АЛЕКСАНДРОВ (город) - АЛЕКСА́НДРОВ (Александровская слобода), город в Российской Федерации, Владимирская обл., расположен в юго-восточной части Смоленско-Московской возвышенности, на Клинско-Дмитриевской гряде, на р. Серая (приток р. Шерна), в 120 км к северо-западу от Владимира, в 120 км к северо-востоку от Москвы. Важный узел на Большой окружной железной дороге (линии на Москву, Ярославль, Орехово-Зуево, Кинешму). Аэропорт. Районный центр. Население 67,2 тыс. человек (2001).
Основные промышленные предприятия: радиозавод (телевизоры марки «Рекорд»), АО «Элекс» (танзисторы и интегральные микросхемы, комбинат искусственных кож, фабрика строчевышитых изделий. Предприятия пищевкусовой промышленности (молочный комбинат, ликёроводочный завод и др.). В Александровском районе: механический завод (посёлок Балакирево), заводы «Искра» (посёлок Искра) и «Красное Пламя» (посёлок Красное Пламя). В районе залегают месторождения щебня, гравия, песка.
Исторический очерк
В 13 в. в этих местах, богатых лесом, были охотничьи угодья переяславских, звенигородских, позднее московских князей. В середине 13 в. Великую слободу, как она тогда называлась, в составе переяславского княжества унаследовал от отца князь Александр Ярославич (см. АЛЕКСАНДР Невский) (позднее Невский). В 1302 княжество перешло во владение московского князя Даниила (см. ДАНИИЛ Александрович), младшего сына Александра Невского. С этого времени переяславская земля навсегда перешла в руки московских князей. На полпути от Троице-Сергиевого монастыря (см. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА) к Переяславлю Новому (с 15 в. Переславль-Залесский (см. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ)), на рубеже Ополья и Залесья издавна существовало поселение, называвшееся Великой слободой. Первое упоминание о Великой слободе встречается в жалованной грамоте сына Дмитрия Донского (см. ДМИТРИЙ Донской), князя Юрия Дмитриевича, Стефано-Махрищенскому монастырю 1434 г. В начале 15 в. Великая слобода - волостной центр, где жили княжеские люди. В начале 16 в. название «Великая слобода» исчезает, возможно, слобода сгорела, вместе с ней исчезло и название. История Нового села Александровского документально отмечена с начала 16 в. в завещательной грамоте князя Ивана III (см. ИВАН III Васильевич) от 1504 г.
В 1513, как сообщает летопись, прибыл в Александровскую слободу московский князь Василий III, и Новое село становится «местом для прохлады» князя при его летних разъездах по монастырям. Со временем село выросло в большое дворцовое, с начала 16 в. это уже крупная княжеская резиденция. В 1513 по распоряжению Василия III возводится каменное здание - Покровский собор (в том же 16 в. переосвящен в Троицкий) с отдельно стоящей колокольней. Летописец под 7022 г. от сотворения мира отметил, что церковь «священа бысть 11 декабря в Новом селе Александрове, тогда же князь великий и во двор вшел». Василий III, по примеру западноевропейских монархов, решил построить резиденцию и выбрал для этого Александровскую слободу. Очарованный красотой ее природы, богатством охотничьих угодий, близостью к духовной обители, месту своего крещения - Троице-Сергиевому монастырю, великий князь направил в слободу лучших русских и итальянских мастеров, руками которых был создан Московский Кремль. В кратчайший срок, с 1508 по 1513, они возвели роскошный «европеизированный» загородный дворец, одну из дальних резиденций московского государя, способную разместить не только великокняжескую семью, ближайшее ее окружение, но и значительное число членов Государева двора, рядовых дворцовых служителей из двора. Василий III был в слободе в 1525, перед разводом с первой женой, Соломонией Сабуровой, осенью 1528 великий князь принял в слободе посольство Казанского ханства; поездки Василия III в слободу стали особенно частыми с середины 20-х гг. 16 в. После смерти великого князя Александровская слобода переходит во владение его вдовы Елены Глинской. По ее указанию в слободе были возведены крепостные деревянные стены с башнями и воротами. Александровская слобода явилась для Глинской не только любимым и безопасным местом пребывания, но и особым вдовьим наделом или опричным владением. После смерти Елены Глинской семилетний Иван (будущий Иван Грозный) и его брат Юрий, оставшись круглыми сиротами, чуждались и боялись московского двора в Кремле и, видимо, предпочитали уединение, которое находили в материнском «опричном» Новом селе.
