м.
Христианская богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета (Деяния и Послания апостолов, Апокалипсис).
м.
Христианская богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета (Деяния и Послания апостолов, Апокалипсис).
АПО́СТОЛ, апостола, муж. (греч. apostolos - посланец).
1. В евангелии - ученик Иисуса Христа из числа двенадцати, посланных им для проповеди своего учения (церк.).
2. перен. Лицо, посвятившее себя проповеди какой-нибудь идеи (книжн.). Апостол мира.Аксаков - апостол славянофильства.
3. Название церковной книги, заключающей в себе т.н. "Деяния апостолов", "Послания" их и "Апокалипсис" (церк.).
АПО́СТОЛ, -а, муж.
1. В христианстве: ученик Христа, несущий людям его учение. Святые апостолы. Двенадцать апостолов (ближайшие ученики, первыми посланные для проповеди). Апостолы-евангелисты (составители Евангелия: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов).
2. перен., чего. Последователь и распространитель какой-н. идеи (книжн.). А. науки. А. добра.
3. Богослужебная книга, содержащая «Деяния» и «Послания апостолов».
| прил. апостольский, -ая, -ое (к 1 знач.).
АПОСТОЛ - муж., греч. ученик, последователь, приверженец;
| учитель правоверия;
| название двенадцати учеников Христовых, посланных Им проповедовать Евангелие;
| книга деяний и посланий их. Апостолово послание, говоря об известном апостоле; послания апостольские, все. Апостольская церковь, содержащая всецело их учение. Борода апостольская, а усок диавольский, о раскольниках и ханжах. Апостольство ср. звание, состояние, обязанности их. Апостольник муж. плат, которым монахи покрывают грудь и шею; куколь.
Апостол
-а, м., книжн.
1) В раннехристианской литературе: бродячий проповедник христианства; в Новом Завете - ближайший последователь (ученик) Иисуса Христа.
Вижу надписи вдоль по карнизу и апостола Павла с мечом, облаченного в светлую ризу (Н. Некрасов).
2) перен., чего, книжн. Ревностный последователь и распространитель какого-л. учения, идеи.
Апостол добра.
Апостол гибели - усталому Аиду, перстом он жертвы назначал (Пушкин).
Родственные слова:
апо́стольство, апо́стольский, апостоли́ческий
Этимология:
Заимствовано из старославянского языка (ст.-слав. апостолъ ← греч. apostolos ‘посол’, ‘посланник’).
Энциклопедический комментарий:
Ближайших последователей Христа было двенадцать. Согласно евангелиям, это: Андрей, Варфоломей, Иоанн, Иуда Искариот, Матфей, Петр, Симон Зилот (или Кананит), Фаддей, Филипп, Фома, Иаков - сын Алфея, Иаков - сын Зеведея. К апостолам причислял себя и Павел. С деятельностью 12 апостолов и Павла христианское предание связывает распространение христианства.
АПО́СТОЛ, -а, м
Объект религиозного поклонения в христианстве - ученик Христа, несущий людям его учение: каждый из 12 ближайших учеников Иисуса Христа, семидесяти, избранных им позже, а также апостол Павел. Апостолы наделены особой властью, благодаря которой они становятся во главе христианской церкви; большинство апостолов кончили жизнь мученическим подвигом.
Апостолы шли покорять землю, не опираясь ни на какую внешнюю силу, дав тем самым идеальный образец для всех последующих христианских поколений (прот. А. Мень).
АПО́СТОЛ -а; м. [греч. apostolos - посланник, посол].
1. Согласно евангельскому преданию: каждый из двенадцати учеников Христа, посланных им для проповеди своего учения. Апостолы Пётр и Павел.
2. чего. Книжн. Ревностный последователь и проповедник какой-л. идеи, учения и т.п. (первоначально странствующий проповедник христианства). А. мира. А. добра и правды. ● Наряду с двенадцатью учениками (апостолы от двенадцати) Христос избрал ещё семьдесят учеников, что бы они возвещали его учение; их называют апостолами от семидесяти.
3. Христианская церковная книга, содержащая части Нового Завета (Деяния, Послания апостолов и Апокалипсис). Первопечатный "Апостол".
◁ Апо́стольский, -ая, -ое (1 зн.).
* * *
Апо́стол - христианская богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета (деяния и послания апостолов) и Апокалипсис, 1-я печатная книга Ивана Фёдорова (1564).
* * *
АПОСТОЛ - АПО́СТОЛ, в Православной Церкви богослужебная книга (см. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ), содержащая тексты Нового Завета (см. НОВЫЙ ЗАВЕТ): Деяния апостолов (см. ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ), семь соборных (т. е. не обращенных к определенному адресату) посланий апостолов (см. ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ) Петра, Иакова, Иоанна и Иуды, четырнадцать посланий апостола Павла, обращенных к определенным общинам (римлянам, коринфянам, галатам и т. д.) или отдельным лицам (Тимофею, Титу и др.), иногда Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис (см. АПОКАЛИПСИС)). Объединенные общей задачей изложения основ христианского учения, эти произведения были собраны в Византийской церкви в единую книгу под общим названием «Апостол» и являлись необходимой составной частью христианского богослужения. В византийско-славянской церковной письменности сложилось три типа Апостола: 1) так называемый Апостол-тетр (по аналогии с Евангелием-тетр), или Апостол-четий (для чтения), в котором соблюдается определенная последовательность основных частей (такая же, как в печатном Новом Завете) и содержится полный текст Деяний и Посланий апостолов; 2) Апостол-апракос, или «Апостольские чтения», в котором тексты располагаются в том порядке, в каком они читаются во время богослужения в течение года, начиная с Пасхи (см. ПАСХА христианская); 3) Апостол толковый, в котором текст Апостола снабжен комментариями.
