м.
1. Материальный носитель наследственности, находящийся в хромосомах клеточного ядра и участвующий в формировании признаков и свойств организма.
2. перен.
Зародыш, зачаток.
м.
1. Материальный носитель наследственности, находящийся в хромосомах клеточного ядра и участвующий в формировании признаков и свойств организма.
2. перен.
Зародыш, зачаток.
ГЕН, гена, муж. (греч. genos - род) (биол.). Предполагаемый зачаток наследственных свойств организма. Учение об устойчивых генах.
ГЕН, -а, муж. (спец.). Материальный носитель наследственности, единица наследственного материала, определяющая формирование элементарного признака в живом организме. Строение гена.
| прил. генный, -ая, -ое и генетический, -ая, -ое. Генная инженерия (конструирование новых сочетаний генов). Генетический код.
Ген
-а, мн. ге́ны, -ов, м., биол.
Материальный носитель наследственности в животных или растительных организмах, способный к воспроизведению и обеспечивающий преемственность в поколениях того или иного признака или свойства организма.
Кое-кто считает, что я не обладаю научными способностями... Чем я виноват? Не досталось соответствующих генов от родителей (Гранин).
Родственные слова:
ге́нный, гено́м, антиге́н, геноти́п, генофо́нд
Этимология:
От греческого genos ‘род’, ‘происхождение’.
Энциклопедический комментарий:
У высших организмов ген входит в состав хромосом. Совокупность всех генов организма составляет его генетическую конструкцию - генотип. Дискретные наследственные задатки были открыты в 1865 г. Г. Менделем, в 1909 г. В. Иогансен назвал их генами. Уникальное свойство генов - сочетание их высокой устойчивости (неизменяемости в ряду поколений) со способностью к наследуемым изменениям - мутациям, которые являются источником генетической изменчивости организмов и основной для действия естественного отбора.
ГЕН см. Ге́ны.
* * *
ген (от греч. génos - род, происхождение) (наследственный фактор), единица наследственного материала, ответственная за формирование какого-либо элементарного признака. У высших организмов (эукариот) входит в состав хромосом. Совокупность всех генов организма составляет его генетическую конституцию - генотип. Дискретные наследственные факторы были открыты в 1865 Г. Менделем; в 1909 В. Иогансен назвал их генами. Развитие молекулярной генетики привело к раскрытию химической природы генетического материала и представлению о гене как об участке молекулы ДНК (у некоторых вирусов РНК) со специфическим набором нуклеотидов, в линейной последовательности которых закодирована генетическая информация (см Код генетический). Каждый ген ответствен за синтез определённого белка (фермента или др.). Контролируя их образование, гены управляют всеми химическими реакциями организма и определяют таким образом его признаки. Уникальное свойство генов - сочетание их высокой устойчивости (неизменяемости в ряду поколений) со способностью к наследуемым изменениям - мутациям, которые являются источником генетической изменчивости организмов и основой для действия естественного отбора.
ГЕН (от греч. genos - род - происхождение) (наследственный фактор), единица наследственного материала, ответственная за формирование какого-либо элементарного признака. У высших организмов (эукариот) входит в состав хромосом. Совокупность всех генов организма составляет его генетическую конституцию - генотип. Дискретные наследственные задатки были открыты в 1865 Г. Менделем; в 1909 В. Иогансен назвал их генами. Развитие молекулярной генетики привело к раскрытию химической природы генетического материала и представлению о гене как об участке молекулы ДНК (у некоторых вирусов РНК) со специфическим набором нуклеотидов, в линейной последовательности которых закодирована генетическая информация (см. Код генетический). Каждый ген ответствен за синтез определенного белка (фермента или др.). Контролируя их образование, гены управляют всеми химическими реакциями организма и определяют таким образом его признаки. Уникальное свойство генов - сочетание их высокой устойчивости (неизменяемости в ряду поколений) со способностью к наследуемым изменениям - мутациям, которые являются источником генетической изменчивости организмов и основой для действия естественного отбора.
см. гены.
сущ., кол-во синонимов: 14
аллель (3)
ген-кандидат (1)
ген-модификатор (1)
ген-регулятор (1)
ген-стартер (1)
ген-супрессор (2)
иммуноген (1)
олигоген (1)
онкоген (2)
плазмаген (1)
полиген (1)
протоген (2)
протоонкоген (1)
супрессор (3)
▲ код
↑ наследственность, посредством, протеины
ген - часть хромосомы, единица структурной и функциональной наследственности;
молекулярная конструкция, материальный носитель, код наследственности, состоит из нуклеотидов;
представляет собой участок молекулы ДНК (у высших организмов) или РНК (у вирусов и фагов).
доминантный ген. рецессивный ген.
кодон. антикодон.
рибонуклеиновая кислота, РНК.
аллель, аллеломорф. аллелизм, аллеломорфизм.
гетероаллелизм. гомоаллелизм.
♥
нуклеиновые кислоты, полинуклеотиды.
цистрон.
нуклеопротеиды.
дезоксирибонуклеиновая кислота, ДНК.
аденин. гуанин. тимин. цитозин.
↓ геном.
генотип - совокупность всех генов организма.
конкодантность. дискордантность.
плазмон.
пластом. цитоплазмон.
плазмаген.
оперон. | пенетрантность.
гемизиготность. | плейотропия.
деление клетки, микроорганизмы
эмбриология, генетика
(гк)
γένοζ род, происхождение; γενεἀ рождение; γένεσιζ рождение, происхождение
генерация поколение; рождение, производство
генератор порождающий что-л. (звук, электроток, идеи)
антропогенный порождённый деятельностью человека или способствовавший антропогенезу (возникновению человека как вида)
генетика наука о наследственности
генеалогия родословная (это рус. слово - калька)
Евгений мужское имя (греч. εὺγενήζ - благородный, хорошего происхождения, доброго рода); ср. англ. Eugene, фр. Eugene
филогенез происхождение, история развития видов, родов, семейств и других таксонов; См. греч. фил/фило 2
биогенез происхождение жизни на Земле
Ср.: лат. Hydrogenium (водород), Oxygenium (кислород).
Ср. также: Бытие, первая книга Библии, рассказывающая о сотворении мира, в греч. переводе - γένεσιζ.
ГЕН [< гр. genos - происхождение] - биол. материальный носитель наследственности; единица наследственной (генетической) информации (ИНФОРМАЦИЯ), способная к воспроизведению и расположенная в определенном месте (локусе) данной ХРОМОСОМЫ.
- Гарант похожести детей.
- «Кладезь» информации в хромосоме.
- Передача от родителей.
- Частица отца в сыне.
- Порция наследственной тайны.
- Единица наследственного материала, наследственный фактор.
- Единица переноса наследственной информации на молекулярном уровне.
- Материальная единица наследственности.
- Наследственный фактор.
- Носитель ДНК.
- «Иероглиф судьбы».
- Этот термин был введен в 1909 году Иогансеном.
- Что подавляет гипостаз?
ГЕН (наследственный фактор) - ГЕН (от греч. genos - род, происхождение), участок молекулы геномной нуклеиновой кислоты, характеризуемый специфической для него последовательностью нуклеотидов, представляющий единицу функции, отличной от функций других генов, и способный изменяться путем мутирования.
От гипотетических дискретных наследственных факторов до материализованных в хромосомах и молекулах ДНК генов
Термин ген предложен В. Иогансеном (см. ИОГАНСЕН Вильгельм Людвиг) в 1909, однако проникновение в его сущность связано с именем Г. Менделя (см. МЕНДЕЛЬ Грегор Иоганн), который еще в 1860-х годах ввел термин «наследственный фактор» и на основе точных экспериментов сделал гениальные обобщения относительно свойств и поведения наследственных факторов при передаче от родителей потомкам, которые в последующем легли в основу теории гена. Это следующие фундаментальные свойства наследственных факторов - генов:
1) наличие альтернативных наследственных факторов для развития каждого конкретного признака организма (в современном представлении доминантный и рецессивный аллели (см. АЛЛЕЛИ) гена).
2) Парность наследственных факторов, определяющих развитие признака (у диплоидного организма). Существенный вывод: наследуются не признаки, а от родителей к потомкам передаются вместе с гаметами (см. ГАМЕТЫ) гены. Из этих двух положений был развит принцип аллелизма.
3) Дискретность и относительное постоянство гена (в гибридной зиготе (см. ЗИГОТА) рецессивный аллель не сливается и не смешивается с доминантным аллелем и поступает в гамету F1 в чистом виде и, объединяясь с подобным аллелем при оплодотворении, проявляется как рецессивный признак в F2). Этот феномен в последующем получил название закон чистоты гамет.
Мендель не имел никаких сведений о местонахождении наследственных факторов в клетке, и тем более об их химической природе и механизме влияния на признак, т. е. наследственный фактор в начале 20 века выступал как условная единица наследственности.
Дальнейшая конкретизация представлений о гене связана с работами школы американского биолога Т. Х. Моргана (см. МОРГАН Томас Хант). Введя в генетические исследования плодовую мушку-дрозофилу, удалось существенно увеличить разрешающую способность генетического анализа и на основе синтеза генетических и цитологических представлений доказать существование материальной структуры наследственности - хромосом, в которых локализованы гены.
