ж.
1. Предметы комнатной обстановки (столы, стулья, диваны и т.п.).
2. перен. разг.
Люди, ничего не значащие, не заслуживающие внимания.
ж.
1. Предметы комнатной обстановки (столы, стулья, диваны и т.п.).
2. перен. разг.
Люди, ничего не значащие, не заслуживающие внимания.
МЕ́БЕЛЬ - сущ., ж., употр. часто
Морфология: (нет) чего? ме́бели, чему? ме́бели, (вижу) что? ме́бель, чем? ме́белью, о чём? о ме́бели
1. Мебель состоит из таких предметов, как столы, диваны, шкафы и т. п., которые вы используете у себя дома или в учреждениях, на предприятиях для того, чтобы хранить в них вещи, принимать на них пищу, сидеть или лежать на них и т. п.
Дубовая мебель. | Кухонная мебель. | Офисная мебель. | Обставить квартиру мебелью. | Плетёная мебель используется для дач и пляжей.
2. Мягкая мебель - это диван и кресла, которые предназначены для того, чтобы на них сидели или лежали.
Мягкую мебель мы купили для гостиной.
3. Мебелью называют какой-либо предмет из обстановки.
Кошка царапает мебель. | Не ломай мебель.
4. Если вы говорите, что какой-либо предмет находится у вас для мебели, вы хотите подчеркнуть, что не видите в нём никакой пользы для себя.
Книги у него в шкафу для мебели - всё равно он их не читает.
ме́бельный прил.
Мебельный гарнитур. | Мебельный магазин.
МЕ́БЕЛЬ, мебели, мн. нет, жен. (франц. meuble). Предметы комнатной обстановки: столы, стулья, шкафы, диваны, кресла и т.п. Мягкая мебель. Венская мебель. Мебель в стиле ампир.
МЕ́БЕЛЬ, -и, жен. Предметы для сидения, лежания, размещения вещей и других потребностей быта. Мягкая, жёсткая м. Кухонная, дачная, садовая м. Детская м. Школьная м.
Для мебели (разг. шутл.) о ком-н., чье присутствие совершенно бесполезно, не нужно для чего-н. Позвали в гости для мебели.
| прил. мебельный, -ая, -ое. М. гарнитур. Мебельная ткань (обивочная).
МЕБЕЛЬ - жен., франц. стоялая утварь в доме; хоромный наряд; столы, лавки, стулья, шкафы и пр. Мебельный, к ней относящийся - мастер, - ситец. Мебельщик муж. -щица жен. кто сам делает мебель, столяр; хозяин мебельной мастерской или хозяин лавки. -ков, -цын, ему, ей принадлежащий. Меблировать дом, убрать, снабдить утварью; нарядить. -ся, быть меблируему;
| меблировать у себя, свое жилье. Меблированье ср., ·длит. -ровка жен., ·об. действие по гл. -ровщик муж. -щица жен. кто промышляет уборкою комнат, полным нарядом для них.
МЕ́БЕЛЬ, -и, ж
Предметы жилых помещений и общественных мест, обычно изготовляемые из дерева, металла, пластмассы и предназначенные для сидения, лежания, сна, отдыха, размещения вещей и других предметов;
Син.: меблировка, обстановка.
Он отчетливо вспомнил гостиную в своем особняке, симметрично расставленную ореховую мебель с гнутыми ножками (И. Ильф, Е. Петров).
МЕ́БЕЛЬ -и; ж. [франц. meuble] собир. Предметы обстановки какого-л. помещения. Полированная м. Детская м. Кухонная м. М. для прихожей, для кабинета. Обставить мебелью. Снимать квартиру с мебелью, без мебели. Мягкая м. (предназначенная для сидения и лежания). // ед. Разг. Один предмет, одна вещь из обстановки какого-л. помещения. Не царапай м.
◊ Для ме́бели кто-л. Пренебр. О том, кто бесполезен, не нужен где-л., при каком-л. деле, занятии и т.п.
◁ Ме́бельный, -ая, -ое. М. гарнитур. М. магазин. М-ое производство. М-ая ткань (обивочная).
* * *
МЕБЕЛЬ - МЕ́БЕЛЬ (франц. meuble от латин. mobilis - легко передвигающийся), один из основных видов оборудования помещений. Изготовление мебели относится к особой области декоративно-прикладного искусства. Создавая мебель, используют эстетическое воздействие фактуры и цвета материалов, украшают живописью, скульптурой, орнаментом. Разнообразия фактуры материала добиваются с помощью различных технических приемов (окраски, полировки, инкрустирования и др.). Как основной материал используют дерево, металл, пластик, стекло и др.
История развития мебели тесно связана с эволюцией художественных стилей, вместе с тем стили мебели не всегда по названию совпадают с эпохами, принятыми в классическом искусствоведении. Очень часто они носят имя королей, мастеров. В одно и то же время сосуществуют разные стили; региональные различия часто более велики, чем стилистические.
Главные достижения мебельщиков связаны с 18 веком, когда были созданы основные виды и формы мебели, возникли основные мебельные стили, творили крупнейшие мастера.
ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ Мебель у древних египтян
Предметы древнеегипетской обстановки сохранились в некоторых гробницах (этому способствовал жаркий и сухой климат), их изображения часто присутствуют на фресках. Это сундуки, складные табуреты с X-образными опорами, прямоугольные столы на четырех ножках и круглые на одной опоре, ложа с прогнутой рамной основой на четырех ножках. Особо роскошно оформлялись троны фараонов. По конструкции египетская мебель была ящичной, ямочно-филенчатой, с отделкой скульптурными формами (ножки в виде звериных лап и утиных головок), ажурными рельефными вставками, накладным золотом, инкрустациями (см. ИНКРУСТАЦИЯ) из слоновой кости, камня, цветной стеклянной пасты.
Можно спорить, оказало ли мебельное искусство Египта влияние на римскую мебель, но египетские мотивы всплыли в конце 18 - начале 19 веков в стиле ампир (см. АМПИР).
Античная мебель
Мебель архаического периода Древней Греции известна нам главным образом по изображениям на вазах. Это сундуки рамно-филенчатой конструкции, табуреты на X-образной опоре и на привычных для нас четырех ножках, ложа с прогнутой стенкой в изголовье, столы (низкие, так как ели, читали и писали лежа). Появляются стулья с гнутыми ножками, церемониальные стулья. Мебель изготовляли не только из дерева, но и из бронзы. В украшениях архаического периода чувствуется близость к египетским, для них характерны звериные мотивы. Декор греческой мебели классического периода благородно сдержан, изысканно прост, используются орнаментальные мотивы. В период эллинизма (см. ЭЛЛИНИЗМ) вновь появляются звериные мотивы, черты избыточной декоративной изощренности.
