прил., кол-во синонимов: 2
моравско-чешский (2)
чешско-моравский (2)
Чехов - I
(до 1954 посёлок Лопасня), город в России, Московская область. Железнодорожная станция. 59,8 тыс. жителей (1998). Заводы: энергетического машиностроения, мостовых конструкций, пластмасс и др.; мебельный, полиграфический комбинаты. Назван по имени А. П. Чехова. В 15 км от железнодорожной станции, в Мелихове, - Литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова.
II
город (с 1947) в России, Сахалинская область, на берегу Татарского пролива. Железнодорожная станция. 7,2 тыс. жителей (1998). Целлюлозно-бумажный завод. Назван по имени А. П. Чехова.
ЧЕХОВ (до 1954 пос. Лопасня) - город в Российской Федерации, Московская обл. Железнодорожная станция. 60,1 тыс. жителей (1993). Заводы: энергетического машиностроения, мостовых конструкций, пластмасс и другие; мебельный, полиграфический комбинаты. Переименован в честь А. П. Чехова. В 15 км от железнодорожной станции в Мелихове - Литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова.
-----------------------------------
ЧЕХОВ - город (с 1947) в Российской Федерации, Сахалинская обл., на берегу Татарского прол. Железнодорожная станция. 8,3 тыс. жителей (1993). Целлюлозно-бумажный завод. Назван по имени А. П. Чехова.
-----------------------------------
ЧЕХОВ - город (с 1947) в Российской Федерации, Сахалинская обл., на берегу Татарского прол. Железнодорожная станция. 8,3 тыс. жителей (1993). Целлюлозно-бумажный завод. Назван по имени А. П. Чехова.
Оказывается, чехать и чихать - слова-синонимы. Чех, чих, чох - чихание. Должно быть, эти прозвища получали люди, страдающие нескончаемым насморком, аллергией, говоря современным языком. Так что Чех, Чехарин, Чехов, Чехонин, Чих, Чихаев, Чихачёв, Чохов из одного «гнезда». Впрочем, информация для размышления: можно вспомнить про чеху - так наши предки называли одну из первых русских монеток; и про чоху - вид черкески со стоячим воротником и рукавами до локтя; и про чехонь - так именовали рыбу чешу (тешу). Близкая по звучанию фамилия Чешков - от старого русского имени Чешко.
1. Чеховых в России много, но потомки чехов лишь немногие из них. Не было чехов и среди предков А. П. Чехова.
2. Нецерковное имя Чох, Чех было весьма распространено в старину среди русских; отсюда же и фамилия знаменитого московского литейщика Андрея Чохова, отлившего Царь-пушку.
3. Чох (иногда писалось "чех", произносилось "чех) - то же,что чихание. Так могли назвать ребенка, которого "чех одолел"; называли так и здорового, чтобы уберечь его от чихания и связанных с ним болезней. Чехоня - уменьшительная форма имени Чех, Чох или же от промысловой рыбы чехоня. (Ф)
Оказывается, чехать и чихать - слова-синонимы. Чех, чих, чох - чихание. Должно быть, эти прозвища получали люди, страдающие нескончаемым насморком, аллергией, говоря современным языком. Так что Чех, Чехарин, Чехов, Чехонин, Чих, Чихаев, Чихачёв, Чохов из одного «гнезда». Впрочем, информация для размышления: можно вспомнить про чеху - так наши предки называли одну из первых русских монеток; и про чоху - вид черкески со стоячим воротником и рукавами до локтя; и про чехонь - так именовали рыбу чешу (тешу). Близкая по звучанию фамилия Чешков - от старого русского имени Чешко.
- Писатель, которому Каштанка обязана своим вечным существованием.
- Русский писатель, автор рассказа «Дама с собачкой».
- Русский писатель, автор пьесы «Чайка».
- Русский писатель, автор пьесы «Вишневый сад».
- Русский писатель, автор пьесы «Дядя Ваня».
- Русский писатель, автор пьесы «Три сестры».
- Русский писатель, автор рассказа «Ионыч».
- Русский писатель, автор рассказа «Налим».
- Русский писатель, автор рассказа «Каштанка».
- Русский писатель, автор рассказа «Палата номер 6».
- Русский писатель, автор рассказа «Человек в футляре».
- Русский писатель, автор рассказа «Хамелеон».
- Русский писатель, мастер рассказов.
- Русский писатель, родом из Таганрога.
- По мотивам произведений этого писателя снят фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино».
- Какого писателя Лев Толстой назвал Пушкиным в прозе?
- Среди его многочисленных псевдонимов были и Аркадий Тарантулов, и Полковник Кочкарёв, и Человек без селезёнки.
- Его рассказ «Орден» впервые был напечатан в 1894 году в журнале «Осколки».
- Его имя носит старейшее учебное заведение Юга России - гимназия, основанная в Таганроге в 1806 году.
- В бесплатном ремесленном училище Таганрога он обучился сапожному и портняжному ремеслу, чтобы, став врачом, прославиться как литератор.
- Русский писатель, работавший земским врачом.
- Русский писатель, чьей женой была актриса Ольга Книппер.
- Русский писатель, публиковавший свои ранние произведения под псевдонимом «Человек без селезёнки».
- Какой русский писатель жил в усадьбе Мелихово?
- Этот врач в шутку заметил, что вазомоторный центр и глазодвигательный нерв раздражаются при виде начальства.
- В ремесленном классе при таганрогском училище этот гимназист обучился портняжничеству и шил себе брюки и жилеты «из собственного материала».
- Этот русский актёр и педагог насчитывал в своём методе 60% от Станиславского, 20% от деятелей культуры разных стран и 20% своего собственного.
- Он говорил: «Медицина - моя законная жена, а литература - любовница».
- Русский писатель, автор повести «Мужики».
- Один из своих рассказов он подписал так: «Войска Донского отставной урядник из дворян, ваш сосед Василий Семи-Булатов».
- Город в Московской области.
- Город в Сахалинской области.
