м.
Устойчивая система умственных способностей индивидуума к мышлению, к рациональному познанию.
ИНТЕЛЛЕ́КТ, интеллекта, муж. (лат. intellectus - понимание, понятие) (книжн.). Ум, рассудок, мыслительная способность у человека (в противоп. воле и чувствам).
ИНТЕЛЛЕ́КТ, -а, муж. Ум (в 1 знач.), мыслительная способность, умственное начало у человека. Высокий и.
| прил. интеллектуальный, -ая, -ое. Интеллектуальные способности. Интеллектуальная собственность (охраняемый законом продукт чьего-н. умственного труда).
Интеллект
-а, м.
Мыслительная способность человека, его умственное начало.
Высокий интеллект.
Обладать интеллектом.
Поэтический образ есть результат синтезирующей способности нашего интеллекта (Брюсов).
Синонимы:
ра́зум, рассу́док, ум, у́мственные спосо́бности
Родственные слова:
интеллектуа́льный
Этимология:
Из западноевропейских языков (нем. Intellekt, фр. intellect, англ. intellect ← лат. intellectus ‘разумение’, ‘понимание’, ‘понятие’, ‘рассудок’). В русском языке - с конца XIX в.
Энциклопедический комментарий:
Учение о нусе (древнегреческое "ум") как высшей, надындивидуальной разумной части человеческой души разрабатывали еще Платон и Аристотель. В неоплатонизме ум - высшая ступень фантастического объяснения происхождения мира, его истечения из единого начала. Такое значение термина было воспринято и средневековой статистикой. В обратном значении эти термины были употреблены у Канта (интеллект - способность образования понятий, а разум - способность образования метафизических идей) и Гегеля. С конца XIX в. в экспериментальной психологии получают распространение разнообразные качественные методы оценки интеллекта. В зоопсихологии под интеллектом высших животных понимаются такие доступные главным образом обезьянам реакции, которые характеризуются внезапностью решения задачи. В наше время в психологии интеллект употреблялся главным образом в теории индивидуально-типологических особенностей развития личности.
Иску́сственный интелле́кт - условное обозначение кибернетических систем, моделирующих некоторые стороны интеллектуальной деятельности человека.
ИНТЕЛЛЕ́КТ, -а, м
Совокупность признаков человека, проявляющихся в наличии у него мыслительных способностей, умственном развитии;
Син.: разум.
По-видимому, там есть неодолимая потребность властвовать, чему люди простые, невысокого интеллекта, сразу подчиняются, а люди мыслящие органически этому противятся (Триф.).
ИНТЕЛЛЕ́КТ -а; м. [лат. intellectus - понятие, рассудок] Мыслительные способности человека, разум, уровень умственного развития. Быть равным кому-л. по интеллекту.
* * *
интелле́кт (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус («ум»), тождественный ему по смыслу. Термин «интеллект» в философии и богословии может обозначать способность к образованию понятий, сверхчувственное постижение духовных сущностей и др.
* * *
ИНТЕЛЛЕКТ - ИНТЕЛЛЕ́КТ (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус (см. НУС) («ум»), тождественный ему по смыслу.
ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus - познание - понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус ("ум"), тождественный ему по смыслу.
-а, м.
Мыслительные способности человека, разум, уровень умственного развития.
- Досадно только и горько, что вы такая же дрянь, как все, что вам в женщине нужны не ум, не интеллект. Чехов, Три года.
[От лат. intellectus - понятие, рассудок]
Принято различать два основных смысла термина "интеллект" - эволюционный и дифференциальный. С эволюционной точки зрения, интеллект присущ всем членам вида и способен развиваться. Иными словами, все люди обладают определенными умственными способностями, которые отличают их от других видов, и эти способности изменяются на протяжении жизни. В дифференциальном смысле интеллект - характеристика, которая варьирует у разных индивидов внутри одного вида. С этой точки зрения, люди отличаются друг от друга по типу или уровню интеллекта.
Тестирование интеллекта и IQ. Одним из подходов к анализу индивидуальных различий стала разработка тестов интеллекта, которые теперь широко используются в разных странах. Результаты тестирования обычно представляют в виде IQ (коэффициента интеллектуального развития). К тестам интеллекта нередко прибегают психологи и психиатры для анализа умственных способностей пациентов, педагоги - для оценки способности детей к обучению, организации - для отбора перспективных сотрудников. При правильном использовании тесты интеллекта дают достоверную диагностическую информацию об интеллектуальных способностях, которые иначе могли бы быть переоценены или недооценены. Пионером разработки тестов интеллекта стал в начале 1900-х годов французский психолог А.Бине. Бине поставил задачу создать тест, который помог бы предсказать возможности успешного обучения детей в парижских школах. При этом требовалось, чтобы тестирование проводилось быстро, а результаты его были объективными, т.е. не зависели от пристрастий экзаменатора. Бине разработал набор тестов для оценки мышления, памяти, словарного запаса и других когнитивных способностей, необходимых для обучения в школе. Тесты Бине оказались адекватными в том смысле, что их результаты коррелировали со школьными достижениями; дети, успешно выполнявшие эти тесты, хорошо учились в школе. В течение пятидесяти лет подобные тесты были разработаны как для детей всех возрастов, так и для взрослых и использовались в самых разнообразных случаях, связанных с образованием и приемом на работу. Со времен Бине тесты интеллекта значительно изменились, но основные принципы их построения остались теми же самыми. Они составляются для взрослых или детей путем отбора материала, который соответствует интеллектуальным возможностям данного возраста. Типичный тест для детей школьного возраста состоит, например, из задач, требующих вербальных способностей, умения оперировать математическими понятиями и способности абстрактно рассуждать, а также определенных фактических знаний. Тестирование может быть полезно при принятии педагогических или клинических решений либо