Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

баро

Орфографический словарь

Цыганские имена

(цыг., муж.)- "важный, главный"

Словарь галлицизмов русского языка

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова баро

Полезные сервисы

баро.

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

баро..

Толковый словарь

Толковый словарь Ожегова

Популярный словарь

Энциклопедический словарь

Новый словарь иностранных слов

Полезные сервисы

бароаппарат

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

Словарь ударений

Синонимы к слову бароаппарат

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

Сканворды для слова бароаппарат

Полезные сервисы

баробаллиста

Сканворды для слова баробаллиста

Полезные сервисы

баробаллистический

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

баровый

Синонимы к слову баровый

прил., кол-во синонимов: 3

Полезные сервисы

барогиль

барогнозия

барогоз

Синонимы к слову барогоз

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

барогозивший

барогоспиталь

Слитно. Раздельно. Через дефис

Словарь ударений

Синонимы к слову барогоспиталь

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

барограмма

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова барограмма

Синонимы к слову барограмма

сущ., кол-во синонимов: 2

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Новый словарь иностранных слов

Сканворды для слова барограмма

Полезные сервисы

барограф

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

Словарь ударений

Трудности произношения и ударения

Формы слов для слова барограф

Синонимы к слову барограф

сущ., кол-во синонимов: 4

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова барограф

Полезные сервисы

барографный

Толковый словарь Ожегова

Полезные сервисы

барода

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

барода (княжество)

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

бародиффузия

Синонимы к слову бародиффузия

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

бароев

барожироскоп

Словарь галлицизмов русского языка

БАРИЖИРОСКОП, БАРОЖИРОСКОП а, м. barygyroscope m. мат., мех. Сл. 1948.

Полезные сервисы

барозавр

Энциклопедия Кольера

Синонимы к слову барозавр

сущ., кол-во синонимов: 1

Сканворды для слова барозавр

Полезные сервисы

бароздить

барок

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Даля

Синонимы к слову барок

сущ., кол-во синонимов: 2

Словарь галлицизмов русского языка

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова барок

Полезные сервисы

барокамера

Толковый словарь

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

БАРОКА́МЕРА ; ж. [от греч. baros - тяжесть и лат. camera - свод, комната]. Герметическая камера, в которой создаётся пониженное или повышенное атмосферное давление для испытания приборов, а также в экспериментальных или лечебных целях.

* * *

барока́мера (от греч. báros - тяжесть и камера), герметическая камера, в которой создаётся пониженное (вакуумная барокамера) или повышенное (компрессионная барокамера) давление воздуха. Используется для различных экспериментов в авиации, космонавтике, в медицине, а также для лечения некоторых заболеваний и осложнений (баротерапия), для испытания авиационных и метеорологических приборов и др.

* * *

БАРОКАМЕРА - БАРОКА́МЕРА (от греч. baros - тяжесть и камера (см. КАМЕРА)), герметическая камера, в которой создается пониженное (вакуумная барокамера) или повышенное (компрессионная барокамера) давление воздуха. Используется для различных экспериментов в авиации, космонавтике, в медицине; для испытания авиационных и метеорологических приборов и др.

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Словарь русского арго

Слитно. Раздельно. Через дефис

Орфографический словарь

Формы слов для слова барокамера

Синонимы к слову барокамера

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

Новый словарь иностранных слов

Сканворды для слова барокамера

Полезные сервисы

бароке

бароккизм

барокко

Толковый словарь

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

Популярный словарь

Барокко

нескл., с.

Главенствующий стиль в европейском искусстве конца XVI - середины XVIII в., отличавшийся грандиозностью, массивностью построек, их сложной, роскошной декоративностью.

В стиле барокко.

Прошло уже около полувека с тех пор, как была открыта в своих эстетических достоинствах древнерусская живопись: иконы, фрески, мозаики. Почти столько же времени восхищает знатоков и древнерусская архитектура - от церквей XI-XII веков до "нарышкинского барокко" конца XVII века (Лихачев).

Родственные слова:

баро́чный

Этимология:

От итальянского barocco ‘вычурный’, ‘странный’, ‘причудливый’. Не исключается также и португальский язык как источник распространения слова (perola barroca ‘жемчужина причудливой формы’).

Энциклопедический комментарий:

Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм; для скульптуры - эффектные декоративные композиции, динамические, сложные формы; для живописи - парадные портреты, ритмическое и колористическое единство целого, непринужденная свобода мазка.

В России развитие искусства барокко падает на первую половину XVIII в.

