Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

хетт

Толковый словарь

м.

см. хетты 2.

Орфографический словарь

Формы слов для слова хетт

Грамматический словарь

хетт мо 1a

Полезные сервисы

хеттеи

Словарь церковнославянского языка

Полезные сервисы

хеттеянка

Толковый словарь

ж.

см. хетты 2.

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

хетти

хеттим

Словарь церковнославянского языка

 сущ. Македония (1 Мак. 1, 1).

Полезные сервисы

хетто-лувийские языки

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Лингвистика

Хе́тто-луви́йские языки́

(анатолийские языки) - вымершая группа индоевропейских языков. Во 2-1‑м тыс. до

н. э.возможно, и ранее) носители Х.‑л. я. обитали на территории

современной Турции и Северной Сирии. Выделяют подгруппы:

хетто-лидийскую (хеттский, лидийский и, вероятно, карийский) и лувийско-ликийскую [лувийский клинописный и иероглифический, ликийский с 2 диалектами - ликийским А и ликийским Б

(милийским), сидетский и некоторые другие языки, от которых сохранились

только имена собственные или глоссы: писидийский, киликийский и другие]. Палайский язык занимал достаточно обособленное

положение, хотя по некоторым признакам был ближе к хетто-лидийской

подгруппе.

Хеттский, палайский и лувийский клинописные памятники выполнены

письмом, восходящим, по-видимому, к северомесопотамско-хурритскому

варианту староаккадской клинописи. Памятники хеттского языка относятся к

18-13 вв. до н. э., лувийского клинописного и палайского - к 14-13 вв.

до н. э. Лувийские иероглифические тексты (древнейшая надпись на печати

относится к 16 в. до н. э., основная масса текстов - к 10-8 вв. до

н. э.) написаны письмом, которое некоторые учёные сближают с египетским. Надписи на поздних Х.‑л. я. (лидийском,

карийском - 7-4 вв. до н. э., ликийском - 5-3 вв. до н. э., сидетском -

3 в. до н. э.) выполнены буквенным «малоазийским» письмом, восходящим к древнему

семитскому письму, но испытавшим, по-видимому, сильное греческое

влияние. Писидийские надписи (первые века н. э.) выполнены обычным греческим письмом.

Вокализм ранних Х.‑л. я. характеризуется

наличием 4 гласных: a, e, u, i. Наибольшим

изменениям в процессе развития Х.‑л. я. подверглась фонема e. В лувийском языке происходит конвергенция e и a в a, но в ряде корней появляется

новое e рядом с l, r как результат развития слоговых сонантов. В лувийском и палайском имела

место конвергенция a, e > a. В палайском

процесс перехода e в a не затронул такие старые основы, как wer-

звать’, wete- ‘строитьи др. В поздних Х.‑л. я. системы гласных,

помимо a, e, u, i, включают подсистемы носовых (лидийский - ã, ẽ; ликийский - ã, ẽ, ũ, ĩ) и гласный o

(лидийский, карийский). Фонологический статус

отдельных лидийских (y) и карийских (ù, ì, é)

гласных остаётся неясным. Сонанты включают носовые m,

n, плавные l и r (в лидийском и

карийском сонантам n и l противопоставлены

палатализованные ν, λ и w (лидийский, карийский v).

Консонантизм хеттского, палайского,

лувийского клинописного языков включает подсистему смычных, состоящих из

6 согласных: pp/p, tt/t, kk/k (глухие​/​звонкие

или напряжённые​/​ненапряжённые). Графика лувийского иероглифического

позволяет различать 3 смычных: p, t, k.

Система спирантов ранних Х.‑л. я. содержит сибилянт s и заднеязычный h,

аффрикату z [ts]. В поздних Х.‑л. я. эволюция систем смычных шла в двух

направлениях. При общем для лидийского, карийского и ликийского языков

противопоставлении глухих и звонких согласных первые два развивают в

подсистеме дентальных оппозицию по палатальности: t/t’, d/d’.