для профессионального отбора только в том случае, если его результаты надежны и значимы (валидны). Надежность теста определяется стабильностью получаемых результатов; ее оценивают путем сравнения результатов тестирования одних и тех же лиц в разное время и при использовании различных вариантов теста. Те тестовые вопросы, на которые не удается получать стабильных ответов, должны быть исключены. Валидность теста показывает, насколько его результаты отражают именно то, что предполагалось измерить. Обеспечение валидности теста - непростая задача из-за спорности самого определения понятия "интеллект". Поэтому создатели тестов нередко оценивают валидность статистически, так же, как это делал Бине, определяя, будет ли выполнение теста коррелировать с выполнением других задач, также требующих интеллектуальных способностей, например со школьными достижениями. Те задания, в отношении которых такой корреляции не наблюдается, заменяют более подходящими. Таким образом, тесты интеллекта строятся на основе очень тщательного отбора и оценки их составляющих. Тесты интеллекта, измеряющие способности, отличаются от тестов достижений, измеряющих знания, которые получены в школе
(см. также ТЕСТ СПОСОБНОСТЕЙ). Трактовка полученных результатов зависит от используемых критериев. Такие критерии - эталоны, или стандарты, выполнения - устанавливаются для любого теста путем его проверки на большой репрезентативной совокупности испытуемых, называемой обычно стандартной выборкой. Индивидуальные результаты затем оцениваются путем сравнения с тем, как тот же тест выполняли ровесники из стандартной выборки. Основные способы выражения эталонных показателей - это процентили, умственный возраст и стандартные оценки. Процентили указывают на процент людей в стандартной выборке, чьи показатели ниже данного уровня. Например, если 50% людей в стандартной выборке отвечают правильно менее чем на 20 вопросов теста, то показатель "20" соответствует пятидесяти процентилям. Умственный возраст (УВ) определяется по средним показателям отдельных возрастных групп. Так, если для двенадцатилетних средний показатель равен 25, то у любого, показавшего результат 25, умственный возраст равен 12 годам. IQ определяется по формуле IQ = УВ : ХВ * 100, где ХВ - истинный, или хронологический, возраст (поэтому-то IQ и называется коэффициентом интеллектуального развития). Например, десятилетний ребенок, который показывает результаты как средний двенадцатилетний, будет иметь УВ = 12 и IQ = 120 (12 : 10 ґ 100). Такой традиционный метод измерения был заменен стандартизованной оценкой, при которой разница между выполнением задания конкретным испытуемым и средним выполнением выражается в единицах стандартного отклонения. Это дает IQ со средним в 100 и определенным стандартным отклонением, обычно в 15 единиц. Приблизительно 68% всех испытуемых имеют IQ от 85 (одно стандартное отклонение ниже среднего) до 115 (одно стандартное отклонение выше среднего). Важнейший момент заключается в том, что стандартные оценки являются нормативными, т.е. отражают индивидуальный результат в сравнении со статистически средним результатом соответствующей возрастной группы, а не абсолютный уровень выполнения заданий. Некоторые характеристики IQ хорошо изучены. Этот показатель стабилен на протяжении всей жизни, хотя есть и исключения. Измерение интеллекта в младенчестве не коррелирует с IQ в более позднем детстве, возможно потому, что у грудных детей оценивается сенсорное или двигательное развитие, а не вербальные навыки или умение решать задачи, как при тестировании более старших детей. У большинства людей IQ более или менее стабилен начиная с середины детского периода и до начала взрослости, однако нередок разброс более чем в 15 единиц. Средний показатель выполнения тестовых заданий имеет тенденцию увеличиваться в подростковый период и в начале взрослой жизни. После этого средние показатели остаются вполне стабильными. Некоторое снижение происходит после 60 лет, особенно за счет заданий, которые требуют гибкости мышления. В процессе старения отмечаются большие индивидуальные различия, но у здоровых людей понижение интеллекта незначительно вплоть до глубокой старости. Определяемые значения IQ в значительной мере коррелируют со школьной успеваемостью, с количеством лет, потраченных на учебу, и в меньшей степени с успехами на трудовом поприще. Тот факт, что подобные корреляции статистически значимы, иногда приводят как свидетельство валидности теста и для подтверждения того, что от IQ во многом зависят школьные и трудовые достижения. Действительно, производит большое впечатление, что такой краткий эпизод, как выполнение тестовых заданий, коррелирует со столь социально важными и сложными явлениями, как успехи в школе и на работе. Однако, с другой стороны, не следует преувеличивать степень этой корреляции. Например, индивидуальные различия в IQ объясняют только четверть вариаций в показателях школьных достижений. Более того, вовсе не очевидно, что IQ напрямую связан с такого рода показателями. Например, высокий IQ требуется иногда для того, чтобы быть принятым в хорошее учебное заведение или на престижную работу. Следовательно, положительная корреляция между IQ и учебными или трудовыми достижениями может объясняться скорее тем, как используются данные тестирования, а не тем, как интеллект влияет на успехи в школе и на работе. Тесты интеллекта активно использовались для характеристики сходства и различий между отдельными группами людей. Мужчины и женщины в среднем не различаются по IQ, однако тесты были специально подобраны так, чтобы по возможности сгладить различия. И все же в ряде заданий различия проявляются. Например, у взрослых женщин отмечается тенденция лучше мужчин выполнять вербальные задания (такие, как подбор синонимов) и хуже мужчин - задания зрительно-пространственные (типа сравнения рисунков путем мысленной подстановки их частей) и количественные задания (такие, как решение необычных математических задач). Были выявлены и различия между расовыми и этническими группами.
