ж.
1. Совокупность методов и процессов, применяемых в каком-либо деле или в производстве чего-либо.
2. Совокупность знаний о таких методах и процессах и их научное описание.
ж.
1. Совокупность методов и процессов, применяемых в каком-либо деле или в производстве чего-либо.
2. Совокупность знаний о таких методах и процессах и их научное описание.
ТЕХНОЛО́ГИЯ - сущ., ж., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? техноло́гии, чему? техноло́гии, (вижу) что? техноло́гию, чем? техноло́гией, о чём? о техноло́гии; мн. что? техноло́гии, (нет) чего? техноло́гий, чему? техноло́гиям, (вижу) что? техноло́гии, чем? техноло́гиями, о чём? о техноло́гиях
1. Технологией называется система методов, приёмов совершения технических операций, выполнения каких-либо производственных процессов.
Новая, старая технология. | Технология изготовления. | Технология обработки кожи. | Экологически чистые, безвредные технологии. | Безотходная технология. | Нарушать, использовать технологию. | Генераторы были испробованы для улучшения технологии водоочистки.
2. Если что-либо делается, производится по западной, отечественной и т. п. технологии, то это означает, что какой-либо производственный процесс исполняется по устойчивому, лицензионному образцу.
Хрустальные витражи по английской технологии.
3. Технологией называется теоретическая информация о способах обработки материалов, изделий, методах осуществления каких-либо производственных процессов.
Наукоёмкие, перспективные технологии. | Совершенные, передовые технологии. | Дорогостоящие, дешёвые технологии. | Технология судостроения. | Запатентовать технологию. | Владеть технологией. | Создавать высокие технологии. | Разработать, отработать, внедрить технологию. | НТК «Метод» предлагает компьютерные технологии для изобретательской деятельности. | Производительные технологии разработаны в начале XX века.
4. Информационными технологиями называют компьютерные средства обработки данных, программы и алгоритмы.
Информационные технологии защиты доступа к информации. | Консалтинг использует информационные технологии в области здравоохранения и кадровой политики.
технологи́ческий прил.
ТЕХНОЛО́ГИЯ, технологии, мн. нет, жен. (от греч. techne - искусство и logos - учение). Совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие. Технология металлов. Химическая технология. Технология дерева.
|| Совокупность процессов такой переработки. Несложная технология.
ТЕХНОЛО́ГИЯ, -и, жен. Совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства. Т. производства. Т. волокнистых веществ. Нарушение технологии.
| прил. технологический, -ая, -ое. Т. процесс. Технологические требования.
ТЕХНОЛО́ГИЯ, -и, ж
Совокупность процессов, производственных методов в определенной отрасли производства.
Использовать новейшую технологию выделки кож.
ТЕХНОЛО́ГИЯ -и; ж. [от греч. technē - искусство, мастерство и logos - учение]
1. Совокупность методов, процессов и средств, используемых при производстве, изготовлении чего-л. Новая, старая т. Компьютерные технологии. Т. изготовления детали. Разработать, внедрить технологию. Нарушать, соблюдать технологию обработки металла. // обычно мн.: техноло́гии, -ий. Совокупность приёмов и способов, позволяющих управлять общественными процессами и отношениями между людьми. Политические технологии. Выборные технологии.
2. Совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий и методах осуществления каких-л. производственных процессов. Т. судостроения. Т. окраски изделий из кожи. Секреты технологии. // Учебный предмет, излагающий такие знания. Курс технологии.
◁ Технологи́ческий, -ая, -ое. Т-ие знания. Т-ие требования. Т. институт. Т-ая карта, инструкция. Т. процесс. Технологи́чески, нареч. Мыслить т. Так резать стекло - т. нерационально.
* * *
техноло́гия (от греч. téchnē - искусство, мастерство, умение и ...логия), совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. п.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приёмы и способы. Технологией (или технологическими процессами) называют также сами операции добычи, обработки, переработки, транспортирования, складирования, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса. В состав современной технологии включается и технический контроль производства. Технологией принято также называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др.
* * *
ТЕХНОЛОГИЯ - ТЕХНОЛО́ГИЯ (от греч. techne - искусство, мастерство, умение и logos - слово, учение), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; научная дисциплина, изучающая физические, химические, механические и др. закономерности, действующие в технологических процессах. Технологией называют также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса.
ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. techne - искусство - мастерство, умение и ...логия), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; научная дисциплина, изучающая физические, химические, механические и др. закономерности, действующие в технологических процессах. Технологией называют также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса.
-и, ж.
1. Совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий, методах осуществления каких-л. производственных процессов.
Технология судостроения. Технология холодной обработки
металлов. Технология осушения болот.
2. Совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки материала, изделия.
Разработка технологии производственного процесса. Внедрение новой технологии обработки детали.
◊
- Вы получали от меня указание не принимать от мастера плавку, если он вел ее, нарушая технологию. В. Попов, Сталь и шлак.
[От греч. τέχνη - искусство, мастерство и λόγος - учение]
ТЕХНОЛОГИЯ (от греческого techne - искусство, мастерство, умение и ...логия), совокупность методов, способов и приемов получения, обработки или переработки сырья и полуфабрикатов с целью получения готовой продукции; научная дисциплина, изучающая механические, физические, химические и другие связи и закономерности, действующие в технологических процессах. Технологией называются также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса.
ТЕХНОЛОГИЯ -
практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности. Эго определение отражает философский и социологический интерес к технологии как к социальному продукту, который охватывает "металлические изделия" рук человеческих в виде инструментов и машин, а также знания и идеи, включенные в различные виды производственной деятельности. Знания не обязательно зависят от науки как движущей силы. Пример тому - относительно простые формы механизации на ранней стадии промышленной революции. Современное развитие энергетики и информатики может, однако, зависеть от научных достижений. Иногда технология в узком смысле трактуется как машины, но более широкое значение подразумевает производительные системы в целом и даже организацию и разделение труда. В последние годы рядом авторов технология рассматривается широко, как совокупность способов, приемов в какой-либо сфере непроизводственной деятельности
техноло́гия, техноло́гии, техноло́гий, техноло́гиям, техноло́гию, техноло́гией, техноло́гиею, техноло́гиями, техноло́гиях
сущ., кол-во синонимов: 34
биотехнология (1)
веб-технология (1)
вермитехнология (1)
вибротехнология (1)
видеотехнология (1)
гей-технология (1)
геотехнология (1)
инфотехнология (1)
кибертехнология (1)
медиатехнология (1)
метатехнология (1)
митотехнология (1)
мифотехнология (1)
нанотехнология (4)
нейротехнология (1)
пиар-технология (1)
политтехнология (1)
принц-технология (1)
пси-технология (1)
психотехнология (1)
робототехнология (1)
сверхтехнология (2)
спецтехнология (1)
стелс-технология (1)
супертехнология (2)
теротехнология (1)
техникалия (4)
форсайт (3)
фототехнология (1)
энерготехнология (1)
▲ способ
технология - способ производства, способ изготовления (разработать технологию).
технолог. технологический.
технологичность.
технологическая карта.
технологическая оснастка.
профессиональные секреты. ноу - хау.
см. обработка
внедрять новые технологии => начало, использование
применять технологию => использование
разработать технологию => существование / создание
существует технология => существование / создание, субъект
технология используется => пассив на -ся, использование
технология позволяет => возможность, субъект, модальность
технология применяется => пассив на -ся, использование
ТЕХНОЛОГИЯ и, ж. technologie, нем.Tecnologie <гр. techne искусство, мастерство + logos знание, наука. Технология, греч. Художествословие или описание работ, приемов и составлений всякого рода художественных, ремесленных и хозяйственных изделий, орудий и произведений. Из сего явствует, что слово сие есть почти равносмысленное слову энциклопедия, или кругу наук, выключая те, что в технологию не входят, кроме побочным образом, умозрительные науки, но и сии, исключая нравственность, богословие и словесность, не могут быть в пользу употреблены и изъяснены без какого-нибудь ручного художества, следовательно, технология заключает в себе почти все то, что люди знают и делают. Ян. 1806. Весьма хорошее и исправное описание <добычи соли> находится в технологии г-на Проф. Бекмана. Севергин 1791 1 345. А в той же школе, я думаю иногда, для праздничного дня, и Технологию, и Мифологию, Эстетику, и все и вся знают. 1810. И. Долг. Славны бубны. // Д. 1870 37. В статьях Технологии нельзя требовать, чтобы оне выучили читателя сучить, прясть, ткать, красить, апретировать. БДЧ 1834 №7. || Попытка оратора сохранить за собою трибуну освистывается и затаптывается партийной клакой. Смех и улюлюканье заглушают дискуссию. Основная задача такой технологии - поддерживать в зале такую атмосферу, которая бы давила на выступающего. Звезда 1998 11 224. Хозяин делился секретами коллекционерской "технологии", посвящал в свои невинные библиофильские радости. КО 19. 1. 1990. перен. Не только из косноязычия <художник> предпочитает подпустить тумана - окружить ореолом таинственности и свой месседж, и технологии его сообщения .. и это кокетство, безусловно, является одной из форм кадрёжа <публики>. С. Файбисович Картина, рукопись. // Знамя 2000 7 180. - Лекс. Алексеев 1794: техноло/гия (художное речений разбирательство, особливо по частям слова употребляемого); Ян. 1806: технология.