Доказательствами хромосомной локализации генов явились: открытие генов, наследующихся сцепленно с полом (локализация генов в половых хромосомах, X или Y); сцепленное наследование группы признаков в отличие от правила независимого наследования признаков Менделя. Было показано наличие определенного числа групп сцепления генов, соответственно гаплоидному числу хромосом конкретного биологического вида. Кроме того, были получены генетические и цитологические доказательства кроссинговера (см. КРОССИНГОВЕР) - обмена генами между гомологичными хромосомами, приводящего к рекомбинации генов. Величина генетической рекомбинации (процент кроссинговера-перекреста) отражает расстояние между генами одной группы сцепления: чем дальше отстоят друг от друга гены, тем больше процент кроссинговера.
Таким образом, было доказано, что гены в хромосоме располагаются в линейном порядке и каждый ген имеет свое определенное местоположение - локус. Соответственно открылась возможность построения плана взаимного расположения в хромосоме известных генов с указанием относительных расстояний между ними, выраженных в процентах перекреста (генетические карты (см. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ КАРТЫ ХРОМОСОМ)) и идентифицировать местоположение гена в хромосоме (цитологические карты).
Ген - единица мутации
К 1920 ген представлялся как обособленный участок хромосомы, контролирующий один определенный признак, изменяющийся (мутирующий) как единое целое и неделимый при кроссинговере. Аллельной парой генов признавали два гена, расположенных в гомологичных хромосомах в строго идентичных участках и влияющих на развитие одного и того же признака. Такое представление подчеркивало и преувеличивало дискретность гена.
Гены характеризуются относительной устойчивостью, что определяет константную передачу признаков и свойств в поколениях и без чего не было бы устойчивых форм дифференцированной жизни. Однако в естественных условиях происходит спонтанный процесс изменения генов, приводящий к появлению новых измененных признаков и свойств организмов, оцениваемых отбором. В результате мутации ген преобразуется и переходит в новое состояние. Разные состояния одного и того же гена, возникающие путем мутаций, получили название аллелей данного гена. Группа мутантных аллелей одного гена составляет серию множественных аллелей. Примерами множественного аллелизма являются: серия аллелей окраски шерсти у кролика (5 аллелей), 3 аллеля группы крови (см. ГРУППЫ КРОВИ) системы АВ0 у человека, более 10 аллелей локуса white у дрозофилы, контролирующих окраску глаза (темно-красный, темно-желтый, слоновой кости, абрикосовый, вишневый, коралловый, белый и др.).
Для выяснения аллельности двух мутаций, затрагивающих один и тот же признак, Морганом были предложены два критерия: функциональный и рекомбинационный. В функциональном тесте, если при скрещивании двух мутантных особей у потомков проявлялся мутантный фенотип, то исходные мутантные гены являлись аллельным. Если же при скрещивании появлялся фенотип дикого типа, то признавалось, что испытуемые мутации затрагивают разные (неаллельные) гены.
Сложная структура гена
В конце 1920-х годов советские генетики А. С. Серебровский (см. СЕРЕБРОВСКИЙ Александр Сергеевич)и Н. П. Дубинин (см. ДУБИНИН Николай Петрович) экспериментально показали, что ген не является единицей мутации, что он имеет сложную структуру: состоит из нескольких субъединиц, способных самостоятельно мутировать (ступенчатый аллелизм, или центровая теория гена). Весь ген (базиген) может состоять из отдельных центров, трансгенов, каждый из которых несет сходную функцию. Мутация может нарушать деятельность одного из трансгенов, не затрагивая других.
Несколько позже идея о сложном строении гена была подкреплена экспериментами по внутригенному кроссинговеру на дрозофиле по локусам lozenge, white и др. (работы Э. Льюиса (см. ЛЬЮИС Эдвард), М. Грина и др.).
Таким образом, к 1950 ген представлялся как участок хромосомы, контролирующий развитие определенного признака, имеющий определенную линейную протяженность и способный мутировать в разных участках и быть разделенным кроссинговером. Ген комплексен, так как его отдельные участки могут различаться по функциям и в их совместной деятельности существует определенная субординация.
Ген - признак
Развитие любого признака организма является результатом взаимодействия или аллелей одного гена (аллельное взаимодействие), или разных генов (неаллельное взаимодействие). Например, при скрещивании красноцветковых растений ночной красавицы (Mirabilis) с белоцветковыми у гибрида в результате взаимодействия красного и белого аллелей проявляется розовая окраска цветов, а во втором поколении наблюдается расщепление на красно-, розово- и белоцветковых в соотношении 1: 2: 1.
Если признак контролируется двумя и более неаллельными генами, то в формировании его у потомков взаимодействуют четыре и более пар аллелей. В результате взаимодействия неаллельных генов во втором поколении наблюдается отклонение от менделевских расщеплений и вместо классического распределения классов фенотипов 9: 3: 3: 3: 1 могут наблюдаться 9: 7, 13: 3, 9: 3: 4, 15: 1 и другие. При скрещивании кур породы белый плимутрок с петухами белый леггорн потомство оказалось белым, при скрещивании курочек и петушков F1 друг с другом во втором поколении наблюдалось расщепление на белых и черных в соотношении 13: 3. Ничего не зная о конкретных механизмах развития признака окраски пера, генетик выдвигает формальную гипотезу: в развитии признака окраски могут участвовать два гена: ген-пигментообразователь (С) или его альтернативный аллель - отсутствие пигмента (с) и ген - подавитель (ингибитор) пигмента (I) или его рецессивный аллель (i) - отсутствие подавления пигмента. У гибрида F2 аллели этих двух генов могут комбинироваться в разных сочетаниях:
С-I - имеется доминантный аллель (С) синтеза меланина, но он подавляется доминантным аллелем другого гена (I). В результате 9/16 петушков и курочек F2 будут иметь белую окраску.
С-ii - имеется аллель (С) синтеза меланина в сочетании с двумя рецессивными аллелями (ii) - нет ингибирования, фенотип - черная окраска (3/16).
сс - I - в генотипе имеются два рецессивных аллеля (с) - отсутствие синтеза меланина, а доминантному аллелю (I) нечего ингибировать. Фенотип - белая окраска (3 / 16).
cс - ii - двойная рецессивная гомозигота. Фенотип - белая окраска. В результате мы имеем в F2 расщепление на два фенотипических класса: белые - 13 (9 + 3 + 1) и черные - 3.
Один ген - один фермент
Существенную роль в понимании проблемы реализации гена в признак сыграла концепция один ген - один фермент, выдвинутая Дж. Бидлом (см. БИДЛ Джордж Уэллс)и Э. Тейтемом (см. ТЕЙТЕМ Эдвард)в 1940-х годах, согласно которой каждый ген определяет структуру какого-либо белка-фермента. В последующем она была трансформирована в концепцию один ген - одна полипептидная цепь. Кроме белков, имеющих в своем составе один или два идентичных полипептида (специфическая последовательность аминокислот в макромолекуле), существуют сложные белки, состоящие из двух или более полипептидных цепей, синтез которых контролируется двумя или более неаллельными генами. Например, в синтезе белка гемоглобина (см. ГЕМОГЛОБИН)участвуют два неаллельных гена a и b, один контролирует синтез a-полипептидной цепи (141 аминокислота), а другой - синтез b-полипептидной цепи (146 аминокислот). В цитоплазме клетки две a-цепи объединяются с двумя b -цепями, образуя функциональную структуру молекулы гемоглобина - тетрамер. Число разных аминокислот равно 19, а общее число аминокислот - 574.
ДНК и гены
До середины 20 века среди биологов господствовало мнение, что генетический материал в хромосомах представляют белки. Знаменательной вехой явилось экспериментальное доказательство генетической роли ДНК (см. ДЕЗОКСИРИБОНУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ) О. Эйвери (см. ЭЙВЕРИ Освальд Теодор), К. Маклеодом и М. Маккарти и раскрытие Дж. Уотсоном (см. УОТСОН Джеймс Дьюи) и Ф. Криком (см. КРИК Фрэнсис Харри Комптон)трехмерной двухспиральной структуры молекулы ДНК. Эта модель отвечала всем основным требованиям, необходимым генетическому материалу для выполнения биологических функций. Химическая структура гена, связанная с линейным расположением нуклеотидов в цепи, позволяла сохранять закодированную с помощью генетического кода (см. КОД ГЕНЕТИЧЕСКИЙ) наследственную информацию.
Благодаря принципу комплементарного (см. КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ) связывания двух цепей молекула ДНК способна к ферментативному матричному аутокатализу - репликации, что позволяет точно копировать генетическую информацию и поддерживать наследственное постоянство при делении клеток (митоз (см. МИТОЗ), мейоз (см. МЕЙОЗ)). На основе матричного синтеза генетическая информация может переписываться на посреднические молекулы иРНК (транскрипция (см. ТРАНСКРИПЦИЯ (в биологии))). Информация о последовательностях нуклеотидов в иРНК переводится на рибосомах в последовательность аминокислот в полипептиде в процессе трансляции (см. ТРАНСЛЯЦИЯ (в биологии)). Схематически это выглядит следующим образом: ДНК репликация 2ДНК транскрипция иРНК трансляция полипептид.
