м. разг.-сниж.
Враньё, вздор; брехня II.
-а, м.
1. прост. Собачий лай.
Брехали дальние собаки, отзываясь в разных концах, - брехали настойчивым, упорным брехом. Серафимович, Сухое море.
И полетел шальной пес с брехом по болоту за дичью. М. Пришвин, Кащеева цепь.
2. груб. прост., пренебр.
То же, что брехня.
Что, если ничего этого нет, и все это звон и брех пустых и неблагонамеренных людей? Салтыков-Щедрин, Сатиры в прозе.
сущ., кол-во синонимов: 20
бабские забобоны (10)
брехня (52)
брёх (1)
враки (26)
вранье (53)
вымысел (52)
гавкание (8)
гавканье (11)
измышления (33)
лай (38)
лаяние (8)
лаянье (8)
лганье (21)
ложь (72)
неправда (37)
обман (113)
свист (17)
треп (60)
тявкание (8)
тявканье (7)
прил., кол-во синонимов: 33
вравший (108)
вравший не краснея (25)
гавкавший (10)
гамкавший (4)
гнавший (76)
говоривший неправду (37)
завиравшийся (17)
заливавший (77)
заливавшийся (31)
заправлявший арапа (20)
лаявший (32)
лгавший (97)
лечивший (45)
ливший пули (20)
лохмативший бабушку (22)
лохотронивший (7)
обманывавший (200)
отливавший пули (20)
плевший (31)
побрехивавший (6)
подвиравший (26)
подпускавший турусы (23)
подпускавший турусы на колесах (23)
привиравший (41)
разводивший турусы (24)
разводивший турусы на колесах (24)
сочинявший (66)
терший по ушам (13)
травивший (66)
травивший байки (10)
тявкавший (13)
прил., кол-во синонимов: 9
вешавший собак (12)
клеветавший (39)
наговаривавший (41)
оговаривавший (24)
очернявший (28)
чернивший (45)
БРЕХАЛОВКА, -и, ж.
1. То же, что брехало во всех зн.
2. Базар, рынок или др. шумное место.
3. Обсуждение чего-л., дискуссия, спор; место, где что-л. шумно обсуждается.
В Думе весь день брехаловка о льготах каких-то.
БРЕХАНИ|Ѥ (2*), -˫А с. Действие по гл. брехати:
а си ведомi бѩху. кому гонѩщю. iли нудѩщю. никому же. кымъ гоньникомъ. которымъ ѱсомъ. коему бреханью. iли воплю. (ὑλακῆς) ГБ XIV, 144б; коневи рзание и псоу бреханиѥ (τὸ ὑλακτεῖν) Пч к. XIV, 50.
I несов. неперех. разг.
Лаять (о собаке).
II несов. неперех. разг.-сниж.
1. Говорить вздор (о человеке).
2. Говорить неправду; лгать, врать.
БРЕХА́ТЬ, брешу, брешешь, несовер. (прост.).
1. Лаять. «Собака брешет, ветер носит.» (посл.).
2. перен. Лгать, клеветать. Что ты на меня брешешь? Неправда, брешут они!
БРЕХА́ТЬ, брешу, брешешь; несовер. (прост.).
1. То же, что лаять (в 1 знач.). Брешет собака.
2. перен. Врать, говорить вздор.
| совер. пробрехать, -ешу, -ешешь (к 1 знач.).
БРЕХАТЬ, брехивать, брехнуть южн. и зап. лаять, гавкать, как собака;
| лгать, врать, говорить с ветру, на ветер; хвастать; клеветать; ·в·знач. лгать, слово это встречается и в других ·губ., напр. в ниж. и петерб.
