Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

феофан

Большой энциклопедический словарь

ФЕОФАН (ок. 760-818) - византийский хронист, автор "Хронографии", охватывающей период 3-9 вв.

Орфографический словарь

Феофа́н (Феофа́нович, Феофа́новна)

Синонимы к слову феофан

сущ., кол-во синонимов: 1

имя (1104)

явление Бога

Грамматический словарь

Феофа́н мо

Словарь русских имен

-а, м.; разг. Феофа́нтий, -я; прост. Фофа́н, -а.

Отч.: Феофа́нович, Феофа́новна; разг. Феофа́ныч.

Производные: Феофа́нка; Феофа́ня; Фа́ня; Фофа́ня; Фо́фа.

[От греч. theos - бог и phainō - показывать, являть, обнаруживать.]

† 3 янв., 23 янв., 25 марта, 30 мая, 21 июня, 23 июня, 1 сент., 22 сент., 11 окт., 12 окт., 24 окт.

Словарь имён

-а, муж.; разг. Феофантий, -я; прост. к Фофан, -а.

Отч.: Феофанович, Феофановна; разг. Феофаныч.

Производные: Феофанка; Феофаня; Фаня; Фофаня; Фофа.

Происхождение: (От греч. theos - бог и phaino - показывать, являть, обнаруживать.)

Именины: 3 янв., 23 янв., 25 марта, 30 мая, 21 июня, 23 июня, 1 сент., 22 сент., 11 окт., 12 окт., 24 окт.

Словарь имён и отчеств

русск.

мужское имя

отч. Феофанович, Феофановна

Именины

См. Фофан.

Сканворды для слова феофан

- Роль Савелия Крамарова в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».

- Имя русского иконописца Грека.

Полезные сервисы

феофан (хронист)

Энциклопедический словарь

ФЕОФАН (хронист) - ФЕОФА́Н (ок. 760-818), византийский хронист, автор «Хронографии», охватывающей период 3-9 вв.

Полезные сервисы

феофан грек

Энциклопедический словарь

Феофа́н Грек (около 1340 - после 1405), живописец, родом из Византии. Работал на Руси во 2-й половине XIV - начале XV вв. Вместе с Андреем Рублёвым и Прохором с Городца в 1405 расписал старый Благовещенский собор в Московском Кремле. Произведения Феофана Грека (фрески церкови Спаса на Ильине улице в Новгороде, 1378; иконы) отличаются монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью образов, смелой и пластически свободной живописной манерой.

* * *

ФЕОФАН Грек - ФЕОФА́Н ГРЕК (ок. 1340 - после 1410), греческий художник, много работавший на Руси; наиболее значительный из всех когда-либо живших здесь греческих живописцев.

Письмо Епифания Премудрого

Главный источник биографических (но также и богословских) сведений о Феофане Греке - письмо ученика преподобного Сергия Радонежского (см. СЕРГИЙ Радонежский) Епифания Премудрого (см. ЕПИФАНИЙ Премудрый) архимандриту тверского Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу (ок. 1415). Объясняя происхождение «церкви Софии Цареградской», написанной красками в его Евангелии, он рассказывает: «Когда я жил в Москве, там проживал и преславный мудрец, философ зело хитрый Феофан, родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал много различных церквей каменных - более сорока, какие имеются по городам: в Константинополе и Халкидоне, и в Галате (квартал Константинополя) и в Каффе (ныне Феодосия), и в Великом Новгороде, и в Нижнем (Новгороде)… в Москве им расписаны три церкви: Благовещения святой Богородицы, св. Михаила и еще одна… Когда он все это рисовал и писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как (это) делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно (в них) всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту… Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разуму, его иносказаниям («притчам») и его хитростному умонастроению».

Эти слова ярко свидетельствуют о том необычном, новаторском впечатлении, которое производило на Руси и искусство Феофана и сама его творческая личность: ведь он, впервые в древнерусском обиходе названный не только «изографом» (т. е. собственно художником), а «философом», мог, отвлекаясь от иконописных образцов, свободно составлять свой замысел в уме, а затем воплощать его с максимальной изысканностью или «хитростью».

