ж. устар.
Духовное завещание.
Духо́вная (духовная грамота), завещание в России XII-XVIII вв.
* * *
ДУХОВНАЯ - ДУХО́ВНАЯ (духовная грамота), завещание в России 12-18 вв.
см. завещание
См. завещание...
ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ - высшее духовное учебно-учебное заведение в РПЦ, дающее высшее богословское образование и готовящее высококвалифицированные кадры для Моск. Патриархии. К первым высшим школам в России относилась Киево-Могилянская коллегия (осн. в 1631, в 1701 переименована Петром I в академию) и Славяно-греко-лат. академия в Москве (восходит к 1687, на ее базе возникла Киевская Д. А.). Возникшие после издания Духовного Регламента в 1721 в СПб. и Казани Духовные семинарии в 1797 были преобразованы в Д. А. После реформ 1808-1814 гг. в России функционировали 4 Д. А.: С.-Петерб., Моск., Киевская и Казанская, стоящие в заведовании Св. Синода, отпускавшего средства на их содержание, и находившиеся под попечением епархиальных архиереев. Правом поступления в Д. А. обладали лица, закончившие: 1) Духовную Семинарию, 2) классич. гимназию, 3) высшее учебное заведение (освобождались от проверочного экзамена), лучшие принимались на казенный счет. В Д. А. преподавались богословские, филос., ист. и словесные дисциплины, древние и новые яз. Д. А. издавали свои богосл. журналы. Программы, к-во дисциплин и устав Д. А. изменялись в результате реформ 1867-69, 1884, 1910-11. Полный курс обучения в Д. А. длился 4 года, итогом чего служило представляемое к защите "курсовое сочинение", удачная защита к-рого и раскрытие темы давали выпускнику ученое звание канд. богословия. Им было предоставлено также право присуждать ученые степени канд., магистра, д-ра богословия. Первый проект устава Д. А. появился в 1814, когда Д. А. были подведомственны комиссии дух. уч-щ. Устав подчеркивал необходимость обоснования богосл. предметов на науч. данных. Д. А. были переданы в ведение Священного Синода. В 1870 устав Д. А. был приближен к общеуниверситетскому, по к-рому расширялись права академич. советов. В эпоху "контреформ" 1880-х гг. устав Д. А. ужесточили и пересмотрели (1884), над Д. А. было учреждено "начальственное попечение". Проблема реорганизации Д. А. обсуждалась особым предсоборным присутствием, готовившим мат-лы к созыву Чрезвычайного Поместного Собора РПЦ (1906), однако реализованы эти проекты так и не были. Не осуществились также планы увеличения кол-ва Д. А. После Окт. переворота в 1918 была закрыта Петрогр. Д. А., а в кон. 1920 и все остальные. В 1920-23 в Пб. существовал Богословский ин-т, а в 1925-28 - Высшие Богословские курсы. В 1944 в Москве открылся Богословский ин-т, преобразованный в 1946 в Моск. Д. А. (с 1936 в Загорске, ныне Сергиев Посад). В 1946 была возрождена Ленингр. (с 1991 - С.-Петерб.) Д. А. В 1990-е гг. были открыты Д. А. в Киеве, Минске, Кишиневе.
За рубежом высшими богосл. дух. заведениями являются Сергиевский богосл. ин-т и Свято-Владимирская дух. семинария. Обновленчество имело свои высшие учебные заведения: Моск. Богословскую Академию (1923-35), Ленингр. Богословский ин-т (1924 - нач. 30-х гг.) и Высшую Богословскую Школу в Киеве (откр. в 1926). В наст. время Д. А. имеет также Грузинская правосл. церковь.
В 1833 была образована Римско-католич. Д. А. в Вильно (на основе богословского ин-та Виленского ун-та, осн. в 1578), в 1842 была переведена в СПб. (существовала до 1918). В 1802 был открыт лютеранский богословский ф-т в Дерптском (с 1893 Юрьевском) ун-те. Существовал до 1940, возрожден в 1991. Армяно-григор. церковь имеет свою Д. А. в Эчмиадзине (закрывавшуюся в 1920-1940-х гг.).
