сущ., кол-во синонимов: 1
блюдо (133)
Бажа́н Микола (Николай Платонович) (1904-1983), украинский поэт, академик АН Украинской ССР (1951), Герой Социалистического Труда (1974). В исторических и современных эпических сюжетах - темы противостояния добра и зла, конфликт творца и общества (сборник «Строения», 1929; поэмы «Гофманова ночь», 1929, «Слепцы», 1929-1932; цикл поэм «Уманские воспоминания», 1970-е гг.). В поэме о Кирове «Бессмертие» (1937), поэтических сборниках «Сталинградская битва» (1943), «Знаки» (1978; Ленинская премия, 1982) - публицистический пафос, гражданская лирика. Государственные премии СССР (1946, 1949).
* * *
БАЖАН Микола - БАЖА́Н Микола (Николай Платонович) (9 октября 1904, Каменецк-Подольск, ныне Хмельницкая область Украины - 23 ноября 1983, Киев), украинский поэт, общественный деятель; Герой Социалистического Труда (1974); лауреат Сталинской премии (1946, 1949) и Ленинской премии (1982), заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1964), заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1966); академик АН УССР (1951).
В 1921-1923 учился в Киевском кооперативном институте, в 1923-1925 - в Киевском институте внешних сношений. С 1920 - редактор Киевской кинофабрики, работал во Всеукраинском фотокиноуправлении, в 1925-1932 - редактор журнала «Кино» (1925-1932), один из руководителей Клуба писателей Украины. В 1943-1948 возглавлял министерство культуры Украины, в 1953-1959 - председатель правления Союза писателей Украины. Главный редактор ряда энциклопедических изданий.
В исторических и современных эпических сюжетах Бажана - темы противостояния добра и зла, конфликт творца и общества (сборник «Строения», 1929; поэмы «Гофманова ночь», 1929, «Слепцы», 1929-32; цикл поэм «Уманские воспоминания», 1970-е гг.). В поэме о Кирове «Бессмертие» (1937), поэтическом сборнике «Сталинградская битва» (1943), «Знаки» (1978; Ленинская премия, 1982) - публицистический пафос, гражданская лирика.
БАЖАН Микола (Николай Платонович) (1903-83) - украинский поэт, общественный деятель, академик АН Украины (1951), Герой Социалистического Труда (1974). В исторических и современных эпических сюжетах - темы противостояния добра и зла, конфликт творца и общества (сборник "Строения", 1929; поэмы "Гофманова ночь", 1929, "Слепцы", 1929-32; цикл поэм "Уманские воспоминания", 1970-е гг.). В поэме о Кирове "Бессмертие" (1937), поэтическом сборнике "Сталинградская битва" (1943), "Знаки" (1978; Ленинская премия, 1982) - публицистический пафос, гражданская лирика. Государственная премия СССР (1946, 1949).
БАЖАН Микола (Николай Платонович) (1903 - 83), украинский поэт, общественный деятель. В исторических и современных эпических сюжетах - темы противостояния добра и зла, конфликт творца и общества (сборник "Строения", 1929; поэмы "Гофманова ночь", 1929, "Слепцы", 1929 - 32; цикл поэм "Уманские воспоминания", 1970-е гг.). В поэтических сборниках "Сталинградская битва" (1943), "Знаки" (1978) - публицистический пафос, гражданская лирика.
БАЖАНОВ БАЖЕНОВ БАЖУТИН БАЖУТКИН БАЖИН БАЖУКОВ БОЖУТИН
Бажан и Бажен - чрезвычайно распространенные в старину русские нецерковные имена. Нарицательное значение обоих: желанный, сердечный, милый. (Ф). Фамилия Бажанов связана с обстоятельствами рождения ребенка: бажен - желанное дитя. Мирские имена Бажен и Бажан были распространены по всей Руси. То же значение имеют фамилии Баженов и Бажутин. (У)
У Даля баженый также баловень, изнеженный любимец, бажутка - желанная, милая. Бажанов. Дворяне с XVII века. От тюрко-татарского бажа "свояк, муж сестры жены". В последующем архитекторы, учёные.(СТ)
Фамилии Бажин, Бажуков из запросов посетителей. Вероятно, имеют ту же основу.
