м.
1. Искусственно изготовленная минеральная масса из лучших сортов белой глины с особыми примесями, идущая на выделку различных изделий.
2. разг.
Изделия из такой массы.
м.
1. Искусственно изготовленная минеральная масса из лучших сортов белой глины с особыми примесями, идущая на выделку различных изделий.
2. разг.
Изделия из такой массы.
ФАРФО́Р, фарфора, муж. (новогреч. pharphouri с араб.).
1. только ед. Искусственно изготовляемая минеральная масса из лучших сортов белой глины с особыми примесями, идущая на различные изделия. Китайский фарфор. Севрский фарфор. Ваза из фарфора.
2. только ед., собир. Изделия из такой массы. Коллекция художественного фарфора. Музей фарфора.
3. Вещь из такой массы (устар.). «Mon pere дал мне фарфоры, цветы, серебра чудесного.» Л.Толстой.
ФАРФО́Р, -а, муж.
1. Белый плотный керамический материал, получаемый спеканием массы из огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца. Ваза из фарфора.
2. собир. Изделия, посуда из такого материала. Коллекция фарфора.
| прил. фарфоровый, -ая, -ое.
ФАРФОР - муж. состав, из коего делается лучшая каменная посуда: фарфоровая глина, каолин, изветрившийся полевой шпат с кварцем;
| фарфоровая посуда ·и·др. вещи. Лучший фарфор делают в Китае. Фарфоровый завод. Фарфоровая лошадь, вся рябая по беловатой шерсти, чубарая, порода с китайской границы?
ФАРФО́Р, -а, м
Искусственно приготовляемая масса, смесь из высокосортной огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца, идущая на выделку различных изделий.
Изделия из фарфора формируются из пластичных, жидких и порошкообразных масс.
ФАРФО́Р -а; м. [тур. farfur из перс.]
1. Искусственно приготовляемая минеральная масса из высокосортной глины с различными примесями, идущая на выделку различных изделий. Китайский ф. Ваза из фарфора. Сервиз из ломоносовского фарфора. Зубы, как ф. (очень белые, хорошие).
2. собир. Посуда, различные изделия из такой массы, полученные путём особой обработки. Пить кофе из фарфора. Сервант с фарфором. Собирать старинный ф. Коллекция фарфора. Бисквитный ф. (не покрытый глазурью).
* * *
фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. фегфур), керамические изделия (посуда, вазы, статуэтки, архитектурные детали, изоляторы, химическая аппаратура и др.), получаемые спеканием фарфоровой массы (из пластичной огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца); имеют спёкшийся, водонепроницаемый, белый, звонкий, просвечивающий в тонком слое черепок без пор. Высокая прочность, термостойкость, изоляционные свойства. Фарфор появился в IV-VI вв. в Китае. В Европе с XVI в. производился так называемый мягкий фарфор (без каолина). Твёрдый фарфор изобретён в начале XVIII в. И. Ф. Бётгером (J. F. BÖttger, 1682-1719) и Э. В. Чирнхаузом [Чирнхаузеном (Tschirnhaus, Tschirnhausen), 1651-1708] в Саксонии, где вскоре возникло производство мейсенского фарфора. В России состав фарфоровой массы разработал около 1747 Д. И. Виноградов. Различают фарфор, покрытый глазурью, и фарфор неглазурованный (бисквит).
* * *
ФАРФОР - ФАРФО́Р (тур. farfur, fagfur, от перс.), керамические изделия (посуда, вазы, статуэтки, архитектурные детали, изоляторы, химическая аппаратура и др.), получаемые спеканием фарфоровой массы (из пластичной огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца); имеют спекшийся, водонепроницаемый, белый, звонкий, просвечивающий в тонком слое черепок без пор. Высокая прочность, термостойкость, изоляционные свойства. Фарфор появился в 4-6 вв. в Китае. В Европе с 16 в. производился т. н. мягкий фарфор (без каолина). Твердый фарфор изобретен в нач. 18 в. И. Ф. Бетгером (1682-1719) и Э. В. Чирнгаузом (Чирнгаузеном) (1651-1708) в Саксонии, где вскоре возникло производство мейсенского фарфора. В России состав фарфоровой массы разработал ок. 1747 Д. И. Виноградов. Различают фарфор, покрытый глазурью, и фарфор неглазурованный (бисквит).* * *
ФАРФО́Р (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур), тонкие керамические изделия, получаемые спеканием фарфоровой массы (из пластичной огнеупорной глины - каолина (см. КАОЛИН), полевого шпата (см. ПОЛЕВЫЕ ШПАТЫ), кварца (см. КВАРЦ)); имеют спекшийся, водо- и газонепроницаемый, обычно белый, звонкий, просвечивающий в тонком слое черепок без пор.