Модель двойной спирали ДНК и триплетности генетического кода позволила предсказать молекулярные механизмы возникновения спонтанных и индуцированных генных мутаций: во-первых, замена основания в одном кодоне приводит к изменению одной аминокислоты в белке; во-вторых, вставка или выпадение одного нуклеотида в одной цепи ДНК приводит к изменению всех последующих кодонов и отсутствию синтеза специфического белка, кодируемого соответствующим геном. Последствия такой мутации в гене могут быть губительными для клетки и целого организма. Например, в результате замены одного основания в гене, контролирующем синтез b-цепи гемоглобина, происходит замена одной аминокислоты - глутамина - в шестом положении на валин, что приводит к синтезу аномальной молекулы гемоглобина, изменению формы эритроцитов и к болезни (См. Серповидноклеточная анемия (см. СЕРПОВИДНОКЛЕТОЧНАЯ АНЕМИЯ)). Одних лишь гемоглобинопатий (см. ГЕМОГЛОБИНОПАТИЯ)насчитывается несколько десятков. На основе подобного анализа выяснена природа многих сотен молекулярных болезней человека и разработаны методы пренатальной молекулярно-генетической диагностики (см. Наследственные болезни (см. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ БОЛЕЗНИ)).
После доказательства генетической роли нуклеиновых кислот и расшифровки структуры молекулы ДНК С. Бензер в экспериментах на бактериофаге Т4 показал, что наименьшими мутирующими элементами гена являются отдельные пары нуклеотидов, и кроссинговер может происходить между двумя парами нуклеотидов. Было окончательно постулировано, что ген представляет собой определенный участок ДНК, состоящий из нескольких тысяч пар нуклеотидов, способных мутировать и быть разделенными рекомбинацией, но функционально представляющий единое целое.
Классификация генов
Накопленные знания о структуре, функциях, характере взаимодействия, экспрессии, мутабильности и других свойствах генов породили несколько вариантов классификации генов.
По месту локализации генов в структурах клетки различают расположенные в хромосомах ядра ядерные гены и цитоплазматические гены, локализация которых связана с хлоропластами и митохондриями.
По функциональному значению различают структурные гены, характеризующиеся уникальными последовательностями нуклеотидов, кодирующих свои белковые продукты, которые можно идентифицировать с помощью мутаций, нарушающих функцию белка, и регуляторные гены - последовательности нуклеотидов, не кодирующие специфические белки, а осуществляющие регуляцию действия гена (ингибирование, повышение активности и др.).
По влиянию на физиологические процессы в клетке различают летальные, условно летальные, супервитальные гены, гены-мутаторы, гены-антимутаторы и др.
Следует отметить, что любые биохимические и биологические процессы в организме находятся под генным контролем. Так, деление клеток (митоз, мейоз) контролируется несколькими десятками генов; группы генов осуществляют контроль восстановления генетических повреждений ДНК (репарация). Онкогены (см. ОНКОГЕНЫ)и гены - супрессоры опухолей участвуют в процессах нормального деления клеток. Индивидуальное развитие организма (онтогенез (см. ОНТОГЕНЕЗ)) контролируется многими сотнями генов. Мутации в генах приводят к измененному синтезу белковых продуктов и нарушению биохимических или физиологических процессов.
Гомеозисные мутации у дрозофилы позволили открыть существование генов, нормальной функцией которых является выбор или поддержание определенного пути эмбрионального развития, по которому следуют клетки. Каждый путь развития характеризуется экспрессией определенного набора генов, действие которых приводит к появлению конечного результата: глаза, голова грудь, брюшко, крыло, ноги и т. д. Исследования генов комплекса bithorax (ВХ - С) дрозофилы американским генетиком Льюисом показали, что это гигантский кластер тесно сцепленных генов, функция которых необходима для нормальной сегментации груди (thorax) и брюшка (abdomen). Подобные гены получили название гомеобоксных. Гомеобоксные гены расположены в ДНК группами и проявляют свое действие строго последовательно. Такие гены обнаружены и у млекопитающих, и они имеют высокую гомологию (сходство).
Структура генов
Ген представляет собой последовательность нуклеотидов ДНК размером от нескольких сотен до миллиона пар нуклеотидов, в которых закодирована генетическая информация о первичной структуре белка (число и последовательность аминокислот). Для регулярного правильного считывания информации в гене должны присутствовать: кодон инициации, множество смысловых кодонов и кодон терминации. Три подряд расположенных нуклеотида представляют собой кодон, который и определяет, какая аминокислота будет располагаться в данной позиции в белке. Например, в молекуле ДНК последовательность оснований ТАС является кодоном для аминокислоты метионина, а последовательность ТТТ кодирует фенилаланин. В молекуле иРНК вместо тимина (Т) присутствует основание урацил (У). Таблица генетического кода во всех руководствах представлена именно символами иРНК. Из 64 возможных кодонов смысловыми являются 61, а три триплета - УАА, УАГ, УГА - не кодируют аминокислоты и поэтому были названы бессмысленными, однако на самом деле они представляют собой знаки терминации трансляции.
Для прокариот характерна относительно простая структура генов. Так, структурный ген бактерии, фага или вируса, как правило, контролирует одну ферментативную реакцию. Специфичным для прокариот является оперонная система организации нескольких генов. Гены одного оперона (см. ОПЕРОН) расположены в кольцевой хромосоме бактерии рядом и контролируют ферменты, осуществляющие последовательные или близкие реакции синтеза (лактозный, гистидиновый и др. опероны).
Структура генов у бактеориофагов и вирусов в основном схожа с бактериями, но более усложнена и сопряжена с геномом хозяев. Например, у фагов и вирусов обнаружено перекрывание генов, а полная зависимость вирусов эукариот от метаболизма клетки-хозяина привела к появлению экзон-интронной структуры генов.
Эукариотические гены, в отличие от бактериальных, имеют прерывистое мозаичное строение. Кодирующие последовательности (экзоны (см. ЭКЗОН)) перемежаются с некодирующими (интронами (см. ИНТРОН)). В результате структурные гены эукариот имеют более длинную нуклеотидную последовательность, чем соответствующая зрелая иРНК, последовательность нуклеотидов в которой соответствует экзонам. В процессе транскрипции информация о гене списывается с ДНК на промежуточную иРНК, состоящую из экзонов и интронов. Затем специфические ферменты - рестриктазы - разрезают эту про-иРНК по границам экзон-интрон, после чего экзонные участки ферментативно соединяются вместе, образуя зрелую иРНК (так называемый сплайсинг). Количество интронов может варьировать в разных генах от нуля до многих десятков, а длина - от нескольких пар оснований до нескольких тысяч.
Ген может кодировать различные РНК-продукты путем изменения инициирующих и терминирующих кодонов, а также альтернативного сплайсинга. Альтернативная экспрессия гена осуществляется и путем использования различных сочетаний экзонов в зрелой иРНК, причем полипептиды, синтезированные на таких иРНК, будут различаться как по количеству аминокислотных остатков, так и по их составу.
Наряду со структурными и регуляторными генами обнаружены участки повторяющихся нуклеотидных последовательностей, функции которых изучены недостаточно, а также мигрирующие элементы (мобильные гены (см. МОБИЛЬНЫЕ ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ)), способные перемещаться по геному. Найдены также так называемые псевдогены у эукариот, которые представляют собой копии известных генов, расположенные в других частях генома и лишенные интронов или инактивированные мутациями.
Клонирование генов
Принципиально важной вехой в развитии экспериментальной генетики явилось выделение в 1969 Дж. Беквитом гена, а точнее группы генов, лактозного оперона. В последующем Х. Корана (см. КОРАНА Хар Гобинд)разработал способ химического и энзиматического синтеза генов. В настоящее время для нахождения местоположения или определения полной последовательности какого-либо гена в геноме используются так называемые ДНК-зонды - небольшие, в 20-30 пар нуклеотидов участки ДНК, которые синтезируются на основе знания какой-либо части первичной структуры интересующего нас белка. Такие зонды избирательно связываются с комплементарной им иРНК. Выделенную при помощи зонда иРНК затем используют в качестве матрицы для синтеза так называемой кДНК (комплементарной иРНК) с помощью фермента обратной транскриптазы. Для исследования структуры и свойств выделенных (синтезированных) генов и дальнейших манипуляций с ними необходимо иметь не одну или две, а сотни и тысячи копий данного гена, которые получают путем клонирования. Клонирование генов осуществляется путем встраивания гена в плазмиды - векторы (см. ВЕКТОР (в молекулярной генетике)), способные при введении их в клетку автономно реплицировать свою ДНК, а заодно и последовательность нуклеотидов встроенного гена. С помощью векторов размноженный ген может быть перенесен в клетки бактерий, растений или животных. Таким образом осуществляется генетическая трансформация (см. ТРАНСФОРМАЦИЯ (в генетике)). Эти приемы лежат в основе генно-инженерных манипуляций (см. Генетическая инженерия (см. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ), Клонирование животных (см. КЛОНИРОВАНИЕ ЖИВОТНЫХ)). Например, бактериальные или дрожжевые клетки-продуценты, в которые введен ген инсулина человека, нормально функционируют и синтезируют человеческий инсулин. То же самое уже проделано с генами гормона роста, фактора свертываемости крови и др.
