силла/бо-идеографи/ческий
силлабо-тоника
Большой словарь иностранных слов
силлабо-тоника
[от греч. syllabe - слог и слова тоника] - система стихосложения, при которой строение стиха определяется количеством слогов и расположением (не количеством). ударений; эта система наиболее принята в русской поэзии с 18 в. (Тредьяковский, Ломоносов) до наших дней.
Полезные сервисы
силлабо-тонический
Толковый словарь
прил.
Основанный на соблюдении определенного количества слогов в строке при правильном чередовании в ней ударных и безударных слогов.
Энциклопедический словарь
{{силла́бо-тон{}и{}ческий}} -ая, -ое. [от греч. syllabē - слог и tonos - ударение] Лит. Основанный на соблюдении определённого количества слогов в строке при правильном чередовании в ней ударных и неударных слогов (о стихосложении). С-ая система стихосложения.
Академический словарь
-ая, -ое. лит.
Основанный на соблюдении определенного количества слогов в строке при правильном чередовании в ней ударных и неударных слогов (о стихосложении).
Силлабо-тоническая система стихосложения.
[От греч. συλλαβή - слог и τόνος - ударение]
Слитно. Раздельно. Через дефис
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова силлабо-тонический
силла́бо-тони́ческий, силла́бо-тони́ческая, силла́бо-тони́ческое, силла́бо-тони́ческие, силла́бо-тони́ческого, силла́бо-тони́ческой, силла́бо-тони́ческих, силла́бо-тони́ческому, силла́бо-тони́ческим, силла́бо-тони́ческую, силла́бо-тони́ческою, силла́бо-тони́ческими, силла́бо-тони́ческом, силла́бо-тони́ческ, силла́бо-тони́ческа, силла́бо-тони́ческо, силла́бо-тони́чески
Синонимы к слову силлабо-тонический
Морфемно-орфографический словарь
Словарь иностранных слов
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКИЙ [< гр. syllabe - слог + tonos - тон, ударение] - лит. система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места распределения ударений в стихотворных строках. (В России - с 30-х годов XVIII в., после появления работ В.К. Тредиаковского.)
Полезные сервисы
силлабо-тоническое стихосложение
Энциклопедический словарь
Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние - разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически ударные, на слабых - безударные слоги. Основные метры силлабо-тонического стихосложения - ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.
* * *
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - СИЛЛА́БО-ТОНИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ, разновидность тонического стихосложения, основано на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра (см. МЕТР (в стихотворении)) располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически ударные, на слабых - безударные слоги. Основные метры силлабо-тонического стихсложения - ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.
Большой энциклопедический словарь
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - разновидность тонического стихосложения, основано на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически ударные, на слабых - безударные слоги. Основные метры силлабо-тонического стихсложения - ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.
Гуманитарный словарь
СИЛЛА́БО-ТОНИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (греч. συλλαβή - слог и τόνος - ударение) - одна из разновидностей тонич. стихосложения, осн. на упорядоч. чередовании сильных и слабых мест в стихе; сильное место в С.-Т. С. равно одному слогу, слабое - одному или двум слогам, первые преимущ. ударны, вторые преимущ. безударны. Одноврем. упорядоченность слогового объема стиха и ударений в нем отражена в назв. данной системы стихосложения, называемой иногда "слогоударной". В С.-Т. С. выделяются две осн. группы размеров (метров): 2-сложные, в к-рых между ударными слогами (иктами) располагается по одному безуд. слогу (односложный межиктовый интервал) - хорей (схема: ...) и ямб (схема: ...), а также 3-сложные, в к-рых межиктовый интервал 2-сложный - дактиль (схема: ...), амфибрахий (схема: ...) и анапест (схема: ...). Назв. этих метров С.-Т. С. было заимствовано из антич. квантитативной метрики, в к-рой ана-логич. обр. чередовались долг. и крат. слоги. В европ. поэзии С.-Т. С. формируется в 12-14 вв. как результат взаимодействия роман. силлабики и герман. тоники и окончательно утверждается реформами стихосложения к 15 в. в Англии и к нач. 17 в. в Германии. В России С.-Т. С. приходит на смену силлабике и получает распространение с 30-х гг. 18 в.; ее утверждение связано с реформой Тредиаковского - Ломоносова, теоретически обосновавших и воплотивших в своей поэтич. практике этот тип тонич. стихосложения, называемый долгое время "метрико-тоническим", "силлабо-метрическим" или просто "тоническим". Совр. термин впервые использован Н. Надеждиным (1837) и утвердился в стиховедении с 10-х гг. 20 в. В 18-19 вв. рус. теоретики стиха выделяли в С.-Т. С. группы слогов с одним сильным (ударным) и одним или двумя слабыми (безударными); эти группы единообразного строения назывались "стопами". Т. к. в рус. яз. коэффициент среднеакцентной языковой частоты приближается к трем, в 2-сложных С.-Т. размерах оказывались неизбежными пропуски метрич. ударений, а в 3-сложных - дополнительные, "сверхсменные" ударения. Первонач. осознававшиеся как препятствия, к кон. 18 в. эти отступления от метра поэты начинают воспринимать как один из осн. способов придания стиху ритмич. разнообразия (в 18-19 вв. обычно говорили не о пропусках метрич. ударений и сверхсхемных ударениях, а о заменах стоп ямба и хорея стопами пиррихия и спондея и т. д.). В классич. рус. поэзии средний объем стиха - от 2 до 6 сильных мест (стоп); как правило, они были изометричны, т. е. соизмеримы по числу стоп (напр., 4-стопный ямб или 3-стопный амфибрахий либо стихи разного объема - напр., чередование 4- и 3-стопного амфибрахия). В нек-рых стихотворных жанрах (басне, послании, элегии, комедии и др.) использовались и нерегулярные чередования стихов разного объема - т. н. вольные стихи. Дополнительными способами придания ритмичности С.