Фарфор различают по составу массы (твердый, мягкий, костяной) и по характеру росписей (подглазурные, надглазурные). Дорогие коллекционные сорта фарфора называют по месту производства или по фамилии владельцев фабрик или изобретателей.
Китайский фарфор
Фарфор был изобретен в Китае в 4-6 веках. Этому открытию способствовали богатые месторождения каолина (китайской глины). Сохранившиеся изделия представляют собой сосуды вытянутых форм с гладкой полированной поверхностью, нередко с лепным декором, светлых тонов. В эпоху Тан (см. ТАН (династия)) (7-10 века) и Сун (см. СУН (династия)) (10-13 века) в страны Азии и Европы вывозятся голубые и бледно-зеленые вазы с рельефным орнаментом, которые в Европе получили название «селадон» (основное место производства Лунцюань). Эти вазы и кувшины имели формы, напоминающие античные сосуды, нередко с ручками в виде драконов и горлышками в виде животных. Затем появились молочно-белые сосуды «бэй-дин» из Динчжоу с вытесненным рисунком, голубые изделия «жу-яо», украшенные глазурью сосуды «цзинь-яо» из провинции Хэнань. Начиная с 14 века в эпоху Мин (см. МИН (династия)) (14-17 века), ведущим центром изготовления фарфора становится Цзиндэчжэнь, где было налажено производство изделий, украшенных свинцовыми глазурями трех цветов (саньцай) или подглазурной синей кобальтовой росписью, которая часто сочеталась с надглазурной росписью (доуцай). В эпоху Мин становятся популярны фарфоровые фигурки, в том числе статуэтки знаменитых красавиц.
Китайский фарфор по преобладанию цветов в росписи в Европе стали делить на семейства: розовое, зеленое, желтое, черное. В этих изделиях привлекала утонченность форм, чистота поверхности. Изделия из так называемого пламенеющего фарфора с глазурью фламбе покоряли красочностью поверхности. В связи с экспортом фарфора на Запад тематика росписи начала расширяться: на изделиях появились сюжеты, почерпнутые из европейских гравюр, заказные геральдические фигуры.
В 18 веке формы изделий теряют свою изысканную простоту, становятся более вычурными. Поверхность нередко имитирует лак, дорогую бронзу, золото, другие материалы. В дальнейшем китайский фарфор пережил упадок и стагнацию художественных форм.
Фарфор Кореи и Японии
В Корее фарфор известен с 10 века. Доминируют чисто белые, а также с подглазурной росписью кобальтом. Открытие месторождения каолина в начале 17 века в Японии привело к возникновению первой японской фарфоровой мануфактуры в Арите, которая стала выпускать бело-голубой фарфор, декорированный селадон, а также изделия с черной и бурой глазурями. Особенно прославились изделия в стиле имари (от названия порта, через который японский фарфор вывозился в Европу) с тончайшей полихромной подглазурной росписью эмалями по белому фону и в стиле какиэмон (по имени создателя нового вида декора) с оригинальной надглазурной росписью в виде цветов, птиц, бабочек. Широко известны западноевропейские изделия в стиле какиэмон, созданные по японским образцам и пользовавшиеся большим спросом.