В наст. время дух. (или богосл.) академии имеют также униатская и др. церкви на терр. Б. СССР.
ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ КАЗА́НСКАЯ - высшее духовное уч. заведение. Основанная в 1723 в Казани архиерейская элементарная школа была преобразована в 1732 в семинарию по образцу и подобию Киевской духовной А. Из этой же А. были приглашены и первые учителя. В семинарии преподавали риторику, философию и богословие, позднее ввели историю, географию, математику и новые языки. В 1797 семинария была преобразована в А. с высш. богословским курсом. Для пополнения образования воспитанники А. посещали ун-т, где слушали лекции по предметам, не преподававшимся в А. В 1818 А. была закрыта. Вновь Д. А. К. была открыта в 1842 сначала в Спасском монастыре, а затем в спец. загородном помещении. Общий строй академич. жизни определялся уставом 1814, общим для всех дух. А. Отличит. чертой Д. А. К. являлось преподавание турецко-тат., араб., монг. и калмыцкого языков.
ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ КИ́ЕВСКАЯ - берет свое начало от киево-братской школы, осн. в 1615 для изучения классич яз., риторики, богословия и нек-рых предметов элементарного образования. В 1631 киевский митрополит Петр Могила преобразовал ее в высшее уч. заведение - киево-могилянскую коллегию, где преподавались слав., греч. и лат. яз., нотное пение, катехизис, арифметика, поэзия, риторика, философия и богословие. Ученики делились на восемь кл. Каждую субботу воспитанники упражнялись в диспутах. В 1701 коллегия была переименована в Академию, введены языки франц., нем. и евр., естеств. история, география, математика, нек-рое время преподавались также архитектура и живопись, высшее красноречие, сельская и домашняя экономия, медицина и рус. риторика. В соответствии с "Духовным регламентом" (1721) в Д. А. К. были дополнительно включены алгебра, геометрия, механика, оптика. Осн. обучением в А. была лекция. Д. А. К. сыграла важную роль в истории рус. просвещения 18 в. Отсюда вышли известные обществ. деятели. Ее воспитанники становились учителями Моск. славяно-греко-латинской Академии, С.-Петерб. Александро-Невской Академии, Казанской Академии, учреждали семинарий нар. школы. Нек-рые воспитанники продолжили свое образование за границей, поступили в Моск. ун-т, мед.-хирургич. уч-ще. С открытием Моск. ун-та в 1755 Д. А. К. начала терять свое былое значение культ. центра Украины и России, постепенно становясь чисто дух. уч. заведением. В 1817 была закрыта, открыта вновь в 1819 в том же братском мон. на началах устава 1814 уже в качестве Духовной Академии. В 1920 Д. А. К. была закрыта.
ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ МОСКО́ВСКАЯ - в истории Д. А. М. различают 4 периода. В 1685 явились в Москву братья Лихуды и открыли сначала в Богоявленском мон., а затем и в Заиконоспасском школу, в к-рой преподавались грамматика, пиитика, риторика, логика и физика на лат. и греч. яз. Это была в зародыше Славяно-греко-лат. Академия со схоластич. направлением преподавания. Со временем преподавание на лат. яз. было упразднено, но А. склоняется к зап. просвещению и остается таковой в продолжение всего периода (1700-75). Развитию и становлению данного направления содействовал и сам Петр I, и образованные люди того времени. Наставники, а нередко и ученики вызывались из Киева. Науки преподавались на лат. яз. Во главе А. стояли ректор и префект, первый наблюдал за наставником и преподаванием, второй - за учениками. Предметы преподавания: богословие, философия (по Аристотелю), физика, метафизика, психология, метеорология, риторика. Наставники А. кроме преподавания экзаменовали лиц, определяемых на священно- и церковно-служительские места, принимали участие в исправлении слав. перевода Библии (1712-47). Ученики набирались из духовного сословия, из дворян и разночинцев. Наиболее способные воспитанники проходили академич. курс за 12-13 лет, иные же в продолжение 15 лет едва достигали филос. кл., бывали случаи, когда ученики учились по 20 лет и в одном кл. оставались по 10 лет. Своего расцвета Д. А. М. достигает в 1755-1814 под протекторатом митрополита Платона. Были выведены новые предметы обучения: церк. и гражд. история, рус. церк. история, церк. право, пасхалия, физика в новой постановке, история философии, медицины, церк. устав и пение, новые языки. Митрополит Платон положил конец влиянию Киевской Академии на жизнь и системы обучения Д. А. М. Постепенно Славяно-греко-лат. Академия утрачивает свое былое значение общеобразоват. школы, поставлявшей в правительств. учреждения на гос. службу молодежь со знанием лат. яз., и превращается в высш. сословно-духовное уч. заведение. В 1814 Моск. славяно-греко-лат. Академия была преобразована в духовную и переведена в Троице-Сергиеву лавру. Новая А. внесла большой вклад в разработку богословской, церк.-ист. и филос. наук, в перевод отцов церкви на рус. яз. В 19 - нач. 20 вв. Д. А. М. - один из центров отечеств. философской мысли. Закрыта в 1919. Воссоздана в 1946. Готовит священнослужителей и богословов.
ДУХО́ВНАЯ АКАДЕ́МИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУ́РГСКАЯ - берет свое начало от слав. школы в 1721 согласно Высочайшему повелению при Александро-Невском мон., учрежденной для обучения "азбуке, письму, арифметике, грамматике, псалтирии, толкованию евангельских блаженств". В 1726 переименована в Славяно-греко-лат. семинарию с преподаванием богословия, философии, риторики, красноречия, истории, географии и новых яз. Ученики набирались из разных сословий, их число доходило до 100. Они писали и произносили проповеди, упражнялись в диспутах. В 1788 семинария была переименована в гл. семинарию, куда вызывались лучшие воспитанники из др. семинарий, в 1797 в преподавание ввели церк. историю, механику, естест. историю и эксперим. физику. Семинария была преобразована в Александро-Невскую Академию, доп. введены медицина, муз. и поэтич. упражнения вне класса, открыты физич. и минералогич. кабинеты, в 1809 преобразована в С.-Петерб. духовную Академию - первое высшее духовное учреждение. Были введены ученые степени д-ра, магистра и канд. богословия. Была закрыта в 1918, возрождена в 1946 как Ленингр. Д. А. (с 1991 - С.-Петерб.). Находится в феодоровском корпусе Александро-Невской лавры.
Духо́вная му́зыка - музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная для исполнения во время богослужения и в быту. Как компонент культового ритуала входила в храмовое искусство первых цивилизаций (Месопотамия, Египет и др.). Древнейшая форма культовой духовной музыки - синагогальное (в иудаизме) и церковное (у христиан) пение псалмов. Раннехристианская духовная музыка была одноголосной, без сопровождения инструментов. В Западной Европе со временем господствующим стало григорианское пение, на Руси - знаменный распев. Многоголосие в духовной музыке Римской католической церкви складывалось в IX-XIII вв., на Руси - в XVII в. (строчное пение, партесное пение). В западной духовной музыке с конца XV-XVI вв. хоровые партии могли дублироваться инструментами, в некоторых разделах богослужения хор заменяется органом; русская духовная музыка чисто вокальная.
