- Итальянский архитектор, 15 в.
- Итальянский архитектор, учёный, теоретик искусства 15 в., автор построек: Церковь Сант-Андреа, дворец Ручеллаи, трактатов по искусству: «О статуе», «О зодчестве», «О живописи».
Альбе́рти (Alberti) Доменико (около 1710 около 1740), итальянский композитор, клавесинист, певец. Автор 3 опер, в том числе «Олимпиада», 1739, мотетов, сонат для клавесина (по имени Альберти названа характерная гармоническая фигурация «альбертиевы басы»).
АЛЬБЕРТИ (Alberti) Леон Баттиста (1404-72) - итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. Теоретические трактаты ("О статуе", 1435, "О живописи", 1435-36, "О зодчестве"; опубликован в 1485) обобщили Опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия. В архитектуре использовал античную ордерную систему (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472-94, дворец Ручеллаи во Флоренции, 1446-51).АЛЬБЕРТИ (Alberti) Леон Баттиста (18 февраля 1404, Генуя - апрель 1472, Рим), итальянский гуманист, философ, архитектор, художник, теоретик искусства.Родился в семье знатного флорентийского изгнанника. Учился у известного гуманиста Гаспарино да Барцицца в Падуе, затем в Болонье у Франческо Филельфо и в университете, по окончании которого стал доктором канонического и гражданского права. Несколько лет служил у церковных иерархов, а с 1432 и до конца жизни занимал место аббревиатора (своего рода нотариуса) при папской курии.Литератор и архитектор Литературное наследие Альберти весьма разнопланово: к 1425 относится комедия "Филодокс" (1890), затем были написаны трактаты "Деифира" (1481) и "О преимуществах и тяготах занятия науками" (1890); первые три книги диалогов "О семье" (1844) составлены в 1432-1434, в 1440 или в 1441 к ним добавлена еще одна; в 1435 сочинены трактаты "О статуе" (1568) и "О живописи" (1540), гораздо позже, в 1449 , созданы "Десять книг о зодчестве" (1485); между 1434 и 1443 появились трактаты "О праве" (1890) и "Первосвященник", "Жизнеописание Св. Потита" (1568), диалоги "Теодженио" (1490) и "О спокойствии души" (1844); после 1443 написан аллегорический трактат "Мом, или о государе" (1520), в 1449 - "Математические забавы" (1568); к наиболее значительным произведениям последующих лет относятся "Застольные беседы" (1890) и "Домострой" (1848).
По проекту Альберти в 1446-51 Б. Росселлино выстроил палаццо Ручеллани - новый тип особняка-палаццо, в оформлении фасадов церквей Сан-Франческо в Римини и Сан-Андреа в Мантуе Альберти использовал мотивы древнеримской архитектуры (триумфальные арки и аркады).круг занятий и увлечений Хотя большую часть жизни Альберти провел в Риме и других городах Италии и лишь время от времени наведывался во Флоренцию, именно Под воздействием импульсов культурной и художественной среды этого города складывалось его мировоззрение, все более и более расширялся круг его занятий и увлечений. Человек разносторонних дарований и широкой культуры, Альберти известен прежде всего как выдающийся теоретик искусства и архитектуры; вместе с тем, он и зодчий-практик, автор знаменитых архитектурных проектов, занимался живописью, ваянием и иными видами искусства, причем не только изобразительного - он хорошо разбирался в музыке и прекрасно играл на органе. Как писателя-гуманиста его внимание одинаково привлекали и жизнь общества, и устои семейных отношений, и проблемы человека, и принципы хозяйствования, и вопросы этики, политики, права, психологии. Он обнаруживал большие познания в математике, оптике, механике, задумывал и проектировал различные приборы и инструменты, посвящал специальные работы выведению ценных пород лошадей, тайнам женского туалета, шифрам, графологии. Под стать этой всеохватности интересов и творческих устремлений сама личность Альберти, эмблематичная для всего ренессансного гуманизма. Безмерным трудолюбием и упорством он добивался необыкновенных успехов в физической подготовке и воинских упражнениях, в совершенстве усваивал любую отрасль науки и искусства, формировал свой нравственный облик, настойчиво воспитывал в себе человеколюбие, обходительность, щедрость, сдержанность - таким, ставшим уже для современников человеком-легендой, запечатлен он в биографии 15 в., авторство которой не без основания приписывают самому же Альберти. Сочинения:Десять книг о зодчестве. М., 1935. Т. 1-2.Религия. Добродетель. Рок и фортуна // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985. С. 152-161.О семье // Опыт тысячелетия. М., 1996. С. 362-411.Alberti L. B. Opere volgari. Bari, 1960-1973. V. 1-3.Литература:Леон Баттиста Альберти. М., 1977.Mancini G. Vita di Leon Battista Alberti. Roma, 1911.Gadol J. Leon Battista Alberti. Universal man of the early Renaissance. Chicago; London, 1969.О. Ф. Кудрявцев АЛЬБЕРТИ (Alberti) Рафаэль (р. 1902) - испанский поэт. Антифашистские и революционные стихи (сборники "Строфы Хуана Панадеро", 1949; "Поэмы изгнания и надежды", 1976), антивоенные "Баллады и песни реки Парана" (1954), лирический сборник "Стихи о любви" (1967), стихотворный цикл "О живописи" (2 изд., 1968), пьеса "Ночь войны в музее Прадо" (1956), книга воспоминаний "Затерянная роща" (1959), "Пабло Пикассо" (1977). Международная Ленинская премия (1965).