| вологод. и вят. кричать, шуметь, орать, драть горло в брани; ругаться, браниться. Брехать (врать), не цепом мотать, нетяжело. Собаке вольно и на свой хвост брехать. Вольно собаке и на владыку брехать. Пестрые ворота из-под собак брешут, говорят о бессмыслице. У волоха два рота (рта), одним ест, другим брешет, южн., напоминает: У мордвы две морды, см. морда. Брехаться безл. мало ли что брешется, говорится, мало ль что брешут. Брехание ср. вранье, враки, ·в·знач. действия; брехня, бреховня, брехотня жен. ложь, враки, ·в·знач. сущности сказанного. Брехала, брехалка ·об. брехун муж. брехунья жен. врун. Брехливый, охочий брехать, лаять, врать, лгать. Не бойся собаки брехливой, а бойся молчаливой. Брешить вологод. галушить, балясничать, шутить на словах. Брех ниж. брехня, вранье. Это сказано с бреху, наобум, с ветру, соврано. Чох на ветер, брех на свою голову, вруну. Мало ли брехов по городу ходит. Брешить вологод. врать, брехать, лгать; бреша ·об., пск. врун, лгун. Брещать пск. передавать пустые, ложные вести, врать нехотя, не зная, зря.
II. БРЕХАТЬ вор. бодать, пырять, бутыскать; брухаться, бить рогами; толкать тычком, колоть.
| архан. чихать. Брехото ср., архан. решето для просевки муки. Брехаться, бодаться. см. брухать.
БРЕХА́ТЬ брешу́, бре́шешь; нсв.
1. Нар.-разг. Лаять.
2. (св. сбреха́ть). (что). Разг.-сниж. Врать; говорить вздор. Будет ерунду б.! Брешешь ведь! Не бреши!
◁ Брёх, -а; м. Брехну́ть, -ну, -нёшь; св. Однокр.
брешу́, бре́шешь; несов. прост.
1. Лаять.
Только брехали по всей станице собаки, встревоженные ночным выстрелом. Паустовский, Разливы рек.
2. Врать, говорить вздор.
- Я не вру, с достоинством отвечал Обалдуй, - а ты брешешь. Тургенев, Певцы.
- Я, брат, сроду не брешу, - внушительно сказал Авдеич. Шолохов, Тихий Дон.
бреха́ть, брешу́, бре́шем, бре́шешь, бре́шете, бре́шет, бре́шут, бреша́, бреха́л, бреха́ла, бреха́ло, бреха́ли, бреши́, бреши́те, бре́шущий, бре́шущая, бре́шущее, бре́шущие, бре́шущего, бре́шущей, бре́шущих, бре́шущему, бре́шущим, бре́шущую, бре́шущею, бре́шущими, бре́шущем, бреха́вший, бреха́вшая, бреха́вшее, бреха́вшие, бреха́вшего, бреха́вшей, бреха́вших, бреха́вшему, бреха́вшим, бреха́вшую, бреха́вшею, бреха́вшими, бреха́вшем
гл. несов.
1.
лаять
тявкать
гавкать
заливаться лаем
издавать характерные звуки (о собаке))
2.
лгать
обманывать
врать
сочинять
заливать
травить
лить пули
отливать пули
привирать
плести
разводить турусы на колесах
Общесл. Образовано от основы *breks- посредством суф. -а. Основа *breks является суффиксальным производным от звукоподражания ъге. Бригада. Из польск яз. в начале XVIII в. Польск. Szygada заимств. из фр. яз., в котором brigade является переоформлением заимствованного из ит. brigata- «войско, группа людей».
бреха́ть
брешу́, др.-русск. брехати "лаять" (СПИ), укр. бреха́ти "лгать", болг. бре́хам "тявкать, лаять; ссориться", сербохорв. брѐхати "задыхаться, кашлять", словен. brę́hati "задыхаться", чеш. břechati "тявкать", польск. brzechać "лаять". Наряду с ними сербохорв. брѐктати "фыркать", польск. brzechotać, brzechtać "лаять, тявкать", др.-чеш. břeče "говорит" (Брюкнер, KZ 43, 313 и сл.).
Родственно лтш. brèkt, brècu "кричу, плачу", д.-в.-н. praht, ср.-в.-н. braht "шум", ирл. bressim "крик"; см. Бернекер 1, 83; М. - Э. 1, 331. Более далеким является англос. beorcan, англ. bark "лаять", которое, по Хольтхаузену (Ае. Wb. 19 и сл.), связано с лит. burgė́ti "ворчать, ругаться". Неудовлетворительно предположение Брюкнера (KZ 43, 313 и сл.) о связи этих слов с бре́дить (см.), которое распространено гораздо уже.
Брехло наружу выходит у кого. Сиб. Шутл.-ирон. О болтливом человеке, которому трудно молчать. ФСС, 17.