Уже будучи государем, Иван IV (см. ИВАН IV Грозный) бывал в Александровской слободе. Из Александровской слободы отправлял он посольства в Ногайскую Орду и к князю Темрюку Черкасскому. В слободе в достаточном количестве хранились шубы, породистые и обычные боевые кони, доспехи, ткани, драгоценная посуда, деньги - Александровская слобода, помимо других функций государевой резиденции, исполняла роль своеобразного филиала великокняжеской казны, хранительницы ценностей и сокровищ. Но особое место в жизни двора Александровская слобода заняла после учреждения опричнины (см. ОПРИЧНИНА). Иван Грозный укрепил место своего убежища, обложив стены материнской крепости «снаружи поверх бревен... кирпичом от земли до стрельниц», как писал Генрих Штаден (см. ШТАДЕН Генрих). В канун опричнины Иван IV бывал в Новой слободе порой три раза за год. В декабре 1564 загородная правительственная резиденция становится столицей Российского государства. Это было связано с отъездом Ивана IV из Москвы, где жили ненавистные царю бояре. В Александровскую слободу государя сопровождали избранные бояре и дворяне, приказные люди, сорокатысячное войско (конное), имущество, разместившееся на четырех тысячах саней. Спустя месяц по прибытии царем была объявлена опричнина. Уже к осени 1565 в слободу сошлись все нити внутреннего управления. В ней функционировали опричные приказы, опричная Боярская дума и ряд иных привычных учреждений. По утверждению историка Н. М. Карамзина (см. КАРАМЗИН Николай Михайлович), слобода «...сделалась городом, украшенная церквами, домами, лавками каменными. Тамошний славный храм Богоматери сиял снаружи разными цветами, серебром и золотом: на всяком кирпиче был изображен крест. Царь жил в больших палатах, обведенных рвом и валом; придворные, государственные, воинские чиновники в особенных домах. Опричники имели свою улицу, купцы также. Никто не смел ни въехать, ни выехать оттуда без ведома Иоаннова: для чего в трех верстах от слободы, прозванной Неволею, обыкновенно стояла воинская стража. В сем грозно-увеселительном жилище, окруженном темными лесами, Иоанн посвящал большую часть времени церковной службе, чтобы непрестанною набожною деятельностию успокоивать душу». Несмотря на то, что посольский приказ оставался в ведении земщины (см. ЗЕМЩИНА), именно слобода была едва ли не главным местом международных переговоров и подписания соглашений. Послов и посольства Англии, Швеции, Крыма, Великого княжества Литовского, Дании, папского престола, иных государств принимали в Новой слободе. С 1568 в ней располагалась царская книгописная палата и печатный двор, слобода обрастала стрелецкими и служилых людей по прибору слободками, поселками иноземных наемников, торгами. В начале осени 1571 в Александровскую слободу были свезены тысячи невест со всей страны: предстоял выбор третьей жены для царя (ею стала Марфа Собакина) и первой для его старшего сына Ивана (Евдокия Сабурова). Из Александровской слободы отправилось «втай» опричное войско на Новгород, вчинившее там погром, от которого город никогда уже не оправился. Именно в Александровской слободе была открыта первая в России провинциальная печатня, где ученик Ивана Федорова (см. ФЕДОРОВ Иван) - Андроник Тимофеевич Невежа - выпустил в 1577 «Псалтырь Слободскую». При Государевом дворе работала книгописная мастерская, где составлялся Лицевой летописный свод. Иван Грозный, будучи человеком просвещенным, имел одну из богатейших библиотек, основу которой составляли редчайшие книги, доставшиеся в наследство от Софьи Палеолог (см. СОФЬЯ Палеолог). Знаменитое собрание древних книг до сих пор не найдено. Многие склонны считать, что следы знаменитой либерии (библиотеки) Грозного затерялись именно в Александровской слободе. Там же была основана первая в России консерватория, куда по указу царя со всех концов страны были свезены лучшие певцы, музыканты, среди которых крупнейшие мастера хорового пения - Иван Нос и Федор Христианин. Сам государь также принимал участие в «сочинительстве» музыки. Сохранились созданные им стихиры с надписью «Творение царя Иоанна».