В ликийском для глухих дентальных и гуттуральных характерна оппозиция по

придыхательности: t/th, k/kh. В системах спирантов различаются s и z; имеется аффриката [ts], а в лидийском,

возможно, также и [dz]. В ликийском и карийском представлен глухой

сильный заднеязычный спирант [kh], происходящий из старого ларингального, в ликийском А - также слабый

спирант [h] из старого *s. Сохранение

ларингального, утраченного другими индоевропейскими языками,

свойственно почти всем Х.‑л. я. Этому сохранению мог способствовать его

довольно ранний переход в разряд спирантов.

Имя Х.‑л. я. имеет категории рода (общий,

средний), числа (единственное, множественное

число) и падежа. Падежные системы включают от 8

(древний период хеттского языка) до 4 (милийский) единиц: именительный

падеж, винительный падеж, родительный падеж, дательно-местный

древнехеттском в сфере пространственных падежей имеются дательный

падеж, направительный падеж и местный, при этом направительный падеж

используется главным образом с именами инактивной семантики типа

«земля», «вода»), отложительный падеж и творительный падеж

(самостоятельные формы творительного падежа известны только в

хеттском языке, в остальных Х.‑л. я. - синкретический отложительно-творительный падеж). На

протяжении всей истории Х.‑л. я. наблюдается формирование и

перестройка парадигм множественного числа. Самые

существенные изменения произошли в лувийском и ликийском языках, где

флексии множественного числа стали строиться

по агглютинативному типу: показатель мн. ч.

+ падежное окончание.

Во всех Х.‑л. я. система морфонологических чередований стала средством различения прямых и

косвенных падежей. В хеттском с древнейших времен она разрушалась с

тенденцией к аналогичному выравниванию и многочисленными нарушениями

правил альтернации гласных. В других Х.‑л. я. система морфонологических

чередований распалась в дописьменный период. В хеттском языке

сохранился класс старых гетероклитических имён, не утративший своей

продуктивности (типа watar ‘вода’, род. п. wetenas). Архаичность

парадигм Х.‑л. я. проявляется, в частности, в тенденции к формированию

оппозиции активных - инактивных имен, общей для всех Х.‑л. я. Следствием

этого было появление инактивного отложительного падежа в хеттском,

исторически связанного с родительным падежом, особого родительного

падежа активных имён, второго именительно-винительного падежа имён

среднего рода активной семантики в лувийском клинописном и др.

Особенности именной парадигматики Х.‑л. я. в

сравнении с индоевропейской позволяют считать хетто-лувийский

деклинационный тип одним из самых древних.

Глагол Х.‑л. я. имеет категории числа, лица, наклонения (изъявительное, повелительное), залога (актив, медиопассив), времени (настоящее, прошедшее). Различаются 2 спряжения, называемые по окончанию 1‑го лица

настоящего времени соответственно как спряжение на ‑mi и на ‑ḫi.

Внутренняя реконструкция и сравнение с

индоевропейскими языками восстанавливают две общехетто-лувийские серии

глагольных форм, находящие аналогии в индоевропейском, причём

противопоставление двух времен и двух чисел релевантно только в 1‑й

серии. Общехетто-лувийское причастие на ‑nt-

(индоевропейского происхождения) нейтрально в залоговом отношении.

В лувийском известны медиопассивные причастия на ‑m- от переходных глаголов, параллельные славянским; ряд отглагольных форм (инфинитивы,

хеттский супин) восходят к старым

гетероклитическим образованиям.

Именное словообразование Х.‑л. я. строится

главным образом по суффиксальным моделям. В глагольном

словообразовании наряду с суффиксами используются префиксы, которые

имеют и самостоятельное употребление в качестве превербов.

Глагольная префиксация особенно распространена в поздних Х.‑л. я.

Инфиксация ограничена отдельными реликтовыми формами с каузативным

значением. Все глагольные и большинство именных аффиксов имеют

индоевропейскую этимологию. Словосложение малопродуктивно.

Синтаксис Х.‑л. я. сохраняет ряд архаичных

черт, например использование начальных комплексов энклитик (частица цитируемой речи, возвратная частица,

объектные местоимения, частицы с видовым значением и др.), располагавшихся после

вводящих союзов типа «и», «когда», наречий в тройной функции - превербов, собственно

наречий и предлогов (лувийский-ликийский) или послелогов (хеттский). Глагол обычно занимает

последнее место в предложении. Порядок слов преимущественно SOV. При построении

сложных синтаксических единств особая роль принадлежит относительным

местоимениям *kʷi/o и *i̯o- (из индоевропейского), которые иногда

функционально сближаются с синтаксическими показателями определённости.