Фарфор в Германии
В Западной Европе во Флоренции под патронажем Медичи в 16 веке открыли мягкий фарфор со светлым черепком, покрытым свинцовой глазурью. Внешне он походил на венецианское молочное стекло и расписывался кобальтом. Подлинным переворотом в истории западноевропейского фарфорового производства стало изобретение в 1709 году немецким алхимиком И. Бетгером (см. БЕТГЕР Иоганн Фридрих) совместно с физиком Э. Чирнхаузом твердого фарфора. Вскоре в Саксонии была основана фарфоровая мануфактура, которая на протяжении пятидесяти лет не знала себе равных (см. Мейсенский фарфор (см. МЕЙСЕНСКИЙ ФАРФОР)). Своей славой мейсенский фарфор во многом обязан замечательному художнику Иоганну Херольдту, который создавал искусные изделия в стиле шинуазри (см. ШИНУАЗРИ) и придумал декор из кажущихся живыми цветов, получивший название «немецкие цветы», а также выдающемуся скульптору Иоганну Кендлеру (см. КЕНДЛЕР Иоганн Иоахим), известному своей мелкой пластикой в стиле рококо (см. РОКОКО).
Секрет фарфора недолго оставался в стенах Мейсена. Во всей Европе работают над раскрытием секретов. Центр фарфорового производства смещается в Вену и Венецию, где открываются фарфоровые фабрики, обладающие каждая своим почерком. Во второй половине 18 века в Германии открылись новые керамические фабрики в Нимфенбурге, где работал известный мастер рококо Франц Бустелли, в Хехсте, известном произведениями также в стиле рококо Иоганна Мельхиора, в Берлине, в Людвигсбурге и других городах.
Фарфор во Франции
В первой половине 18 века во Франции работали мануфактуры в Руане, Сен-Клу, Меннеси, Шантийи, Венсене, изготовлявшие элитарные предметы из мягкого фарфора. Венсенский фарфор отличался высоким мастерством отливки фарфоровых цветов в стиле рококо. Настоящий твердый фарфор появился во Франции только в последней трети 18 века. Истинным законодателем мод с 1750-х годов стал французский севрский фарфор (см. СЕВРСКИЙ ФАРФОР), который выпускался на мануфактуре в Севре с 1756.
Мануфактура находилась под покровительством Людовика XV и его фавориток, мадам Дюбарри (см. ДЮБАРРИ Мари Жанна) и мадам Помпадур. (см. ПОМПАДУР Жанна)Один из классических цветов севрского фарфора получил название «роз Помпадур». К работе в Севре были привлечены талантливые художники и скульпторы (Франсуа Буше (см. БУШЕ Франсуа (живописец)), Клод Дюплесси). Особое место занимали скульптуры из бисквита (см. БИСКВИТ).
Английский фарфор
Английский фарфор 18 века также получил мировое признание. По числу керамических фабрик Англия в то время устойчиво занимала первое место в Европе. В отличие от континентальных европейских фабрик, находившихся под финансовым патронажем августейших семейств или других знатных особ, английские предприятия действовали на коммерческой основе и при определении своей производственной программы считались с конъюнктурой рынка. Настоящий фарфор был открыт в Англии довольно поздно, распространены были изделия из различных видов каменной массы (см. КАМЕННАЯ МАССА), усовершенствованной Дж. Веджвудом (см. ВЕДЖВУД Джозайя).
Основанная в 1745 фабрика в Челси выпускала английские версии изделий в восточном стиле и стиле рококо (см. РОКОКО). Для фарфора Челси характерны оригинальные супницы в форме животных или овощей, тарелки с растительным орнаментом, изящные флаконы для духов, табакерки, коробочки для булавок, бонбоньерки. В 1769 Челси была продана и слилась с фабрикой Дерби. Фабрика в Боу, открытая в 1744, была одним из самых больших английских керамических предприятий того времени. Она известна также под названием «Новый Кантон» благодаря выпуску бело-голубого фарфора с добавлением костяной золы в стиле шинуазри (см. ШИНУАЗРИ). В Боу впервые была освоена техника оттиска с печатной формы на фарфоровую поверхность. Предприятие просуществовало до 1776.
Керамическая фабрика Вустер, основанная в 1791, первой стала выпускать чайные и кофейные сервизы с добавлением мыльного камня. Здесь было налажено массовое производство в стиле мейсенского, севрского и восточного фарфора. Среди других английских фабрик, основанных в 18 веке, необходимо выделить фабрики в Дерби (1750-1848), специализировавшуюся на выпуске как статуэток, так и изящной столовой посуды, в Коулпорте, для которой характерны изделия, украшенные инкрустированными цветами, в Нью-Холле (Стаффордшире), выпускавшую экзотическую посуду в восточном стиле, палетты розового семейства с декором из полевых цветов.