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

БАРО́ККО неизм. [итал. barocco].

I. ср. В Западной Европе 16 - 18 вв.: художественный стиль, отличавшийся декоративной пышностью, живописностью, причудливостью форм (получил наибольшее развитие в архитектуре). Архитектура позднего б. Русское б. (национальная разновидность этого стиля).

II. прил Вычурный, причудливый, с обилием декоративных деталейхудожественном стиле). Дворец в стиле б.

Баро́чный, -ая, -ое. Б. стиль. Б-ая живопись. Б-ые фонари.

* * *

баро́кко (итал. barocco, буквально - странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца XVI - середины XVIII вв. Тяготело к торжественному «большому стилю», отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П. П. Рубенс, А. Ван Дейк во Фландрии) - эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо в Италии, А. Д’Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди, А. Чести в Италии, Д. Букстехуде, Р. Кайзер, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель в Германии). Разнообразны национальные варианты барокко (например, барокко славянских стран).

<a href='/dict/церковь' class='wordLink' target='_blank'>Церковь</a> <a href='/dict/сан-карло' class='wordLink' target='_blank'>Сан-Карло</a> <a href='/dict/алле' class='wordLink' target='_blank'>алле</a> <a href='/dict/куатро' class='wordLink' target='_blank'>Куатро</a> <a href='/dict/фонтане' class='wordLink' target='_blank'>Фонтане</a> в <a href='/dict/риме' class='wordLink' target='_blank'>Риме</a>.<abbr>Л.</abbr> <a href='/dict/бернини' class='wordLink' target='_blank'>Бернини</a>. <i>«<a href='/dict/аполлон' class='wordLink' target='_blank'>Аполлон</a> и <a href='/dict/дафна' class='wordLink' target='_blank'>Дафна</a>»</i>.<a href='/dict/зимний' class='wordLink' target='_blank'>Зимний</a> <a href='/dict/дворец' class='wordLink' target='_blank'>Дворец</a> в <a href='/dict/санкт-петербурге' class='wordLink' target='_blank'>Санкт-Петербурге</a>.

* * *

БАРОККО - БАРО́ККО (итал. Barocco, буквально - причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.

Традиция Возрождения

Барокко явилось развитием принципов, заложенных в эпоху Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)), однако в связи с радикальным изменением главной эстетической установки (уже не сотворческое следование природе, а совершенствование ее в духе идеальных норм красоты) придал этим принципам новый грандиозный размах, бурную динамику, изощренную декоративность.

Любовь к прихотливой метафоре, словесной или зрительной, к аллегории (см. АЛЛЕГОРИЯ) и эмблеме (см. ЭМБЛЕМА) достигает теперь, казалось бы, своего апогея; однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метаморфозы в барокко проступает крепкое натурное началопримеру, витиеватые декоративные детали архитектуры постоянно в духе анаморфозы (см. АНАМОРФОЗА) уподобляются живым природным стихиям, а литературный язык обретает новую живописность, порой еще теснее сближаясь с национальными традициями фольклора). Различные виды искусства взаимодействуютсравнении с Ренессансом) более активно, составляя многогранный, но единый «театр жизни», сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного двойника.

История и география

Высшие триумфы барокко как стиля риторического, активно и властно захватывающего зрителя, в значительной мере стиля пропагандистского, принято связывать с укреплением абсолютистских монархий, с Контрреформацией (см. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ) как главным курсом тогдашнего папского престола. Действительно, крупнейшие его мастера, законодатели вкуса, такие (если говорить только об изобразительном искусстве и архитектуре), как Л. Бернини (см. БЕРНИНИ Лоренцо) и Ф. Борромини (см. БОРРОМИНИ Франческо) в Италии, Д. Веласкес (см. ВЕЛАСКЕС Диего (живописец)) в Испании, П. П. Рубенс (см. РУБЕНС Питер Пауль) и А. Ван Дейк (см. ВАН ДЕЙК Антонис) во Фландрии, работают в католической среде; однако религиозные и политические программы их образов нисколько не подавляют силу творческой личности, являющей свою гуманистическую мудрость в строгих условиях придворного этикета или церковного ритуала.

Свой, более скромный и камерный вариант барокко, складывается в странах протестантского культа, например, в Голландии, где итальянские влияния служат - как и в целом ряде других мест - лишь внешним стимулом национальной самобытности (этот стимул разнообразно сказывается в искусстве Рембрандта (см. РЕМБРАНДТ), Ф. Хальса и даже Я. Вермера (см. ВЕРМЕР Ян)).

