Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

чайковская

Сканворды для слова чайковская

- Российская фигуристка, тренер сборной команды России по фигурному катанию.

Полезные сервисы

чайковская елена анатольевна

Энциклопедический словарь

Чайко́вская Елена Анатольевна (р. 1939), спортсменка (фигурное катание), заслуженный тренер СССР (1970), балетмейстер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994). Чемпионка СССР (1957). В 1993-97 главный тренер сборной команды России.

* * *

ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна - ЧАЙКО́ВСКАЯ (Осипова) Елена Анатольевна (р. 30 декабря 1939, Москва), российская спортсменка (фигурное катание (см. ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ на коньках)), заслуженный тренер СССР (1970), балетмейстер. Заслуженный деятель искусств России (1994).

Чемпионка СССР (1957) в одиночном катании. В 1993-97 гг. главный тренер сборной команды России, с 1997 старший тренер Олимпийского комитета по фигурному катанию. Среди ее учеников: олимпийские чемпионы Людмила Пахомова (см. ПАХОМОВА Людмила Алексеевна) и Александр Горшков (см. ГОРШКОВ Александр Георгиевич) (танцы), Наталья Линичук (см. ЛИНИЧУК Наталья Владимировна) и Геннадий Карпоносов (см. КАРПОНОСОВ Геннадий Михайлович) (танцы) и др.

Большой энциклопедический словарь

ЧАЙКОВСКАЯ Елена Анатольевна (р. 1939) - российская спортсменка (фигурное катание), заслуженный тренер СССР (1970), балетмейстер. Заслуженный деятель искусств России (1994). Чемпионка СССР (1957). С 1993 главный тренер сборной команды России.

Полезные сервисы

чайковский

Энциклопедический словарь

Чайко́вский - город (с 1962) в России, Пермская область, на Воткинском водохранилище. Железнодорожная станция (Сайгатка). 89,9 тыс. жителей (1998). Завод синтетического каучука, комбинат шёлковых тканей; научно-производственное объединение «Точмаш». Металлообработка, деревообработка. Возник в 1955 в связи со строительством Воткинской ГЭС. Театр. Краеведческий музей. Картинная галерея. Назван по имени П. И. Чайковского.

Большой энциклопедический словарь

ЧАЙКОВСКИЙ - город (с 1962) в Российской Федерации, Пермская обл., на Воткинском вдхр. Железнодорожная станция (Сайгатка). 88,5 тыс. жителей (1993). Завод синтетического каучука, комбинат шелковых тканей. Металлообработка, деревообработка. Возник в 1955 в связи со строительством Воткинской ГЭС. Краеведческий музей. Картинная галерея. Назван по имени П. И. Чайковского.

Поговорки

Послушать (включить, зарядить) Чайковского. Жарг. мол. Шутл. Приготовить и выпить чаю. Елистратов 1994, 539; Максимов, 334.

Пойти к Чайковскому. Жарг. мол. Шутл. То же, что послушать Чайковского. Максимов, 325.

Словарь русского арго

ЧАЙКОВСКИЙ, -ого, м.

Чай.

Зарядить (или послушать, включить, выпить) чайковского - выпить чаю.

Контаминация с фамилией композитора П. И. Чайковского.

Синонимы к слову чайковский

сущ., кол-во синонимов: 2

город (2765)

чай (88)

Грамматический словарь

Чайко́вский ф. <п 3а>

Словарь русских фамилий

ЧАЙКОВСКИЙ

Фамилия не очень древняя, поскольку напрямую связана с нашим выдающимся Петром Ильичом Чайковским. Его дед, украинский казак, получил за заслуги село Чайка; став его хозяином, обрел и фамилию Чайковский. Сама же птица, давшая название селу, осталась в фамилиях Чайка, Чайкин, Чайков.

ЧАЙКИН ЧАЙКОВСКИЙ ЧАЙКА

Уральская исследовательница В. И. Пролеева установила родоначальника великого композитора. Это был украинский казак Федор Чайка. Его сын, Петр, учась в Киевской академии, назвал себя Чайковским. Внук Петра тоже звался Петром Чайковским. Многие Чайковские из других родов названы так по украинским селениям Чайковичи, Чайковщина, Чайковка (по списку сейчас их 18).

(Ф) Чайкин. Отчество от нецерковного мужского личного имени Чайка. Имя было нередким. (Сл. Тупикова приводит примеры: боярин Чайка - 1522 г., священник Семен Чайка - 1625 г.) Кроме современного значения - "водоплавающая птица" - слово имело и другое - китайская ткань. (Н)

А еще Чай (Чайко) - ребенок которого ждали, желанный (ср. Начай) от глагола чаять -"ожидать чего-нибудь, надеяться".

В Ономастиконе Веселовского: Чайка, Чайкин кн. Андрей Петрович Чайка Волконский, умер около 1586 г., Иван Чайкин, пушкарь, 1580 г,

ЧАЙКОВСКИЙ

Фамилия не очень древняя, поскольку напрямую связана с нашим выдающимся Петром Ильичом Чайковским. Его дед, украинский казак, получил за заслуги село Чайка; став его хозяином, обрел и фамилию Чайковский. Сама же птица, давшая название селу, осталась в фамилиях Чайка, Чайкин, Чайков.

Сканворды для слова чайковский

- Этот композитор создал новый для русской оперы жанр - лирико-психологическую драму.

- Русский композитор, автор балета «Спящая красавица».

- Русский композитор, автор балета «Лебединое озеро».

- Русский композитор, автор балета «Щелкунчик».

- Чьё имя носит Московская государственная консерватория?

- Услышанную от калужского плотника песню «Сидел Ваня на диване» он положил в основу второй части своего струнного квартета №1.

- Русский композитор, автор оперы «Евгений Онегин».

- Русский композитор, автор оперы «Пиковая дама».

- Русский композитор, автор оперы «Орлеанская дева».

- Русский композитор, автор оперы «Чародейка».

- Дом в Воткинске, где родился этот композитор, попал на реверс памятной серебряной монеты достоинством в три рубля.

- Российский композитор, открывший в 1891 году нью-йоркский «Карнеги-Холл».

- Малая планета.

- В последние годы жизни он мучился от запретной любви к собственному племяннику Владимиру Давыдову.