В начале 19 века на предприятии в Стоук-он-Трент (открыто в 1776) Дж. Споудом был изобретен костяной фарфор (см. КОСТЯНОЙ ФАРФОР), из которого начали изготовлять изделия в стиле английского ампира (см. АМПИР). Ближайшим конкурентом Споуда стал фарфор Минтона (фабрика основана в 1793), известна также художественная керамика в викторианском стиле. В 19 веке производство фарфора все больше ориентируется на массового потребителя, художественная сторона отступает на второй план, но уже с конца 19 века начинает интенсивно развиваться художественная керамика Доултона, Споуда в Англии, а также Руквуда, Райта в США. Современные изделия, относящиеся к 20 веку, несут на себе сильный отпечаток функционализма.
Датский фарфор
В конце 18 века в Копенгагене была основана знаменитая в дальнейшем королевская керамическая фабрика, где начала применяться распространившаяся впоследствии «датская» техника подглазурной росписи, которая обладала свойством не стираться от времени. На копенгагенской фабрике был создан знаменитый сервиз «Флора Даника» с необыкновенной красоты растительным орнаментом.
Русский фарфор
В 1744 в Санкт-Петербурге была основана Порцелиновая мануфактура, где через три года Д. И. Виноградов (см. ВИНОГРАДОВ Дмитрий Иванович)открыл способ получения твердого фарфора из местных материалов. С 1765 Порцелиновая мануфактура стала называться Императорским фарфоровым заводом (см. ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД). Предприятие выпускало простые и изящные по форме вазы, сервизы, табакерки и другие изделия. Со дня основания завод работал по заказам императорского двора.
В 1766 в селе Вербилки близ Дмитрова под Москвой была основана частная фабрика Ф. Я. Гарднера (см. ГАРДНЕР Франц Яковлевич) (ныне фабрика «Фарфор Вербилок»), где изготовлялись великолепные «орденские» сервизы по заказу императорского двора, статуэтки, вазы, сервизы, в которых сочетались ампирные формы с жанровой трактовкой изобразительных мотивов. В селе Горбуново Московской губернии завод А. Г. Попова выпускал жанровые фигурки, пользовавшиеся большой популярностью и отличавшиеся хорошим вкусом, легким народным юмором. Наиболее крупным предпринимателем был М. С. Кузнецов, который скупил фабрики Гарднера, фабрики в Дулеве под Москвой (основана в 1832), Конакове и др. Кузнецовский фарфор отличается безупречным техническим исполнением и изысканным, но эклектичным декором. Фабрики Кузнецова выпускали также фаянс (см. ФАЯНС (керамика)).
Фарфор 20 века
С конца 20 века производство фарфора становится все более массовым. Во всех странах внедряются механические приемы. Изображение получается штампами, трафаретами, отводкой, декалькоманией (см. ДЕКАЛЬКОМАНИЯ). В целом лишь на Копенгагенской фабрике добиваются создания эстетически новых форм и росписей, созвучных исканиям модерна (см. МОДЕРН). Многие предприятия в разных странах выпускают продукцию по старым разработкам.
В России после революции на бывшем Императорском фарфоровом заводе создается агитационный фарфор, эстетика которого близка эстетике русского авангарда. Вместе с тем позднее продукция русских предприятий становится существенно хуже: она нередко заимствует станковые формы, отсутствует соответствие между росписями и формами. Многие изделия излишне броски, перегружены позолотой, существенно хуже стал черепок. Вместе с тем на ряде советских предприятий изделия расписывают вручную. Изящная мелкая пластика продолжает выпускаться на фарфоровом заводе им. Ломоносова, здесь выпускают старые модели Кузнецова, продолжают роспись кобальтом.