Большое теоретическое и практическое значение имеют исследования по получению трансгенных растений и животных. В будущем открываются возможности генотерапии для коррекции тяжелых наследственных заболеваний.
Строение генома различных организмов
Геномом называется одинарный полный набор генетического материала организма. В него входят последовательности нуклеотидов ДНК гаплоидного набора хромосом, ДНК митохондрий и хлоропластов.
Величина генома, выраженная в парах нуклеотидов (п. н.), сильно варьирует у разных организмов, и у эукариот значительно больше, чем у прокариот. Так, если геном микоплазмы (см. МИКОПЛАЗМЫ)содержит 106 п. н., то у амфибий и цветковых растений он составляет 1011 п. н. Однако высокая вариабельность наблюдается и между организмами одной и той же таксономической группы.
С 1990 интенсивно разрабатывается международная генетическая программа Геном человека. Ее основными задачами являются идентификация генов человека и выяснение первичной нуклеотидной последовательности (секвенирование) человеческого генома, состоящего из 3,5·109 п. н. Основная часть программы - секвенирование всего генома - в основном завершена в 2000. Однако секвенирование само по себе не обеспечивает понимания функциональной значимости исследуемых последовательностей, а является предпосылкой для дальнейшего изучения молекулярных механизмов функционирования генов и генома в целом. Уже составлена генетическая и физическая карта генома человека высокого разрешения. Количество картированных генетических маркеров приближается к 30 тысячам, что составляет примерно половину теоретически рассчитанного количества генов человека. Расшифрована полная структура нуклеотидных последовательностей 2-й, 7-й, 19-й, 21-й, 22-й хромосом и митохондриального генома человека, многих тысяч генов, контролирующих наследственные болезни.
Сравнительный анализ геномов организмов, относящихся к различным таксономическим группам, способствовал созданию новой науки - геномики (структурной, функциональной, эволюционной), открывающей принципиально новые пути в исследовании самых сокровенных тайн природы.
ГЕН Эрвин-Виктор Юльевич - ГЕН Эрвин-Виктор Юльевич (1884-1937), российский микробиолог, доктор медицины (1929), профессор (1932). По происхождению немец. Труды посвящены холероподобным вибрионам (см. ВИБРИОНЫ), активной иммунизации против дифтерии, определению силы антидифтерийной и антистолбнячной сывороток, использованию бактериологического метода для санитарной оценки воды. В 1937 репрессирован, реабилитирован посмертно.
ГЕН Эрвин-Виктор Юльевич (1884-1937) - российский микробиолог, доктор медицины (1929), профессор (1932). По происхождению немец. Труды посвящены холероподобным вибрионам, активной иммунизации против дифтерии, определению силы антидифтерийной и антистолбнячной сывороток, использованию бактериологического метода для санитарной оценки воды. В 1937 репрессирован, реабилитирован посмертно. ...ГЕН - ...ГЕННЫЙ (от греч. - genes - рождающий, рожденный), часть сложных слов, означающая: происходящий от чего-либо или образующий что-либо (напр., канцероген, канцерогенный).
Гена пластиковый. Жарг. мол. Презр. Глупый, несообразительный человек. Максимов, 82.
Крутой Гена. Жарг. мол. Генрих Гиммлер. Грачев 1997, 130.
Аргентея, Аргентина, Афиноген, Гений, Гения, Геннадий, Геннадия, Геновефа, Генриетта, Генрих, Гермоген, Диоген, Евгений, Ермоген, Феаген
- Зелёный гармонист.
- Крокодил-меломан.
- Так звали «молодого крокодила пятидесяти лет».
- Двуногий крокодил.
- Детское имя артиста Хазанова.
- Имя Козодоева из фильма «Бриллиантовая рука».
- Друг Чебурашки.
- Сменщик крокодила Валеры.
- Самый умный персонаж мультсериала «Барбоскины».
- Охранник Сильвестра Андреевича из телесериала «СашаТаня».
- Герой Родиона Нахапетова в фильме «Живёт такой парень».
ГЕНАДИНИКОВ ГЕНАДЬЕВ ГЕНИН ГЕНКИН ГЕННАДЬЕВ ГЕНУЛИН
В основе фамилии имя Геннадий - благородного рода (греч.), отсюда Геннадиев. От различных форм этого имени произошли и другие фамилии. (Э)
ГЕНАТУЛИН Анатолий Юмабаевич - ГЕНАТУ́ЛИН Анатолий Юмабаевич (р. 1925), башкирский писатель, пишет на русском языке. В прозе (повести «Атака», 1982, «Сто шагов на войне», 1983, «Туннель», 1987 и др.) - тема войны с ее жестокостью и трагизмом, реалистическое изображение фронтовых будней. Книги: «Рябиновая гора» (1969), «Аю-таш» (1975), «Золотая моя колыбель» (1984) и др.
ГЕНАТУЛИН Анатолий Юмабаевич (р. 1925) - башкирский писатель, пишет на русском языке. В прозе (повести "Атака", 1982, "Сто шагов на войне", 1983, "Туннель", 1987 и др.) - тема войны с ее жестокостью и трагизмом, реалистическое изображение фронтовых будней. Книги: "Рябиновая гора" (1969), "Аю-таш" (1975), "Золотая моя колыбель" (1984) и др.
ГЕНВАРЬ - жен. по нынешнему счету первый месяц в году, ·стар. сечень или просинец, Иануарий, Январь. Вясильев месяц. Году начало, зиме середка. Перелом зимы. Январь два часа дня прибавит. Январская, генварская треть, первые четыре месяца; майская, вторая; сентябрская, третья.
ГЕНВАР|Ь (102), ·Ѧ с. ἰανουάριος Название месяца, январь:
м(с)ца генъврѩ Триодь XII, 257 (запись); М(с)цѩ генва(р). в ·г҃· УСт ХІІ/ХІІІ, 244 об.; М(с)ца генварѩ Надп 1254; м(с)цѩ генварѩ КН 1280, 564а; Мс҃ца Гьноварѩ [вм. генъварѩ] Надп XIII (9); Мц҃а генврѩ ПрЛ XIII, 114в; м(с)цѩ генварѩ ЛН XIII-XIV, 7 (1108); то же ГА XIII-XIV, 200а; ЛЛ 1377, 93 (1102); СбЧуд XIV, 139г; ЛИ ок. 1425, 114 об. (1141); м(с)цѩ ген(ъ)врѩ ЛН XIII-XIV, 13 (1130); м(с)ца геньварѩ ЛЛ 1377, 140 об. (1196); то же ЛИ ок. 1425, 134 об. (1148); геньварѩ м(с)цѩ ПНЧ XIV, 124а; пьрвоѥ бо лѣ(т). круга луннаго генваремъ починаѥть(с) Пал 1406, 12а.
Ср. ѥнарь.
генва́рь
"январь", др.-русск. форма вместо янва́рь с сохранением графического ɣ ср.-греч. γενουάριος.
ГЕНГАН а, м. guingan m., guingas, m., gungamp m. текст. Гинган. Род грубого полосатого бумажного тканья. Ян.1803. Гинган. Бумажная ткань (холстинка). Мак. 1908. Ткань генган (полотняного переплетения в клетку или полоску). Текст. сл. Хлопчатобумажная полосатая ткань для домашних платьев и фартуков. НРТ 282. На платьях из генгана с цветочками, были пелеринки с жоккеи .. но у всех канезу были жоккеи, в виде слонового уха . Les robes de guingans à fleurs avaient des pélerines à jockeis <парал. текст>. МТ 1831 6 107. Мы .. смотрели на бодрую здоровую царицу, в белой, воздушной шляпке со страусовым пером, в широком розовом гин-ган (холстинковом) капоте, черном бархатном кушаке, схваченным большою пряжкою с разноцветными камнями. Восп. институтки. СВ 1873 182.
I.
ГЕНГЕТ I а, м. guinguette f. Небольшой загородный кабачок во Франции. Я желал бы видеть, как веселится парижская чернь, и был нынешний день в генгетах; так называются загородные трактиры. Карамзин ПРП 1 439. С первою почтою сообщу вашему сиятельству листы из "Courrier de Paris", который вышел в этот день в нашем Париже и петые в генгете куплеты. 1817. Тургенев - Вяземскому. // ОАВ 1 88. Там игры, гингеты, галлереи, ресторации, кафе, даются балы, иллюминации, феерверки. 1821. Сумароков Прогулка 2 77. Все сколько-нибудь возможные рестораны были набиты битком, и к великому удовольствию нашей предводительницы, жаждавшей популярничать до конца, нашли мы в углу какого-то дома даже не guinguette, гингетты, а гарготты, в дощатом бараке темный уголок с грязным столом, где нам подали какую-то похлебку и жареную кошку вместа зайца. Свербеев Зап. 2 318.
II.
ГЕНГЕТ II guinguet m. Мягкая гладкая шерстяная ткань мериноса. Вавилов 1856. Волосяная ткань, напоминающая камлот. Михельсон 1877. Мак. 1908.
Гендель-Будённый поскакали. Жарг. муз. Шутл. Название произведения "Пассакалия" (Гендель-Буззони). БСРЖ, 124.
- Немецкий композитор, автор оратории «Мессия».
- Немецкий композитор, автор оркестровых сюит «Музыка на воде», «Музыка для королевского фейерверка».