Сам по себе стиль идейно и пластически многомерен: в Италии и Голландии, но в первую очередь во Франции внутри него нарождаются более строгие и рационалистичные черты раннего классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ), по праву называемого «барочным классицизмом» (наиболее знаменитый пример его - Версаль). В 17-18 веках барокко интенсивно распространяется в Латинской Америке, порождая наиболее декоративно-пышный вариант в мексиканском «ультрабарокко», а также в Восточной Европе, в том числе в Белоруссии и на Украине.

В русской архитектуре стиль существует первоначально в виде так называемого «нарышкинского барокко» (см. НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО), где западноевропейские орнаментальные приемы накладываются на средневековую структуру; начиная же с эпохи петровских реформ все чаще строятся церковные и светские здания чисто новоевропейского типа, высшим образцом которых являются празднично-мажорные творения В. Растрелли (см. РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич).

Литература, театр, музыка

Для литературы барокко особенно характерны жанры риторической церковной проповеди и школьной драмы, где важное место занимают аллегорические фигуры-персонификации; самобытно развиваются также различные виды сатиры, роман, большие и малые формы метафорически насыщенной поэзии. Принципы барокко преломились в творчестве П. Кальдерона (см. КАЛЬЕС Плутарко Элиас), Т. Тассо (см. ТАССО Торквато), Агриппы д"Обинье (см. Д`ОБИНЬЕ Теодор), а также М. В. Ломоносова (см. ЛОМОНОСОВ Михаил ВасильевичСимеона Полоцкого (см. СИМЕОН Полоцкий).

В музыкальном театре происходит интенсивное развитие оперы и балета (оснащаемых все более сложными живописными, технически хитроумными декорациями), а собственно в музыке - расцвет более сложной и свободной вокально-инструментальной полифонии и тенденции к обособлению различных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Выдающимися представителями музыкального барокко были Дж. Габриели (см. ГАБРИЕЛИ), Дж. Фрескобальди (см. ФРЕСКОБАЛЬДИ Джироламо), А. Чести (см. ЧЕСТИ Антонио), Д. Букстехуде (см. БУКСТЕХУДЕ Дитрих) и Р. Кайзер.

Поздний этап

В первой половине 18 века - отчасти как поздняя фаза барокко, отчасти (во Франции) как самостоятельный феномен - складывается стиль рококо (см. РОКОКО). Классицизм в его просветительской стадии все чаще подвергает барокко критике за «вычурность» и «безвкусие» (сам термин изначально нес негативный оттенок). Сходя на нет, барокко эпизодически возрождается в историко-романтических стилизациях (таких, как необарокко в зодчестве 19 века).

Большой энциклопедический словарь

БАРОККО (итал. barocco - букв. - странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки кон. 16 - сер. 18 вв. Барокко, тяготевшее к торжественному "большому стилю", в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П. П. Рубенс, А. ван Дейк во Фландрии) - эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо в Италии, А. д Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди, А. Чести в Италии, Д. Букстехуде, Р. Кайзер в Германии). Разнообразны национальные варианты барокко. (напр., барокко славянских стран).

Академический словарь

Гуманитарный словарь

БАРО́ККО (итал. barocco - причудливый, предположительно от португ. perola barroca - жемчужина неправильной формы) - явление европ. культуры 16 - нач. 18 в. Эпоха Б. связана с Вел. географич. и науч. открытиями. Изумление, восторг и ужас перед новой картиной мира определяют антиномичность его восприятия. Б. питается также кризисом ренессансного мировоззрения, актуализирует ср.-вековое миропонимание и глубинные мифологич. пласты культуры.

Гл. идея Б. - идея движения, пути, борьбы, представляющая мир как лабиринт и человека в нем как путника. С этим связано представление о единстве, безграничности и многообразии мира, пребывающего в движении, антитетически соединяющееся с идеей его математической структурированности, соизмеримости разл. аспектов мироздания. Последнее определяет характерный для мышления Б. принцип "отражения": человек Б., опираясь на схоластич. логику и риторику, развертывая сложные метафоры и уподобления, мыслит аналогиями, ибо все предметы соотнесены друг с другом и их взаимные отражения проявляют их смысл. Мир в культуре Б., как и в Средние века, осмысляется как книга, он предельно "знаков". С таким мировосприятием соотнесено представление о мире как театре и человеке как актере. Характерные приметы эпохи Б. - такие формы быта, как карнавалы, процессии. Б. актуализирует ср.-вековое историософское представление о цикличности времени. Это представление (предполагающее власть истории над человеком) антиномически соединяется с противоположным - идеей линейности времени, предполагающей принадлежность истории человеку, его независимость от прошлого и свободу творить будущее. Эта же историософия питает актуальную для Б. идею быстротечности времени, чувство драматич. сложности, неустойчивости мира, характерную для Б. тему превратности и тщетности бытия, суетности и непостоянства, "конечности" (мотив "memento mori" - "помни о смерти") мира. Человек Б. вовлечен в круговорот борьбы добра и зла, разума и иррацион. сил, аскетизма и гедонизма с взаимопереходами реального и фантастического, что порождает пристрастие к сенсации, чуду, экзотике, кровавой трагедии.