ФАРФОР (тур. farfur - fagfur, от перс.), керамические изделия (посуда, вазы, статуэтки, архитектурные детали, изоляторы, химическая аппаратура и др.), получаемые спеканием фарфоровой массы (из пластичной огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца); имеют спекшийся, водонепроницаемый, белый, звонкий, просвечивающий в тонком слое черепок без пор. Высокая прочность, термостойкость, изоляционные свойства. Фарфор появился в 4-6 вв. в Китае. В Европе с 16 в. производился т. н. мягкий фарофор (без каолина). Твердый фарфор изобретен в нач. 18 в. И. Ф. Бетгером (1682-1719) и Э. В. Чирнгаузом (Чирнгаузеном) (1651-1708) в Саксонии, где вскоре возникло производство мейсенского фарфора. В России состав фарфоровой массы разработал ок. 1747 Д. И. Виноградов. Различают фарфор, покрытый глазурью, и фарфор неглазурованный (бисквит).
-а, м.
1. Искусственно приготовляемая минеральная масса из высокосортной глины с различными примесями, идущая на выделку различных изделий.
Они поднесли Риве большой столовый сервиз из китайского фарфора. Степанов, Порт-Артур.
2. собир.
Посуда, различные изделия из такой массы, полученные путем особой обработки.
Везде мягкие ковры, бронза, --- горка с серебром, горка с фарфором. Мамин-Сибиряк, Горное гнездо.
Он показал штабс-капитану свою библиотеку, коллекцию старинного фарфора. Куприн, Штабс-капитан Рыбников.
[тур. farfur из перс.]
ФАРФО́Р (тур. farfur, перс, fegfur - титул китайского императора) - изделия тонкой керамики со спекшимся, непроницаемым для воды, белым, просвечивающим в тонком слое черепком без пор. Изв. с 4-6 вв. в Китае, с 10 в. в Корее, с 16-17 вв. в Японии. Из Ф. изготавливают посуду, вазы, мелкую пластику, архит. детали и др. Для Ф. используют глину, каолин, полевой шпат и кварц. Глазурь, придающая поверхности изделий блеск, делается из тех же материалов, но с добавлением плавня. Наряду с глазурованным, существует не покрытый глазурью Ф. - бисквит.
В Европу с эпохи Великих географических открытий Ф. привозила голландская Ост-Индская компания; в России первые фарфоровые изделия появились во 2-й пол. 16 в. Но до 18 в. открыть "китайский секрет" в Европе не удавалось; китайские и японские изделия ценились буквально на вес золота, им приписывали чудодейственные свойства и даже черепки разбитых вещей оправляли в драгоценные металлы и носили как украшение. Под впечатлением от Ф., отчаявшись постигнуть китайский секрет, голландцы подражали фарфору в фаянсе, венецианцы создали молочное стекло. С кон. 16 в. в Италии, а с кон. 17 в. и во Франции выделывали т. н. "мягкий Ф." без каолина ("Ф. Медичи", Ф. мануфактур в Руане, Сен-Клу, Меннеси, Шантийи, Венсенне, Севре, украшенный лепными цветами с яркой росписью). Европейский интерес к Ф., в свою очередь, проявился в Китае: китайцы, оценив европейские вкусы, делали для Европы "Ост-Индский Ф.", расписанный сценами, взятыми из европ. гравюр. Иметь "порцеллиновую" (фарфоровую) комнату с китайскими редкостями было гордостью владетелей и вельмож. В России первый известный (и сохранившийся) фарфоровый кабинет был устроен во дворце Монплезирв Петергофе (ок. 1720, арх. И. Браунштейн).
Секрет настоящего, "твердого Ф." был открыт в Саксонии в 1709 И. Ф. Бётгером при содействии Э. В. Чирнхауза, составившими рецепт Ф., ставший гос. тайной. В 1710 в Саксонии основана мейссенская мануфактура, славу к-рой вскоре создали живописец И. Г. Херольдт (Герольд) и скульптор И. И. Кендлер. Ее изделия эпохи рококо (скульптуры - аллегорические и жанровые, вазы, табакерки, сервизы) после короткого периода подражания китайским приобрели самостоят. характер и оказали огромное влияние на европейское иск-во. Каждая страна Европы самостоят, открывала рецепт Ф. Вслед за мейссенским появляется венский Ф. (с 1717-18), затем секрет Ф. открывают по всей Европе. С эпохой классицизма связана слава берлинского (с 1751) и французского Ф. Во Франции, где довольно поздно открыли месторождения каолина, "твердый Ф." стали выпускать только с посл. трети 18 в.; севрская мануфактура производила не только расписанную посуду, вазы, но и скульптуру из бисквита по моделям Ф. Буше, Э. Фальконе и др. Получил известность выпускавшийся с сер. 18 в. в Англии т. н. "костяной Ф." (разновидность "мягкого", с добавками пережженной кости).
