I предик.
Команда (обычно в речи артистов цирка), соответствующая по значению сл.: вперёд! марш!, как действие.
II межд. разг.
Команда, соответствующая по значению сл.: вперёд! марш! (обычно в речи артистов цирка).
I предик.
Команда (обычно в речи артистов цирка), соответствующая по значению сл.: вперёд! марш!, как действие.
II межд. разг.
Команда, соответствующая по значению сл.: вперёд! марш! (обычно в речи артистов цирка).
АЛЛЕ́ межд. [от франц. allez - идите]. Цирк. Команда, подаваемая перед началом исполнения трюка (обычно опасного или группового, требующего слаженности действий всех его участников).
◁ Алле го́п, межд. = Алле́.
АЛЛЕ межд. allez!
1. Идите! Он <Ерема> даже усвоил себе необходимейшие элементы французского языка, как-то: "вуй", "но", "алле (allons), "валя" (voilà), "камса". ВЕ 1914 3 128. || В речи артистов цирка - команда, означающая "вперед!", "марш!". - Ну, а теперь немножко попрыгаем,- продолжал старик, протягивая невысоко над землей хлыст.- Алле! Нечего, брат, язык-то высовывать. Алле! .. Гоп! Прекрасно. Куприн Белый пудель. Учитель кричал "аллей", и лошадь пускалась бежать по кругу. Д. Косарев Из восп. // Встречи 25. Я взяла из рук цыгана корду и обратно запихала бумаги: - Алле, Саулюк, домой, мальчик <лошади>. М. Шарапова Идущие на солнце. // ЛУ 1997 5-6 22.
2. Команда легавой собаке идти вперед, посыл со стойки или в поиск. Сл. охотника.
АЛЛЕ [фр. allez! - идите!] - восклицание, команда (обычно артиста в цирке) (напр., «Вперед!», «Начинай!», «Пошел!»). Парад-а. - торжественный выход всех участников циркового представления.
- Парад-...
- Французский живописец, автор картины «Аудиенция, данная Людовиком XIV Генуэзскому дожу 15 мая 1685 года».
- Эстонский писатель XX века, автор сборника фельетонов «Лиловый слон», сборников стихов: «Эпиграммы», «Мутные волны», «Суровые ритмы».
- Команда «вперёд!» в цирке.
- Картина французского художника Жоржа-Пьера Сёра «Парад-...».
- Французский экономист, лауреат Нобелевской премии мира (1988 г.).
- Приказ цирковой зверюге.
- Что говорят цирковые дрессировщики щелкая кнутом?
- Возглас цирковых дрессировщиков.
АЛЛЕ (Allais) Морис (р. 1911) - французский экономист, представитель неолиберального направления политической экономии. Выступил с идеей "конкурентного планирования", основанного на сочетании государственного программирования экономики с конкуренцией частных предприятий. Труды по теории рынков, эффективного использования материальных ресурсов и др. Нобелевская премия (1988).
А́лле Аугуст (Alle) (1890-1952), эстонский писатель. Социальная сатира и антифашистские настроения в сборнике фельетонов «Лиловый слон» (1923), сборниках стихов «Мутные волны» (1930), «Суровые ритмы» (1934), «Эпиграммы» (1944).
* * *
АЛЛЕ Аугуст - А́ЛЛЕ (Alle) Аугуст (31 августа 1890, Вильянди - 8 июля 1952, Таллин), эстонский писатель.
Учился в Саратовском и Тартуском университетах. Начал печататься в 1911. В 1921 выпустил сборник «Carmina barbata». Одним из первых эстонских литераторов откликнулся на революционные события 1917 в Петрограде. В 1923 выходит его сборник сатирических фильетонов «Лиловый слон». В книге «Мутные волны» (1930) и особенно в сборнике «Суровые ритмы» (1934) разоблачал германский и эстонский фашизм. Наиболее остры его эпиграммы, стихи, фельетоны периода Великой Отечественной войны: «Эпиграммы» (1944). В 1946-1952 редактор журнала «Лооминг».
АЛЛЕ Е РЕТУР * aller et retour. Взад и вперед; туда и обратно. Приехав сего <в Париж> и сегодня же купил aller et retour билет в Мадрид на сегодня веч <ером>. И. Грабарь - В. Э. Грабарю. // Грабарь 1 234. Мы едем от Одессы до Траянова вала больше 30 часов, т. е. больше, чем от Одессы до Киева и обратно и больше, чем Петроград - Москва aller et retour. 6. 10. 1917. Ю. Никольский - Л. Я. и Я. Я. Гуревичам. // Минувшее 19 148. Индиано, озябнув от одного вида снега, ветра и пурги, потирал грудь и совершал "алле-ретуры" от и к телевизору. Лимонов Иностранец. // Д. 1992 241. Папа велел быть с ним милостивым, так как он "âme slave". А Каллаш про него сказала, что он взял визу "aller et retour". 26. 5. 1930. Устами Буниных 2 203.