Факторы, влияющие на развитие интеллекта. Различия в интеллектуальной сфере возникают в результате сложных и многочисленных взаимодействий между наследственностью и средой, в которой живет конкретный человек. Наследственные влияния передаются через гены, которые индивид получает от родителей и которые отвечают за формирование существенных для развития интеллекта биологических структур, прежде всего нервной системы. Влияние среды - это стимулы, которые человек получает от момента зачатия до смерти, включая пищу, культурную информацию, социальный опыт и многое другое. Попытка разделить генетические влияния и воздействие среды может завести в тупик, поскольку они взаимосвязаны - гены проявляют свое действие в контексте влияния среды, а факторы среды всегда действуют через биологические структуры, которые развиваются и регулируются в соответствии с заложенной в них генетической информацией. На уровень интеллекта влияют многие факторы среды, начиная от социальных и культурных условий и кончая физико-химическими воздействиями. Один из таких факторов - обучение. У детей, бросивших учебу, IQ снижается, а у тех, кто переходит из плохой школы в хорошую, - повышается. Специальные программы, направленные на то, чтобы обогатить в социальном и культурном отношении среду дошкольников из неблагополучных семей, часто улучшают показатели интеллекта у этих детей, однако если после этого ребенок попадает в обычную школу, его IQ может снова снизиться. Ряд наблюдений показал, что специально организованная обогащенная среда в младенчестве и раннем детстве обычно оказывает умеренное, но стойкое влияние на IQ и, что более важно, на успеваемость. Определенные вещества, воздействующие во внутриутробном периоде, тоже могут влиять на последующее развитие интеллекта. Например, злоупотребление алкоголем во время беременности нередко приводит к т.н. алкогольному синдрому плода - состоянию, проявляющемуся у ребенка не только физическими нарушениями, но также умственной отсталостью и рядом стойких поведенческих отклонений. Даже умеренные количества спиртного могут сказаться на развитии интеллекта, и нельзя вычислить "безопасный" уровень потребления алкоголя беременной женщиной. Кроме того, было отмечено, что отрицательно влияют на интеллект и некоторые вещества, воздействующие после рождения. Например, у детей, имеющих высокое содержание свинца в крови (из-за вдыхания загрязненного соединениями свинца воздуха или поедания кусочков штукатурки, покрытой свинцовыми красками), IQ обычно снижено. Аналогичный эффект оказывает и продолжительное недоедание в детстве. В каждом из таких случаев была установлена связь между факторами среды и показателями интеллекта, однако механизмы действия этих факторов изучены недостаточно. Развитие интеллекта определяется также наследственностью. Существует ряд генетически обусловленных заболеваний, например фенилкетонурия и синдром Дауна, которые вызывают множество поведенческих или физических отклонений и приводят к низкому IQ. Эффект наследственности можно оценить путем сравнения монозиготных (однояйцовых) и дизиготных (разнояйцовых) близнецов. Монозиготные близнецы развиваются из одной яйцеклетки и, таким образом, генетически идентичны. Дизиготные близнецы развиваются из разных яйцеклеток и потому не более сходны между собой генетически, чем любые другие братья и сестры. Если интеллект или какой-то другой признак определяется наследственностью, то монозиготные близнецы должны оказаться ближе друг другу, чем дизиготные, и чем чаще наблюдается сходство по данному признаку у монозиготных близнецов в сравнении с дизиготными, тем сильнее влияние наследственности. Генетики используют этот подход для изучения того, в какой степени наследуются физические или поведенческие особенности; наследуемость (h2) определяется как та часть общей варьируемости параметра, например IQ, которая связана с генетическими факторами в пределах данной популяции и в данных условиях окружающей среды; h2 может иметь значение от 0, что указывает на отсутствие генетического влияния, до 1, означающей, что все индивидуальные вариации связаны с генетическими различиями или с факторами, тесно коррелирующими с генетическими различиями. Хотя оценки h2 для IQ в разных исследованиях не вполне совпадают, в целом существует согласие, что h2 составляет приблизительно 0,5, т.е. примерно половина различий в индивидуальных IQ определяется генетическими факторами. Более того, h2 выше у подростков и взрослых, чем у детей, что означает усиление роли наследственных факторов по мере развития индивида. Свидетельства значительного или высокого уровня наследуемости использовались для оправдания дискриминации, поэтому очень важно правильно понимать эти данные. Во-первых, наследуемость - величина статистическая, относящаяся к популяции в целом, а не к отдельно взятому индивиду. Иначе говоря, h2 помогает описать различия между индивидами в популяции, но не позволяет судить об уровне интеллекта отдельного человека. Следовательно, h2 = 0,5 еще не означает, что интеллект любого индивида наполовину определяется генетическими факторами. Во-вторых, средний или высокий уровень наследуемости интеллекта внутри популяции еще не говорит о том, что различия в IQ между популяциями определяются именно генетическими факторами, а не средовыми. В-третьих, значение h2 относится только к той популяции и окружающей среде, для которых оно вычислялось. В принципе, h2 может варьировать в разных популяциях и изменяться, если радикальным образом меняются условия среды. Хотя по имеющимся данным IQ обладает средним уровнем наследуемости, качество выполнения тестовых заданий за последние несколько десятилетий в развивающихся странах существенно возросло, что может быть объяснено изменениями в системе образования и распространения информации. Поскольку развитие интеллекта зависит от множества генетических и средовых факторов, неудивительно, что причины различий IQ у разных индивидов и в разных популяциях чаще всего остаются неясными. Однако есть определенный прогресс в понимании ряда специфических случаев. Так, низкий уровень выполнения заданий, требующих вербальных навыков, бывает связан с недостатком соответствующей лингвистической практики (например, у выходцев из Латинской Америки) или с рядом заболеваний (например, частыми ушными инфекциями у детей эскимосов). Имеются также доказательства того, что половые различия в способности к пространственной ориентации отчасти обусловлены влиянием мужских половых гормонов на развивающийся мозг. Для более полного объяснения стойких различий в IQ между группами, выделяемыми по половому, расовому и иным признакам, необходимо продолжать исследования социальных и биологических особенностей таких групп, а также учитывать разницу в получаемом образовании.