Полезные сервисы

чайковский (город)

Энциклопедический словарь

ЧАЙКОВСКИЙ (город) - ЧАЙКО́ВСКИЙ, город в Российской Федерации, Пермская обл., расположен в Предуралье, на р. Кама (см. КАМА) (Воткинское водохранилище), в 325 км к юго-западу от Перми (по автодороге). Порт. Железнодорожная станция Сайгатка. Аэропорт. Население 90,2 тыс. человек (2001). Основан в 1955. Город с 1962.

Основные отрасли промышленности: электроэнергетика (Воткинская ГЭС); легкая (ЗАО «Чайковский текстильный дом» (бывший комбинат шелковых тканей, производство шелковых, декоративных, плащевых и других тканей)); химическая (ОАО «Чайковский завод синтетического каучука» (резинотехнические изделия, сжиженные газы и др.); машиностроение и металлообрабротка (НПО «Точмаш» (вакуумная техника, насосы, термическое оборудование и др.), завод газовой аппаратуры, судоремонтно-судостроительный завод, ремонтно-механический завод); производство стройматериалов (завод «Стройдеталь», комбинат цементно-стружечных плит), пищевая. Сплавной рейд.

Основан как поселок в связи со строительством Воткинской ГЭС на Каме близ деревни Сайгатка (известна с 1642). Назван в честь великого русского композитора П. И. Чайковского (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич) (1840-1893), который родился в г. Воткинск (см. ВОТКИНСК), в 40 км от Чайковского.

Образовательные и культурные учреждения: факультет Пермского государственного технического университета, филиал Ижевского государственного технического университета, Чайковский государственный институт физической культуры. Драматический театр. Картинная галерея. Краеведческий музей. Музейный комплекс «Крестьянская изба в Сайгатке».

Близ Чайковского расположены горнолыжный и биатлонный (см. БИАТЛОН) комплексы.

Полезные сервисы

чайковский бор. ал-др

Гуманитарный словарь

ЧАЙКО́ВСКИЙ Бор. Ал-др. (1925-96) - композитор, нар. арт. СССР (1985). В 1949 окончил Моск. конс. где учился у В. Я. Шебалина, Д. Д. Шостаковича, Н. Я. Мясковского. С 1951 пишет музыку для кино. Комп. привлекают разл. сюжеты - драм., лирико-комедийные, трагикомич., комедийные, и в связи с этим на первый план выдвигаются разл. ресурсы киномузыки. Ч. точно ощущает специфику жанра, и стилевой диапазон его кинокомпозиций широк. Лейтмотивная драматургия симф. плана применяется в драм. лентах ("Убийство на улице Данте", 1956, реж. М. И. Ромм); муз. развитие посредством жанр, переинтонирования присуще трагикомич. ф. ("Гори, гори, моя звезда", 1970, реж. А. Н. Митта); кинокомп. Ч. в ф. комед. жанра обладают ярким мелодич. яз., создают темпоритмич. предпосылки для единства действия и изображения. Музыка Ч. оригинальна по оркестровым приемам, динамична, органично включается в образный строй ф. Комп. в зависимости от реж. замысла обращается к разл. интонац. источникам - от стилистики совр. музыки до фольклорных и эстрадных тем.

Соч. Ч.: "Пропало лето", 1964, реж. Р. А. Быков; "Женитьба Бальзаминова", 1965, реж. К. Н. Воинов; "Осенние свадьбы", 1968, реж. Б. В. Яшин; "Москва, любовь моя", 1974, реж. А. Н. Митта; "Ливень", 1975, реж. Б. В. Яшин; "Собственное мнение", 1977, реж. Ю. Ю. Карасик и др.

Полезные сервисы

чайковский борис александрович

Энциклопедический словарь

Чайко́вский Борис Александрович (1925-1996), композитор, народный артист СССР (1985). Ученик В. Я. Шебалина, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича. Один из наиболее видных отечественных композиторов 1980-90-х гг. 4 симфонии; концерт для фортепиано с оркестром (1971); камерно-инструментальные ансамбли, в том числе 6 струнных квартетов; музыка к фильмам (в том числе «Женитьба Бальзаминова», «Подросток»); вокальный цикл «Лирика Пушкина» (1972). Государственная премия СССР (1969).

* * *

ЧАЙКОВСКИЙ Борис Александрович - ЧАЙКО́ВСКИЙ Борис Александрович (1925-96), российский композитор, народный артист СССР (1985). Кантата, симфонии, концерты для инструментов с оркестром, камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч. струнные, квартеты и др. Государственная премия СССР (1969).

Большой энциклопедический словарь

ЧАЙКОВСКИЙ Борис Александрович (1925-96) - российский композитор, народный артист СССР (1985). Кантата, симфонии, концерты для инструментов с оркестром, камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч. струнные, квартеты и др. Государственная премия СССР (1969).

Полезные сервисы

чайковский модест ил

Гуманитарный словарь

ЧАЙКО́ВСКИЙ Модест Ил. (1850-1916) - драматург, либреттист, муз. и театр. критик, переводчик с франц. (пьесы П. Корнеля), итал. (драматургия С. Бенелли и поэзия Д. Кардуччи), англ. ("Трагедия о короле Ричарде II" и все 154 сонета В. Шекспира), нем. (филос. тр. К. Фишера, "Новая биография Моцарта" А. Улыбышева); брат и биограф П. И. Чайковского. После окончания Петерб. уч-ща правоведения (1870) служил в Симбирске, в Киеве, в Черкассах. Чл. Об-ва рус. драм. писателей, Рус. театр. об-ва, Гл. дирекции Рус. муз. об-ва. Лит. деят-ность начал в 1874 как муз. и театр. критик. В том же году под псевд. Говоров опубликовал первую пьесу "Благодетель", позднее перераб. и ставшую популярной под назв. "Борцы". Наиб. успех снискали его пьесы: "Лизавета Николаевна" (1884), "Симфония", "Похмелье" (обе - 1890), "День в Петербурге" (1892), "Предрассудки" (1893), "Боязнь жизни" (1895), к-рые ставились в Александринском, Малом и др. т-рах. Пятиактная комедия "Симфония" долго не сходила со сцен Александрийского и Малого т-ров благодаря участию М. Г. Савиной и М. Н. Ермоловой. Ч. принадлежат либретто опер П. И. Чайковского "Пиковая дама" (1890) и "Иоланта" (1891), Э. Ф. Направника "Дубровский", А. С. Аренского "Наль и Дама-янти" (1904), А. Н. Керещенко "Ледяной дом" (1900), С. В. Рахманинова "Франческа да Римини" (1904), фантастич. балета Л. Минкуса "Калькабрине" (первонач. назв. "Свадьба контрабандиста"). Ч. - автор лит. работ об А. Н. Апухтине, осонетахУ. Шекспира, о творч. рабочего поэта Е. Е. Нечаева, музыковедч. монографий о П. И. Чайковском, Г. А. Лароше, С. И. Танееве. Сохранилось неск. стихотв. и два романса, написанных на слова Ч.: "Не говори о днях минувших..." и "Сад мой спит..."