Единственным известным изображением Александровского кремля периода Ивана Грозного является гравюра, находящаяся в книге датского посла Якоба Ульфельдта, названной «Путешествие в Россию датского посланника Якоба Ульфельдта». В ней находятся впечатления об Александровской слободе, о русском царе - «жестоком фараоне».
17 лет с перерывами провел в Александровской слободе Иван IV. Покинул слободу в 1581. Смерть сына Ивана, им и убиенного, стала причиной отъезда царя. Никогда более он туда не возвращался, слобода впоследствии уже не имела былого значения в политической и культурной жизни государства. Александровская слобода на долгие годы стала обычным дворцовым селом.
В годы польско-литовской интервенции 1611-1613 в слободе находился укрепленный лагерь русских войск под командованием полководца М. В. Скопина-Шуйского (см. СКОПИН-ШУЙСКИЙ Михаил Васильевич). В Смутное время (см. СМУТНОЕ ВРЕМЯ) дворцовый ансамбль был значительно разрушен и разграблен. Михаил Федорович (см. МИХАИЛ Федорович) вскоре после избрания на престол обратил внимание на резиденцию в Александровской слободе: «...быть здесь государеву хоромному строению». В слободе ремонтируются государевы палаты, царские конюшни, нанимаются мастера для поновления иконостасов Покровской церкви. В середине 17 в. на этом месте начинается строительство Успенского женского монастыря, вобравшего в себя постройки бывшего Государева двора. В 1649 строитель соседней Лукиановой пустыни старец Лукиан стал постригать в монахини жительниц Александровской слободы. В 1651 царь Алексей Михайлович пожаловал им земли слободы и Успенскую церковь, ставшую главным храмом нового монастыря. В двух деревянных кельях у храма жили тогда 12 монахинь. Сначала обитель была небогатой. В 1654 патриарх Никон, проезжая через слободу, благословил монахинь и пожаловал им немного из своих дорожных съестных припасов. Постепенно монастырь, находившийся на «богомольной» дороге Москва-Ростов, разбогател, занял почти всю территорию слободы. В 1666 в монастыре было уже более 100 монахинь, в 1682 - более 200. В Успенском монастыре, связанном с установлением самодержавия в России, побывали многие представители царского двора, среди которых имя Петра I (см. ПЕТР I Великий) занимает особое место. Во время стрелецкого бунта (см. СТРЕЛЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ) в Москве в 1689 Петр укрылся за стенами обители. Вскоре после подавления мятежа царь расправился со своими политическими противниками. По его приказу к Распятской церкви-колокольне были пристроены палаты, куда заточили его сводную сестру Марфу, насильно постриженную в монастырь под именем Маргариты. Марфа прожила в монастыре почти десять лет. Похоронена в Сретенской церкви, рядом со своей сестрой Феодосией. Судьба дочери Петра I Елизаветы (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна) также оказалась тесно связанной с Александровской слободой. Она унаследовала ее как личные владения от Екатерины I. В 1730 Елизавета Петровна была сослана в слободу. Заступничество Бирона (см. БИРОН Эрнст Иоганн) помешало Анне Иоанновне заточить ее в монастырь. Однако здесь Елизавета Петровна прожила более 10 лет, до восшествия на престол. В 1764 Успенский монастырь был возведен в 1 класс. В начале 20 в. здесь было 4 храма, при обители действовали больницы, странноприимный дом, школа для девочек. В монастыре жили 264 монахини.
