Толковый словарь
I ж.
Центральный христианский догмат о триедином Боге [Бог I], утверждающий существование Бога в трёх ипостасях, лицах: Отец, Сын, Святой Дух; Пресвятая Троица.
II ж.
Один из двунадесятых православных церковных праздников, приходящийся на 50-й день после Святой Пасхи, в богослужении совмещающий сошествие Святого Духа и явления людям Святой Троицы; День Пресвятой Троицы, Пятидесятница.
Толковый словарь Ушакова
ТРО́ИЦА, троицы, жен.
1. только ед. В христианском учении - триединое божество, в котором соединяются три лица, три ипостаси: бог-отец, бог-сын и бог-дух святой (рел.).
|| Связанные единым культом три божества (рел.). Египетская божественная троица (Озирис-отец, Изида-мать и Гор-сын).
2. только ед. То же, что троицын день (разг. церк.).
3. Трое, связанные друг с другом какими-нибудь отношениями (разг. шутл.). Наша неразлучная троица.
Толковый словарь Ожегова
ТРО́ИЦА, -ы, жен.
1. (Т прописное). В христианстве: триединое божество (Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой). Святая Т.
2. (Т прописное). Один из двенадцати основных церковных праздников, отмечаемый в 50-й день от Пасхи (пятидесятница) в память Пресвятой Троицы и в 51-й день от Пасхи в память сошествия святого духа на апостолов (Духов день). Праздновать Троицу.
3. Трое людей, связанных между собой какими-н. отношениями (разг., часто ирон.). Неразлучная т.
Бог троицу любит посл. о том, что всё так или иначе происходит трижды, что любое дело завершается не с первого или второго, а только с третьего раза.
Без троицы дом не строится то же, что Бог любит троицу.
Популярный словарь
Троица
-ы, только ед., ж.
1) В христианстве: триипостасное Божество, единый Бог в трех лицах (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух).
2) В православии: один из двунадесятых праздников - в честь триединого Бога.
Сегодня Троица. По давнему обычаю, горничные заведения ранним утром, пока их барышни еще спят, купили на базаре целый воз осоки и разбросали ее длинную, хрустящую под ногами, толстую траву повсюду... (Куприн).
Синонимы:
пра́здник Свято́й Тро́ицы, Пресвята́я Тро́ица, пятидеся́тница, Свята́я Тро́ица, тро́ицын день
3) разг., шутл. О трех лицах, связанных дружбой, общими интересами и т. п.
...И наша троица прославит изгнанья темный уголок (Пушкин).
Синонимы:
три́о (разг., шутл.), триумвира́т (шутл.), тро́йка (разг., шутл.)
Родственные слова:
тро́ицын
Этимология:
Калька греческого слова (др.-рус. троица, ст.-слав. троица). Образовано от трое, слова общеславянского происхождения (ст.-слав. трои, о.-слав. * trьje, * trojь).
Энциклопедический комментарий:
Вера в то, что Бог существует в трех лицах, или ипостасях, оформлена в виде догмата, принятого на церковном соборе в Константинополе в 381 г. Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, который обычно выпадает на последние дни мая или на начало июня (отсюда его другое название - пятидесятница). В основе Троицы лежит новозаветное сказание о сошествии Святого Духа на апостолов в 50-й день после воскресения Христа, вследствие чего они "заговорили на разных языках, никогда им не учившись". В богословии это событие толкуется как указание Христа нести весть о христианстве "всем народам и языкам".
Без тро́ицы дом не стро́ится - предложение сделать что-л. в третий раз (говорится в оправдание третьего по счету действия).
Бог лю́бит тро́ицу.
Словарь существительных
ТРО́ИЦА1́, -ы, ж (Т прописное).
Объект религиозного поклонения в христианстве - Бог как единство трех ипостасей (Отца, Сына и Святого Духа).
В Троице-Сергиевой Лавре прошли торжества по случаю праздника Живоначальной Троицы, которые возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Газ.).
ТРО́ИЦА2́, -ы, ж (Т прописное).
