м.
Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк: двух четверостиший и двух трехстиший.
СОНЕ́Т, сонета, муж. (итал. sonetto) (лит.). Стихотворение в четырнадцать строк из двух четверостиший и двух трехстиший с особым расположением рифм. «Суровый Дант не презирал сонета, в нем жар любви Петрарка изливал.» Пушкин. Венок сонетов (произведение из 15 сонетов, из которых 14 написаны так, что каждый последующий начинается последним стихом предшествующего, а 14-ый кончается начальным стихом первого сонета, причем начальные стихи всех 14 сонетов образуют собой заключительный 15-ый сонет).
СОНЕ́Т, -а, муж. Стихотворение в 14 строк из двух четверостиший и двух трёхстиший. Сонеты Петрарки.
| прил. сонетный, -ая, -ое.
Сонет
[нэ́], -а, м.
Твердая стихотворная форма: стихотворение, состоящее из четырнадцати строк - двух четверостиший и двух трехстиший.
Сонеты Дельвига.
И вот, сонета выяснив секрет, себе поэты выбрали сонет для выраженья чувств, картин, утопий (Северянин).
Родственные слова:
соне́тный
Этимология:
От итальянского sonetto (← ст.-фр. sonet ‘песенка’ ← лат. sonus ‘звук’, ‘голос’, ‘слово’).
Энциклопедический комментарий:
Каноническая форма сонета - строки, рифмуемые по схеме абба-абба-ввг-дгд (есть и другие варианты). Сонет возник в XIII в. в Италии. Совершенства достиг у Ф. Петрарки. Блестяще писали А. Данте и Б. Микеланджело. Особую популярность сонет приобрел в
поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Традиция сонета предписывает определенное содержание, требует строгой внутренней композиции, ограничивает отбор слов и налагает ряд других запретов. Во Франции сонет разрабатывал П. Ронсар, а с возрождением этой формы после господства классицизма - А. Ренье, Х.-М. Эредиа, в Англии - У. Шекспир. В русской поэзии сонет известен начиная с В. К. Тредиаковского (1735 г.). Сонеты писали В. А. Жуковский, А. А. Дельвиг, И. Северянин и др. Образцом сонета можно считать стихотворение "Поэту" А. С. Пушкина.
Цикл (поэму) из пятнадцати архитектонически связанных сонетов называют "венком сонетов". В нем последняя строка каждого сонета повторяется в первой строке следующего, а пятнадцатый сонет состоит из первых строк всех предыдущих сонетов (тоже с вариантами). Выдающийся поэт-символист Вяч. Иванов не избежал поэтического соблазна сочинить свой "Венок сонетов" (1909 г.).
СОНЕ́Т, -а, м
Литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, - стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена и 2 трехстишия-терцета; возник в XIII в. в Италии; был популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма.
… Я сказал, что птицелов настолько владеет стихотворной техникой, что может, не отрывая карандаша от бумаги, написать настоящий классический сонет на любую заданную тему (В. Катаев).
СОНЕ́Т [не́] и [нэ́], -а; м. [итал. sonetto] Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк - двух четверостиший и двух трёхстиший.
◊ Венок соне́тов. Лит. Произведение из пятнадцати сонетов, связанных между собой таким образом, что последний стих одного сонета повторяется в первой строке следующего, а пятнадцатый сонет состоит из первых строк всех предыдущих четырнадцати сонетов.
◁ Соне́тный, -ая, -ое. С-ая композиция.
* * *
соне́т (итал. sonetto), твёрдая форма стихотворения из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности - abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» - abab abab cdc dcd (или cde cde) (см. Рифма); условно к сонету относят «английскую» рифмовку - abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в XIII в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец - «Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют венком сонетов («Венок сонетов» В. А. Солоухина).
* * *
СОНЕТ - СОНЕ́Т (итал. sonetto), твердая форма (см. ТВЕРДЫЕ ФОРМЫ): стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности - abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» - abab abab cdc dcd (или cde cde) (см. Рифма (см. РИФМА)); условно к сонету относят «английскую» рифмовку - abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец - «Поэту» А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют «венком сонетов».
