Антроп неверующий. Пск. Неодобр. или Бран.-шутл. О недобром, нечестном или недоверчивом человеке. ПОС 1, 66.
Неверящему Антропу - хуй в жопу! Прост. Бран. О человеке, сомневающемся в том, что достоверно. Мокиенко, Никитина 2003, 73.
Антроп неверующий. Пск. Неодобр. или Бран.-шутл. О недобром, нечестном или недоверчивом человеке. ПОС 1, 66.
Неверящему Антропу - хуй в жопу! Прост. Бран. О человеке, сомневающемся в том, что достоверно. Мокиенко, Никитина 2003, 73.
(гк)
ἄνθρωποζ человек, мужчина
антропология комплексная наука о человеке; ср. англ. anthropology, фр. anthropologie
антропогенный порождённый деятельностью человека или способствовавший антропогенезу (возникновению человека как вида)
питекантроп обезьяночеловек
антропофаг людоед
филантропия человеколюбие, благотворительность; ср. англ. philanthropy, фр. philanthropie
антропоморфизм наделение животных и явлений природы человеческими свойствами
Благонравный (греч.).
5 марта (20 февраля) - преподобный Евтропий.
16 (3) марта - мученик Евтропий.
29 (16) июня - мученик Евтропий, чтец.
30 (17) октября - бессеребреник Евтропий Аравийский.
См. Антроп.
Начальная часть сложных слов, вносящая значение: имеющий отношение к человеку, связанный с его эволюцией и развитием (антрополо́гия, антропоме́трия и антропометри́я, антропоморфи́зм и т.п.).
АНТРОПО... Первая часть сложных слов со знач. относящийся к человеку, его изучению, напр. антропогенез, антропогеография, антропометрия.
Антропо...
Указывает на отношение к человеку.
Антропология. Антропонимика.
Антропометрия.
Этимология:
От греческого antrōpos ‘человек’.
Антропо... (от греч. ánthrōpos - человек), часть сложных слов, означающая: относящийся к человеку (например, антропология).
АНТРОПО... (от греч. anthropos - человек) - часть сложных слов, означающая: относящийся к человеку (напр., антропология).
АНТРОПО... (от греческого anthropos - человек), часть сложных слов, означающая: относящийся к человеку (например, антропология).
антропо...
(гр. anthropos человек) первая составная часть сложных слов, обозначающая: относящийся к человеку, человеческий, напр.. антропогенез, антропометр.
АНТРОПОВ
Фамилия «прячет» просторечную форму Антроп имени Евтропий, что в переводе с греческого означает ‘благонравный’.
АНДРОПОВ АНТРОПОВ АНТРОХИН АНТРУШЕВ АТРОШКОВ АТРОЩЕНКО АНТРУШИН АТРОХИН АТРОХОВ
Имя Андроп образовалось из имени Антроп: д вместо т стали писать под влиянием популярных имен Андрон, Андрей; кроме того, между сонорными звуками н и р легче произносилось звонкое д, чем глухое т. Имени Антроп в святцах нет."Антропос" по гречески человек, но фамилия произошла не от этого слова, а от имени Евтропий (от греческого "эутропос" благонравный). Евтропий, Евтроп в просторечии преобразовалось в Антроп. Андрос производное от Андроп. (Ф). Андросов может быть производным от Андрос - Андрей. (см. Андреев и Андронов)
От других производных форм образовались фамилии Антрохин, Антрушин, Атрошков,
Хотя столь же вероятно происхождение от редкого имени Атроп. (Э)
АНТРОПОВ
Фамилия «прячет» просторечную форму Антроп имени Евтропий, что в переводе с греческого означает ‘благонравный’.
АНТРО́ПОВ Ал. Петр. (1716-95) - живописец, декоратор, портретист. В 1732-39 учился в "Канцелярии от строений" у А. Матвеева. С 1739 работал там же в "живописной команде" у И. Вишнякова. Участвовал в декор. росписи дворцов СПб. и его пригородов, собора св. Андрея в Киеве (1744-50, 1752-55). Манера А.-портретиста типична для рус. живописи сер. 18 в.: тесная связь с традициями парсуны, насыщенность цветовой гаммы, непосредственность и жизненность образов, сочетание черт др.-рус. иск-ва и совр. рокайльной манеры (портреты имп. Елизаветы, 1755; А. Измайловой, 1759; С. Кулябки, 1760; атамана Ф. Краснощекова, 1761; имп. Петра III, 1762; А. Бутурлина, 1763).
