Улья́нов Михаил Александрович (р. 1927), актёр, народный артист СССР (1969), Герой Социалистического Труда (1986). С 1950 в Театре им. Вахтангова. Председатель правления Союза театральных деятелей России (1986-96). Создал галерею масштабных образов, исполненных страстного драматизма, открытого гражданского темперамента. Среди ролей: Рогожин («Идиот» по Ф. М. Достоевскому), Сергей («Иркутская история» А. Н. Арбузова), Виктор («Варшавская мелодия» Л. Г. Зорина), Ричард III («Ричард III» У. Шекспира), Цезарь («Мартовские иды» по Т. Уайлдеру). Снимался в фильмах: «Председатель», «Братья Карамазовы», «Бег», «Тема», «Частная жизнь» и др. Создал кинообраз маршала Г. К. Жукова в более чем 10 фильмах. Ленинская премия (1966), Государственная премия СССР (1983).
* * *
УЛЬЯНОВ Михаил Александрович - УЛЬЯ́НОВ Михаил Александрович (20 ноября 1927, с. Бергамак Омской области - 26 марта 2007, Москва), российский актер кино и театра. Народный артист СССР (1969). Герой социалистического Труда (1986). Ленинская премия (1966). Государственная премия СССР (1973). Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского (1975). В 1986-1987 - секретарь Правления СК СССР. В 1986-1996 - председатель Правления Союза театральных деятелей (СТД).
В 1944-1945 учился в студии при Омском областном драматическом театре, в 1950 окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина и стал актером, затем режиссером, с 1987 - художественным руководителем Театра имени Евг. Вахтангова (см. ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГ. ВАХТАНГОВА). На профессиональной сцене Ульянов дебютировал, еще учась в училище, в спектакле «Крепость на Волге» (1949), заменив заболевшего исполнителя роли Кирова. Несмотря на то, что сам молодой актер чувствовал себя не очень уверенно, он понравился и зрителям и руководству театра имени Вахтангова - его Киров был человеком из народа, крепким, обаятельным, располагающим к себе людей.
Поступив в Театр имени Евг. Вахтангова, Ульянов сразу зарекомендовал себя актером социального плана, темпераментным, ярким. Он отвечал запросам времени, полностью соответствуя представлениям о положительном герое. Его Костя Белоус («Город на заре»), Сергей Серегин («Иркутская история», 1959), Виктор («Варшавская мелодия», 1961), несмотря на типичный для соцреализма драматургический материал, привлекали искренностью, свежестью, мужественностью. Немало переиграл Ульянов и несгибаемых большевиков, начиная с самого Ленина («Человек с ружьем», 1955).
Разумеется, время вносило свои коррективы: так, в 1970-е годы в «Гибели эскадры» Ульянов увидел в своем матросе Алексее уже не рыцаря революции, а параноика, нахлебавшегося чужой крови. Тем не менее Ульянов в обыденном сознании рядового зрителя долгое время оставался неким официальным артистом государственного ранга, хотя никто и не пытался отрицать его недюжинного таланта. Особенно ярко он проявился в эти годы на театральной сцене родного ему Вахтанговского театра: его бешеный темперамент определял рисунок таких ролей, как Ричард III («Ричард III», 1976), Рогожин («Идиот», 1958), Антоний («Антоний и Клеопатра»). Причем, что интересно, играя царственных особ, Ульянов, не стремился показать их величие. Антоний, охваченный своей безумной страстью к Клеопатре, походил скорее на простого солдата. Ричард - абсолютное ничтожество. Вполне обыкновенен и Наполеон («Наполеон Первый»). В 1990-е годы актер с успехом играл Шмагу в спектакле П. Н. Фоменко (см. ФОМЕНКО Петр Наумович) «Без вины виноватые» и Юровского в антрепризном спектакле «Последняя ночь последнего царя».