БАЖАНОВ Василий Борисович - БАЖА́НОВ Василий Борисович (1800-83), протопресвитер, член Святейшего Синода, духовник особ царствующего дома, воспитатель Александра II (см. АЛЕКСАНДР II Николаевич) (вместе с В. А. Жуковским (см. ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич)). Автор книги «Об обязанностях христианина».
БАЖАНОВ Василий Борисович (1800-83) - протопресвитер, член Святейшего Синода, духовник особ царствующего дома, воспитатель Александра II (вместе с В. А. Жуковским). Автор книги "Об обязанностях христианина".
Бажа́нов Дмитрий Андреевич (19021946), график, художник книги. Автор оригинальных орнаментаций и рисованных шрифтов, на основе которых после его смерти в СССР была разработана Бажановская гарнитура. Иллюстрировал произведения отечественных и зарубежных авторов.
бажа́новец
растение "Lysimachia, вербейник" (Даль), также база́новец, относится к польск. bazanowiec - то же, которое Карлович (40 и сл.) выводит из польск. bażant "фазан", указывая на нем. Fasanenkraut. Наличие z вместо ż объясняется польским мазурением.
бажа́нт
птица "фазан, Phasianus colchicus", кавк. (Даль), ср. уже Поликарпов, Лексикон 1704 г. Через польск. bażant (засвидетельствовано с XV в.; Брюкнер 18), чеш. bažant из ср.-в.-н. fasant - то же, которое через ср.-лат. phasanus, phasianus, греч. φασιανός (Аристофан, Ксенофонт) восходит к названию реки Φᾶσις в Колхиде. Первоначально "птица с реки Фасис"; ср. Корбут 512; Дечев, KZ 63, 229; особенно Суолахти, Vogelnamen 227.
БАЖАТЬ - новорос., вор., вологод., вят., олон., симб., ниж., пенз., бажить вологод., пермяц., новг., яросл., ниж., бажить яросл., вят., бажанить новг. желать, хотеть чего, сильно и прихотливо просить, как больной или ребенок; жаждать, алкать чего. Хворый калинки бажат; побажить, забажить медку; чего он забажел? Кто бажит (сильно желает), тому встречу бежит. Вообще, более употр. в прош. вр. с частицею -ся, безлично: Чего-то бажится мне; бажится повидаться с ним. В новг. бажить более значит привередничать, дурить, хандрить. Баженый, бажененькой, бажатный калуж., архан., новг., вологод., твер. жадобный, желанный, сердечный, милый. Хоть не рожон, да бажон, вологод. Это дитя у них бажоное, вымоленное, милое. Баженый олон. баловень, изваженный, изнеженный любимец. Бажила ·об., яросл. неотступный проситель, докучатель, канюка, клянча. Бажутка мой, моя, желанный, милая. Баженье ср., архан. милость, сострадание.
бажа́ть
бажи́ть, бажа́нить, баж=енить "желать, жаждать", бажо́ный "любимый", укр. бага́ "жажда", бажа́ти, бажи́ти "желать", польск. zabagać "захотеть, пожелать", чеш. bažiti se "жаждать, стремиться", zabahnouti - то же.
Возм., к греч. φώγω "поджариваю", д.-в.-н. bahhan "печь". Ср. знач. польск. prażyć "поджаривать, сушить" и pragnienie "жажда, горячее желание"; см. Бернекер 1, 38. Утверждение Остен-Сакена (IF 22, 312 и сл.) о том, что бажить является каузативом к бежать, спорно; см. против Бернекер, там же, Ильинский, ИОРЯС 23, 1, 127 и сл. Сближение последнего с бог и греч. φαγεῖν "поедать" также ошибочно. Неубедительно, далее, мнение о тюрк. происхождении этих слов (из уйг. bakarmak "желать", bak "тоска"), ибо при этом возникают как фонетические, так и семасиологические трудности. Рискованно также предположение Петерссона (BSl. Wortstud. 5 и сл.) о метатезе *bag- < *gab-; ср. лит. gobėti "жаждать", gobùs "жадный", которые Бернекер (1, 287 и сл.) и Зубатый (AfslPh 16, 392) относят к слав. gabati "теснить, досаждать", др.-русск. нагабати, что более удачно.