В 1778 дворцовая Александровская слобода получила статус города. Это был обычный провинциальный город Владимирской губернии. Он делился рекой Серой на две части - Посад и Заречье. Посад - торговая часть - имел 93 торговых лавки, 4 питейных, 3 кожевенных и солодовых завода. На посадских улицах стояло 165 купеческих и 200 мещанских домов. В другой части города - Заречье - возвышался Успенский монастырь, ниже по течению стояло 95 лавок, 5 питейных, 5 кожевенных и солодовых заводов, 68 купеческих и мещанских домов, 43 кузницы. Особое место в городе занимал кузнечный промысел, что нашло отражение в изображении на гербе города. Наряду с кузнечным ремеслом, традиционным для Александровского уезда, было бумаготкацкое производство. Толчком для развития промышленности стало строительство железной дороги, которая была проложена от Москвы на север через Александров. Старейшая Троицко-Александровская бумаготкацкая мануфактура была основана в 1846. Продукция александровских мануфактур пользовалась спросом на многочисленных ярмарках - Нижегородской, Ирбитской, в Москве, Харькове и др. Современный Александров - промышленный город; ведущее предприятие - радиозавод - в 1932 выпустил первую продукцию - радиоприемник «Орленок» (известен ныне телевизорами марки «Рекорд»); действует комбинат искусственных кож; имеются предприятия легкой и пищевой промышленности. В 1921 на территории бывшего Успенского монастыря был открыт историко-архитектурный и художественный музей «Александровская слобода». В 1991 Успенский женский монастырь был возрожден, на его территории продолжает действовать музей.
Архитектурные памятники Александровской слободы
В центре ансамбля возвышается дворцовый храм царской резиденции - Троицкий собор, самое грандиозное и величественное сооружение Александровской слободы. Первоначальное его название - Покровский храм, позднее был переименован. Строительство восходит к началу 16 в., правлению Василия III (см. ВАСИЛИЙ III Иванович). Мощный куб собора поставлен на высокий подклет. Некогда с трех сторон храм окружала открытая галерея. Собор был отстроен из красного кирпича и белого камня. Сохранился в первозданной красоте западный портал собора. Внутреннее убранство храма соответствует тем событиям, которые происходили здесь: пышные венчания Ивана Грозного (см. ИВАН IV Грозный) на Анне Васильчиковой и Марфе Собакиной. Первоначальная роспись собора относится к 16 в. Несколько больших клейм южной стены повествуют об Успении Богоматери. Такой подробный изобразительный рассказ о земной жизни богородицы - редчайшее явление в русском монументальном искусстве. Южный портал собора замыкают Васильевские врата - один из шедевров русского декоративного искусства 14 в. Уникальный памятник, выполненный в технике огневого золочения, был создан новгородскими мастерами в 1336 по заказу архиепископа Новгородского Василия. В Александровскую слободу Васильевские врата попали в качестве военного трофея после похода Ивана Грозного на Новгород в 1570. По указу царя знаменитые медные двери новгородского Софийского собора были перевезены в опричную столицу и установлены в Покровском соборе (позднее переименован в Троицкий). Подгоняя двери к более узкому и не столь высокому порталу, грозненские мастера полностью перемонтировали их, «нарушив исторический порядок» размещения библейских сюжетов. В убранстве собора выделяется еще одно замечательное произведение древнерусского декоративного искусства - Тверские врата (середина 14 в.), закрывающие главный, западный, вход в храм. Предполагают, что так наз. «Тверские врата» на самом деле являются также новгородскими, из Софийского собора, как и Васильевские, и были привезены в Александровскую слободу Иваном Грозным в том же 1570 вместе с Васильевскими. Появление Тверских и Новгородских врат в главном храме царской резиденции отвечало древнему обычаю - украшать свой собор вратами из храмов побежденных городов.