Для языка культуры Б. характерна всепроникающая аллегоричность, равно применяющая античные мифолог. и христ. сюжеты и образы, специфич. эмблематика, стиль Б. отличают изысканная метафоричность, искусственность.

Для эстетики Б. характерны динамичность, аффектированность, театральность. Отсюда - патетика, грандиозность, контрасты ритмов и масштабов, света и тени. Иск-во Б. возвращается к синкретичности, единству разл. видов иск-тв. Поэзия понимается как говорящая живопись, живопись - как немая поэзия, получает исключит. развитие опера. Театр властно вторгается в жизнь, проявляясь в карнавальных шествиях, пышных придворных празднествах и великолепно обставляемых публичных казнях. Первейшим из иск-тв становится архитектура, включающая в себя декоративную живопись и скульптуру, градостроение и садово-парковое иск-тво. Для архитектуры Б. характерна ансамблевость гор. пространства (площади, улицы, сада, анфилады, даже отд. интерьера). Используя классич. ордерные компоненты, архитектура Б. создает сложные криволинейные планы и причудливую декоративную пластику фасадов, вызывающие игру светотени, порождающие эффекты движения, слияния здания с окружающим пространством. Характерные разорванные фронтоны передают предельное напряжение изобилия, прорывающегося в пространство. Криволинейные формы Б. стали лучшей декорацией для переоформления фасадов и интерьеров готических храмов на классич. основе.

В архитектуре Б. завершается создание интерьера как особого организов. типа пространства, дотоле присущего, как правило, только интерьеру храма. Здесь еще более проявляется синкретизм искусств и театральность (иллюзорные стенные росписи, гобелены, живописные плафоны, раскрывающиеся в иллюзорные небеса, где аллегорич. боги задают трансцендентный смысл театру жизни, зеркала, удваивающие пространство, наборные паркеты, создающие иллюзию объемности пола, "перетекание" живописи в рельеф, рельефа в круглую скульптуру, шпалерная развеска картин и коллекции раритетов). Б. любило баталии и марины, воплощающие картину мира как борьбы и движения, большие репрезентативные портреты, аллегорически демонстрирующие социальную ценность человека, ищущего смысл бытия в собств. индивидуальности; оно создало новые жанры динамичных "охот" и помпезных натюрмортов, изображения стариков, калек, сумасшедших, ужасов войны и мученичества святых; оно тяготело к гротескным орнаментам, демонстрирующим непрерывное фантастич. перетекание животного и растительного, живого и мертвого миров.

В рус. культуре возникновение Б. традиционно связывают с влиянием польского и укр. Б. в 17 в. на лит-ру и отчасти архитектуру. Творцы лит-ры раннего рус. Б. - Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин, Епифаний Славинецкий, бр. Лихуды, Стефан Яворский - носители европ. учености, Б. ознаменовалось здесь изменением отношения к слову и механизму создания текста (от подражания образцам - к осмысленному следованию риторич. норме). Благодаря культу знания начинается переосмысление роли автора в создании худож. произв., сочинит. ощущает себя творцом текста, моделирующего, организующего действительность. Анахронизмом на этом фоне выглядят попытки старообрядцев мотивировать собств. неприятие новых концепций перевода и книжной справы (редактирования и корректуры печатного и переписываемого текста) приверженностью традициям и освященностью написанного текста. В 17 в. формируется элитарная литра, к-рая, в отличие как от др.-рус. лит-ры, так и от т. н. "народно-демократической", следует рекомендациям риторик и поэтик, изв. рус. книжникам как в переводах, так и на яз. оригиналов. Именно в эпоху Б. в рус. лит. традиции возникают первые опыты описания различий поэзии и прозы, появляются представления о ценности оригинального, авторского в произв., что проявлялось не в выборе "строит. материала" худож. текста - эмблем и символов (их набор уже был задан эмблематич. сб-ками), а в варьировании связей как между разными формулами и цитатами в пределах текста, так и в произвольном совмещении традиц. худож. приемов. Возникает своеобр. традиция включения в текст переосмысленных и искаженных цитат: напр., можно считать типологически родственными приемы построения "Службы кабаку" ("нар.-демократич." пародия) и похвальных слов бр. Лихудов (элитарная лит-ра).