СОНЕТ (итал. sonetto) - твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во "французской" последовательности - abba abba ccd eed (или ccd ede) или в "итальянской" - abab abab cdc dcd (или cde cde) (см. Рифма); условно к сонету относят "английскую" рифмовку - abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец - "Поэту" А. С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называют "венком сонетов".
-а, м.
Стихотворная форма в четырнадцать строк, состоящая из двух четверостиший и двух трехстиший.
Сонеты Шекспира.
◊
Суровый Дант не презирал сонета; В нем жар любви Петрарка изливал. Пушкин, Сонет.
◊
венок сонетов
лит.
произведение из пятнадцати сонетов, связанных между собою таким образом, что последний стих одного сонета повторяется в первой строке следующего, а пятнадцатый сонет состоит из первых строк всех предыдущих четырнадцати сонетов.
[итал. sonetto]
СОНЕ́Т (итал. sonetto, от прованс. sonet - песенка) - твердая стихотворная форма, представляющая собой стих. из 14 строк, композиц. распадающееся на 2 катрена и 2 терцета (катрены написаны на 2 рифмы, терцеты - на 2 или 3 рифмы). С. как упрощенная форма одиночной строфы канцоны возник в Италии в сер. 13 в., в 16 в. перешел из итал. поэзии во франц. и довольно быстро распространился по всей Европе. К эпохе Возрождения окончательно определились два типа сонетного канона - франц. и итал. Франц. тип, нормализованный наиб. строго, соответственно правилами альтернанса, устанавливает взаимную зависимость между характером рифмовки катренов и терцетов: "закрытая" (охватная) рифмовка катренов обусловливает "открытую" рифмовку терцетов (АббА АббА ввГ дГд); и наоборот, "открытая" (перекрестная) рифмовка катренов - "закрытую" терцетов (АбАб АбАб ВВг ДДг); оба вида считаются одинаково "правильными", но первый - "совершеннее". Итал. тип С., свободный от правил альтернанса, допускает как перекрестную, так и охватную рифмовку в катренах и - независимо от нее - самую разнообразную рифмовку в терцетах (напр.: АБАБ АБАБ АГД ДГВ и др.). Франц. С, как правило, пишется александрийским стихом (12-сложником), итал. - 11-сложником. Сонетный канон предписывал также соблюдение дополнит. правил: строфы должны кончаться точками, знаменательные слова - не повторяться, последнее слово С. - быть "ключевым". Огромная популярность С. в европ. лит-ре вызвала появление разл. вариантов С. и многочисл. отклонений от канонич. форм; из таких отклонений наиб. изв. являются "С. с кодой" и "англ. С.", нарушающий правило повтора рифм в обоих катренах и традиц. строфику - 3 катрена и заключит. двустишие (абаб вгвг деде жж). В России С. изв. с 1735, когда В. Тредиаковский сделал пер. с франц. классич. С. Ж. де Барро. Вслед за ним в 1855 В. Сумароков создает уже 4 оригинальных С. Популярность этой формы в 1760-е гг. нарастает, рус. поэты не только свободно воспроизводят франц. и итал. канон, но и экспериментируют с сонетной формой, так что к кон. 18 в. С. постепенно превращается в простое 14-стишие со следами деления на два четверостишия и заключительное шестистишие, но с почти произвольным порядком рифм. Новый период популярности С в России связан с романтизмом. Обращение англ. и нем. романтиков к С. и выход 1822 в Москве сонетов А. Мицкевича вызывают появление большого числа рус. романтич. С В 20-30-е гг. 19 в., считающиеся расцветом рус. С, едва ли не каждый из поэтов отдал дань этой форме. С пишут В. Жуковский, А. Пушкин, А. Дельвиг, Е. Баратынский, М. Лермонтов, К. Павлова и мн. др. К сер. 19 в. интерес к С. значительно ослабевает, стих., напис. в форме С, появляются эпизодически, активно обращается к нему лишь А. Григорьев (цикл С "Титании" и поэма "Venezia La Bella", напис. строфами-С.). Посл. четв. 19 в. отмечена своеобразными экспериментами с сонетной формой: в своем традиц. виде она сохраняется в многочисл. юмористич. С. В. Курочкина и В. Буренина, "серьезный" же С. сильно деформируется в поэзии А. Майкова, В. Соловьева, К. Фофанова. В 80-90-е гг. над возрождением С. работает П. Бутурлин. Нач. 20 в. - новый расцвет рус. С., к-рый становится самой популярной из тв. стихотв. форм уже у старших символистов; только К. Бальмонт написал более 500 С. Пишут С. И. Анненский, В. Иванов, В. Брюсов, М. Волошин, А. Блок, М. Кузмин, Н. Гумилев, А. Ахматова и др. Этот период отличается, с одной стороны, обращением к почти забытым канонам С., с другой - самыми неожиданными экспериментами и предельными усложнениями сонетной формы. Появляются С.