Секрет изготовления Ф. в России раскрыт ок. 1747 на основе опытов Д. И. Виноградова (1720-58) на Казенном з-де в СПб. (первый в России Имп. фарфоровый з-д, осн. в 1744). Рокайльные изделия рус. Ф. единичны, расцвет произ-ва приходится на эпоху классицизма. С кон. 18 в. на з-де работали выпускники Петерб. АХ и иностр. мастера. Получили широкую известность сервизы, вазы, скульптура. В 18-19 вв. появились частные з-ды: Ф. Гарднера (ныне Дмитровский фарфоровый з-д) в с. Вербилки Моск. губ.; кн. Н. Юсупова (1814-31) в его усадьбе Архангельском; известный своими жанровыми скульптурами народного быта и "трактирной" посудой з-д А. Попова в с. Горбуново Моск. губ. (1806, Попову принадлежал с 1811); С. Батенина в Петербурге (1812-39). 2-я четв. 19 в. стала периодом расцвета иск-ва рус. Ф. В это время изготовлены, в частности, "Золотой" и "Гербовый" парадные сервизы, подаренные имп. Николаем I матери (кон. 1820-х гг.). С 1830-х гг. классицистич. традиции вытесняются эклектич. приемами; появляется Ф. помпейского ("помпеянского") стиля ("Этрусский сервиз" Царицына павильона в Петергофе) и др. Наиб. распространение с 1830-х гг. получил стиль 2-го рококо, заметно отличающийся от своего прототипа: изделия стали порою тяжеловесны, перегружены, ярко раскрашены, с обилием золоченых деталей. В этом стиле делались не только посуда и изящные небольшие вещи, но и часы, огромные вазы, торшеры, столешницы, даже камины; широкое распространение получили вставки из Ф. в дерево (двери, мебель). В сер. 19 в. были основаны Дулевский фарфоровый з-д (1832, сейчас в Моск. обл.), з-д бр. Корниловых в Петербурге (1835; единств. рус. з-д, вышедший на зап.-европ. рынок), з-ды А. Миклашевского в с. Волокитино Черниговской губ. (1839-62; выпускал вазы с лепными цветами, статуэтки и даже сделал фарфоровый иконостас для местной церкви), з-д ок. с. Буды (Харьковского у. на Украине, 1867) и др.
К кон. 19 в. Ф. широко входит в быт всех слоев населения; большинство частных фабрик было приобретено т-вом Кузнецовых, они выпускали на рынок огромное кол-во изделий разнообр. назначения, превосходного технологич. кач-ва и разл. худож. уровня, от простейших форм бытовой посуды до худож. изделий, в новых и ретроспективных стилях. Ручную роспись изделий сменили деколи (переводные картинки), позволившие начать массовое произ-во недорогих, но украшенных сложным рисунком изделий. Впоследствии наименование "кузнецовский Ф." в массовом сознании оказалось положит. оценкой дореволюционной вещи, в речи искусствоведов - уничижит. оценкой массового произ-ва. В кон. 19 в. мастера Копенгагенской королевской мануфактуры усовершенствовали и дополнили новыми красками технологию росписи солями, выполняемой до покрытия глазурью; в готовом виде изделия в этой технике имеют роспись нежными, обычно блеклыми красками. Новая эстетика датского Ф. оказалась органически близкой худож. поискам эпохи модерна; Имп. з-д в Петербурге вскоре освоил эту технологию, ставшую любимой в России на грани 19-20 вв. Гл. технолог Имп. з-да Н. Качалов пригласил на з-д художника Е. Лансере, скульптора Н. Данько, привлек к работе В. Серова, К. Сомова, С. Чехонина и др. Эпоха модерна стала временем нового расцвета фарфоровой пластики как в новых, так и в ретроспективных формах, по моделям и рисункам крупнейших скульпторов и художников России.