-Т. стиху было распределение словоразделов, варьирование анакруз и клаузул. Начиная с 40-х гг. 19 в. и до нач. 20 в. рус. силлабо-тоника характеризуется тенденцией расшатывания, ослабления строгости метра: первонач. в отд. жанрах, а затем и в оригин. стих. любых жанров и тем получают распространение логаэды, дольники, тактовики - размеры с переменными межиктовыми интервалами, переходные от силлабо-тоники к чистой тонике. Развитие С.-Т. С. в рус. поэзии отмечено расширением метрич. репертуара; если в 18 в. наблюдается почти полное господство ямба (преим. 4- и 6-стопного), менее распространен 4-стопный хорей, то с нач. 19 в. постепенно осваиваются 5-стопный ямб и 3-сложные размеры; в нач. 20 в. появляются длинные и сверхдлинные размеры (8-10-стопные 2-сложники и 7-8-стопные 3-сложники), нетрадиционные сочетания разных размеров в пределах одного стихотв. текста (среди них - строчные логаэды), обращение поэтов к дольнику и акцентному стиху существенно снижает долю силлабо-тонич. размеров в метрич. репертуаре. В совр. поэзии силлабо-тонический стих широко употребителен и в процентном соотношении по-прежнему преобладает над чисто тонич. стихом и переходными от силлабо-тоники к тонике стихотв. размерами.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. На сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически ударные, на слабых - безударные слоги. Основные метры силабо-тонического стихосложения - ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.
Новый словарь иностранных слов
силла́бо-тони́ческое стихосложение
(гр. syllabe слог + тонический) система стихосложения, основанная на упорядоченном чередовании метрических ударений, совпадающих со словесными; с нач. 18 в. - система русского классического стиха.
Полезные сервисы
силлабограмма
Слитно. Раздельно. Через дефис
Орфографический словарь
Лингвистические термины
Полезные сервисы
силлабограммы
Грамматологический словарь
Силлабограммы - графемы, передающие на письме целый слог (Г, СГ, ССГ, СГС, ГСС и проч.). В буквенно-слоговых системах письма знак, обозначающий согласный звук, считается главным. Гласные же звуки либо игнорируются, либо выделяются особыми знаками, располагаемыми под, над, слева или справа от буквы для согласного:
▪ Диакритикой (сильно упрощенными значками, несоединенными с главной буквой). Такой способ обозначения гласных наблюдается в арабском письме и отчасти в деванагари: , − hi, पु − pu;
▪ Приписными знаками (См. Огласовки), которые отличаются от главных более простой формой и от диакритики тем, что присоединяются к знаку для согласного. Приписные знаки распространены в индийских письменностях: पि − pi, पा - pā (в деванагари). Приписные знаки могут быть парными: (в бирманском письме).
Выделение гласной в слоге может также осуществляться при помощи других приемов:
▪ Трансформацией знака для согласного (вытягиванием или искажением отдельных элементов графемы. В эфиопском письме - бэ, - ба, - бе:
▪ Позиционным варьированием знака для согласного (различными поворотами знака на плоскости). В эскимосском письме Λ - пе, V- па, >- по;
▪ Регистровостью (введением двух регистров знаков, когда все графемы делятся на два (три) типа. В каждом из регистров знаки имеют свои присущие гласные. В этом случае одинаковые огласовки читаются по-разному. (См. Многорегистровые письменности) - као, - кхоу.
▪ Образованием лигатур типа С+Г:
▪ Утратой матрики (элемента, присущего почти каждой графеме) как например, в телугу письме, − йа, − йи.
В славянских языках слоговыми могут быть сонорные: smrt смерть (в хорватском), vlk (волк). В словацком, как и в санскрите есть долгие сонорные (ŕ, ĺ; ṝ>ru/ri, Ḹ>lu/li), а в сербо-хорватском они приобретают еще и тональные акценты. Ср. gnčak колокол (в армянском).
В русском письме силлабограммами можно считать буквы ё, е, ю; в украинском еще ї [ji]. В абхазской и адыгейской кириллице все графемы для гласных представляют собой неустойчивый сонорно-вокалический комплекс (е = йа, ай; и = йы, ый; о = ўа, аў; у = ыў, ўы). Например, в адыгейском: ащыгъум [ащыгъуым], эхи [эхый].
Полезные сервисы
силлаботонический
Толковый словарь Ушакова
СИЛЛАБОТОНИ́ЧЕСКИЙ, силлаботоническая, силлаботоническое (от греч. syllabe - слог и слова тонический) (лит.). Основанный на количестве слогов в стихе и на расположении в нем ударений. Силлабо-тоническая система стихосложения.
Популярный словарь
Силлаботонический
-ая, -ое, лит.
В стихосложении: основанный на соблюдении определенного количества слогов в строке при правильном чередовании в ней ударных и безударных слогов.
Силлаботоническая система стихосложения.
Этимология:
От греческого syllabē ‘слог’ и tonos ‘ударение’.
Энциклопедический комментарий:
Силлаботоническое стихосложение основано на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе. Оно определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке. Эта система получила распространение в России с 30-х годов XVIII в., после реформы русского стихосложения В. К. Тредиаковского - М. В. Ломоносова. С тех пор силлаботоническое слогоударное стихосложение является основным в русской поэзии. В силлаботоническом стихе по названиям стоп, которые его образуют, различают пять основных размеров. Это двусложные: ямб, хорей и трехсложные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест.