Дейк, Я.Йорданс и Ф.Снейдерс. Он выполнял эскизы, которые его ученики и помощники переносили на холст, а затем, по окончании работы, слегка подправлял картины. Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. Среди сюжетов преобладают сцены охоты, битвы, яркие и драматичные евангельские эпизоды и сцены из жизни святых, аллегорические и мифологические композиции; в них Рубенс с удовольствием писал энергичные, мощные тела, так нравившиеся его современникам. Кроме заказов, поступавших от местных церквей и антверпенских аристократов, художник получал заказы из-за границы, в основном из Англии. Большая мастерская, здание которой он спроектировал в стиле генуэзского палаццо (восстановлено в 1937-1946), вскоре стала общественным центром и достопримечательностью Антверпена. В 1620-е годы Рубенс работал для французского королевского дома. Он написал для Марии Медичи цикл аллегорических панно на сюжеты из ее жизни и выполнил картоны для гобеленов по заказу Людовика XIII, а также начал цикл композиций с эпизодами из жизни французского короля Генриха IV Наваррского, так и оставшийся незавершенным. С начала 1620-х годов Рубенс вел активную дипломатическую деятельность. В 1628 и 1630 Рубенс ездил в Мадрид и Лондон с дипломатическими поручениями и участвовал в заключении мирного договора между Испанией, Англией и Голландией. Вернувшись в Антверпен, Рубенс был встречен с большими почестями; испанский король пожаловал ему титул государственного советника, а английский король - личное дворянство. Вскоре Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен; у них было пятеро детей. В эти годы стиль Рубенса изменился - композиции строятся в свободном и плавном ритме, характерная для раннего периода творчества жесткая скульптурная трактовка форм сменяется более легкой и воздушной цветовой моделировкой. В них можно заметить влияние произведений Тициана, которые Рубенс копировал во время пребывания в Мадриде. Несмотря на то, что у него много времени отнимала работа над большими декоративными композициями и сооружениями (роспись плафона в банкетном зале во дворце Уайтхолл в Лондоне; триумфальные арки в честь въезда в Антверпен инфанта Фердинанда; украшение охотничьего замка Торре де ла Парада), Рубенс успевал писать также более камерные, лирические произведения. Среди них следует назвать портрет Елены Фоурмен Шубка (ок. 1638-1640, Вена, Художественно-исторический музей), Кермесса (ок. 1635-1636, Лувр), и особенно несколько сияющих, ярко освещенных пейзажей, созданных в последние пять лет жизни в загородном поместье близ Мехлина. Умер Рубенс 30 мая 1640.

ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. ПОРТРЕТ ЕЛЕНЫ ФАУРМЕНТ

ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. ПОРТРЕТ ЕЛЕНЫ ФАУРМЕНТ

ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. ЧУДО СВ. ФРАНЦИСКА

ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. ЧУДО СВ. ФРАНЦИСКА

ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. СЮЗАННА ФУРМАН (СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПКА)

ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. СЮЗАННА ФУРМАН (СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПКА)

В своих произведениях Рубенсу удалось достичь того, к чему стремились три предыдущих поколения художников Фландрии: соединения фламандского реализма с классической традицией, возрожденной итальянским Ренессансом. Художник был наделен огромной творческой энергией и неистощимым воображением; черпая вдохновение из самых разных источников, он создал свой неповторимый стиль. Для выполненных им алтарных образов характерны чувственность и эмоциональность; украшая замки аристократии эпохи зарождающегося абсолютизма, он способствовал распространению стиля барокко - художественного языка не только Контрреформации, но и светской культуры этого времени.

ЛИТЕРАТУРА

Лазарев В.Н. Рубенс. - В кн.: Старые европейские мастера. М., 1974 Варшавская М. Картины Рубенса в Эрмитаже. Л., 1975

Полезные сервисы

рубенс питер пауэл

Энциклопедический словарь

Ру́бенс Питер Пауэл (Rubens) (1577-1640), фламандский живописец. Работал в Антверпене, в 1600-08 в Италии. Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых жизненных наблюдений. Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», около 1611-14; «Персей и Андромеда», около 1620-21), историческо-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», около 1622-25), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажи и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов», около 1635-40), полные живого обаяния портреты («Камеристка», около 1625). Живописи Рубенса присущи уверенная свободная манера, выразительная пластическая лепка, тонкость красочных градаций. В мастерской Рубенса работали А. Ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс.

Полезные сервисы

рубенс, питер пауэл

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Питер Пауэл Рубенс. Союз Земли и Воды. Ок. 1618. Эрмитаж.

Питер Пауэл Рубенс. "Союз Земли и Воды". Ок. 1618. Эрмитаж.