-а, м. Ст.-русск.
Отч.: Баже́нович, Баже́новна; разг. Баже́ныч.
Производные: Бажа́й; Бажа́н.
[Ср. диал. бажать 'очень сильно желать чего-л.', 'жаждать'; баженный 'желанный', 'милый'.]
-а, муж. Ст.-русск.
Отч.: Баженович, Баженовна; разг. Баженыч.
Производные: Бажай; Бажан.
Происхождение: (Ср. диал. бажать ‘очень сильно желать чего-л.’, ‘жаждать’; баженный ‘желанный’, ‘милый’.)
БАЖЕНОВ
В основе этой фамилии - самобытное русское имя Бажен (украинский вариант - Бажан) - ‘желанное дитя’. В это же «родовое гнездо» входят Бажанов, Бажов, Бажуков, Бажутин. Прямые «родственники» Баженовых - Чаяновы, ведь чаять значит ‘надеяться, уповать, ожидать’. И имя такое - Чаян - в старые времена тоже бытовало на Руси. И, наконец, Беклемишев - тюркский вариант фамилии с этим же значением - ‘ожидаемый’.
БАЖАНОВ БАЖЕНОВ БАЖУТИН БАЖУТКИН БАЖИН БАЖУКОВ БОЖУТИН
Бажан и Бажен - чрезвычайно распространенные в старину русские нецерковные имена. Нарицательное значение обоих: желанный, сердечный, милый. (Ф). Фамилия Бажанов связана с обстоятельствами рождения ребенка: бажен - желанное дитя. Мирские имена Бажен и Бажан были распространены по всей Руси. То же значение имеют фамилии Баженов и Бажутин. (У)
У Даля баженый также баловень, изнеженный любимец, бажутка - желанная, милая. Бажанов. Дворяне с XVII века. От тюрко-татарского бажа "свояк, муж сестры жены". В последующем архитекторы, учёные.(СТ)
Фамилии Бажин, Бажуков из запросов посетителей. Вероятно, имеют ту же основу.
БАЖЕНОВ
В основе этой фамилии - самобытное русское имя Бажен (украинский вариант - Бажан) - ‘желанное дитя’. В это же «родовое гнездо» входят Бажанов, Бажов, Бажуков, Бажутин. Прямые «родственники» Баженовых - Чаяновы, ведь чаять значит ‘надеяться, уповать, ожидать’. И имя такое - Чаян - в старые времена тоже бытовало на Руси. И, наконец, Беклемишев - тюркский вариант фамилии с этим же значением - ‘ожидаемый’.
- Только обстоятельства не позволили этому зодчему около 200 лет назад снести и полностью перестроить Московский Кремль.
- Деревянную модель Большого Кремлёвского дворца везли в Петербург из Москвы на 120 санях, но Екатерина II проект этого архитектора не утвердила.
- С именем какого зодчего связывают проект коренной перестройки Кремля при Екатерине II?
БАЖЕ́НОВ Вас. Ив. (1737-99) - архитектор, теоретик архитектуры, график. Предст. классицизма. В 1756-62 обучался в Имп. Акад. худ. в СПб. и Королевской Акад. худ. в Париже. Испытал влияние С. Чевакинского, Ж. Б. Валлен-Деламота. Получил европ. известность уже во время пансионерской поездки по Италии и Франции, тогда же приобретя вкус к грандиозным масштабам проектируемых сооружений, чьи композиция, план и декор содержали сложную, часто масонскую символику. Манера Б. отличается разнообразной пластич. разработкой архит. форм, гармонией эл-тов, органичным сочетанием архит. объемов и природных ландшафтов, богатством вариаций ордерных форм. Первым в рус. архитектуре искал синтеза принципов др.-рус. зодчества и готики.