Природа интеллекта. Представления о природе интеллекта с течением времени претерпевали значительные изменения. Десятилетиями в этой области преобладали взгляды психологов, занимавшихся изучением индивидуальных различий в выполнении тестовых заданий. Такие различия весьма сложны и могут быть истолкованы разными способами. В начале 20 в., например, английский психолог Ч.Спирмен объяснял статистические соотношения индивидуальных различий существованием двух типов факторов: генерального (общего) как основы выполнения любых тестовых заданий и ряда специальных факторов, определяющих решение задач того или иного типа. Американский психолог Л.Терстоун позднее использовал иные статистические методы и разработал представление о том, что интеллект построен из нескольких отдельных первичных способностей, а какого-то генерального, общего фактора не существует. Другие психологи предлагали еще более сложные модели интеллекта. К 1970-м годам, однако, эти традиционные взгляды на интеллект стали утрачивать свое значение. Ни одна из многих конкурирующих моделей не была признана наилучшей, и использование психометрических методов оказалось недостаточным для решения этого вопроса. Кроме того, традиционные концепции отошли на второй план, когда в данной области появились новые методы и влиятельные теории, разработанные Л.С.Выготским и А.Р.Лурия в СССР, Ж.Пиаже в Швейцарии, Д.Хеббом в Канаде, А.Ньюэллом и Г.Саймоном в США и другими учеными. В последней четверти 20 в. психофизиология, а также поведенческая и когнитивная психология обогатились рядом новых подходов к анализу процессов мышления. Некоторые ученые пытаются применить новейшие теории и методы для интерпретации индивидуальных различий в уровне интеллекта, выявляемых при тестировании. Так, были найдены умеренные корреляции между IQ у взрослых и скоростью или организацией специфических когнитивных процессов, используемых, например, при необходимости быстро сравнить стимулы или принять решение. Исследования детей показали, что быстрота, с какой младенцы распознают новые стимулы, умеренно коррелирует с IQ в старшем детском возрасте, что позволило по-новому подойти к рассмотрению проявления способностей у грудных детей. В других исследованиях различия в IQ были соотнесены с разнообразными физиологическими параметрами. Например, у взрослых с высоким IQ выявлены некоторые особенности электрической активности мозга, а методом ПЭТ (позитронно-эмиссионной томографии) показано, что у них относительно низка скорость метаболизма глюкозы в коре головного мозга во время работы над задачами, сходными с теми, что применяются при определении IQ. Многие склонны утверждать, например, что найденные корреляции между физиологическими процессами и IQ дают возможность объяснить различия в IQ именно этими процессами. Однако причинно-следственные связи здесь не столь просты: особенности физиологических процессов могут отражаться на IQ, но этот показатель может зависеть и от опыта выполнения подобных задач в прошлом; кроме того, нельзя исключить, что различия и в IQ, и в физиологических процессах порождаются какими-то другими, еще не найденными причинами. Некоторые ученые вкладывают в понятие "интеллект" гораздо более широкий смысл, чем тот, что заложен в обычные тесты IQ. Основываясь на изучении нормальных и одаренных индивидов, а также пациентов с различными поражениями мозга, американский психолог Х.Гарднер выделил не менее семи типов интеллекта, в число которых вошли, помимо способностей, необходимых для выполнения традиционных тестов IQ, также музыкальный интеллект, телесно-кинестетический интеллект, важный для занятий спортом и танцами, и два типа личностного интеллекта, необходимого для понимания самого себя и установления отношений с окружающими. По мнению американского психолога Р.Стернберга, интеллект включает не только аналитические способности, которые измеряются посредством IQ, но также творческие и практические способности. Стернберг предложил теорию иерархической организации мыслительных процессов для объяснения функционирования интеллекта. Другие исследователи изучают процессы мышления путем сопоставления их с "искусственным интеллектом" компьютера и компьютерными программами обработки данных и решения сложных задач.
ИНТЕЛЛЕКТ (от латинского intellectus - познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус ("ум"), тождественный ему по смыслу.
ИНТЕЛЛЕКТ -
ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека. Как видим, это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего - к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности.
Интеллект
(ум) (intelligence, лат. intellectus - разумение, понимание, постижение), способность приобретать, систематизировать и использовать знания, разл. у разных людей, основа всего процесса познания. Способность обучаться и адаптироваться в окружающей обстановке также считается св-вом И. Как показывают тесты на интеллект, есть опред. корреляция между И., достижениями в образовании и проф. статусом. Однако существует много форм И. Умственно неполноценные люди иногда обладают необыкновенной памятью или выдающимися художеств, способностями. Детские психологи выделяют качественно разл. стадии формирования И., т.к. познавательные способности (когнитивное развитие) развиваются с младенчества и до взрослого возраста. В об-вах с высоким уровнем техн. достижений И. может быть также определен в связи с языковыми и пространственными способностями, к-рые обеспечивают успех в школе. Наследственность, окруж. среда и их взаимодействие, вероятно, играют роль в развитии И., но относит, значимость каждого из этих факторов все еще дискутируется (генетика поведения).
интелле́кт, интелле́кты, интелле́кта, интелле́ктов, интелле́кту, интелле́ктам, интелле́ктом, интелле́ктами, интелле́кте, интелле́ктах
сущ., кол-во синонимов: 12
см. ум
сущ.
1.
разум
рассудок
ум
здравый смысл
умственные способности
мыслительные способности
мозги
голова
внутренние способности человека, позволяющие оценивать обстановку, принимать решения и руководствоваться ими в своем поведении)
2.
ум
разум
рассудок
↑ в отношении, абстрактный
интеллект - способность к мышлению; способность мышления оперировать абстрактными понятиями;
способность решать неформальные задачи;
способность к познавательной деятельности; принадлежность человека.
↓ КУЛЬТУРА
♥ мышление
см. ПОРЯДОК, СМЫСЛ, приспосабливание, задача, преобразование
функционирование, развитие, ГОЛОВНОЙ МОЗГ, подсознание
Ключевое понятие когнитивной науки, которая и определяется как наука о человеческом разуме. Понятие "разум" не имеет общепринятого определения. Феномен разума изучается в когнитивной науке в системе разных оппозиций: разума и созерцания, разума и сознания, души и тела, разума и мозга и т.п. Все они подчеркивают какой-либо важный аспект деятельности разума (ментальной деятельности) и особые области существования и функционирования интеллекта, но единой теории разума все же до сих пор не создано (Кубрякова, С. 156).
ИНТЕЛЛЕ́КТ (от лат. intellectus - понимание, познание).
1. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей, в том числе и способностей к изучению языков.
2. Система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. Выделяются три формы интеллектуального поведения:
1) вербальный И.
(запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);
2) способность решать проблемы;
3) практический И. (умение добиваться поставленной цели). Психологи рассматривают И. как достигнутый учащимися к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения знаний, навыков и умений. Выделяются также разные виды интеллекта, в том числе интеллект вербальный, коммуникативный, аналитический, искусственный и др. (Немов, 2001-2002). Для учащихся важно обладать интеллектом академическим, который проявляется в способности человека к научению, быстрому и качественному приобретению знаний, навыков, умений в условиях регламентированного обучения (например, в школе, вузе и т. п.).