Полезные сервисы

чайковский модест ильич

Энциклопедический словарь

Чайко́вский Модест Ильич (1850-1916), драматург, либреттист, музыкальный критик. Брат П. И. Чайковского. Пьесы, либретто опер «Пиковая дама», «Иоланта» П. И. Чайковского, «Дубровский» Э. Ф. Направника и др.; книга «Жизнь Петра Ильича Чайковского» (т. 1-3, 1900-02).

* * *

ЧАЙКОВСКИЙ Модест Ильич - ЧАЙКО́ВСКИЙ Модест Ильич (1850-1916), русский драматург, либреттист, музыкальный критик. Брат П. И. Чайковского (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич). Пьесы, либретто оперы «Пиковая дама», «Иоланта» П. И. Чайковского, «Дубровский» Э. Ф. Направника (см. НАПРАВНИК Эдуард Францевич) и др.; книга «Жизнь Петра Ильича Чайковского» (т. 1-3, 1900-02).

Большой энциклопедический словарь

ЧАЙКОВСКИЙ Модест Ильич (1850-1916) - русский драматург, либреттист, музыкальный критик. Брат П. И. Чайковского. Пьесы, либретто оперы "Пиковая дама", "Иоланта" П. И. Чайковского, "Дубровский" Э. Ф. Направника и др.; книга "Жизнь Петра Ильича Чайковского" (т. 1-3, 1900-02).

Полезные сервисы

чайковский ник. вас

Гуманитарный словарь

ЧАЙКО́ВСКИЙ Ник. Вас. (1850/51-1926) - полит. деятель, участник народнич. движения. Происходил из помещиков Вятской губ. Окончил Петерб. ун-т. В кон. 1860-х - нач. 70-х гг. чл. рев. кружка - "чайковцев". В 1874 эмигрировал в Европу, затем в Америку, где пытался создать земледельческую коммуну. В 1880-90-х гг. - один из организаторов "Фонда вольной рус. прессы". В 1904-10 был арестован и находился в тюрьме. После выхода из тюрьмы отошел от полит. деят-ности, участвовал в кооперативном движении. В 1914-1984. был одним из рук. Всерос. союза городов. После Февр. рев-ции - чл. ЦК Объед. трудовой нар.-соц. партии, чл. исполкомов Петрогр. сов. раб. и солд. депутатов и Всерос. сов. крест. депутатов. После Окт. рев-ции активно выступал против сов. власти. В 1918 - один из организаторов "Союза возрождения России". В авг. 1918 Ч. был пред. "Верховного управления Северной обл.", в сент. 1918 входил в состав Уфимской директории. Сотрудничал с представителями Антанты в России. С 1919 - в эмиграции, чл. "Рус. полит. совещания". В 1920 - в составе "Южнорус. пр-ва" ген. А. Н. Деникина. В янв. 1921 стал одним из создателей в Париже "Центра действия", орг-ции, направленной на борьбу с сов. властью. Умер в Лондоне.

Полезные сервисы

чайковский николай васильевич

Энциклопедический словарь

Чайко́вский Николай Васильевич (1850/1851 - 1926), политический деятель, участник народнического движения. Член кружка «чайковцев». В 1874-1906 в эмиграции. В 1890-х гг. один из организаторов «Фонда Вольной русской прессы». В 1904-10 эсер, с февраля 1917 трудовик. В Гражданскую войну глава и член ряда антисоветских правительств. С 1919 в эмиграции.

* * *

ЧАЙКОВСКИЙ Николай Васильевич - ЧАЙКО́ВСКИЙ Николай Васильевич (1850/51-1926), российский политический деятель, участник народнического движения (см. НАРОДНИЧЕСТВО) . Член кружка «чайковцев». В 1874-1906 в эмиграции. В 1890-х гг. один из организаторов «Фонда Вольной русской прессы». В 1904-10 эсер, с февраля 1917 трудовик. В гражданскую войну глава и член ряда антисоветских правительств. С 1919 в эмиграции.

Большой энциклопедический словарь

ЧАЙКОВСКИЙ Николай Васильевич (1850/51-1926) - российский политический деятель, участник народнического движения. Член кружка "чайковцев". В 1874-1906 в эмиграции. В 1890-х гг. один из организаторов "Фонда Вольной русской прессы". В 1904-10 эсер, с февраля 1917 трудовик. В гражданскую войну глава и член ряда антисоветских правительств. С 1919 в эмиграции.

Полезные сервисы

чайковский петр ил

Гуманитарный словарь

ЧАЙКО́ВСКИЙ Петр Ил. (1840-93) - композитор, дирижер, педагог, муз. публицист, муз.-обществ, деятель. Начальное муз. образование получил дома. В 1859 окончил Уч-ще правоведения (Петербург), в 1861 начал занятия в Муз. классах Рус. муз. об-ва, в 1862 преобразованных в консерваторию. Занимался в кл. А. Г. Рубинштейна (сочинение), Н. И. Зарембы (теория музыки). В этот период написаны первые значит. произведения (увертюра "Гроза" по А. Н. Островскому, дипломная работа - кантата "К радости" на текст Ф. Шиллера и др.). Консерваторию окончил в 1865 с золотой медалью, в 1866 приглашен Н. Г. Рубинштейном в открывшуюся Моск. консерваторию, где преподавал композицию, гармонию, инструментовку. Среди учеников - С. И. Танеев. Моск. период творчества продолжался до 1878. В 1878 - сер. 80-х гг. много путешествовал, преимуществ. за рубежом. По возвращении жил в Подмосковье (Клин, ныне здесь находится мемориальный Дом-музей Ч.). В последующие годы создал многие значит. сочинения в разных жанрах.