Апостол-четий
В Апостоле четьего типа следующий порядок частей: Деяния апостолов, послание Иакова, 1-е и 2-е послания Петра, три послания Иоанна, послание Иуды, послания апостола Павла: к римлянам, 1-е и 2-е к коринфянам, к галатам, к ефесянам, к филиппийцам, к колоссянам, 1-е и 2-е послания к фессалоникийцам (слав. солунянам), 1-е и 2-е послания к Тимофею, послание к Титу, к Филимону, к евреям, и, наконец, Откровение Иоанна Богослова. Апостол четьего типа был приспособлен (за исключением Апокалипсиса) для использования в богослужении. Весь его текст разбит на зачала (см. ЗАЧАЛА), соответствующие чтению одного дня (номера зачал ставятся киноварью на полях, нумерация зачал общая, всего 335 зачал). Начало и конец каждого чтения отмечены звездочкой, а внизу под чертой указываются: а) дни недели или праздники, в которые читается отрывок; б) слова, которыми начинают зачало при чтении («Братие», «Чадо Тимофею», «Возлюбленнии» и др.). Кроме основного текста, в Апостол входят дополнительные статьи: предисловия к каждой из книг, так называемые «Сказания», а также оглавления. В конце книги помещены: а) «Сказание о антифонах (см. АНТИФОН) и о прокимнах (см. ПРОКИМЕН)» (указатель апостольских чтений, прокимнов, причастных стихов и др. в подвижные дни годичного круга, начиная с Пасхи до недели Всех Святых и далее всех недель (см. НЕДЕЛЯ (воскресенье)) и седмиц (см. КЛИЧКО Владимир Владимирович) до Великого Поста (см. ВЕЛИКИЙ ПОСТ)); б) «Последование святыя Четыредесятницы» (указатели апостольских чтений в субботы и недели Великого Поста и во все дни Страстной недели); г) «Соборник двунадесяти месяцей» (указатель чтений на все дни года в календарном порядке с первого сентября по тридцать первое августа); д) прокимны, аллилуарии (см. АЛЛИЛУАРИЙ) и причастны воскресные восьми гласов; е) дневные; ж) общие святым; з) на всякую потребу; и) антифоны во вся дни (повседневные).
Апостол-апракос
В Апостоле-апракосе после Деяний идет Послание к римлянам, а Послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды перенесены в конец книги, после Послания к евреям. Апостол-апракос начинается чтением на Литургии первого дня церковного годового цикла - дня Пасхи. Первое чтение (Деяния 1:1-8) соответствует началу книги Деяний апостолов. В зависимости от состава, Апостол-апракос бывает краткий, включающий в себя чтения всех дней от Пасхи до Пятидесятницы, а начиная с Пятидесятницы - только чтения суббот и воскресений; полный, включающий чтения всех дней года (однако полный Апостол-апракос меньше по объему четьего Апостола); праздничный - краткий набор отрывков из Апостола на большие праздники.
Апостол был переведен с греческого на славянский язык в кирилло-мефодиевский период славянской письменности [сначала был переведен краткий Апракос, затем четий (Деяния и Послания) и полный Апракос].
Толковый Апостол
Толковый Апостол содержит только Послания (Деяния опущены), начиная с Послания к римлянам. Текст разбит на мелкие фрагменты, которые снабжены толкованиями (комментариями) христианских авторов: Феодора, Севира, Икумения и др.
«Апостол», напечатанный Иваном Федоровым (см. ФЕДОРОВ Иван) в 1564, был первой русской печатной книгой.
АПОСТОЛ - христианская богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета (деяния и послания апостолов) и Апокалипсис. 1-я печатная книга Ивана Федорова (1564).
-а, м.
1. По евангельскому преданию - каждый из двенадцати учеников Христа, посланных им для проповеди своего учения.
2. перен.; чего. книжн. Ревностный последователь и распространитель какой-л. идеи, учения и т. п.
Неутомимые бойцы мысли и дела, апостолы независимости и нового общественного порядка ---, - они-то нам протягивают --- дружескую руку. Герцен, К нашим.
Сомова встретила студентка задорным восклицанием: - Ох, апостол правды и добра, какой вы смешной! М. Горький, Жизнь Клима Самгина.
3. Церковная книга, содержащая так наз. «Деяния» и «Послания апостолов».
[греч. ’απόστολος]
АПОСТОЛ (греч. apostolos - посланник),
ИИСУС ХРИСТОС И ДВЕНАДЦАТЬ АПОСТОЛОВ
член избранной группы, собранной Иисусом Христом и игравшей ведущую роль в евангелизации (миссионерской деятельности) и управлении раннехристианской церковью. Двенадцать учеников Иисуса - согласно Лк 6:13-16, это Симон (Петр), Андрей, Иаков (сын Зеведея), Иоанн, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков (сын Алфея), Симон Зилот, Иуда Леввей, Иуда Искариот (вместо Иуды Леввея в евангелиях Марка и Матфея упоминается Фаддей) - образовали ядро группы (Лк 6:13; Мк 6:7,30; Мф 10:1-5), они проповедовали Евангелие и исцеляли больных (Мк 6:7-13; Мф 10:5-8). С организацией церкви к этим первоначальным служениям добавилось административное руководство (Деян 6:1-6; 15: 2,4,6,22). Тогда же среди апостолов появились новые лица (Павел и Варнава), они расширили сферу миссионерской деятельности по всей Римской империи. В Новом Завете только Павел (Гал 1:1; 1 Кор 15:9) и Лука (Деян 14:4, 14) свидетельствуют об этом более общем значении слова; Павел сам претендует на это звание (1 Кор 9:1-7). Дидахе, небольшой трактат, составленный ок. 100 и посвященный практике христианской жизни, свидетельствует об использовании слова "апостол" для обозначения миссионеров, проповедующих среди язычников. С самого начала апостолы находились в центре христианской жизни - "проповедовании", "учении", "преломлении хлеба" и "молитвах" (Деян 1:8; 2:42). Благодаря им учение Иисуса было передано его церкви (Мк 4:10-12; 1 Кор 11:23-26; 15: 3-11; 2 Петр 3:2). В списках деятелей церкви они всегда занимают первое место (1 Кор 12:28; Еф 4:11). Вместе с т.н. пророками они сформировали основу церкви (Еф 11:20; Откр 21:14). В конце 1 в. их служение прекратилось, и люди, присвоившие титул апостола, клеймились как лжецы (Откр 2:2).
