ср.
1. процесс действия по гл. излагать, изложить
2. Результат такого действия; письменный пересказ чего-либо своими словами с учебной целью.
ср.
1. процесс действия по гл. излагать, изложить
2. Результат такого действия; письменный пересказ чего-либо своими словами с учебной целью.
ИЗЛОЖЕ́НИЕ, изложения, ср. (книжн.).
1. Действие по гл. изложить-излагать. В его изложении дело представлялось иначе.
2. Стиль и построение рассказа, повествования. Изящное изложение. Запутанное изложение.
3. Письменный пересказ чего-нибудь (пед.).
ИЗЛОЖЕ́НИЕ, -я, ср.
1. см. изложить.
2. То, что изложено, высказано или написано. Чёткое, последовательное и.
3. Письменное упражнение (обычно школьное) перелагающее содержание прочитанного или услышанного. Письменное и. Писать и. Оценка за и.
ИЗЛОЖЕ́НИЕ1́, -я, ср
Письменный текст, представляющий собой пересказ чего-л. своими словами (обычно как одно из средств школьного обучения).
Учителю понравилось изложение, написанное Юрой, самым слабым учеником класса.
ИЗЛОЖЕ́НИЕ2́, -я, ср
Форма обучения в средней школе, состоящая в письменной передаче, пересказе своими словами содержания прочитанного или услышанного текста, имеющая целью развитие связной речи и/или проверку уровня развития речи.
Когда приходил Курас, дедушка подсаживался как бы из любопытства, как бы из любопытства решал задачки, писал сочинения, изложения и таким образом научился читать и писать по-русски, получил кое-какие начатки образования (А. Рыбаков).
ИЗЛОЖЕ́НИЕ -я; ср.
1. к Изложи́ть. Сделать, начать, продолжать и. своих взглядов. Прервать и. выводов. Дать своё и. теории. Подробное, дословное, устное, письменное и. Объективное и. фактов. Ясность изложения. По ходу изложения задавать вопросы. Выступить с изложением какого-л. вопроса.
2. Письменный пересказ чего-л. своими словами (обычно как одно из средств школьного обучения). Контрольное и. И. по картине, по рассказу. Проверять, разбирать, читать и. Пятёрка, двойка, оценка за и. Сделать ошибку в изложении. План изложения.
-я, ср.
1. Действие по знач. глаг. изложить.
Главное их [учебников] достоинство должно состоять в простом и ясном изложении предмета. Белинский, О грамматике языка русского. Соч. Калайдовича.
[Нехлюдов] занялся изложением на бумаге своего проекта. Л. Толстой, Воскресение.
2. Письменный пересказ чего-л. своими словами.
Приходит из школы младший брат. Он лезет на стол, достает тетрадку и читает нам изложение на заданную тему. А. Тарасов, Отец.
сущ. изображение, изъяснение, показание. (Требн. лист. 387).
изложе́ние, изложе́ния, изложе́ний, изложе́нию, изложе́ниям, изложе́нием, изложе́ниями, изложе́нии, изложе́ниях
сущ., кол-во синонимов: 41
автореферат (2)
аннотация (1)
аподиксис (2)
высказывание (29)
дайджест (3)
изъяснение (7)
имбревиатура (1)
катехизис (2)
компендий (2)
компендиум (6)
конспект (5)
либретто (3)
описание (45)
описывание (10)
освещение (33)
передача (85)
переложение (19)
пересказ (7)
пересказывание (4)
преподнесение (10)
прочтение (17)
развертывание (30)
разжевывание (17)
рассказ (42)
рассказывание (20)
растолкование (20)
растолковывание (10)
резюме (9)
реферат (4)
реферирование (1)
речь (68)
словоизлияние (3)
сообщение (87)
сочинение (52)
стиль (95)
судоговорение (2)
схема (28)
сценарий (9)
экспозе (6)
экстракт (27)
эпитома (2)
Syn: см. обзор
изложение - в риторике: описание и повествование, объяснения, обобщения, связки и различного рода выводы, которые в совокупности и образуют изложение;
общие правила И.:
И должно быть:
1) правдоподобным, а также совместимым с опытом аудитории;
2) приемлемым, не оскорбляющим нравственное чувство читателя или слушателя;
3) ясным, недвусмысленным;
4) последовательным;
5) воспроизводимым, запоминающимся;
6) интересным, восходящим от менее интересных фактов к более интересным;
7) завершенным, включающим итог сказанному, вывод, обобщение или характеристику.