сущ., кол-во синонимов: 18
брехун (26)
враль (31)
вральман (13)
вруша (27)
выдумщик (29)
заливало (14)
лгун (72)
лжец (38)
мюнхгаузен (9)
обманщик (117)
пургамет (6)
свистулькин (12)
сказочник (21)
телевизор (42)
трепач (48)
фуфляжник (3)
см. лгун
БРЕХНУ́ТЬ, брехну, брехнёшь (прост.). однокр. к брехать.
брехну́ть, брехну́, брехнём, брехнёшь, брехнёте, брехнёт, брехну́т, брехну́л, брехну́ла, брехну́ло, брехну́ли, брехни́, брехни́те, брехну́вший, брехну́вшая, брехну́вшее, брехну́вшие, брехну́вшего, брехну́вшей, брехну́вших, брехну́вшему, брехну́вшим, брехну́вшую, брехну́вшею, брехну́вшими, брехну́вшем
-и́,
ж. прост. пренебр. Вранье, вздор.
Тарабукин все врет. --- Саша тоже смеется над ним, а сама слушает его брехню. Мамин-Сибиряк, Старая дудка.
Брехни брехать. Алт. Шутл.-ирон. Болтать, разговаривать обо всем. СРГА 1, 96.
Расточать (тачать) брехни. Волг., Дон. Шутл.-ирон. Говорить чушь, ерунду; рассказывать небылицы. СДГ 1, 40; СДГ 3, 68; СРНГ 34, 270; Глухов 1988, 158.
Брехать брехню. Сиб. Неодобр. Говорить неправду. ФСС, 17.
Слить брехню. Яросл. Шутл.-ирон. или неодобр. Рассказать нечто неправдоподобное. ЯОС 2, 23.
сущ., кол-во синонимов: 52
бабские забобоны (10)
балабольство (14)
белибердистика (9)
бздо (13)
бобуйня (2)
бредосказ (2)
брех (20)
вздор (95)
враки (26)
вранье (53)
ври больше (17)
выдумщина (2)
вымысел (52)
вымысел фантаста (2)
гонилово (12)
деза (15)
дезинформация (21)
дезуха (13)
детский лепет (14)
дребездень (10)
езда по ушам (7)
ерундятина (9)
звездоболия (1)
измышления (33)
клевета (36)
кривозеркалье (4)
лабудень (14)
лажа (44)
лганье (21)
ложь (72)
лопухня (4)
маразматина (3)
мозгоклюйство (5)
неправда (37)
обман (113)
обсуждалки (5)
побрехушка (6)
побрехушки (4)
порожняк (9)
поток сознания (8)
прогон (16)
силос (5)
сказки (13)
сплетни (25)
треп (60)
трепотня (42)
трэш (5)
туфта (52)
туфтище (3)
фикция (22)
см. ложь
См. ложь...
БРЕХОВ БРЕХУНОВ
От "брехать" говорить пустое. Несмотря на отрицательное значение, Брех было весьма распространенным личным именем, которое давалось детям наряду с крестным, церковным. При этом Брех, по воле самого носителя, часто становилось документальным его именем. В древних документах читаем: Брех Семичев, московский пристав (1539); Брех, холоп в Переяславском уезде (1491) и т. д. Отсюда жемножество селений с названием Брехово, которыми некогда владели Брехи. Любопытно, что брехом в Древней Руси власти называли крамольника, бунтаря. В 1383 году летописец бесстрастно, "не ведая ни жалости, ни гнева", отметил: "Убиен бысть на Москве некий брех именем Некомат за некую крамолу". (Ф).
Бреховски́х Леонид Максимович (р. 1917), физик, академик РАН (1968), Герой Социалистического Труда (1987). Труды по акустике, теории распространения звуковых и электромагнитных волн. Открыл сверхдальнее распространение звука в море (совместно с другими). Государственная премия СССР (1951, 1976), Ленинская премия (1970).
* * *
БРЕХОВСКИХ Леонид Максимович - БРЕХОВСКИ́Х Леонид Максимович (р. 1917), российский физик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1968). Герой Социалистического Труда (1987). Труды по акустике, теории распространения звуковых и электромагнитных волн. Открыл сверхдальнее распространение звука в море (совместно с др.). Ленинская премия (1970), Государственные премии СССР (1951, 1976).