* * *
ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - ДУХО́ВНАЯ МУ́ЗЫКА, музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная для исполнения во время богослужения и в быту. Как компонент культового ритуала входила в храмовое искусство первых цивилизаций (Месопотамия, Египет и др.). Древнейшая форма духовной музыки в тесном смысле - синагогальная (в иудаизме) и церковная (у христиан) - пение псалмов (см. ПСАЛМЫ). Раннехристианская духовная музыка была одноголосной, без сопровождения инструментов. В Зап. Европе со временем господствующим стало григорианское пение (см. ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ), на Руси - знаменный распев (см. ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ). Многоголосие в духовной музыке Римской католической церкви складывалось в 9-13 вв., на Руси - в 17 в. (строчное пение (см. СТРОЧНОЕ ПЕНИЕ), партесное пение (см. ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ)). В западной духовной музыке с кон. 15-16 вв. хоровые партии могли дублироваться инструментами, в некоторых разделах богослужения хор заменяется органом; русская духовная музыка чисто вокальная.
ДУХОВНАЯ музыка - музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная для исполнения во время богослужения и в быту. Как компонент культового ритуала входила в храмовое искусство первых цивилизаций (Месопотамия, Египет и др.). Древнейшая форма духовной музыки в тесном смысле - синагогальная (в иудаизме) и церковная (у христиан) - пение псалмов. Раннехристианская духовная музыка была одноголосной, без сопровождения инструментов. В Зап. Европе со временем господствующим стало григорианское пение, на Руси - знаменный распев. Многоголосие в духовной музыке Римской католической церкви складывалось в 9-13 вв., на Руси - в 17 в. (строчное пение, партесное пение). В западной духовной музыке с кон. 15-16 вв. хоровые партии могли дублироваться инструментами, в некоторых разделах богослужения хор заменяется органом; русская духовная музыка чисто вокальная.
ограниченность - узость сферы интересов, интеллекта.
ограниченный. недалекий (# ум. # человек).
узколобый.
духовная пустота.
фатовство. фат. фатовской. фатоватый.
разг: ферт. фертик.
хлыщ. хлыщеватый.
хлыст.
свистун.
вертушка. вертихвостка.
пижон. пижонский.
снобизм. сноб.
чистоплюйство. чистоплюй.
см. легкомысленный, бескультурье, судачить
духовный, сфера (чего)
ДУХО́ВНАЯ СЕМИНА́РИЯ - традиц. название ср. уч. заведения для подготовки духовенства. В России начали появляться после изд. Духовного регламента (1721), предписывавшего архиереям устраивать при своих домах школы. Реформой 1808 был введен устав Д. С., согл к-рому они были отнесены к ср. уч. заведениям. Готовили священников, а также воспитанников, впоследствии поступающих в дух. академии. Программы шестилетнего курса обучения менялись после реформ 1867-69 и 1884. Первые четыре кл. были общеобразовательными, а богослов. науки изучались в 5 и 6 кл. К 1917 Д. С. имелись в большинстве епархий Рус. Православ. Церкви (в т. ч. и в США, в нек-рых епархиях их было по 2). Д. С. прекратили существование в 1918. Ч. из них была преобразована в богословско-пастырские школы (курсы, уч-ща), просуществовавшие до 1920-х гг. Вновь Д. С. (8) были открыты во второй пол. 1940-х гг., к 1965 их осталось 3 (в Загорске, Ленинграде, Одессе). С кон. 1980-х гг. они вновь начали открываться (в Киеве, Тобольске, Ставрополе и др.). Курс обучения в Д. С. в наст. время - 4 года. В Грузинской Правосл. Церкви есть Мцхетская Д. С. (с 1963). Армянская Церковь ранее имела Д. С. в каждой епархии, в наст. время существует одна в Эчмиадзине. Д. С. Католич. церкви до 1918 были в России в каждой епархии. После Вел. Отеч. войны они остались только в Риге и Каунасе. В наст. время Д. С. есть в Хмельницкой обл., готовится открытие еще неск. Греко-католич. (Униатская) церковь в наст. время имеет Д. С. во Львове, Ужгороде и др. городах. Существует евангелическо-лютеранская Д. С. в Риге, баптистская в Москве, адвентистская в Тульской обл. В иудаизме уч. заведение, аналогичное Д. С., наз. иешибот (с 1956 есть в Москве), в мусульманстве - медресе (в СССР имелось в Бухаре, в наст. время открыто также в Баку и др. городах).