ЧЕХОВ (Московская область) - ЧЕ́ХОВ (до 1954 пос. Лопасня), город в Российской Федерации, Московская обл. Железнодорожная станция. Население 59,2 тыс. человек (2002). Заводы: энергетического машиностроения, мостовых конструкций, пластмасс и другие; мебельный, полиграфический комбинаты. Переименован в честь А. П. Чехова. В 15 км от железнодорожной станции в Мелихове - Литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова.
ЧЕХОВ (Сахалинская область) - ЧЕ́ХОВ, город (с 1947) в Российской Федерации, Сахалинская обл., на берегу Татарского прол. Железнодорожная станция. Население 6,5 тыс. человек (2002). Ликерно-водочная промышленность; целлюлозно-бумажный завод.
Основан в начале 20 в.; название до 1946 - Нода. В 1905-1945 по результатам русско-японской войны (см. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-05) входил в состав Японии. В 1945 отошел к СССР. В 1947 назван по имени А. П. Чехова, посетившего Сахалин в 1890.
ЧЕ́ХОВ Ант. Пав. (1860-1904) - писатель. Род. в Таганроге, в семье купца. После окончания г-зии (1879) приехал в Москву и поступил на мед. ф-т ун-та (1879-84), впоследствии нек-рое время занимался частной практикой. В 1880-87 опубликовал более 500 юмор, произв., отразивших пестрое многообразие совр. рус. жизни (сб. "Пестрые рассказы", 1886). В это же время написаны драматические "Трагик" (1883), "Горе" (1885), "Тоска" (1886) и др.
В 1888 публикует в "Сев. вестнике" пов. "Степь", к-рую считает своим вторым дебютом. Новаторство пов. - блистат. пейзажное мастерство, глубокое изображение человеч. характеров при отсутствии внеш. действия - вызвало, с одной стороны, непонимание мн. критиков ("обида непонимания" будет сопровождать большинство чеховских поздних произв.), а с др. - восхищение В. М. Гаршина, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. Г. Короленко. В 1890 Ч. едет на Сахалин. Кн. "Остров Сахалин" (1893-95) вызвала большой обществ, резонанс и стала одним из первых образцов нового жанра док. лит-ры. С 1892 Ч. живет в купленном им подмоск. имении Мелихово. Впечатления от крест, жизни отразились в "деревенской трилогии" ("Мужики", 1897; "Новая дача", 1898; "В овраге", 1900; пов. "Моя жизнь", 1895). В 1898 в связи с обострением туберкулеза Ч. уезжает в Ялту, где проводит последние годы, изредка приезжая в Москву.
Гл. жанры позднего Ч. - лирико-драм. бесфабульный рассказ о задумавшемся, прозревающем или, напротив, погружающемся в быт. теряющем идеалы герое ("Студент", 1894; "Учитель словесности", 1894; "На подводе", 1897; "Ионыч", 1898; "Человек в футляре", 1898; "Крыжовник", 1898; "Дама с собачкой", 1899; "Архиерей", 1902; "Невеста", 1903), и "идеологическая повесть" ("Огни", 1887; "Скучная история", 1889; "Дуэль", 1891; "Рассказ неизвестного человека", 1892; "Палата № 6", 1892; "Дом с мезонином", 1896), где исследуются представления о смысле человеч. жизни и путях служения об-ву. Ч. защищает в атмосфере "идейного бездорожья" простые истины, к к-рым каждый должен прийти самостоятельно. Важной составляющей чеховского худож. мира является драматургия. К ней Ч. возвращается после нек-рого перерыва в кон. 1880-х гг. (водевили, пьесы "Иванов", 1887-89; "Леший", 1889, впоследствии переделанная в "Дядю Ваню"). Классич. чеховской драматургией обычно считают четыре последних пьесы: "Чайка" (1896), "Дядя Ваня" (1896), "Три сестры" (1900), "Вишневый сад" (1903). Они отличаются новым пониманием драм, конфликта (не столкновение героев между собой, а их зависимость от сложения жизни в целом), жанра (слитность драм. и комич. эл-тов), характера (отсутствие резкой границы между гл. и второстепен. персонажами) и фактич. открывают новую эпоху "послеаристотелевской" драмы. Новая драматургия требовала и нового т-ра: пьесы Ч. стали основой репертуара созданного К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко Моск. худож. т-ра, утвердившего ведущую роль реж. в спектакле и новые принципы актерской игры. Творчество Ч. стало продолжением и завершением традиции "большого" рус. реализма и в то же время нач. иск-ва века 20-го.
А. П. Чехов с женой, О. Л. Книппер-Чеховой
Че́хов Антон Павлович (1860-1904), русский писатель, почётный академик Петербургской АН (1900-02). Начинал как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов (псевдоним Антоша Чехонте и др.). Основные темы творчества - душевные борения интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, примирение с пошлостью жизни других («Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899). В рассказах «Бабье царство» (1894), «Мужики» (1897), «В овраге» (1900) акцентировал внимание на дикости и жестокости деревенской жизни. Большой силы социального и художественного обобщения Чехов достиг в рассказах «Палата № 6» (1892), «Человек в футляре» (1898). В пьесах «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904), поставленных на сцене МХТ, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущей катастрофы. Главный герой Чехова - рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм.
* * *
ЧЕХОВ Антон Павлович - ЧЕ́ХОВ Антон Павлович [17 (29) января 1860, Таганрог - 2 (15) июля 1904, Баденвейлер, Южная Германия; похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище], русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1900-02). Начинал как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов (псевдоним - Антоша Чехонте и др.).
Основные темы творчества - идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других («Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899).
В рассказах «Бабье царство» (1894), «Мужики» (1897), «В овраге» (1900) показал дикость и жестокость деревенской жизни. Большой силы социального и художественного обобщения Чехов достиг в рассказах «Палата №6» (1892), «Человек в футляре» (1898). В пьесах «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904), поставленных на сцене Московского Художественного Театра, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего. Главный герой Чехова - рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм.
* * *
Родился в многодетной семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки; учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле. К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова - водевили, сцены, очерки, анекдоты и т. п.; некоторые из них он посылает в редакции столичных юмористических журналов.
После поступления на медицинский факультет Московского университета (1879) литературный труд становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его «юмористические мелочи» регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки и др.).