ТЕХНОЛОГИЯ (греч., от techne - искусство, и logos - слово). Наука, имеющая своим предметом историю и описание промышленных фабричных производств; совокупность терминов, свойственных искусству, науке.
ТЕХНОЛО́ГИЯ КРИТИ́ЧЕСКОГО МЫШЛЕ́НИЯ.
Технология обучения, которая ставит задачу научить критически мыслить - обсуждать, оценивать, выявлять и решать проблемы. Может рассматриваться как разновидность проблемного обучения. Называется также технология развития критического мышления через чтение и письмо. Авторами этого проекта являются американские педагоги Дж. Стил, К. С. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. Активно внедряется в образовательных учреждениях США, во многих странах Европы, в том числе и при обучении иностранным языкам.
Авторами этой технологии разработаны основы обучения и учения, включающие в себя 3 стадии:
1) вызов (evocation),
2) осмысление содержания, реализация смысла (realization of meaning),
3) рефлексия (reflection). Первая стадия - вызов, другими словами мозговой штурм (брейнсторминг) - используется как способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Преподаватель задает учащимся проблемную ситуацию, которая строится из предметных значений, и учащиеся сознательно выбирают способ практического действия в соответствующих обстоятельствах. Главная задача второй стадии обучения и учения технологии - осмысления содержания или реализация смысла - состоит в том, чтобы поддержать активность учащихся, их интерес, соотнести новую информацию с уже известной (использовать в решении тех или иных проблем свой жизненный опыт). Третьей стадией познавательной деятельности в этой технологии является стадия рефлексии. Именно на стадии рефлексии происходит закрепление полученных знаний учащимися, что позволяет им перестраивать свои прежние представления о предмете, включать в них новые понятия и знания (Соосар, Замковая, 2004; Загашев, Заир-Бек, 2003; Конева, 2008).
ТЕХНОЛО́ГИЯ (от греч. technē - искусство, ремесло, мастерство + ...логия) ОБУЧЕ́НИЯ.
Совокупность наиболее рациональных способов научной организации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств. Термин получил распространение в литературе второй половине ХХ столетия в связи с развитием программированного обучения и первоначально использовался для обозначения обучения с применением технических средств обучения.
В 70-е гг. термин стал использоваться в более широком контексте: и для обозначения обучения с использованием ТСО и как рационально-организованное обучение в целом. Таким образом, в понятие Т. о. стали включать все основные проблемы дидактики, связанные с совершенствованием учебного процесса и повышением эффективности и качества его организации. В наши дни произошла дифференциация двух составляющих содержания термина: технологии обучения (Technology of Teacning) и технологии в обучении (Technologу in Teaching). С помощью первого термина обозначают приемы научной организации труда учителя (НОТ), благодаря которым наилучшим образом достигаются поставленные цели обучения, а с помощью второго - приемы использования в учебном процессе технических средств обучения и сами такие средства. Важнейшими характеристиками Т. о. считаются следующие:
1) результативность (высокий уровень достижения поставленной цели каждым учащимся), экономичность (за единицу времени усваивается больший объем учебного материала нежели без использования таких средств при наименьшей затрате усилий учащихся на овладение материалом);
2) эргономичность (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, при отсутствии перегрузки и утомления);
3) высокая мотивированность в изучении предмета, что способствует повышению интереса к занятиям и позволяет раскрыть резервные возможности учащегося. Большинство исследователей рассматривает Т. о. как один из способов реализации на занятиях личностно-деятельностного подхода к обучению, благодаря которому учащиеся выступают как активные творческие субъекты учебной деятельности. В лингводидактике к Т. о. принято относить: обучение в сотрудничестве, проектные технологии (метод проектов), центрированное на учащихся обучение, тандем-метод, технология «case study», дистанционное обучение, компьютерные технологии, технологии, интенсивные технологии, технология освоения иностранных языков НЕО, игровые технологии и др.