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
АПО́СТОЛ (от греч. αποστολοζ - посол, посланник) - 1) посланник Бога, возвещающий людям Его волю (в широком смысле): Моисей (Числ. 16, 28), библ. пророки, Иисус Христос (Евр. З, 1); его непосредств. ученики и первые христ. проповедники (Рим. 16, 7; 1 Кор. 15, 7, и др.); 2) один из двенадцати А. - учеников Иисуса Христа; 3) один из семидесяти А., избр. Иисусом Христом в кон. Его обществ. служения (Лк. 10, 1); 4) странствующий проповедник др. христианства 2-я пол. 1-2 вв.; см. в "Учении двенадцати апостолов" - анонимном раннехрист. пам. кон. 1 в.); 5) христ. миссионер, к-рому принадлежит решающая роль в обращении страны или народа в христианство; именуется также "просветителем" и "равноапостольным" (Августин - А. Британии, Патрик - А. Ирландии, Бонифаций - А. Германии, Андрей - А. русских, Стефан Пермский - А. зырян, и др.); 6) богослужебная книга, в осн. к-рой 22 книги Нового Завета: Деяния Апостолов, 7 Соборных Посланий и 14 Посланий ап. Павла (нек-рые др. рукописные А. включают также Апокалипсис Иоанна Богослова, не употребляющийся при богослужении). Их тексты разделены (кроме деления на главы и стихи) на особые отделы - зачала, предназнач. для чтения во время богослужений в течение года. Содержит также указатель апостольских чтений и др. приложения уставного и календарного характера. "А." - первая датированная рус. печ. книга, изд. дьяконом Иваном Федоровым (М., 1564); 7) в перен. значении - чей-либо последователь, распространитель к.-л. идеи или учения ("А. милосердия").
Икона "Двенадцать апостолов" византийского мастера 1-й пол. 14 в.
АПОСТОЛ, часть Нового Завета, содержащая Деяния святых апостолов, семь соборных посланий, четырнадцать посланий апостола Павла. Разделен на главы, которые читаются во время богослужения. Первая печатная книга Ивана Федорова и П. Мстиславца (1564).
= сущ. греч ἀπόστολος - посланник. Апостолами называются св. ученики Господа нашего Иисуса Христа, избранные Им для благовестия миру о наступлении на земле царствия Божия. Разделяются на 12 и 70 апостолов. (2 Тим. 1, 11).
Апостол, а, м.
1. В Библии каждый из двенадцати учеников Христа.
► Апостол Павел говорит в одном из своих посланий, что лучше взять себе жену, чем идти в геенну и во огнь вечный. // Пушкин. Письма //*
2. Проповедник, защитник определенной идеи (переносн.).
► Апостол гибели, усталому Аиду Перстом он жертвы назначал, Но вышний суд ему послал тебя. // Пушкин. Стихотворения //
3. Книга деяний апостолов, их послания к церковным общинам.
► - Худо, - подумал Чичиков... -Бурмилов - старый ханыга, читает по праздникам апостола в церквах. // Гоголь. Мертвые души //
апостол (иноск.) - распространитель новой (по месту или времени) идеи (намек на Св. Апостолов, проповедовавших учение Божие)
Ср. Данилевского... в Австрии зовут апостолом славянства.
К. Бестужев-Рюмин.
Ср. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
Марк. 16, 15. Ср. Матф. 28, 19-20. Ср. Деяния Апостолов.
Ср. Apôtre (фр.); Apostolus.
Ср. απόστολος (αποστέλλω, посылаю) - посланный (проповедовать), апостол.
АПОСТОЛ, -а, м.
1. Милиционер.
2. Начальник, директор, председатель чего-л.
Возм. через уг. Ср. архангел.
1. апо́стол, апо́столы, апо́стола, апо́столов, апо́столу, апо́столам, апо́стол, апо́столы, апо́столом, апо́столами, апо́столе, апо́столах
2. апо́стол, апо́столы, апо́стола, апо́столов, апо́столу, апо́столам, апо́стола, апо́столов, апо́столом, апо́столами, апо́столе, апо́столах
сущ., кол-во синонимов: 22
варфоломей (2)
евангелист (5)
иаков алфеев (1)
иаков зеведеев (1)
иоанн богослов (2)
иуда иаковлев (2)
иуда искариот (2)
константин (8)
лука (25)
марк (5)
матвей (4)
матвей левий (1)
павел (12)
первоапостол (1)
петр (12)
посланник (16)
приспешник (22)
проповедник (24)
симон (3)
симон зилот (1)
филипп (3)
фома (2)
см. проповедник
См. вестник...
Заимствовано из старославянского, в котором появилось из греческого, где apostolos - "посланник", образованного от глагола apostello - "посылать".
апо́стол
1. "посланник, проповедник", 2. Книга "Апостол", заключающая в себе деяния апостолов и послания Нового завета. И то и другое уже в ст.-слав. апостолъ. Из греч. ἀπόστολος - то же; см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 33; Гр.-сл. эт. 33.
АПОСТОЛ
Фамилия молдавского происхождения. Павел Апостол , из молдавских бояр, поселился на Украине при Богдане Хмельницком. Потомки его занимали важные должности. Известная фамилия декабриста Муравьева-Апостола в определенной степени искусственная: так именоваться, И.М. Муравьеву, породнившемуся с семейством Апостолов было дозволено царем Александром I. Русифицированный вариант фамилии Апостолов встречается довольно редко.
АПОСТОЛ
Фамилия молдавского происхождения. Павел Апостол , из молдавских бояр, поселился на Украине при Богдане Хмельницком. Потомки его занимали важные должности. Известная фамилия декабриста Муравьева-Апостола в определенной степени искусственная: так именоваться, И.М. Муравьеву, породнившемуся с семейством Апостолов было дозволено царем Александром I. Русифицированный вариант фамилии Апостолов встречается довольно редко.
АПОСТОЛ (греч. apostolos, от apo - от, и stelo - посылаю). 1) ученик Иисуса Христа, избранный им для распространения его учения. 2) церковная книга, содержащая деяния и послания апостольские.
- Ученик Христа, несущий людям его учение.
- Кем был Андрей Первозванный?
- «С причала рыбачил ... Андрей».
- Один из 12 ближайших последователей Христа.
- Печать первого тиража этой книги была завершена 1 марта 1564 года по старому стилю.
- Первая точно датированная русская печатная книга.
- Декабрист Муравьёв-...