Лит.: Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881; Титлинов Б. В. Духовная школа в России в XIX ст. Вильна, 1908-09; Сорокин В., проф.-прот., Бовкалло А. А., Галкин А. К. Дух. образование в Рус. Правосл. Церкви при Святейшем Патриархе Моск. и всея России Тихоне // Вестн. Ленингр. Дух. Академии. 1990. № 3.
духовная словесность - в риторике: вид словесности, включающий тексты Св. Писания и другие канонические произведения, богословские и проповеднические сочинения.
в риторике: вид словесности, включающий тексты Св. Писания и другие канонические произведения, богословские и проповеднические сочинения.
м.
1. Священник, который постоянно принимает исповедь у исповедующегося лица (в православной церкви).
2. Духовный наставник.
ДУХОВНИ́К, духовника, муж. (церк.). Священник, который принимает исповедь (по отношению к исповедующемуся лицу).
ДУХОВНИ́К, -а́, м, чей или кого. Священнослужитель, у которого верующий бывает на исповеди, духовный отец, который принимает исповедь у кого-либо постоянно, помогает советами и наставлениями своим духовным детям.
Прежде руководство его [преподобного Сергия] было только духовным - иноки шли к нему как к духовнику, на исповедь, за поддержкой и наставлением (Б. Зайцев).
-а́, м.
Священник, принимающий исповедь у кого-л. постоянно.
Валерия на исповеди все рассказала своему духовнику. Тургенев, Песнь торжествующей любви.
ДУХОВНИ́К (или дух. о., калька с греч.) - в правосл. церкви - свящ. (монашествующий или женатый), проводящий исповедь и совершающий таинство покаяния. Под угрозой потери священного сана Д. запрещается разглашать грехи исповедующегося или укорять его за них (после исповеди они должны быть им "забыты"). Термин Д. встречается в творениях Иоанна Экзарха (10 в.), но в др.-рус. источниках употребляется лишь с начала 15 в. В Византийской церкви духовниками были почти исключительно монашествующие свящ., имеющие специальное поручение на исповедь от епископа. В рус. церкви никогда не было такой зависимости духовничества от монашества: с самого начала духовниками были только рукоположенные лица, как монашествующие (приходские духовники-иеромонахи, наз. "игуменами"), так и женатые. К сер. 12 в. перестал существовать и сам отд. класс Д., и право на совершение исповеди стало даваться каждому белому свящ. вместе с его посвящением, в то время как иеромонах должен был доп. получить его от архиерея. Взаимоотношения между Д. и его "дух. детьми" и объем самого понятия "духовничество" определяется как генезисом самосознания христианства в истории, так и положением Церкви внутри гос-ва, претерпевая изменения по мере дух. и юридич. эмансипации об-ва, выразившейся в закономерном отделении Церкви от гос-ва. В средневековье власть Д. над человеком была почти абсолютна. Для совр. чел. христианской ориентации Д. является опытным консультантом, помогающим преодолеть стрессовые состояния и обрести душевное равновесие. В Др. Руси система отношений Д. и его "детей" (и круга понятий, им внушаемых) получила классич. выражение в "Вопрошании" Кирика Новгородца (12 в.), пытавшегося создать тотальную норму церк. требований, распространяющуюся на всю религиозно-нравственную жизнь чел. и регламентирующую ее до последних мелочей. В то же время, руководствуясь принципом "покаяние вольно есть", верующий в Древней Руси сам выбирал себе для исповеди священника, вне зависимости от места его проживания и служения, и нарекал его своим дух. отцом (существовали даже особые наставления о выборе Д.). Существенно