Вхождение в «большую» литературу
После окончания университета (1884) Чехов, работая уездным врачом, продолжает «многописание»: основным жанром в его творчестве этого периода является традиционный для массовой периодики короткий рассказ - сценка, этюд, набросок, - основой сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или смешной случай из жизни. Рассеянные по периодике, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, призведения этого времени составили сборники «Пестрые рассказы» (1886) и «Невинные речи» (1887).
Художественные открытия Чехова
Новый этап в творческой биографии Чехова - «вхождение в литературу» - связан с началом его регулярного сотрудничества в газете А. С. Суворина (см. СУВОРИН Алексей Сергеевич) «Новое время» (с 1886), где произведения Чехова впервые появились под его настоящим именем, и выходом сборника «В сумерках» (1887), выделенного критикой из общего потока массовой беллетристики (признавалась несомненная талантливость писателя, его способность немногими штрихами рисовать картины природы и человеческие типы, создавать поэтическое настроение). В том же 1887 пьесой «Иванов» (поставлена на сцене театра Корша) Чехов подвел итог своим ранним драматургическим поискам, начатым еще в гимназические годы, и одновременно заложил основу поэтики нового драматического искусства.
Внимание критики, читательские симпатии и, главное, поддержка со стороны ведущих литераторов (Д. В. Григоровича, А. Н. Плещеева, В. Г. Короленко) были расценены Чеховым как приглашение к профессиональной литературной деятельности, что потребовало от него пересмотра собственного отношения к литературным занятиям как способу заработка или веселой забаве. В повести «Степь», опубликованной в 1888 в журнале «Северный вестник», обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через «случайные» реплики и жесты.
В 1890 Чехов прерывает успешно начатую литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для «изучения быта каторжников и ссыльных». Творческим итогом путешествия становится книга «Остров Сахалин» (1895), написанная в жанре «путевых записок»; в ее основу легли не только личные впечатления от многочисленных встреч, но и собранные им на острове статистические данные.
В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России - его произведения регулярно появляются в журналах «Северный вестник» и «Русская мысль» (с 1892), газетах «Новое время» (до 1893) и «Русские ведомости»; выходят отдельные издания и сборники («Рассказы», 1888; «Хмурые люди», 1890; Повести и рассказы», 1894), которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах. Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывается по большей части неспособной принять особенности его «объективной» (как он сам характеризовал ее) художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет «с холодной кровью», в излишнем «фотографизме» и т. д.; в высказываниях героев усматривает позицию писателя: так, слова старого профессора об отсутствии у него «общей идеи» (повесть «Скучная история», 1889) воспринимались как авторское признание и проецировались на все творчество Чехова. Исключение составила повесть «Палата N 6» (1892), за которой было признано бесспорное общественное значение. В целом же за Чеховым закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, - бытописателя и мастера тонкого психологического анализа.
В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма («Огни», 1888), социального дарвинизма (см. СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ) («Дуэль», 1891), радикального народничества («Рассказ неизвестного человека», 1893); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений («Три года», «Супруга», «Ариадна», все 1895), аномальных явлений психики («Черный монах», 1894) и др. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова - «хмурые», скучные, живущие «в сумерках» люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически - они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.
Одновременно Чехов продолжает работу в драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, «шутки», водевили («Свадьба», 1890), комедию «Леший» (1890). В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. В фабуле ослаблялись элементы занимательности, что восполнялось психологической насыщенностью действия, напряженность которого поддерживалась «случайными» репликами, приобретавшими символическую окрашенность, а также внесловесными средствами (паузами, жестами персонажей, «посторонними» звуками, мелочами обстановки), в совокупности создававшими чрезвычайно значимый для восприятия чеховской драматургии психологический подтекст. Однако к адекватному воспроизведению новой драмы российские театры оказались не готовы: представление пьесы «Чайка» на сцене Александринского театра (см. АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР) (1896) закончилось провалом (исключая проникновенную игру В. Ф. Комиссаржевской (см. КОМИССАРЖЕВСКАЯ Вера Федоровна)), и только постановка Московского Художественного театра (см. МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР) (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Постановки последующих чеховских пьес («Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901, «Вишневый сад», 1904) осуществлялись только на сцене этого театра.
В конце 1890-х - начале 1900-х гг. Чехов - признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии - о будущем русской деревни, о роли интеллигенции в обществе и т. д. В его творчестве возникают новые темы. Верный принципам «художественной объективности», Чехов создает мрачные картины оторванного от культуры крестьянского быта («Моя жизнь», 1896; «Мужики», 1897; «В овраге», 1900). Тема нравственной деградации и духовной опустошенности русской интеллигенции, ее неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином» (1896), «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» (1898). В то же время многие герои его последних произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление к новой, лучшей жизни («По делам службы», 1898; «Архиерей», 1902; «Невеста», 1903).
Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно. Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.
Че́хов Антон Павлович (1860—1904), русский писатель, почетный академик Петербургской Академии наук (1900; в 1902 вышел из АН в знак протеста против неизбрания М. Горького). Начинал как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов (псевдоним Антоша Чехонте и др.). Основные темы творчества: идейные искания интеллигенции, недовольство одних обывательским существованием, душевная «смиренность» других перед пошлостью жизни («Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899). В рассказах «Бабье царство» (1894), «Мужики» (1897), «В овраге» (1900) показал дикость и жестокость деревенской жизни. Большой силы социального и художественного обобщения Чехов достиг в рассказах «Палата № 6» (1892), «Человек в футляре» (1898). В пьесах «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904), поставленных на сцене МХТ, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущей катастрофы. Тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм.
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ У ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО (Крым, 1909). Фотография С.А. Толстой.