В лит-ре Б. на первое место выходят операции с именами. Использование стилистич. возможностей глагола лишь непродолжительное время актуализируется в истории книжной справы (справщик Савватий) и лит-ре (Житие Аввакума), а затем уходит на второй план. Особенно ярко эта тенденция отражается в полемич. лит-ре и ораторской прозе. Принципиально изменяется система жанров, наблюдается всплеск интереса к поэзии (еще в 16 в. знание стихотв. размеров было показателем особой, редкостной образованности. Текстам, написанным в соответств. с поэтикой Б. (вирши, фигурные стихи, курьезные вирши, похвальные слова, полемич. тексты, школьная драма, панегирик, церк. проповедь) присущи риторичность и изысканный метафоризм, осн. на принципе "остроумия" и связанный с представлением об изоморфности вещей и идей, взаимоотражения идей и реалий.

Начиная с царствования Петра I Б. становится господствующим стилем рус. культуры в целом. Все петровские реформы обнаруживают органическое барочное мировоззрение царя и новый способ мышления просвещ. части рус. об-ва. Б. проявляется также в проповедях и панегириках петровского времени, фейерверках, в таких типичных для Б. явлениях, как Кунсткамера и Анатомический театр. Замечательными феноменами Б. в истории рус. культуры стали "Всепьянейший и всешутейший собор" и ассамблеи Петра I. Типичными празднествами Б. являются торжества по случаю Ништатского мира в 1721 или шутовская свадьба в Ледяном доме (1740).

В 18 в. лит-ра рус. Б. также претерпевает столь серьезные изменения, что проблема преемств. связи рус. Б. 17 и 18 вв. остается нерешенной. В лит-ре 18 в. рождаются жанры элегии, оды, сатиры; у ее крупнейших представителей В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова черты Б. сочетаются с рококо и классицизмом. В кон. 17 - нач. 18 в. развивается рус. театр, где в 1730-х гг. постоянно выступают иностр. труппы, и осн. видом театр. действа становится opera seria.

В архитектуре России Б. называют два разл. худож., явления. В последней четв. 17 в. развивается нарышкинское ("московское") Б., продолжающее традиции предшеств. этапа рус. архитектуры, но испытавшее в декоративных мотивах сильное влияние зап. Б., гл. обр. украинско-польского. Содержательно этот стиль, возможно, представляет рус. вариант маньеризма. В нач. 18 в. благодаря приезду многочисл. европ. мастеров и стр-ву С.-Петербурга в рус. архитектуре проявляется стиль европ. Б., постепенно распространяющийся за пределы новой столицы. Россия пришла к барочному мировоззрению тогда, когда в Европе оно было уже на излете, заменяясь классическим спокойным величием или рокайльной легкой театральностью. Петр I не воспринял принципов франц. классицизма, чьи формы не соответствовали рус. ментальности петровской эпохивозможностям рус. технологий). Потому Б. естественно слилось в творчестве елизаветинских мастеров с рококо - последним, утонченным всплеском Б. в России. Питаемое из итал., голланд., нем. и др. источников, петровское Б. является, м. б., не столько стилем, сколько поиском стиля. В архитектуре его прекрасные образцы - дворцы Петра I, Летний, Монплезир и др., Кунсткамера, Петропавловский собор в СПб. Б. определенным, хотя тоже эклектичным, является стиль петровского интерьера, его декоративной скульптуры, живописи и обстановки (те же здания). При этом содержание сложных аллегорич. композиций, выбор сюжетов картин и увлечение коллекционированием раритетов отчетливо отражают идеи, к-рые определяют культуру Б. Предельным выражением Б. в России стали Нижний и Верхний сады в Петергофе с их символич. планировкой, бесчисл. фонтанами и множеством аллегорич. скульптур. Садами Б. являются также Летний в СПб., Стрельнинский и Нижний в Ораниенбауме, Старый Голландский в Царском Селе.