изменилось положение Д. в связи с расколом старообрядчества 17 в., к-рому сочувствовала большая ч. духовенства. Ответные меры церк. властей выразились в усилении контроля за деят-ностью приходского духовенства и зафиксированы появлением в Требниках "Сказания к Д.", к-рое запрещает совершение исповеди без "повелительной грамоты местного епископа", под угрозой в противном случае "правильной казни". С др. стороны, новый жизненный уклад формирующегося на европейских основах светского об-ва делал невозможным сохранение старой покаянной системы. Кардинальные изменения в практику рус. духовничества внесли реформы Петра I, зафиксированные "Дух. Регламентом". Указом Синода 1722 предписывалась обязательная исповедь у своего приходского свящ., чем фактически уничтожалась свобода выбора Д., священник мог налагать епитимьи только с "благословения" правящего архиерея, одновременно излагая последнему существо дела. Наконец, свящ., узнавший на исповеди "об умысле на честь и здоровье государя" или о распространении ложных слухов о небывалых чудесах, обязывался немедленно донести на виновного. "Дух. отец превращался этим требованием в полицейского агента, патриархальность отношений между ним и детьми исчезла, межу духовенством и народом становится гос-венная власть, к-рая берет на себя исключительное руководство народной мыслью" (Смирнов С. Др.-рус. духовник. Исслед. по ист. церк. быта. М., 1913. С. 239-240). Эти реформы не только в корне подорвали основы др.-рус. духовничества, но поставили рус. церковь на путь необратимо возрастающего размежевания между ней и народом, достигшего апогея в трагич. событиях начала 20 в. Попытки восстановления в наст. время ин-та духовничества неизбежно носят индивидуальный характер, что в свою очередь определяет свободный и честный характер отношений между Д. и его дух. детьми.
Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Д. великих князей и царей Моск. и всея Руси // Чтения в Об-ве истории и древностей рос. 1876. Ч. 1. С. 216-219; Смирнов С. Духовный отец в др. Вост. Церкви. Ч. I. Сергиев Посад, 1906.
B́ сущ; 37 иск, 208 см. Приложение II
(священник, который постоянно принимает исповедь у кого-н., духовный отец, наставник)
духовника́
мн.
духовники́
духовнико́в́
Послушай муз невинных
Лукавый духовни́к:
Жилец полей пустынных,
Поэтов грешный лик
Умножил я собою.
А. С. Пушкин, К Дельвигу
Один
За лекарем!
Другой
Скорее к патриарху!
Третий
Царевича, царевича зовет!
Четвертый
Духовника́!
Басманов
Что сделалось такое?
А. С. Пушкин, Борис Годунов
"Узелок на память":
Вы не сделаете ошибку в ударении, если, произнося слово духовни́к, будете мысленно ориентироваться на слово учени́к: учени́к - духовни́к, ученика́ - духовника́ и т. д.
духовни́к, духовники́, духовника́, духовнико́в, духовнику́, духовника́м, духовнико́м, духовника́ми, духовнике́, духовника́х
нареч, кол-во синонимов: 7
в интеллектуальном отношении (1)
душевно (24)
имматериально (2)
интеллектуально (2)
морально (5)
религиозно (5)
Духо́вно-истори́ческая шко́ла (культурно-философская) в литературоведении (с конца XIX в., преимущественно в Германии; В. Дильтей, Р. Унгер (R. Unger), Ф. Гундольф (F. Gundolf), Г. А. Корф (Н. A. Korff), О. Вальцель (О. Walzel), и др.), сложилась под воздействием философии жизни Дильтея и эстетики романтизма. Усматривала наиболее целостную и глубокую истину о жизни в поэзии; она запечатлевает «переживание» творца как единство исторического и психического, времени и нации, духа (культуры) эпохи и умонастроения автора.