Религиозный догмат христианства, согласно которому единый Бог существует в 3-х неслиянных и нераздельных лицах - Отца, Сына и Духа Святого.
Самым известным изображением Святой Троицы является икона работы Андрея Рублева.
ТРО́ИЦА3́, -ы, ж (Т прописное).
Праздник (один из двенадцати основных православных), отмечаемый в пятидесятый день от Пасхи (другое название - Пятидесятница) в память о сошествии Святого Духа на апостолов и во славу Святой Троицы.
Веселая Троица выпадает в светлый день (Б. Зайцев).
На Троицу к нам приехало много гостей и родственников.
Энциклопедический словарь
ТРО́ИЦА -ы; ж.
1. Один из основных догматов христианской религии, учение о едином Боге, существующем в трёх лицах; триединое божество (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог - Дух Святой).
2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи; Тро́ицын день, Пятидесятница (в память о сошествии Святого Духа на апостолов, вследствие чего они "заговорили на разных языках, никогда им не учившись"). Ходили на Троицу в храм.
3. Шутл. О трёх людях, связанных дружественными отношениями, часто бывающими вместе. Неразлучная т.
◁ Тро́ичный, -ая, -ое (2 зн.). Т-ая служба.
* * *
Троица - I
Тро́ица
(Пятидесятница), один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в память сошествия Святого Духа на апостолов, которое трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. Отмечается верующими на 50-й день от Пасхи. На Руси празднование Троицы слилось с древнеславянским праздником начала лета - семиком, от которого сохранился обычай украшать жилища зеленью.
II
«Тро́ица»
распространённый в иконописи сюжет, изображение трёх ангелов (символ Троицы). Среди наиболее известных произведений на эту тему - икона работы Андрея Рублёва (между концом XIV в. и 1427, Третьяковская галерея). Выражение душевной чистоты, ясности, выразительность светоносного колорита, единый ритм линий с большой силой воплощают идею душевной гармонии, духовной близости, самоотречённости.
-----------------------------------
ТРО́ИЦА -ы; ж.
1. Один из основных догматов христианской религии, учение о едином Боге, существующем в трёх лицах; триединое божество (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог - Дух Святой).
2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи; Тро́ицын день, Пятидесятница (в память о сошествии Святого Духа на апостолов, вследствие чего они "заговорили на разных языках, никогда им не учившись"). Ходили на Троицу в храм.
3. Шутл. О трёх людях, связанных дружественными отношениями, часто бывающими вместе. Неразлучная т.
◁ Тро́ичный, -ая, -ое (2 зн.). Т-ая служба.
* * *
тро́ица - один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трёх лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух. Термин появился в конце II в., учение о троице развито в III в. (Ориген), вызвало острую дискуссию в христианской церкви (так называемые тринитарные споры), догмат о троице закреплён на 1-м (325) и 2-м (381) Вселенских соборах; его отрицали многие секты (см. Антитринитарии).
Большой энциклопедический словарь
ТРОИЦА - один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-отец, Бог-сын и Св. Дух. Термин появился в кон. 2 в., учение о Троице развито в 3 в. (Ориген), вызвало острую дискуссию в христианской церкви (т. н. тринитарные споры), догмат о Троице закреплен на 1-м (325) и 2-м (38..1) вселенских соборах; его отрицали многие секты (см. Антитринитарии).
-----------------------------------
"ТРОИЦА" - распространенный в иконописи сюжет, изображение трех ангелов (символ Троицы). Среди наиболее известных произведений на эту тему - икона работы Андрея Рублева (между кон. 14 в. и 1427, Третьяковская галерея). Выражение душевной чистоты, ясности, выразительность золотистого колорита, единый ритм линий с большой силой воплощают идею гармонии, духовной близости, самоотверженности.
-----------------------------------
ТРОИЦА (пятидесятница) - один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь сошествия Св. Духа на апостолов, которое трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. Отмечается верующими на 50-й день от пасхи.
Академический словарь
-ы, ж.
1. рел.