Альбе́рти Леон Баттиста (Alberti) (1404-1472), итальянский учёный, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. Теоретические трактаты («О статуе», 1435; «О живописи», 1435-1436; «О зодчестве», опубликовано в 1485) обобщили опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия. В архитектуре использовал античную ордерную систему, мотивы древнеримских триумфальных арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472-1494; дворец Ручеллаи во Флоренции, 1446-1451).
* * *
АЛЬБЕРТИ Леон Баттиста - АЛЬБЕ́РТИ (Alberti) Леон Баттиста (1404-72), итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) . Теоретические трактаты («О статуе», 1435, «О живописи», 1435-36, «О зодчестве»; опубликован в 1485) обобщили опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия. В архитектуре использовал античную ордерную систему (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472-94, дворец Ручеллаи во Флоренции, 1446-51).
* * *
АЛЬБЕ́РТИ (Alberti) Леон Баттиста (18 февраля 1404, Генуя - апрель 1472, Рим), итальянский гуманист, философ, архитектор, художник, теоретик искусства.
Родился в семье знатного флорентийского изгнанника. Учился у известного гуманиста Гаспарино да Барцицца в Падуе, затем в Болонье у Франческо Филельфо (см. ФИЛЕЛЬФО Франческо) и в университете, по окончании которого стал доктором канонического и гражданского права. Несколько лет служил у церковных иерархов, а с 1432 и до конца жизни занимал место аббревиатора (своего рода нотариуса) при папской курии.
Литератор и архитектор
Литературное наследие Альберти весьма разнопланово: к 1425 относится комедия «Филодокс» (1890), затем были написаны трактаты «Деифира» (1481) и «О преимуществах и тяготах занятия науками» (1890); первые три книги диалогов «О семье» (1844) составлены в 1432-1434, в 1440 или в 1441 к ним добавлена еще одна; в 1435 сочинены трактаты «О статуе» (1568) и «О живописи» (1540), гораздо позже, в 1449 , созданы «Десять книг о зодчестве» (1485); между 1434 и 1443 появились трактаты «О праве» (1890) и «Первосвященник», «Жизнеописание Св. Потита» (1568), диалоги «Теодженио» (1490) и «О спокойствии души» (1844); после 1443 написан аллегорический трактат «Мом, или о государе» (1520), в 1449 - «Математические забавы» (1568); к наиболее значительным произведениям последующих лет относятся «Застольные беседы» (1890) и «Домострой» (1848). По проекту Альберти в 1446-51 Б. Росселлино (см. РОССЕЛЛИНО) выстроил палаццо Ручеллани - новый тип особняка-палаццо, в оформлении фасадов церквей Сан-Франческо в Римини и Сан-Андреа в Мантуе Альберти использовал мотивы древнеримской архитектуры (триумфальные арки и аркады).
Круг занятий и увлечений
Хотя большую часть жизни Альберти провел в Риме и других городах Италии и лишь время от времени наведывался во Флоренцию, именно под воздействием импульсов культурной и художественной среды этого города складывалось его мировоззрение, все более и более расширялся круг его занятий и увлечений. Человек разносторонних дарований и широкой культуры, Альберти известен прежде всего как выдающийся теоретик искусства и архитектуры; вместе с тем, он и зодчий-практик, автор знаменитых архитектурных проектов, занимался живописью, ваянием и иными видами искусства, причем не только изобразительного - он хорошо разбирался в музыке и прекрасно играл на органе. Как писателя-гуманиста его внимание одинаково привлекали и жизнь общества, и устои семейных отношений, и проблемы человека, и принципы хозяйствования, и вопросы этики, политики, права, психологии. Он обнаруживал большие познания в математике, оптике, механике, задумывал и проектировал различные приборы и инструменты, посвящал специальные работы выведению ценных пород лошадей, тайнам женского туалета, шифрам, графологии. Под стать этой всеохватности интересов и творческих устремлений сама личность Альберти, эмблематичная для всего ренессансного гуманизма. Безмерным трудолюбием и упорством он добивался необыкновенных успехов в физической подготовке и воинских упражнениях, в совершенстве усваивал любую отрасль науки и искусства, формировал свой нравственный облик, настойчиво воспитывал в себе человеколюбие, обходительность, щедрость, сдержанность - таким, ставшим уже для современников человеком-легендой, запечатлен он в биографии 15 в., авторство которой не без основания приписывают самому же Альберти.