Имя Ч. стоит в ряду самых выдающихся представителей мировой муз. культуры. Созданные им во всех муз. жанрах произв. не только выделяются исключит. новизной, высокой художественностью, яркостью муз. языка, но и редкой популярностью, способностью быть в равной степени привлекательными для профессионалов и любителей музыки.

Муз. истоки творчества Ч. необычайно разнообразны. Интонации рус. городской и крестьянской песни, бытового романса и танца, особ, вальса, инонациональные эл-ты звучания (франц., итал. музыка), обусловившие мелодическую выразительность произв. композитора, сплавлены с особенностями формообразования и муз. развития, идущими от лучших произв. европ. муз. традиции - В. А. Моцарта (любимого композитора Ч.), Р. Шумана, М. И. Глинки. Каждый из "первожанров" под пером композитора переосмысливается, теряет буквальную конкретность, становится средством муз. обобщения.

Оперы занимают одно из центр, мест в творчестве Ч. Композитор обращается к сюжетам из разных эпох и традиций (Русь 15 в. в "Чародейке" по драме И. В. Шпажинского, Франция 15 в. в "Орлеанской деве" по драме Ф. Шиллера и др.), широко используя лит. произв. Ф. Шиллера, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и др., считая основным условием наличие в либретто ярких человеческих характеров. Динамичность развития, многоплановость драматургии, мелодическая выразительность, напряженная симфоническая разработка способствуют созданию Ч. совершенных образцов оперного действия. Высшими достижениями стали оперы "Евгений Онегин" (1878), "Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1891), каждая из к-рых определила новые формы жанра.

Параллельно с оперой в творчестве Ч. шло развитие симфонической музыки, представленной жанрами собственно симфонии (6 симфоний и симфония "Манфред"), разнообразными проявлениями одночастной программной симфонической поэмы (фантазии "Фатум", 1868; "Франческа да Римини", 1876; увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта", оконч. ред. 1880; "Гамлет", 1888 и др.), симфонической сюитой (4 сюиты, из которых последняя - "Моцартиана"), каприччио ("Итальянское каприччио", 1880) и др. В произв. отражены сложнейшие драматические конфликты, яркая образность, черты сюжетного развития независимо от существования лит. основы. Лучшими симфоническими сочинениями считаются 4-я симфония (1877), открывшая путь "инструментальным драмам" композитора, 5-я симфония (1888) - образец глубокой философской трагичности, 6-я симфония (1893) - своеобразный Реквием Ч., одна из вершин мировой худож. мысли, завершающая развитие симфонии 19 в. В традициях симфонической музыки решен Ч. и инструментальный концерт, представленный одним из высших достижений в данном жанре - 1-м концертом для фп. с оркестром (1875, позднее были написаны еще два), Вариациями на тему рококо для виолончели с оркестром (1876).

Достижения Ч. в жанре балета сформировались в первом сочинении - "Лебедином озере" (1876) и были продолжены в "Спящей красавице" (1889), "Щелкунчике" (1892), к-рые создавались в сотрудничестве с М. Петипа. Композитор преодолевает сложившийся в рус. театре "дивертисментный" тип балетного спектакля, введя драматургически развитое сюжетное действие, осуществляемое при помощи разработанных в симфониях средств оркестровой выразительности. Ч. сохраняет основные балетные формы (сольные эпизоды, классическая и характерная сюита, пантомима, и др.), делая их этапами сложного драматургического развития.

Яркими страницами отмечено инструментальное творчество Ч. Им создано 3 струнных квартета, фортепианное трио "Памяти великого художника" (1882, посв. Н. Г. Рубинштейну), ряд инструментальных пьес, среди к-рых выделяется фортепианный цикл "Времена года" (1876).

Непревзойденным мастером проявил себя Ч. в области камерно-вокальной лирики. Создаваемые им на протяжении всей жизни романсы выделяются поэтической вдохновенностью, ярким лиризмом, прекрасной мелодикой, выразительностью фортепианного сопровождения. Круг поэтов, к к-рым обращается Ч., включает имена А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, К. К. Романова, А. Н. Апухтина, Д. М. Ратгауза, Г. Гейне и др. Высоким мастерством отмечены также хоровые сочинения Ч., представленные светскими и духовными жанрами (Литургия Иоанна Златоуста, 1878; Всенощное бдение, 1881 и др.).

Творчество Ч. было широко признано в России и за рубежом уже при его жизни, его воздействие испытали на себе многие композиторы - современники и последователи композитора: С. И. Танеев, А. С. Аренский, С. В. Рахманинов и др.

Лит.: Туманина Н. В. Чайковский. Путь к мастерству. М., 1962; Туманина Н. В. Великий мастер. М., 1968; Асафьев Б. В. О музыке Чайковского. Л., 1972.

П. И. Чайковский

П. И. Чайковский

Полезные сервисы

чайковский пётр ильич

Энциклопедический словарь

Чайко́вский Пётр Ильич (1840-1893), композитор. Брат М. И. Чайковского. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Оперы: «Евгений Онегин» (1878, лирические сцены - новый тип оперы), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891) и др. Новатор в области балета (музыка - ведущий компонент балетной драматургии): «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892). К мировым шедеврам принадлежат 4-6-я симфонии (1877-93), симфония «Манфред» (1885), увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869), фантазия «Франческа да Римини» (1876), «Итальянское каприччио» (1880), 3 концерта для фортепиано с оркестром (1875-93); концерт для скрипки с оркестром, «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), фортепианное трио «Памяти великого художника» (1882), романсы. Профессор Московской консерватории (1866-78). С 1958 в Москве проводится Международный конкурс им. Чайковского.

П. И. Чайковский.

* * *

ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич - ЧАЙКО́ВСКИЙ Петр Ильич [25 апреля (7 мая) 1840, Камско-Воткинский завод Вятской губернии, ныне Воткинск, Удмуртия - 25 октября (6 ноября) 1893, Санкт-Петербург], русский композитор. Брат М. И. Чайковского. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Оперы: «Евгений Онегин» (1878, лирические сцены - новый тип оперы), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891). Новатор в области балета (музыка - ведущий компонент балетной драматургии); «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892). К мировым шедеврам принадлежат 6 симфоний (1866-1893), симфония «Манфред» (1885), увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1866-1893), фантазия «Франческа да Римини» (1876), «Итальянское каприччио» (1880), 3 концерта для фортепьяно с оркестром (1875-1893); концерт для скрипки с оркестром, «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), фортепьянное трио «Памяти великого художника» (1882), романсы. Профессор Московской консерватории (1866-1878). В 1894 открыт Дом-музей Чайковского в Клину, в 1940 - мемориальный музей в Воткинске. С 1958 в Москве проводится Международный конкурс имени Чайковского.