- Трилогия еврейского писателя Шолома Аша.
- Последний выборный гетман Левобережной Украины с 1727 года, участник Северной войны и Персидского похода.
- Бродячий проповедник в христианстве.
АПОСТОЛ Даниил Павлович - АПО́СТОЛ Даниил Павлович (4 (14) декабря 1654 - 17 (28) января 1734), украинский государственный и военный деятель, последний выборный гетман (см. ГЕТМАН) Левобережной Украины (с 1727). Апостол участвовал в походах против Турции и Крымского ханства, в Северной войне. В 1708 году он примкнул к изменнику И. Мазепе, однако вскоре покинул его. В 1722 году Апостол участвовал в Персидском походе, в 1723-1725 годах в связи с выступлением украинской старшины, потребовавшей восстановления прежних привилегий, он привлекался по делу П.Л. Полуботка. В 1727 года с разрешения царского правительства Даниил Апостол был избран гетманом. Он содействовал росту землевладений старшины на Украине, закрепощению крестьян и беднейших казаков. После смерти Апостола выборы гетмана на Украине были запрещены.
АПОСТОЛ Даниил Павлович (1654-1734) - последний выборный гетман Левобережной Украины (с 1727). Участник Северной войны и Персидского похода 1722-23.
АПОСТОЛАТ а, м. apostolat m. Апостольство, миссионерство, проповедничество на подобие апостольского. Павленков 1911. - Чем вы можете помочь <делу>, спрашиваете? говорил он .. - всем! Апостолатом, миссионерством, распространением в вашем кругу тех честных убеждений, которыми руководит революционная молодежь. Б. Маркевич Бездна. // РВ 1883 9 322. Сектант Блажейко, в юности переписывавшийся с Толстым, объявил новое тысячелетнее .. царство, общность труда и имущества и переименовал волостное правление в апостолат. Пастернак Доктор Живаго. // НМ 1988 1 87. Иконы и там <в музее> осуществляют свой беззвучный апостолат. С. Аверинцев. // НМ 2001 1 268.
АПОСТОЛАТ (ново-лат., от греч. apostolos - апостол). Епископское достоинство; духовная подсудность; папское правление.
Апосто́лики - Апостольские братья, крестьянско-плебейская секта 2-й половины XIII - начала XIV вв. в Северной Италии. Выступали против феодального гнёта и католической церкви, призывали к бедности, отказу от имущества. Секту основал Сегарелли (около 1260), с 1300 возглавлял Дольчино.
* * *
АПОСТОЛИКИ - АПОСТО́ЛИКИ (Апостольские братья), крестьянско-плебейская секта 2-й пол. 13 - нач. 14 вв. в Сев. Италии. Выступали против феодального гнета и католической церкви, призывали к бедности, отказу от имущества. Секту основал Сегарелли (см. СЕГАРЕЛЛИ Герардо) (ок. 1260), с 1300 возглавлял Дольчино (см. ДОЛЬЧИНО).
АПОСТОЛИКИ (Апостольские братья) - крестьянско-плебейская секта 2-й пол. 13 - нач. 14 вв. в Сев. Италии. Выступали против феодального гнета и католической церкви, призывали к бедности, отказу от имущества. Секту основал Сегарелли (ок. 1260), с 1300 возглавлял Дольчино.
апостоли́ческий, апостоли́ческая, апостоли́ческое, апостоли́ческие, апостоли́ческого, апостоли́ческой, апостоли́ческих, апостоли́ческому, апостоли́ческим, апостоли́ческую, апостоли́ческою, апостоли́ческими, апостоли́ческом, апостоли́ческ, апостоли́ческа, апостоли́ческо, апостоли́чески
АПОСТОЛИЧЕСКИЙ ая, ое. apostolique, лат. apostolicus. Апостольский. Религия Католическая, Апостолическая и Римская есть религия государственная. ВЕ 2 71. Дофин получил более влияния к досаде апостолической партии. СО 1829 9 111.- Лекс. Сл. 18: апостолический 1791.
АПОСТОЛОВО - АПО́СТОЛОВО, город (с 1956) на Украине, Днепропетровская область (см. ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ). Железнодорожный узел. Население 17,5 тыс человек (2001). Заводы: консервный, маслоделательный, железобетонных изделий, металлоконструкций для теплиц. Основан в 18 в.
АПОСТОЛОВО - город (с 1956) на Украине, Днепропетровская обл. Железнодорожный узел. 18,2 тыс. жителей (1991). Заводы: консервный, маслоделательный, железобетонных изделий, металлоконструкций для теплиц. Основан в 18 в.
АПОСТОЛОВЪ (2*) пр. притяж. к апостолъ в 1 знач. Апостолово средн. в роли с.:
и въ ѥуа(г)лиихъ. не соудите да не осоужени боудете. и ап(с)лво. не преже врѣмене соудите. (τοῦ ἀποστόλου) ПНЧ 1296, 14; Ап(с)лово не дѣ(т) бываите оумомь. нъ злобою младеньствоуите. оумомь же свершени боудѣте. Там же, 35 об.