Альбе́рти Леон Баттиста (14041472), итальянский учёный, архитектор, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. Теоретические трактаты («О статуе», 1435, «О живописи», 143536, «О зодчестве»; опубликованы в 1485) обобщили опыт искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия. В архитектуре использовал ордерную систему, мотивы древнеримских триумфальных арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 147294; дворец Ручеллаи во Флоренции, 144651).
АЛЬБЕРТИ Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista)
(1404-1472), итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства и гуманист. Родился 14 февраля 1404 в Генуе, учился в Венеции, Падуе, окончил Болонский университет. В 1432, после поездки во Францию, Бельгию и Германию, он стал секретарем папы и занимал эту должность до 1464. Большую часть своей жизни Альберти прожил в Риме, с 1434 по 1443 работал во Флоренции и Ферраре. С юности Альберти проявлял интерес к гуманистическим дисциплинам, искусствам, математике и естественным наукам, владел греческим, писал трактаты на латыни и итальянском языке. Его главный труд О семье, четыре книги об организации семейной жизни во всех ее аспектах, был задуман в 1433 и завершен в 1441. В 1435 во время пребывания во Флоренции Альберти написал свой знаменитый трактат О живописи, посвященный флорентийскому архитектору Филиппо Брунеллески. Между 1428 и 1443 он создал много других произведений, отличающихся разнообразием жанров и новизной идей и интерпретаций. Среди них любовная лирика и диалоги; комедия и сатирические произведения, написанные в подражание Лукиану; басни; трактаты по этике, скульптуре, коневодству, земледелию, юриспруденции; сочинения о браке и об обязанностях высшего духовенства. Возможно, ему принадлежит и первая грамматика итальянского языка. По возвращении в Рим в 1443 Альберти посвятил себя преимущественно занятиям математикой и архитектурой; он составил описание города и приступил к созданию своего главного труда О зодчестве, который был закончен в 1452 и опубликован в 1485. Этот трактат по теории архитектуры, состоящий из 10 книг, принес ему славу "флорентийского Витрувия" и, как и сами постройки автора, оказал огромное влияние на развитие архитектуры Ренессанса. С начала 1450-х годов и до конца жизни Альберти работал как архитектор по заказам пап, аристократии и богатых горожан. Среди его архитектурных произведений - церковь Сан Франческо в Римини (по заказу Сиджизмондо Малатеста); палаццо Ручеллаи, церковь Сан Панкрацио и фасад церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (по заказу Джованни Ручеллаи); церкви Сан Себастиано и Сант Андреа в Мантуе и апсида церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (по заказу Лодовико Гонзага). Папа Николай V пользовался советами Альберти при создании проекта перестройки Рима.
во Флоренции. 1456-1470.
во Флоренции. Фасад закончен в 1470 г.
в Римини. Начато в 1450.
Начато в 1470.
Широта интересов и высокая образованность Альберти считается типичным примером "универсальной личности" эпохи Возрождения. Его теоретические трактаты по живописи и архитектуре способствовали новому восприятию этих сфер человеческой деятельности как свободных искусств, а написанные им литературные произведения и труды по этике дали новый импульс развитию итальянского языка и литературы.
ЛИТЕРАТУРА
Леон Батиста Альберти. Под ред. В.Н.Лазарева. М., 1977
Альберти (Alberti) Леон Баттиста (1404 - 1472)
Итальянский ученый, архитектор, музыкант, теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения. Получил гуманитарное образование в Падуе, изучал право в Болонье. Выступал в защиту народного (итальянского) языка как литературного. Жил во Флоренции и Риме.
Афоризмы, цитаты
Общий порок всякого невежества - говорить будто то, чего не знаешь, не существует вовсе.
Альбе́рти Рафаэль (1902-1999), испанский поэт. В творчестве - близость фольклорным традициям (сборник «Моряк на суше», 1925), сюрреализму (сборник «Об ангелах», 1929); антифашистские и революционные стихи (сборники «Строфы Хуана Панадеро», 1949, «Поэмы изгнания и надежды», 1976), антивоенный «Баллады и песни реки Парана» (1954), лирический сборник «Стихи о любви» (1967), стихотворный цикл «О живописи» (2 издание, 1968). Пьеса «Ночь войны в музее Прадо» (1956), книга воспоминаний «Затерянная роща» (1959), «Пабло Пикассо» (1977).