- Курфюрст Георг в 1714 году стал королём Великобритании, и этот тёзка-капельмейстер вслед за монархом переехал из Ганновера в Лондон.
- Немецкий композитор, автор опер «Агриппина», «Юлий Цезарь», «Оттон».
- Немецкий композитор, автор опер «Альмира», «Альчина», «Орландо».
- Немецкий композитор, автор опер «Родриго», «Ариодант», «Дейдамия».
- Немецкий композитор, автор опер «Радамист», «Ринальдо», «Тамерлан».
- Немецкий композитор, автор опер «Александр», «Партенопа», «Роделинда», «Амадис Галльский».
- Немецкий композитор, автор ораторий «Саул», «Геракл», «Дебора».
- Немецкий композитор, автор ораторий «Иевфай», «Самсон», «Семела».
- Немецкий композитор, автор ораторий «Эсфирь», «Гофолия», «Соломон».
- Немецкий композитор, автор ораторий «Теодора», «Валтасар», «Израиль в Египте», «Иуда Маккавей».
- Его оратория «Израиль в Египте», впервые прозвучавшая в Лондоне в 1738 году, ныне незаслуженно забыта.
- Немецкий композитор, автор опер «Пор», «Адмет», «Аэций».
- Немецкий композитор, автор опер «Амадис», «Ксеркс», «Роланд».
ГЕНДЕЛЬ (Handel) Георг Фридрих (1685-1759) - немецкий композитор и органист. Около полувека работал в Лондоне. Мастер монументальной оратории, главным образом на библейские сюжеты (ок. 30), в т. ч. "Саул", "Израиль в Египте" (обе 1739), "Мессия" (1742), "Самсон" (1743), "Иуда Маккавей" (1747). Более 40 опер, органные концерты, кончерто гроссо для оркестра, инструментальные сонаты, сюиты.
Ге́ндель Георг Фридрих (Händel) (1685-1759), немецкий композитор и органист. Около полувека работал в Лондоне (где был признан как крупнейший английский композитор). Мастер монументальной оратории, главным образом на библейские сюжеты (около 30), в том числе «Саул», «Израиль в Египте» (обе 1739), «Мессия» (1742), «Самсон» (1743), «Иуда Маккавей» (1747). Более 40 опер, органные концерты, кончерти гросси для оркестра, инструментальные сонаты, сюиты.
* * *
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих - ГЕ́НДЕЛЬ (Handel) Георг Фридрих (или Джордж Фредерик) (23 февраля 1685, Галле - 14 апреля 1759, Лондон), немецкий композитор и органист. Около полувека работал в Лондоне. Мастер монументальной оратории, главным образом на библейские сюжеты (ок. 30), в т. ч. «Саул», «Израиль в Египте» (обе 1739), «Мессия» (1742), «Самсон» (1743), «Иуда Маккавей» (1747). Более 40 опер, органные концерты, кончерто гроссо (см. КОНЧЕРТО ГРОССО) для оркестра, инструментальные сонаты, сюиты.
В раннем возрасте обнаружил большие музыкальные способности и поначалу занимался музыкой втайне от отца, придворного цирюльника-хирурга, который хотел видеть своего сына юристом. Лишь около 1694 Гендель был отдан в обучение Ф. В. Цахову (1663-1712) - органисту церкви св. Марии в Галле. В возрасте 17 лет Гендель был назначен органистом кальвинистского собора, однако он увлекся написанием своей первой оперы «Альмира», за которой спустя полтора месяца последовала еще одна опера - «Нерон». В 1705 Гендель выехал в Италию, где провел около четырех лет. Работал во Флоренции, Риме, Неаполе, Венеции; во всех этих городах ставились его оперы-сериа (см. ОПЕРА-СЕРИА), а в Риме - также оратории (см. ОРАТОРИЯ) (в том числе «Воскресение»). Итальянский период жизни Генделя был отмечен также созданием многочисленных светских кантат (см. КАНТАТА) (преимущественно для солирующего голоса с цифрованным басом (см. ГЕНЕРАЛ-БАС) ); в них Гендель оттачивал свое мастерство вокального письма на итальянские тексты. В Риме Гендель написал несколько произведений для церкви на латинские слова.
В начале 1710 Гендель выехал из Италии в Ганновер, чтобы занять должность придворного капельмейстера. Вскоре он получил отпуск и отправился в Лондон, где в начале 1711 была поставлена его опера «Ринальдо», восторженно принятая публикой. Вернувшись в Ганновер, Гендель проработал немногим больше года и осенью 1712 вновь выехал в Лондон, где оставался до лета 1716. За этот период он написал четыре оперы, ряд произведений для церкви и для исполнения при королевском дворе; был удостоен королевской пенсии. Летом 1716 Гендель в свите английского короля Георга I еще раз посетил Ганновер (возможно, именно тогда были написаны его «Страсти по Брокесу» на немецкое либретто) и в конце того же года возвратился в Лондон. По-видимому, в 1717 Гендель написал «Музыку на воде» - 3 оркестровые сюиты, предназначенные для исполнения во время парада королевского флота на Темзе. В 1717-18 Гендель состоял на службе графа Карнарвонского (впоследствии герцога Чандосского), руководил музыкальным исполнением в его замке Кэннонс (близ Лондона). В эти годы он сочинил 11 англиканских духовных гимнов-антемов (известны как «Чандос-антемы») и два сценических произведения в популярном английском жанре маски, «Ацис и Галатея» и «Эсфирь» («Аман и Мардохей»). Обе маски Генделя рассчитаны на возможности скромного исполнительского ансамбля, которым располагал кэннонский двор.
В 1718-1719 группа близких к королевскому двору аристократов, стремясь укрепить позиции итальянской оперы в Лондоне, основала новое оперное предприятие - Королевскую академию музыки (Royal Academy of Music). Гендель, назначенный музыкальным руководителем академии, отправился в Дрезден, чтобы набрать певцов для оперы, которая открылась в апреле 1720. Годы с 1720 по 1727 были кульминационными в деятельности Генделя как оперного композитора. За «Радамистом» (второй оперой, написанной специально для Королевской академии) последовали «Оттон», «Юлий Цезарь», «Роделинда», «Тамерлан», «Адмет» и другие произведения, принадлежащие к вершинам жанра оперы-сериа. Репертуар Королевской академии включал также оперы Джованни Бонончини (1670-1747), которого считали соперником Генделя, и других видных композиторов; в спектаклях участвовали многие выдающиеся певцы, в том числе сопрано Франческа Куццони (1696-1778) и кастрат Сенезино (ум. 1759). Однако дела нового оперного предприятия шли с переменным успехом, а сенсационный успех пародийной «простонародной» «Оперы нищего» (1728) на либретто Джона Гея (см. ГЕЙ Джон) (1685-1732) с музыкальным оформлением Иоганна Кристофа Пепуша (1667-1752) прямо способствовал его краху. Годом раньше Гендель получил английское подданство и сочинил четыре антема по случаю коронации Георга II (еще раньше, в 1723, он был удостоен звания композитора Королевской капеллы).
В 1729 Гендель стал соучредителем новых сезонов итальянской оперы, на этот раз в лондонском Королевском театре (King"s Theatre) (в том же году он выехал для набора певцов в Италию и Германию). Это оперное предприятие просуществовало около восьми лет, в течение которых успехи чередовались с неудачами. В 1732 новая редакция «Эсфири» (в форме оратории) была исполнена в Лондоне дважды, вначале под управлением самого Генделя, а затем силами конкурирующей труппы. Гендель готовил это произведение к постановке в Королевском театре, однако епископ Лондона запретил переносить библейский сюжет на театральные подмостки. В 1733 Гендель был приглашен в Оксфорд на фестиваль своей музыки; специально для исполнения в оксфордском Шелдоновском театре (Sheldonian Theatre) он написал ораторию «Аталия». Между тем, в Лондоне была учреждена новая труппа, Дворянская опера (Opera of the Nobility), составившая серьезную конкуренцию генделевским сезонам. Недавний любимый певец Генделя Сенезино стал ее ведущим солистом. Борьба Дворянской оперы и генделевского предприятия за симпатии лондонской публики проходила драматично и завершилась банкротством обеих трупп (1737). Тем не менее в середине 1730-х годах Гендель создал такие замечательные оперы, как «Роланд», «Ариодант» и «Альчина» (две последние - с развернутыми балетными сценами).
Годы с 1737 по 1741 в биографии Генделя были отмечены колебаниями между итальянской оперой-сериа и формами, опирающимися на английские тексты, прежде всего ораторией. К окончательному выбору между этими двумя жанрами его подтолкнули провал оперы «Дейдамия» в Лондоне (1741) и восторженный прием оратории «Мессия» в Дублине (1742).
Премьеры большинства последующих ораторий Генделя происходили в новом лондонском театре Ковент-Гарден (см. КОВЕНТ-ГАРДЕН)в дни Великого поста или незадолго до него. Большая часть сюжетов взята из Ветхого завета [«Самсон» (1743), «Иосиф и его братья» (1744), «Валтасар» (1745), «Иуда Маккавей» (1747), «Иисус Навин» (1748), «Соломон» (1749) и другие]; его оратории на темы из античной мифологии [«Семела» (1744), «Геркулес» (1745)] и христианской агиографии (см. АГИОГРАФИЯ)[«Феодора» (1750)] не имели особого успеха у публики. Как правило, в перерывах между частями ораторий Гендель исполнял собственные концерты для органа с оркестром или дирижировал произведениями в жанре кончерто гроссо (см. КОНЧЕРТО ГРОССО) (особенно примечательны 12 Concerti grossi для струнного оркестра соч. 6, опубликованные в 1740).