АПОСТОЛ|Ъ (>1500), -А с. ἀπόστολος
1.Ученик Христа, проповедовавший его учение:
Тако бо и ст҃ы ап҃лъ паоулъ гл҃еть. ЕвОстр 1056-1057, 294г (запись); Петръ бо ап҃олъ рекъ къ г҃оу. не оумыѥши ногоу моѥѫ въ вѣкы (ὁ ἀπόστολος) Изб 1076, 195; съконьчашасѩ книгыи [так!] сиѩ м(с)ца. генъврѩ к҃в҃ ст҃го ап(с)ла тимофеѩ зимѣ. Триодь XII, 257 (запись); ономоу же сто˫ащю предъ враты и тьрп˫ащю. о семь подражающю ст҃го и вьрховьн˫аго ап(с)ла петра. ЖФП XII, 40в; Въ годъ б҃жьствьны˫а литурги˫а не достоить женамъ глаголати. нъ по гласоу павьла апостола да мълчать. не бо повелѣно имъ ѥсть гл҃ати (τοῦ ἀποστόλου) КЕ XII, 62а; М(с)цѩ то(г). въ к҃ѳ҃ на праздни(к) ст҃хъ ап(с)лъ || хлѣбо(м). споу(д) в҃ вина мѣрѣ в҃ УСт XII/XIII, 244 об. -245; ст҃а˫а г҃же б҃це ст҃ии ап(с)ли пр(о)рци мч҃нци ст҃ыи нифонте помози моѥмоу гд҃ноу василкоу. ЖНиф 1219, 175 (запись); Вл(д)ко г(с)и б҃е нашь. иже ключѩ цр(с)твь˫а твоего петроу верьховнемоу ап(с)тлоу пороучивъ. КР 1284, 273в; Тако пьрвыи ап(с)лъ петръ. многажды ˫атъ. и въ темници храненъ. (ὁ πρόκριτος τῶν ἀποστόλων ΙΙέτρος) ПНЧ 1296, 142 об.; Ст҃ыи ап(с)лъ фома въ индии оуча слову б҃жию. въвьрженъ бы(с) въ тьмницю. миндіѥмь ц(с)рмь. ПрЛ XIII, 40г; послеши ст҃ыи тво˫а анг҃лы и арханг҃лы патриаръхы. пр҃ркы и ап҃лы и четыри ѥуа(г)нг҃листы. [так!] СбЯр XIII, 75 об.; м(с)ца. но˫абрѩ. въ л҃ на памѩ(т). ст҃го ап(с)ла. андрѣ˫а. бы(с) помрачениѥ въ сл҃нци. ЛИ XIII- XIV, 167 (1331); Варнавы ап(с)ла мощи обрѣтены быша (τοῦ ἀποστόλου). ΓΑ XIII- XIV, 261г; аплмъ похвала и мч҃нкомъ веселие Мин 1365 (июль), 1 (приписка); в Моравы бо ходілъ и ап(с)лъ Павелъ оучилъ ту. ЛЛ 1377, 9 об. (898); ап(с)ли же шедше проповѣдаху ѥоуанг҃лиѥ по всеи землѣ ЧтБГ к. XI сп. XIV, 4а; Въ тъ(ж) днь... памѩ(т) ст҃ыи мч҃нцѣ ѥрмоды. дъщери филипа ап(с)ла. Пр XIV (6), 7б; Быхъ подражатель скариоту июдѣ. не праведнаго имѣнь˫а ради лика же ап(с)лъ ѡ(т)падохъ. продавъ истину на лжю. КТурКан XII сп. XIV, 223 об.; ст҃ии бо ап(с)ли проклѩли волхвовани˫а. и ст҃ии ѡц҃и тако же проклѩли на седми сборъ. СбУв XIV, 74; Г(с)и мои іс(с)е х(с)е... ɤслыши гла(с) мои. и посьли ко мнѣ ап(с)ла іоана СбЧуд XIV, 114а; июда предатель. в четвертокъ. съ х(с)мь и со ап(с)лы бѣ. МПр XIV, 49; гл҃е [так!] бо апɤстолъ. блоудъ нечистота лихоимьство. да не въмѣнитьсѩ въ васъ. (ὁ ἀπόστολος) ПНЧ XIV, 34б; что гл҃ть великыи ап(с)лъ. (ἀπόστολος) ФСт XIV, 15б; чаи ˫ако приде(т) въ славѣ. ˫ако вѣщаста велика˫а ап(с)ла петръ и паве(л). ГБ XIV, 47в; Аще чернець пущенъ будеть на пу(т). ѥгда приде(т) къ игумену. да оумыѥть ѥму нозѣ ˫ако и х(с)ъ ап(с)лмъ. KB к. XIV, 294б; ѥдина ѥсть истинна˫а вѣра проповѣданаи славными ап(с)лы и б҃гоносными ѡц҃и. (διὰ τῶν... ἀποστόλων) ЖВИ XIV-XV, 62б; ти же оубо ап(с)ли. акы коло гремѩще протекоша вселеную. Пал 1406, 177в; Того же лѣ(т). м(с)ца. декѩбрѩ въ ѕ҃ д҃нь. созда цр҃квь каменоу. ст҃хъ ап(с)лъ. в Бѣлѣгородѣ. бл҃говѣрныи к҃нѩзь Рюрикъ. ЛИ ок. 1425, 242 (1198);
<> дѣ˫ани˫а апостолъ см.
дѣ˫аниѥ.
2. Название книги деяний и посланий апостолов, составляющей часть Нового завета:
о елесаитѣхъ. Си ѡ(т)мещють нѣка˫а. ѡ(т) въсѩкого б҃жьствьнааго писани˫а. приѥмлють же ˫авлѥна˫а пакы. ѡ(т) ветъхааго же и новааго ап(с)лъ вьсь ѡ(т)мѣтають. (τὸν ’Απόστολον) ΚΕ XII, 281а; въ голодьноѥ лѣто написахъ еуанг҃лиѥ. и ап(с)лъ. ЕвМилят 1215, 160 (запись); повѣлѣваѥмъ же ѡ(т)селѣ въ всѣхъ церкъвахъ. ни ап(с)ла чисти. ни прокимена пѣти. ни въ ѡлтарь входити. неѡсщ҃номоу. КН 1280, 546.; и всѩкы книгы по скончании мл҃твы наше˫а. почитающе соудии. цр(с)твии прѣ(ж) сихъ. иѡва || и соломонѩ книгы. и г҃і҃ пр҃ркъ. и новаго завѣта к҃е҃ книгы. по писаномоу. и аще боудеть сборъ в цр҃кви. аще ли нѣ(с). ты п(с)лтрь. ап(с)лъ. ѥуа(г)ѥ. проходи. (ἀπόστολον) ПНЧ 1296, 128 об. -129; сима же пришедъшема. начаста съставливати писмена. азъ||буковьна˫а Словѣньски. и преложиста Ап(с)лъ и Еуг҃л(ье). ЛЛ 1377, 9-9 об. (898); В лѣ(т) ѕ҃ ѡ(т) ч҃ѳ҃ написанъ бы(с) ап(с)лъ съ. An 1391, 247 об. (запись); въ бж(с)тнѣмь ап(с)лѣ пишеть(с). шездесѩтъ лѣтъ въ цр҃кви нарѣцати сѩ въдовици. (ἐν... τῷ ϑείῳ ἀποστόλῳ) ПНЧ XIV, 16а; а вы та же ѥоу(г)ль˫а имате и ап(с)лъ ѥже и мы имѣѥмъ. СбТ ХIV/ХV, 126; еоуал҃ьи же и ап(с)ла ˫аже въ блг(д)ти и преданы˫а намъ книгы ст҃ы˫а на оутвержениѥ. и на исправлениѥ. сихъ николи же въсхотѣ видѣти. ни слышати ни почитати. ПКП 1406, 156в; Волѡ(ди)меръ... съсѫды скова слоужебныа сребрены, і еу(г)ліе опрако(с) оковано сребро(м), ап(с)лъ опракось, и пара(м)ѩ, и съборникь. ѡ(т)ц҃а своего тоуто(ж) положи ЛИ ок. 1425, 305 (1289).