Основной словарный фонд Х.‑л. я. сохраняет значительное количество

индоевропейских корней. В именах родства ранние Х.‑л. я. используют так

называемые Lallwörter (звукоподражательные слова детского языка). Однако многие имена родства,

скрытые за идеографическими написаниями,

остаются неизвестными, Есть слова, восходящие к хаттскому, хурритскому

или ещё не известному источнику. Лексические изоглоссы в области

социальной и сакральной лексики объединяют

Х.‑л. я. с тохарскими, кельто-италийскими и греческим языками.

Изучение Х.‑л. я. восходит к концу 19 в., когда была дешифрована основная масса ликийских надписей.

Ликийскую грамматику и лексику исследовали

Х. Педерсен, Э. Ларош, Г. Нойман, О. Карруба. Изучение клинописных

Х.‑л. я. начал в 10‑х гг. 20 в. Б. Грозный, дешифровавший хеттские

клинописные тексты и доказавший индоевропейский характер хеттского

языка. В развитии хеттологии большую роль сыграли исследования

Ф. Зоммера, Х. Ээлольфа, Э. Форрера, А. Гётце, Х. Г. Гютербока,

Г. Оттена, И. Фридриха, А. Камменхубер. Э. Стёртевант создал первую

хеттскую сравнительно-историческую грамматику. Е. Курилович,

Э. Бенвенист, К. Уоткинс подчеркнули важность хеттского материала для

индоевропейских реконструкций. Лувийский клинописный язык в его связях с

другими индоевропейскими и Х.‑л. я. изучали Б. Розенкранц, Оттен,

Ларош. Палайский язык - Оттен, Камменхубер, значительно продвинувшие

понимание палайских текстов. Лувийский иероглифический язык был

дешифрован Форрером, П. Мериджи, Х. Боссертом. Ларош создал

фундаментальный труд о лувийском иероглифическом письме и словарь

лувийского иероглифического языка. Мериджи издал грамматику этого

языка и 2 тома текстов. Исследования Дж. Д. Хокинса, Ноймана,

А. Морпурго-Дейвис привели к пересмотру чтений ряда лувийских

иероглифических фонетических знаков и

подтвердили особую близость лувийского иероглифического и лувийского

клинописного языков. Р. Гусмани издал лидийский словарь с кратким

грамматическим очерком и текстами. Поздние Х.‑л. я., в частности

карийский, исследуются группой компаративистов Мэрилендского

университета.

В СССР интерес к Х.‑л. я. возрос с 60-70‑х гг. 20 в. в связи с

необходимостью пересмотра во многом устаревших индоевропейских

реконструкций и расширенного привлечения хетто-лувийских данных для

интерпретации праязыкового состояния. Вопросы хеттской исторической

фонетики и графики исследованы Т. В. Гамкрелидзе. Вяч. Вс. Иванов

исследовал соотношение хетто-лувийского и индоевропейского

глагольного строя, проблемы сравнительной грамматики и лексикологии Х.‑л. я., осуществил художественные

переводы хетто-лувийских памятников. Лексике поздних Х.‑л. я. и

филологическому анализу письменных источников посвящены работы

В. В. Шеворошкина и А. А. Королёва. Обобщающей работой по лувийскому

иероглифическому языку является книга И. М. Дунаевской.