Классическая греческая мебель послужила образцом для римской мебели периода республики. Но появляются и виды мебели, присущие только Древнему Риму, например, ложе с продольной спинкой. Для Рима характерна особая почетная мебель разных видов: курульное кресло (от лат. сurulis - почетный, привилегированный) со скрещенными ножками в виде рогов для консулов (см. КОНСУЛЫ) и преторов (см. ПРЕТОРЫ) в общественных местах, солиум - тронообразное сидение для почетных граждан в банях и храмах. В обиход вошли виды легкой мебели из плетеных прутьев. Во времена империи в Риме для отделки мебели обильно используется скульптурный декор со звериными и растительными орнаментами, аппликациями из бронзы, ценных металлов и камней.
Мебель в средневековой Европе
Из византийской мебели до нас дошли только храмовые образцы, которые свидетельствуют о ее близости к Риму периода империи. Некоторой отличительной особенностью этого периода стал неглубокий рельефный орнамент (или фигуры), часто сплошь покрывающий плоские поверхности мебели.
Мебель остальной Европы как будто полностью избежала римского влияния, так она была проста и даже грубо примитивна. Нередко это были плохо обработанные обрубки дерева, использовавшиеся как табуреты, столы в виде досок, положенных на козлы и т. п., массивные лавки.
В романский период (10-12 века) появились новые виды мебели: трехногие табуреты, столы с опорами в виде вертикальных плоскостей, шкафы, кресла с высокой спинкой, напоминающие курульные кресла римской эпохи, кровати в виде длинного сундука без крышки. Массивность и нерасчлененность объемов соответствовали архитектурным формам этого периода. Романская мебель лаконично украшалась резным орнаментом (геометрическим, растительным, ленточным).
В готический период (с середины 12 до 15-16 веков), благодаря вторичному изобретению в Европе двуручной пилы, которая дала возможность получать тонкие доски, появилась более легкая и вместе с тем прочная мебель, рамно-филенчатая каркасная конструкция которой перекликалась с каркасной арочно-стрельчатой архитектурой церковных и гражданских сооружений. Типы мебели, появившиеся в этот период сохраняются в Европе очень долго, особенно в простонародном быту. Это столы на четырех ножках с подстольем, кресла, кровати с деревянным навесом (балдахином (см. БАЛДАХИН)), шкафы, сундуки-лари (кассоне (см. КАССОНЕ)), поставцы, произошедшие из поставленных вертикально сундуков и использовавшиеся для хранения посуды, шкафы. Готическая мебель имеет напряженно вытянутые вверх формы, композиционно нередко делится на отдельные части, заполненные виртуозно выполненной плоскорельефной или ажурной резьбой, мотивы которой напоминают архитектурные детали этого периода (стрельчатые арки, нервюры (см. НЕРВЮРА)), нередко сложным растительным или геометрическим узором, фигурными изображениями святых и светскими сценками. Спинка стула напоминала стрельчатые башни готического собора с традиционными четырехлистниками-квадрифолями. В эпоху готики появляется письменный стол с торцовыми стенками и поднимающейся столешницей, под которой находился ящик для письменных принадлежностей. В Англии в этот период получает распространение резьба по мореному дубу, который использовался также для стенных панелей, составляя вместе с мебелью внушительный ансамбль. Виртуозной резьбой славятся Германия, Богемия (Чехия). Для южной Европы (прежде всего Италии, в меньшей степени Франции) характерно также применение живописных росписей, позолоты, инкрустаций, интарсии (см. ИНТАРСИЯ).
Мебель в эпоху Возрождения
Повышенное внимание к удобствам быта в этот период (13-16 века) способствовало дальнейшему усовершенствованию мебели и интерьера. Центральное место в Италии по-прежнему занимают лари-кассоне, украшенные позолоченным или раскрашенным стуком, резьбой и живописью, которую нередко выполняли такие крупные художники, как Боттичелли (см. БОТТИЧЕЛЛИ Сандро), Учелло и другие.
Резной орнамент, барельефные аллегорические фигуры и целые сюжетные композиции изображены на поверхности кабинетов (ларцы с маленькими ящичками на подстолье), шкафов, которые своей монументальностью напоминают архитектурные фасады.
В Италии появляются сундуки-«кассапанка» со спинкой и локотниками, сохраняется излюбленная форма курульного кресла, появляются стулья и кресла с мягкими, обитыми кожей или материей сиденьем и спинкой.
Главным материалом для мебели становится удобный в обработке, прочный и красивый по текстуре орех. Мебель чаще украшается росписью и позолотой, в декоре преобладает интарсия и каменная мозаика. Конструкция подчеркивается архитектурными элементами - колоннами, пилястрами, аркадами, нишами. Плоские поверхности в эпоху Возрождения инкрустируют слоновой костью, перламутром, черепахой.
Появляются кабинеты, дрессуары. Все они решаются как самостоятельные архитектурные сооружения - маленькие палаццо (см. ПАЛАЦЦО), украшенные колоннами, карнизами, фронтонами. Такую мебель декорируют богатой резьбой, инкрустацией, интарсией.
Популярны в эпоху позднего Возрождения разнообразные комоды и застекленные буфеты (в этот период научились изготовлять большие листы стекла и зеркала, прежде всего в Венеции). Архитектура интерьеров Возрождения с их спокойным обозримым пространством и ясно читаемой перспективой придавала достоинство и значимость каждому из присутствовавших в них немногочисленных предметов. Производилась такая мебель в основном в Италии.
Барочная мебель
Барокко (см. БАРОККО) (конец 16 - середина 18 веков) с его стремлением к единству ансамбля, прежде всего дворцового, дало большое разнообразие типов и форм мебели. Положение законодателей мебельной моды постепенно переходит от Италии к Франции. Дворцовая мебель Италии и Южной Германии конца 16 - начала 17 веков (шкафы, кабинеты, кабинеты-секретеры с откидной крышкой для письма) обретает живописную пластику форм, когда динамика криволинейных сочетаний и игра светотени дает эффект полного растворения в соответствующем интерьере. Широко используются архитектурные мотивы этого периода (витые колонны, разорванные фронтоны), скульптурная резьба, красочная мозаика. В Англии на заре барокко, в 15 - начале 17 веков, преобладает стиль «Тюдор» (по имени правящей династии), для которого характерна несколько упрощенная интерпретация ренессансных мотивов. Для ансамбля «Тюдор» характерна отделка деревом стен, карнизов и потолка помещения.