(1860-1904), русский драматург и новеллист. Родился 17 января 1860 в Таганроге. В 19 лет поступил в Московский университет на отделение медицины. Подстегиваемый нуждой, принялся сочинять рассказики, анекдоты, остроты и заметки для дешевых юмористических журналов. К 1884 некоторые его рассказы, опубликованные в популярном юмористическом журнале "Осколки", стали привлекать внимание критики. В 1886 Д.В.Григорович написал Чехову, что его талант ставит его в первый ряд писателей младшего поколения. В том же году при посредстве Григоровича Чехов встретился с А.Сувориным, издателем общероссийской газеты "Новое время"; Суворин предложил ему публиковать более длинные рассказы за более высокие гонорары. Писательская репутация Чехова возросла после издания его первого сборника Пестрые рассказы (1886). Он уверенно стал на литературную стезю, и уже следующий сборник рассказов В сумерках (1887) принес ему в 1888 Пушкинскую премию. После публикации в том же году в престижном "толстом" журнале "Северный вестник" повести Степь он получил настоящее признание. В 1888-1890 Чехов пережил нравственный кризис, оказавший существенное влияние на его жизнь и творчество. Хотя какое-то время он находился под воздействием этических воззрений Л.Толстого, ни к либералам, ни к консерваторам он не примыкал. Убежденность в том, что для исцеления общественных язв требуются индивидуальные усилия, а не организованная деятельность, подвигла Чехова на путешествие длиною в 14 тыс. километров к русским каторжным поселениям на острове Сахалин. Сахалинские впечатления повлияли на его духовный облик и политические взгляды, а также на содержание его позднейших произведений. По возвращении Чехов поселился вместе с семьей в усадьбе близ подмосковной деревни Мелихово и занялся всевозможной филантропической деятельностью: лечил бесплатно окрестных крестьян, организовывал помощь голодающим, боролся с эпидемией холеры, строил сельские школы и писал отзывы на рукописи начинающих авторов. Жестокое легочное кровотечение в 1897 вынудило Чехова в следующем году переехать в Ялту, где были написаны некоторые из лучших его новелл. Особенно много сил в этот последний период отдавалось драматургии. Главные его пьесы предназначались для постановки Московским художественным театром. С трудом закончив Вишневый сад, Чехов отправился в Москву весной 1904, чтобы присутствовать на премьере. После обострения туберкулеза он вынужден был отправиться на германский курорт Баденвейлер. Там Чехов и скончался 14 или 15 июля 1904. После опыта 1890, связанного с изучением быта ссыльно-каторжных на Сахалине, взгляд Чехова на отношение искусства к жизни заметно изменился. Рассказы, написанные им в последний период творчества, представляют собой разносторонний анализ российского общества, социальная направленность которого почти всегда очевидна, хотя писатель никогда не нарушает основополагающее художественное единство произведения. Среди этих рассказов и повестей его лучшие создания - Палата № 6, Бабье царство, Студент, Три года, Анна на шее, Убийство, Моя жизнь, Мужики, Душечка, Человек в футляре, В овраге, Дама с собачкой, Архиерей и Невеста. Хотя Чехов заявлял, что сочинение пьес не в его характере, он был наделен острым драматическим чутьем. Сюжеты и диалоги его ранних рассказов подаются скорее в драматическом, нежели в повествовательном или описательном ключе, и некоторые из его девяти одноактных пьес, а именно Медведь (1888), Предложение (1888) и Свадьба (1890) были инсценировками рассказов. В юности он написал три полномасштабные пьесы (не сохранились). Четвертая из них, Платонов (1881), была обнаружена после смерти писателя. Немаловажное значение для Чехова-драматурга имели успешная постановка пьесы Иванов (1887) и сценический провал комедии Леший (1889), в поздней переработке получившей название Дядя Ваня. Эти ранние пьесы были написаны в традиционной манере; стержнем их служило непосредственное сценическое действие, использовались мелодраматические эффекты. К 1895, когда Чехов начал писать Чайку, он был воодушевлен своим новым представлением о задачах литературы. Премьера Чайки в Санкт-Петербурге (1896) провалилась - ни режиссер, ни труппа не поняли новаторского характера пьесы. Через два года, когда К.С.Станиславский поставил пьесу на сцене Московского Художественного театра, она имела оглушительный успех. Подобно всем чеховским пьесам, она преисполнена, по словам одного из персонажей, "милой деревенской скуки... Никто ничего не делает, все философствуют". Еще три пьесы Чехова были впервые поставлены Московским художественным театром. В драме Дядя Ваня (1899) реализм возвышается до вдохновенной символики. В Трех сестрах (1901) тонкое взаимопроникновение символики и действительности создает атмосферу редкостной психологической насыщенности. Ольга, Мария и Ирина вместе с братом Андреем перебираются из Москвы в провинциальное захолустье, чтобы поддержать овдовевшего отца. Хотя терпящие поражение в борьбе за существование сестры сначала стремятся возвратиться в Москву, в конце пьесы Ольга выражает их общую решимость оставаться на своем месте и работать: "О, милые сестры, жизнь наша еще не кончена. Будем жить!" Центральная коллизия пьесы Вишневый сад (1904) создается упорным нежеланием обедневших, непрактичных, но по-своему обаятельных помещиков, госпожи Раневской и ее брата Гаева, принять план купца Лопахина, который предлагает спасти их перезаложенное поместье ценой продажи под дачные участки любимого вишневого сада. Аня, дочь Раневской, и ее воздыхатель, "вечный студент" Трофимов, олицетворяют молодое поколение; и когда Лопахин покупает имение на аукционе, а вишневый сад обречен, они радуются, потому что перед ними открывается волнующая возможность новой жизни. Чехов полагал, что Вишневый сад является в основе своей комедией. Ее персонажи, настаивал он, смешны, представляясь идеалистами, свободолюбцами, ценителями красоты и жертвами судьбы. Однако Станиславский поставил ее как трагедию. Слава Чехова-драматурга не затмила его репутацию мастера рассказа, его пьесы не сходят со сцены театров всего мира, а рассказы и повести переиздаются большими тиражами и включены в школьные программы.
СЦЕНА ИЗ ПЬЕСЫ ЧЕХОВА Три сестры в постановке Московского Художественного театра (1904).