мн.
Странствующие проповедники, впоследствии - 12 учеников и ближайших последователей Христа, о которых повествуется в новозаветных книгах.
Апо́столы (от греч. apóstolos - посол), в раннехристианской литературе странствующие проповедники христианства. В Новом Завете двенадцать апостолов - ближайшие последователи (ученики) Христа.
* * *
АПОСТОЛЫ - АПО́СТОЛЫ (от греч. apostolos - посол), в раннехристианской литературе бродячие проповедники христианства. В Новом Завете двенадцать апостолов - ближайшие последователи («ученики») Христа.
АПОСТОЛЫ (от греч. apostolos - посол) - в раннехристианской литературе бродячие проповедники христианства. В Новом Завете двенадцать апостолов - ближайшие последователи ("ученики") Христа.
Апостолы. Икона "Двенадцать апостолов" византийского мастера 1-й пол. 14 в. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
АПОСТОЛЫ (греческое apostolos - посол), в раннехристианской литературе бродячие проповедники христианства. В Новом Завете двенадцать апостолов - ближайшие последователи (ученики) Христа.
Статуя апостола. Собор Святого Петра, Рим.
АПОСТОЛЬ (2*) пр. притяж. к апостолъ в 1 знач.:
И по съшьствии ст҃год҃ха. Рекше по роусалиіхъ. тако же недѣлю прѣити. славѩще прест҃оую троицю. до д҃не всѣхъ ст҃ыихъ. И отътолѣ дьржати по оуставоу отьчьстɤ. до петрова ап(с)л˫а д҃не. СбТр ХII/ХIII, 58 об.; ˫аже ѡнамо въ ап(с)льмь правилѣ ре(ч)на быша ѡ(т) насъ. КР 1284, 74г.
АПОСТОЛЬСКИЕ МУЖИ - группа раннехристианских писателей 1-2 вв., предположительно знакомых с последними апостолами и представлявших христианскую традицию в ее самой ранней послеапостольской форме. Наиболее важные из их сочинений: Первое послание Игнатия Антиохийского (ок. 115 н.э.), Первое послание Климента Римского (ок. 95 н.э.; так называемое Второе послание Климента представляет собой гомилию, относящуюся примерно к 130 н.э.) и серия видений, известных под названием Пастырь Гермы. В этот ряд обычно включают еще Учение двенадцати апостолов (Дидахе), наставление по нравственности и богослужебной практике; т.н. Послание Варнавы и изящную апологию христианской веры, известную под названием Послание Диогнету. Мученичество Поликарпа (ок. 155 н.э.) обычно замыкает этот ряд. Писания апостольских мужей дают представление о том, как раннехристианская церковь определяла свое отношение к иудаизму и язычеству В них содержатся ценные, пусть и не всегда ясные, свидетельства о жизни первохристианской церкви: об использовании еврейской Библии, о вере в Христа как Бога и Спасителя, о богослужениях и таинствах, о системе церковных служений.
ЛИТЕРАТУРА
Писания мужей апостольских. Рига, 1994
АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ - обширный свод церковных постановлений и правил, составленных, по преданию, двенадцатью апостолами Иисуса Христа и переданных через св. Климента, четвертого (после апостола Петра) епископа Римского. В действительности эти постановления были собраны и изданы ок. 4 в. неизвестным автором (по-видимому, арианином) в Сирии или Константинополе. Трулльский собор (692) отверг Апостольские постановления как искаженные еретиками и содержащие еретические интерполяции, однако оставил открытым вопрос об аутентичности оригинальной версии этого свода правил. Сочинение по-прежнему пользовалось большим авторитетом, и отрывки из него впоследствии были включены в различные кодексы канонического права Восточной церкви. Апостольские постановления состоят из восьми книг и могут быть разделены на три части. Первый раздел, объемлющий шесть книг, воспроизводит - с некоторыми изменениями - текст Дидаскалии (Учения кафолического двенадцати апостолов), составленной предположительно в северной Сирии в начале 3 в. В этой части речь идет о епископах, диаконах, диакониссах и вдовах, о различных вероучительных и дисциплинарных вопросах, а также о схизмах и ересях. Вторая часть содержит всего одну книгу, седьмую, где воспроизводится - в адаптированном и расширенном виде - Дидахе, или Учение двенадцати апостолов, датируемое началом 2 в. и составленное в Сирии. Помимо искаженной версии Дидахе, в этой части содержится литургический материал, заимствованный из неизвестных источников, и список первых епископов, основанный также на более ранних источниках, ныне утраченных. Третья и наиболее интересная часть Апостольских постановлений - восьмая книга, основанная почти исключительно на Апостольском предании св. Ипполита Римского (ум. 235). В ней речь идет о харизмах (духовных дарованиях), и приводятся тексты различных формул рукоположений и посвящений. В формулу рукоположения епископов включен полный текст божественной литургии - древнейшей из тех, что сохранились в полном виде. Здесь приводятся наставления, касающиеся исповедников, девственниц, вдов и экзорцистов. Наконец, здесь имеется свод канонов на разные случаи, включая т.н. Апостольские каноны, которые, возможно, были составлены самим компилятором Апостольских постановлений.
I прил.
1. соотн. с сущ. апостол I, связанный с ним
2. Свойственный апостолу [апостол I], апостолам характерный для них.
II прил.
1. соотн. с сущ. апостол II, апостолы, связанный с ним
2. Свойственный апостолу [апостол II], апостолам характерный для них.