Осн. произв.: проект реконструкции Моск. Кремля (1767-75); Пашков дом (1784-86), дом Долгова (1770), трапезная и колокольня церкви Всех Скорбящих (1780), дом Юшкова (1780) - все в Москве; ансамбль в Царицыне (1775-85), церк. в с. Быково под Москвой (1782-89), редакция проекта Михайловского замка (автор Павел I) в СПб. (1792-96, осуществлен В. Бренна), старый Арсенал в СПб. (1770-е). Б. приписывают мн. здания раннего классицизма, авторы к-рых неизвестны. Ни один из грандиозных проектов Б. (Б. Кремлевский дворец, Смольный ин-т) не был осуществлен; ансамбль Царицына уничтожался на его глазах. Сохранились лишь чертежи, макеты и неск. небольших построек Б. Смерть настигла мастера тогда, когда он получил возможность (по вступлении на престол Павла I, к-рого Б. обучал архитектуре) свободно творить.
Лит.: Пигалев В. А. Баженов. М., 1980; Разгонов С. Н. Вас. Ив. Баженов. М., 1985.
В. И. Баженов. Дом Пашкова в Москве

Баже́нов Василий Иванович (1737/1738 - 1799), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Проект реконструкции Кремля (дворец, заложен в 1773, не осуществлён), романтический дворцово-парковый ансамбль Царицыно, дом Пашкова (1784-1786, ныне старое здание Российской государственной библиотеки) в Москве, Михайловский замок в Петербурге (в 1797-1800 строил В. Ф. Бренна) отличаются смелостью композиции, разнообразием замыслов, творческим использованием традиций мировой классической и русской архитектуры.
* * *
БАЖЕНОВ Василий Иванович - БАЖЕ́НОВ Василий Иванович [1 (12) марта 1737 или 1738, с. Дольское, близ Малоярославца (по другим данным, Москва) - 2 (13) августа 1799, Петербург], русский архитектор, график, теоретик архитектуры; один из основоположников русского классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ).
Годы учебы
Родился в семье дьячка. Учился в Москве у Д. В. Ухтомского (см. УХТОМСКИЙ Дмитрий Васильевич), работая живописцем в его «архитектурной команде» (1753-55), затем в Московском университете, откуда был переведен в Петербург (1756). Первые архитектурные навыки приобрел под руководством известного архитектора С. И. Чевакинского (см. ЧЕВАКИНСКИЙ Савва Иванович), после чего был принят в петербургскую Академию художеств (1758), где занимался у А. Ф. Кокоринова (см. КОКОРИНОВ Александр Филиппович). Окончил академию с золотой медалью, дававшей право на продолжение учебы за границей.
В 1760-62 учился и работал в Париже у профессора Шарля де Вайи; продолжил образование в Италии, где за выдающиеся успехи был избран профессором Римской и Флорентийской академий, а также членом Болонской академии.
По возвращении в Петербург в 1765 сдал экзамен и получил звание академика архитектуры, однако профессором не стал, получив назначение на должность архитектора артиллерийского ведомства в чине капитана.
Проект перестройки Московского Кремля
Во время командировки в Москву Баженов был удостоен аудиенции Екатерины II (см. ЕКАТЕРИНА II), после чего ему поручили разработать проект перестройки Московского Кремля (см. КРЕМЛЬ Московский) и строительство на его территории грандиозного дворца. К этому времени большинство московских дворцов так обветшали, что не годились ни для жилья, ни для представительских функций.
Баженов разработал грандиозный проект, предусматривавший не только реконструкцию всего кремлевского ансамбля, но и Красной площади (см. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ). Кроме апартаментов императрицы, в Кремле должны были размещаться и правительственные учреждения Москвы. Главное здание дворца должно было огибать кремлевский холм со стороны Москвы-реки, для чего была разобрана часть кремлевской стены с башнями. Центром композиции должна была стать овальная площадь с колоннадами и амфитеатром для зрителей, к ней сходились основные радиальные улицы центра Москвы. Мощный рустованный цоколь дворца и высокая колоннада должны были скрыть древние постройки Соборной площади, что нарушило бы традиционный облик Кремля.