Книжная живопись и иконы

Приехав на Русь не позднее 1378 (под этим годом в новгородской летописи упомянуты его фрески в церкви Спаса на Ильине (см. СПАСА НА ИЛЬИНЕ ЦЕРКОВЬ)), Феофан привез с собой лучшие традиции столичного, константинопольского искусства, достигшего тогда поздней стадии своего высокого расцвета и переживавшего т. н. «палеологовский ренессанс». Однако живописная смелость его образов превзошла даже и лучшие византийские примеры.

Что касается книжной живописи (с которой начинает свою речь Епифаний), то здесь с именем Феофана Грека связывают, на основании стилистических аналогий, миниатюры «Евангелия боярина Кошки» (1392), в первую очередь инициалы этой книги, а также некоторые миниатюры в «Евангелии Хитрово» (кон.14 - нач. 15 вв). Тонкая стилизация сочетается в этих произведениях с проникновенным знанием натуры.

Феофан Грек также достаточно обоснованно приписывают деисусный чин кремлевского Благовещенского собора; здесь в 1405 работали также Андрей Рублев (см. АНДРЕЙ РУБЛЕВ) и Прохор с Городца (см. ПРОХОР С ГОРОДЦА), впервые создав вместе с Феофаном тот тип высокого иконостаса, который стал столь характерным для русских храмов. Монументальная грациозность почти двухметровых фигур деисусного чина уникальна для русской иконописи того времени. Кисти Феофана Грека также вполне могут принадлежать «Богоматерь Донская» из Коломны (с «Успением» на обороте; 1380) и «Преображение» из Переяславля Залесского (1403).

Фрески

Почти все созданные Феофаном Греком настенные росписи либо вообще не сохранились либо могут быть приписаны ему лишь крайне предположительно. Из несохранившихся его фресок в жанровом отношении особо примечателен вид Москвы, который он (согласно Епифанию) написал во дворце князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Дмитрия Донского (это был, вероятно, едва ли ни первый самоценный городской пейзаж в русском искусстве).

Прославленные фрески Феофана в новгородской церкви Спаса-на-Ильине (точнее Спасо-Преображенской церкви на Ильине улице) - это не только единственная совершенно бесспорная его работа, но и великий шедевр монументальной живописи, тот эталон, по которому судят о творчестве мастера в целом. Эти, лишь частично сохранившиеся образы (Христос Вседержитель в окружении архангелов и серафимов в куполе, праотцы и пророки в барабане, а также Богоматерь Знамение с архангелом Гавриилом, Троица, Поклонение Жертве и фигуры святых в угловом Троицком приделе на хорах) полны поразительного внутреннего драматизма. Легко и свободно, без излишней детализации наложенные краски строго подчинены здесь общему приглушенному, весьма сдержанному цветовому тону - более плотный и теплый, оранжево-коричневый в ликах, он пребывает более прохладным, серебристо-фиолетовым в фонах. Яркие и контрастные белильные высветления («пробела») кажутся вспышками духовных молний, которые прорезают сумрак материального мира, озаряя святые лики и фигуры.

По сравнению с благостной гармонией искусства Андрея Рублева (которого, как одного из младших сотрудников Феофана по созданию иконостаса Благовещенского собора, с полным правом можно считать его учеником) стиль греческого мастера беспокоен и суров. Стиль этот как бы открывает благочестивому «умному зрению» не идеальные цели, а сам процесс молитвенно-аскетического «духовного делания», не самоуглубленный покой, а напряженный трепет мысли, взыскующей высших, «горних» истин.

Искусство Феофана Грека произвело огромное впечатление на современников: если говорить лишь о фресковой живописи, то его влияние отразилось, в частности, в росписях новгородских церквей Федора Стратилата и Успения на Волотовом поле (1370-е - 1380-е гг.). Первоначально резко выделяясь на общем фоне, затем феофановская традиция органично соединилась с местными живописными навыками, значительно их обогатив.

Большой энциклопедический словарь

ФЕОФАН ГРЕК (ок. 1340 - после 1405) - живописец, родом из Византии. Работал на Руси во 2-й пол. 14 - нач. 15 вв. Вместе с А. Рублевым и Прохором с Городца в 1405 расписал старый Благовещенский собор в Московском Кремле. Произведения Феофана Грека (фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде, 1378; иконы) отличаются монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.

