(гп)
ὑπό-
См. гипо- (ὑπό-).
м.; = иподьякон
ИПОДИАКОН (офиц.) и ИПОДЬЯКОН, иподьякона, муж. (греч. hypodiakonos) (церк.). Церковнослужитель в православной церкви, прислуживающий архиерею во время богослужения.
ИПОДИА́КОН - церковнослужитель православной церкви. Должность И. на православном Востоке впервые была упомянута св. Афанасием Великим (в 360). В древности И. был помощником диакона и вестником епископа; он не имел права касаться свящ. сосудов; во время богослужения охранял двери, через к-рые шли женщины.
В совр. Православной Церкви И. следит за чистотой свящ. сосудов; до и во время богослужения прислуживает архиерею - подает ему воду для омовения рук, полотенце, предметы облачения, трехсвечник и т. п.
греч. ὑποδιάκονος иподиакон, церковнослужитель, занимающей среднюю степень между чтецом и диаконом.
иподиа́кон, иподиа́коны, иподиа́кона, иподиа́конов, иподиа́кону, иподиа́конам, иподиа́коном, иподиа́конами, иподиа́коне, иподиа́конах
ИПОДИАКОН (греч., от hypo - под, и diaconos - диакон). Низшая церковная степень, лицо, получившее право носить стихарь.
м.; = иподиа́кон
Церковный служитель (между чтецом и дьяконом), выполняющий некоторые вспомогательные действия при богослужении в православной церкви.
ИПОДЬЯ́КОН -а; м. [от греч. hypo - под и сл. дьякон] Церк. Младший дьякон, прислуживающий архиерею.
◁ Иподья́конский, -ая, -ое.
* * *
иподья́кон (от греч. hypó - под и дьякон), младший дьякон при архиерейском богослужении.
* * *
ИПОДЬЯКОН - ИПОДЬЯ́КОН (от греч. hypo - под и дьякон (см. ДЬЯКОН)), младший дьякон при архиерее (см. АРХИЕРЕЙ) .
иподья́кон и устарелое иподиа́кон (сохраняется в церковной речи); мн. иподья́коны, род. иподья́конов.
иподья́кон, иподья́коны, иподья́кона, иподья́конов, иподья́кону, иподья́конам, иподья́коном, иподья́конами, иподья́коне, иподья́конах
иподья́кон
"младший священнический чин", также подья́кон, др.-русск., цслав. иподиɪаконъ (Проск. Арсен. Сух. 330 и др.). Из греч. ὑποδιάκονος (Дюканж); см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 53; ИОРЯС 12, 2, 230.
иподьякон
- ИПОДИАКОН, (офиц.) и ИПОДЬЯКОН, иподьякона, м. [греч. hypodiakonos] (церк.). Церковнослужитель в православной церкви, прислуживающий архиерею во время богослужения.
прил.
1. соотн. с сущ. иподьякон, связанный с ним
2. Свойственный иподьякону, характерный для него.
3. Принадлежащий иподьякону.
Ипокрена, ы, ж.
В древнегреческой мифологии ключ, источник вдохновения, высеченный на вершине Геликона копытом Пегаса.
► Вдовы Клико или Моэта Благословенное вино В бутылке мерзлой для поэта На стол тотчас принесено. Оно сверкает Ипокреной, Оно своей игрой и пеной (Подобием, того-сего) Меня пленяло. // Пушкин. Евгений Онегин //
Из древнегреческой мифологии. Как сообщает известный поэт Древней Греции Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) в своем труде «Теогония», Ипокрена - это название источника на горе Геликон, который образовался от удара копыта Пегаса, коня Зевса, верховного бога Олимпа. Считалось, что всякий, .кто испил воды из Ипокрены, обретает поэтический дар, становится поэтом.
Иносказательно: источник поэтического вдохновения.
А. С. Пушкин («Батюшкову», 1815):
В пещере Геликона
Я некогда рожден;
Во имя Аполлона
Тибуллом окрещен,
И светлой Ипокреной
Сыздетства напоенный,
Под кровом вешних роз,
Поэтом я возрос.