А.П.Чехов в воспоминаниях современников. М., 1960 Чуковский К. О Чехове. М., 1971 Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971 Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем, тт. 1-30. М., 1974-1983 Полоцкая Э.А. А.П.Чехов. Движение художественной мысли. М., 1979 Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. М., 1981
Че́хов Михаил Александрович (1891-1955), актёр, режиссёр, педагог, заслуженный артист Республики (1924). Племянник А. П. Чехова. С 1913 актёр МХТ, 1-й Студии МХТ, позже - МХАТа 2-го (в 1924-27 художественный руководитель). Среди работ: Эрик («Эрик XIV» А. Стриндберга), Гамлет («Гамлет» У. Шекспира), Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя) и др. Исследовал проблемы актёрской психотехники; переосмыслив законы театрального творчества, открытые К. С. Станиславским, разработал «теорию имитации» («подражая» сложившемуся в его фантазии образу, актёр постепенно сливается с ним, достигая полного перевоплощения). Под влиянием А. Белого увлёкся антропософским учением Р. Штайнера, основывал некоторые положения своей системы на его идеях. С 1928 жил за рубежом (Германия, Латвия, Великобритания, США). Играл в театре, снимался в кино. Автор книги «О технике актёра» (1943-45).
* * *
ЧЕХОВ Михаил Александрович - ЧЕ́ХОВ Михаил Александрович (1891-1955), российский актер, режиссер, педагог, заслуженный артист Республики (1924). Племянник А. П. Чехова. С 1913 актер Московского Художественного Театра, 1-й Студии МХТ, позже МХАТ-2-го (в 1924-27 художественный руководитель). Среди работ: Эрик («Эрик XIV» А. Стриндберга), Гамлет («Гамлет» У. Шекспира), Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя) и др. Исследовал проблемы актерской психотехники; переосмыслив законы театрального творчества, открытые К. С. Станиславским, разработал «теорию имитации» («подражая» сложившемуся в его фантазии образу, актер постепенно сливается с ним, достигая полного перевоплощения). Под влиянием А. Белого увлекся антропософским учением Р. Штайнера, основывал некоторые положения своей системы на его идеях. С 1928 жил за рубежом (Германия, Латвия, Великобритания, США). Играл в театре, снимался в кино. Автор книги «О технике актера» (1943-45).
ЧЕХОВ Михаил Александрович (1891-1955) - российский актер, режиссер, педагог, заслуженный артист Республики (1924). Племянник А. П. Чехова. С 1913 актер Московского Художественного Театра, 1-й Студии МХТ, позже МХАТ-2-го (в 1924-27 художественный руководитель). Среди работ: Эрик ("Эрик XIV" А. Стриндберга), Гамлет ("Гамлет" У. Шекспира), Хлестаков ("Ревизор" Н. В. Гоголя) и др. Исследовал проблемы актерской психотехники; переосмыслив законы театрального творчества, открытые К. С. Станиславским, разработал "теорию имитации" ("подражая" сложившемуся в его фантазии образу, актер постепенно сливается с ним, достигая полного перевоплощения). Под влиянием А. Белого увлекся антропософским учением Р. Штайнера, основывал некоторые положения своей системы на его идеях. С 1928 жил за рубежом (Германия, Латвия, Великобритания, США). Играл в театре, снимался в кино. Автор книги "О технике актера" (1943-45).
Че́хов Николай Владимирович (1865—1947), педагог, действительный член АПН РСФСР (1944). Труды по педагогике, истории народного образования, методике преподавания русского языка в школе.
ЧЕХОВ Антон Павлович (1860 - 1904), русский писатель. Основные темы творчества - искания интеллигенции, недовольство обыденным существованием одних, душевная капитуляция перед пошлостью жизни других ("Скучная история", 1889; "Дуэль", 1891; "Дом с мезонином", 1896; "Ионыч", 1898; "Дама с собачкой", 1899). В рассказах "Бабье царство" (1894), "Мужики" (1897), "В овраге" (1900) показал дикость и жестокость деревенской жизни. Большой силы социально-психологического анализа и художественного обобщения Чехов достиг в рассказах "Палата № 6" (1892), "Человек в футляре" (1898), "Архиерей" (1902), повести "Степь" (1888) и др. О таинственной связи времен и глубинах человеческого подсознания - "Черный монах", "Студент" (оба 1894). В пьесах "Чайка" (1896), "Дядя Ваня" (1897), "Три сестры" (1901), "Вишневый сад" (1904), поставленных на сцене МХТ, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего и прощания с уходящим веком. Главный герой Чехова - рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетающий юмор и лиризм.
ЧЕХОВ Михаил Александрович (1891 - 1955), актер, режиссер, педагог, теоретик театра. Племянник А.П. Чехова. С 1913 актер Московского Художественного театра и 1-й Студии Московского Художественного театра (с 1924 2-й Московский Художественный Академический театр, в 1924 - 27 художественный руководитель). Актер, наделенный неистощимой изобретательностью и чувством юмора при обостренном ощущении драматизма жизни, склонный к экспрессионистическому гротеску: Эрик ("Эрик XIV" А. Стриндберга) и Хлестаков ("Ревизор" Н.В. Гоголя) - 1921, Гамлет ("Гамлет" У. Шекспира, 1924), Аблеухов ("Петербург" А. Белого, 1925) и др. Исследовал проблемы актерской психотехники; переосмыслив законы театрального творчества, открытые К.С. Станиславским, разработал "теорию имитации" (персонаж должен предстать внутреннему видению актера; "подражая" сложившемуся в его фантазии образу, актер постепенно сливается с ним, достигая полного перевоплощения). Под влиянием А. Белого увлекся антропософским учением Р. Штайнера, основывал некоторые положения своей системы на его идеях. С 1928 жил и работал за рубежом (Германия, Латвия, Великобритания, США и др.), играл в театре и кино, руководил театральными студиями.
ЧЕХОВА Ольга Константиновна - ЧЕ́ХОВА Ольга Константиновна (1897, Царское Село - 1980, Мюнхен), немецкая актриса. Племянница О. Л. Книппер-Чеховой (см. КНИППЕР-ЧЕХОВА Ольга Леонардовна).