Первые значительные роли в кино - комсомольский руководитель Колыванов в фильме Ю. П. Егорова (см. ЕГОРОВ Юрий Павлович)«Они были первыми» (1956) и геолог Каширин в фильме Л. А. Кулиджанова (см. КУЛИДЖАНОВ Лев Александрович)«Дом, в котором я живу» (1957) - целеустремленные, обстоятельные, внешне сдержанные, но с угадываемой внутренней силой. Персонажи, сыгранные Ульяновым, вслед за Колывановым и Кашириным так же становились героями своего времени: коммунист Кайтанов («Добровольцы» режиссера Ю. П. Егорова, 1958), секретарь райкома Данилов («Простая история» режиссера Ю. П. Егорова, 1960). Самой большой удачей актера в 1960-е годы стала роль председателя колхоза Егора Трубникова в фильме А. А Салтыкова (см. САЛТЫКОВ Алексей Александрович) «Председатель» (1964), за которую Ульянов был удостоен Ленинской премии за 1966.
Михаил Ульянов и в дальнейшем играл в кино в основном положительных героев, вроде бы суровых, но добрых сердцем, людей чести, верящих в идеалы, верных и мужественных. Именно благодаря умению создавать значительные, крупные характеры, а не только из-за некоторого портретного сходства, его не раз приглашали сыграть Ленина («Ленин в Швейцарии», телефильм, 1965; «Штрихи к портрету», телефильм,1968; «На пути к Ленину», 1970), а также маршала Жукова, на что его, кстати, благословил сам Георгий Константинович. Долгие годы Ульянов был едва ли не единственным в советском кино исполнителем роли Жукова: «Освобождение» (1968-1971), «Море в огне» (1970), «Слушайте, на той стороне» (1971), «Блокада» (1974), «Выбор цели» (1974), «Солдаты свободы» (1976), «Если враг не сдается…» (1982), «День командира дивизии» (1983), «Битва за Москву» (1985), «Сталинград» (1989), «Закон» (1989), «Война», телефильм (1990).
В 1968 совместно с К. Ю. Лавровым (см. ЛАВРОВ Кирилл Юрьевич) Ульянов закончил фильм И. А. Пырьева (см. ПЫРЬЕВ Иван Александрович) «Братья Карамазовы» (Пырьев умер, успев отснять только две первых серии картины). В этой картине актер снялся в роли Дмитрия Карамазова, человека широкой души, необузданного и непутевого. В 1972 Ульянов сам поставил фильм «Самый последний день» (1972), отведя в нем для себя роль участкового милиционера Ковалева.
С особым блеском Ульянов сыграл генерала Чарноту («Бег», 1971, режиссеры А. А. Алов (см. АЛОВ Александр Александрович)и В. Н. Наумов (см. НАУМОВ Владимир Наумович)) - лихого вояку и неунывающего игрока, умеющего найти выход из любого положения. В 1970-е годы на смену героям, не знающим сомнений, все чаще у Ульянова приходят герои, вглядывающиеся в себя, старающиеся понять что-то в своей жизни, сложившейся не так, как бы хотелось. Так, писатель Ким Есенин из фильма Г. А. Панфилова (см. ПАНФИЛОВ Глеб Анатольевич) «Тема» (1979) мучительно пытается разобраться в самом себе и не может найти выход из того духовного тупика, в котором оказался. Переживает и крупный чиновник Абрикосов, временно оставшийся не у дел, - «Частная жизнь» (Государственная премия СССР, 1983; приз «Золотой Лев» МКФ в Венеции,1983, за успешное сотрудничество с создателем фильма «Частная жизнь»).
Творческая активность Ульянова спала, когда он приступил к выполнению обязанностей председателя СТД, но как только ушел с этого поста, снова став активно сниматься в кино. Участвовал в сериале Д. Х. Астрахана (см. АСТРАХАН Дмитрий Хананович) «Зал ожидания», в сериале А. Муратова «Досье детектива Дубровского». Снялся у С. Урсуляка в фильме «Сочинение ко Дню Победы» (1998), сыграв старика, бывшего летчика, взбалмошного и трогательного, чувствующего себя неуютно в новой жизни и совершающего во имя справедливости совершенно безумные поступки. В фильме С. С. Говорухина (см. ГОВОРУХИН Станислав Сергеевич) «Ворошиловский стрелок» (1999) его герой так же решительно мстит за поруганную честь своей внучки. Снимался также в фильмах «Северное сияние» (2001), «Антикиллер» (2002), телесериалах «Досье детектива Дубровского» (1999), «Охота на изюбря» (2005).