Дворцовые палаты. 1513 год, ставший датой освящения дворцового храма Александровской слободы, был временем, когда, по исследованиям московского архитектора В. В. Кавельмахера, был закончен отделкой «второй после московского Кремля по величине, красоте и богатству Государев двор или дворец с тронной палатой, подклетями, погребами, множеством деревянных палат и переходов между ними». Возможно, александровский дворец копировал палаты Теремного дворца Московского Кремля. Деревянные строения дворца: избы, хоромы, столовая палата, светлицы, государева постельная изба, многочисленные сени, упоминаемые в списках разрядов свадеб царя и царевича Ивана, были уничтожены пожарами после ухода государя в Москву позднее 1581. Во второй половине 17 в. вновь созданным Успенским женским монастырем производятся достройки и перестройки дворцовых палат. С запада к домовому храму пристраивается огромная трапезная палата с нижними подклетами, звонницей и крыльцом. В обширных помещениях располагалась «Трапеза, хлебенная и поваренная», отмечал архимандрит Леонид. В слободе сохранились обширные дворцовые погреба и малые палаты с красивыми сводами и резными замковыми розетками.
Распятская церковь-колокольня (1560-1570) является архитектурной доминантой дворцового комплекса слободы. Могучая, устремленная ввысь архитектура ставит памятник в ряд выдающихся произведений русского строительного искусства. Огромный, свыше пятидесяти метров в высоту, восьмигранный столп, завершенный шатром, имеет внутри небольшую церковь. Снаружи колокольня окружена мощными пилонами, несет два яруса галерей. Оригинальность форме придают три ряда отступающих кокошников под площадкой верхнего звона. С этим памятником связана древняя легенда о холопе Никите, мечтавшем взлететь на крыльях в небеса «аки птица свободная». В 1698 к Распятской церкви-колокольне были пристроены палаты для опальной царевны Марфы, заточенной в монастырь по указанию Петра I.
Покровская церковь - еще один памятник 16 в. шатровой архитектуры на территории Александровской слободы. Древнее ядро памятника - великокняжеский домовый храм. Точная дата постройки памятника - 1509-13 (в источниках церковь появляется впервые в 1571, в свадебном разряде царевича Ивана Ивановича). Тогда она называлась Троицкой, но по окончании строительства была переосвящена. Ее престол был перенесен в соборную Покровскую церковь, а престол соборной церкви - в Троицкую. Таким образом в 16 в. два храма «поменялись» наименованиями. При церкви Троицы (позднее Покровской), как и при домовом кремлевском Благовещенском соборе на Сенях в Москве, до ее реконструкции в 1680 существовала встроенная в ее алтари специальная палатка для складывания походной казны великого князя, личная сокровищница князя. Церковь Троицы не имела каменных папертей, так как изначально была обстроена деревянными хоромами. Храм имеет сложную, «сакральную» форму с претензией на башнеобразность, шатровую и купольную одновременно. Сочетание жилых комнат, или апартаментов, с храмом сакральной формы позволяет говорить о Троицкой церкви как о семейной «домовой капелле» западного типа. Таким образом, Троицкая церковь представляет собой редчайший в типологическом отношении памятник русской дворцовой архитектуры - домовую церковь-капеллу Московского государя. По истечении длительного времени после строительства к западному фасаду храма была пристроена новая секция, состоящая, как и первые две, из погреба, подклета и палаты над ними. (Палата была разобрана в 1680) Полагают, что эта секция была построена по указу Ивана IV как церковный притвор или трапезная. Именно в слободе царь и его опричники некоторое время усиленно пародировали монастырский чин. Это могла быть, например, царская «келарская», т. е. место интимных гостевых трапез, сопровождавшихся чтением из Священного Писания. Огромный интерес представляют росписи шатра храма, выполненные также в пору пребывания в слободе Ивана Грозного. Это единственный известный в России сюжетно расписанный шатер 16 в. Изображения русских князей и мучеников вместе с ветхозаветными царями и праведниками, их духовное единство воплощали идею богоизбранности московского царя и России, на которую претендовал Иван IV.