Родилась в семье обрусевшего немца - инженера путей сообщения К. Л. Книппера. В 1916 вышла замуж за племянника А. П. Чехова, актера М. А. Чехова (см. ЧЕХОВ Михаил Александрович), от брака с которым у нее родилась дочь Ольга. В 1917 развелась с мужем и до 1922 жила у своей тетки Книппер-Чеховой в Москве. Участвовала в спектаклях Московского Художественного театра. В 1922 выехала в Германию для получения образования и в Россию не вернулась. С конца 1920-х годов работала в частных театрах Германии, снималась в кино, в том числе и за границей (в США в Голливуде, Италии, Англии, Франции, Австрии). Дебютировала в фильме Ф. Мурнау (см. МУРНАУ Фридрих Вильгельм) «Замок Фогелед». Ее хотели видеть на экране как можно чаще, и она оправдывала ожидания поклонников, снимаясь в основном в мелодрамах «Зачем вступать в брак», «Современная девушка», «Женщина в пламени», «Муки любви», «Великая страсть», «Хоровод смерти». За свою карьеру снялась в более 140 фильмах, но ни один из них не был показан в СССР. В 1933 после прихода Гитлера к власти неоднократно приглашалась на официальные приемы, которые устраивались приближенными фюрера. В 1936 Ольге Чеховой было присвоено звание государственной актрисы Германии.
Сразу же после окончания войны была доставлена в Москву, где в течение двух месяцев была подвергнута допросам, целью которых было выявление ее связей с верхушкой нацистской Германии. В конце июня 1945 она была переправлена в Берлин, где поселилась в советской оккупационной зоне. После войны Чехову перестали приглашать в кино, в театре ролей было мало. В конце 1960-х гг. она основала косметическую фирму «Ольга Чехова», делами которой продолжала заниматься до конца жизни. Умерла от рака мозга.
Че́хово - климатокумысолечебный курорт, в России, Башкирия, к юго-западу от Уфы.
* * *
ЧЕХОВО - ЧЕ́ХОВО, климатокумысолечебный курорт в Башкирии, к юго-западу от Уфы.
ЧЕХОВО - климатокумысолечебный курорт в Башкирии, к юго-западу от Уфы.
- Курорт в Башкортостане.
м.
1. Покрышка из материи или другого материала, сделанная по форме предмета с целью защитить его от загрязнения, порчи и т.п.
2. Разновидность нижней одежды, надеваемой под прозрачное платье.
3. Подкладка лёгкого прозрачного платья из более плотной материи (иногда другого цвета).
ЧЕХО́Л, чехла, муж. Покрышка, футляр из материи или кожи для вещей. Ружье в чехле. Чехлы для мягких кресел на лето. Чемодан в чехле.
ЧЕХО́Л, -хла, муж.
1. Покрышка из мягкого материала, сделанная по форме предмета и защищающая его от загрязнения, влаги. Ч. для сиденья. Мягкая мебель в чехлах. Орудия в чехлах.
2. Род нижней одежды, надеваемой под прозрачное платье, кофту. Атласный ч. Газовое платье на чехле.
| уменьш. чехольчик, -а, муж.
| прил. чехольный, -ая, -ое.
ЧЕХОЛ - муж. чахол, чехолок и чехлик, чехлашка, чехлища; мешок для надеванья на что, для покрытия и сбереженья чего; влагалище, футляр. Мебель в коленкоровых чехлах. Кожаный чехол на ружье, нагалище. Красные чехлы на подушках, под наволочки.
| Чехол, юбка, иногда цветная, под кисейное или иное жидкое платье. Чехол дороже платья.
| Чехлик, вят., уф. бабий волосник, подчепечник, наголовник под платок.
| Чахлик, в ботанике, верхушки моха, мхов. Чехольный, чехловой, к нему относящийся. Чехольчатый, на чехол похожий.
Вместилище из ткани и подобных материалов, различных размеров, фиксированной формы, соответствующей помещаемому объекту; предназначено для предохранения от повреждений или транспортировки различных предметов.
Удочки, резиновая лодка, рюкзаки и гитара в чехле - все это было уложено на верхние полки в купе.
1. Покрышка из материи или другого материала, сделанная по форме какого-л. предмета и защищающая его от порчи, загрязнения и т.п. Кожаный ч. Чехлы диванных валиков. Держать ружьё в чехле. Натянуть на лыжи ч. Брезентовые чехлы. Зонтик без чехла. Снять с сиденья чехлы. / О сменяемом верхе форменной фуражки из мягкой материи. Фуражка с белым чехлом. / О чём-л., напоминающем такое покрытие. Горные вершины в снежных чехлах. Ущелье подёрнуто белым чехлом тумана.
2. Принадлежность женской одежды в виде рубашки, юбки из непрозрачной материи, надеваемой под прозрачное лёгкое платье, кофту. Поддеть, подшить ч. Платье на атласном чехле.
◁ Чехо́льный, -ая, -ое. Ч. брезент. Ч-ое полотно. Чехо́льчик, -а; м. Уменьш.-ласк. Вынуть из чехольчика нож.
-хла́, м.
Покрышка из материи или другого материала, сделанная по форме какого-л. предмета и защищающая его от порчи, загрязнения и т. п.
Брезентовые чехлы. Кожаные чехлы. Мебель в чехлах. Ружье в чехле.
◊
И зонтик у него [Беликова] был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике. Чехов, Человек в футляр.
Пороховые и снарядные погреба были открыты, чехлы с орудий сняты. Степанов, Порт-Артур.
||
Принадлежность женской одежды в виде рубашки из непрозрачной материи, надеваемой под прозрачное легкое платье.
Платье ей было сшито новое, газовое, на атласном чехле. Писемский, Сергей Петрович Хозаров и Мари Ступицына.
[Кити] теперь, в своем сложном тюлевом платье на розовом чехле, вступала на бал --- свободно и просто. Л. Толстой, Анна Каренина.
||
Сменяемый верх форменной фуражки из легкой материи.
[Степан] сидел у колеса своей брички, - фуражка с белым чехлом мазалась, вытирая колесную мазь. Шолохов, Тихий Дон.
Я рассматривал его на старых фото, в кителе с погонами, в фуражке с белым поднятым сзади чехлом. Каверин, Два капитана.