Пышный парадный интерьер эпохи французского абсолютизма (см. АБСОЛЮТИЗМ)(17-18 века) - светлые залы, украшенные многоцветной скульптурой, лепкой, золоченой резьбой с многочисленными зеркалами и сияющим паркетом - создает иллюзию большого пространства. Со второй половины 17 века в период классического барокко делают мебель в стиле «Луи Каторз» - «Луи Четырнадцатый». Это фанерованные кабинеты и двухстворчатые шкафы, в которых привычно пышный барочный декор (букеты цветов, растительные узоры) вписывается в строгие и торжественные прямоугольные формы. Кресла «Луи Четырнадцатый» с высокой прямой спинкой подобны тронам, изящные мягкие табуреты предназначены для дам в пышных широких платьях. Для их отделки применяют ценные шпалеры (см. ШПАЛЕРЫ), золочение по левкасу. Предметы мебели исполняются по эскизам ведущих художников и архитекторов в едином стиле с отделкой стен и потолка, декоративной скульптурой, светильниками и остальной обстановкой, вплоть до дверных ручек и бронзовых обрамлений замочных скважин. Входит в моду фанерованная мебель, украшенная маркетри (см. МАРКЕТРИ) и инкрустациями из металла, черепахи, слоновой кости, а также вычурные бронзовые накладки, пышная деревянная резьба, покрытая позолотой. Для мебели, предназначенной для сидения, применяют мягкие сидения, заменившие подушечки, которые подкладывались ранее.
Крупнейший мастер этого времени, сумевший создать собственный стиль, - А. Ш. Буль (см. БУЛЬ Андре Шарль).
Стиль Регентства
После смерти Людовика XIV Франция управлялась его племянником - Филиппом Орлеанским, принцем-регентом. Поэтому стиль позднего барокко называют «стилем регентства». Мебель этого стиля выглядит несколько менее помпезно, блеск приглушеннее, ножки мебели ниже, формы их изогнуты, сидения выдвинуты вперед.
Мебель рококо
Во второй четверти 18 века (прежде всего во Франции) на смену внушительно строгим барочным формам приходят интимные, прихотливо-динамичные. Это прежде всего характерно для времени правления Людовика XV, по имени которого стиль рококо (см. РОКОКО) в мебели и интерьерах чаще называют «Луи Пятнадцатый» («Луи Кенз»). Свойственные барокко размах и парадность отступают. Мебель свободно размещается в помещении, не загромождает его, сама является элементом украшения. В колорите преобладают самые нежные сочетания пастельных тонов. Лепной орнамент стен, зеркал, мебели, каминов, канделябров, рисунки тканей и формы дверных ручек тщательно прорисовывает рисовальщик-орнаменталист. Интерьер дополняют изящные светильники и многочисленные зеркала. Модны расставленные на каминных полках, специальных подставках-консолях и шкафах-горках изящные декоративные вазы и фарфоровые скульптуры (в это время в Европе появляется собственный фарфор). Мебель рококо приобретает хрупкую легкость и элегантность.
Излюбленным типом мебели этого периода становятся «пузатые» комоды с как бы вздутыми к центру формами, бюро (письменные столы с футляром, закрывающим рабочую поверхность), консольные столы (на одной резной подставке), софы. Наряду со стационарной мебелью стали производиться многочисленные типы легкой, свободно перемещаемой мебели небольших размеров: стулья, легкие кресла со спинками, как бы облегающими тело, банкетки. Появляется целый ряд принципиально новых типов мебели: канапе, шезлонг (см. ПРАВА НАРОДОВ), кушетка, бержер (кресло с дополнительной табуреткой). Все они, обитые одинаковой тканью (а нередко и дорогостоящей шпалерой, гобеленом), образуют гарнитур, в котором отправной точкой считалась софа. Появляются предназначенные для дам изящные туалеты с зеркалами, а также конторки, секретеры. Полноправной частью интерьера становятся несколько тяжеловатые платяные и книжные шкафы.
Для декора мебели рококо характерны свободно располагающиеся изящные узоры маркетри: цветы, расписанные по желтому, розовому, голубому или светло-зеленому фону; распространенность моды на китайское искусство привела к появлению особого стиля шинуазри (см. ШИНУАЗРИ): китайские мотивы наносились краской или золотом по черному лаку. Резьба по дереву заменялась золочеными бронзовыми накладками.
Оригинальная интерпретация стиля рококо возникла в Венеции, где вся поверхность мебели покрывалась краской с преобладанием зеленых и голубых тонов, на фоне которых исполнялись целые картины с человеческими фигурами или сложный узор. Прекрасные образцы рококо были изготовлены в Германии, некоторые из этих мастеров работали также и во Франции. При изготовлении лаковой мебели немецкие мастера предпочитали многоцветность.
В Англии мотивы рококо выражены в стиле «королевы Анны» (1665-1714), мебель становится проще и легче. Характерный предмет английской обстановки - узкие комоды с откидной крышкой, так называемые холостяцкие. Красное дерево в Англии появляется после 1720. Для подражаний лаковой японской мебели существует, аналогично шинуазри, английский стиль джаппанинг (японщина) - выполнение росписей золотом или серебром по лаку.
Самым распространенным материалом в то время были бук и орех, но для дворцовой мебели применялись самшит, клен, дикая вишня, оливковое дерево, явор, конечно, красное дерево, лимон, пальма, черное дерево, палисандр, фиалковое и розовое деревья.
В 1743 во Франции был опубликован статут, по которому мебельный мастер был обязан подписывать свою работу, чему обязаны дошедшие до нас авторские работы. В мастерских происходит разделение труда: столярная работа с резьбой по дереву отделяется от работы мастера-краснодеревщика, изготовляющего фанерованную мебель из дорогих пород деревьев. В создании дорогой и сложной мебели принимают участие столяры, краснодеревщики, резчики, позолотчики, литейщики, чеканщики, лакировщики. Эскизы для накладок делают художники и архитекторы.