Один из основных догматов христианской религии, учение о едином боге, существующем в трех лицах; триединое божество (бог-отец, бог-сын, бог-дух святой).
2. Народное название троицына дня.
На троицу в нашем приходе был престольный праздник. Ляшко, Никола из Лебедина.
3. разг. шутл.
О трех людях, трех лицах (обычно дружных или всегда бывающих вместе).
Около нее [Вали], конечно, ее приятели Коля Пакулин и Женя Никитин - эта троица неразлучна. Кетлинская, Дни нашей жизни.
Энциклопедия Кольера
Догмат троичности, в христианстве, утверждает, что Бог существует в трех Лицах ("ипостасях") Отца, Сына и Святого Духа, объединенных общей сущностью. Обычно догмат троичности рассматривается как тайна, превосходящая человеческий разум, но совместимая с ним. Рационалисты либо вообще отрицают учение о Троице, либо пытаются радикально переосмыслить его. Пантеисты и теософы учат, что троичность отображает эволюцию Бога. Консервативные протестанты (в частности, лютеране, кальвинисты и англикане) исповедуют традиционный догмат. Современные либеральные протестанты обычно придерживаются учения о "троичности Откровения": о Боге, как о всеобщем Отце, учил Иисус Христос, чей Дух покоится на последователях его учения. Модернисты рассматривают догмат Троичности как иудео-христианское учение, выработанное в первые четыре века после Рождества Христова.
История догмата. Учение о Троице складывалось постепенно: формулировка этого догмата уточнялась по мере развития соответствующей терминологии, а свою окончательную форму он получил прежде всего в ходе борьбы с ошибочными мнениями и еретическими уклонениями. Основные этапы развития этого учения можно охарактеризовать следующим образом.
Писание. Св. Епифаний (ум. 403) писал, что единственность Божества была провозглашена Моисеем, двуединство божественных Лиц (Отца и Сына) ревностно утверждали пророки, а троичность открылась в Евангелии. Теологи, в большинстве своем, признают, что в Ветхом Завете содержатся лишь неясные намеки, но не положительное учение о Троице, которое явилось темой "расширяющегося" Откровения, сообщенного Христом своим апостолам и содержащегося в Новом Завете. В евангельских текстах христиане обнаруживают указания на ипостасное различие и божественность каждого Лица Троицы, а в корпусе всего Нового Завета они находят все главные элементы учения о Троице. Однако эта интерпретация отвергается либеральными протестантами.
Предание. В церковной традиции, связанной с развитием учения о Троице, можно выделить три основных этапа: до, во время и после арианской ереси 4 в. Христианские теологи, доказывая непрерывность предания, восходящего к древней церкви, ссылаются, во-первых, на крещальные формулы вероисповедания, во-вторых, на древние доксологии, в-третьих, на догматические учения ранних отцов церкви и, в-четвертых, на полемику с древними еретическими сектами (савеллианами, монтанистами). Здесь можно обозначить несколько этапов. Апостольские мужи просто указали на тайну троичности, христианские апологеты, полемизируя с язычниками и гностиками, ввели в богословский обиход ряд философских понятий, а отцы 3 в. предприняли рациональную разработку этого учения в ходе борьбы с еретиками, отрицавшими единственность или троичность Божества (Ноэт, Савеллий, Павел Самосатский). В целом, доникейские отцы церкви учили о действительном различии и божественности трех Лиц и о единственности Божества, откуда логически вытекало учение о всесовершенном равенстве и единосущии трех Лиц. Однако в своих попытках дать философскую интерпретацию этого догмата доникейские отцы использовали ряд терминов, открывавших двери субординационизму. В конце 17 в. социниане ссылались на эти формулировки, чтобы доказать, что доникейская традиция соглашалась скорее с Арием, чем с Афанасием Александрийским; эту точку зрения разделяли и антитринитарии. Однако большинство христианских богословов признает ортодоксальность (правоверие) доникейских отцов, хотя и допускает, что некоторые их выражения были опрометчивыми и рискованными. Учение Ария было осуждено на I Никейском соборе (325), постановившем, что Слово (Сын) "единосущно" Отцу. Великим защитником ортодоксии и противником Ария был Афанасий Александрийский (ум. 373). На I Константинопольском соборе (381) было осуждено учение епископа Македония, подчинявшего Св. Духа двум другим Лицам Троицы, и провозглашено учение о единосущии Св. Духа Отцу и Сыну. Посленикейская традиция на Западе в основном сохраняла догматическое единомыслие. Однако вследствие неясности и расхождений в понимании терминов "Лицо" и "природа" отдельные богословы высказывали неправоверные мнения, и, с целью положить этому конец, Латеранский собор (1215) утвердил окончательную формулировку догмата троичности. Учение патриарха Фотия (ум. 891) об исхождении Св. Духа только от Отца, а не от Отца и Сына, было принято Православной церковью после окончательного раскола с Римом в 11 в., но осуждено Западной церковью в постановлениях Лионского (1274) и Ферраро-Флорентийского (1439) соборов.