БРЕХОВСКИХ Леонид Максимович (р. 1917) - российский физик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1968). Герой Социалистического Труда (1987). Труды по акустике, теории распространения звуковых и электромагнитных волн. Открыл сверхдальнее распространение звука в море (совместно с др.). Ленинская премия (1970), Государственные премии СССР (1951, 1976).
БРЕХТ (Brecht) Бертольд (1898-1956) - немецкий писатель, режиссер. В 1933-47 в эмиграции. 1949 основал театр "Берлинер ансамбль". В философско-сатирических пьесах на современные, исторические и мифологические сюжеты: "Трехгрошовая опера" (поставлена в 1928, музыка К. Вейля, издана в 1931), "Мамаша Кураж и ее дети" (создана в 1939, издана в 1941); "Жизнь Галилея" (создана в 1938-39, издана в 1955), "Добрый человек из Сезуана" (создана в 1938-40, издана в 1943); "Кавказский меловой круг", (поставлена в 1954, музыка П. Дессау, издана в 1949), с гуманистических, антифашистских позиций ставил остроактуальные проблемы. Ориентировался, как и в собственной режиссуре, на разработанные им принципы "эпического театра", предполагающего обращение не к традиционному "сопереживанию", а к трезвому разуму и критическому анализу. Ввел т. н. эффект отчуждения - новый ракурс рассмотрения привычного, используя модернизированный аналог античного хора - песни-зонги, строя мизансцены по принципу кинокадра и т. п. Оказал влияние на театр 20 в. Международная Ленинская премия (1954).
БРЕХТ Бертольд (Brecht, Bertolt)
БЕРТОЛЬТ БРЕХТ. Портрет работы Р.Шлихтера.
(1898-1956), немецкий драматург и поэт, один из вождей движения "эпического театра". Родился 10 февраля 1898 в Аугсбурге. Закончив реальное училище, в 1917-1921 изучал философию и медицину в Мюнхенском университете. В студенческие годы написал пьесы Ваал (Baal, 1917-1918) и Барабаны в ночи (Trommeln in der Nacht, 1919). Последняя, поставленная Мюнхенским камерным театром 30 сентября 1922, завоевала премию им. Клейста. Брехт стал драматургом Камерного театра. Осенью 1924 переехал в Берлин, получив аналогичное место в Немецком театре у М.Рейнхардта. Примерно в 1926 стал свободным художником, изучал марксизм. В следующем году вышла первая книга стихов Брехта, а также короткая версия пьесы Махагони, первая его работа в сотрудничестве с композитором К.Вейлем. Их Трехгрошовая опера (Die Dreigroschenoper) была с огромным успехом показана 31 августа 1928 в Берлине, а затем по всей Германии. С этого момента вплоть до прихода к власти фашистов Брехт написал пять мюзиклов, известных как "учебные пьесы" ("Lehrstcke"), на музыку Вейля, П.Хиндемита и Х.Эйслера. 28 февраля 1933, на следующий день после поджога рейхстага, Брехт покинул Германию и поселился в Дании; в 1935 он был лишен немецкого гражданства. Брехт писал стихи и скетчи для антинацистских движений, в 1938-1941 создал четыре самые крупные свои пьесы - Жизнь Галилея (Leben des Galilei), Мамаша Кураж и ее дети (Mutter Courage und ihre Kinder), Добрый человек из Сезуана (Der gute Mensch von Sezuan) и Господин Пунтила и его слуга Матти (Herr Puntila und sein Knecht Matti). В 1940 нацисты вторглись в Данию, и Брехт был вынужден уехать в Швецию, а затем в Финляндию; в 1941 он через СССР уехал в США, где написал Кавказский меловой круг (Der kaukasische Kreidekreis, 1941) и еще две пьесы, а также работал над английской версией Галилея. Покинув Америку в ноябре 1947, писатель оказался в Цюрихе, где создал свое главное теоретическое произведение Малый органон (Kleines Organon, 1947) и последнюю завершенную пьесу Дни Коммуны (Die Tage der Commune, 1948-1949). В октябре 1948 он переехал в советский сектор Берлина, и 11 января 1949 там состоялась премьера Мамаши Кураж в его постановке, с женой Еленой Вайгель в заглавной роли. Тогда же они основали собственную труппу, "Берлинер Ансамбль", для которой Брехт адаптировал или поставил примерно двенадцать пьес. В марте 1954 коллектив получил статус государственного театра. Брехт всегда был спорной фигурой, особенно в расколотой Германии последних лет его жизни. В июне 1953, после беспорядков в Восточном Берлине его упрекали в лояльности режиму, и многие западногерманские театры бойкотировали его пьесы. В 1954 Брехт получил Ленинскую премию. Умер Брехт 14 августа 1956 в Восточном Берлине. Многое из написанного им оставалось неопубликованным; многие его пьесы не ставились на профессиональной немецкой сцене.