Второе рококо
Правление Людовика XVI (см. ЛЮДОВИК XVI Бурбон)(1754-1793), избегавшего вычурной куртуазности, принесло бо́льшую строгость в отделке интерьеров и изготовлении мебели. Этот французский стиль, представляющий собой нечто среднее между рококо и классицизмом, так и называется «Луи Шестнадцатый» («Луи Сез»). Иногда его называют в честь королевы Марии Антуанетты (см. МАРИЯ АНТУАНЕТТА). Мебель приобретает более строгие, менее причудливые формы; корпусная мебель (шкафы-буфеты, бюро, секретеры) обретает легкость строго геометрических форм с широкими поверхностями красного дерева, подчеркивающимися бронзовой отделкой, избегающей пышности и стремящейся к античной простоте, нередко воспроизводящей древнегреческие и римские орнаменты.
Во Франции в этом стиле работали мастера Ж. Жакоб (см. ЖАКОБ (семья)), Ж. А. Ризенер, а также немецкий мебельщик Д. Рентген.
В европейских странах, например в Голландии или Англии, где третье сословие играло более значимую роль, чем во Франции, и вся жизнь не сосредотачивалась только при дворе, развивались иные стили меблировки. В Голландии в 17-18 веках изготовлялась практичная и удобная мебель для городских слоев (бюргеров). Широко распространились двухстворчатые шкафы с широким профилированным карнизом, столы с массивными точеными ножками кувшинообразного типа, стулья из точеных стоек и перекладин с высокой спинкой и трапециевидным сидением, часто обитым кожей. Похожая мебель, но с обильным скульптурным декором, с 17 века изготовлялась и в Германии.
В Англии мебель достигла своего расцвета благодаря мастеру Т. Чиппендейлу (см. ЧИППЕНДЕЙЛ Томас), давшему имя этому стилю. Рациональность форм такой мебели артистично сочеталась с легкостью линий и причудливым узором, вобравшим в себя черты готики, рококо и шинуазри. В Англии об этом времени говорят как о неоготике. Мебель английских мастеров второй половины 18 века Т. Шератона и Дж. Хеплуайта украшалась декором классицистского характера, но удобные легкие формы близки Чиппендейлу.
В Соединенных Штатах Америки подражание чиппендейловской мебели и отделке породило собственный стиль, названный «колониальным».
Мебель классицизма
В архитектуре конца 18 века преобладающим стилем являлся классицизм, в мебели привнесший четкость линий, соблюдение классических пропорций, отказ от прихотливых изгибов. Декор очень умерен, в нем преобладают римские и греческие мотивы. В Англии классицизм часто называют «стилем эпохи Регента» (в 1811-20 годах принц Георг Уэльский был регентом).
Правление Наполеона I (см. НАПОЛЕОН I Бонапарт)в Европе принесло моду на стиль ампир (см. АМПИР) (в мебели он был особенно популярен в первой четверти 19 века), который считается завершением эпохи классицизма. Для помещений, оформленных в стиле ампир, мебель играет решающую роль в пространственной организации интерьера. Благородная простота и конструктивная ясность форм, статичность которых всячески подчеркивается, создавая иллюзию незыблемости бытия и нерушимости империи, сочетается с декором, в котором мотивы древнеримского искусства сплетаются с древнеегипетскими, заново открытыми Европой после египетских походов Наполеона и опубликования монументального труда о египетских древностях с рисунками. Характерны крупные бронзовые рельефы в отделке. Применялось также резное золоченое дерево, особенно в России.
Мебель бидермейера
В Австрии и Германии в 1810-40-х годах ампир сменился стилем бидермейер, который отличался вниманием к домашнему уюту. Мебель стала изготовляться меньших размеров, менее статичная, вернулась мягкая обивка, монументальный декор был сведен к минимуму.
Период эклектики
В целом повсеместно в изготовлении мебели идет поворот в сторону более дешевых, простых в изготовлении предметов. В этой мебели часто нельзя проследить какой-то определенный стиль, мастера скорее подвержены моде (например, прямоугольные столы вытесняются круглыми и овальными), большую роль играет обивка, мебель становится эклектичной. Появляются псевдостили, ненужное украшательство. В Англии «стиль эпохи Регента» плавно переходит к георгианскому стилю, для которого типично окрашивание мебели в белый цвет. Позднейший викторианский стиль во многом перекликается с европейским бидермейером. Мебель утрачивает дворцовую исключительность, ее широкое распространение несовместимо с безупречным вкусом.
Массовая мебель
Во второй половине 19 века развивается фабричное производство. Технологический прогресс (гнутье дерева, штамповка древесины) способствует появлению конструктивно простой, прочной и сравнительно дешевой мебели. Такой и стала «венская мебель», изобретенная на самом деле в Моравии (тогда в составе империи Габсбургов) фирмой «Братья Тоне». Эта мебель по своей цене была доступна даже зажиточным крестьянам и вызвала настоящий взрыв массового производства.
В целом в конце 18 - первой половине 19 века были созданы формы и виды мебели, которые практически сохранились до сегодняшнего дня. Для мебели это классический период, стилям этого времени подражают и до сих пор, так как функциональное удобство сочетается в них с красотой отделки.
Мебель в 20 веке
С начала 20 века на мебель резко и повсеместно вырастает спрос. Параллельно с этим появляются новые дешевые материалы, а производство цельнодеревянных предметов, наоборот, удорожается, так как его невозможно полностью механизировать. Потребовалась мебель для многочисленных учреждений и предприятий, контор, банков, школ. Возник новый стиль - «функционализм».
Первыми на эту новую реальность откликнулись в странах Скандинавии, где архитекторам и дизайнерам (новая профессия 20 века) удалось добиться органичного сочетания национальных особенностей и новаторства. Это мебель архитекторов А. Аалто (см. ААЛТО Алвар)(Финляндия), А. Якобсена (см. ЯКОБСЕН Арне) (Дания), Б. Матсона (Швеция). В этих образцах подчеркивается красота естественной текстуры дерева, пластическая гибкость гнуто-выгнутых деталей, для обивки используются ткани с нарочито грубоватым рельефом.