сущ., кол-во синонимов: 36
авточехол (1)
брюканец (1)
велочехол (1)
внагалище (3)
гардесок (1)
зарукавник (2)
каплак (4)
капот (14)
кобура (6)
кожух (12)
лифчик (11)
матрасник (2)
набунчужник (1)
наволока (3)
наволочка (2)
нагалище (2)
надульник (2)
накосник (2)
наматрасник (3)
наперник (1)
нарукавник (5)
оболокно (2)
пододеяльник (3)
покрышка (23)
портплед (2)
презерватив (18)
пыльник (8)
рамфотека (3)
сорока (26)
термочехол (1)
фаллокрипт (1)
фартук (9)
футляр (20)
чехлик (2)
чехольчик (1)
чушка (32)
портплед, презерватив, сорока, рамфотека, покрышка, наперник, кобура, чехольчик, пододеяльник, наволока, нарукавник, футляр, капот, фартук, наволочка, кожух
чехо́л/.
чехо́л м 1*b
Слово известно в языке с XV в., с XV в. употребляется также и прозвище «чехол».
В других языках славянской группы слово «чехол» с тем же значением отсутствует. В этимологическом отношении слово трудное, обычно его связывают с общеславянским cesati, исходя из предполагаемого старшего значения - «начес», «материал для одежды».
Украинское - чохла (часть рукава женской рубахи).
Болгарское - чехъл (туфля).
Польское - czechel.
Производные: чехольчик, чехольный.
В значении «покрывало» известно только в рус. яз. и отмечается в памятниках с XV в. (ср. болг. чехъл - «туфля», чешек. cechel- «халат»). Происхождение неясно. Может быть, заимств. из др.-герм. яз. (ср. готск. hakuls - «плащ», др.-в.-нем. hahhul - тж.).
Общеслав. Вероятно, суф. производное (суф. -ъl-) от той же основы (*čech-), что чехать (как варианта чесать) «отрывать, отщеплять, драть». См. чесать. Чехол буквально - «отрезанное, оторванное» или «чесанное» (полотно), затем - «одежда из этого полотна». Ср. рубаха, риза.
род. п. чехла́, че́хлик, укр. чо́хла ж. "широкая наставка рукава женской рубахи", др.-русск. чехълъ "чехол, покров", диал. "платок", также "вид одежды" (Домостр. Заб. 184), болг. чехъ́л "женский башмак", чеш. čесhеl, čесhl "саван", čechlík "одежда из хлопчатобумажной ткани", польск. диал. сzесhеɫ, сzесhɫо "женская рубаха, саван". С давних пор пытаются связать с польск. żgɫo, źdźgɫo, gzɫo, giezɫko "рубаха, полотняная блуза, саван", кашуб. żgɫo, zgɫо "рубаха", н.-луж. zgɫo, zgeɫko - то же, возм., из *čьхlо (см. Мi. ЕW 31; Бернекер I, 139), но др.-чеш. kzlо "одежда" говорит о первонач. *kъzlo. До сих пор не получило объяснения. Др.-прусск. kekulis "простыня, полотенце", которое, несомненно, надлежит связывать с чехо́л и др., заимств., согласно Брюкнеру (AfslPh 20, 500 и сл.), Траутману (Арr. Sprd. 355), Бернекеру (там же), из польск. Соболевский (РФВ 64, 108 и сл.) связывает *čехъlъ с польск. сzосhас́ się "тереться, чесаться", Брюкнер (74) - с польск. сzесhrаć "чесать шерсть". Не представляется более вероятным сопоставление Ильинского (РФВ 74, 124) с чепе́ц или Клечковского (Stud. Brücknerowi 234 и сл.) с кошу́ля (см.), которое он неправильно считает исконнослав. словом. Неясно отношение к гот. hakuls "плащ", д.-в.-н. hahhul (Видеман, ВВ 29, 314; Маценауэр, LF 7, 29), которое едва ли могло быть родственно слав. слову, против чего см. Бернекер, там же; Ильинский, там же.
ЧЕХОЛ - мешок, сшитый по форме предмета (мебель, чемодан, лампа и т. д.) и предохраняющий его от загрязнения.
- «Наряд» для сотового телефона.
- «Одежда» мобильника.
- «Чулок», натягиваемый на зонтик.
- «Наволочка» для автомобильных сидений.
- Резиновая «галоша» для фигурного конька, чтоб не затупился.
- Презерватив по своей механической сущности.
прил.
1. соотн. с сущ. чехол, связанный с ним
2. Свойственный чехлу, характерный для него.
3. Принадлежащий чехлу.
чехо́льный, чехо́льная, чехо́льное, чехо́льные, чехо́льного, чехо́льной, чехо́льных, чехо́льному, чехо́льным, чехо́льную, чехо́льною, чехо́льными, чехо́льном, чехо́лен, чехо́льна, чехо́льно, чехо́льны, чехо́льнее, почехо́льнее, чехо́льней, почехо́льней
чехо́ль/н/ый.
чехо́льный п 1*a
ЧЕХО́ЛЬЧИК, чехольчика, муж. (разг.). уменьш. к чехол. «Бисерный чехольчик на зубочистку.» Гоголь.
-а, м.
уменьш. к чехол; маленький чехол.
Ко дню рождения приготовляемы были сюрпризы; какой-нибудь бисерный чехольчик на зубочистку. Гоголь, Мертвые души.
чехо́льчик, -а
чехо́льчик, чехо́льчики, чехо́льчика, чехо́льчиков, чехо́льчику, чехо́льчикам, чехо́льчиком, чехо́льчиками, чехо́льчике, чехо́льчиках
чехо́льчик м 3a
ЧЕХОНАСТИТЬСЯ (чихонаститься) вят., сиб. мыться, умываться, чиститься.
1. Чеховых в России много, но потомки чехов лишь немногие из них. Не было чехов и среди предков А. П. Чехова.
2. Нецерковное имя Чох, Чех было весьма распространено в старину среди русских; отсюда же и фамилия знаменитого московского литейщика Андрея Чохова, отлившего Царь-пушку.