Алле́ Морис (Allais) (р. 1911), французский экономист, представитель неолиберального направления политической экономии. Выступил с идеей «конкурентного планирования», основанного на сочетании государственного программирования экономики с конкуренцией частных предприятий. Сочинения по теории рынков, эффективного использования материальных ресурсов и др. Нобелевская премия (1988).
* * *
АЛЛЕ Морис - АЛЛЕ́ (Allais) Морис (р. 31 мая 1911, Париж), французский экономист, лауреат Нобелевской премии 1988.
Выбор профессии
Родился в семье мелкого предпринимателя. Отец, участник Первой мировой войны, погиб в немецком плену, когда мальчику было всего 4 года. Окончил Политехническую школу, а затем Горный институт в Париже (1936). В этот период его увлекала история и физика. Однако уже в 1940-х годах он переключается на анализ экономических проблем, в частности, проблемы сочетания экономической эффективности и справедливости в распределении доходов. Как это ни удивительно, но именно за работу на эту тему («В поисках экономической дисциплины», 1943) Алле был удостоен Нобелевской премии. В 1944 начинает вести курс по экономической теории в Горном институте, в центре которого та же тема. «Я старался переосмыслить роль экономической свободы и рыночной экономики с точки зрения поиска эффективности и достижения этических целей», - писал он.
Позднее Алле начинает преподавать в Парижском университете (1944-1968). Одновременно руководит многими исследованиями в Национальном центре научных исследований и в Центре экономического анализа, который возглавляет с 1946. В 1967-1970 преподает в Институте международных исследований в Женеве; в 1958-1959 в качестве приглашенного профессора работает в Центре им. Т. Джефферсона (см. ДЖЕФФЕРСОН Томас) в университете штата Вирджиния и в 1970-1985 снова в Парижском университете.
Научная и практическая деятельность
Научную работу Алле совмещает с практической деятельностью в различных комиссиях, связанных с разработкой конкретных рекомендаций для экономической политики. В частности, в 1960-1961 годах он член Комиссии по энергетике Экономического и социального совета; в 1964 - председатель экспертного комитета по изучению правительственной политики на транспорте в ЕЭС. (см. ЕЭС)
Наибольшее влияние на научное мышление Алле оказали работы Л. Вальраса (см. ВАЛЬРАС Леон Мари Эспри). И. Фишера (см. ФИШЕР Ирвинг)и особенно основателя теории благосостояния В. Парето (см. ПАРЕТО Вильфредо); сказалось и его увлечение историей развития цивилизаций, а также физикой. Все это предопределило направленность и в то же время широту и неортодоксальность его видения.
Лидер французской школы
Он становится лидером своеобразной французской школы маржинализма (см. МАРЖИНАЛИЗМ), для которой проблема общественного благосостояния не была пустым звуком. Это направление стремилась выстроить такую теоретическую систему, которая позволила бы решить многие экономические противоречия действительности, связанные с чрезмерным неравенством и нищетой. Работы Алле нередко носили острокритический характер в отношении текущей правительственной политики.
Проблема экономической эффективности и оптимального распределения доходов пронизывает всю научную деятельность Алле, которая, по его собственным словам, охватывала следующие основные сферы:
- теорию общего экономического равновесия, максимальной эффективности и основ экономического расчета;
- теорию межвременных процессов и максимальной эффективности капитала;
- теорию выбора в условиях риска и разработку критериев принятия рациональных экономических решений;
- теорию денег и кредита и динамику денежного обращения;
- теорию вероятности, анализ временных рядов и их экзогенных переменных.
Актуальные исследования
Отказавшись от теории общего равновесия Вальраса, для которой характерна единая для всех экономических агентов система ценообразования, он создает собственную теорию общего экономического расчета на основе своей модели рынков и реализации экономических излишков. Наряду с анализом равновесия он занимается и исследованием динамических процессов, особенно в условиях неопределенности и риска. В своих исследованиях Алле широко использует математические методы, статистический анализ, выборочные обследования, твердо придерживаясь убеждений, что только практика есть критерий истины. «Теория, чьи гипотезы и следствия не могут быть сопоставлены с реальностью, - говорил он в своей нобелевской лекции, - не имеет никакого научного интереса. В то же время логическая дедукция, будь она и математической, остается лишенной всякой познавательной ценности, если тесно не привязана к изучению реальности».