Иванов Вяч. Вс., Хеттский язык, М., 1963;

его же, Общеиндоевропейская, праславянская и анатолийская

языковые системы. М., 1965;

его же, Славянский, балтийский и раннебалканский глагол,

М., 1981;

Шеворошкин В. В., Исследования по дешифровке карийских

надписей, М., 1965;

Дунаевская И. М., Язык хеттских иероглифов, М., 1969;

Королёв А. А., Хетто-лувийские языки, в кн.: Языки Азии и

Африки. I. Индоевропейские языки, М., 1976;

Луна, упавшая с неба, пер. с древнемалоазиатского языка, М.,

1977;

Гамкрелидзе Т. В., Вопросы консонантизма клинописного

хеттского языка, в кн.: Переднеазиатский сб. III, М., 1979;

Древние языки Малой Азии, М., 1980;

Ардзинба В. Г., Ритуалы и мифы древней Анатолии, М.,

1982;

Pedersen H., Hittitisch und die andere

indoeuropäischen Sprachen, Kbh., 1938;

Benveniste E., Hittite et Indo-Européen, P.,

1962;

Carruba O., Die satzeinleitenden Partikeln in den

indogermanischen Sprachen Anatoliens, Roma, 1969.

Л. С. Баюн.

Полезные сервисы

хетто-лувийские языки (анатолийские язики)

Лексикология

Полезные сервисы

хетто-лувийский

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

Синонимы к слову хетто-лувийский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

хетто-хурритский

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

хеттолог

Орфографический словарь

Синонимы к слову хеттолог

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

хеттология

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

Синонимы к слову хеттология

сущ., кол-во синонимов: 2

Сканворды для слова хеттология

Полезные сервисы

хеттск

Этимологический словарь русского языка

Полезные сервисы

хеттский

Толковый словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова хеттский

Морфемно-орфографический словарь

хе́тт/ск/ий.

Грамматический словарь

Полезные сервисы

хеттский язык

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Лингвистика

Хе́ттский язы́к -

один из хетто-лувийских языков,

мёртвый язык народа, населявшего центральную и

северную части древней Анатолии. Будучи первым в истории индоевропейским языком с письменной фиксацией,

Х. я. отражает многие архаичные черты; одновременно отмечаются и явные

инновации. Характерно сохранение ларингальных

согласных, переход *ō̆ > ā̆, *r̥, l̥ обычно >

ar, al; сведение трёх рядов смычных к двум, сохранение старых

лабио-велярных. В морфологии имени - реликты

противопоставления по признаку активности - инактивности,

отсутствие, за исключением некоторых реликтовых образований, форм степеней сравнения, две серии глагольных флексий,

сочетание послелогов с местоимениями. В синтаксисе - начальные комплексы энклитик в предложении, относительно слабое развитие подчинительных связей. Лексика Х. я. подверглась сильному влиянию других

языков: в древнейший период - хаттского,

позднее - хурритского и аккадского. Бо́льшая часть заимствований относится к сфере периферийной

лексики: терминология ритуала, названия сосудов и другие культурные

термины; более глубоким было влияние хаттского языка, откуда взята,

например, терминология государственного управления.

В истории Х. я. выделяется 3 периода: древний (18-16 вв. до н. э.),

средний (15 - начало 14 вв. до н. э.) и новый (середина 14 - 13 вв. до

н. э.). Подавляющее большинство текстов дошло до нас в записях Нового

царства, в т. ч. и копии древнехеттских памятников. Однако с течением

времени обнаруживалось всё больше древнехеттских оригиналов,

отличающихся более умеренным использованием логограмм; в морфологии выделяется строгое

различение форм датива, локатива и направительного падежа; в

синтаксисе - редкое употребление глагольной частицы ‑kan (как и сохранение других частиц -

‑apa, ‑an, ‑asta), необязательность употребления частицы nu в начале

каждого главного предложения; в лексике - почти полное отсутствие

хурритских заимствований.

Письменность Х. я. - клинопись,

по-видимому заимствованная из северной Сирии в 19-18 вв. до н. э. и

близкородственная староаккадской. Она весьма несовершенно передавала

фонетическую систему Х. я.: графически не

различались o и u, часто также e и i, затруднена была передача

консонантных групп. Для различения кратких и долгих гласных, глухих и звонких согласных хеттскими

писцами были выработаны особые орфографические

приёмы, которые во многом остаются неясными. Широко используются шумеро- и аккадограммы, так что фонетическое чтение

многих хеттских слов остаётся неизвестным. Письменные памятники были

обнаружены в основном в царском столичном архиве в Хаттусасе (ныне

Богазкёй, в Турции) во время раскопок 1906-07; отдельные таблички были

найдены в Угарите и Амарне, позднее обнаружен значительный

провинциальный архив в Машатесеверо-востоку от Богазкёя).