Гуманитарный словарь

ФЕОФА́Н ГРЕК (ок. 1340 - после 1405) - греч. живописец, монументалист, иконописец, миниатюрист. Работал в Византии и Др. Руси. Делал росписи для церквей в Константинополе, Галате, Халкедоне, Кафе, Новгороде, Москве, Серпухове, Ниж. Новгороде, возможно, в Коломне и Переславле-Залесском. В Новгороде расписал ц. Спаса (единств, сохранившийся пам.) на Ильине улице, 1378; ц. Преображения в Москве; ц. Рождества Богоматери, 1395, совм. с С. Черным; Архангельский собор, 1399; Благовещенский собор, 1405, совм. с А. Рублевым и Прохором с Городца, все в Моск. Кремле. Из совр. иконостаса Благовещенского собора Ф. Г. приписывают иконы деисусного чина - "Спас", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Архангел Гавриил", "Апостол Павел", "Василий Великий", "Иоанн Златоуст". Мастерской Ф. Г. приписываются иконы "Богоматери Донской" с "Успением" на обороте (1380-92), "Преображение" из Переславля-Залесского и др., а также инициалы "Евангелия Кошки" (ок. 1392). Для творч. почерка Ф. Г. характерны стремит., полный внутр. движения ритм, динамичность композиции, сдержанность колорита, смелость и экспрессивность световых бликов, к-рыми он лепит форму. Бог предстает у Ф. Г. "в грозе и буре", а образам святых присуща особая драм, суровость, напряж. психологизм и глубокая одухотворенность. Творчество Ф. Г. оказало огромное влияние как на новгородскую школу (росписи ц. Федора Стратилата), так и на моек. О личности Ф. Г. сохранились сведения в письме Епифания Премудрого Кириллу Тверскому.

Лит.: Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961; Вздорнов Г. И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М., 1976; Ильин М. А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М., 1976; Алпатов М. Феофан Грек. М., 1979; Вздорнов Г. И. Феофан Грек: Творческое наследие. М., 1983.

Феофан Грек. Богоматерь Донская. 1-я треть 14 в.

Феофан Грек. Богоматерь Донская. 1-я треть 14 в.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Феофан Грек. Троица. Фреска церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.

Феофан Грек. "Троица". Фреска церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.

ФЕОФАН ГРЕК (около 1340 - после 1405), живописец. Родом из Византии. Работал на Руси во 2-й половине 14 - начала 15 вв. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца в 1405 расписал Благовещенский собор в Московском Кремле. Произведения (фрески церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде, 1378, иконы) отличаются монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.

Феофан Грек. Пантократор. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

Феофан Грек. "Пантократор". Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

Орфографический словарь

Феофа́н Гре́к

Полезные сервисы

феофан затворник

Энциклопедический словарь

Феофа́н Затво́рник - в миру Георгий Василий Говоров (1815-1894), церковный деятель, богослов, публицист-проповедник. Епископ Тамбовский и Шацкий с 1859, Владимирский с 1863. В 1866 удалился в Вышенскую пустынь. С 1872 жил в затворе. Книга лекций «Путь ко спасению» (1868-69) о православном образовании и воспитании (в том числе юношества). Проповедь духовно-нравственного совершенствования как истинного прогресса человечества - в сборнике «Слова архимандрита Феофана» (1859). В интимно-поучительном «Собрании писем» (вып. 1-8, 1898-1901) - размышления о христианской жизни, преодолении соблазнов и слабодушия, конечных судьбах человечества. Монументальный перевод патриотической литературы - «Добротолюбие» (см. Патристика). Канонизирован Русской православной церковью (1988).

* * *

ФЕОФАН Затворник - ФЕОФА́Н ЗАТВО́РНИК, Затворник Вышенский (в миру Георгий Васильевич Говоров) [10 (22) января 1815, село Чернавское (Чернава) Елецкого уезда Орловской губернии - 6 (18) января 1894, Вышенская-Успенская пустынь Шацкого уезда Тамбовской губернии], русский святитель, епископ; богослов, публицист-проповедник.