Следуя этому принципу, Алле не смущался подвергать сомнению общепризнанные истины, поскольку только пересмотр старых догм и выдвижение новых идей дают стимулы для развития науки
Алле был последовательным защитником либеральной идеологии, когда выступал за рыночную экономику против любых форм коллективизма и централизованного регулирования экономики. Но он и против полного невмешательства властей в экономику, если свобода конкуренции перерождается в монополию, ведет к возникновению монопольной ренты, чрезмерному неравенству в доходах. Государство должно определять правила игры на рынках - в этом его главная обязанность. Прямое регулирование он допускает лишь в отношении денежной массы, ибо в неустойчивой денежной экономике, по его мнению, не может быть ни эффективного производства, ни справедливого распределения доходов. Слишком широко понимаемые функции государства не только в централизованных системах, но и на Западе, по его мнению, - главный источник экономической неэффективности. Государство не должно вмешиваться там, где эту работу может сделать рынок. Только отказавшись от таких функций, оно способно осуществлять свои собственные задачи.
Либерал-рыночник
Либеральная идеология сделала Алле поборником объединенной Европы с единым рыночным пространством и федералистским политическим устройством. Ученый приветствовал начало рыночных реформ в России и других странах Восточной Европы в конце 1980-х - начале 1990-х годов. «Единственный объективный и эффективный контролер экономики - это рынок», - писал он. Децентрализация управления, частная собственность и простор для реализации возможностей для всех экономических агентов - таков путь к построению эффективной экономической системы. Только таким способом можно справиться и с проблемами бюрократии, потому что сама природа коллективизма бюрократична. Он отчетливо понимал и трудности переходной экономики, считал, что перейти от коллективистской системы к частнособственнической гораздо труднее, чем наоборот. Только для того, чтобы воссоздать средний класс, требуются годы. С развитием рыночной экономики, с ее совершенствованием связывал он и проблему более равномерного распределения доходов, ликвидации неоправданных различий и сокращения «незаработанных доходов».
Работы Алле отмечены многими научными наградами, среди них - Золотая медаль Национального центра научных исследований. В 1988 ученый был удостоен Нобелевской премии.
АЛЛЕ (Allais) Морис (родился в 1911), французский экономист, представитель неолиберального направления в современной политэкономии. Выступил с идеей "конкурентного планирования", основанного на сочетании государственного программирования экономики с конкуренцией частных организаций. Сочинения по теории рынков, эффективного использования материальных ресурсов и др. Нобелевская премия (1988).
АЛЛЕГАНСКИЙ СКРЫТОЖАБЕРНИК - АЛЛЕГА́НСКИЙ СКРЫТОЖА́БЕРНИК (Cryptobranchus alleghaniensis) - вид хвостатых земноводных (см. ХВОСТАТЫЕ ЗЕМНОВОДНЫЕ) семейства скрытожаберников; обитает в центральных районах и юго-восточной части Северной Америки. Его размеры достигают 60-68 см, из которых одна треть приходится на хвост. Окрашен в светло-серый или буроватый цвет. По бокам туловища и краям задних лап тянется волнистая складка кожи. По образу жизни скрытожаберник близок к исполинской саламандре. Скрытожаберник живет в быстро текущих реках, но на мелких, порожистых, каменистых местах. Днем, за исключением времени размножения, лежит под камнями; ночью охотится за червями, моллюсками, раками, лягушками и рыбами. На поверхность поднимается редко. Спаривание у скрытожаберников происходит в конце августа - начале сентября. В это время самцы строят гнезда под большими плоскими камнями или скалами в воде, привлекая самок. Оплодотворение наружное: самец поливает яйца семенной жидкостью в момент кладки в гнездо. Самец обычно лежит в гнезде среди яиц, охраняя их, повернув голову к выходу из гнезда. Самка откладывает 300-450 яиц в виде четкообразных, перепутанных между собой шнуров. Иногда в одно гнездо откладывают яйца две-три самки. Яйца бледно-желтые, диаметром 6 мм (с оболочкой 17-20мм). Развитие яиц продолжается 70-85 суток, и только что вылупившаяся личинка имеет длину около 30 мм. У нее короткие, толстые лапы, сильный хвост с плавниковыми складками и хорошо развитые наружные жабры. Личинки теряют жабры в возрасте около 18 месяцев, достигая размеров 100-130 мм.