РУБЕНС (Rubens) Питер Пауэл (1577 - 1640), фламандский живописец. Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, точных наблюдений действительности. Картины на религиозные и мифологические сюжеты ("Снятие со креста", около 1611 - 14), историко-аллегорические полотна (цикл "История Марии Медичи", около 1622 - 25), проникнутые ощущением могучих природных сил пейзажи и сцены крестьянской жизни ("Возчики камней", около 1620), полные живого обаяния портреты ("Камеристка", около 1625). Живописи Рубенса присущи уверенная свободная манера, выразительная пластическая лепка, тонкость красочных градаций. В мастерской Рубенса работали А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс.

Питер Пауэл Рубенс. Персей и Андромеда. Нач. 1620-х гг. Эрмитаж.

Питер Пауэл Рубенс. "Персей и Андромеда". Нач. 1620-х гг. Эрмитаж.

Питер Пауэл Рубенс. Возчики камней.

Питер Пауэл Рубенс. "Возчики камней".

Питер Пауэл Рубенс. Поpтpет камеpистки инфанты Изабеллы.

Питер Пауэл Рубенс. "Поpтpет камеpистки инфанты Изабеллы".

Питер Пауэл Рубенс. Три грации.

Питер Пауэл Рубенс. "Три грации".

Полезные сервисы

рубенсовский

Орфографический словарь

ру́бенсовский (от Ру́бенс)

Полезные сервисы

рубентий

Словарь русских имен

-я, м.; разг. Рубе́н, -а.

Отч.: Рубе́нтиевич, Рубе́нтиевна и Рубе́нтьевич, Рубе́нтьевна.

Производные: Рубе́нтьюшка; Рубе́ня; Бе́ня.

[Лат. rubens, род. п. rubentis (прич. от гл. rubeo) - краснеющий.]

Словарь имён

-я, муж.; разг. Рубен, -а.

Отч.: Рубентиевич, Рубентиевна и Рубентьевич, Рубентьевна.

Производные: Рубентьюшка; Рубеня; Беня.

Происхождение: (Лат. rubens, род. п. rubentis (прич. от гл. rubeo) - краснеющий.)

Полезные сервисы

рубентьюшка

Словарь русских имен

Полезные сервисы

рубеня

Словарь русских имен

Полезные сервисы

рубеоз

Сканворды для слова рубеоз

- Покраснение кожи в области скул и подбородка у больных сахарным диабетом, обусловленное расширением кровеносных сосудов.

Полезные сервисы

рубеозавр

Сканворды для слова рубеозавр

- Динозавр, живший на территории нынешней Северной Америки.

Полезные сервисы

руберитриновая кислота

Словарь иностранных слов

РУБЕРИТРИНОВАЯ КИСЛОТА - получается от соединения водного отвара крапа с свинцовым сахаром.

Полезные сервисы

рубероид

Толковый словарь

м.

Кровельный и изоляционный материал из картона, пропитанного специальным составом.

Энциклопедический словарь

РУБЕРО́ИД -а; м. [от лат. ruber - красный и греч. eidos - вид] Кровельный и изоляционный материал, состоящий из картона, пропитанного специальным составом. Крыть сарай рубероидом.

Руберо́идовый, -ая, -ое. Р. завод. Р-ая крыша. Р-ая изоляция. Руберои́дный, -ая, -ое.

* * *

руберо́ид - рулонный кровельный и гидроизоляционный материал, изготовляемый пропиткой кровельного картона легкоплавкими нефтяными битумами с последующим покрытием его (с обеих сторон) слоем тугоплавкого битума и защитной посыпкой асбестом, тальком и т. п.

* * *

РУБЕРОИД - РУБЕРО́ИД, рулонный кровельный и гидроизоляционный материал, изготовляемый пропиткой кровельного картона легкоплавкими нефтяными битумами с последующим покрытием его (с обеих сторон) слоем тугоплавкого битума и защитной посыпкой асбестом, тальком и т. п.

Большой энциклопедический словарь

РУБЕРОИД - рулонный кровельный и гидроизоляционный материал, изготовляемый пропиткой кровельного картона легкоплавкими нефтяными битумами с последующим покрытием его (с обеих сторон) слоем тугоплавкого битума и защитной посыпкой асбестом, тальком и т. п.

Академический словарь

-а, м.

Кровельный и изоляционный материал, состоящий из картона, пропитанного специальным составом.

[От лат. ruber - красный и греч. ε’ι̃δος - вид]

Иллюстрированный энциклопедический словарь

РУБЕРОИД, рулонный кровельный и гидроизоляционный материал, изготовляемый пропиткой кровельного картона легкоплавкими нефтяными битумами с последующим покрытием его с обеих сторон слоем тугоплавкого битума и посыпкой (для защиты от солнечных лучей) асбестом, тальком и т.п.

Сканворды для слова рубероид

- Картон, превращённый в кровельный материал.

- Рулонный кровельный материал.

- Гидроизоляционный кровельный материал.

- Какой строительный материал имеет «красный вид», судя по его названию?

Полезные сервисы