АПО́СТОЛЬСКИЙ, апостольская, апостольское (церк.). прил. к апостол в 1 знач.
апо́стольский, апо́стольская, апо́стольское, апо́стольские, апо́стольского, апо́стольской, апо́стольских, апо́стольскому, апо́стольским, апо́стольскую, апо́стольскою, апо́стольскими, апо́стольском, апо́стольск, апо́стольска, апо́стольско, апо́стольски
АПОСТОЛЬСКИЙ (см. сл. апостол). Общее название всего, что идет непосредственно от апостолов и что сообразно с их учением.
АПОСТОЛЬСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ - представляет собой краткое изложение христианской веры и восходит к крещальным формулам вероисповедания, употреблявшимся в Риме во 2 в. и имевшим вид вопросов и ответов ("Веруешь ли ты в Бога Отца?.." и т.д.). Содержит краткое разъяснение триединого имени Бога - Отца, Сына и Св. Духа и более пространное перечисление главнейших событий жизни Христа. Основа для наставления оглашенных, символ сделался предметом объяснений и толкований (из числа древнейших толкований самое знаменитое принадлежало Руфину) и был несколько расширен. В византийскую эпоху в Риме этот символ на некоторое время уступил место Никейскому символу веры; сегодняшняя его форма - та, в которой он был возвращен в римский обиход в начале Средних веков и вошел в чин крещения, принятый в Римско-католической церкви. Средневековая традиция подразделяла его на двенадцать членов, каждый из которых приписывался одному из апостолов. В качестве формулы исповедания общей веры он стал употребляться как в литургической, так и в индивидуальной молитвенной практике. Англиканская и Лютеранская церкви сохраняют этот символ в его изначальной форме. Большинство протестантских церквей признают его как приемлемое исповедание веры, возвещенной в Писании.
См.: Пророческий язык
См. Пророческий язык
АПОСТОЛЬСКО (1*) нар. То же, что апостольскы:
Многочастьно и многоразлично. еуа(г)льск(о) и ап҃льско же и оч҃ьскы наоучаѥмъсѩ. (ἀποστολικῶς) ПНЧ XIV, 91в.
АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕЕМСТВО - принцип, вытекающий из представления о духовенстве христианской церкви как назначенном Богом и исторически непрерывном хранителе учения, организации и богослужения христианства с апостольских времен (т.е. первого века церковной жизни). Эта концепция поддерживается Восточно-православными и Римско-католической церквами и Англиканским сообществом; все они подчеркивают преемственность священников, гарантированную епископатом. Подобная теория, разделявшаяся некоторыми кальвинистами, утверждает, что преемственность дана через пресвитера, служение которого равно служению епископа. Согласно англиканской Книге общественного богослужения, апостольское преемство через епископат (т.е. непрерывную последовательность епископских рукоположений начиная со времен апостолов) есть средство обеспечения непрерывности в жизни церкви.
АПОСТОЛЬСКЫ (9) нар. По примеру апостолов:
Логинъ... ѡставль же соущеѥ ѥго воиньство. и дощедъ своѥѩ страны. ап(с)льскы проповѣдаше х(с)а. ПрЛ XIII, 53в; ст҃оую пасхоу ѡбрѣтаѥмъ въ не(д)лю бывающю по д҃-х же на і҃ . днехъ лоунѣ сего м(с)ца Марта, иже и Нисанъ наре(ч)нъ, не июдѣискы, но ап(с)лкы праздьноуѥмъ ѥствомь [в др. сп. ѥстествомь] и б҃опреданомь начальствомь. (ἀποστολικῶς) ГА XIII-XIV, 66а; нѣ(с) соврата ни на десно ни на шюе. но поутемь ц(с)рскымь грѩдоуть. анг҃льскы гл҃ю и ап(с)льскы и от҃чько оуставоположеньѥ. ПНЧ XIV, 200в; Бра(т)ѥ мо˫а ѡц҃и и чада. како вамъ нынѣ провѣщаю. но и дерза˫а ап(с)льскы. ра(д)ите сѩ ѡ г(с)ѣ всегда. (ἀποστολικῶς) ФСт XIV, 127а; дерзаю и боле за вы. ап(с)лкы изрече. толико за вы молюсѩ. и толико сѩ стыжю. бл҃гокрасны˫а то˫а ваше˫а ризы. (τοῦ ’Αποστόλου) ГБ XIV, 87 г.
АПОСТОЛЬСКЫИ (361) пр. к апостолъ.