АЛЛЕГАНЫ - АЛЛЕГА́НЫ (Alleghenies; Аллеганские горы, Allegheny Mountains), горное плато, западная часть Аппалачской горной системы на востоке Соединенных Штатах Америки, протянулось от штата Нью-Йорк на северо-востоке до штата Кентукки на юго-западе. Высота гор от 610 м до 1463 м, протяженность - до 805 км.
Аллеганы сложены в основном палеозойскими известняками, их поверхность расчленена глубокой и густой сетью речных долин. Восточной границей плато является крутой уступ высотой до 300 м, так называемый Аллеганский лоб (Аллегейни-Фронт). Склоны гор покрыты широколиственными лесами. Аллеганы богаты крупными месторождениями каменного угля, железной руды, углеводородного сырья, а также лесными разработками.
В колониальный период Аллеганы были официальной западной границей для расселения колонистов. Попытки колонистов проникнуть за Аллеганы пресекались, так как на сравнительно узкой полосе Атлантического побережья английским властям было легче собирать налоги, контролировать торговлю и производство в колониях.
АЛЛЕГОРИ́ЗМ -а; м. Аллегорический способ изображения чего-л. или выражения каких-л. мыслей. А. басни.
аллегори́зм, аллегори́змы, аллегори́зма, аллегори́змов, аллегори́зму, аллегори́змам, аллегори́змом, аллегори́змами, аллегори́зме, аллегори́змах
АЛЛЕГОРИЗМ а, м. allégorisme m. 1827. Рей. Аллегорический способ изображения чего-л. или выражения каких-л. мыслей, идей. БАС-2. - Лекс. БАС-1 1948: аллегори/зм.
нареч, кол-во синонимов: 6
см. иносказательно
АЛЛЕГОРИ́ЧЕСКИЙ [але], аллегорическая, аллегорическое (в качестве кратк. употр. аллегоричен, аллегорична, аллегорично). прил. к аллегория.
АЛЛЕГОРИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое. Содержащий аллегорию, основанный на ней; иносказательный. А. жанр. А. образ, сюжет.
◁ Аллегори́чески, нареч.
аллегори́ческий, аллегори́ческая, аллегори́ческое, аллегори́ческие, аллегори́ческого, аллегори́ческой, аллегори́ческих, аллегори́ческому, аллегори́ческим, аллегори́ческую, аллегори́ческою, аллегори́ческими, аллегори́ческом, аллегори́ческ, аллегори́ческа, аллегори́ческо, аллегори́чески
прил., кол-во синонимов: 7
аллегоричный (5)
иносказательный (19)
обинячный (4)
окольный (21)
отвлеченный (29)
переносный (19)
эмблематический (4)
см. иносказательный
АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ // АЛЛЕГОРИЧНЫЙ
АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ. Основанный на аллегории (иносказании), являющийся аллегорией. (Употребляется в словосочетаниях терминологического характера.)
Аллегорический: ~ий жанр; ~ое произведение; ~ая поэма, фигура.
• Как ни старо аллегорическое сравнение жизни с морем, но не мешает вспомнить старое. Н. Лесков. Островитяне.
АЛЛЕГОРИЧНЫЙ. Содержащий элементы аллегоричности, имеющий переносный скрытый смысл. Синоним: иносказательный.
Аллегоричн|ый: ~ая речь, мысль; ~ый намёк.
• В стихах слышится аллегоричный намёк.
Сравните: аллегорическое сравнение — сравнение, являющееся аллегорией (иносказанием); аллегоричное сравнение — сравнение, имеющее переносный смысл.
аллегори́чность, аллегори́чности, аллегори́чностей, аллегори́чностям, аллегори́чностью, аллегори́чностями, аллегори́чностях
прил.
1. соотн. с сущ. аллегория, связанный с ним
2. Свойственный аллегории, характерный для неё.
3. Содержащий аллегорию, построенный на аллегории; иносказательный.
АЛЛЕГОРИ́ЧНЫЙ [але], аллегоричная, аллегоричное; аллегоричен, аллегорична, аллегорично. То же, что аллегорический. Его стиль замысловат и аллегоричен.
АЛЛЕГОРИ́ЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна (книжн.). Заключающий в себе аллегорию. А. стиль.
| сущ. аллегоричность, -и, жен.