Много внимания проектированию мебели уделяли знаменитые французские архитекторы Ле Корбюзье (см. ЛЕ КОРБЮЗЬЕ Шарль Эдуар), П. Шаро, Ф. Журден, члены «Веркбунда» (см. ВЕРКБУНД)в Германии, преподаватели «Баухауза» (см. БАУХАУЗ)Х. К. ван де Велде (см. ВАН ДЕ ВЕЛДЕ Хенри)и В. Гропиус (см. ГРОПИУС Вальтер), а также всемирно известный американский архитектор Л. Мис ван дер Роэ (см. МИС ВАН ДЕР РОЭ Людвиг). Стала разрабатываться и внедряться встроенная секционно-разборная мебель, мебель трансформируемая (кресло-кровать, диван-кровать, раскладные столы). Период конца 1920-30-х гг. в декоративно-прикладном искусстве Запада называется эпохой ар деко. В это время повышенное внимание уделяется комфорту. Мебель этого времени имеет самые разнообразные формы.
Но при тиражировании этих образцов в них проявилась некоторая холодность, отчужденность. Поэтому одновременно с появлением новых форм растет и интерес к образцам 18 века.
Русская мебель
О древнерусской мебели лучше всего можно судить по изображениям на иконах и миниатюрах. Прежде всего, это деревянные неподвижные лавки, непременная принадлежность и крестьянской избы и боярских палат, подвижные скамьи с перекидной спинкой (и те и другие служили вместо кроватей), прямоугольные столы на четырех массивных опорах, табуреты, сундуки, по своим формам схожие с романской мебелью. В народном быту эти вещи дожили до второй половины 20 века. Мебель знатных людей украшалась резным декором с преобладанием растительного и геометрического орнаментов. В Московской Руси 15-17 веков у богатых людей появились поставцы и горки для посуды.
Петровские реформы сначала не привели к массовому распространению мебели европейского образца, даже самые богатые люди имели так мало мебели, что перевозили ее за собой при переездах из города в деревню и обратно.
Лучшие образцы европейской мебели были представлены во дворце А. Д. Меншикова (см. МЕНШИКОВ Александр Данилович). Здесь имелась и голландская, и французская, и немецкая мебель разных стилей, но хорошо сочетавшаяся в разных покоях. Очень хорошая мебель приобреталась Б. П. Шереметевым (см. ШЕРЕМЕТЕВ Борис Петрович).
Отсутствие цельного ансамбля, так характерного для барокко, ощущалось даже в дворцовых покоях. При Елизавете (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна) покои обставлялись в стиле рококо, но многие предметы были случайны. Очень популярна была отделка в стиле шинуазри. Екатерина II (см. ЕКАТЕРИНА II) ввела в моду роскошную стильную мебель, составляющую полный ансамбль, не допускающий присутствия случайных предметов.
Стили собственно русской мебели начинаются с классицизма и ампира. Блестящие образцы усадебной и дворцовой мебели были созданы по проектам архитекторов А. Н. Воронихина (см. ВОРОНИХИН Андрей Никифорович), К. И. Росси (см. РОССИ Карл Иванович), В. П. Стасова (см. СТАСОВ Василий Петрович). В России для ее изготовления, кроме красного дерева, использовался уникальный местный материал - карельская береза, который отделывался вместо бронзы резной позолотой, подчеркивающей теплый золотистый природный тон и муаровый рисунок текстуры.
Павел I (см. ПАВЕЛ I Петрович) запретил ввозить в Россию французскую мебель, что дало толчок развитию русского мебельного дела. В это время появляется мебель в стиле «русский жакоб», имеющая мало общего с изделиями семьи Жакоб, но продержавшаяся в моде с некоторыми вариациями до Александра III (см. АЛЕКСАНДР III Александрович). Также называют этот период и «павловский ампир».
В конце 18 века основывают свое дело братья Гамбс, работа которых отличалась особой тщательностью отделки. Их фирма просуществовала до самой революции, а изделия всегда отличались прекрасным качеством.
В целом мебель в России на протяжении 19 века изготовлялась по европейским образцам, но появление стиля модерн привнесло также струю национального романтизма и в мебель, изготавливавшуюся в мастерских Абрамцева (см. АБРАМЦЕВО)и Талашкина (см. ТАЛАШКИНО). Такая мебель была эксклюзивна, нередко имела вид стилизованных массивных теремов (корпусная мебель - горки, буфеты, шкафы), табуретов и т. п., украшалась великолепной резьбой и росписями, цветными стеклами. В массе же была в употреблении венская мебель. В быт городского простонародья вошли никелированные кровати, стулья, шкафы, горки. Среди более зажиточных и интеллигентных слоев была популярна стильная мебель шведского и финского производства.
Массовую мебель отличного качества и эксклюзивные образцы выпускали предприятия П. А. Шмидта (Москва).
Другое ответвление модерна - мебель в духе неоклассицизма. Яркими разработчиками ее образцов были выдающиеся архитекторы И. А. Фомин (см. ФОМИН Иван Александрович), В. А. Щуко (см. ЩУКО Владимир Алексеевич).
Послереволюционный конструктивизм в лице, прежде всего, В. Е. Татлина (см. ТАТЛИН Владимир Евграфович), а также А. М. Родченко (см. РОДЧЕНКО Александр Михайлович) и Эль-Лисицкого (см. ЛИСИЦКИЙ Лазарь Маркович) с их тяготением к кардинально новой эстетике быта дал прекрасные образцы мебели новых форм. Особое внимание было уделено встроенной и трансформируемой мебели. Но поскольку новый строй на практике был не в состоянии улучшить быт рядовых людей, а конкретные жилищные условия не способствовали обстановке комнат мебелью, эти новшества были отвергнуты.
Для мебели сталинского времени (для центральных учреждений, квартир ответственных работников, обставлявшихся централизованно казенной мебелью) характерно подражание образцам эпохи ампира, а также времени Александра III с утрированно национальными мотивами. Время расселения коммунальных квартир положило начало приобретению мебельных гарнитуров, в основном производства социалистических стран.
-и, ж., собир.
Предметы комнатной обстановки.
Кроме кровати, столика и единственного стула, другой мебели в спальне не было. Чехов, Шведская спичка.
◊
для мебели {(быть, находиться и т. д.)}
пренебр.
о ком-л., кто бесполезен, не нужен где-л., при каком-л. деле, занятии и т. п.
Корабль вел штурман, даже и не взглядывая на Белосельского, отлично понимая, что тот торчит здесь для мебели. Л. Соболев, Экзамен.