Богословская интерпретация. Если греческие отцы, рассуждая о Троице, чаще всего использовали аналогии, заимствованные из окружающего мира, то западные отцы следовали за Августином (ум. 430), разработавшим "психологическое" учение о Троице, указав на аналогию между отношениями божественных Лиц и внутренней активностью человеческого ума и воли. Впоследствии схоласты развили и усовершенствовали эту теорию, получившую свое классическое завершение у Фомы Аквинского. Под Словом (греч. logos, Ин 1:1) стали понимать "мысленное слово", или интеллектуальное понятие. В соответствии с этим, порождение Сына Отцом (Никейский символ веры) истолковывалось как акт умопостижения, с необходимостью порождающего подобие постигаемому объекту. Однако в Боге акт умопостижения идентичен божественной сущности, а его актуализация, божественное Слово, обладающее ипостасностью и божественностью, есть второе Лицо Троицы. Исхождение же Святого Духа понимается как осуществление акта божественной воли, и, соответственно, Дух Святой также обладает ипостасностью и божественностью, как третье Лицо Троицы. Эти три божественных Лица обладают равенством субстанции, природы и сущности; каждое из них есть Бог, и усилием разума невозможно отнять у них ни один из абсолютных атрибутов их общей божественной природы. Однако как, в таком случае, они различаются между собой? И восточные, и западные богословы отвечают на этот вопрос одинаково: поскольку в реальном процессе порождения или исхождения между principium (началом, первопотенцией) и terminus (целью, актуализацией) устанавливаются реальные отношения, порождение Сына и исхождение Духа подразумевает установление внутри Божества четырех действительных, объективных и ипостасных отношений, которые и определяют различия между лицами Троицы. Это отношения отцовства (paternitas), сыновства (filiatio), активного исхождения Духа (spiratio activa) и пассивного исхождения Духа (spiratio passiva), а поскольку исхождение Духа не противоположно отцовству и сыновству, эти четыре типа отношений определяют существование только трех Лиц.
См. также
АРИАНСТВО;
СИМВОЛ ВЕРЫ;
МОНОФИЗИТСТВО;
НЕСТОРИЙ,
а также статьи об отдельных церковных соборах.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Троица. Новгородская икона нач. 15 в. Троица новозаветная ("Отечество"). Третьяковская галерея.
ТРОИЦА, один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех "лицах" ("ипостасях"): Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух. Термин появился в конце 2 в., учение о Троице развито в 3 в. (Ориген), вызвало острую дискуссию в христианской церкви (так называемые тринитарные споры), догмат о Троице закреплен на 1-м (325) и 2-м (381) Вселенских соборах; с рационалистических позиций его отрицали многие секты.
Словарь церковнославянского языка
сущ. (греч. Τριάς) Триипостасное Божество, единый Бог, сущий в трех лицах: Отца, Сына и Св. Духа. (Литург. песнь).
Евразийская мудрость от А до Я.