При закладке дворца в 1773 зодчий сказал, что дворец должен служить «ко украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа», однако проект так и не был осуществлен. Помешало этому несколько причин: разрушение Кремля вызвало недовольство в обществе, особенно в Москве, грандиозное строительство грозило подорвать бюджет государства, которое вело войну с Турцией, и, наконец, Екатерина не желала возвеличивать Москву. В 1775 строительство было прервано, что явилось для зодчего тяжелым ударом. От грандиозного проекта сохранились лишь чертежи и огромная деревянная модель, хранящиеся в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева в Москве.
Дворцово-парковый ансамбль в Царицыне
После великолепно оформленных Баженовым празднеств по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира (см. КЮЧУК-КАЙНАРДЖИЙСКИЙ МИР) с Турцией (на Ходынском поле в Москве в 1774-75; известны по рисункам М. Ф. Казакова (см. КАЗАКОВ Матвей Федорович)) Екатерина II поручила зодчему создание новой подмосковной резиденции в Царицыне (см. ЦАРИЦЫНО).
В дворцово-парковом ансамбле, который строился десять лет (1775-1785), Баженов обратился к мотивам древнерусского зодчества, использовал также и тему романтической готики. В живописный ансамбль были органично включены и холмистый ландшафт, и пруды, и здания, свободно расположенные на разных уровнях. Все это образовывало исключительно оригинальную композицию, особенно эффектны были сами постройки из красного кирпича, декорированные белокаменными украшениями в духе псевдоготики (см. ЛОЖНАЯ ГОТИКА). Сложные по конфигурации помещения создавали неожиданные контрастные эффекты при переходе из одного в другое.
Однако и этот ансамбль не был завершен. Императрице он не понравился, и она велела сломать дворцы и основные сооружения. Вероятной причиной была близость Баженова к наследнику престола и к московским масонам. С масонством Баженов познакомился, скорее всего, еще во время пребывания в Европе, в Москве сблизился с кругом Н. И. Новикова (см. НОВИКОВ Николай Иванович), стал членом ложи. В архитектурных замыслах зодчего можно проследить влияние масонской философии и символики. Императрице стало известно о передаче наследнику масонских книг от Новикова через Баженова. Зодчий был отстранен от строительства и уволен с государственной службы.
Дом Пашкова и другие частные постройки
В 1780-1790 Баженов выполнил ряд частных заказов, в том числе одно из совершенных произведений русского архитектурного классицизма - дом Пашкова (1784-1786; ныне старое здание Российской государственной библиотеки, Москва). При проектировании здания архитектору удалось в какой-то мере осуществить свои градостроительные идеи, связанные с неосуществленным проектом перестройки Московского Кремля. Дарование его проявилось прежде всего в мастерском использовании сложного рельефа местности и решении генерального плана. Баженов отказался от традиционной схемы застройки усадьбы, поставив в один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное здание, увенчанное бельведером, и связанные с ним флигели. В результате усадьба приобрела городской облик. Вместо курдонера (см. КУРДОНЕР) был создан сад (не сохранился); главный вход помещался со стороны небольшого двора с парадными воротами, которому и был придан характер курдонера. Наружный облик здания, исключительно благородного по силуэту и пропорциям, сохранился почти без изменений (интерьеры утрачены во время пожара 1812).
Среди работ последующих лет следует отметить дом Юшкова на Мясницкой (1780-е гг.), дом Прозоровского на Полянке, дом Долгова (тестя Баженова) на Мещанской (ныне проспекте Мира; 1770), колокольню и трапезную церкви Всех Скорбящих на Ордынке (1780-е гг.). Возможно, ему принадлежит проект церкви в селе Быково, построенной в 1789.
Последние годы
После смерти Екатерины зодчий по распоряжению Павла I (см. ПАВЕЛ I Петрович) переехал в Петербург, где получил чин генерала, крепостных и должность вице-президента Академии художеств (1799; академик с 1765). Его последней крупной работой (с 1792) был проект Михайловского (Инженерного) замка в Петербурге, утвержденный в 1796. Создавая комплекс, со всех сторон окруженный (по распоряжению Павла I) каналами, Баженов сумел связать его с городом, вынеся павильоны замка на линию Инженерной улицы. Из-за болезни Баженов не смог возглавить строительство (замок в 1797-1800 построил В.-Ф. Бренна (см. БРЕННА Виктор Францевич), сохранивший замысел Баженова, но внесший в проект свои изменения, и Е. Т. Соколов).