Фридрих И., Краткая грамматика хеттского языка, пер. с нем.

и вступ. ст. А. В. Десницкой, М., 1952;

Иванов В. В., Хеттский язык, М.,

1963;

Языки Азии и Африки, т. 1, М., 1976;

Sommer F., Hethiter und Hethitisch, Stuttg.,

1947;

Friedrich J., Hethitisches Elementarbuch,

2 Aufl., Bd 1-2, Hdlb., 1960-67;

Benveniste E., Hittite et Indo-Européen, P.,

1962.

Friedrich J.,

Kammenhuber A., Hethitisches Wörterbuch, 2 Aufl., Hdlb.,

1975-89;

Puhvel J., Hittite etymological dictionary,

v. 1-2, B., 1984.

А. А. Королёв.

Полезные сервисы

хеттско-вавилонский

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

хеттско-иберийский

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

хеттское царство

Энциклопедический словарь

Хе́ттское ца́рство - государство в Малой Азии в XVIII - начале XII вв. до н. э. Основан хеттами в восточной Анатолии, в период расцвета (XIV-XIII вв.) охватывало обширную территорию. Соперник Египта в борьбе за господство в Передней Азии. Распалось.

* * *

ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО - ХЕ́ТТСКОЕ ЦА́РСТВО, государство в М. Азии в 18 - нач. 12 вв. до н. э. Основано хеттами в Вост. Анатолии, в период расцвета (14-13 вв.) охватывало обширную территорию. Соперник Египта в борьбе за господство в Передней Азии. Распалось.

* * *

ХЕ́ТТСКОЕ ЦА́РСТВО, древнее государство в восточноцентральной Анатолии, основанное так называемыми хеттами - индоевропейским народом, на исходе 3 тыс. до н. э. пришедшим в Малую Азию с северо-востока.

Пришельцы расселились в бассейне р. Галис, населенном аборигенами-«хатти» (иначе «протохеттами»), образовав там царства Цальпа, Куссар и Канес (Несу); отсюда их новое самоназвание «неситы». В 18 в. до н. э. неситские царства и сопредельные земли были объединены Аниттой, которого хеттские цари и столетия спустя считали древнейшим основателем своего государства.

Древнехеттский период

Ок. 1700 до н. э. династия Анитты пресеклась и царство перешло в руки местных правителей Куссара (Тудхалия I). Начался так называемый «древнехеттский период» (до сер. 15 в.). Лабарна I (1675-50) завершил создание прочной власти; слава его как государственного строителя была так велика, что все его преемники принимали имя этого царя в качестве титула. Сын Лабарны Хаттусили I (см. ХАТТУСИЛИ I) (1650-20) подчинил своему влиянию почти всю Анатолию с севером Сирии и перенес столицу в главный город «хатти» - Хаттусас (см. ХАТТУСАС) (совр. Богазкей); только после этого его держава и народ и стали называться «Хатти»современном написании «хетты»). К вершине могущества Древнее Хатти привел Мурсили I (1620-1590), закрепивший завоевания предшественников и разграбивший в 1595 Вавилон (см. ВАВИЛОН).

Именно в 17 в., по-видимому, определилось «лицо» хеттского общества, его политические традиции и культура. Хетты сохранили многие обычаи своих индоевропейских предков - собрание свободных (панкус) и совет родовой знати (тулия), которые осуществляли важнейшие политические функции и существенно ограничивали царскую власть. Вплоть до самого конца своей истории хетты любили хвалиться тем, что они не делали зла иначе, как в ответ на зло, и даже тогда могли воздавать за зло добром, превозносясь над противником. С другой стороны, ассимилировав в 17-16 вв. аборигенов-«хатти», хетты впитали и их наследие. Наконец, цари, опираясь на свое новообретенное могущество, стремились достичь полновластия по образцу прочих правителей Ближнего Востока.