ИПОКРИЗИЯ и, ж. hypocrisie f. устар. Лицемерие. Он проповедует страшнейшую ипокризию, повторяя, что цель оправдывает средства. Н. А. Герцен Мои встречи. // Огарев 1989 424. - А то <апробую> что без буржуазной ипокризии вы прямо заявили ей свои убеждения. Б. Маркевич Перелом. // РВ 1880 3 137. Вот какая Америка - и это рядом с таким пуританизмом и ипокризией. 4. 5. 1925. К. А. Сомов - А. А. Михайловой. // Сомов 274. Западно-европейские путешественники, посещавшие еще в старые времена Московской Руси, с особенным недоумением останавливались перед нашей национальной особенностью, которую они назвали "l'hypocrisie moscovite". Вот эта-то 'hypocrisie moscovite т. е., по философски осознанная и возведенная в религиозно-космическое начало, и есть жизненный нерв русского византийства, как миросозерцания. Соврем. 1915 10 242.
ИПОКРИТ - муж., греч. лицемер, личинник, притворщик, ханжа, облыжный и скрытный самотник, лукавый смиренник.
-а, м. устар.
Дурной человек, притворяющийся добродетельным; ханжа, лицемер.
Неужели Белинский худо сделал, что прямо высказал, да еще в какой неумолимой, резкой форме, при жизни самого Гоголя, то, как нашел его страшно изменившимся в последнее его время? Нет, только фарисеи и ипокриты могут его упрекнуть. Стасов, Непростительная фальшь.
[От греч. ‛υποκριτής]
ипокрит - лицемер, ханжа, смиренник
Ср. ύποκρίτης - толкователь (судья) умственного произведения, актер; - лицемер.
Ср. Κριτής (κρίνω, толкую) - истолкователь.
см. лицемер
ИПОКРИТ а, м. hypocrite <гр. устар. Дурной человек, притворяющийся добродетельным, ханжа, лицемер. БАС-1. Гипокрит. Лицемер, ханжа. Павленков 1911. Соравнение сего ипокрита с сыном маловозрастным кажется натурально, понеже как сей видя отца безнадежна и при смерти молчалив, тих и лицо печально имеет, так и той. Кантемир Соч. 1 241. Нет, только фарисеи и ипокриты могут его упрекнуть. Стасов Непростительная фальшь. Сперанский в последние годы царствования Александра I и при Николае - великий ипокрит и рядовой сановник. ОЗ 1873 2 2 175. Они < Маяковский, Асеев>, как какое-то дарение свыше, с пеной у рта оспаривают у более бледных гипокритов <фальшь>. 17. 5. 1927. Б. Л. Пастернак - Р. Н. Ломоносовой. // Минувшее 15 220. Единственные честные ипокриты - актеры. М. Чехов 1995 2 230. окказ. Ипокритизм а, м. Я не люблю ипокритизм поляков. Нижинский 2000 100. - Лекс. Алексеев 1776: ипокрит; Алексеев 1794: ипокри/т; БАС-1: ипокри/т.
ИПОКРИТИЧЕСКИЙ ая, ое. hypocrite. устар. Лицемерный. Как и большинство американских городов, заселены они ипокритическим народом, и. несмотря на liberty, никакой ни в чем свободы нет - все запрещено. 22. 11. 1922. Шаляпин - И.Ф. Шаляпиной. Я не люблю ипокритической жизни. Нижинский 2000 87.
ИПОКРИТКА и, ж. hypocrite. устар. Жен. к ипокрит. БАС-1. - Я не ипокритка и не обманщица.. я не хвалюсь и не терплю, чтобы другие хвалили меня за то, что у меня плохо. Черн. Что делать? - Лекс. БАС-1: ипокри/тка.
прил. устар.
1. соотн. с сущ. ипокрит, связанный с ним
2. Свойственный ипокриту, характерный для него.
3. Принадлежащий ипокриту.
I.
ИПОКРИТСКИЙ ая, ое. hypocrite. устар. Свойственный ипокриту, ипокритке. И. поступок. И. поведение. БАС-1. Истинно, не гипокрицким образом простираем прощение, но слезным, а будем ожидать высокой милости вашего величества. Юров и Абрам Ганибал Письмо из Парижа. // Леец 40. Хочет нас обоих одного другим раздавить .. по ипокритской спеси ему немудрено. 25. 2. 1792. Суворов - Д. И. Хвостову. // С. Письма 228. - Лекс. БАС-1: ипокри/тский.
II.
ИПОКРИТСКИЙ, ГИПОКРИЦКИЙ ая, ое. hypocrite. Лицемерный. Истинно, не гипокрицким образом простираем прошение, но слезным. Пекарский 1 165.