Баженов был первым русским архитектором, создававшим свои проекты как объемно-пространственные композиции, связанные с ландшафтом и организующие окружающую среду. Он создал архитектурную команду и школу при Экспедиции кремлевского строения, где работали М. Ф. Казаков (см. КАЗАКОВ Матвей Федорович), К. И. Бланк (см. БЛАНК Карл Иванович), И. В. Еготов (см. ЕГОТОВ Иван Васильевич), Е. С. Назаров (см. НАЗАРОВ Елизвой Семенович).
Сохранились многочисленные графические работы Баженова, среди них - панорама Царицына (тушь, гуашь, перо, кисть, 1776, Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева). Под редакцией Баженова был издан первый перевод Витрувия (см. ВИТРУВИЙ).
Похоронен в собственном селе Глазово под Москвой.
БАЖЕНОВ Василий Иванович (1737 или 1738-1799) - российский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Проект реконструкции Кремля (дворец, заложен в 1773, не осуществлен), романтический дворцово-парковый ансамбль Царицыно, дом Пашкова (1784-86, ныне старое здание Российской государственной библиотеки, в Москве), Михайловский замок в Санкт-Петербурге (в 1797-1800 строил В. Ф. Бренна) отличаются смелостью композиции, разнообразием замыслов, творческим использованием традиций мировой классической и древнерусской архитектуры.

В.И. Баженов. Дом Пашкова в Москве.
БАЖЕНОВ Василий Иванович (1737 или 1738 - 1799), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Проект дворца Московского Кремля (1767 - 1775, не осуществлен), романтический дворцово-парковый ансамбль в Царицыне (1775 - 85, осуществлен частично), дом Пашкова (1784 - 86) в Москве отличаются смелостью композиции, разнообразием замыслов, творческим использованием традиций мировой классической и древнерусской архитектуры.
Баже́новское месторожде́ние - хризотил-асбестовое, в России, Свердловская область Разрабатывается с 1889. Разведаны запасы асбеста около 66 млн. т со средним содержанием асбеста в руде 2,28%. Среднее-годовое производство асбеста около 700 тыс. т (1991). Центр добычи - г. Асбест.
* * *
БАЖЕНОВСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ - БАЖЕ́НОВСКОЕ МЕСТОРОЖДЕ́НИЕ хризотил-асбестовое, в Российской Федерации, Свердловская обл. Разрабатывается с 1889. Разведанные запасы асбеста 63,9 млн. т со средним содержанием асбеста в руде 2,28%. Годовое производство асбеста св. 1 млн. т (1991). Центр добычи - г. Асбест.
БАЖЕНОВСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ хризотил-асбестовое - в Российской Федерации, Свердловская обл. Разрабатывается с 1889. Разведанные запасы асбеста 63,9 млн. т со средним содержанием асбеста в руде 2,28%. Годовое производство асбеста св. 1 млн. т (1991). Центр добычи - г. Асбест.
БАЖАНОВ БАЖЕНОВ БАЖУТИН БАЖУТКИН БАЖИН БАЖУКОВ БОЖУТИН
Бажан и Бажен - чрезвычайно распространенные в старину русские нецерковные имена. Нарицательное значение обоих: желанный, сердечный, милый. (Ф). Фамилия Бажанов связана с обстоятельствами рождения ребенка: бажен - желанное дитя. Мирские имена Бажен и Бажан были распространены по всей Руси. То же значение имеют фамилии Баженов и Бажутин. (У)
У Даля баженый также баловень, изнеженный любимец, бажутка - желанная, милая. Бажанов. Дворяне с XVII века. От тюрко-татарского бажа "свояк, муж сестры жены". В последующем архитекторы, учёные.(СТ)
Фамилии Бажин, Бажуков из запросов посетителей. Вероятно, имеют ту же основу.