1.В 1 знач.:
того ради х҃съ съподоби вълазити въ ап(о)ль||скы˫а оубогы˫а хызины. насъ оучѩ. чл҃вчьско велѩ попирати величѩниѥ и славоу. Изб 1076, 95-95 об.; оубоитес˫а рекъшааго ɤсты ап(с)льскы. не дѣти бываите оумы зълобиѥмь же младеньствоуите. а оумы съвьршени бываите. СкБГ XII, 14а; ˫авѣ бо ѥсть ап(с)лскоѥ писмѩ гл҃юштеѥ. не новосаженааго. да не разгърдѣвъ. въ грѣхъ въпадеть и сѣть ди˫аволю. (ἀποστολικόν) КЕ XII, 21б; ананию и сапфироу. ѡ(т) своѥго има || притѩжѩни˫а оуимъшема. и не всеѩ цѣны принесъшема прѣдъ ногама ап(с)льскама. нъ чѩсть нѣкакоу оудьржѩвъшема. горькыи соудъ постиже. УСт ХII/ХIII, 219-219 об.; помѩноуша ап(с)льскоѥ слово бра(т)˫а б҃а боитьсѩ кнѩзѩ чтѣте г҃ви бо слоуга ѥсть. Парем 1271, 257; мы же послѣдъств(о)уѥмъ еуа(г)льскымъ и ап(с)льскымъ и ѡч҃ьскымъ заповѣдемъ. КН 1280, 541в; ап(с)льскоѥ бо сѣдалище роумьскыи престолъ. нарекоша. ибо верховнии ап҃лъ петръ в немь проси˫алъ ѥсть. КР 1284, 104б; можеть бо по ап(с)лкоу положению. тщивыи все творити въ славоу б҃ию. (ἀποστολικήν) ПНЧ 1296, 110; гл҃а ѥмоу мнихъ. ѡ люте бра(т). аще и доброу вѣроу имаші нъ чюжь сѩ ѥси створилъ ст҃ы˫а ап(с)льскы˫а цр҃кви. ПрЛ XIII, 78а; зане же бы чл҃вкъ ап҃льскыи ликъ в҃і҃ числомь. петре и павле. марко б҃атыи. иѡане матьфѣю же. СбЯр XIII, 185; ˫ако въ ап(с)лкыхъ повелѣньихъ вѣщаѥть б҃иѥ || слово: да боудеть соудь˫а нелицемѣренъ (ἀποστολικαῖς) ΓΑ XIII-XIV, 215б-в; а дь˫аволъ стенѩ гιлше. оувы || мнѣ ˫ако ѡсюда [так!] прогони(м) есмь. сде бо мнѩхъ жилище имѣ(т)и ˫ако сде не суть оучень˫а ап(с)льска. ни суть вѣдуще Б҃а. ЛЛ 1377, 40 об. - 41 (988); Дн(с)ь ап(с)ли на жребѩ сво˫а ризы възложиша, и Х(с)ъ верху ихъ въсѣде. Ѡле преславныхъ таинъ ˫авлениѥ Кр(с)ть˫аньскы˫а бо добродѣтели ап(с)лкы˫а ризы суть. КТур XII сп. XIV, 5; вы же ча(д) въсприимаите въ д҃ша ваша. и пишите на ср(д)ца ваша. еоуанг҃льскы˫а рѣчи. ап(с)лка˫а проповѣдь. СбУв XIV, 67; д҃ни ап(с)льскы˫а да празноують оучител(и) бо вамъ въ х(с)а быти и д҃ха васъ ст҃го сподобиша. (τῶν ἀποστόλων) ПНЧ XIV, 191г; Не оустрашить ли васъ ап(с)льска˫а заповѣдь. (ἀποστολικός) ФСт XIV, 65в; по ап(с)лкому оуче(н)ю. возмѣмъ щи(т) вѣры. имже възможе(м) всѩ стрѣлы лукаваго ражжены˫а оугасити. ГБ XIV, 212б; Тогда оучитель свершіть и вѣренъ бываеть оуча, егда дѣ˫аниемъ оучить по ап(с)льскомоу гл҃оу. Пч к. XIV, 49; тѣмь подобаеть с великими вещьми еп(с)пъ възвѣстити да расудити по правиломъ ап(с)лкмъ и оч҃ьскымъ. ЗЦ к. XIV, 96а; ты(ж) по провѣданью ап(с)льскому. толико лѣт державъ правую вѣру совратилсѩ еси на зловѣрье СбПаис XIV/XV, 27 об.; тако же и латина не творѩще по бж(с)твеному писанью и ап(с)лку преданью татьѥ суть и разбоиници. СбТ ХIV/ХV, 123; не взмогоша д҃ху ст҃му противити(с) гл҃щему ѡ(т) ап(с)льскыхъ оустенъ. Пал 1406, 65а; ап҃льскоѥ слово въ ср(д)ци сы при(с) держа. ПКП 1406, 97а;
♦ апостольскыи дьнь см. дьнь;
♦ дѣни˫а апостольска˫а см. дѣниѥ;
♦ дѣ˫ани˫а апостольска˫а см. дѣ˫аниѥ.
2. Апостольскыи мн. в роли с. Сторонники одной из ересей:
Ап҃льсти иже ѡ(т)метьници. и си въ писиди тъкъмо. ѡ(т)метьникы приѥмлюще. о себѣ же мол˫ащесѩ. приближають же сѩ къ въздьржателѥмъ. (’Αποστολικοί) КЕ XII, 257б; Ап(с)льстии. иже и покорници нарицаютсѩ. и си въ писидии соуть токмо. ѡ(т)рицающесѩ мира приѥмаю||ще въ покорениѥ. приближьни же соуть къ въздержникомъ. (’Αποστολικοί) КР 1284, 365-366.
3. Апостольскоѥ средн. в роли с. То же, что апостолъ во 2 знач.:
възъглаша˫а всѣмъ и ап҃стлскоѥ. ˫ако намъ брань братиѥ не кръви. и плъти. къ началомъ. и къ властьмъ. къ миродьржьцемъ тьмы вѣка сего. и подобаѥть всегда бъдѣливомъ быти (τὸ τοῦ ’Αποστόλου) ЖФСт XII, 61 об.; оутвьрди оубо оч҃е. ˫аже подъ собою стадо, отъ ап(с)льскыихъ оутѣша˫а отъ еванг҃льскыихъ оувѣщава˫а. отъ пьсалъмъ съвѣщава˫а. (ἐκ τῶν ἀποστολικῶν) ΚΕ XII, 214б; толкуе(т) же ап(с)лкое ѥже к филиписиѡмъ реченое о х(с)ѣ. ˫ако смѣри себе. ГБ XIV, 73г; ап(с)лкое е҃ помнити. ˫ако не достоины стр(с)ти се(г) времени. ЗЦ к. XIV, 43в.
АПОСТОЛЬСТВ|О (4*), -А с. Деятельность апостола, звание апостола:
Въ тъ(ж) д҃нь памѩ(т) сщ҃нию. ч(с)тнаго ап(с)льства. ст҃го и прѣхвальнаго и вьрховнѩго ап(с)ла пе||тра Пр 1383, 49в-г; како не хулиши. ˫ако оу фарисѣи ˫адѩше с мытари. и ˫ако виташе оу мытарь. и трапезы ихъ не гнушаше сѩ. или ˫ако ѡ(т) мытарьства въ ап(с)льство преложи. ѡ(т) оучень˫а приобрѣ(т). ГБ XIV, 75а; паве(л) же пиша галатомъ. ˫ако сдѣиствовавъ петрови. въ ап(с)льство. ѡбрѣзань˫а. споспѣеши мнѣ въ ˫азыкы. Там же, 108а; пише(т) бо корінфіѥмъ. печа(т) моѥго ап(с)лтва вы ѥсте Там же, 119г.
апо́стольство, апо́стольства, апо́стольств, апо́стольству, апо́стольствам, апо́стольством, апо́стольствами, апо́стольстве, апо́стольствах