ЛИТЕРАТУРА
Брехт Б. Театр, тт. 1-5. М., 1963-1965 Фрадкин И.М. Бертольт Брехт: Путь и метод. М., 1965 Шумахер Э. Жизнь Брехта. М., 1965 Копелев Л. Брехт. М., 1966 Волгина А.А. Бертольт Брехт: Биобиблиографический указатель. М., 1969 Затонский Д.В. Споры о реализме и Бертольт Брехт. - В кн.: Затонский Д.В. Зеркала искусства. М., 1975 Брехт Б. О литературе. М., 1977 Брехт Б. Избранное. М., 1990
Брехт (Brecht) Бертольд (1898 - 1956)
Немецкий писатель и драматург, режиссер. Родился 10 февраля 1898 в Аугсбурге. Умер 14 августа 1956 в Берлине. Жена - немецкая актриса Вейгель (Weigel) Елена (1900 - 1971).
Афоризмы, цитаты
Бояться надо не смерти, а пустой жизни.
Люди так никого не боготворили,
Даже богу воздали меньшую честь.
Если хочешь, чтоб корчился враг в могиле,
Напиши на надгробье: здесь деньги есть.
Несчастна та страна, которая нуждается в героях.
Перевороты совершаются в тупиках.
Искусство требует знаний.
Деньги имеешь - и все трепещут!
Без денег и славы не обретешь,
Деньги свидетелей обеспечат!
Деньги - истина. Деньги - мощь!
Недостаточно быть врачом, надо еще уметь помочь.
Брехт Бертольт (Brecht) (1898-1956), немецкий писатель, режиссёр. В 1933-47 в эмиграции. В 1949 основал театр «Берлинер ансамбль». В философско-сатирических пьесах на современные, исторические и мифологические сюжеты: «Трёхгрошовая опера» (пост. 1928, музыка К. Вейля, изд. 1931), «Мамаша Кураж и её дети» (созд. 1939, изд. 1941), «Жизнь Галилея» (созд. 1938-39, изд. 1955), «Добрый человек из Сезуана» (созд. 1938-40, изд. 1943), «Кавказский меловой круг» (пост. 1954, музыка П. Дессау, изд. 1949), с гуманистических, антифашистских позиций ставил остроактуальные проблемы. Ориентировался, как и в собственной режиссуре, на разработанные им принципы «эпического театра», предполагающего обращение не к традиционному «сопереживанию», а к трезвому разуму и критическому анализу. Ввёл так называемый эффект отчуждения - новый ракурс рассмотрения привычного, используя модернизированный аналог античного хора - песни-зонги, строя мизансцены по принципу кинокадра и т. п. Оказал влияние на театр XX в.
* * *
БРЕХТ Бертольт - БРЕХТ (Brecht) Бертольт (1898-1956), немецкий писатель, режиссер. В 1933-1947 в эмиграции. В 1949 основал театр «Берлинер ансамбль (см. БЕРЛИНЕР АНСАМБЛЬ)». В философско-сатирических пьесах на современные, исторические и мифологические сюжеты: «Трехгрошовая опера» (поставлена в 1928, музыка К. Вейля (см. ВЕЙЛЬ Курт), издана в 1931), «Мамаша Кураж и ее дети» (создана в 1939, издана в 1941); «Жизнь Галилея» (создана в 1938-1939, издана в 1955), «Добрый человек из Сезуана» (создана в 1938-1940, издана в 1943); «Кавказский меловой круг» (поставлена в 1954, музыка П. Дессау (см. ДЕССАУ Пауль) , издана в 1949), с гуманистических, антифашистских позиций ставил остроактуальные проблемы. Ориентировался, как и в собственной режиссуре, на разработанные им принципы «эпического театра», предполагающего обращение не к традиционному «сопереживанию», а к трезвому разуму и критическому анализу. Ввел т. н. эффект отчуждения - новый ракурс рассмотрения привычного, используя модернизированный аналог античного хора - песни-зонги, строя мизансцены по принципу кинокадра и т. п. Оказал влияние на театр 20 в. Международная Ленинская премия (1954).