Новохеттский период

В 16 в. до н. э. в государстве начались внутренние смуты, поводом для которых служила неустойчивость престолонаследия. Сопутствовавшие им нашествия племен касков с севера, хурритов (см. ХУРРИТЫ) с востока и последовавшее отпадение окраин резко ослабили Хатти; консолидация при царе-реформаторе Телепину (1530-1500) оказалась недолговечной и ок. 1450 династия пала в очередном перевороте, уступив место основателю так называемой «новохеттской династии» Тудхалии II (3-я четверть 15 в.). Цареубийца и хуррит по происхождению, новый царь, как видно уже из принятого им имени, равнялся на древнейшие времена хеттской истории и стремился к восстановлению старохеттской славы. Он и его потомки создали типичную военно-бюрократическую империю Ближнего Востока. Отныне царь назначал себе наследника сам, и дворцовые перевороты не перерастали в смуту. Символично, что члены нового, хурритоязычного царского дома принимали тронные неситские имена и считали государства хурритов своими злейшими врагами, однако именно в период их правления хеттская культура все более поглощается хурритской. В конце новохеттского периода (13 в.) даже государственный пантеон царства почти целиком был заимствован у хурритов, а сами хетты-неситы оказались фактически ассимилированы родственными им индоевропейцами-лувийцами, населявшими южную часть страны (что не помешало новохеттским царям именно в это время применять в официальных надписях нарочито архаизированный хеттский язык).

Новохеттская династия немедленно возобновила походы в Сирию, что привело к борьбе с хурритами, населявшими Митанни (Верхняя Месопотамия). К исходу 15 в. эта борьба и новое нашествие касков ввергли страну в небывалую катастрофу, практически ограничив ее территорию бассейном верхнего Галиса. Однако узурпатор Суппилулиума I (см. СУППИЛУЛИУМА I) (1380-36), один из выдающихся государственных деятелей ближневосточной истории, смог полностью восстановить положение, покорить всю Малую Азию, в трех больших войнах сокрушить и подчинить Митанни и, разбив египтян, присоединить в итоге все Восточное Средиземноморье; дружественные отношения с ним считали нужным поддерживать отдаленные Вавилонская и Ахейская державы.

Созданная таким образом огромная империя поддерживалась непрестанными походами в последней трети 14 в. (Мурсили II, 1335-06), но затем наступление египтян (1305-1270, в т. ч. грандиозная битва при Кадеше (см. КАДЕШ (Сирия)) в 1286, не принесшая решительного перевеса ни одной стороне) заставило очередного узурпатора (известного, между прочим, подробным официальным оправданием предпринятого им переворота), Хаттусили III (см. ХАТТУСИЛИ III) (1275-55), пойти на мир с Египтом (1270) и признать власть Египта над Палестиной и частью Сирии.

Союз с египтянами, сохранявшийся до конца хеттской истории, был тем более необходим, что в нач. 13 в. Хатти пережило последнее нашествие касков, а с 1280 было втянуто в ожесточенную борьбу с Ассирией, посягавшей на сферу власти хеттов в Верхней Месопотамии; с другой стороны, запад Малой Азии примерно с этого же времени стремился отделиться от хеттов при поддержке правителей Ахейской Грециихеттских источниках Аххиява), а впоследствии и вторгшихся сюда с Балкан фригийцев. Тудхалия IV (1255-15) сумел в конце концов восстановить положение на западе, а его соправитель и преемник Арнуванда III (1225-1200) - и на востоке.

Продолжительная борьба истощила страну; в кон. 13 в. запад Малой Азии отпал вновь, теперь уже навсегда, а ахейцы совершали морские походы вплоть до Кипра. Суппилулиума II пытался наладить оборону и снова завоевал Кипр, однако дни Хатти были сочтены: ок. 1180 народы Эгеиды (так называемые «народы моря (см. НАРОДЫ МОРЯ), только что сломившие Илион (см. ИЛИОН) в так называемой «Троянской войне», двинулись на восток вдоль средиземноморского побережья, разгромив Киликию (см. КИЛИКИЯ) и Сирию, а новая волна фригийцев («мушков») с Балкан одновременно заняла центральные области Хатти и разгромила Хаттусас.