аллегори́чный, аллегори́чная, аллегори́чное, аллегори́чные, аллегори́чного, аллегори́чной, аллегори́чных, аллегори́чному, аллегори́чным, аллегори́чную, аллегори́чною, аллегори́чными, аллегори́чном, аллегори́чен, аллегори́чна, аллегори́чно, аллегори́чны, аллегори́чнее, поаллегори́чнее, аллегори́чней, поаллегори́чней
АЛЛЕГО́РИЯ -и; ж. [греч. allēgoria - иносказание]. В искусстве средневековья, Возрождения, барокко, классицизма: воплощение какой-л. идеи в конкретных художественных образах и формах (скульптурах, героях литературных и живописных произведений и т.п.). Минерва в живописных полотнах классиков - а. мудрости. Животные крыловских басен - живые аллегории жадности, глупости, тщеславия. // Скрытый смысл, намёк на кого-, что-л.; иносказание. Основываться на аллегории. Прибегать к аллегориям. Говорить аллегориями (также: замысловато и непонятно).
◁ Аллегори́чный, -ая, -ое. А-ое изображение. А. стиль. А. образ. Аллегори́чески, нареч. Аллегори́чность, -и; ж.
* * *
аллего́рия (греч. allēgoría - иносказание), изображение отвлечённой идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделён от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев - сила, власть или царственность). Как троп аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие - женщина с весами). Наиболее характерна для средневекового искусства, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.
* * *
АЛЛЕГОРИЯ - АЛЛЕГО́РИЯ (греч. allegoria - иносказание), изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа (см. ОБРАЗ). Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа (см. СИМВОЛ), однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев - сила, власть или царственность). Как троп (см. ТРОПЫ) аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие - женщина с весами). Наиболее характерна для средневекового искусства, Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)), маньеризма (см. МАНЬЕРИЗМ) , барокко (см. БАРОККО), классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) .
АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) - изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев - сила, власть или царственность). Как троп аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие - женщина с весами). Наиболее характерна для средневекового искусства, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.
АЛЛЕГО́РИЯ (греч. αλληγόρεω - букв. "говорить иное, не то, что обозначают слова) - произвольное приписывание конкретному явлению нек-рого культурного смысла; возведение конкретного явления к абстрактной категории, воплощаемой в конкретном образе; персонификация категорий, конкретный образ, обозначающий абстрактную категорию (напр., изображение Невежества в виде человеч. фигуры с ослиными ушами есть аллегорич. изображение; соответств., фигура с ослиными ушами есть А., обозначающая Невежество).
В европ. культуре нового времени от Ренессанса до периода классицизма А. образуют универсальный метаязык культуры, восходящий к классич. древности и Средневековью, варьировавшийся с изменением стиля эпохи. Широко применялся в России кон. 17 - сер. 19 в.
Основой аллегорич. метаязыка является антич. мифология (в России 18 в. говорили "баснословие"); божество, правила изображения (иконографический тип) к-рого общеизвестны, персонифицирует понятие (чаще разл. понятия, т. к. аллегорич. знак, как и знак естественного языка, обычно полисемичен). Напр., изображение девы с цветами может обозначать Флору, к-рая олицетворяет весну, юность, восток и т. д., и эти значения метаязыкового знака выступают классификаторами (характеристиками) множества реальных конкретных явлений (напр., имп. Елизаветы).
В качестве аллегорич. подъязыков использовались также персонажи Свящ. Писания, антич. историч. персонажи, образы из классической лит-ры (напр., Армида) и даже ситуации, изображаемые сценами. Дифференциальными признаками знаков А. были спец. атрибуты, к-рые могли употребляться самостоятельно в качестве символов. Семантич. структура аллегорич. знака м. б. весьма сложной, включая неск. перекодировок на разных уровнях глубины. Часто А. образовывали сложные композиции в пределах сада или его участка, интерьера, фасада, т-р. действа, фейерверка и т. д.
Лит.: Лихачев Д. С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб., 1991; Силантьева Н. А., Яранцев В. Н. Автопортрет Павла I в интерьере // II Санкт-Петербург. музейные чтения: Время правления Павла I и двухсотлетие присвоения Гатчине городских прав, 10 июня 1996 г. СПб.: Гатчина, 1996.
АЛЛЕГОРИЯ (греческое allegoria - иносказание), изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев - сила, власть или царственность). Как троп аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие - женщина с весами). Наиболее характерна для искусства средневековья, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.
- Скажите по-гречески «говорю иначе».
- Иносказание.
- Картина Иеронима Босха «... чревоугодия и любострастия».
- Система намёков в изображении.
- Картина Яна Вермеера «... живописи».
- Стихотворение Александра Блока.