А. П. Антропов. Портрет статс-дамы A. M. Измайловой
Антро́пов Алексей Петрович (1716-1795), российский живописец. Портреты Антропова отличают связь с традицией парсуны, правдивость характеристик, свойственное живописи барокко декоративное богатство цвета (портрет А. М. Измайловой, 1759).
* * *
АНТРОПОВ Алексей Петрович - АНТРО́ПОВ Алексей Петрович (1716-1795), русский живописец. Портреты Антропова отличают связь с традицией парсуны (см. ПАРСУНА), правдивость характеристик, живописные приемы барокко (см. БАРОККО) (портрет Петра III, 1762).
АНТРОПОВ Алексей Петрович (1716-95) - российский живописец. Портреты Антропова отличают связь с традицией парсуны, правдивость характеристик, живописные приемы барокко (портрет Петра III, 1762).
АНТРОПОГЕН [антропогеновая система (период)] [четвертичная система (период)] (от греческого anthropos - человек), верховная система кайнозоя, соответствует последнему периоду геологической истории, продолжающемуся поныне (смотри Геохронология). Длительность оценивается от 700 тыс. лет до 2,5-3,5 млн. лет. Подразделяется на плейстоцен и голоцен. Выделен в 1829 бельгийским геологом Ж. Денуайе.
антропоге́н
- , антропогеновая (четвертичная) система (период) (антропо... гр. genos рождение) геол. последняя современная система (период) кайнозоя, продолжающаяся около 700 тыс. - 1 млн. лет; подразделяется на плейстоцен и голоцен.. в плейстоцене происходила неоднократная смена похолоданий и потеплений климата, сопровождавшихся развитием материковых оледенений (гляциалов) в высоких широтах и установлением влажного климата (плювиалов) во внеледниковых областях; важнейшим событием периода было появление человека.
м.
1. Процесс возникновения и развития человека как общественного существа.
2. Раздел антропологии, изучающий происхождение и развитие человека.
АНТРОПОГЕНЕ́З [нэ́], -а; м. [от греч. anthrōpos - человек и genēs - происхождение, возникновение].
1. Процесс историко-эволюционного формирования и развития человека. Основные стадии антропогенеза.
2. Учение о происхождении человека и его развитии. Проблемы антропогенеза.
* * *
антропогене́з (от антропо... и генез), процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Учение об антропогенезе - раздел антропологии.
* * *
АНТРОПОГЕНЕЗ - АНТРОПОГЕНЕ́З, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Антропогенез изучает происхождение человека, становление его как вида в процессе историко-эволюционного развития. Учение об антропогенезе - раздел антропологии (см. АНТРОПОЛОГИЯ), центральная проблема эволюционной антропологии, при изучении которой используются данные ряда естественных и общественных наук о человеке и Земле.
Проблема антропогенеза в 20 веке
В основе представлений об антропогенезе лежит симиальная (от лат. simia - обезьяна) гипотеза происхождения человека от высокоразвитых обезьян третичного периода, впервые подробно разработанная и аргументированная Ч. Дарвином (см. ДАРВИН Чарлз Роберт) (1871). Впоследствии было получено много новых данных в подтверждение этой гипотезы, особенно палеонтологических и этологических (связанных с изучением поведения приматов), а также из области сравнительной биохимии и иммунологии, молекулярной биологии и генетики. Вторая половина 20 в. в антропологии ознаменовалась информационным взрывом в результате резкого увеличения числа находок ископаемых предшественников человека в Африке и Евразии. Начиная с 60-х годов, в антропологии широко внедряются новые, прежде всего, радиометрические методы датирования костных остатков и вмещающих их геологических пород, а также методы молекулярной биологии (см. МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ), позволяющие установить примерное время расхождения современных видов приматов и человека от общего предка и определить степень прямого родства современных и ископаемых форм по особенностям строения их молекул (ДНК, белков и др.).
Животные предки человека
В зоологической систематике род человек (Homo) относится к отряду приматов (см. ПРИМАТЫ), в который входит в составе семейства гоминид (см. ГОМИНИДЫ) (Hominidae). Развитие приматов, гоминид и человека протекало на протяжении кайнозойской эры (см. КАЙНОЗОЙСКАЯ ЭРАТЕМА (ЭРА)). В соответствии с международной геохронологической шкалой (см. ГЕОХРОНОЛОГИЯ) она подразделяется на палеоген, начавшийся ок. 66 млн. лет назад и представленный 3-мя эпохами (палеоцен, эоцен и олигоцен), неоген, начавшийся ок. 25 млн. лет назад и включающий 2 эпохи (миоцен и плиоцен) - вместе они составляют третичный период, и антропоген - четвертичный период, начавшийся ок. 2 млн. лет назад и состоящий из 2-х эпох (плейстоцен и голоцен).