- мягкая мебель
[франц. meuble]
МЕ́БЕЛЬ (от франц. meuble, от лат. mobius - подвижный) - осн. вид обстановки помещений. М. играет большую роль в худож. орг-ции интерьера. Обычно делается из дерева, окрашенного или выявляющего материал, его цвет, фактуру; части М. могут покрываться тканью или кожей, дополняться накладками из металла, керамики и т. д., живописью, скульптурой. Для изготовления М. применяются также кость, рог. металл. По своим конструктивным особенностям М. может быть передвижной или встроенной, редко навесной; неразборной и сборно-разборной. Развитие М. связано с развитием худож. вкусов и стилей. Древнейшие образцы М. - предметы обстановки, находившиеся во дворцах фараонов Др. Египта (2 тыс. до н. э.). Ср.-век. рус. М. (известна по миниатюрам, фрескам, иконам) отличалась простотой. Это были прямоуг. столы, табуреты, сундуки, лавки, скамьи, ларцы и т. п. Рус. быт не знал стульев, кресла встречались только в качестве тронов, кровати появились в 17 в. и были в единичных экземплярах у царей и знатнейших вельмож, но существовали спец. перекидные скамьи со спинками на шарнирах, удерживавшими спящего от падения. М. 16-17 вв. отличалась обилием резного декора (растит. и геометр. мотивы), разнообразием расцветок. В кон. 17 - 1-й четв. 18 в. М. привозится чаще всего из Англии и Голландии, по иностр. образцам работают и рус. мастера. Это и простая, практичная мебель, ориентированная на бюргерский быт, и богатая М. со сложной резьбой, инкрустацией и интарсией. Ею обставлены петровские дворцы: Летний, Монплезир, Марли. Появление стульев, дающих свободу размещения в интерьере, оказывает сильнейшее влияние на повседневное поведение. Для хранения документов и ценностей появляются кабинеты и бюро, оформлявшиеся с исключит. роскошью и представлявшие собой своего рода арх. сооружения; распространяются кровати - Меншиков собирает их несколько сот. Появляется нарядная М. барокко и рококо из Франции, Юж. Германии, Италии; В. Растрелли и А. Ринальди сочиняют проекты мебели для своих интерьеров (сохранились немногие предметы в Екатерининском дворце Царского Села и Китайском дворце Ораниенбаума), но в сер. 18 в. М. так мало, что имп. двор перевозит М. из одной резиденции в другую. Со сменой архит. стиля в посл. четв. 18 в. М. также сменяется классицистической, ее проектируют Ч. Камерон для Царского Села, В. Бренна для Павловска, завозят гл. обр. из Франции. В нач. 19 в. М. стиля ампир копирует антич. формы, обретая монументальность, подчеркнутую статичность, декорируется крупной бронз. отделкой (проекты К. Росси, А. Воронихина и др.). Типы М. становятся разнообразнее, появляются диваны, обращенные на две стороны, S-образные, круглые, расстановка приобретает свободу, М. группируют уголками, разделяя ими интерьер на отд. части. В 1830-90-х гг. М., как и архитектура, делается в разл. стилях эклектизма ("историзма"): в 1830-х гг. широко распространяется неоготич. М., совершенно непохожая на М. средневековья, а воспроизводящая формы готич. архитектуры; с 1840-х гг. на неск. десятилетий господств. стилем становится 2-е рококо (знаменитая мебель Гамбса), но применяются и все иные ист. стили. В 1870-х гг. распространяются новоизобретенные венские стулья, наряду с ними - "кутаная" М., в к-рой пышная обивка полностью скрывает конструкцию, и тяжеловесные формы "под старину" (обычно подражающие М. эпохи Возрождения). В кон. 19 в. стиль "модерн" охватывает собой все компоненты интерьера. Модерн стремится к единству худож. решения бытовой среды; ведутся интенсивные поиски новых принципов формотворчества, фактурной и цветовой выразительности материалов. Появляются новые мат-лы - мореный клен, ясень; обязательными для интерьеров становятся угловые диваны с полочками и шкафчиками, разл. встроенная М., встречавшаяся до того очень редко. В поисках новых форм в атмосфере неоромантизма появляется подражание русской нар. М. (мастерские Абрамцева, Талашкина), возрождение классицизма. В 20 в. господствующим стилем оказывается функционализм (А. Родченко, А. Щусев), приведший вскоре, с изменением соц. структуры и бытовых условий, к фактическому исчезновению мебельного иск-ва.
мебель (иноск.) - не существенное, а служащее только как бы для убранства и пополнения пустого места
Ср. И она, в свою очередь, стала относиться к Марку с полнейшим равнодушием, словно бы в ее глазах он был как-то "мебель"...
К.М. Станюкович. Откровенные. 1, 11.
Ср. Meuble (mobilier) - движимое имущество, мебель.
Ср. Mobilis (movibilis - movere, двигать) - движимое.
Для мебели. Разг. О чём-л. абсолютно бесполезном, ненужном где-л., в каком-л. деле. ФСРЯ, 240; БТС, 527; Глухов 1988, 35.
Двигать мебель. Жарг. мол. Шутл. Совершать половой акт с кем-л. Белянин, Бутенко, 46.
МЕБЕЛЬ, -и, ж.
Что-л. факультативное, второстепенное; чужие, остальные (о людях).
Ну, вчера пришли Петька, Ленка, ну и там мебель всякая.
См. также:
Присутствует для мебели
Возм. от общеупотр. выражения «для мебели» - о ком-л., чье присутствие совершенно бесполезно, не нужно; ср. уг. «мебель» - те, кто играет вместе с шулером для увеличения числа партнеров.
сущ., кол-во синонимов: 87
армуар (2)
банкетка (1)
бержер (2)
бизеллиум (2)
будуар (3)
булль (2)
буль (6)
буфет (12)
бювар (2)
бюро (30)
гардероб (15)
гарнитур (3)
геридон (4)
горка (27)
десадос (2)
диван (16)
дифрос (3)
дорзале (2)
дрессуар (2)
жакоб (2)
жардиньерка (4)
кабриолет (13)
канапе (6)
карниз (12)
картибул (2)
кассета (21)
кассоне (3)
качалка (18)
клине (2)
клисмос (2)
колыбель (7)
комод (7)
конторка (4)
кресло (18)
кровать (22)
кухня (18)
кушетка (6)
лежак (5)
лонгшез (1)
люлька (11)
мебелишка (1)
меблировка (4)
набор (53)
обстановка (31)
оргмебель (1)
оттоманка (4)
палатка (22)
парта (2)
пате (3)
полка (17)
полок (7)
портшез (3)
псише (2)
пуф (9)
рекамье (2)
секретер (5)
секс-мебель (1)
сервант (3)
скабелло (2)
скамейка (13)
софа (5)
стеллаж (4)
стенка (24)
стол (44)
стул (20)
табурет (9)
табуретка (6)
тахта (3)
топчан (7)
трельяж (4)
тренога (5)
треножник (3)
трибуна (4)
трон (7)
трюмо (3)
туалет (87)
тумбочка (5)
уголок (14)
хеплуайт (2)
чиппендейл (2)
шезлонг (2)
шератон (2)
ширма (9)
шифонер (6)
шифоньер (6)
шкаф (51)
этажерка (5)
См. обстановка...