-акростихи, С.-буриме, венки С, "ответные С". В кругу В. Иванова не только возрождают обычай ср.-век. итал. "ответного С", но и усложняют его (поэт получает С. с недописанными строками и, угадав по ним рифмующие слова, отвечает "ответным С." на угаданные рифмы). Поэты нач. 20 в. начинают использовать для С. нетрадиц. размеры. Если в 19 в. эксперименты с метрикой сводились к замене традиц. для С. 5-и 6-стопного ямба 4-стопным (Баратынский), то теперь внедряются новейшие размеры - дольник и акцентный стих, С. пишутся вольными размерами и односложными. Традиц. строфику размывают "С. с кодой" и "опрокинутый С". Наиб. сильно деформирован С. в "коронах сонетов" раннего И. Сель-винского. В сов. период С. - единственная из тв. форм, к к-рой не утрачен интерес. Почти забытый в 30-50-х гг., в последние десятилетия он вновь утверждается в рус. поэзии, причем наиб. попул. его разновидностью становится "англ. С". Среди совр. рус. поэтов, продолжающих эксперименты с сонетной формой, особенно выделяются В. Соснора и И. Бродский. Пример С. (Анненский):
Есть книга чудная, где с каждою страницей
Галлюцинации таинственно свиты:
Там полон старый сад луной и небылицей,
Там клен бумажные заворожил листы,
Там в очертаниях тревожной пустоты,
Упившись чарами луны зеленолицей,
Менады белою мятутся вереницей,
И десять реет их по клавишам мечты.
Но, изумрудами запястий залитая,
Меня волнует дев мучительная стая:
Кристально чистые так бешено горды.
И я порвать хочу серебряные звенья...
Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья,
И режут сердце мне их узкие следы...
СОНЕТ (итальянское sonetto), твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия - катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия - терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во "французской" последовательности - abba abba ccd eed (или ccd ede) или в "итальянской" - abab abab cdc dcd (или cde cde) (смотри Рифма); условно к сонету относят "английскую" рифмовку - abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец - "Поэту" А.С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называется "венком сонетов".
соне́т
род. п. -е́та. Из ит. sonetto - то же от ст.-франц. sоnеt "песенка", sоn "звук", лат. sonus "звук" (Гамильшег, ЕW 808; Преобр. II, 355).
I.
СОНЕТ I а, м. sonnet <ит. sonetto <прованс. < лат. sonus звук, речь. Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк - двух четверостиший и двух трехстиший. БАС-1. Оный Сонет толь изрядно на францусском сочинен языке, что на силу могут ли ему подобныя найтися. 1735. Тредиак. Новый и краткий способ с сложению рус. стихов. Суровый Дант не презирал сонета; В нем жар любви Петрарка изливал; Игру его любил творец Макбета; И скорбну мысль Комоэнс облекал. Пушк. Сонет. Пародийные сонеты, которыми открывается "Дон-Кихот". М. Бахтин Из предыстории романного слова. Хорошо писать сонеты! Строк - 14! - подряд. Глянут: лишнего-то нету .. Ничего не сократят. В. Якунин Из личного опыта. // ЛГ 20. 4. 1994. ♦ Венок сонетов. Произведение из пятнадцати сонетов, связанных между собой таким образом, что последний стих одного сонета повторяется в первой строке следующего, а пятнадцатый состоит из первых строк всех предыдущих сонетов. БАС-1. ♦ ? Шахматные сонеты. Датировка поэтических публикаций <набоковых>, включая шахматные сонеты, представляется нам не вполне корректной. НЛО 1997 23 440. Сонетный ая, ое. Сонетная композиция. БАС-1. Сонетоид а, м. Один из таких редких случаев <антирелигиозных поползновений>представляет собой сонетоид Юрия Деникова. ЛУ 2002 6 86. - Лекс. САН 1847: соне/т; СИЗ: сонет 1755.