Семья. Начало музыкальной карьеры

Чайковский родился в семье горного инженера, начальника Камско-Воткинского завода. Предки отца происходили из украинских казаков, дед матери был обрусевшим французом. Как отмечал сам композитор, его предки по обеим линиям «не выказывали музыкальных способностей». В семье родителей музыку любили, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у Чайковского рано: пяти лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. В 1850-1859 по желанию родителей Чайковский учился в Училище правоведения, после чего был определен на службу в Министерство юстиции. В 1855-1858 брал уроки игры на фортепиано у известного в то время пианиста Р. Кюндингера, который был невысокого мнения о способностях будущего композитора.

Лишь в 1861 Чайковский приступил к серьезным занятиям в музыкальных классах Петербургского отделения Русского музыкального общества. Осенью 1862 он стал студентом преобразованной из музыкальных классов Петербургской консерватории, которую с отличием окончил в 1865 по классам А. Г. Рубинштейна (см. РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич), высоко ценившего талант ученика, и Н. И. Зарембы. Тогда же были написаны первые крупные сочинения для симфонического оркестра: увертюра «Гроза» (к драме А. Н. Островского, 1864) и Увертюра фа-мажор (1865), «Характерные танцы», кантата для солистов, хора и оркестра на оду Шиллера «К радости» (дипломная работа), камерные произведения. Оставив службу в мае 1863, зарабатывал на жизнь уроками.

В Московской консерватории (1866-78)

В 1866 Чайковский был приглашен на должность профессора в открывающуюся Московскую консерваторию (во главе ее стоял Н. Г. Рубинштейн (см. РУБИНШТЕЙН Николай Григорьевич), брат директора Петербургской консерватории А. Г. Рубинштейна). В 1866-78 Чайковский вел в консерватории классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки (среди его учеников - С. И. Танеев (см. ТАНЕЕВ Сергей Иванович)). В рамках своих педагогических обязанностей Чайковский написал «Руководство к практическому изучению гармонии» (1872) и перевел с французского «Руководство к инструментовке» Ф. О. Геварта. Активно участвуя в музыкальной жизни Москвы, Чайковский регулярно выступал в печати в качестве музыкального критика, из-за постоянной нужды в деньгах в 1871-76 работал музыкальным рецензентом газет «Современная летопись» и «Русские ведомости», участвовал в «Артистическом кружке» А. Н. Островского (см. ОСТРОВСКИЙ Аркадий Ильич), общался с композиторами-членами «Могучей кучки» (см. МОГУЧАЯ КУЧКА), а также с В. В. Стасовым (см. СТАСОВ Владимир Васильевич), Л. Н. Толстым (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), Я. П. Полонским (см. ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович), А. Н. Плещеевым (см. ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич), актером П. М. Садовским (см. САДОВСКИЙ Александр Иванович). Тогда же он познакомился с Г. Берлиозом (см. БЕРЛИОЗ Гектор), К. Сен-Сансом (см. СЕН-САНС Камиль), другими ведущими музыкантами Европы, среди которых у него нашлось немало почитателей.

Личная жизнь композитора не складывалась. Стремясь преодолеть свой гомосексуализм, он в 1877 женился на А. И. Милюковой. Брак этот оказался крайне несчастливым; связанные с ним переживания чуть не довели Чайковского до самоубийства. В 1878 он фактически бежал из России и в течение нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии).

В 1877 Чайковского взяла под свое финансовое покровительство Н. Ф. фон Мекк - одна из богатейших женщин России, вдова крупного промышленника. Помощь с ее стороны, длившаяся до 1890, позволила композитору спокойно заниматься творчеством. Значительный интерес для понимания личности Чайковского представляет его обширная переписка с фон Мекк, с которой он никогда не виделся.

Годы жизни в Москве стали временем становления и расцвета таланта Чайковского. Главные произведения этого периода - пять опер, в том числе «Лирические сцены» - «Евгений Онегин» (1878), четыре симфонии (№ 1 «Зимние грезы», 1866; № 2, 1872; № 3, 1875; № 4, 1877), балет «Лебединое озеро» (1876), «Литургия св. Иоанна Златоуста» (1878), Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1875), Концерт для скрипки с оркестром (1878), «Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром (1875), «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), музыка к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (1873), симфонические фантазии «Буря» (по В. Шекспиру, 1873) и «Франческа да Римини» (1876), а также увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869), 3 струнных квартета (1871-76), Большая соната для фортепиано (1878), множество фортепианных пьес (в том числе знаменитый цикл «Времена года», 1876) и романсов для голоса с фортепиано.

Годы странствий. Жизнь в Подмосковье (1879-89)

В конце 1870-х гг. Чайковский уходит из консерватории и едет за границу. В середине 1880-х гг. Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности в России (в 1885 он был избран директором Московского отделения Русского музыкального общества). Тогда же он поселился под Москвой: сначала в селе Майданово, затем во Фроловском - оба близ Клина, а в 1892 - в Клину. Вместе с тем его скитальческой натуре по-прежнему была необходима перемена мест. Во второй половине 1880-х начинается дирижерская деятельность Чайковского - сначала в России, а потом за границей; в качестве исполнителя собственных произведений он посещает Германию, Австро-Венгрию, Францию, Англию, Швейцарию. Концертные поездки укрепили его творческие и дружеские связи с ведущими музыкантами эпохи, в том числе с Э. Григом, А. Дворжаком (см. ДВОРЖАК Антонин), Г. фон Бюловом (см. БЮЛОВ Ханс фон). Зимы композитор проводит, как правило, за границей, лето - в основном на родине.