Отец, Василий Тимофеевич Говоров, был священником Владимирской церкви села Чернавское. Мать святителя, Татьяна Ивановна, происходила из священнической семьи. Первоначальное образование получил в родительском доме. В 1823 поступил в Ливенское духовное училище. В 1829 в числе лучших учеников был переведен в Орловскую семинарию. Закончив в 1837 с отличием семинарию, Говоров получает назначение в Киевскую Духовную академию, где был сокурсником Макария Булгакова (см. БУЛГАКОВ Михаил Петрович). 1 (13) октября 1840 он подал академическому начальству прошение о пострижении в монашество. 15 (27) февраля 1851 принял постриг с именем Феофан. Затем был рукоположен в иеродиакона, а 1 (13) июля - в иеромонаха. В 1841 иеромонах Феофан в числе первых закончил академию со званием магистра. В этом же году назначен ректором Киево-Софийского духовного училища, в декабре 1842 - инспектором Новгородской семинарии. В семинарии проявил себя как талантливый воспитатель и преподаватель.

В декабре 1844 переведен в Санкт-Петербургскую Духовную академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия, с февраля 1845 иеромонах Феофан был назначен помощником инспектора академии, с 20 мая по 4 августа по старому стилю 1846 исполнял обязанности инспектора. За ревностное исполнение своих обязанностей был удостоен звания соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры.

По собственному желанию был назначен в августе 1847 членом Русской Духовной миссии в Иерусалиме во главе с Порфирием Успенским. Во время своего шестилетнего пребывания на Востоке иеромонах Феофан посещал обители и поддерживал тесные связи со старцами Афона, изучал писания святых отцов по древним рукописям, знакомился с житиями древних подвижников. Вследствие начавшейся в 1853 Крымской войны (см. КРЫМСКАЯ ВОЙНА), члены Духовной миссии в 1854 были отозваны из Иерусалима в Россию.

За свои труды в Миссии иеромонах Феофан был возведен в апреле 1855 в сан архимандрита и назначен в Санкт-Петербургскую Духовную академию бакалавром по кафедре канонического права, а через полгода - на должность ректора Олонецкой Духовной семинарии. Архимандрит Феофан занимался также многими епархиальными делами, являясь членом Олонецкой духовной консистории.

В 1856 назначается на должность настоятеля Посольской церкви в Константинополе. В 1857 становится ректором Санкт-Петербургской Духовной академии.

В июне 1859 был хиротонисан в епископа Тамбовского и Шацкого. При содействии епископа Феофана в Тамбовской епархии было открыто много церковно-приходских и воскресных школ, женское епархиальное училище. В это же время им написан богословский труд «Письма о христианской жизни». В июле 1863 владыка был перемещен на Владимирскую кафедру, в июле 1866 был освобожден от управления епархией согласно его прошению в Св. Синод об увольнении на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии.

Некоторое время был настоятелем пустыни. После пасхальных дней 1872 г. начал вести затворническую жизнь. Проводя жизнь в богослужении и молитве, епископ Феофан занимался также научно-литературными и богословскими трудами, писал письма ко всем, просившим у него совета и помощи. Накануне русско-турецкой войны 1877-78 выступил с идеей освобождения южных славян, опираясь на свои впечатления от пребывания на Востоке («Три письма... по восточному вопросу»). В некоторых письмах Феофана ставились основополагающие вопросы бытия, в том числе и те, которые в художественной форме разрабатывались Ф. М. Достоевским (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) (на это впервые обратил внимание К. Леонтьев (см. ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич)). Один из выдающихся переводчиков патристики («Добротолюбие», т.1-5, М., 1877-89), участвовал в полемике о переводе Ветхого Завета на русский язык. Сохранились также стихи святителя. Главную часть публицистического наследия составляют «слова» проповеди, освящавшие злободневные темы русской жизни в пред- и послереформенной России и сохранившие во многом свою актуальность.

На Поместном Соборе РПЦ 6-8 июня 1988 епископ Феофан Затворник был канонизован. Память его празднуется 10 (23) января.

Большой энциклопедический словарь

ФЕОФАН ЗАТВОРНИК (в миру Георгий Васильевич Говоров) (1815-94) - российский епископ; богослов, публицист-проповедник. С 1872 жил в затворе. Книга лекций "Путь ко спасению" (1868-69) о православном образовании и воспитании (в т. ч. юношества). Проповедь духовно-нравственного совершенствования как истинного прогресса человечества в сборнике "Слова архимандрита Феофана" (1859). В интимно-поучительном "Собрании писем" (вып. 1-8, 1898-1901) - размышления о христианской жизни, преодолении соблазнов и слабодушия, конечных судьбах человечества. Монументальный перевод патристической литературы - "Добротолюбие" (см. Патристика). Канонизирован в 1988.