* * *
БРЕХТ (Brecht) Бертольт (10 февраля 1898, Аугсбург - 14 августа 1956, Берлин), немецкий драматург, режиссер, теоретик театра.
Семья, годы учения. Первая мировая война
Родился в семье управляющего фабрики, домовладельца. В 1917, закончив аугсбургскую гимназию, поступил на медицинский факультет Мюнхенского университета. В 1918 был призван в армию, служил санитаром в военном госпитале. В 1918-1919 написаны первые произведения, среди них - знаменитая «Легенда о мертвом солдате», стихотворение, пронизанное гневным антимилитаристским пафосом; пьесы «Ваал» и «Барабанный бой в ночи». Увлеченный идеями немецкой революции 1918, становится членом аугсбургского солдатского совета. Поражение революции не помешало Брехту навсегда сохранить интерес к вопросам социального переустройства мира. В 1920-х гг. живет в Мюнхене и Берлине, пишет прозу, лирические стихи, статьи по теории искусства, выступает, исполняя под гитару собственные песни, в мюнхенском небольшом театре-варьете. На сценах Германии появляются его первые пьесы.
В 1926 написана комедия «Что тот солдат, что этот», в которой определяется эстетическая позиция по отношению к экспрессионизму (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ) - направлению в искусстве 1910-20-х гг., родившемуся в Германии накануне Первой мировой войны (см. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914-18). Не принимая идеалистичность бунтарских устремлений экспрессионизма, утопичность его призыва к всемирному человеческому братству, Брехт противопоставлял им свое представление о человеке, нравственность которого не абстрактна, а обусловлена социальными обстоятельствами.
Создатель теории «эпического театра»
В 1928 в Берлине (где Брехт обосновался в середине 1920-х гг.) он сотрудничал с такими известными театральными режиссерами, как Макс Рейнхардт (см. РЕЙНХАРДТ Макс) и Эрвин Пискатор, (см. ПИСКАТОР Эрвин) но чаще со своей собственной труппой. В театре «У Шиффбауэрдамм» состоялась премьера «Трехгрошовой оперы» - вольной переработки балладной оперы английского драматурга 18 в. Дж. Гея (см. ГЕЙ Джон). Погрузившись в стихию жизни деклассированных городских низов (воры, проститутки, бандиты), Брехт - незадолго до прихода к власти фашизма - дал глубокий социальный анализ коррумпированного общества, раскрыл великую опасность обаяния бандитизма. Зонги-пьесы, положенные на специально написанную для спектакля музыку Курта Вейля (см. ВЕЙЛЬ Курт), сразу сделались признанными шлягерами (см. ШЛЯГЕР). Пьеса прошла по сценам многих стран, принеся автору европейскую известность.
К концу 1920-х гг. сформировались основные положения теории «эпического театра», одной из основополагающих театральных систем целого столетия. Традиционный театр («драматический» или «аристотелевский», так как его законы были сформулированы еще Аристотелем) порабощает зрителя, по Брехту, иллюзией правдоподобия, целиком погружает его в сопереживание, не давая возможности увидеть происходящее со стороны. Брехт же, обладающий обостренным чувством социальности, считал главной задачей театра воспитание в зрителе классового сознания и готовности к политической борьбе. Такую задачу, по его мнению, мог выполнить «эпический театр», обращающийся - в противоположность театру традиционному - не к чувствам зрителя, а к его разуму. Представляя собой не воплощение на сцене событий, а рассказ об уже совершившемся, он сохраняет эмоциональную дистанцию между сценой и залом, заставляя не столько сопереживать происходящему, сколько анализировать его. Основной принцип эпического театра - «эффект отчуждения», совокупность приемов, при помощи которых привычное и знакомое явление «отчуждается», «остраняется», то есть неожиданно предстает с незнакомой, новой стороны, вызывая у зрителя «удивление и любопытство», стимулируя «критическую позицию по отношению к изображаемым событиям», побуждая к социальному действию. «Эффект отчуждения» в пьесах (и позднее в спектаклях Брехта) достигался комплексом выразительных средств. Одно из них - обращение к уже известным сюжетам («Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж и ее дети», «Кавказский меловой круг» и др.), сосредоточивающее внимание зрителя не на том, что произойдет, а на том, как это будет происходить. Другое - зонги, песни, введенные в ткань пьесы, но не являющиеся продолжением действия, а останавливающие его. Зонг создает дистанцию между актером и персонажем, поскольку в нем выражается отношение к происходящему не персонажа, а автора и исполнителя роли. Отсюда особый, «по Брехту», способ существования актера в роли, всегда напоминающий зрителю, что перед ним - театр, а не «кусок жизни».