↑ для (чего), помещать предмет, быт
мебель - приспособления для размещения людей, вещей.
предмет мебели.
мягкая мебель.
меблировка. меблировать.
обстановка. обставить, -ся.
гарнитур.
▼ ширма.
трельяж - трехстворчатое зеркало;
легкая решетка для вьющихся растений.
♥
ножка. ручка.
тумба (# стола).
балдахин.
Заимствование XVIII в. из французского, первоначальная форма - мёбли; французское слово meuble ("движимое имущество") восходит к латинскому mobilis - "движимый". Вспомним латинское perpetuum mobile - "вечно движущееся", или "вечный двигатель". К той же основе восходит мобильный.
Французское - meubles (мебель).
Латинское - mobilis (движимый).
Слово «мебель», означающее «предметы комнатной обстановки», было заимствовано из французского языка на рубеже XVII-XVIII в. Первоосновой является латинское прилагательное mobilis.
Производные: мебельный, меблировать, меблированный, меблировка, мебельщик.
МЕБЕЛЬ (предметы обстановки). Из фр. яз. в XVIII в. в виде мебель, меблъ, мсбли. В XIX в. длительное время слово употреблялось в форме мн. ч. - мебели. К XX в. окончательно закрепилась форма ед. ч. ж. р. мебель с собирательным значением. Фр. meuble - "движимость, движимое имущество" восходит к лат. mobilis - "движимый".
Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где meuble < лат. mobile «движимое (имущество)». См. мобильный, автомобиль.
ме́бель
ж., впервые у Петра I; см. Смирнов 191, народн. не́бель, сближенное по народн. этимологии с не- и бе́лый. Как и польск. mebel, через нов.-в.-н. Мöbеl (с 1688 г.; см. Шульц - Баслер 2, 124) или непосредственно из франц. meuble "движимая домашняя утварь" от лат. mōbilе "движимое (имущество)"; см. Богородицкий, Общ. курс русск. грамм. 51; Преобр. I, 518 и сл.; Клюге-Гётце 395.
См. шандалы
МЕБЕЛЬ и, ж. meubles m., pl.
1. Предметы обстановки. БАС-1. Я в московском вашем доме .. по милости вашей завсегда пристанище имел, где и несколько моих меблей завсегда имел. 1714. АК 10 292. В рассуждении министеров должен во всем учредить штоб иметь, знатной дом, сады, ренжереи, мобели, уборы, гардероб, то есть платье, вещи, посуда всякая, кареты, цуги, ливреи, надобно иметь столь во всем смотрение. 1764. В. А. Чупятов // РА 1873 2 1678. Считала вам сделать экономию, хотела из Ельдегина взять зеркалы, но по описи их не нашлось .. впрочем, кажется, мебелев для вас будет довольно. 1774. Княжна А. Куракина - кн. А. К. Куракину. // АК 7 336. Сельцо Михалково, с их мебельми, оранжереею и садами, дворовые всех званий люди отдаются от меня сыну моему старшему графу Никите. 1777. АК 9 270..Я бы стал des pierres rapportées поставил бы против портрета в гостиной комнате, два мебля de Boulle в спальне, вместо конопей, там же и секретарь, против часов, на боковой стене. А. А. Безбородко Одно время. // РИО 29 117. Согревались два большие покоя с обеих сторон весьма удобно, умеренною теплотою; но по прошествии 2-х и 3 лет приметили, что стенные обои, живопись, столярная работа и проч., прибитыя и повешенныя на сих стенах, повредились. 1790. ТВЭО 12 60. Напрасно богач станет разставлять блестящия мебли в драгоценных будуарах своих. .ММ 3 155. // Сл. 18 2 62. Между тем можно отослать туда наши не важные мебли. 13. 8. 1823. Н. М. Карамзин - Е. Ф. Муравьевой. // РОА 2-3 16. Еще я заметил я очень удобную небель для спальной: стол с крышкой, куда вкладывается в сделанныя впадины лозанка, рукомойник, мыло, щетки и проч. и проч. 12. 8. 1825. Кн. П. А. Вяземский - жене. // ОАВ 5 1(2) 84. В ея покоях было всегда чисто и хорошо; мебели не модныя, но дорогия. 1831. Гурьянов Колдунья 5. Гордей Торцов .. застал моду на небель и шанпанское. М. Ф-в Обирохино. // Дело 1868 3 1. Живем, эта, у просвирни .. небиль, тувалет .. комодик красного дерева .. все проели. Эртель Гарденины 412. Живет мы, знаете, как на вулкане, все может произойти. Кинутся тогда люди искать свои мебеля, а где они, мебеля? Иль 12 стульев. // И. 1992 73. Мебель видеть есть знак богатства и прибыли. Сонник 1829. Ломать мебель - означает домашние ссоры и неспокойное состояние духа. Во сне 227. Какеи сарта <древесины> - на дрова, какеи - стройку, какеи - мебиль. Подмосковье. Войтенко 100.|| В знач. Одна вещь комнатной обстановки. Моим любимым препровождением времени было забиться куда-нибудь в угол, где неприметнее, стать за какую-нибудь мебель. Дост. Неточка Незванова. Мой миленок Феербах Поругался с Гегелем, Разорвал ему рубаху И ударил мебелем. А. Кнышев Философ. част. // Огонек 1990 18 13. || эвфемизм. Бидэ или ночная ваза. За этим была комната одной из наперсниц ея причуд, и стоял некоторый мебель, который играл большую роль в доме, его мыли в трех водах и выставляли на чистый воздух. А. И. Смирнова Зап. // РА 1895 2 8 459. ♦ Квартиры, комнаты с мебелью. Вид гостиницы. Меблированные комнаты для сдачи жильцам. Отдаются комнаты состолом и небелью. ОЗ 1863 9 1 63. Самый рельефный и красивый орнамент комнат снебилью <так> - это Татьяны, съемщицы комнат, главныя жизненные цели которых, по преимуществу, заключаются в том чтоб вынудить себе от жильцов и от приходящих к ним гостей почетный титул мадамы. Воронов Моск. норы 1 199. <рассудина> нанимала маленькую комнату с мебелью. Чехов Три года. ♦ Двигать мебель. Заниматься сексом. 1994. Белянин.