Латинское - intellectus, intelegere (чувствовать, понимать).
Слово заимствовано русским языком в первой трети XIX в. со значением «мыслительная способность», но не совсем ясно, из какого именно языка. В качестве возможных источников называют немецкий и французский языки, очень популярные в России в это время, а также английский.
Производные: интеллектуал, интеллектуальный, интеллектуально, интеллектуальность.
Заимств. в первой половине XIX в. из нем. или франц. яз., где оно - из лат. intellectus, суф. производного от intellegere «чувствовать, понимать, воспринимать чувством и умом».
ИНТЕЛЛЕКТ а, м. intellect m., нем. Intellekt <лат. intellectus разумение, понимание. Мыслительная способность; ум, рассудок, разум. БАС-1. В статье самым просвещеннейшим образом доказывалась настоятельная необходимость усилить в солдате "интеллект" (так "интеллект" и было названо в заглавии статьи). Д. Гирс Стар. и новая Росссия. // ОЗ 1868 4 1 327. Крика русских пессимистов, как выразились энергически "Биржевые ведомости", продолжают, даже до сих пор, заявлять сомнение в силу и руководящее значение русского интеллекта. Дело 1879 8 1 1.- Досадно и горько, что вы такая же дрянь, как все, что в вам в женщине нужны не ум, не интеллект. Чехов Три года. - Лекс. Брокг.: интеллект; Уш. 1934: интелле/кт.
ИНТЕЛЛЕКТ [лат. intellectus] - 1) ум, рассудок, разум; мыслительная способность человека; 2) киб. искусственный и. - название кибернетических систем, моделирующих некоторые стороны интеллектуальной деятельности человека.
- Сила мозговых извилин.
- Умственное начало, отличающее человека от обезьяны.
- Ум, мыслительная способность человека.
- То, что измеряется в IQ.
- Умственное начало у человека.
- Латинский «разум».
ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ - раздел информатики, изучающий принципы действия интеллектуальных машин. Исследователи, работающие в этом направлении, надеются достичь такого понимания механизмов интеллекта, при котором можно будет составлять компьютерные программы с человеческим или более высоким уровнем интеллекта. Общий подход состоит в разработке методов решения задач, для которых отсутствуют формальные алгоритмы: понимание естественного языка, обучение, доказательство теорем, распознавание сложных образов и т.д. Теоретические исследования направлены на изучение интеллектуальных процессов и создание соответствующих математических моделей. Экспериментальные работы ведутся путем составления компьютерных программ и создания машин, решающих частные интеллектуальные задачи или разумно ведущих себя в заданной ситуации. Систематические исследования в области искусственного интеллекта начались лишь с появлением цифрового компьютера. Первая научная статья по искусственному интеллекту была опубликована в 1950 А.Тьюрингом. Ниже будут указаны основные направления исследований в области искусственного интеллекта и соответствующие методы.
Поиск. Когда компьютер с игровой программой должен сделать ход, у него обычно имеется выбор из нескольких возможных ходов. Каждый его ход может иметь ряд различных следствий, зависящих от ответных ходов партнера, а каждое следствие может приводить к другим возможным ходам и т.д. Главная проблема поиска в условиях таких "деревьев возможностей" - т.н. комбинаторный взрыв. Если на каждом уровне поиска имеется 10 возможных вариантов, то 10 уровней поиска дают 10 миллиардов возможных вариантов, полностью проверить которые за приемлемое время не способны даже быстродействующие компьютеры. Поэтому программисту приходится прибегать к "эвристикам" (процедурам, не основанным на формально доказанном алгоритме), которые позволили бы отвергнуть преобладающую часть альтернатив, иной раз даже с риском упустить наилучший ответ. Таким образом, если нет времени перебрать все варианты игры до конца, программа должна решить, когда ей нужно прекратить поиск, и проанализировать позицию приближенно. О прогрессе в данной области можно судить по успехам компьютерных программ для игры в шахматы. Например, одна из первых шахматных программ анализировала 7 наиболее вероятных ходов, 7 вероятных ответных ходов на эти ходы, 7 следующих ответных ходов и 7 ответов на каждый из них, а всего 2401 окончательную позицию. В анализе основного массива этих позиций на самом деле не было необходимости. Если найден один ответный ход, нейтрализующий данный первый ход, то незачем искать другие эффективные ответные ходы. Этот вывод был обобщен в так называемую альфа-бета-эвристику для сокращения поиска, которая применяется во всех современных программах различных игр.
Цели и подцели. Для достижения некоей цели часто требуется найти последовательность действий, основанную на информации о том, каковы необходимые предварительные условия и последствия успешного выполнения тех или иных действий. На основе анализа того влияния, которое одно действие оказывает на условия успешного выполнения других действий, была создана компьютерная программа для автоматизированного проектирования электронных схем.
Представление знания. Многие трудности при создании машин, выполняющих определенные интеллектуальные задачи, связаны с вопросами о том, какую информацию должна иметь программа, каким образом на основании этой исходной информации могут быть сделаны дальнейшие выводы и как эта информация должна храниться в компьютере. Необходимостью решения этих проблем были вызваны к жизни исследования, цель которых - ответить на вопрос, что такое знание. Многие аналогичные проблемы исследуют эпистемологи - специалисты по теории знания. Мощные средства представления в компьютерных программах и эффективные способы логических рассуждений дала математическая логика. Но, как оказалось, в существующих системах математической логики представлены не все формы рассуждений, свойственные человеческому интеллекту и необходимые для решения проблем. Интеллект нуждается еще и в способах рассуждения, допускающих скачкообразный переход к выводам, которые могут быть ложными. Специалисты установили также важное значение ситуаций, в которых новые действия могут начинаться до завершения начатых ранее. Предметом изучения стало также знание о знании.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Предполагается, что интеллектуальные машины должны не только решать проблемы шахматной игры и математики, но также видеть, слышать, контролировать движение и производить изделия.