Приматы выделились как отряд млекопитающих в конце мелового периода (см. МЕЛОВАЯ СИСТЕМА (ПЕРИОД)), около 70 млн. лет назад. Их предками, по-видимому, были похожие на современных тупай (см. ТУПАЙИ) мелкие насекомоядные животные, переходившие к растительноядности и всеядности. Ранние этапы эволюции приматов изучены мало. Около 55 млн. лет назад низшие приматы стали широко расселяться в тропических лесах Северной Америки и Европы, составлявших в то время единый континент. Это были предшественники современных полуобезьян, лемуров (см. ЛЕМУРЫ) и долгопятов (см. ДОЛГОПЯТЫ), - адапиды и омомииды. Какая-то из этих групп на рубеже эоцена и олигоцена (около 40-35 млн. лет назад) дала начало высшим приматам - антропоидам. Известны два основных центра возникновения и расселения таких ранних обезьян в Старом Свете - Юго-Восточная Азия (современная Мьянма) и Северная Африка; в Южную Америку предки обезьян проникли, вероятно, несколько позже. Начальные этапы эволюции обезьян Старого Света тесно связаны с Северной Африкой. Здесь в тропических лесах Фаюма (современный Египет) в олигоцене обитали примитивные древесные обезьяны - парапитеки и проплиопитеки. Уже в раннем миоцене (25-20 млн. лет назад) африканские обезьяны разделялись на низших (мартышкообразных) и высших (человекообразных, или гоминоидов), хотя между ними было значительно больше сходства, чем между современными представителями этих групп. Возможно, их общими предками были североафриканские проплиопитеки, особенно египтопитек, живший 28-26 млн. лет назад. Последний считается наиболее вероятным предком раннемиоценовых дриопитеков (см. ДРИОПИТЕКИ) (проконсулов), впервые появившихся в Восточной Африке примерно 24-22 млн. лет назад. Именно среди дриопитеков еще со времен Дарвина ищут общие корни человека и африканских человекообразных обезьян (см. ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ). К этому времени материки уже заняли свое современное положение, а на месте огромного доисторического моря Тетис (см. ТЕТИС) возникла цепь соленых водоемов, в том числе Средиземное, Черное и Каспийское моря. Появилась возможность свободных миграций животных из Африки в Европу и Азию. В период 20-16 млн. лет назад обезьяны стали широко распространяться в Южную Европу, Переднюю Азию и далее на восток, что привело к обособлению восточного (азиатского) ствола гоминоидов. Еще недавно многие ученые считали, что некоторые прогрессивные обезьяны этого ствола - рамапитеки (см. РАМАПИТЕК) - впоследствии вернулись в Африку, где дали начало линии, ведущей к человеку («рамапитекоидная гипотеза»). Многое, однако, говорит за то, что предки человека не покидали Африку. Косвенно об этом свидетельствует, например, поразительная близость человека и африканских человекообразных обезьян по строению ДНК, белков (в том числе гемоглобина), по группам крови и др. признакам. Вероятно, общими предками человека, шимпанзе (см. ШИМПАНЗЕ) и гориллы (см. ГОРИЛЛА) были какие-то поздние прогрессивные дриопитеки, жившие ок. 10-8 млн. лет назад. Разделение этого африканского ствола гоминоидов на западную (обезьянью) и восточную (человеческую) ветви случилось скорее всего 6-8 млн. лет назад. Развитие ветви, приведшей впоследствии к человеку, происходило в области Восточно-Африканской рифтовой системы (см. ВОСТОЧНО-АФРИКАНСКАЯ РИФТОВАЯ СИСТЕМА). Этот район характеризовался активными процессами в земной коре: землетрясениями, извержениями вулканов, а также повышенным уровнем радиации, что могло значительно ускорить мутационный процесс. Сведение лесов и распространение саванн стимулировало к концу миоцена выход предков человека в более открытую местность. Освоение новой экологической ниши потребовало изменений в поведении и, в первую очередь, перехода к прямохождению (обзор местности, использование палок и камней для защиты и других целей и, далее, развитие орудийной деятельности).