БАЖИН Николай Федотович - БА́ЖИН Николай Федотович (1843-1908), русский писатель. В творчестве - преломление исканий, настроений демократической интеллигенции 1860-80-х гг.: народнические идеи (см. НАРОДНИЧЕСТВО) , образы «новых людей» - в повестях «Степан Рулев» (1864), «Житейская школа» (1865), романе «Зовет... Записки Семена Долгого» (1872); мотивы разочарования и безысходности - в романах «Клад» (1891), «Итоги» (1892), «Трус» (1896) и др.
БАЖОВ
Автор "Малахитовой шкатулки", писатель П. Бажов так объяснял этимологию своей фамилии: "бажить - самое ходовое северное слово, означает ворожить, но не угадывать, а предвещать, накликать". Кому-то из предков Бажова приписали такое умение,откуда и фамилия. (Ф).
- Уральский сказочник.
- Советский писатель, автор книги «Малахитовая шкатулка».
- Писатель, воспевший уральские самоцветы.
- В одном из сказов он поведал о том, как раскольник Ерофей Марков нашёл на Урале золотые самородки-«комышки», положив начало промышленной золотодобыче России.
- Он родился в рабочем посёлке при Сысертском заводе, что под Екатеринбургом, и ещё до революции собирал рабочий фольклор на других заводах Урала.
- В заводских посёлках Урала он собирал и записывал просторечные имена, поэтому среди героев его книг - Дарёнка, Таютка, Данилушко, Митьша.
- Его имя носит фестиваль народного творчества в Челябинской области, а также литературная премия, ежегодно вручаемая в Екатеринбурге.
- Русский писатель, автор мемуаров «Далёкое - близкое».
- Русский писатель, автор повести «Зелёная кобылка».
БАЖО́В Пав. Петр. (1879-1950) - прозаик, журналист. Род. в семье горнозаводского мастера (см. автобиогр. пов. о детстве "Зеленая кобылка", 1939). Окончил Пермскую духовную семинарию (1899), был учителем сначала в деревне, затем в Екатеринбурге. Изучая быт и труд уральских мастеров, записывал рабочий фольклор. С 1918 доброволец в Кр. Армии. В 1923-29 работал в г. Свердловске (Екатеринбурге) в "Крестьянской газ.". Первая кн. очерков "Уральские были" (1924). Долгие годы собирал свою главную книгу уральских сказов "Малахитовая шкатулка" (1939 Гос. пр. СССР, 1943), где Б. выступил как художник, использующий глубокое знание нар. уральского фольклора и горняцкой жизни, соединивший поэтичность с наблюдательностью и нравоучительность с тонким психологизмом. Не утратившие популярности до нашего времени сказы Б. легли в осн. к/ф "Каменный цветок" (1946), балета С. С. Прокофьева "Сказ о каменном цветке" (пост. 1954), одноим. оперы К. В. Молчанова (пост. 1950) и др.
Бажо́в Павел Петрович (1879-1950), русский писатель. Мотивы и образы уральского фольклора о самоцветах, старателях и мастерах-ювелирах в сказках (сборник «Малахитовая шкатулка», 1939). Автобиографические повести «Зелёная кобылка» (1939), мемуары «Дальнее - близкое» (1949). Государственная премия СССР (1943).
* * *
БАЖОВ Павел Петрович - БАЖО́В Павел Петрович (1879-1950), русский писатель. Мотивы и образы уральского фольклора в сказках (сборник «Малахитовая шкатулка», 1939). Автобиографическая повесть «Зеленая кобылка» (1939), мемуары «Дальнее - близкое» (1949). Государственная премия СССР (1943).
БАЖОВ Павел Петрович (1879-1950) - русский писатель. Мотивы и образы уральского фольклора в сказках (сборник "Малахитовая шкатулка", 1939). Автобиографическая повесть "Зеленая кобылка" (1939), мемуары "Дальнее - близкое" (1949). Государственная премия СССР (1943).

Павел Петрович Бажов.
БАЖОВ Павел Петрович (1879 - 1950), русский писатель. Мотивы и образы уральского фольклора в сказах (сборник "Малахитовая шкатулка", 1939). Автобиографическая повесть "Зеленая кобылка" (1939), мемуары "Дальнее - близкое" (1949).