В течение последних десяти лет жизни Гендель регулярно исполнял «Мессию», обычно силами 16 певцов и около 40 инструменталистов; все эти исполнения были благотворительными (в пользу Воспитательного дома в Лондоне). В 1749 он сочинил сюиту «Музыка для королевского фейерверка» для исполнения в Грин-парке в честь Аахенского мира. В 1751 Гендель потерял зрение, что не помешало ему год спустя создать ораторию «Иевфай». Последняя оратория Генделя, «Триумф Времени и Правды» (1757), скомпонована преимущественно из более раннего материала. Вообще говоря, Гендель часто прибегал к заимствованиям из своих ранних произведений, а также из музыки других авторов, которую он умело адаптировал к собственному стилю.
Смерть Генделя была воспринята англичанами как потеря крупнейшего национального композитора. Он был похоронен в Вестминстерском аббатстве. До «баховского возрождения» начала 19 в. репутация Генделя как самого значительного из композиторов первой половины 18 века оставалась незыблемой. В. А. Моцарт (см. МОЦАРТ Вольфганг Амадей)осуществил новые редакции «Ациса и Галатеи» (1788), «Мессии» (1789), оратории «Празднество Александра» (1790) и Оды ко дню св. Цецилии (1790). Л. ван Бетховен (см. БЕТХОВЕН Людвиг)считал Генделя величайшим композитором всех времен. Конечно, эта оценка преувеличена; тем не менее нельзя отрицать, что монументальные оратории Генделя, и прежде всего «Мессия», принадлежат к самым впечатляющим памятникам музыки барокко (см. БАРОККО) .
ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих (Handel, Georg Friedrich)
(1685-1759), немецкий композитор, большую часть жизни работавший в Англии; наряду с И.С.Бахом - крупнейший представитель эпохи барокко в музыке и, по общему мнению, одна из величайших фигур в истории мирового музыкального искусства. Оратория Генделя Мессия (Messiah) - в числе всемирно любимых и популярных произведений, но Мессия - лишь один из многочисленных шедевров этого необычайно одаренного и плодовитого музыканта.
ЖИЗНЬ
Ранние годы. Георг Фридрих Гендель родился 23 февраля 1685 в Галле (Саксония). Отец, уже немолодой врач-хирург, был сначала против музыкальных занятий сына, но когда мальчику исполнилось восемь лет, он разрешил ему в течение трех лет изучать игру на органе под руководством местного органиста. В январе 1702, после смерти отца, Гендель поступил на юридический факультет университета родного города, но уже через месяц был назначен органистом в кафедральный собор. В следующем году он распростился с Галле и отправился в Гамбург, где стал сначала скрипачом, а затем клавесинистом в Гамбургской опере, в то время единственном оперном театре Германии. В Гамбурге Гендель сочинил Страсти по Евангелию от Иоанна (Passion nach dem Evangelium Johannes), в 1705 там была поставлена его первая опера Альмира (Almira). За ней вскоре последовали Нерон (Nero), Флориндо (Florindo) и Дафна (Dafne). В 1706 он уехал в Италию и оставался там до весны 1710, живя во Флоренции, Риме, Неаполе и Венеции и сочиняя итальянские кантаты и оратории, католическую церковную музыку и оперы. Гендель познакомился с А.Корелли, А. и Д.Скарлатти и другими ведущими итальянскими композиторами, удивив их своей виртуозной игрой на разных инструментах; пребывание в Италии усилило обозначившуюся ранее склонность Генделя к итальянскому музыкальному стилю.
Поездки в Англию. В июне 1710 Гендель сменил А.Стеффани на посту придворного капельмейстера курфюрста Ганноверского Георга, испросив предварительно отпуск для поездки в Англию. Осенью того же года он отправился в Лондон, где сразу по прибытии в течение четырнадцати дней сочинил оперу Ринальдо (Rinaldo), поставленную 24 февраля 1711. Через полгода Гендель вернулся в Ганновер, но весной 1712 вновь оказался в Англии, где написал еще несколько опер и посвятил королеве Анне Оду на день рождения, а в честь заключения Утрехтского мира написал Te Deum (1713). Однако в 1714 королева скончалась, и ей наследовал Георг Ганноверский, который был весьма сердит на Генделя за его самовольную задержку в Англии. Прощение было даровано после исполнения Музыки на воде (Water Music) - сюрприза, приготовленного Генделем к путешествию короля на лодке по Темзе из Уайтхолла в Лаймхауз одним из августовских вечеров 1715. (Рассказ о прощении Генделя некоторые считают легендой, поскольку известно, что музыка Генделя звучала во время другого королевского плавания в июле 1717.) Король утвердил годовой пенсион в 200 фунтов, дарованный композитору королевой Анной, и в январе 1716 Гендель сопровождал монарха при его посещении Ганновера; тогда же было создано последнее произведение композитора на немецкий текст - поэму о Страстях Господних Б.Х.Броккеса, использованную также И.С.Бахом в его Страстях по Иоанну. По возвращении в Лондон (1717) Гендель поступил на службу к герцогу Чандосскому и руководил концертами в герцогском дворце Каннонс под Лондоном; там же был создан ряд англиканских антемов (церковных песнопений), пастораль Ацис и Галатея (Acis and Galatea) и маска (развлекательное представление) Аман и Мордехай (Haman and Mordechai, первая редакция оратории Эсфирь, Esther).
Оперный композитор и менеджер. Служба Генделя у герцога совпала с периодом, когда в Лондоне не давали итальянскую оперу, но в 1720 оперные представления возобновились в т.н. Королевской музыкальной академии, которая была основана годом ранее при участии представителей английского дворянства и под руководством Генделя, Дж.М.Бонончини и А.Ариости. Гендель отправился в Европу в поисках певцов и возвратился с новой оперой - Радамисто (Radamisto). Академия просуществовала девять сезонов, в течение которых Гендель поставил несколько лучших своих опер - например, Флориданте (Floridante), Оттон (Ottone), Юлий Цезарь (Giulio Cesare), Роделинда (Rodelinda). В феврале 1726 Гендель стал гражданином Британии. После кончины короля Георга I (1727), он сочинил 4 коронационных антема для его наследника. В 1728 Музыкальная академия обанкротилась, не в силах соперничать с только что поставленной в Лондоне оригинальной остросатирической Оперой нищего Гея и Пепуша, имевшей колоссальный успех. Тем не менее Гендель не захотел признать себя побежденным и вместе со своим деловым партнером Хейдеггером начал борьбу: он собрал новую оперную труппу и устроил представления сначала в Королевском театре, потом в театре "Линкольнс Инн Филдз" в "Ковент-Гардене". Поскольку ему пришлось во время Великого поста исполнять Эсфирь без сценической постановки (1732), он на следующий год сочинил ораторию Дебора (Deborah) специально для великопостного периода, когда нельзя было давать оперу. Генделевская антреприза имела сильного соперника в лице оперной труппы, которой в пику отцу-королю покровительствовал принц Уэльский. В этот период здоровье композитора ухудшилось, и в 1737 ревматизм, переутомление и плачевное финансовое положение доконали Генделя, покинутого к тому же своим компаньоном. Композитор заключил перемирие с кредиторами и отправился принимать горячие ванны в Ахен.
Оратория. 1737 - поворотный пункт в жизни Генделя. Он вернулся с курорта бодрым и окрепшим. Но хотя он возобновил партнерство с Хейдеггером и с 1738 по 1741 антреприза поставила в Королевском театре еще несколько генделевских опер (в частности, Дейдамию, Deidamia, последнюю оперу композитора), внимание Генделя отныне обратилось на другой жанр - английскую ораторию, которая не требовала ни сцены, ни дорогостоящих итальянских певцов. 28 марта 1738 Гендель показал в театре "Хеймаркет" программу, которую он назвал Ораторией (на самом деле это была смешанная программа из сочинений разных жанров), и она принесла композитору доход примерно в тысячу фунтов, что позволило ему заплатить все долги. К этому времени уже существовали Эсфирь, Дебора и Аталия (Athalia), но пока это были лишь разрозненные образцы нового жанра. Отныне, начиная с Саула (Saul) и Израиля в Египте (Israel in Egypt, 1739), Гендель стал сочинять оратории с той же регулярностью, с какой ранее создавал итальянские оперы. Самая известная оратория - Мессия (1741) была сочинена в три недели и впервые исполнена 13 апреля 1742 в Дублине. За ней последовали Самсон, Семела, Иосиф и Валтасар. Летом 1745 Гендель пережил второй серьезный кризис, как финансовый, так и связанный с ухудшением здоровья, но сумел оправиться от него и отметил подавление восстания якобитов созданием пастиччо под названием Оратория к случаю (Occasional Oratorio). Еще одной ораторией, связанной с якобитским восстанием, стал Иуда Маккавей (Judas Maccabaeus, 1747), который современники воспринимали как слегка прикрытую библейским сюжетом хвалебную оду спасителю Англии, "мяснику" Камберленду (Уильяму Огастесу, герцогу Камберлендскому). Иуда Маккавей - лучшая оратория Генделя; при первом же исполнении произведение оказалось настолько соответствующим общему настроению, что Гендель сразу стал национальным героем, причем героем всего народа, включая не только дворянство, но и средний класс. В 1748-1750 он порадовал своих поклонников целой серией шедевров - Александр Балус (Alexander Balus), Иисус Навин (Joshua), Сусанна (Susanna), Соломон (Solomon) и Теодора (Theodora), из которых не все прошли с тем успехом, которого заслуживали. В 1749 Гендель сочинил Музыку фейерверка (Fireworks Music) для празднества по поводу заключения в Ахене мирного договора, положившего конец войне за Австрийское наследство; сам фейерверк не слишком удался, но музыка Генделя имела большой успех.