Гуманитарный словарь

ФЕОФА́Н ЗАТВО́РНИК (в миру Говоров Георг. Вас.) (1815-94) - религ. деятель, писатель, переводчик. Сын свящ. Учился в Орловской семинарии (1829-37) и Киевской дух. академии (1837-41). В 1841 постригся в монахи. Преподавал в Петерб. дух. академии (1844-46, 1853-55), читал лекции о религии (легли в осн. кн. "Путь ко спасению", 1868-69). В 1847-53 чл. Рус. Дух. миссии в Иерусалиме, с 1855 ректор Олонецкой дух. семинарии, в 1856-57 - настоятель посольской церкви в Константинополе. Интерес Ф. к вост. вопросу отразился в ст. "Три письма по восточному вопросу" (1877). С 1857 Ф. З. - ректор Петерб. дух. академии, в своих публицистич. соч. выступает критиком совр. об-ва, призывая к дух. самовоспитанию на осн. православия ("Предостережение от увлечения духом настоящего времени", 1858). В 1859 Ф. З. хиротонисан во еп. Тамбовского, с 1863 - еп. Владимирский и Суздальский. С 1866 - на покое, с 1872 живет в уединении, активно занимаясь лит. трудами, выступает с публицистич. ст. ("Истинная свобода", 1870). Ф. З. вел обширную переписку, из к-рой сложился ряд книг ("Письма о христианской жизни" и др.) - Много внимания уделял переводам. Соч. Ф. З. свойственны простота и образность стиля, атмосфера интимного общения с читателем. Не стремясь в них к построению догматич. системы, а лишь указывая путь ре лиг. совершенствования, Ф. З. тем не менее затрагивал ряд филос. вопросов, созвучных светской лит-ре и философии (Ф. Достоевскому, К. Леонтьеву и др.), в т. ч. о прогрессе, о конце истории и т. д. Ф. оказал большое влияние на развитие рус. церкви. Канонизирован ею в 1988.

Орфографический словарь

Феофа́н Затво́рник

Полезные сервисы

феофан исповедник

Энциклопедический словарь

ФЕОФАН Исповедник - ФЕОФА́Н Исповедник (ум. ок. 300), постник, преподобный, подвизавшийся на горе Диавас и пострадавший в гонение императора Нумериана (ок. 283). Память в Православной церкви 9 (22) сентября.

Большой энциклопедический словарь

ФЕОФАН Исповедник (ум. ок. 300) - постник, преподобный, подвизавшийся на горе Диавас и пострадавший в гонение императора Нумериана (ок. 283). Память в Православной церкви 9 (22) сентября.

Полезные сервисы

феофан прокопович

Энциклопедический словарь

Феофа́н Прокопо́вич (1681-1736), государственный и церковный деятель, писатель. Епископ Псковский с 1718, архиепископ Новгородский с 1724. Сподвижник Петра I, глава Учёной дружины. Ректор Киево-Могилянской академии (1711-16). В 1720 составил «Духовный регламент», на основании которого учреждён Синод; Феофан Прокопович назначен его вице-президентом. Автор проповедей, «трагикомедии» «Владимир» (1705), трактата «Слово о власти и чести царской» (1718), исторических сочинений о правлении Петра I и императрицы Анны Ивановны, а также лирических стихов на русском, латинском и польском языках.

Полезные сервисы

феофана

Грамматический словарь

Феофа́на жо

Словарь русских имен

-ы, ж. Разг. к Феофания (см.).

Словарь имён

-ы, жен. Разг. к (см. Феофания).

Именины

ж Женское к Феофан.

29 (16) декабря - праведная царица Феофания.

Сканворды для слова феофана

- В древнегреческой мифологии - возлюбленная Посейдона.