* * *
ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА - ДУХО́ВНО-ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА (культурно-философская) в литературоведении (с конца 19 в., преимущественно в Германии: В. Дильтей (см. ДИЛЬТЕЙ Вильгельм), Р. Унгер, Ф. Гундольф (см. ГУНДОЛЬФ Фридрих) , Г. А. Корф, О. Вальцель и др.), сложилась под воздействием философии жизни (см. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ) Дильтея и эстетики романтизма. Усматривала наиболее целостную и глубокую истину о жизни в поэзии; она запечатлевает «переживание» творца как единство исторического и психического, времени и нации, духа (культуры) эпохи и умонастроения автора.
ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА (культурно-философская) в литературоведении (с кон. 19 в. - преимущественно в Германии: В. Дильтей, Р. Унгер, Ф. Гундольф, Г. А. Корф, О. Вальцель и др.), сложилась под воздействием философии жизни Дильтея и эстетики романтизма. Усматривала наиболее целостную и глубокую истину о жизни в поэзии; она запечатлевает "переживание" творца как единство исторического и психического, времени и нации, духа (культуры) эпохи и умонастроения автора.
Духо́вно-ры́царские ордена́ - военно-монашеские организации западноевропейских рыцарей, создававшиеся под руководством Католической церкви в XII-XIII вв. во время крестовых походов. Имели целью защиту и расширение владений крестоносцев на Восток, а также территориальные захваты в Европе. Наиболее значительные ордена: иоаннитов, тамплиеров, тевтонский.
* * *
ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА - ДУХО́ВНО-РЫ́ЦАРСКИЕ ОРДЕНА́, военно-монашеские организации западноевропейских рыцарей, возникшие в 12 в. в эпоху крестовых походов (см. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ) с целью защиты паломников и больных при христианских святынях в Палестине. Позднее сосредоточились на ведении «святой войны» за Гроб Господень, борьбе с «неверными» в Испании и Прибалтике, подавлении еретических движений. Идеологом «воинства Христова» (лат. militia Christi) выступил св. Бернард Клервоский: «Великое счастье умереть в Боге, счастливее тот, кто умирает за Бога!» В отличие от просто монашества, которое еще в уставе св. Бенедикта Нурсийского (см. БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ) именовалось «воинством Христовым» и сражалось со злом мечом духовным, рыцари к последнему присоединили и меч материальный. Значение «нового воинства» св. Бернард видел также в нравственном перерождении рыцарства.
Кроме монашеских обетов безбрачия, бедности и послушания, члены духовно-рыцарских орденов давали обет с оружием в руках защищать христиан и христианскую веру. Крупнейшие духовно-рыцарские ордена иоаннитов (см. ИОАННИТЫ) и тамплиеров (см. ТАМПЛИЕРЫ), возникнув в Святой Земле, распространились затем по всей Западной Европе, причем их обширные владения, призванные служить крестовым походам, с потерей в конце 13 в. христианских крепостей в Палестине, стали источником прибыльной коммерческой деятельности. Наряду с крупными палестинскими орденами в 12 в. возникли и два небольших ордена св. Лазаря и Монтжойе (вошел в состав тамплиеров). Существовали также национальные ордена, как, например, первоначально палестинский Тевтонский орден (см. ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН) или ордена в Испании (Алькантары (см. АЛЬКАНТАРА), Калатравы (см. КАЛАТРАВА), Сантьяго (см. САНТЬЯГО (орден))) и Португалии (Ависский орден (см. АВИССКИЙ ОРДЕН)), образовавшиеся в середине 12 в. в ходе Реконкисты (см. РЕКОНКИСТА).
Духовно-рыцарские ордена приносили обет верности римскому папе и, выведенные из подчинения епископам и светским государям, служили укреплению папской власти. Национальные ордена были в большей степени связаны с местными государями, а орден меченосцев (см. МЕЧЕНОСЦЫ (орден)) - и с епископом.