И в эти годы Чайковский исключительно активен в творческом отношении. Среди созданного им - оперы «Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885; это второй вариант оперы «Кузнец Вакула», завершенной в 1874), «Чародейка» (1887), балет «Спящая красавица» (1889), «Всенощное бдение» (1881), программная симфония «Манфред» (1885), Симфония №5 (1888), 4 сюиты для оркестра (1879-87; Сюита №4 известна под названием «Моцартиана»), Серенада для струнного оркестра (1880), «Торжественная увертюра 1812» (1880), «Итальянское каприччио» для оркестра (1880), увертюра-фантазия «Гамлет» (1888), трио «Памяти великого художника (на смерть Н. Г. Рубинштейна, 1882), ряд великолепных романсов, в том числе «То было раннею весною», «День ли царит», «Серенада Дон-Жуана».

Последние годы (1890-93)

Последний период жизни композитора отмечен всемирным признанием творчества Чайковского, проявившимся не только в восторженном приеме его сочинений (в 1891 он с триумфом гастролировал в США; в 1892 - в Гамбурге под управлением Г. Малера (см. МАЛЕР Густав) с огромным успехом прошел «Евгений Онегин»), но и в избрании композитора членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств (1892) и почетным доктором Кембриджского университета (1893). В эти годы, оказавшиеся завершающими в не знавшей перерыва 28-летней композиторской деятельности Чайковского, были созданы оперы «Пиковая дама» (1890) и «Иоланта» (1891), балет «Щелкунчик» (1892), струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» (1892), Симфония № 6, «Патетическая» (1893), утвердившая место Чайковского среди крупнейших симфонистов мира.

Смерть настигла Чайковского в расцвете творческих сил и славы: композитор заразился холерой через несколько дней после того, как дирижировал на премьере Шестой симфонии в Петербурге (премьера - 16 октября, начало болезни - 21 октября); смерть наступила спустя 4 дня.

Чайковский оставил обширное наследие практически во всех музыкальных жанрах (в том числе 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса). И по сей день он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором, выразившим с необычайной силой, простотой и искренностью эмоционально-напряженную лирическую стихию русской природы и русской души.

Именем Чайковского названы (1940) Московская и Киевская консерватории, концертный зал в Москве; с 1958 в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского.

Полезные сервисы

чайковский петр ильич

Большой энциклопедический словарь

ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич (1840-93) - российский композитор. Брат М. И. Чайковского. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург. Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Оперы: "Евгений Онегин" (1878, лирические сцены - новый тип оперы), "Мазепа" (1883), "Черевички" (1885), "Чародейка" (1887), "Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1891) и др. Новатор в области балета (музыка - ведущий компонент балетной драматургии); "Лебединое озеро" (1876), "Спящая красавица" (1889), "Щелкунчик" (1892). К мировым шедеврам принадлежат 6 симфоний (1866-93), симфония "Манфред" (1885), увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" (1866-93), фантазия "Франческа да Римини" (1876), "Итальянское каприччио" (1880), 3 концерта для фортепьяно с оркестром (1875-93); концерт для скрипки с оркестром, "Вариации на тему рококо" для виолончели с оркестром (1876), фортепьянное трио "Памяти великого художника" (1882), романсы. Профессор Московской консерватории (1866-78). В 1894 открыт Дом-музей Чайковского в Клину, в 1940 - мемориальный музей в Воткинске. С 1958 в Москве проводится Международный конкурс имени Чайковского.

Энциклопедия Кольера

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ.

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ.