1) в древних религиях три наиболее почитаемых божества, находящиеся в тесной взаимосвязи, но выполняющие различные функции; Осирис, Исида и Гор в Древнем Египте; Брахма, Вишну и Шива в индуизме; Ану, Эа и Бэл в Вавилоне; 2) в христианстве единый по своей сущности Бог, имеющий три личных проявления (лица, ипостаси): Бог-Отец, Бог-Сын (Христос) и Бог - Дух Святой. Учение о Троице относится к числу важнейших христианских догматов; 3) один из главных христианских праздников, отмечаемый на 50-й день после Пасхи (отсюда его второе название - Пятидесятница).
Словарь народов и культуры
Троица
(Trinity), центр, догмат христианства, утверждающий, что единый Бог существует в трех ипостасях: Отец, Сын и Св. Дух. Представление о Т. не нашло отчетливого выражения в Новом завете, хотя отд. высказывания о троичности Бога в нем встречаются. В раннехрист. символах веры уже использовались тринитарные выражения, в связи с чем возникли проблемы теологич. характера. Признание божественности Иисуса Христа, казалось, угрожало христ. монотеизму, а отрицание его божественности заставляло усомниться в нем как Спасителе. Поэтому догмат о Т. представляет собой фундаментальную переформулировку всего учения о Боге, призванную удовлетворить потребности христ. веры. Оно было выработано на неск. Вселенских соборах в 3 и 4 вв., на к-рых сначала Сын был объявлен единосущным Отцу, а затем подтверждено равное достоинство Св. Духа.
Словарь слов из произведений русской литературы
Троица, ы, ж.
1. В христианской религии учение о едином Боге, существующем в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой.
2. Народное название Троицына дня - летнего церковного праздника в честь Троицы.
► Самат, слышь ты, вернулся в усадьбу, Захворал и на троицу в ночь Отдал богу господскую душу. // Некрасов. Стихотворения // /; На второй день Троицы после обеда Дымов купил закусок и конфет и поехал к жене на дачу. // Чехов. Попрыгунья //
Поговорки
Святая Троица. 1. Народн. Обозначение города Пскова. По имени святого покровителя города. БМС 1998, 574. 2. Жарг. шк. Шутл. Директор школы, завуч, учитель. ВМН 2003, 135.
Делать Троицу. Кар. Шутл. Трижды повторять что-л. СРГК 1, 444.
Орфографический словарь
тро́ица, -ы, твор. п. -ей (совокупность трех лиц, предметов; Бо́г тро́ицу лю́бит) и Тро́ица, -ы, твор. п. -ей (триединый Бог у христиан; праздник)
Формы слов для слова троица
тро́ица, тро́ицы, тро́иц, тро́ице, тро́ицам, тро́ицу, тро́ицей, тро́ицею, тро́ицами, тро́ицах
Синонимы к слову троица
сущ., кол-во синонимов: 9
сущ.
трио
триумвират
тройка
ТРОИЦА
ТРОИЦА1, Триединство
ТРОИЦА2, Пятидесятница
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Этимология
Название этого христианского праздника было образовано в старославянском языке по методу кальки с греческого trias.
Этимологический словарь русского языка
ТРОИЦА (церковный праздник). Из ст.-сл. яз. В ст.-сл. яз. является калькой греч. trias.
Этимологический словарь
тро́ица
др.-русск., ст.-слав. троица Τριάς (Супр.). Калька греч. Τριάς, далее см. тро́е. Отсюда произведено местн. н. Тро́ицк, в Оренб. губ, основан на троицу в 1743 г.; см. Унбегаун, RЕS 16, 67.
Сканворды для слова троица
- Любовь Бога.
- Христианский праздник.
- Святая компания.
- Праздник на 50-й день от Пасхи.
- Икона Андрея Рублёва.
- Остров Тринидад по-русски.
- Фреска Мазаччо.
- Феофил Антиохийский первый в своём «Послании к Автолику» употребил этот термин по отношению к Богу.
- Распространённый в иконописи сюжет, в котором нашёл отражение догмат Христианской церкви о единосущности ипостасей - Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.
- В Православной Церкви - великий двунадесятый праздник.
Полезные сервисы