Ранние люди
Древнейшими достоверно известными представителями человеческой линии эволюции были высокоразвитые двуногие человекообезьяны - австралопитеки (см. АВСТРАЛОПИТЕКИ) и близкие к ним формы, которых обычно уже считают первыми людьми (гоминидами). Они появились в Восточной, а затем и в Южной Африке, в плиоцене - ок. 5-4 млн. лет назад. Возможно, что уже в одной из групп ранних австралопитеков развились древнейшие представители рода человек, известные в Восточной Африке, по крайней мере, начиная с 2 млн. лет назад. Большую их часть относят к виду человек умелый (Homo habilis). Хабилисы - преимущественно восточно-африканские гоминиды периода 2-1,5 млн. лет, напоминавшие по внешнему виду некоторых австралопитеков, но со значительно более крупным мозгом (средний объем около 660 см3 против 400-500 см3 у австралопитеков). Их считают основными творцами древнейшей каменной культуры - олдувайской, впервые обнаруженной в 1959 в ущелье Олдувай (см. ОЛДУВАЙ), в Танзании. Иначе эту культуру именуют еще галечной или рубило-осколочной.
Эволюция рода человек (Homo)
Эволюция человека протекала на протяжении плейстоцена (см. ПЛЕЙСТОЦЕН) - ледниковой эпохи, в течение которой происходили значительные колебания климата. В умеренных широтах Северного полушария чередовались оледенения и межледниковья при общей тенденции к постепенному похолоданию. В субтропиках климат становился более влажным, а тропики высыхали, сводились леса, сокращалась площадь водоемов, понижался уровень моря, возникали сухопутные мосты. Вероятно первым видом рода Homo, расселившимся во внетропическом пространстве и проникшем в область с умеренным климатом, был человек прямоходящий (H. erectus), или архантроп (см. АРХАНТРОПЫ). Эти люди жили в Восточной и Северной Африке, Индонезии, Китае в период от 1,8/1,6 до 0,3 млн. лет назад; они имели более крупный мозг (в среднем 900-1000 см3 ), изготовляли более совершенные орудия, чем их предшественники, охотились на крупную дичь, использовали огонь. Типичными их представителями были питекантропы (см. ПИТЕКАНТРОПЫ) и синантропы (см. СИНАНТРОПЫ). В Европу представители человека прямоходящего проникли ок. 1 млн. лет назад, а возможно и раньше - до 1,5-2 млн. лет, если судить по археологическим данным и возрасту одной из последних находок эректуса непосредственно «у ворот Европы» - в Южной Грузии.
Человек современного типа - человек разумный (H. sapiens), или неоантроп (см. НЕОАНТРОПЫ), - появляется в некоторых регионах Старого Света не позднее 0,1 млн. лет назад или даже раньше. Полное же замещение сапиенсом его предшественников произошло примерно 40-30 тыс. лет назад. Именно этот переходный период между эректусом и сапиенсом считается наиболее сложным и загадочным этапом эволюции человека. Это время палеоантропов (см. ПАЛЕОАНТРОПЫ) - весьма разнообразного по физическому типу населения Африки и Евразии. Гоминид этого периода многие ученые считают уже архаическими (древнейшими) сапиенсами, которые по времени предшествовали «анатомически современному человеку». Наиболее известным вариантом архаического сапиенса являются неандертальцы (см. НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ). Конечно, далеко не все архаические сапиенсы превратились в современных людей. Есть даже точка зрения, что в конце плейстоцена (около 200 тыс. лет назад) численность гоминид резко сократилась, и современные люди первоначально появились в одном центре, скорее всего в Африке южнее Сахары. Возможно, некоторыми чертами они напоминали людей современного типа - кроманьонцев (см. КРОМАНЬОНЦЫ). Примерно 100 тыс. лет назад эти люди начали расселяться по Европе, Передней Азии и другим регионам земного шара. Эту, так называемую миграционную гипотезу, или теорию моноцентризма (см. МОНОЦЕНТРИЗМ), иначе называют «гипотезой африканской Евы», так как основным аргументом ее сторонников служат данные о распространении в различных группах современного населения идентичных генов митохондриальной ДНК, передающихся только по женской линии. Противоположная точка зрения (эволюционная гипотеза, или теория полицентризма (см. ПОЛИЦЕНТРИЗМ)) предполагает независимое развитие сапиенса в нескольких (от 2 до 4-5) центрах с культурной и генетической преемственностью между ранним и более поздним населением. Наиболее вероятно, что на этих этапах эволюция человека происходила при смешениях между разными группами развивающихся гоминид, то есть по сетевому типу.