Успенская церковь (1570-е, 1663-1666) - небольшая по объему, изысканных пропорций, она, как и Покровский храм, стоит на высоком подклете, под которым хорошо сохранились обширные погреба. Материалы постройки - белый камень и кирпич, характерные для всех сооружений Александровского кремля. Южный портал храма сохранил изначальную белокаменную резьбу из отдельных, красивого рисунка цветов.
В 17 в. у главного храма царской резиденции, Троицкого собора (первоначально Покровского), для нужд женского Успенского монастыря появляются пристройки: были забраны кирпичом стены галерей с севера и юга, расширены приделы. Тогда же к Покровской и Успенской церквам пристраиваются обширные, с красивым интерьером трапезные и шатровые звонницы с каменными крыльцами. Особую ценность из памятников позднего строительства, связанных с женской обителью, представляют кельи 17 в., своды которых украшены белокаменными резными замковыми розетками с орнаментом, надписями, изображением Голгофского креста. Эти кельи являются частью двухэтажного келейного корпуса, протянувшегося вдоль всей монастырской стены. Весь нижний этаж корпуса относится к 17 в. Оконный и дверные проемы венчают кокошники килевидной формы. Верхний этаж, надстроенный в 19 в., выполнен в формах казенных зданий того времени. Такой же архитектуры и Больничный монастырский корпус. Он примыкает к более ранней Сретенской церкви (конец 17 в.). Это небольшой одноглавый храм, под которым находится усыпальница сестер Петра I, царевен Марфы Алексеевны и Феодосии Алексеевны. Весь ансамбль слободы окружен высокими стенами (1670-1680) с четырьмя угловыми башнями и надвратной церковью Федора Стратилата над главным входом (1860). Три ряда бойниц и аркатурно-колончатый пояс - это лишь декоративная отделка стен, которые не имели оборонного значения, а только ограждали монастырь от мирской суеты.
В музейных экспозициях Александровской слободы хранятся удивительные произведения декоративно-прикладного искусства, книги, иконы, ткани. Среди икон имеются редкие, самобытные образцы иконописи 17-18 вв. Так, икона «Стефан Махрищский с житием» (17 в.) - единственная известная в настоящее время в русской иконописи житийная икона основателя Стефано-Махрищского монастыря, современника и ученика Сергия Радонежского (см. СЕРГИЙ Радонежский). Удивление и восхищение вызывает «Трехликая» икона (1791). Написанная на шестнадцати тончайших пластинах, закрепленных в деревянной раме под прямым углом к основной плоскости, она создает эффект чудесности, неожиданности появления трех изображений. Среди книг колоссальными размерами поражает «Евангелие напрестольное» (1689), отпечатанное на «александрийском полном листе» (61.7 x 37.1 см). Книга была издана тиражом всего 150 экземпляров. Десять из них выполнены для царской семьи. Они расписывались золотом и красками от руки. В музее хранится первое русское издание «Лествицы» (1647), выполненное на Московском печатном дворе. В коллекции музея есть несколько замечательных рукописей из библиотеки известного царского вельможи Алексея Тимофеевича Лихачева, любимца царя Федора Алексеевича (см. ФЕДОР Алексеевич). В музее можно увидеть прекрасные изделия из драгоценных металлов, а также редкие образцы драгоценных тканей восточного и западноевропейского производства (Ирана, Китая, Италии, Испании, Франции).