Полезные сервисы

феофанин

Словарь русских фамилий

ФЕОФАНИН ФЕОФАНКИН ФЕОФАНОВ ФЕОФАНТЬЕВ ФОФАНОВ ФОФОНОВ

Фофан форма греческого имени Феофан. В нарицательном значении фофан - простоватый, нерасторопный человек. "Но от камени меду, не от Фофана плоду" - гласила пословица. (Ф). Отчество от церковного мужского имени Фофан (др.-греч. Theophanes - "богоявленный) или от прозвища из русского нарицательного фофан - "простофиля", которое возникло из того же имени (Сл. Фасмера) (Н).

Полезные сервисы

феофания

Орфографический словарь

Феофа́ния

Синонимы к слову феофания

сущ., кол-во синонимов: 1

имя (1104)

Грамматический словарь

Феофа́ния жо

Словарь русских имен

-и, ж.; разг. Феофа́на, -ы.

Производные: Феофа́ня; Фа́ня; Фофа́ня; Фо́фа.

[От греч. theos - бог и phainō - показывать, являть, обнаруживать.]

† 29 дек.

Словарь имён

-и, жен.; разг. Феофана, -ы.

Производные: Феофаня; Фаня; Фофаня; Фофа.

Происхождение: (От греч. theos - бог и phaino - показывать, являть, обнаруживать.)

Именины: 29 дек.

Словарь имён и отчеств

русск.

женское имя

Именины

Полезные сервисы

феофанка

Словарь русских имен

Полезные сервисы

феофанкин

Словарь русских фамилий

ФЕОФАНИН ФЕОФАНКИН ФЕОФАНОВ ФЕОФАНТЬЕВ ФОФАНОВ ФОФОНОВ

Фофан форма греческого имени Феофан. В нарицательном значении фофан - простоватый, нерасторопный человек. "Но от камени меду, не от Фофана плоду" - гласила пословица. (Ф). Отчество от церковного мужского имени Фофан (др.-греч. Theophanes - "богоявленный) или от прозвища из русского нарицательного фофан - "простофиля", которое возникло из того же имени (Сл. Фасмера) (Н).

Полезные сервисы

феофано

Энциклопедический словарь

ФЕОФАНО - ФЕОФА́НО (? - 10 ноября 895 или 896, Константинополь), византийская императрица, первая жена Льва VI (см. ЛЕВ VI Мудрый) (с 883). Имела большое влияние на отца Льва, императора Василия I (см. ВАСИЛИЙ I Македонянин), инициатора этого брака, однако отношение к ней супруга было весьма холодным. Отличалась большим благочестием, о чем сообщают многие источники. Вскоре после кончины была причислена к лику святых, известны несколько редакций ее Жития.

Полезные сервисы

феофанов

Словарь русских фамилий

ФЕОФАНИН ФЕОФАНКИН ФЕОФАНОВ ФЕОФАНТЬЕВ ФОФАНОВ ФОФОНОВ

Фофан форма греческого имени Феофан. В нарицательном значении фофан - простоватый, нерасторопный человек. "Но от камени меду, не от Фофана плоду" - гласила пословица. (Ф). Отчество от церковного мужского имени Фофан (др.-греч. Theophanes - "богоявленный) или от прозвища из русского нарицательного фофан - "простофиля", которое возникло из того же имени (Сл. Фасмера) (Н).

Полезные сервисы

феофантий

Словарь русских имен

-я, м. Разг. к Феофан (см.).

Отч.: Феофа́нтиевич, Феофа́нтиевна и Феофа́нтьевич, Феофа́нтьевна; разг. Феофа́нтьич.

Словарь имён

-я, муж. Разг. к (см. Феофан).

Отч.: Феофантиевич, Феофантиевна и Феофантьевич, Феофантьевна; разг. Феофантьич.

Именины

См. Фофан.

Полезные сервисы

феофантьев

Словарь русских фамилий

ФЕОФАНИН ФЕОФАНКИН ФЕОФАНОВ ФЕОФАНТЬЕВ ФОФАНОВ ФОФОНОВ

Фофан форма греческого имени Феофан. В нарицательном значении фофан - простоватый, нерасторопный человек. "Но от камени меду, не от Фофана плоду" - гласила пословица. (Ф). Отчество от церковного мужского имени Фофан (др.-греч. Theophanes - "богоявленный) или от прозвища из русского нарицательного фофан - "простофиля", которое возникло из того же имени (Сл. Фасмера) (Н).

Полезные сервисы

феофаня

Словарь русских имен

Полезные сервисы