Сопоставление с образцом. Созданы программы, отождествляющие объекты по контурам изменения цвета или яркости либо по протяженным областям одного цвета или одной текстуры. Для выполнения таких задач необходимо, чтобы компьютер хранил в памяти образцы и мог сопоставлять с ними объект. Компьютер может хранить в памяти представление о собаке как некую совокупность морды, лап, хвоста и т.д., все заданной формы и правильно соединенное. Программа может найти собаку на изображении, сопоставляя образец собаки с частями изображения. Программа может вычислить, как должна выглядеть собака, если на нее смотреть под определенным углом или если она частично закрыта другими предметами. Общие принципы описания изображений и методы сопоставления с образцом применимы и к отождествлению собаки, и к отождествлению шахматной позиции, и ко многим другим задачам.
Понимание языка. Существуют программы, распознающие и воспроизводящие человеческую речь. Некоторые из них распознают сотни отдельных слов, другие могут даже "понимать" связную речь. Существуют компьютерные программы, способные читать тексты из букварей и отвечать на некоторые вопросы по этим текстам. Другие программы могут вести диалог с врачом о заболеваниях крови. Но круг вопросов, в которых "разбираются" такие программы, очень узок. И трудность не в запасе слов, а в том, что для понимания статьи из энциклопедии требуется больше начальных знаний и умения рассуждать, чем может учесть программа. В 1950-х годах составлялись программы компьютерного перевода с одного языка на другой. Они были не очень эффективны, и спустя несколько лет пришлось признать, что для успешного перевода необходимо, чтобы программа "понимала" текст, который переводит. В настоящее время прилагаются усилия к тому, чтобы наделить компьютеры более полным пониманием все больших и больших фрагментов и закономерностей естественного языка. Такое понимание оценивается по эффективности программ, отвечающих на вопросы по тексту на основании информации, содержащейся в тексте, и заложенной в программу "способности к рассуждению".
Обучение на опыте. Человек и животные обучаются на собственном опыте, и такой способностью должны обладать и программы. Чтобы программа могла обучаться на собственном опыте, следует соответствующим образом представить в машине ее собственное поведение. Такое обучение может быть эффективным, если малые с точки зрения человека изменения в поведении отображаются малыми же изменениями в способе представления поведения. В настоящее время, чтобы изменить поведение программы, следует пересмотреть всю программу и в ряде мест внести в нее существенные изменения. Одной из главных целей исследований в области искусственного интеллекта остается разработка программ, умеющих рассуждать, т.е. способных сочетать инструкции с собственными знаниями. Таким образом, для создания эффективно самообучающейся программы необходимо дальнейшее продвижение в области эпистемологии и способов представления знаний.
Промышленные роботы. Роботы, выполняющие тяжелую или опасную работу, все шире применяются в промышленном производстве. Самые первые из них программировались на повторение одной и той же последовательности действий, состоящей, например, в том, что заготовка берется в определенном месте и кладется под пресс или в печь, а затем вынимается. Даже несовершенные роботы позволяют создавать гибкие производственные системы. Промышленные роботы следующих поколений снабжались программами, предусматривающими "очувствленное" восприятие окружения с применением в некоторых случаях телевизионных камер для определения положения объектов. Существуют программы управления автомобилем, предотвращающие наезды на препятствия.
Экспертные системы. Это программы с "базой знаний", формализующей опыт специалистов в некоторой области, и с "механизмом вывода", позволяющим пользователю распознавать ситуацию, ставить диагноз или давать рекомендации для выбора действий. Одна из экспертных систем определяет структуру органического химического соединения по данным масс-спектрометрического анализа. Другая - помогает врачу поставить диагноз, рекомендует анализы и лечение, а затем дальнейшие анализы и лечение на основании результатов предыдущего. Применение экспертных систем началось в 1980-х годах. Например, был разработан "помощник идентификатора кредитных карточек", вырабатывающий рекомендации для лица, обязанного принимать решение о принятии к оплате кредитной карточки с учетом рисков мошенничества и неплатежа, в зависимости от учетных записей владельца карточки и магазина.
Обработка информации. Исследования в области искусственного интеллекта тесно связаны с исследованиями человеческого интеллекта. Направление в психологии, делающее упор на психологические механизмы обработки информации, начало которому положили А.Ньюэлл и Г.Саймон в 1950-х годах, основан на компьютерном моделировании интеллектуальных процессов. Конечная цель исследований в области искусственного интеллекта - достичь такого понимания интеллектуальных механизмов, при котором можно было бы создать компьютеры, по уровню интеллекта превосходящие человека. Одни ученые считают, что это нереально, другие - что успех уже близок. Большинство же сходится на том, что, хотя разработанные методы и ведут к дальнейшим успехам, для достижения хотя бы человеческого уровня интеллекта нужно еще совершить решающий прорыв, наделив компьютерные программы неким общим представлением о мире.
ЛИТЕРАТУРА
Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. М., 1982 Ефимов Е.И. Решатели интеллектуальных задач. М., 1982 Интеллектуальные процессы и их моделирование. М., 1987 Кондратов А.И. Электронный разум. М., 1987
1. Условное обозначение кибернетических систем и их логико-математического обеспечения, предназначенных для решения некоторых задач, обычно требующих использования интеллектуальных способностей человека. 2. Совокупность функциональных возможностей электронно-вычислительной машины - компьютера - решать задачи, ранее требовавшие обязательного участия человека. Этот термин нужно рассматривать как метафору. Фактическое содержание теории интеллекта искусственного составляют теория программирования, включая иногда теорию самих компьютеров. Ныне на первый план выдвигается организация знаний в системах интеллекта искусственного, организация диалога человека и компьютера, создание систем гибридного интеллекта, объединяющих мыслительные способности людей, разделенных во времени и пространстве, с использованием информационно-вычислительной техники, адаптированной к каждому активному участнику подобной системы.