Владения орденов были объединены в провинции и округа - комтурии во главе с комтурами и капитулами (см. КАПИТУЛ). Каждый орден возглавлял великий магистр (см. МАГИСТР (историческое должностное лицо)), у иоаннитов, тамплиеров и тевтонов его резиденция находилась в 12-13 вв. в Святой Земле. Генеральный капитул собирался нерегулярно и играл лишь подчиненную роль. Обширные владения и многочисленные привилегии позволили иоаннитам и тевтонам создать собственные орденские государства.
ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА - военно-монашеские организации западно-европейских рыцарей, создававшиеся под руководством католической церкви в 12-13 вв. во время крестовых походов. Имели целью защиту и расширение владений крестоносцев на востоке, а также территориальные захваты в Европе. Наиболее значительные ордена: иоаннитов, тамплиеров, тевтонский.
ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА, военно-монашеские организации западноевропейских рыцарей, создававшиеся в период крестовых походов. Наиболее значительные: иоанниты, тамплиеры, тевтонский орден.
сущ., кол-во синонимов: 9
долгогривый (18)
духовное лицо (23)
кутейник (15)
кутья с патокой (12)
служитель культа (9)
служитель церкви (9)
церковник (13)
церковнослужитель (22)
сущ., кол-во синонимов: 23
батюшка (25)
долгогривый (18)
духовенство (6)
духовного звания (9)
жеребячья порода (7)
кутейник (15)
кутья с патокой (12)
личность колокольного происхождения (3)
поп (20)
протонотариус (1)
рясник (1)
священник (65)
священнослужитель (35)
служитель алтаря (6)
служитель божий (6)
служитель культа (9)
служитель церкви (9)
унзат (1)
церковник (13)
церковнослужитель (22)
церковник, служитель церкви (или культа), церковнослужитель, (из) духовного звания; (из) колокольного звания, личность колокольного происхождения, кутейник, кутья с патокой, долгогривый, жеребячья порода (устар. прост. ирон.)
/ собир.: духовенство; колокольное дворянство (устар. ирон.)
см. также священник
духовное око -
внутреннее око (духовное око)
(иноск.) - умственный взор, понимание
Ср. С невыразимо сладким замираньем сердца прозревал он их (задушевные чудесные видения) внутренним оком, in the mind's eye, как выражался покойный Гамлет....
Маркевич. Утро карьериста. 1.
Ср. Призраки минувшего проносились один за другим пред духовными очами Завалевского....
Маркевич. Марина из Алого Рога. 3.
Ср. In my mind's eye, Horatio.
Shakesp. Hamlet. 1, 2.
ж.
1. Преобладание в человеке духовных, интеллектуальных, нравственных качеств (в противоположность его физической, телесной сущности).
2. Сфера религиозных интересов человека.
ДУХО́ВНОСТЬ, духовности, мн. нет, жен. (книжн. устар.). Отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа (в 1 знач.).
ДУХО́ВНОСТЬ, -и, жен. Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
ДУХО́ВНОСТЬ, -и, ж
Свойство человека, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными; внутренняя, нравственная сущность человека.
До сих пор русская душа, духовность считается загадкой для западной цивилизации.
ДУХО́ВНОСТЬ -и; ж. Духовная, интеллектуальная природа, внутренняя, нравственная сущность человека (противополагаемая его физической, телесной сущности). Высшая д. Утрата духовности. Возрождение духовности общества. Высокая степень духовности определяет здоровье нации.
-и, ж. устар.
Духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности.
ДУХОВНОСТЬ -
главное условие нравственного возрождения людей. По мнению составителя словаря, позитивная духовность связана с ориентацией человека на высшие общечеловеческие ценности: любовь, доброту, сострадание, милосердие…, укоренение их в своей повседневной жизни. Одним словом - это Человечность, стремление делать другим то, чего ты желаешь себе. Сущностью духовности, главный Путь к ней будет даналык, - мудрость человека.