2. перен. О людях, ничего не значащих, не заслуживающих внимания. БАС-1. [Шелкоперов (к Макриде):] Не стала бы мне нашептывать, что муж твой дурак, изношенный совсем, и ни на что не надобный мебель. 1774. Веревкин Имянинники 277. Как! Мне замуж идти? Мне иметь мужа, иметь для себя сию лишнюю и пустую мебель? Анна де Пальмье Мемуары. // РОА 1 17. Есть у нас также некоторые знакомые, но это так себе - модная мебель в гостиной. 5. 3. 1877. М. Антокольский - В. В. Стасову. Никчемный человек. Сл. жарг. 1992. ♦ Для мебели находиться, стоять, числиться и т. п. О людях и вещах, не выполняющих своего назначения. БАС-1. Это были старые раскольничьи книги, доставшиеся отцу по наследству, никогда им не читанные и стоявшие в кабинете "для мебели". Пантелеев Ленька. // П. 4-1 58. Одним <бомжам> жизнь вовсе не нужна, другим нужна только для мебели. С. Залыгин Ирунчик. // НМ 1997 4 80. Дом .. строили действительно для мебели: в нем должен был расположиться мебельный магазин. В настоящее время мебельный магазин ютится в старом бараке, а недостроенный так и стоит для мебели. Крокодил 1978 № 4. || Сообщники шулера, неумеющие применять шулерские приемы и принимающие участие в шулерской игре для увеличения числа партнеров когда их мало. 1927. Потапов Жаргон. Разыгрывая из себя рискованного очкаря <игрока в очко>, мебель разжигает азарт у лоха и помогает шулеру добиться своего. Юность 1993 9 88.
3. Драгоценные вещи, особенно золотые и брилллиантовые. 1927. Потапов Жаргон. Драгоценности. Сл. жарг. 1992. - Норм. Слова, которые обрусели недавно, он произносил на иностранный манер: не мебель, но мэбль (meuble). Чуковский А. Блок. - Лекс. Нордстет 1780: ме/бели; Ян. 1804: мебель; САР 1814: ме/бели; Соколов 1834: ме/бель; Сл.18.: мебели 1760, мебли 1760, мебель 1766.
МЕБЕЛЬ (фр. meuble, от лат. mobile - подвижное). Утварь в комнатах, все, что служит для удобства живущих в них.
- Предметы комнатной обстановки.
- Корпусная ...
- Стоит у стенки.
- Как римляне называли подвижную часть домашней обстановки?
прил.
1. соотн. с сущ. мебель 1., связанный с ним
2. Свойственный мебели [мебель 1.], характерный для неё.
3. Принадлежащий мебели [мебель 1.].
МЕ́БЕЛЬНЫЙ, мебельная, мебельное. прил. к мебель; для мебели. Мебельный магазин. Мебельная материя.
МЕ́БЕЛЬ, -и, ж. Предметы для сидения, лежания, размещения вещей и других потребностей быта. Мягкая, жёсткая м. Кухонная, дачная, садовая м. Детская м. Школьная м.
ме́бельный, ме́бельная, ме́бельное, ме́бельные, ме́бельного, ме́бельной, ме́бельных, ме́бельному, ме́бельным, ме́бельную, ме́бельною, ме́бельными, ме́бельном, ме́белен, ме́бельна, ме́бельно, ме́бельны, ме́бельнее, поме́бельнее, ме́бельней, поме́бельней
МЕБЕЛЬНЫЙ ая, ое. meuble m. Отн. к мебели, связанный с изготовлением или продажей мебели. БАС-1. В мебельной .. кака-то отдельная совсем другого цвета кушетка, которую даже и плотники зовут на французский манер шезло ( chaise-longue), да еще драный кожаный гарнитур под старину. П. Ивановский Зап. режиссера. // Б-ка театра 1909 1 1 24. Да и Кушка-пес одолевать стал. Небельные ножки с одинокой скуки грызть начал, гад курносый. С. Черный Катись горошком. В мебельном различные раченки - Выбор для верхов и для низов: Подороже - импортные стенки, подешевле - полки для зубов. В. Орлов Разнообразие. // ЛГ 1993 45 16. - Лекс. Соколов 1834: ме/бельный.
МЕ́БЕЛЬЩИК1́, -а, м
Работник предприятия, производящего предметы обстановки какого-л. помещения (мебель).
По всей стране бастуют мебельщики.
МЕ́БЕЛЬЩИК2́, -а, м
Специалист, мастер по изготовлению кустарным способом или ремонту мебели - предметов обстановки помещения (столов, шкафов, стульев и т.п.);
Син.: краснодеревец, краснодеревщик, столяр.
Я видел, как целый город, со своими игрушечными трамваями, зелеными липами на круглых земляных подставках и кирпичными стенами с лупящимися старыми рекламами мебельщиков и перевозчиков, вплывает к нам в купе, поднимается в простеночных зеркалах и до краев наполняет коридорные окна (Наб.).
МЕ́БЕЛЬЩИК -а; м. Специалист, изготовляющий, ремонтирующий или оценивающий мебель. Вызвать мебельщика на дом.
ме́бельщик, ме́бельщики, ме́бельщика, ме́бельщиков, ме́бельщику, ме́бельщикам, ме́бельщиком, ме́бельщиками, ме́бельщике, ме́бельщиках
МЕБЕЛЬЩИК а, м. meuble m. Мастер, изготовляющий мебель; торговец мебелью. БАС-1. Мы оставляем искусство портных, слесарей, ткачей, серебреников, часовщиков, мебельщиков, кому угодно. Корифей 1802 1 180. - Вчера приходил .. к Петру Петровичу мебельщик, у которого вы брали мебель. Григорович Столичн. родственники. С мебельщиком и иными поставщиками заключено было условие, что мебель, лошади с экипажем и вся утварь домашняя берутся напрокат, с платой помесячно. Крест. Петерб. трущобы 1990 1 36. - Лекс. САН 1847: ме/бельщик.