Брехт подчеркивал, что «эффект отчуждения» не есть особенность только его эстетики, а изначально свойствен искусству, которое всегда не тождественно жизни. В разработке теории эпического театра он опирался на многие положения эстетики Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) и опыт восточного театра, в частности китайского. Основные тезисы этой теории окончательно были сформулированы Брехтом в работах 1940-х гг.: «Покупка меди», «Уличная сцена» (1940), «Малый органон» для театра» (1948).
Эмиграция. Зрелые годы
В начале 1930-х годов в творчестве драматурга активно начинает звучать антифашистская тема. В «страшной сказке» «Круглоголовые и остроголовые» (1932-34) через иносказание (использован сюжет шекспировской «Меры за меру») отчетливо читается разоблачение расовой теории фашизма. Пьеса, начатая в Германии, завершалась уже в изгнании. В начале 1933, с установлением фашистской диктатуры, Брехт вместе с женой, актрисой Еленой Вейгель (с которой он соединился в 1920-х гг., после расторжения первого брака) и маленьким сыном покинул родину. Попытка шантажа - похищения нацистами двухлетней дочери - с целью вернуть Брехта в Германию не удалась. Брехты сначала оказались в Скандинавии, позднее семья воссоединилась в Швейцарии. Через несколько месяцев книги писателя стали сжигать на его Родине, Брехт был лишен гражданства.
Дания, Швеция, Финляндия, проездом СССР и, наконец, в 1941 Калифорния - менялись страны, длилась эмиграция. Годы эмиграции (1933-1948) - период зрелого творчества, время появления лучших пьес драматурга.
В 1938 закончена пьеса «Страх и отчаяние в Третьей империи» (начало работы - 1935): 24 сцены, явившие читателю представителей всех слоев общества, а в целом - беспощадный социально-психологический портрет гитлеровской Германии. В 1939 написаны «Жизнь Галилея» и «Мамаша Кураж и ее дети». Обе драмы - исторические, действие происходит в 17 в., но история для драматурга лишь способ познать современность. Работая над пьесой о великом итальянском физике на пороге Второй мировой войны, в преддверии рождения атомной бомбы, Брехт размышлял о возможных пагубных последствиях развития науки для человечества, ставил вопрос о соотношении в ней интеллектуального и морального начал, о нравственной ответственности ученого за совершаемые открытия. В «Мамаше Кураж» в образе главной героини - маркитантки, наживающейся на войне, он показал опасную пассивность обыкновенного обывателя, «маленького человека», не желающего вмешиваться в политику. Такого «маленького человека» Брехт рассматривал как серьезную общественную угрозу, обнаруживая в нем (а не только в сильных мира сего) виновника былых и будущих катастроф.
В 1941 создан «Добрый человек из Сезуана» - пьеса о доброй проститутке Шен Те, которой для того, чтобы выжить, приходится время от времени превращаться (переодеваясь в мужской костюм) в злого «двоюродного братца» Шой Та, потому что доброту все хотят эгоистически использовать. То, что местом действия был выбран Китай, не означает этнографического интереса автора. Это своеобразный «эффект отчуждения», подчеркивающий несущественность обстоятельств места и времени. Мораль притчи: чтобы отстоять себя в злом, враждебном естественному человеку мире, приходится пользоваться его же средствами - такова диалектика добра и зла в обществе социальной несправедливости.