Последние годы, слепота и смерть. Летом 1750 Гендель в последний раз посетил Германию. Вернувшись в Англию, он начал работу над ораторией Иевфай (Jephtha), но почувствовал, что зрение ему отказывает. Ему трижды делали операции, но в январе 1753 Гендель ослеп окончательно. Однако он не сидел сложа руки, а с помощью преданного друга Дж.К. Смита сочинил свое последнее большое пастиччо Триумф Времени и Правды (Triumph of Time and Truth, 1757), материал для которого был заимствован, в основном, из ранней итальянской оратории Генделя Il Trionfo del Tempo (1708), а также из других прежде созданных сочинений. Гендель продолжал играть на органе и дирижировать концертами. Так, 6 апреля 1759, за неделю до смерти, он руководил исполнением Мессии в театре "Ковент-Гарден". Гендель скончался 14 апреля, а 20 апреля был похоронен в Вестминстерском аббатстве; его гроб провожало около трех тысяч человек, и на погребении пел сводный хор аббатства, собора св. Павла и Королевской капеллы.
ТВОРЧЕСТВО
Оперы. Самый ценный вклад Генделя в сокровищницу мирового искусства - это его английские оратории, но тем не менее необходимо прежде всего обратиться к его итальянским операм. С 1705 по 1738 композитор уделял этому жанру подавляющую часть своей творческой энергии. Оперы Генделя - не просто концерты в костюмах, сочиненные лишь для того, чтобы модные в то время певцы-кастраты (мужские сопрано и альты) и примадонны могли продемонстрировать свою виртуозность. Верно, что в генделевских операх преобладают арии da capo в традиционной трехчастной форме (А-B-А) и многие из подобных арий являются памятниками золотого века итальянской музыки и написаны в стиле А.Скарлатти, прямым преемником которого и являлся Гендель. Но генделевские арии редко бывают "чистой" музыкой: каждая ария рисует индивидуальный характер в той или иной ситуации, и сумма арий создает цельный драматический образ. Гендель обладал удивительным умением создавать драматический характер в пределах одной арии (например, жалоба Поппеи Bel piacere в Агриппине) и достигал блестящих результатов, нарушая условную форму, например, вводя речитативную сцену Цезаря перед арией da capo Клеопатры V'adoro pupille в Юлии Цезаре. Та же форма арии дает простор для живописной и неординарной оркестровки, включающей как обычный, так и сценический оркестры. Гармоническое письмо Генделя тоже может быть весьма выразительным и оригинальным. Иногда в кульминационных моментах - таких, как сцена смерти Баязета в Тамерлане или сцена сумасшествия в Орландо, - Гендель отходит от простого чередования речитативных диалогов с ариями и сочиняет настоящую драматическую сцену.
Оратории. Драматургические приемы, выработанные в опере, Гендель перенес в свои оратории. Они отличаются от его опер отсутствием актерской игры и декораций; употреблением английского языка вместо итальянского; свободным введением хоров. Чаще всего в ораториях используются религиозные сюжеты из Ветхого Завета, но музыка здесь скорее драматическая, нежели церковная, а в ряде случаев (например, в Семеле и Геркулесе) сюжеты вовсе не связаны с христианством. Мессия на первый взгляд вполне соответствует расхожему представлению о генделевской оратории как о череде речитативов, арий, хоров и т.д., и все же это сочинение стоит особняком, что обусловлено уже сюжетом: Мессия повествует о Рождестве, Страстях и Воскресении Иисуса, но не средствами прямого пересказа евангельских событий, а разного рода аллюзиями. По единогласному мнению, Мессия - один из шедевров мировой музыки, и все же вряд ли стоит, как это часто делается, превозносить данное произведение, забывая о других генделевских ораториях. Израиль в Египте - еще одна выдающаяся оратория: ее особенность - в исключительном преобладании хоров и столь же исключительном числе "заимствований" из музыки других авторов. Вообще генделевские "заимствования" и адаптации чужого материала - от отдельных тем до целых частей - неоднократно становились предметом обсуждения. Иногда Гендель берет чужую тему для того, чтобы дать толчок собственной фантазии, причем он непременно вносит в нее идущие на пользу изменения. Однако случай Израиля в Египте (а он не единичен) требует особого объяснения, поскольку заимствований здесь так много, что дело доходит едва ли не до обвинений в плагиате. Э. Дж. Дент высказал предположение, что усиленное пользование чужим материалов в сочинениях конца 1730-х годов явилось следствием душевного недуга, который преследовал Генделя в эти годы.
Другие хоровые жанры. Жанровый диапазон хоровой музыки Генделя весьма широк: от двух циклов немецких пассионов (где Гендель наиболее близко соприкасается со стилем И.С.Баха) и английских серенат (жанра, близкого к опере) и од (восхитительная пастораль Ацис и Галатея, блестящее и живописное Празднество Александра, Alexander's Feast, и прочее) до итальянских камерных кантат для сольных голосов, дуэтов и трио (один-два номера из этой музыки стали впоследствии весьма популярными частями Мессии - His yoke is easy и For unto us). Церковную музыку композитора имеет смысл разделить на три категории, весьма различающиеся по стилю. Первая категория - несколько ранних католических псалмов, в основном сочиненных в Италии; среди них лучший - псалом 110 Dixit Dominus. Вторая категория - музыка англиканской церкви, созданная по поводу крупных исторических событий: таковы "деттингенский" Te Deum, четыре великолепных антема на коронацию Георга II и глубоко прочувствованный погребальный антем The ways of Zion do mourn на смерть королевы. Третья категория состоит из одиннадцати менее монументальных т.н. Чандосских антемов (по имени герцога Чандосского) скорее напоминающих по форме немецкие церковные кантаты, нежели любой из видов английских антемов.
Инструментальные произведения. Инструментальные произведения Генделя обладают многочисленными достоинствами, но все же уступают по качеству его хоровым опусам. Вершины камерно-инструментального творчества композитора - его сонаты ор. 1 для солирующих инструментов (флейты, гобоя или скрипки с basso continuo) и трио-сонаты (ор. 2), выполненные в итальянском стиле, но несомненно генделевские по духу. Трио-сонаты (ор. 5) более поверхностны и во многом состоят из заимствований ранней музыки. Равным образом второй цикл органных концертов представляет собой в основном транскрипции; немало транскрипций также в превосходном первом цикле органных концертов и в третьем цикле, которые были напечатаны, соответственно, под опусами 2 и 7. Эти концерты, исполнявшиеся самим автором как интерлюдии во время представления ораторий, вышли под названием Концерты для клавесина или органа, и действительно, играть их на клавесине даже удобнее, чем на органе современной конструкции (т.е. клавесин предпочтительнее, если не доступен барочный орган). Ранние концерты для оркестра (ор. 3) тоже неровны по качеству. Главный шедевр инструментального творчества композитора - монументальный цикл из 12 кончерти гросси для струнных (напечатан в 1740, ор. 6); рядом с ним можно поставить только некоторые фрагменты Музыки на воде. Наиболее слабая часть инструментального наследия Генделя - его клавесинная музыка. Восемь сюит (Suites de pieces pour la Clavecin), опубликованные в 1720, и Шесть фуг или фантазий для органа или клавесина (Six Fugues or Voluntarys for the Organ or Harpsicord), появившиеся в 1735, - безусловно, достойны имени их автора, хотя генделевские "вольные", квазиимпровизационные фуги все же уступают чеканным по форме фугам И.С.Баха. Поздние сюиты и многочисленные мелкие пьесы в целом находятся на периферии творчества композитора. Как и Бах, Гендель отличался консерватизмом. Так, его оперы целиком относятся к жанру неаполитанской оперы начала 18 в. Гендель дожил до эпохи, в которой тон задавали мангеймские симфонисты, К.Ф.Э.Бах и молодой Гайдн, но в его творчестве почти не слышны следы их влияния, в то время, как, например, его старший современник К.Граупнер (1683-1760), писавший сначала барочные оперы для гамбургского театра, к середине 18 в. стал автором многочисленных симфоний нового типа. Новое у Генделя, как и у Баха, всегда было ярко индивидуальным и никак не было связано с веяниями музыкальной моды. Например, неповторимая английская оратория - в полной мере создание Генделя. Устаревший уже при жизни композитора стиль Генделя не оказал непосредственного воздействия на музыкальный процесс. Прошло тридцать лет, прежде чем Моцарт открыл для себя Генделя и переоркестровал Мессию, и около сорока лет, прежде чем Гайдн пошел генделевским путем в оратории Сотворение мира.