Послерев. время ознаменовалось появлением т. н. "агитационного Ф." с сов. тематикой (Чехонин, А. Щекотихина-Потоцкая, Данько и др.). В 20-е гг. проводились эксперименты с традиц. изделиями из Ф. в духе авангарда (К. Малевич, Н. Суетин и др.). В 30-е гг. выпуск продукции был увеличен; мн. изделия того времени отличаются "станковизмом". В сер. 50-х гг. начались поиски утилитарных форм (Т. Воскресенская в Дулеве, Э. Криммер, Суетин, С. Яковлева в Ленинграде и др.). С кон. 1960-х гг. начался отход от утилитарности в сторону большей декоративности.
Лит.: Тройницкий С. Русский фарфор. Л., 1928; Русский художественный фарфор: [Альбом]. М.; Л., 1950.
Фарфор С. Чехонина. Сервиз «Три розы». 1923
Фарфоровая маска.
ФАРФОР (турецкое farfur, fagfur, от персидского фегфур), плотный водо- и газонепроницаемый керамический материал, обладающий высокой механической прочностью, термической и химической стойкостью, электроизоляционными свойствами. Получают обычно спеканием фарфоровой массы (из огнеупорной пластичной глины, каолина, полевого шпата, кварца). Фарфор появился в 4 - 6 вв. в Китае, в 7 - 13 вв. распространился в других странах Азии. В Европе первый фарфоровый завод построен в 1710 в Мейсене. В России фарфор известен со 2-й половины 16 в., около 1747 Д.И. Виноградов разработал способ производства фарфора из отечественных материалов (на фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге). Различают фарфор, покрытый глазурью, и фарфор неглазурованный (бисквит). Из фарфора изготовляют высококачественную посуду, художественные изделия, электрические изоляторы, санитарно-технические изделия и др.
Фарфоровая кукла.
Á сущ см. Приложение II
Люблю их синие странички,
Их четкий шрифт, простой набор,
И серебро икон в божничке,
И в горке матовый фарфо́р.
И. А. Бунин, «Люблю цветные стекла окон...»
Так, устав от узора,
Я мечтой замираю
В белом глянце фарфо́ра
С ободочком по краю.
И. Ф. А́нненский, Тоска белого камня
Сведения о происхождении слова:
Слово происходит от персидского фäг·фур и пришло в русский язык через турецкий, ср. fag%fur. Оно сохраняет в исходной форме ударение на последнем слоге, свойственное и языку-источнику, и языку-посреднику.
"Узелок на память":
Если постановка ударения в этом слове затрудняет вас, то, возможно, поможет ассоциация фарфо́р - фая́нс: у обоих слов под ударением второй слог.
фарфо́р, фарфо́ры, фарфо́ра, фарфо́ров, фарфо́ру, фарфо́рам, фарфо́ром, фарфо́рами, фарфо́ре, фарфо́рах
сущ., кол-во синонимов: 15
бисквит (3)
веджвуд (2)
диафан (1)
керамика (18)
кракель (1)
нанкин (3)
париан (2)
порцеланит (3)
порцеллан (1)
севр (3)
селадон (13)
стройфарфор (1)
термантия (2)
ультрафарфор (1)
электрофарфор (1)
Турецкое - fagfur (фарфор).
Персидское - fagfur (это название области в Китае, где был впервые произведен фарфор).
Слово «фарфор» заимствовано из турецкого языка в начале XVIII в.
«Фарфором» называют «особый вид тонкой керамики», а также изделия из него.
Интересен тот факт, что во многих славянских и западноевропейских языках корень слова с тем же значением абсолютно другой. Например, в словенском и чешском - это «porcelan», немецком - Porzellan и так далее.
Производное: фарфоровый.
Заимств. в Петровскую эпоху из польск. яз., где farfura < турецк. farfur < перс. faγfûr «фарфор» < «название области в Китае» (где делали фарфор) < «китайский император», словообразоват. кальки китайск. tien-tse «сын неба».
фарфо́р
род. п. -а, уже в Уст. морск. 1724 г.; см. Смирнов 304, укр. фарфу́р, польск. farfura. Через тур. farfur, faɣfur - то же из перс.-араб. faɣfûr "титул китайского императора, название области в Китае, фарфор из этой области" от др.-перс. bаɣарuϑrа-, кальки кит. tien-tse "сын неба"; см. Мi. ТЕl. I, 295; ЕW 57; Бернекер I,279; Локоч 45; Хюбшман 49; Хорн, Npers. Еt. 71. Ср. знач. тур., чагат. čini "фарфор" (Радлов 3,2120 и сл.), также "китайский".