(1840-1893), русский композитор, музыка которого отличается красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством. Родился 7 мая 1840 в Воткинске (Вятская губерния), в семье начальника Камско-Воткинского завода, горного инженера И.П.Чайковского и Александры Ассиер. Чайковский рос очень нежным, чувствительным ребенком, и его болезненность особенно обострилась после смерти любимой матери (1854). В детстве получил домашнее воспитание, а затем, после двух лет занятий в пансионе, поступил в петербургское Училище правоведения (1852). Окончив его в 1859, стал чиновником Департамента юстиции. С 14 лет начал проявлять склонности к композиции, в 1860 или 1861 опубликовал романс на итальянский текст и тогда же, совершив путешествие по Западной Европе (1861), решил заняться музыкой, прежде всего гармонией, под руководством Н.И.Зарембы. В 1862 он поступил в только что открытую Петербургскую консерваторию и в следующем году оставил государственную службу, чтобы полностью посвятить себя занятиям музыкой. Он занимался композицией и оркестровкой у директора консерватории А. Г. Рубинштейна и за время обучения создал несколько произведений, в том числе увертюру Гроза по одноименной пьесе А.Н.Островского и кантату К Радости на стихи Ф. Шиллера. В 1866, сразу после окончания консерватории, был приглашен на должность профессора гармонии в Московскую консерваторию, открытую в том же году братом Антона Рубинштейна - Николаем Рубинштейном. В течение первых двух лет в Москве Чайковский сочинил свою Первую симфонию (Зимние грезы, 1866) и первую оперу Воевода, которая была поставлена в Москве в 1869 (после премьеры уничтожена автором и восстановлена через много лет после его смерти по сохранившимся оркестровым партиям). Вторая опера, Ундина, была представлена в дирекцию Императорских театров, но не дошла до сцены и впоследствии была уничтожена автором (ее материал частично вошел в балет Лебединое озеро). Оркестровая увертюра Ромео и Джульетта получила после премьеры довольно жесткую оценку критики, но после значительной переработки в 1870 и 1880 это сочинение стало одним из самых популярных в оркестровом наследии композитора. Удача начала поворачиваться лицом к музыканту в первые годы следующего десятилетия, когда появились Вторая и Третья симфонии (1872, 1875), три струнных квартета (1871, 1874, 1876), Первый фортепианный концерт си-бемоль минор, а затем оркестровая фантазия Франческа да Римини (1876) и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (1877). Две следующие оперы Чайковского - Опричник и Кузнец Вакула (вторая из них стала победительницей на конкурсе, объявленном дирекцией Императорского русского музыкального общества) и балет Лебединое озеро были поставлены соответственно в 1874, 1876 и 1877. К перечню его работ этого периода можно прибавить заграничные поездки - в Швейцарию, Италию, в Париж и Байройт. Но в 1877 произошли два очень важных события. Первое - начало загадочной дружбы Чайковского с Надеждой фон Мекк, вдовой, обладательницей огромного состояния, обожавшей музыку вообще и в особенности музыку Чайковского, в течении многих лет поддерживавшей композитора, но не желавшей с ним встречаться. Второе - женитьба Чайковского на Антонине Милюковой. Чайковский имел гомосексуальные наклонности, причем испытывал по этому поводу глубокое чувство вины; в 1876 он говорит в письме к брату о своем решении жениться или вступить в открытую связь с женщиной и тем самым заткнуть рты сплетникам. Последствия оказались ужасными: Чайковский попытался покончить с собой, но так и не сумев сделать этого, срочно уехал от жены. Чайковский много лет обеспечивал Милюкову, но никогда более не встречался с ней; она умерла в 1917, последние два десятилетия своей жизни провела в приюте для умалишенных. Зиму 1877/1878 Чайковский прожил с братом Модестом в Швейцарии и Италии, где завершил два шедевра - Четвертую симфонию и оперу Евгений Онегин. Надежда фон Мекк назначила композитору стипендию в размере 6000 рублей в год (ее выплата была прервана внезапно в 1890), что позволило ему оставить педагогическую деятельность и сосредоточиться исключительно на творчестве. После описанных событий жизнь Чайковского потекла по прежнему руслу. В 1885 он устроил себе постоянное жилище в Майданове под Клином, затем в 1888 перебрался в соседнее Фроловское и незадолго до смерти наконец приобрел собственный дом на окраине Клина. Он всегда проводил много времени за границей, подолгу жил в поместьях своих родных (особенно в украинском имении Каменка, принадлежавшем семье сестры Чайковского - Александры) и друзей. В этот период появляются три оперы - Орлеанская дева (поставлена в 1881), Мазепа (поставлена в 1884) и Чародейка (поставлена в 1887), а также скрипичный концерт ре мажор (1878), Второй фортепианный концерт соль мажор (1880), торжественная увертюра 1812 год (1881), трио Памяти великого художника (1882), посвященное Н.Г.Рубинштейну, три оркестровые сюиты (1879, 1883 и 1884), симфония Манфред по поэме Байрона (1885). В 1888 году Чайковский вступил на новое поприще. Он преодолел отвращение к публичным выступлениям и постепенно начал дирижировать своими произведениями в Петербурге и Москве. С января по март 1888 он совершил большое зарубежное турне и успешно провел концерты в Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже и Лондоне. Год спустя состоялась вторая зарубежная концертная поездка Чайковского. В промежутке были сочинены Пятая симфония ми минор (1888), увертюра-фантазия Гамлет (1888) и вчерне завершен балет Спящая красавица. Оркестрован он был в течение лета 1889 и поставлен в начале следующего года. В 1890 появилась лучшая опера Чайковского - Пиковая дама. Весной 1891 Чайковский совершил свою первую (и единственную) поездку в Соединенные Штаты, где выступал в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии, причем обнаружил, что в Америке он известен гораздо больше, чем в Европе. Вернувшись в Россию, он посвятил летние месяцы сочинению баллады для голоса с оркестром Воевода, одноактной оперы Иоланта и балета Щелкунчик. И опера и балет были поставлены в 1891, но имели на премьере столь скромный успех, что огорченный композитор даже прервал работу над почти законченной Шестой симфонией ми бемоль мажор. Три части из этой симфонии (по авторскому подзаголовку - симфония Жизнь) впоследствии были превращены автором в Третий фортепианный концерт, оставшийся после смерти композитора незавершенным: первая часть была издана учеником Чайковского С.И.Танеевым как Третий концерт ми бемоль мажор, ор. 75, а две других части Танеев отредактировал и опубликовал под названием Анданте и Финал для фортепиано с оркестром, ор. 79 (фактически оба опуса представляют собой одно произведение, и в последнее время именно так исполняются некоторыми пианистами). В начале 1893 Чайковский начал работу над "настоящей" Шестой симфонией си минор. Сочинение было прервано поездкой в Англию, куда Чайковский отправился для получения присужденной ему степени почетного доктора музыки в Кембриджском университете. Симфония была закончена в августе, а исполнена впервые под управлением автора в Петербурге 28 октября. Буквально накануне премьеры композитор дал симфонии подзаголовок Патетическая. Через пять дней Чайковский заболел холерой, которой, как считали, он заразился, выпив стакан сырой воды. Умер Чайковский в Санкт-Петербурге 6 ноября 1893.

НАСЛЕДИЕ

И в России и за ее рубежами Чайковского принято считать "величайшим" русским композитором. Подобные определения всегда спорны. Наследие Чайковского очень велико и неровно по качеству, и даже лучшие из его произведений имеют особенности, не вызывающие симпатий у музыкантов. Однако богатство лирической мелодики Чайковского, его мастерское владение практически всеми музыкальными жанрами, его блестящая композиторская техника (в особенности оркестровая), глубоко оригинальный характер его творчества (которое, по мнению многих, отражает захватывающую тайну личности композитора) - все это действительно делает Чайковского выдающейся фигурой не только русской, но и мировой музыкальной культуры. Хотя он писал во всех жанрах (вплоть до церковных композиций), главное в его творчестве - симфонические произведения, а также оперы и балеты. Среди многочисленных романсов Чайковского шедевров не так уж много, а остальное нуждается в переоценке. Его фортепианные пьесы редко поднимаются выше уровня приличного салонного музицирования той эпохи. В струнных квартетах встречаются прекрасные части, как, например, знаменитое Andante cantabile из Первого квартета ре мажор, основанное на мелодии народной песни, но многое в Фортепианном трио прозвучало бы лучше в оркестре.

Оркестровые сочинения. Обращаясь к оркестру, Чайковский становится совсем другим. Очевидно, оркестровые тембры особенно возбуждали его фантазию. И дело не в том, что громкая и блестящая звучность скрывает скудость тематического материала, а в том, что полные чувства, широкие и гибкие мелодии, характерные для лучших творений Чайковского - они появляются уже в раннем периоде: например, "темы любви" из увертюры Ромео и Джульетта или из Бури (1873), первая тема Первого фортепианного концерта, - нуждаются в теплой и насыщенной инструментовке, которая в полной мере раскрывает их содержание. Фактура музыки Чайковского чаще образуется не из тематической ткани или изобретательной разработки тематизма, а из инструментальных фигураций на более или менее простой основе: такова, например, ажурная партия флейты в медленной части Первой симфонии. В некоторых проявлениях натуры Чайковского, хотя бы в его преклонении перед современными ему французскими композиторами - Ж.Бизе и Л.Делибом, ощущается, что он - на четверть француз. Но все же на три четверти он - русский, и его глубинная "русскость" особенно ярко заявляет о себе в ранних произведениях: первых четырех симфониях, Буре, увертюре 1812 год, серенаде для струнного оркестра, ор. 48 (1880), где повсюду в той или иной мере используется фольклорный материал. В последующем оркестровом творчестве Чайковского противоречивые элементы постепенно сливаются в некое стилевое единство. Если раннее творчество Чайковского можно охарактеризовать как "внешний романтизм", опирающийся либо на литературные источники, либо на колоритные сюжеты, то музыка зрелого периода (особенно созданная после пережитой им в 1877 году трагедии) гораздо более личностна и в целом представляет собой музыкальную автобиографию автора, с финалом-кульминацией в Шестой симфонии.