сущ., кол-во синонимов: 14
двоедушие (19)
двойственность (27)
двуличие (20)
двуличность (21)
криводушие (24)
лживость (20)
лицемерие (42)
лицемерность (19)
неискренность (25)
тартюфизм (14)
фальшивость (34)
фальшь (36)
фарисейство (16)
ханжество (30)
см. лицемерие
фарисейство, криводушие, лицемерность, лицемерие, двуличность, фальшь, тартюфизм, двуличие, двойственность, лживость, двоедушие, фальшивость, неискренность, ханжество
ИПОКРИТСТВО, ГИПОКРИТСТВО а, ср. hypocrite. устар. Притворство, лицемерие, ханжество. В нравственном отношении его <Сперанского> укоряют в ипокритстве. ОЗ 1873 2 2 197. Между нами есть, правда, много гипокритства; но это из всех пороков сестер не самый простительный. Е. Бакунина Восп. сестры милосердия. // ВЕ 1898 5 97. Смелейшие из английских писателей едва касаются одной стороны - их ипокритства, но Тэн обнаружил и другие свойства этих тартюфок. Лесков Шерамур. // 12-2 376. - Лекс. БАС-1: ипокри/тство.
ж.
Многолетнее вьющееся южное растение семейства вьюнковых с красивыми крупными воронкообразными цветками.
ИПОМЕ́Я -и; ж. [лат. Ipomoea] Вьющееся травянистое или кустарниковое растение сем. вьюнковых, с крупными воронкообразными цветками. Куст ипомеи.
* * *
ипоме́я - род вьющихся или стелющихся трав и кустарников семейства вьюнковых. Около 500 видов, главным образом в тропической зоне обоих полушарий. Возделывают батат. Некоторые ипомеи - декоративные растения.
* * *
ИПОМЕЯ - ИПОМЕ́Я ( (Ipomoea), род вьющихся или стелющихся трав и кустарников семейства вьюнковых (см. ВЬЮНКОВЫЕ) . Ок. 500 видов, главным образом в тропической зоне обоих полушарий. Возделывают батат (см. БАТАТ). Некоторые ипомеи - декоративные растения.
ИПОМЕЯ - род вьющихся или стелющихся трав и кустарников семейства вьюнковых. Ок. 500 видов, главным образом в тропической зоне обоих полушарий. Возделывают батат. Некоторые ипомеи - декоративные растения.
-и, ж.
Вьющееся травянистое или кустарниковое растение сем. вьюнковых, с крупными воронкообразными цветками.
Все цветы ипомеи открывались сразу, на глазах, и первое время быстро шевелили прозрачными лепестками. Паустовский, Героический юго-восток.
[лат. Ipomoea от греч. ’ι̃ψ, ’ιπός - червь и ‛όμοιος - похожий]
сущ., кол-во синонимов: 6
крученые панычи (3)
кустарник (357)
растение (4422)
утреннее сияние (3)
утренняя слава (3)
ялаппа (5)
ИПОМЕЯ и, ж. ipomée f. Многолетнее вьющееся южное растение из сем. вьюнковых с красивыми крупными воронкообразными цветами; ялапа. БАС-1. Из гостиной выхожу на полукруглую террасу, где спит густо разросшаяся, обвившая весь балкон ипомея, скромно свернув на ночь свои лиловые, розовые, малиновые и белые колокольчики. 1895. Микулич Зарницы 166. Роскошною пирамидою вьется кудрявая ипомея, вся обсыпанная, как изящная китайская башенка, разноцветными цветными колокольчиками, нежно натянутыми на невидимых основах. Е. Марков На своей борозде. // РВ 1896 9 86. - Лекс. Березин 1877: ипомея; БСЭ-2: ипоме/я.
ИПОМЕЯ - «крученые паничи», вьющееся растение сем. вьюнковых с цветами разной окраски; разв. в садах.
ИПОСТАЗИРОВАТЬ, ипостазирую, ипостазируешь, совер. и несовер., что (книжн. устар. филос.). То же, что гипостазировать.
= сущ. (греч. ὑπόστασις) - существо; лицо (напр. Троицы). (Евр. 1, 3).
ИПОСТА́СЬ -и; ж. [греч. hypostasis - сущность, основание]
1. Церк. В христианстве: особенность каждого из трёх лиц Троицы. Единый Бог существует в трёх ипостасях: Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. // То, что близко по смыслу, тесно примыкает к кому-, чему-л. другому. * Созданье, Сила и Основа Три ипостаси одного (Бальмонт).