ТЕХНОЛО́ГИЯ ОБУЧЕ́НИЯ «CASE STUDY».
Технология обучения, возникшая в середине ХХ в. в стенах Гарвардской школы бизнеса. Получила широкое применение при подготовке специалистов разного профиля, прежде всего в области экономики, юриспруденции, менеджмента, а позже при обучении языку специальности и подготовки преподавателей иностранного языка. Суть технологии заключается в том, что обучающимся выдается набор учебных материалов (кейс) и предлагается в результате знакомства с материалами осмыслить содержание заключенной в них проблемы, как правило, не имеющей однозначного решения, и предложить свое решение с использованием приобретенных знаний и умений.
На занятиях по языку работа с кейс-технологиями предполагает также совершенствование речевых навыков и умений учащихся в результате обсуждения проблемной ситуации, содержащейся в задании. Модель организации занятий на основе этой технологии включает несколько этапов. Организационная стадия: комментарий преподавателя о характере предстоящей работы с материалами кейса, знакомство учащихся с учебными материалами. Рабочая стадия: детальное знакомство учащихся с материалами кейса, выполнение заданий, принятие решения по проблеме, которую предстоит обсудить. Завершающая стадия: обсуждение проблемы, комментарии преподавателя, оценка работы учащихся, письменное задание по обсуждаемой проблеме. На занятиях по курсу методики преподавания иностранных языков один из возможных вариантов задания для работы с кейс-технологиями содержит: название темы обсуждения, список ключевых слов по теме, текст для обсуждения, задания к тексту, темы для устного и письменного выступления на семинарском занятии.
ТЕХНОЛО́ГИЯ ОСВОЕ́НИЯ ИНОСТРА́ННЫХ ЯЗЫКО́В.
Технология обучения, суть которой состоит в утверждении, что для достижения быстрых, надежных и нестрессовых для здоровья человека результатов иностранные языки нужно осваивать в соответствии с древними естественными наследственными программами адаптации в живой природе. Курс обучения предусматривает овладение разговорным английским языком без домашних заданий и самоподготовки при 4-х ежедневных уроках по 45 мин, во время которых 25% времени отводится на введение новой лексики, 25% - на коммуникативный тренинг, 25% - на грамматический тренинг, 25% - на повторение.
Краткосрочный курс обучения рассчитан на 24 занятия (12 дней обучения), за время которых учащиеся овладевают лексикой в объеме 2 400 единиц, из них 1 200 - продуктивная лексика. В ходе коммуникативного тренинга, проводимого на ранее усвоенной лексике, учащиеся овладевают следующими умениями: ориентировка в среде общения (беседа с незнакомцем), диалог (бытового характера), деловые встречи (устройство на работу, заключение сделок), телефонные разговоры, экстренная ситуация, монолог (рассказ), интервью, дебаты. По утверждению авторов технологии, ее отличие от общепринятых методик освоения иностранных языков заключается в следующем. Во-первых, легкость, с какой ученики осваивают на слух большое количество иностранных слов, что позволило отказаться от домашних заданий и уделять введению новой лексики только четверть учебного времени на занятиях. Во-вторых, возможность освоить основы грамматики быстро и прочно. В-третьих, возможность вырабатывать навыки общения в реальных ситуациях. Технология разработана и проходила апробацию на занятиях по английскому языку в течение 10 лет очного обучения в г. Витебске. Иногда эту технологию называют НЕОС (нестрессовая естественная обучающая система). Ее описание предложено разработчиками технологии Н. В. Черемновой и В. С. Черемновым (2004).