Притяжательное к Август - священный, величественный (лат.).
28 (15) июня - блаженный Августин, епископ Иппонийский.
Притяжательное к Август - священный, величественный (лат.).
28 (15) июня - блаженный Августин, епископ Иппонийский.
БЛАЖЕ́ННЫЙ, БЛАЖЕ́НСТВО (греч. μακαρια - блаженство, счастье; μακαρ, μακαριόζ - счастливый, благоденствующий, богатый) - термины, употребляющиеся в нескольких значениях; выражают преимущественно религиозно-нравственный аспект данных состояний. В античном (языч.) мире "блаженными" обычно именуются боги (Гомер), потому что они воплощают мечту человека о счастье, а также уподобляющиеся богам люди; отсюда - "Острова блаженных" - местопребывание душ прославленных героев (Гесиод). Согласно Ветхому Завету Б. достигается в "жизни с Богом", означающей полное предание себя Богу, безграничную на Него надежду ("Блаженны все уповающие на Него", - Ис. 30. 18 и др.). В Новом Завете с утверждением веры в вечную жизнь происходит переход от понятия земного счастья к "небесному блаженству". В православии "блаженный" - титул глав некоторых Церквей (патриархов, архиепископов), а также именование святых, "угодивших Богу втайне" (Б. Никита Царьградский, 12 в., память 9/22 сент.), и тех, чья святость подтверждена преимущественно свидетельством др. людей. В Древней Руси "блаженными" стали называть святых из разряда юродивых. В церковных молитвах Б. именуются также усопшие государи и высшие духовные лица.
Б. (лат. beatus) - принятое в русском обиходе именование ряда святых других Церквей, прежде всего западных (католических), в тех случаях, когда почитание им установилось до разделения Церквей (1054 г.) и они включены в православные святцы (Августин Иппонийский, Иероним Стридонский). В самой Католической Церкви термин Б. прилагается к святому на первом этапе его канонизации.
Василий Блаженный. Икона 17 в.