Заселение человеком Америки и Австралии началось не позднее 40-30 тыс. лет назад. Предки американских индейцев проникли из Северо-Восточной Азии через Берингию сначала в Северную Америку, а затем в Центральную и Южную Америку. Предки австралийцев возможно заселяли Австралию с запада (из Индонезии) и с северо-востока (из Южного Китая) через Индокитай и острова. Этот этап предшествовал окончательному формированию современных рас (см. РАСЫ), которое происходило на основе уже сложившегося сапиенса. К концу плейстоцена (примерно 10 тыс. лет назад) гоминиды распространились по всему земному шару.
Современный человек и эволюция
Начиная примерно с 40 тыс. лет назад, устанавливается относительная стабильность физического типа человека; напротив, весьма медленная до этого эволюция культуры с появлением человека разумного сменяется развитием во все возрастающем темпе. Происходит постепенное сужение сферы действия естественного отбора (см. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР) в силу создания культурной среды. Однако биологическое развитие современного человека продолжается. На протяжении современной геологической эпохи (голоцена) прослеживаются некоторые проявления так называемой «эволюции утрат», выражающейся, например, в ослаблении челюстного аппарата и зубной системы, а также в эпохальных сдвигах - серии разнонаправленных изменений, затрагивающих общие размеры тела, массивность скелета, форму головы, темпы развития (см. Акселерация (см. АКСЕЛЕРАЦИЯ)), структуру заболеваемости и многие др. признаки. Вопрос о том, насколько эти процессы затрагивают генофонд (см. ГЕНОФОНД) человечества, остается пока недостаточно изученным, поскольку на них влияют многие общие и локальные, биологические и социальные факторы в их сложном взаимодействии. Ослабление действия естественного отбора иногда оценивают как фактор, угрожающий человечеству генетической деградацией: из-за накопления вредных мутаций (см. МУТАЦИИ) - генетического груза - может возрасти частота наследственных заболеваний и аномалий. Вместе с тем, значительный рост населения Земли при все усиливающихся его миграциях и смешениях препятствует проявлениям мутационного процесса и дальнейшей биологической эволюции. Возможность же направленного воздействия человека на собственный генетический материал, видимо, вполне реальна. Однако эта проблема является не столько медико-технологической, сколько, прежде всего, социально-этической, затрагивающей коренные религиозно-нравственные основы современного общества.
АНТРОПОГЕНЕЗ (от антропо... и генез) - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Учение об антропогенезе - раздел антропологии.
АНТРОПОГЕНЕЗ - процесс происхождения и эволюции человека.
антропогене́з, антропогене́зы, антропогене́за, антропогене́зов, антропогене́зу, антропогене́зам, антропогене́зом, антропогене́зами, антропогене́зе, антропогене́зах
АНТРОПОГЕНЕЗ [< гр. anthropos - человек + genesis - происхождение] - 1) процесс эволюционно-исторического формирования человека; 2) раздел антропологии - учение о происхождении человека.
Антропоге́нная расти́тельность (от антропо... и ...ген), сообщества растений, возникающие в результате деятельности человека (посевы и посадки растений, выпас скота, вырубка леса, осушение болот и пр.).
* * *
АНТРОПОГЕННАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ - АНТРОПОГЕ́ННАЯ РАСТИ́ТЕЛЬНОСТЬ, сообщества растений, возникающие в результате деятельности человека (посевы и посадки растений, выпас скота, вырубка леса, осушение болот).
АНТРОПОГЕННАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ (от антропо... и ...ген) - сообщества растений, возникающие в результате деятельности человека (посевы и посадки растений, выпас скота, вырубка леса, осушение болот и пр.).
АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ - АНТРОПОГЕ́ННЫЕ ВОЗДЕ́ЙСТВИЯ на природу, различные формы влияния деятельности человека на природу. Антропогенные воздействия охватывают отдельные компоненты природы и природные комплексы. Количественной и качественной характеристикой антропогенных воздействий является антропогенная нагрузка. Антропогенные воздействия могут носить как позитивный, так и негативный характер; последнее вызывает необходимость в применении специальных природоохранных мер.
АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ на природу - различные формы влияния деятельности человека на природу. Антропогенные воздействия охватывают отдельные компоненты природы и природные комплексы. Количественной и качественной характеристикой антропогенных воздействий является антропогенная нагрузка. Антропогенные воздействия могут носить как позитивный, так и негативный характер; последнее вызывает необходимость в применении специальных природоохранных мер.
Антропоге́нные возде́йствия на природу - различные формы влияния деятельности человека на природу. Антропогенные воздействия охватывают отдельные компоненты природы и природные комплексы. Количественной и качественной характеристикой антропогенных воздействий является антропогенная нагрузка. Антропогенные воздействия могут носить как позитивный, так и негативный характер: последнее вызывает необходимость в применении специальных природоохранных мер.
прил.
Связанный с человеком, подобный человеку, происходящий от человека, возникший в результате его деятельности.
АНТРОПОГЕ́ННЫЙ -ая, -ое. [от греч. anthrōpos - человек и -genēs - рождающий, рождённый]. Появившийся как результат деятельности человека; порождаемый деятельностью человека. А-ое загрязнение.
антропогенный
- ая, ое (< антропо... + ...генный).
спец. Порождаемый деятельностью человека, связанный с этой деятельностью. Антропогенные факторы.
|| Ср. биогенный.
Антропоге́новая систе́ма (пери́од) (антропоген), то же, что четвертичная система (период).
* * *
АНТРОПОГЕНОВАЯ СИСТЕМА (ПЕРИОД) - АНТРОПОГЕ́НОВАЯ СИСТЕ́МА (ПЕРИО́Д) (антропоген), то же, что четвертичная система (период) (см. ЧЕТВЕРТИЧНАЯ СИСТЕМА (ПЕРИОД)).
АНТРОПОГЕОГРАФИ́ЧЕСКАЯ ШКОЛА - одно из направлений диффузионизма в этнографии, осн. нем. этнографом, географом и социологом Ф. Ратцелем (1844-1904), к-рый впервые установил зависимость явлений культуры от характера природной среды. Ф. Ратцель рассматривал явления культуры как признаки взаимных связей между народами, поскольку культура создается народом и распространяется в результате этнических миграций. Вследствие этого этническая история сводилась им к постоянным переселениям этнических общностей, вызванных природными условиями. В то же время для А. Ш. характерна абсолютизация геогр. факторов в возникновении различий между культурами и недооценка произв-ва материальных благ, ибо она ограничивалась изучением преимущ. примитивных форм, на которые природные факторы действительно оказывали наиб. заметное воздействие. Недооценивалось и обратное воздействие об-ва на природную среду обитания. Переход от низших стадий соц.-экон. развития к высшим А. Ш. объясняла лишь возрастанием плотности населения. Ф. Ратцель связывал с антропогеографией полит. географию и даже национ. психологию, что в 20 в. привело к созданию геополитики. С науч.-ист. точки зрения А. Ш. представляла собой переход от эволюционизма к теории культурных кругов, причем именно Ф. Ратцель сформулировал осн. понятия учения о культурных кругах ("идея формы", представление о "кругах форм", "принцип непрерывности"). В России идеи А. Ш. в 1-й четв. 20 в. пропагандировались Л. О. Синицким и А. А. Крубером, однако широкого распространения не получили.
Лит.: Ратцель Ф. Земля и жизнь. СПб., 1903-1905; История зарубежной этнографии. М., 1978.
Антропогеогра́фия - течение в социально-экономической географии, опиравшееся на идеи географической школы (в социологии), признававшее за природными условиями определяющую роль в размещении населения и хозяйства. Возникла в конце XIX в.
* * *
АНТРОПОГЕОГРАФИЯ - АНТРОПОГЕОГРА́ФИЯ, течение в социально-экономической географии (см. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ) , опиравшееся на идеи географической школы (см. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА) (в социологии), признававшее за природными условиями определяющую роль в размещении населения и хозяйства. Возникла в кон. 19 в.
АНТРОПОГЕОГРАФИЯ - течение в социально-экономической географии, опиравшееся на идеи географической школы (в социологии), признававшее за природными условиями определяющую роль в размещении населения и хозяйства. Возникла в кон. 19 в.
АНТРОПОГЕОГРАФИЯ (греч.) Наука, изучающая внешнее влияние природы на человека в различных странах земли.
- Течение в социально-экономической географии, опиравшееся на идеи географической школы (в социологии), признававшее за природными условиями определяющую роль в размещении населения и хозяйства.