в риторике: описание и повествование, объяснения, обобщения, связки и различного рода выводы, которые в совокупности и образуют изложение; общие правила И.: И. должно быть:
1) правдоподобным, а также совместимым с опытом аудитории;
2) приемлемым, не оскорбляющим нравственное чувство читателя или слушателя;
3) ясным, недвусмысленным;
4) последовательным;
5) воспроизводимым, запоминающимся;
6) интересным, восходящим от менее интересных фактов к более интересным;
7) завершенным, включающим итог сказанному, вывод, обобщение или характеристику.
ИЗЛОЖЕ́НИЕ.
Вид письменного упражнения в развитии речи учащихся на основе образца; письменный пересказ прослушанного или прочитанного произведения. Можно также говорить об И. по кинофильму, спектаклю. И. используется для обучения устной и письменной речи, логике и композиции текста, для обогащения словаря, фразеологии, для обучения жанрам (повествованию, описанию и рассуждению), стилям (художественному, научному, публицистическому), для использования изучаемых грамматических фактов и явлений в тексте. См. также пересказ.
Изложение (пересказ) - вид работы по развитию связной речи, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного). Слова изложение, пересказ употребляются как синонимы, однако наименование пересказ чаще относится к устной форме воспроизведения текста (устное И. - пересказ). Основные характеристики И. связаны с особенностями исходного текста (его сложностью, объемом),
со способами его восприятия, задачами, которые ставятся перед воспроизведением текста, и т. д. По отношению к объему исходного текста различаются подробные и сжатые (краткие) И. Задача сжатого И. - передать это содержание кратко, обобщенно. Это требует умения отбирать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное, главное (внутри каждой основной части), умения производить исключение и обобщение, находить соответствующие речевые средства и умения строить сжатый текст. При этом степень сжатия текста может быть различной.
В зависимости от конкретной речевой задачи исходный текст может быть сжат наполовину, на три четверти и т. д. Если при подробном И. сохраняются стилевые особенности исходного текста, то при сжатом И. это необязательно. Так, сжатое И. публицистического текста в аннотации может быть написано в деловом стиле (см. сжатое изложение). По отношению к содержанию исходного текста различаются полные, выборочные И., а также И. с дополнительным заданием. В полных И. содержание исходного текста передается полностью (даже если это сжатое И.). В выборочных И. воспроизводится какая-то одна из подтем, как правило, находящаяся в разных частях исходного текста (например, описание наступления4 ночи, если это описание «рассыпано» и соответствующий материал надо выбирать). В И. с дополнительным заданием исходный текст несколько изменяется, перерабатывается или дополняется связанным по смыслу с исходным, но самостоятельным текстом, создаваемым автором И. В результате содержание И. не совпадает с содержанием исходного текста.
Можно выделить две группы заданий к таким И.: 1. Предлагается ответить на вопрос, высказать свое мнение по поводу изложенного в тексте. В этом случае в исходный текст не вносится никаких изменений - автор создает свой текст, как правило, после И. 2. Предлагается дописать начало (вступление), конец (заключение) к исходному тексту, или ввести в него элементы описания, диалог, рассуждение по затронутому в тексте вопросу и т. д., или изложить текст от имени другого лица, другого литературного героя. В этих случаях И. по содержанию отличается от исходного текста.
По восприятию исходного текста различаются:
а) И. прочитанного, воспринятого зрительно текста;
б) И. услышанного, воспринятого на слух текста;
в) И. воспринятого и на слух, и зрительно текста.
Эти виды И. учитывают необходимость развития разных способностей учащихся к восприятию текста, так как в жизни мы встречаемся с необходимостью воспроизводить содержание и прочитанного, и услышанного. По степени знакомства с исходным текстом различаются И. незнакомого, т. е. воспринимаемого впервые, текста и знакомого, т. е. воспринятого ранее, известного учащимся текста.