1730-40-е гг. отмечены в рус. архитектуре работами Коробова, Еропкина, Земцова. Расцвет рус. Б. приходится на время правления Елизаветы I Петровны и связан прежде всего с именем архитектора графа В. В. де Растрелли. Лучшие образцы его творчества в России - дворцовый анс. в Царском Селе: протянувшаяся на 300 м анфилада дворца и регулярные сады с павильонами Эрмитаж, Монбижу, Грот и Катальная горка. Барочные принципы великолепно представлены Растрелли в Зимнем дворце (1754-62), в комплексе Смольного мон. (1748-64). При пышности отделки, почти беспредельном разнообразии декоративных форм, при игре светотени на фасадах, при множестве скульптур на фасадах и в интерьерах, при красочности сочетаний и позолоты все произв. Растрелли сохраняют классич. ясность композиции, а грандиозность Б. в его работах сочетается с утонченностью рококо. Обязат. чертой в церк. зодчестве елизаветинского времени становится пятиглавие, сочетание к-рого с барочной формой явилось первым опытом синтеза европ. худож. форм с нац. традицией, не имеющим аналогов на Западе. В Москве близкие концепции развивает школа Ухтомского, автора знаменитой колокольни Троице-Сергиевой лавры (1741-69). В скульптуре стиль Б. в России проявился в работах графа Б. де Растрелли и в декоративном оформлении интерьеров; в живописи - прежде всего монументально-декоративной, во дворцах (плафоны и др. росписи дворцовых зал) и церквах, в уникальной иконописи для православных иконостасов (напр., иконы Петропавловского собора, написанные по образцам голландских гравюр - илл. к Библии), а также в расцвете жанра парадного аллегорич. портрета.

В 1-й трети 18 в. культурное напряжение Б. постепенно сменяется филос. и худож. гедонизмом рококо. В истории рус. иск-ва формы раннего рококо проявились в творчестве франц. мастеров, работавших в петровских дворцах Петергофа, сменившись затем б. архаичным стилем Растрелли. С сер. 18 в. вновь возвращается рококо, и тогда же барочные традиции повсеместно уступают место неоклассицизмуРоссии именуемому классицизмом). Во 2-й четв. 19 в. в Европе и России происходит возрождение форм Б. в архитектуре, мебели, фарфоре и т. п., но в эту эпоху Б. воспринимается исключительно как пышный и нарядный стиль, его напряженное духовное содержание чуждо новому времени, и в этом отношении необарокко изо всех неостилей Б. всего чистая форма, хотя и имеющая собств. эволюцию, вершиной к-рой стал стиль Наполеона III. История рус. архитектуры знает также неонарышкинский стиль, проявившийся в отд. культовых постройках как поздний вариант неорус. стиля, и неопетровский стиль, представленный неск. зданиями и ансамблями Пб., родившийся как худож. манифест раннего ретроспективного модерна и связанный позже с темой 200-летия города; отд. рецепции этого стиля встречаются в совр. архитектуре Пб.

Лит.: Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб., 1913; Барокко в России / Под ред. Некрасова А. И. М., 1926; Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпохи и стили. Л., 1973; Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Русский интерьер 18-19 вв. Л., 1977; Виппер Б. Р. Архитектура рус. барокко. М; Славянское барокко. М., 1979; Барокко в славянских лит-pax. M., 1983; Панченко А. М. Рус. культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

Нарышкинское Барокко. Церковь Покрова в Филях

<a href='/dict/нарышкинское' class='wordLink' target='_blank'>Нарышкинское</a> <a href='/dict/барокко' class='wordLink' target='_blank'>Барокко</a>. <a href='/dict/церковь' class='wordLink' target='_blank'>Церковь</a> <a href='/dict/покрова' class='wordLink' target='_blank'>Покрова</a> в <a href='/dict/филях' class='wordLink' target='_blank'>Филях</a>

Барокко. Андреевский собор в Киеве, В. В. Растрелли, И. Ф. Мичурин.

<a href='/dict/барокко' class='wordLink' target='_blank'>Барокко</a>. <a href='/dict/андреевский' class='wordLink' target='_blank'>Андреевский</a> <a href='/dict/собор' class='wordLink' target='_blank'>собор</a> в <a href='/dict/киеве' class='wordLink' target='_blank'>Киеве</a>, В. В. <a href='/dict/растрелли' class='wordLink' target='_blank'>Растрелли</a>, И. <abbr>Ф.</abbr> <a href='/dict/мичурин' class='wordLink' target='_blank'>Мичурин</a>.

Орфографический словарь

баро́кко, неизм. и нескл., ср.

Сканворды для слова барокко

Полезные сервисы