II.
СОНЕТ II sonnette f. Копер, сваезабивной станок. Копер мутон mouton, а баба дмозель <так> demoiselle .. когда же по верьху есть колокольчик тогда копер сонет, а не просто мутон. 1772. Сл. архит.
СОНЕТ (ит. sonnetto, фр. sonnet). Форма стихотворения, состоящая из 14-ти пятистопных, преимущественно ямбических, строк в четырех строфах. - В музыке - маленькая песня.
- Рифмовка от Шекспира.
- Какое стихотворение состоит из двух катренов и пары терцетов?
- Стихотворение в 14 строк.
- Он с дополнительной строчкой называется хвостатым.
- Хромой и безголовый в поэзии.
- Стихотворение русского поэта Павла Катенина.
- Стихотворение русской поэтессы Каролины Павловой.
- Стихотворение русского поэта Семёна Надсона.
СОНЕ́ТКА, сонетки, жен. (франц. sonnette) (устар.). В барских домах - звонок, колокольчик для вызова прислуги, обычно приводимый в действие шнурком.
-и, род. мн. -ток, дат. -ткам, ж. устар.
Комнатный звонок для вызова прислуги, обычно приводившийся в действие шнурком.
- Maman зазвонила во все сонетки, позвали людей. И. Гончаров, Воспоминания.
Жан дернул сонетку; вошел слуга. Чернышевский, Что делать?
[От франц. sonnette - звонок]
соне́тка, соне́тки, соне́ток, соне́тке, соне́ткам, соне́тку, соне́ткой, соне́ткою, соне́тками, соне́тках
см. звонок
СОНЕТКА и, ж. sonette f. устар. Комнатный звонок для вызова прислуги, приводимый в действие шнурком. БАС-1. Звонок, колокольчик, позвонок, с проводом куда, для призыва прислуги. Даль. - Ничего! Позвони, пожалуйста, друг мой! - отвечал он. Та <Настенька> дернула сонетку. Писемский 3 461. Она разливала чай, делала для Мари покупки лент, перчаток и прочих мелочей, дошивала за нее сонетки. В. Крест. (псевд.) Семья и школа. // ОЗ 1880 299 1 283. Павел Николаевич протянул руку к сонетке и нажал пуговку <заказать шампанского в кабинет ресторана>. К. В. Назарьева Любитель искусств. // Набл. 1891 9 1 1 7. Он подошел к сонетке, расшитой шелками и бисером, и тут же заметил, что и она, и ея кисть в пыли. В. А. Волконский Сем. хроника кн. Валдайских. // РВ 1903 7 85. Топнула королева по хрустальному паркету .. и к звонку-сонетке королевскую муаровую ручку протянула. С. Черный Королева-Золотые пятки. Я знаю, что стоит мне дернуть сонетку, Верочка положит на стол свое вязанье (она сидит в столовой у окна), отворит дверь и придет ко мне. 1928. Чаянов Юлия. // Юлия 523. Постояв минуту на пушистом ковре у огромного, как дом, алькова, князь вторично дернул за сонет. П. Евстафьев Линия и счет. // Звезда 1935 5 95. Почти десять лет четверть журналов подписывал для библиотеки соросовский Институт "Открытое общество", остается признать, что "Колокол на башне вечевой" превратился в сонетку, будуарный колокольчик. ВЛ 2002 4 22. - Лекс. Уш. 1940: соне/тка.
СОНЕТКА (фр. sonnette, от sonner - звонить). Звонок, проведенный в другую комнату, причем обыкновенно шнур или лента бывает красиво отделана или вышита.
СОНЕ́ТНЫЙ, сонетная, сонетное (лит.). прил. к сонет. Сонетная композиция.
соне́тный, соне́тная, соне́тное, соне́тные, соне́тного, соне́тной, соне́тных, соне́тному, соне́тным, соне́тную, соне́тною, соне́тными, соне́тном, соне́тен, соне́тна, соне́тно, соне́тны, соне́тнее, посоне́тнее, соне́тней, посоне́тней