По осложненности языковым заданием выделяются И. с лексическим, грамматическим (морфологическим, синтаксическим), стилистическим и другими заданиями. Среди этих заданий можно выделить два типа: 1. Предлагается изменить форму лица, времени, наклонения. Необходимо различать И. с заменой лица рассказчика и И. с заменой формы лица рассказчика. Первое требует переосмысления содержания излагаемого. Второе И. предполагает лишь замену формы лица - например, замену 1-го лица (я) 3-м (Писатель, он ...) - и относится к рассматриваемой группе И. 2. Предлагается употребить в И. определенные слова, словосочетания, предложения, имеющиеся в исходном тексте, или определенные группы слов, словосочетаний, предложений. Такие языковые средства отмечаются в тексте, выписываются и т. д. Другие основания для выделения видов И.: тематика исходного текста (о дружбе, о мире, о животных и т. д.), жанрово-композиционные особенности исходного текста (И.-описание, И. учебной статьи и т. д.).
Лит.: Методика развития речи на уроках русского языка / Под редакцией Т.А. Ладыженской. - М., 1980; Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. - М., 1984; Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. - М., 1988.
Л. Е. Тумина
ИЗЛОЖЕ́НИЕ ПЕДАГО́ГА.
Вид учебной деятельности, реализуемый в форме беседы, лекции, рассказа, объяснения, инструктажа в процессе самостоятельной работы учащихся и комментариев к их ответам. На занятиях по языку часто имеет место в процессе взаимодействия преподавателя с учащимися, речевого общения. Может носить стандартизованный характер, не зависящий от личности педагога, например, в рамках программированного обучения.
Один из видов письменных репродуктивных работ обучающего или контрольного характера. В нем тщательно излагаются все элементы содержания, но при этом может варьироваться речевое оформление текста. Подготовка к подобному изложению и его выполнение идет по общепринятой схеме.
Один из видов письменных репродуктивных работ обучающего или контрольного характера, выполняемых по общепринятой схеме. Особенностью изложения подобного вида является то, что к нему даются грамматические задания:
1. Излагая текст, замени лицо;
2. Рассказ от имени 1-го лица;
3. Разбери первое предложение по членам и др. задания.
Один из видов репродуктивных письменных работ обучающего и контрольного характера. Выполняется по общепринятой схеме, но здесь могут быть элементы творчества: домысливание и рассказ о каких-нибудь эпизодах, описание обстановки, дописывание конца текста и т.д. Подобный вид работы формирует не только репродуктивные, но и продуктивные навыки. Он развивает творческие наклонности учащихся. В методическом плане изложение с элементами сочинения помогает осуществить более плавный переход от изложений к различным жанрам сочинений.
Один из видов репродуктивных письменных работ обучающего или контрольного характера. Так же, как и сжатый пересказ, сжатое изложение передает по возможности всю информацию в краткой форме. Подобный вид работы создает базу для обучения конспектированию. Он учит быстро, логично мыслить, определять суть содержания, "схватывать материал на лету". Подготовка к сжатому изложению и непосредственно работа над ними выполняется по общепринятой, традиционной схеме:
1. Языковые задания;
2. Чтение или прослушивание текста;
3. Ответы на вопросы по содержанию текста;
4. Коллективно или самостоятельно составленный план;
5. Сжатое изложение текста;
6. Анализ учителем изложений учащихся;
работа над исправлением речевых ошибок и ошибок в содержании пересказанного письменного текста.
Один из видов репродуктивного письма. Подобное изложение может быть обучающим или контрольным. Работая над изложением текста научного характера, необходимо учитывать, что текст, выполненный в научном стиле, может быть представлен описанием или рассуждением. Поэтому работа над указанным видом изложений предполагает и знание языковых особенностей научной речи, и знание композиционных особенностей описаний и рассуждений.
Вид репродуктивных работ обучающего и контрольного характера. Подготовка к изложению проводится по общепринятой схеме (см., например, словарную статью "Пересказ текста"). От подробного изложения оно отличается тем, что в первом случае необходимо подробно изложить информацию, данную в тексте. Во втором случае ее не просто надо изложить, но при этом и сохранить стилистические особенности языка автора. Подобный вид работы не только тренирует память, но и помогает глубже проникнуть в творческую лабораторию писателя.