ФАРФОР (тюркское). 1) титул китайского императора у арабов. 2) род глины, идущей на приготовление лучшей посуды.
- Керамика во рту.
- Севрский или китайский.
- Материал, из которого должен быть сделан подарок, преподнесённый к девятой годовщине свадьбы.
- Материал для посуды.
- В Европе вплоть до XVIII века изделия из него называли «китайским секретом», а католические миссионеры, побывавшие в Китае, сразу же пытались узнать тайну его изготовления.
- Технологию для производства этого во французском Севре предложил химик Поль Маке.
- Фриттовый ...
- Изделия из особой смеси глины, дважды обожжённые и покрытые глазурью.
- Музей в мюнхенском замке Нимфенбург, посвящённый производству изделий из этого, - один из старейших в Германии.
- Именно это делали на созданном в 1744 году Порцеллановом заводе.
АМФИТЕАТРОВ ТЕЛЕСКОПОВ АТРАМЕНТОВ ДОКУМЕНТОВ КЛАВИКОРДОВ МЕТАЛЛОВ ФАРФОРОВСКИЙ
Такие причудливые фамилии oтоже давались ученикам духовных семинарий. Фамилию Амфитеатров носил известный дореволюционный журналист, унаследовав ее от отца, калужского протоиерея. (Ф). Другие семинарские фамилии, связанные с древними языками, Атраментов (чернила), Документов, Клавикордов, Металлов, Фарфоровсий, Телескопов.
прил.
1. соотн. с сущ. фарфор, связанный с ним
2. Свойственный фарфору, характерный для него.
3. Идущий на изготовление фарфора [фарфор 2.].
4. Сделанный, изготовленный из фарфора [фарфор 1.].
5. Похожий на фарфор 2. какими-либо своими качествами или свойствами.
ФАРФО́РОВЫЙ, фарфоровая, фарфоровое.
1. прил. к фарфор; для фарфора. Фарфоровое производство. Фарфоровая глина.
2. Изготовленный из фарфора. Фарфоровая посуда. Фарфоровый сервиз. Фарфоровая кукла.
ФАРФО́РОВЫЙ -ая, -ое.
1. к Фарфо́р. Ф-ое производство. Ф-ая масса. Ф-ые чашки. Ф-ая ваза, статуэтка. Ф-ая глина (предназначенная для изготовления фарфора). Ф-ые зубы (также: белые и блестящие).
2. Матово-белый, нежный (о коже, цвете лица). Ф-ое личико. Ф. румянец.
-ая, -ое.
прил. к фарфор.
Фарфоровое производство.
||
Сделанный из фарфора.
Фарфоровые чашки.
◊
[Анатоль] подошел к горке и взял какую-то фарфоровую куклу. Герцен, Долг прежде всего.
||
Матово-белый, напоминающий по виду фарфор.
У купчихи было фарфоровое - белое и розовое - лицо, круглые небесного цвета глаза. М. Горький, .
A/ пр; 116 см. Приложение II
И вот мне приснилось, что сердце мое не болит,
Оно - колокольчик фарфо́ровый в желтом Китае
На пагоде пестрой… Висит и приветно звенит,
В эмалевом небе дразня журавлиные стаи.
Н. С. Гумилев, Я верил, я думал…
Прощанье смолкающих пташек
И месяца бледный восход,
Дрожанье фарфо́ровых чашек
И речи замедленный ход.
А. А. Фет, Деревня
фарфо́ровый, фарфо́ровая, фарфо́ровое, фарфо́ровые, фарфо́рового, фарфо́ровой, фарфо́ровых, фарфо́ровому, фарфо́ровым, фарфо́ровую, фарфо́ровою, фарфо́ровыми, фарфо́ровом, фарфо́ров, фарфо́рова, фарфо́рово, фарфо́ровы, фарфо́ровее, пофарфо́ровее, фарфо́ровей, пофарфо́ровей