* * *
АЛЬБЕРТИ Рафаэль - АЛЬБЕ́РТИ (Alberti) Рафаэль (1902-99), испанский поэт. Антифашистские и революционные стихи (сборники «Строфы Хуана Панадеро», 1949; «Поэмы изгнания и надежды», 1976), антивоенные «Баллады и песни реки Парана» (1954), лирический сборник «Стихи о любви» (1967), стихотворный цикл «О живописи» (2 изд., 1968), пьеса «Ночь войны в музее Прадо» (1956), книга воспоминаний «Затерянная роща» (1959), «Пабло Пикассо» (1977). Международная Ленинская премия (1965).
АЛЬБЕРТИ Рафаэль (Alberti, Rafael)
(р. 1902), испанский поэт. Родился 16 декабря 1902 в Пуэрто-де-Санта-Мария (провинция Кадис). В 15 лет вместе с семьей переехал в Мадрид, учился живописи. В 1922, после своей первой выставки, заболел, покинул столицу и занялся литературой. В 1925 его первый сборник Моряк на суше (Marinero en tierra) получил Национальную премию. В беспечно-праздничных стихах звучали и достаточно мрачные ноты, свойственные позднему стилю Альберти. Поэма Возлюбленная (La Amante, 1926) - рассказ о воображаемом путешествии через Кастилию до Бискайского залива. В следующей книге, Заря левкоя (El Alba del Alhel, 1927), Альберти воспел тореро. Приуроченная к трехсотлетию Л.Гонгоры-и-Арготе (1561-1627) поэма Известка и камень (Cal у Canto, 1929) была написана в подражание стилю этого барочного поэта. Самое важное произведение Альберти, Об ангелах (Sobre los ngeles, 1929), - проникнутая сюрреалистическими мотивами грандиозная поэма, в которой действие вершится на небесах и в аду. С провозглашением Испанской республики в 1931 Альберти активно включился в политику на стороне крайне левых. В Гражданской войне он, как и большинство испанских писателей, сражался вместе с республиканцами; в 1939-1977 жил в изгнании в Аргентине. В 1946 вышел его сборник Стихотворения 1924-1944 (Poesia 1924-1944), в 1961 - Полное собрание стихотворений (Poesias completas). В 1950 Альберти выпустил сборник из трех пьес Театр (Teatro). В 1983 поэт был удостоен премии Сервантеса.
ЛИТЕРАТУРА
Альберти Р. Избранное. М., 1977
Леон Батиста Альберти. Фасад цеpкви в Санта-Маpия Новелла.
АЛЬБЕРТИ (Alberti) Леон Баттиста (1404 - 72), итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства Раннего Возрождения. В теоретических трактатах обобщил опыт современного ему искусства и гуманистической науки в области изучения античного наследия. В архитектуре использовал античную ордерную систему (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472 - 94).
АЛЬБЕРТИАДА Albert? Министр в кабинете Клемансо Марселен Альбер. И как быстро развенчала толпа этого Альбера, руки которого она еще лобызала вчера! Есть, конечно, разница в обстановке, в которой разыгрываются такие эпопеи, как русская Гапониада и французская Альбертиада. СМ 1907 9 2 132.
Альберти́на (Albertina), графическое собрание в Вене: рисунки, миниатюры, плакаты, гравюры, литографии западноевропейских мастеров. Основано в 1776 как коллекция герцога Альберта.
* * *
АЛЬБЕРТИНА - АЛЬБЕРТИ́НА (Albertina), графическое собрание в Вене: рисунки, миниатюры, плакаты, гравюры (см. ГРАВЮРА), литографии (см. ЛИТОГРАФИЯ) западноевропейских мастеров. Основано в 1776 как коллекция герцога Альберта.
Кёнигсбергский университет, знаменитый и старейший университет Пруссии. Был открыт 17 августа 1544 г. герцогом Альбрехтом Бранденбургским (Гогенцоллерном) и стал вторым после университета во Франкфурте-на-Одере (1506 г.) высшим академическим заведением будущего Бранденбургско-Прусского государства. Название: лат. Albertina - от Albertus (Альберт); нем. Альберт и Альбрехт - варианты нем. Адальберт.
Альбрехт Бранденбургский - Albrecht von Brandenburg (1490-1568)
последний великий магистр Тевтонского ордена и первый прусский герцог.
АЛЬБЕРТИНА (Albertina) - графическое собрание в Вене: рисунки, миниатюры, плакаты, гравюры, литографии западноевропейских мастеров. Основано в 1776 как коллекция герцога Альберта.