«Позднехеттские царства»

Новохеттское царство погибло, однако в незатронутых нашествием районах уцелели его осколки, подвластные боковым ветвям новохеттской династии (так называемые «позднехеттские царства») Тархундасса на плато Конья, Малатья в горах Тавра, Каркемиш во внутренней Сирии; последние два из них удержали название «Хатти»). После непродолжительного процветания (11 - нач. 9 вв.) эти царства подверглись дальнейшему дроблению, а частичноТархундассе, подвергшейся смешению с фригийцами) утратили хеттскую государственную традицию; в конечном счете все они были завоеваны Фригией с запада и Ассирией с востока (717-708). Последнее «позднехеттское» государство, Куммух-Коммагена (осколок царства Малатья), было аннексировано ассирийцами в 708.

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО - феодальное государство в Малой Азии, основанное примерно в середине II тысячелетия до н.э. Хетты вторглись в этот регион, вероятно, в небольшом числе и, покорив местное население, стали правящим слоем общества. К 1800 до н.э. они завладели большей частью Малой Азии и настолько усилились, что напали на Вавилон (1595 до н.э.). В 14 в. до н.э., с упадком Египетской державы, началось их проникновение в северную Сирию, а столетием позже, при фараоне Рамсесе II, египтянам пришлось признать притязания хеттов на области вокруг Кадеша. Однако после 1200 до н.э. вторгшиеся в Малую Азию индоевропейцы вытеснили их на север Сирии, а возвышение Ассирии способствовало дальнейшему ослаблению хеттского могущества. Последним оплотом хеттов стал Кархемиш на Евфрате, но в конце 8 в. они были разгромлены ассирийцами. На протяжении длительного времени происхождение и культура хеттов оставались загадкой. Глиняные клинописные таблички, найденные в начале 20 в. в их столице в современном Богазкее на территории Турции, не поддавались прочтению, пока не была установлена принадлежность хеттского языка к анатолийской (хетто-лувийской) ветви индоевропейской группы. Хеттская держава являлась феодальным государством, во главе которого стоял наследственный правитель - Великий царь хеттов. Сам он был военным предводителем и верховным жрецом, а его власть поддерживал совет из представителей хеттской знати. Периферийными областями управляли вассалы под неусыпным контролем Великого царя. К числу знати в Хеттской державе принадлежали в основном те, кто происходил из среды самих хеттов, тогда как местное население принадлежало к среднему классу - торговцам, ремесленникам и воинам. Существовал и беднейший слой, в который входили городские работники и сельские труженики. Несмотря на существование развитых торговли и ремесленного производства, основу экономики во владениях хеттов составляли земледелие и скотоводство. Главным источником благосостояния хеттов служило железо; под их контролем находились основные его месторождения на Ближнем Востоке, и именно они, по-видимому, первыми освоили обработку этого металла. Хетты заимствовали вавилонскую клинописную систему письма, а хеттские своды законов имеют явно вавилонское происхождение. Искусство хеттов, имея вавилонские корни, тем не менее во многом самобытно. Широкое распространение получила каменная и металлическая скульптура, причем хеттские мастера создавали как рельефы, так и объемные статуи. Хеттские дворцы и крепости отличались массивностью, возводились из камня и кирпича. Сведения об их религии отрывочны. У жителей Малой Азии существовало божество неба, важную роль играло также поклонение Матери-земле - богине плодородия. В пантеоне самих хеттов основные божества - Солнце и Луна. Лучше всего известны имена и деяния тех хеттских царей, которые правили между 1400 и 1200 до н.э. Первый из них - Суппилулиума I (1380-1340 до н.э.), начавший завоевание Северной Сирии, далее Муватали (1306-1282 до н.э.) и Хаттусили III (1275-1250 до н.э.), подписавший знаменитый договор с Египтом о ненападении в 1269 до н.э.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

хеттура

хетты

Толковый словарь

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

хе́тты, -ов, ед. ч. хетт, -а (народ)

Словарь ударений

хе́тты, -ов; ед. хетт, -а

Синонимы к слову хетты

сущ., кол-во синонимов: 1

народ (200)

Морфемно-орфографический словарь

хе́тт/ы, ед. хетт/.

Полезные сервисы