В том же, 1941, Брехт еще раз обратился к теме прихода к власти фашизма. «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть» - антигитлеровский памфлет. Пародийная история восхождения к власти шайки гангстеров, возглавляемых ничтожеством Артуро Уи, - анализ карьеры фашистского фюрера и социальных условий, сделавших ее возможной. Пьесы такого рода, как «Добрый человек...», «Артуро Уи» (и другие), драматург называл пьесами-параболами. Парабола - усложненная притча, суть которой в осмыслении социально-нравственных проблем современной действительности посредством иносказания. Параболой является и «Кавказский меловой круг» (1944), в котором история крестьянки Груше, усыновившей чужого ребенка и ставшей ему истинной матерью, читается через известную восточную легенду о споре двух матерей - кровной и той, что воспитала ее сына (еще один сюжетный источник пьесы - притча о библейском царе Соломоне, который мудро решил, как и судья в восточной легенде, что настоящая мать думает о ребенке, а не о себе). Пьеса, построенная как рассказ, содержащая зонги, представляющие собой своеобразные внутренние монологи героев, - яркий образец эпического театра.
Возвращение на родину. «Берлинер ансамбль»
Вернуться на родину сразу по окончании войны не удалось. В 1947, во времена маккартизма (см. МАККАРТИ Джозеф) в США, Брехт, последние шесть лет эмиграции живший в Калифорнии, должен был - в числе многих крупных деятелей искусства - предстать перед Комиссией конгресса по расследованию антиамериканской деятельности. Только в 1948 он оказался в Германии, избрав местом жительства Восточный Берлин. В последние годы жизни были завершены авторские обработки «Антигоны» Софокла, (см. СОФОКЛ) шекспировского «Кориолана», «Гувернера» немецкого драматурга Я. Ленца, (см. ЛЕНЦ Якоб Михаэль Рейнхольд) написана пьеса-парабола «Турандот, или конгресс обелителей» (публикация 1967). Тогда же Брехт был избран вице-президентом Академии искусств ГДР (1954), председателем пен-клуба (см. ПЕН-КЛУБ) ГДР и ФРГ (1953); награжден Национальной премией ГДР (1951), Ленинской премией «За укрепление мира между народами» (1954).
В 1949 спектакль «Мамаша Кураж» в режиссуре автора и с Вейгель в главной роли возвестил о рождении нового театра - «Берлинер ансамбля». В 1949-1956 одна за другой появлялись на его сцене брехтовские постановки собственных пьес. Гастролируя во многих странах, «Берлинер ансамбль» продемонстрировал всему миру новаторство драматурга и режиссера, многообразные возможности его эпического театра.
Драматург, теоретик театра, театральный деятель, Брехт известен еще и как поэт и прозаик. В 1934 вышел в свет «Трехгрошовый роман» (по мотивам собственной пьесы), на протяжении жизни публиковались стихотворные сборники, раскрывавшие читателю не только Брехта-антифашиста и певца классовой борьбы, но и философа-лирика, умеющего остро чувствовать радости и горести бытия.
Творчество Брехта оказало огромное влияние на развитие театра 20 в. Пьесы его шли во всем мире уже при жизни. Но с советским театром отношения складывались сложно. После постановки в 1930 А. Я. Таировым (см. ТАИРОВ Александр Яковлевич) «Трехгрошовой оперы» Брехт четверть века не появлялся на советской сцене. Принимая гражданскую, политическую позицию писателя (хотя Брехт далеко не всегда однозначно приветствовал все то, что происходило в Советском Союзе, особенно в конце 1930-х годов, он не поверил в виновность С. М. Третьякова, (см. ТРЕТЬЯКОВ Сергей Михайлович) с которым был знаком), отечественные идеологи видели опасность в его театральной теории, утверждая, что эпический театр несовместим с узаконенной системой К. С. Станиславского. (см. СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич) Только после 1956, в период «оттепели», пьесы Брехта заняли свое место в репертуаре театров страны. Некоторые из брехтовских спектаклей стали значительными вехами в истории советской сцены - прежде всего «Добрый человек из Сезуана» в постановке Ю. П. Любимова (см. ЛЮБИМОВ Юрий Петрович) в Театре на Таганке (1963), окончательно развеявший миф об эстетической несовместимости Брехта и русского театра.