Одна из областей приложения идей интеллекта искусственного психология. В свою очередь в теории интеллекта искусственного используются психологические знания. В психологии рассматривается вопрос о наличии (или отсутствии) аналогии человеческой психики и интеллекта искусственного. Хотя в основе интеллекта искусственного лежит моделирование отдельных аспектов и свойств мыслительной деятельности человека, совпадение результативных характеристик функционирования компьютера и мышления человека не может расцениваться как сходство сравниваемых структур. Среди специализированных разделов психологии все чаще можно встретить психологов, занятых проблемами интеллекта искусственного. Они пытаются методами машинного моделирования лучше понять, как происходит процесс мышления у человека, а также использовать машину для развития у детей новых навыков мышления и исследования задач. Психологические исследования интеллектуальной деятельности человека и диалогического общения служат основой для поиска путей дальнейшего совершенствования компьютеров и наилучшего объединения творческих возможностей человека и формализованных процедур, реализуемых компъютерами.
м.
1. Человек, обладающий высокоразвитым интеллектом.
2. Человек интеллектуального труда, профессионально использующий свои умственные способности, компетенцию.
3. Высокообразованный человек, склонный к творческой, инноваторской деятельности.
ИНТЕЛЛЕКТУА́Л, -а, м
Человек, занимающийся сложными видами умственной деятельности или живущий духовными интересами.
// ж Разг. интеллектуа́лка, -и, мн род. -лок, дат. -лкам.
В охранной фирме трудно найти интеллектуала.
ИНТЕЛЛЕКТУА́Л -а; м. Человек с высокоразвитым интеллектом, занимающийся интеллектуальным трудом. Среди друзей он считался интеллектуалом. Находиться в обществе интеллектуалов.
◁ Интеллектуа́лка, -и; мн. род. -лок, дат. -лкам; ж. Разг. Трудно разговаривать с такой интеллектуалкой.
-а, м.
Человек, живущий духовными интересами или занимающийся высшими, наиболее сложными видами умственной деятельности.
В [фильме] «81/2»
перед нами предстал кинорежиссер Гвидо Ансельми, рафинированный интеллектуал, исследовавший, прочувствовавший жизнь до ее тайников и темных глубин. С. Герасимов, Жизнь, фильмы, споры.
интеллектуа́л, интеллектуа́лы, интеллектуа́ла, интеллектуа́лов, интеллектуа́лу, интеллектуа́лам, интеллектуа́лом, интеллектуа́лами, интеллектуа́ле, интеллектуа́лах
сущ., кол-во синонимов: 11
интеллигент (10)
мудрец (24)
просекайло (5)
работник умственного труда (3)
умник (37)
умница (43)
хайбрау (1)
эгхэд (2)
см. интеллигент
ИНТЕЛЛЕКТУАЛ а, м. intellectuel m., нем. Intellectuelle. обычно ирон. О человеке с высоко развитым интеллектом; о человеке интеллектуального труда. 1966. СМ-60. Понятие "интеллектуалы" вошло в словарь фр. языка в 90-е гг. XIX века. Понятие "интеллектуалы" определено профессиональным составом, они практически не спаяны между собой. Звезда 2001 8 166. Для большинства интеллектуалов идеал выражался в символах технократической цивилизации. Звезда 2002 6 197. - Лекс. Ож. 1973: интеллектуа/л.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗА́ЦИЯ -и; ж. Усиление роли интеллекта; повышение интеллектуального уровня кого-, чего-л. И. общества. И. языка и литературы.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ и, ж. intellectualisation f. Именно интеллектуализации недоставало православию, чересчур привязанному к быту. Ю. Каграманов Империя и ойкумена. // НМ 1995 1 145. Интеллектуализация бюрократии .. дробила монолит партийной гегемонии. Звезда 2001 8 165.
- Психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, заключающийся в бессознательной попытке абстрагироваться от своих чувств.
I.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗИРОВАТЬ intellectualiser. Придать интеллектуальный характер. Если в дальнейшем физический подбор даже не пойдет правильнее, то красота духовного выражения, красота интеллектуализированная может только родиться. РБ 1908 1 1 135. Интеллектуализирование я, ср. В медовые месяцы союза интеллигенции и пролетариата - задача интеллектуализирования масс выступила в крайне отчетливой форме. Соврем. 1913 12 167.
II.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗИРОВАТЬ intellectualser. устар. Придавать интеллектуальный характер. Если в дальнейшем физический подбор даже не пойдет правильнее, то красота духовного выражения, красота интеллектуализированная может только развиться. РБ 1908 1 1 135. Автор впадает в соблазн эссеистичности и, как встарь, "интеллектуализирует" да "мифологизирует". НМ 1995 4 229.
I м.
Направления в философии, выдвигающие интеллект на первый план в процессе познания действительности.
II м.
Насыщенность интеллектом.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИ́ЗМ, интеллектуализма, муж.
1. Направление в психологии, считающее, что вся психическая жизнь основывается на деятельности интеллекта (псих.).
2. Философская теория, утверждающая, что действительность может быть полностью познана интеллектом (филос.).
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ -
доктрина, отстаивающая первенство и первичность интеллектуальных феноменов над феноменами чувств и воли. Так, например, Лейбниц утверждал, что чувства, которые вызывает у нас прослушивание симфонии, сводятся к смешанному восприятию математических отношений; чувство гармонии, таким образом, выражает, по сути, восприятие «гармонических отношений». Интеллектуализм предполагает наличие логики во всех психических феноменах. Он противостоит волюнтаризму, который, наоборот, у истока любого выражения и даже любого понимания идей ставит чувство, веру или волевое решение (Шопенгауэр). Одна из линий, продолжающих мысль Канта и Гегеля, противопоставляет интеллектуализм еще и рационализму: интеллектуализм сводит человеческий ум к способности воспринимать отношения между объектами чувственного мира (математического, физического); рационализм же, наоборот, различает разум и понимание, «человека» и «философа» и признает безграничность человеческого духа, проявляющуюся в моральном долге или стремлении, эстетическом чувстве, религиозной вере или самой метафизике.
интеллектуали́зм, интеллектуали́змы, интеллектуали́зма, интеллектуали́змов, интеллектуали́зму, интеллектуали́змам, интеллектуали́змом, интеллектуали́змами, интеллектуали́зме, интеллектуали́змах
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ а, м. intellectualisme m.