Сысерть. Дом-музей П.П. Бажова.
БАЖОЕР а, м. bajoyers pl. гидр. Бока шлюза. Вельяшов. Бажоиер, бок или стенка шлюзной камеры. Коренблит 1934 3 1858.
БАЖУАР а, м. bajoire f. нумизм. Монета с изображением двух голов, почти закрывающих одна другую. Михельсон 1883. Бажоар. Собственно Baisoire - медаль поцелуя, монета, на которой изображены две головы в профиль так, что оне почти покрывают друг друга, большей частью брачные медали. Наст. Гранат. Вещественная монета < Женевы>. Золотая: пистоль старый в 40 1/4 флоринов.., серебряная: бажоар (bajoire), иначе старый экю патагон. Петрушевский Метрология 1831 215.
БАЖАНОВ БАЖЕНОВ БАЖУТИН БАЖУТКИН БАЖИН БАЖУКОВ БОЖУТИН
Бажан и Бажен - чрезвычайно распространенные в старину русские нецерковные имена. Нарицательное значение обоих: желанный, сердечный, милый. (Ф). Фамилия Бажанов связана с обстоятельствами рождения ребенка: бажен - желанное дитя. Мирские имена Бажен и Бажан были распространены по всей Руси. То же значение имеют фамилии Баженов и Бажутин. (У)
У Даля баженый также баловень, изнеженный любимец, бажутка - желанная, милая. Бажанов. Дворяне с XVII века. От тюрко-татарского бажа "свояк, муж сестры жены". В последующем архитекторы, учёные.(СТ)
Фамилии Бажин, Бажуков из запросов посетителей. Вероятно, имеют ту же основу.
БАЖУКОВ Николай Серафимович - БАЖУКО́В Николай Серафимович (р. 23 июля 1953, пос. Троицко-Печорск, Республика Коми), российский спортсмен (лыжные гонки (см. ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ)), заслуженный мастер спорта (1976). Кавалер ордена «Знак Почета».
Двукратный олимпийский чемпион (см. ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ (летние)) (1976, Инсбрук, гонка на 15 км; 1980, Лейк-Плэсид, эстафета 4х10 км). Бронзовый призер Олимпийских игр (1976) в эстафете 4х10 км. Чемпион мира (1976, 1980). Чемпион СССР (1974, 1976-78). Заслуженный работник культуры Коми АССР (1976).
БАЖАНОВ БАЖЕНОВ БАЖУТИН БАЖУТКИН БАЖИН БАЖУКОВ БОЖУТИН
Бажан и Бажен - чрезвычайно распространенные в старину русские нецерковные имена. Нарицательное значение обоих: желанный, сердечный, милый. (Ф). Фамилия Бажанов связана с обстоятельствами рождения ребенка: бажен - желанное дитя. Мирские имена Бажен и Бажан были распространены по всей Руси. То же значение имеют фамилии Баженов и Бажутин. (У)
У Даля баженый также баловень, изнеженный любимец, бажутка - желанная, милая. Бажанов. Дворяне с XVII века. От тюрко-татарского бажа "свояк, муж сестры жены". В последующем архитекторы, учёные.(СТ)
Фамилии Бажин, Бажуков из запросов посетителей. Вероятно, имеют ту же основу.
БАЖАНОВ БАЖЕНОВ БАЖУТИН БАЖУТКИН БАЖИН БАЖУКОВ БОЖУТИН
Бажан и Бажен - чрезвычайно распространенные в старину русские нецерковные имена. Нарицательное значение обоих: желанный, сердечный, милый. (Ф). Фамилия Бажанов связана с обстоятельствами рождения ребенка: бажен - желанное дитя. Мирские имена Бажен и Бажан были распространены по всей Руси. То же значение имеют фамилии Баженов и Бажутин. (У)
У Даля баженый также баловень, изнеженный любимец, бажутка - желанная, милая. Бажанов. Дворяне с XVII века. От тюрко-татарского бажа "свояк, муж сестры жены". В последующем архитекторы, учёные.(СТ)
Фамилии Бажин, Бажуков из запросов посетителей. Вероятно, имеют ту же основу.