3. Чох (иногда писалось "чех", произносилось "чех) - то же,что чихание. Так могли назвать ребенка, которого "чех одолел"; называли так и здорового, чтобы уберечь его от чихания и связанных с ним болезней. Чехоня - уменьшительная форма имени Чех, Чох или же от промысловой рыбы чехоня. (Ф)
ЧЕХО́НИН Сер. Вас. (1878-1936) - график, живописец, худож. по фарфору, худож. т-ра. Учился в рисовальной школе Об-ва поощрения художеств (1896-97), в уч-ще М. Тенишевой (1897-1900); чл. объединения "Мир иск-ва" (с 1912). В 1904-05 сотрудничал в ж. полит, сатиры "Зритель", "Маски". Автор кн. и журн. графич. работ, осн. на декор.-орнаментальной стилизации мотивов рус. ампира, в сов. вр. часто сочетавшихся с револ. лозунгами и эмблемами. Один из создателей "агитационного фарфора". Работал в ж. "Аполлон", "Новый Сатирикон", в изд-вах "Шиповник", "Просвещение", "Брокгауз и Ефрон", после Окт. 1917 - в Госиздате РСФСР. В 1928 уехал за границу. Среди наиб. изв. илл.: А. В. Луначарский "Фауст и город" (1918), Дж. Рид "10 дней, которые потрясли мир" (1923), С. Маршак "Книжка про книжки" (1925) и др. Произв.: тарелка "1917-1921" (1921), блюдо "Красный Балтийский флот" (1923) и др.
Чехо́нин Сергей Васильевич (1878-1936), график и живописец. Член «Мира искусства». Книжная и журнальная росписи по фарфору и эмали отмечены изысканностью орнаментально-шрифтовых композиций. Один из создателей «агитационного фарфора» с росписями на революционные мотивы (блюдо «Красный Балтийский флот», 1923); художественный руководитель Государственного фарфорового завода в Ленинграде (1918-23, 1925-27). С 1928 во Франции, где работал преимущественно как сценограф.
* * *
ЧЕХОНИН Сергей Васильевич - ЧЕХО́НИН Сергей Васильевич (1878-1936), российской график и живописец. Член «Мира искусства» (см. МИР ИСКУССТВА). С 1928 за границей. В книжной и журнальной графике, росписях по фарфору и эмали - изысканные орнаментально-шрифтовые композиции.
ЧЕХОНИН Сергей Васильевич (1878-1936) - российской график и живописец. Член "Мира искусства". С 1928 за границей. В книжной и журнальной графике, росписях по фарфору и эмали - изысканные орнаментально-шрифтовые композиции.
ЧЕХОНИН Сергей Васильевич (1878 - 1936), график и живописец. Член "Мира искусства". С 1928 за рубежом. В книжной и журнальной графике, росписях по фарфору и эмали - изысканные орнаментально-шрифтовые композиции.
ж.
1. Промысловая стайная рыба семейства карповых, живущая в глубинах вод Балтийского, Чёрного, Каспийского и Аральского морей.
2. Мясо такой рыбы, употребляемое в пищу.
3. Кушанье, приготовленное из такого мяса.
ЧЕХОНЬ, чехоня жен. рыба чеша, Pelecus cultratus, саблюка дон. шабля, шабель новорос. Чехонник муж. прозвище саратовских мещан. Чехонная, чехоневая уха.
ЧЕХО́НЬ, -и, ж
Промысловая стайная рыба семейства карповых, обитающая в бассейнах Балтийского, Черного, Каспийского и Аральского морей.
Иногда клевала чехонь, ставшая редкой на Балтике.
ЧЕХО́НЬ -и; ж. Промысловая стайная рыба сем. карповых (живёт в толще воды, распространена в бассейнах Балтийского, Чёрного, Каспийского и Аральского морей).
* * *
чехо́нь - рыба семейства карповых. Длина до 50 см, масса 500-600 г (до 2 кг). В бассейнах Балтийского, Чёрного, Каспийского и Аральского морей, в озёрах и водохранилищах. Объект промысла.
* * *
ЧЕХОНЬ - ЧЕХО́НЬ (рыба-сабля, Pelecus cultratus) - вид рыбы семейства карповых (см. КАРПОВЫЕ РЫБЫ). Длина до 50 см, масса от 500-600 г до 2 кг. Тело сжато с боков, спина почти прямая, а нижний край тела, вдоль которого тянется кожистый вырост - киль, имеет вид пологой дуги. Такая форма тела и верхнее положение рта облегчают рыбе движение снизу вверх, и тем самым захватывать пищу в верхних слоях воды.
Чехонь распространена в бассейнах Балтийского, Черного, Каспийского и Аральского морей, в озерах и водохранилищах. Она питается зоопланктоном, мальками рыб и воздушными насекомыми. Чехонь нерестится на 3-5 году жизни. Оболочка икринок неклейкая. Попав в воду, икринка разбухает, ее оболочка отстает от желтка и все пространство под ней заполняется водой. В водохранилищах рыба мечет икру в толщу воды над участками с плотным грунтом, там, где имеется какое-либо движение водных масс: перед устьями рек, в местах выхода грунтовых вод, в районах с ветровыми течениями. Особь длиной 30-35 см откладывает 40-45 тысяч икринок. Чехонь - объект промысла.
ЧЕХОНЬ - рыба семейства карповых. Длина до 50 см, весит 500-600 г (до 2 кг). В бассейнах Балтийского, Черного, Каспийского и Аральского морей, в озерах и водохранилищах. Объект промысла.
-и, ж.
Промысловая стайная рыба сем. карповых, обитающая в бассейнах Балтийского, Черного, Каспийского и Аральского морей.
ЧЕХОНЬ, промысловая рыба (семейство карповые). Длина до 50 см, масса 500-600 г (до 2 кг). Обитает в бассейне Балтийского, Черного, Каспийского и Аральского морей, в озерах и водохранилищах.
чехо́нь, -и
чехо́нь, -и
чехо́нь жо 8a
Искон. Из чехоня (в диалектах еще известно). Суф. производное (суф. -оня) от той же основы, что и чехать (см. чехол). Рыба названа по сходству своего тела с лезвием ножа. Ср. сабля «чехонь», нем. Messerfisch «чехонь» (буквально - «нож-рыба»).
ж., чехо́ня - рыба "Cyprinus cultratus", прилаг. чехо́невый. Эта рыба называется также чеша, она напоминает благодаря своему заостренному, сильно выгнутому брюшку и прямой широкой спине лезвие ножа (Брем); ср. нем. Sichling, Мesserfisch "чехонь" от Sichel "серп", Меssеr "нож", а также русск. са́бля "чехонь" (Берг, Рыбы 2, 810). Согласно Горяеву (Доп. I, 55), от чеса́ть.