ЛИТЕРАТУРА
Роллан Р. Гендель. - В кн.: Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. М., 1987
Георг Фридрих Гендель.
ГЕНДЕЛЬ (Handel) Георг Фридрих (1685 - 1759), немецкий композитор, органист. Большую часть жизни провел в Лондоне. В творчестве Генделя соединились лучшие традиции немецкой и английской музыкальной культур. Мастер монументальной оратории, главным образом на библейские сюжеты (около 30, в том числе "Саул", "Израиль в Египте", обе 1739, "Мессия", 1742, "Самсон", 1743, "Иуда Маккавей", 1747). Свыше 40 опер, органные концерты, 18 сочинений в жанре кончерто гроссо, инструментальные сонаты, сюиты.
Гендельма́н Михаил Яковлевич (1881-1938), политический деятель, член партии эсеров (с 1903). Участник Революции 1905-07, один из руководителей издательства «Молодая Россия». В 1917 член ЦК партии, член ВЦИК 1-го созыва и его Президиума; участник Всероссийского демократического совещания, член Предпарламента. После октября 1917 один из организаторов антибольшевистского движения, в 1918 товарищ (заместитель) председателя Комуча, участник Уфимского государственного совещания. С 1921 в тюрьмах и ссылке. Расстрелян.
Гендемиа́нский мир - между Россией и Хивинским ханством. Заключён 12(24) августа 1873 в саду Гендемиан, летней резиденции хана. Хан признал себя вассалом России, русские купцы получили право свободной торговли, в ханстве уничтожались рабство и работорговля.
* * *
ГЕНДЕМИАНСКИЙ МИР - ГЕНДЕМИА́НСКИЙ МИР - мирный договор (см. МИРНЫЙ ДОГОВОР) между между Российской империей и Хивинским ханством, заключенный 24 августа 1873 года в саду Гендемиан - летней резиденции хивинского хана. По условиям договора хивинский хан признал себя вассалом русского императора, русские купцы получили право свободной торговли, в ханстве уничтожались рабство и работорговля.
Гендемианский мирный договор закрепил результаты Хивинского похода русских войск в феврале-мае 1873 года. Хивинский хан отказался в пользу Российской империи (см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ) от прав на правый берег Амударьи. Русские купцы получили право свободной, беспошлинной торговли в пределах Хивинского ханства, также как и хивинские купцы - в Российской империи. Хивинское ханство обязывалось выплатить России контрибуцию в 2,2 млн. рублей частями в течение двадцати лет. Договор был подписан хивинским ханом Сеид-Мухаммед-Рахимом и туркестанским генерал-губернатором К.П. Кауфманом.
ГЕНДЕМИАНСКИЙ МИР - между Россией и Хивинским ханством (24.8.1873, Сад Гендемиан, летняя резиденция хана). Хан признал себя вассалом России, русские купцы получили право свободной торговли, в ханстве уничтожались рабство и работорговля.
ГЕНДЕР
(англ.-род по полу - мужской, женский ): 1. (Общее значение) - различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу. 2. (Социологическое значение) социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним и потому может отличаться от повседневного. Социологи и социальные психологи утвержлают пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди делятся на категории "мужчина", «женщина» или в редких случаях "гермафродит" (когда характеристики обоих полов фактически или явно объединены), а гендер - к социальным и социально-психологическим атрибутам, подразделяющим людей на категории "мужской", "женский" или "гермафродитный" (когда характеристики обоих гендеров преднамеренно или непреднамеренно объединены).
Эти черты изучаются посредством сложного и продолжительного процесса социализации. Антропологи, психологи и социологи подчеркивали, что гендер определяется не биологически, а социально и посредством культуры, являясь культурно и исторически относительным. Его значение, интерпретация и выражение изменяются и внутри, и между культурами, служа объектом исторических перемен. Социальные факторы - власть, класс, возраст, раса и этнос - тоже образуют особое значение, выражение и опыт гендера, выделяя тот факт, что его нельзя уравнивать каким-либо упрощенным способом с полом или сексуальностью. Различия между полами часто становятся основой социальной стратификации, фактического социального неравенства, против которого выступает феминистское движение.
Гендер
(в социальных науках) (gender), разница между людьми, обусловленная биол. статусом. И по сей день во мн. странах мира различия между полами, связанные с характером работы, индивидуальным поведением и обществ, положением, зачастую рассматриваются с т.зр. мужского превосходства. С самого рождения с мальчиками и девочками обращаются по-разному, и дети воспринимают характерные черты социальной роли своего пола или подражают им. Влияние на поведение человека биол. факторов, гормонов изучено недостаточно, поэтому психологи до сих пор спорят, что именно - биология, социализация или др. факторы - определяет половое поведение. Поведение, свойственное каждому полу, а также людям, меняющим сексуальных партнеров и образ жизни на противоположный, показывает, что ролевые функции человека определяются и закрепляются не только природой. Более того, половая роль не является жестко детерминированной, и понимание мужественности и женственности в большой степени зависит от традиций об-ва. Так, в об-вах охотников и собирателей мужчины и женщины почти равны между собой и их ролевые функции различаются значит, меньше, чем в об-вах оседлых крестьян. Тендерные исследования играют важную роль в борьбе феминисток против мужского превосходства (патриархат, половые различия).
ГЕНДЕРЛЕКТ [< англ. gender - род + (dia)lektos - диалект] - лингв. язык мужской или женской части населения; особенности языка женщин и соответственно мужчин в пределах одного национального, этнического языка (включая лексику (ЛЕКСИКА), грамматику (ГРАММАТИКА) и стиль) (напр., «женский язык» в Японии отличается сверхвежливостью).
ГЕНДЕРНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ - ГЕ́НДЕРНАЯ ДИСКРИМИНА́ЦИЯ (англ. gender - род, пол и лат. discrimination - различие), дискриминация по половому признаку, практика, посредством которой одному полу отдается предпочтение по сравнению с другим. В большинстве обществ рассматривается как дискриминация, благоприятствующая мужчинам в ущерб женщинам. В патриархальных обществах женщины подвергаются гендерной дискриминации в таких областях, как занятость, дифференциация в оплате труда, политическая и религиозная карьеры, обеспечение жильем, социальная политика, право на собственность в гражданском и уголовном праве, сексуальные домогательства на работе и насилие в семье.
Направление, изучающее языковые явления, связанные с различием носителей языка по полу. Факторы, определяющие дифференциацию языковых единиц, используемых мужчинами и женщинами:
1) социальные;
2) религиозные;
3) профессиональные и др.
Различия могут проявляться на разных уровнях:
1) орфоэпическом;
2) фонологическом;
3) лексическом;
4) словообразовательном;
5) морфологическом;
6) синтаксическом.
Гендерная дифференциация может быть представлена на материале этикетных форм.
Направление, изучающее языковые явления, связанные с различием носителей языка по полу. Факторы, определяющие дифференциацию языковых единиц, используемых мужчинами и женщинами:
1) социальные;
2) религиозные;
3) профессиональные и др.
Различия могут проявляться на разных уровнях:
1) орфоэпическом;
2) фонологическом;
3) лексическом;
4) словообразовательном;
5) морфологическом;
6) синтаксическом.
Гендерная дифференциация может быть представлена на материале этикетных форм.
ГЕ́НДЕРНАЯ (от англ. gender - пол) ЛИНГВИ́СТИКА.
Раздел языкознания, в котором исследуются письменное и устное поведение представителей мужского и женского пола, их стратегии и тактики общения. Представители Г. л. также исследуют гендерную доминантность в общении: очередность предъявления слов, возможность довести высказывание до конца, частоту перебивания говорящими друг друга. Результаты, полученные в разных странах, сравниваются, так как объяснение особенностей речевого поведения мужчин и женщин только биологическими причинами ошибочно. Поведенческие черты, которые проявляют мужчины и женщины в одной культуре, могут считаться неженственными или немужественными в другой. Исследования языка в области Г. л., по мнению некоторых ученых, свидетельствуют, что язык и речь мужчин характеризуются агрессивностью, краткостью, а речевые произведения представительниц женского пола отличаются мягкостью, уступчивостью и эмоциональностью, их речь изобилует оценочными словами и междометиями. В «женском» языке преобладают восклицательные, побудительные и вопросительные предложения. «Мужская» же речь насыщена утвердительными высказываниями, начинающимися со слов «я знаю», «я уверен».
Изучает языковые явления, связанные с различием носителей языка по полу. Среди факторов, определяющих дифференциацию языковых единиц, используемых мужчинами и женщинами, могут быть социальные, религиозные и др. Чаще всего различия проявляются в речи, на лексическом уровне (ср. преимущественное использование грубой лексики в русской речи мужчин), но может проявляться на орфоэпическом, фонологическом уровнях. Существуют языки, где гендерная дифференциация представлена последовательно, напр., в японском языке она распространяется на систему местоимений, систему форм вежливости, использование экспрессивных частиц.
См. также: Женская речь, Мужская речь, Родолект