2. Роль (социальная, профессиональная, семейная и т.п.) которую исполняет человек. Он числился в двух ипостасях: директора и главного инженера.
◁ В ипоста́си кого-чего. в зн. предлога. В качестве, в роли кого-л.; как кто или что-л. Журналист в ипостаси адвоката.
* * *
ипоста́сь (от греч. hypóstasis - сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование). Впервые введён Посидонием в I в. до н. э. В христианстве, начиная с патристики, термин «ипостась» (в значении форма проявления, способ бытия) служит для обозначения каждого из лиц триединого Бога (см. Троица).
* * *
ИПОСТАСЬ - ИПОСТА́СЬ (от греч. hypostasis - сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование (см. ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ)). Впервые введен Посидонием (см. ПОСИДОНИЙ) в 1 в. до н. э. В христианстве начиная с патристики термин «ипостась» (в значении форма проявления, способ бытия) служит для обозначения каждого из лиц триединого Бога (см. Троица (см. ТРОИЦА (догмат христианства))).
ИПОСТАСЬ (от греч. hypostasis - сущность - основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование). Впервые введен Посидонием в 1 в. до н. э. В христианстве начиная с патристики термин "ипостась" (в значении форма проявления, способ бытия) служит для обозначения каждого из лиц триединого бога (см. Троица).
ИПОСТА́СЬ (греч. ύποστασιζ) - один из важнейших терминов христ. богословия, синоним Лица в Пресвятой Троице. Первонач. в греч. яз. слово обозначало "существование", "реальность" (Аристотель, неоплатоники) в противоположность иллюзии. Этому значению близко употребление слова И. в Евр. I, 3. С этим значением связано и понимание его как "основы, базиса" (Евр. 3, 14 и 11, 1; 2 Кор. 9, 4 и 11, 17). Практически И. не различалась с "усия" (сущность). По свидетельству блаженного Феодорита, для мирской философии нет никакой разницы между "усией" и "ипостасью", ибо усия обозначает то, что есть, а ипостась - то, что существует. Но, по учению Св. Отцов, между ними имеется та же разница, как между общим и частным. На лат. яз. они переводились одним словом substantia, что сильно осложнило взаимопонимание лат. и греч. богословия в период становления тринитарного богословия. Лат. вариант термина "Лицо" - "persona" вызывал горячие протесты вост. Отцов, поскольку обозначал скорее внешний вид индивида, обличие, наружность, маску (личину). Св. Василий Великий усматривал в применении этого термина к учению о Св. Троице свойственную зап. мысли тенденцию, к-рая уже однажды выразилась в савеллианстве, делая из Отца, Сына и Св. Духа три модальности единой субстанции. В свою очередь, западные видели в термине И. выражение тритеизма и даже арианства. Но под влиянием каппадокийцев недоразумения были к 381 устранены: термин И. перешел на Запад, сообщая понятию "личность" его конкретное значение, а термин "Лицо" был принят и должным образом истолкован на Востоке. В этом проявилась кафоличность Церкви. Один и тот же догмат о Св. Троице исповедовали на Западе - исходя из единой сущности (essentia), переходили к трем Лицам, на Востоке же отправной точкой были три И. (и в них усматривали единую природу). Св. Григорий Богослов, объединяя эти точки зрения, говорит: "Когда я произношу слово "Бог", вы озаряетесь единым и тройственным светом - тройственным в отношении к особенным свойствам, или Ипостасям (если кому угодно так), или к Лицам (ни мало не будем препираться об именах, пока слова ведут к той же мысли) - я говорю "единым" в отношении к понятию сущности () и, следственно, Божества. Бог разделяется, так сказать, неразделимо и сочетавается раздельно; потому что Божество есть Единое в Трех, и едино суть Три, в к-рых Божество, или, точнее, к-рые суть Божество".
ИПОСТАСЬ (от греческого hypostasis - сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность. Впервые введен Посидонием в 1 в. до нашей эры. В христианстве начиная с патристики термин "ипостась" (в значении форма проявления, способ бытия) служит для обозначения каждого из лиц триединого Бога (смотри Троица).
- В христианстве - название каждого из лиц Бога в Троице (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой).
- Одна из нескольких сторон, ролей, качеств, воплощений, в которых проявляет себя внутренне единая сущность.
- Субстанция, сущность в христианстве, обозначающая каждого из лиц триединого бога.
- Церковный термин для обозначения одного из лиц Троицы.