1. Насыщенность мыслями, идеями; философская содержательность. БАС-1. В Бердяеве сфокусированы многие традиции русского интеллектуализма, противоречивого, во многом новаторского. Родина 1989 2 62. Каждый последующий год добавляет свои оттенки в этот праздник интеллектуализма <церемония присуждения Нобелевских премий>. Природа 1997 5 181.
2. филос. Название идеалистических теорий, выдвигающих на первый план интеллект (рассудок, мышление) и игнорирующих роль практической, общественной деятельности, жизненных интересов в познании; в психологии интеллектуализм выводит всю психическую жизнь из представления и мышления, умаляя роль чувства и воли. СИС 1954. - Лекс. Толль 1864: интеллектуализм; Уш. 19346 интеллектуали/зм.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ - метафизическое или психологическое воззрение, признающее первенствующее значение за умом.
интеллектуали́ст, интеллектуали́сты, интеллектуали́ста, интеллектуали́стов, интеллектуали́сту, интеллектуали́стам, интеллектуали́стом, интеллектуали́стами, интеллектуали́сте, интеллектуали́стах
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИСТ а, м. intellectualiste m., нем. Intellektualist. Сторонник интеллектуализма. БАС-1. Это течение <натуралистов типа Золя> увлекло за собой интеллектуалистов, в роде Бурже и Леметра. Набл. 1892 4 1 113. Умник, это прежде всего - интеллектуалист. Основная его черта: у него, как у датского принца Гамлета, "румянец воли побледнел под гнетом размышлений". Горький Если враг не сдается. - Лекс. Михельсон 1898: интеллектуалисты; Уш. 1934: интеллектуали/ст.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИСТИЧНЫЙ ая, ое. intellectualiste adj. Интеллигенты являются таковыми, какие они есть, потому что они интеллектуалистичны ( les intellectuels sont tels parce qu'ils sont intellectualistes). Соврем. 1913 12 168. Интеллектуалистично твердя о том. что стачка может быть и неправдой. Соврем. 1913 12 157.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ
Интеллектуал: человек, который читает книги даже в хорошую погоду.
«Пшекруй»
Интеллектуал - человек слишком умный, чтобы понимать простейшие вещи.
Интеллектуал: человек, которому требуется больше слов, чем нужно, для того, чтобы сказать больше, чем он знает.
Дуайт Эйзенхауэр
Интеллектуалы делятся на две категории: одни поклоняются интеллекту, другие им пользуются.
Гилберт Честертон
Маленькие дети имеют много общего с интеллектуалами. Их шум раздражает; их молчание подозрительно.
Габриэль Лауб
Интеллектуал - это человек, который верит, что идеи важнее, чем ценности; разумеется, его идеи и чужие ценности.
Джералд Бренан
Интеллектуалы как женщины - они бегут за военными.
Андре Мальро
Нет такого омерзительного политического течения, которое не нашло бы своих интеллектуалов.
Слободан Снайдер
Интеллектуальная засуха заливает нас потоком слов.
Станислав Ежи Лец
Высоколобый: человек, образованный не по уму.
Брандер Мэтъюс
Высоколобый: тот, кто считает, что на свете есть вещи интереснее, чем даже женщины.
Эдгар Уоллес
Яйцеголовый - это тот, кто обеими ногами прочно стоит в воздухе на обеих сторонах проблемы.
Стэнли Гарн
Яйцеголовые всех стран, объединяйтесь! Нам нечего терять, кроме своих желтков.
Эдлай Стивенсон
Я мыслю, следовательно, я на что-то существую.
Братья Тривзоровы
Будь я мыслителем, я бы не сидел всю жизнь согнувшись.
Геннадий Малкин
(см. УМ, ИНТЕЛЛЕКТ)
интеллектуальная система - см. система искусственного интеллекта.
Интеллектуа́льная со́бственность - условный собирательный термин. Включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам (в том числе авторские права), к научным открытиям, изобретениям и другим правам, связанным с различными видами промышленной собственности, а также с защитой от недобросовестной конкуренции. В 1967 подписана Международная конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности.
* * *
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - ИНТЕЛЛЕКТУА́ЛЬНАЯ СО́БСТВЕННОСТЬ, условный собирательный термин. Включает права, относящиеся к литературному, художественному и научному произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам (т. е. авторские права (см. АВТОРСКОЕ ПРАВО)); научным открытиям, изобретениям и другим правам, связанным с различными видами промышленной собственности (см. ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ), а также с защитой от недобросовестной конкуренции. В 1967 подписана Международная конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (см. ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ). Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС) при президенте Российской Федерации создано в 1992.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - условный собирательный термин. Включает права, относящиеся к литературному, художественному и научному произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам (т. е. авторские права); научным открытиям, изобретениям и другим правам, связанным с различными видами промышленной собственности, а также с защитой от недобросовестной конкуренции. В 1967 подписана Международная конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности. Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС) при президенте Российской Федерации создано в 1992.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, условный собирательный термин. Включает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам (то есть авторские права); научным открытиям, изобретениям и другим правам, связанным с различными видами промышленной собственности, а также с защитой от недобросовестной конкуренции. В 1967 подписана Международная конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности и о защите интеллектуальной собственности.
Интеллектуальная собственность
(intellectual property), международно признанное понятие для правовой защиты продуктов интеллектуальной деят-ти. Такая защита разработана по аналогии с защитой права собственности в обычном смысле слова. Понятие И.с. включает защиту художеств, произв. авторским правом, изобретений - патентами, идей и информации - законодательно закрепленной обязанностью соблюдать конфиденциальность, а опред. интересы предпринимателей - путем защиты торговой марки. В большинстве стран есть законы об И.с., существуют также междунар. соглашения. Всемирная организация интеллектуальной собственности отвечает за обеспечение защиты И.с. во всем мире и стремится к тому, чтобы законы об И.с. неукоснительно соблюдались. В нек-рых частях мира, особенно в ЮгоВост. Азии, пиратские издания зап. книг, пластинок, аудио- и видеозаписей, распространение компьютерных программ и произ-во изделий, имитирующих фирменную продукцию, стали серьезной проблемой, хотя нек-рые азиат, гос-ва стали вводить у себя собственные законы об И.с. и предпринимают усилия для присоединения к междунар. сооб-ву, в к-ром действует авторское право.