Произведения для театра. Французское начало натуры Чайковского ярко сказалось в его балетах, а также в некоторых сценах его последней оперы - Пиковой дамы. Но в остальном его оперы являются ярким выражением русского духа - от раннего Воеводы, долгое время считавшегося утраченным (большая часть тематизма этой оперы была использована автором в других сочинениях), Опричника на сюжет из русской истории, восхитительного Кузнеца Вакулы (впоследствии переделанного автором в новую оперу на тот же сюжет - Черевички) до Мазепы и Чародейки. Даже в Орлеанской деве (1878-1879, вторая редакция 1882) кое-что звучит откровенно по-русски, противореча тем самым сюжету. Вообще, хотя в операх Чайковского много прекрасной музыки, им свойствен общий недостаток: этот композитор - по природе не драматург. Только в тех случаях, когда Чайковский сочинял музыкальные характеристики героев, которых сам любил (как в Евгении Онегине и Пиковой даме), когда он мог отождествить себя с ними (например, с Жанной д'Арк, рассказывающей королю о своих видниях), - его оперные персонажи оживали. Онегин потому и стал такой популярной и любимой оперой, что в нем всего три основных действующих лица и с каждым из них Чайковский мог отождествить себя: это Онегин, его друг Ленский и Татьяна - "сцена письма" с ее участием является центральной в опере. То же самое в Пиковой даме, где главный герой - хотя и заблуждающийся, заслуживающий осуждения - мог тем не менее вызвать в композиторе "теплое, живое чувство". Кроме того, действие оперы, в отличие от повести Пушкина, происходит во второй половине 18 в., что позволило ввести в нее стилизацию музыки рококо, которой Чайковский всегда восхищался. (Такие стилизации имеются и в некоторых его инструментальных произведениях, например, в виолончельных вариациях на тему рококо и в сюите Моцартиана.) В принципе, и Онегин и Пиковая дама - это камерные, лирические оперы, где душевная жизнь главных героев раскрывается в тонких оттенках и любовно запечатлевается в музыке.

Влияние Чайковского. Воздействие творчества Чайковского на следующее поколение русских музыкантов было очень значительным. С.В.Рахманинов, А. С. Аренский, А. К. Глазунов и С. И. Танеев могут быть названы прямыми последователями Чайковского; его влияние нетрудно заметить и в творчестве столь разных композиторов, как Н. Я. Мясковский и И. Ф. Стравинский. В определенные десятилетия советского периода симфонизм Чайковского официально трактовался как образец, которому должны следовать современные композиторы. За пределами России Чайковский тоже очень популярен, но влияние его гораздо слабее, за исключением сферы оркестрового письма.

ЛИТЕРАТУРА

Асафьев Б.В. Избранные труды, т. 2. Избранные работы о Чайковском. М., 1954 Воспоминания о П.И.Чайковском. Л., 1980

Полезные сервисы

чайковский, борис александрович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЧАЙКОВСКИЙ Борис Александрович (1925 - 1996), композитор. Интеллектуализм, сдержанная лирика, русский национальный склад и интонационная емкость в инструментальных концертах, камерно-инструментальных сочинениях, симфониях; разнообразная по стилистике киномузыка.

Полезные сервисы

чайковский, николай васильевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЧАЙКОВСКИЙ Николай Васильевич (1850/51 - 1926), политический деятель. В конце 1860-х гг. член народнического кружка (так называемых чайковцев). В 1874 - 1906 в эмиграции. В 1890-х гг. один из организаторов "Фонда вольной русской прессы". С 1904 эсер. В 1-ю мировую войну один из руководителей Всероссийского союза городов. В 1917 член Исполкомов Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов и Всероссийского совета крестьянских депутатов. В 1918 в числе организаторов антибольшевистского "Союза возрождения России", председатель "Верховного управления Северной области", член Уфимской директории. С 1919 в эмиграции.

Полезные сервисы

чайковский, пётр ильич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Пётр Ильич Чайковский.

Пётр Ильич Чайковский.

Чайковский, Петр Ильич

ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич (1840 - 1893), композитор. В его музыке нашли претворение глубинные процессы духовной жизни, рожденные российской действительностью 2-й половины 19 в. Содержание музыки Чайковского универсально: "вечные темы" любви, жизни, смерти (рока), образы природы, окружающего быта и т.д. Выразительные средства его музыки (мелодия, гармония, оркестровка) обладают огромной силой эмоционального воздействия. Являясь продолжателем традиций М.И. Глинки, Чайковский создал свой мелодический язык, обобщивший русскую и общеевропейскую романтическую музыкальную интонационность эпохи. В творчестве Чайковского представлены почти все современные ему музыкальные жанры, но главное место занимают опера и симфония. Считая симфонию "исповедью души", Чайковский в то же время развил традиции бетховенского симфонизма, связанного с философско-драматической трактовкой жанра. Симфоническим развитием насыщены и другие жанры (опера, балет). 10 опер, в том числе "Евгений Онегин" (1878), "Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1891), балеты "Лебединое озеро" (1876), "Спящая красавица" (1889), "Щелкунчик" (1892). 6 симфоний (1866 - 93); программные сочинения: симфония "Манфред" (1885), увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" (1869), фантазия "Франческа да Римини"; 3 концерта для фортепьяно с оркестром (1875 - 93); концерт для скрипки с оркестром (1878); Вариации на тему рококо для виолончели (1876); камерно-инструментальные ансамбли; "Времена года" (1876), "Детский альбом" (1878) для фортепьяно; романсы; Литургия Святого Иоанна Златоуста (1878), Всенощное бдение (1881) и др.

Клин. Дом-музей П.И. Чайковского.

Клин. Дом-музей П.И. Чайковского.

Полезные сервисы