Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

контакты

Практический толковый словарь

(от лат. Contactus - "Прикосновение") - соприкосновение, сближение, а в идеале и сотрудничество представителей различных цивилизаций, например, Человечества и ВЦ. Цели такого Контакта земляне до сих пор идеализируют или наоборот, значительно принижают, в случае, если интуитивно боятся его. В действительности, и сейчас неясно к каким конкретным последствиям может привезти вступление народов Земли в постоянную или эпизодическую связь с ВЦ. В настоящее время ученые в качестве примера могут рассматривать лишь случаи Контакта между развитыми земными народами (европейцами) и отсталыми земными же народами (папуасами, ганибалами и т.д.), которые имели самые печальные последствия для последних. Термин "контакты" охватывает широкий спектр явлений, сопровождающих встречи с НЛО и пришельцами: начиная с наблюдения НЛО на некотором удалении до прямых контактов между землянами и существами, выходившими из НЛО. По западным оценкам, самые ценные наблюдения - "непосредственные контакты", когда очевидец имеет возможность наблюдать происходящее на расстоянии, "не более 500 футов" (менее 170 м). Известный уфолог доктор Дж.Аллен ХАЙНЕК предложил следующую классификацию такого рода встреч:

- Близкие контакты первого рода (СЕ I). Речь идет о ситуациях, когда НЛО наблюдается на небольшом удалении, но объект не вступает во взаимодействие с наблюдателями или окружающей средой. Такие объекты могли производить большое впечатление на очевидцев (к примеру, совершая удивительные для землян маневры), но не оставляли никаких следов своего присутствия ни на земле, ни где-либо еще, а также не вступали ни в какие взаимодействия с наблюдателями. - Близкие контакты второго рода (СЕ II). НЛО оставляет после себя какие-либо следы своего пребывания (обожженную траву на предполагаемом месте приземления, сбои в работе электрического оборудования и др.). Близкие контакты 2-го рода могут иногда сопровождаться испуганным поведениям домашних животных, болезненными проявлениями у людей, временной остановкой автомобильных двигателей вблизи НЛО. Такие эффекты способны вызвать страх у свидетелей происшествия, даже если нет непосредственного взаимодействия между ними и НЛО. Отмечено, что близкие контакты 2-го рода довольно часто происходили посреди крупных автомагистралей. - Близкие контакты третьего рода (СЕ III). Это самая известная категория наблюдений НЛО. К этой категории Хайнек относит те происшествия, в которых участвуют "движущиеся" создания (имеются в виду живые уфонавты, однако, сюда же относятся "движущиеся" роботы и прочие неживые творения). Эта категория включает в себя самые различные описания существ, чье появление на глазах у людей так или иначе связывалось с НЛО, причем преобладают здесь рассказы о встречах с гуманоидами, меньше известно о встречах с существами явно негуманоидными (похожими на роботов, птиц, насекомых, на волосатые шары и т.д.), однако, и таких встреч немало, правда, непонятно, в каких случаях очевидцы видели реальный облик пришельца, в каких - "напускной". Часть предполагаемых пришельцев походила на обычных людей, отличаясь от них лишь ростом. В других случаях загадочные существа могли иметь лишь гуманоидные черты (одни имели небольшой рост, серую кожу, характеризовались отсутствием волос, другие имели высокий рост, стройное телосложение, лысые черепа, длинные носы или наоборот, полное их отсутствие). Различной могла быть и одежда (длинные мантии, обтягивающие комбинезоны, "снаряжение аквалангистов"). С НЛО ассоциировались также встречи людей с огромными, волосатыми, обезьяноподобными гуманоидами (типа йети). Иногда наблюдатели, видевшие одних и тех же "пришельцев" с разных точек, давали потом самые различные описания. Поведение пришельцев при контактах 3-го рода самое различное. Иногда уфонавты проявляют дружелюбие, иногда полное равнодушие к людям, иногда - враждебность по отношению к землянам (Жак Вале напоминал о сообщениях из Южной Америки, где существа, прибывшие на нашу планету в НЛО, якобы атаковали и убивали людей). Иногда выходившие из кораблей пришельцы парализовывали подошедших к ним людей с помощью какого-то похожего на стержень устройства (с лучом света или без него). К историям о контактах 3-го рода относятся рассказы о том, как инопланетяне похищяли землян и на борту своего космического корабля подвергали их унизительным (но лишь иногда болезненным) хирургическим операциям (вшиванию различных предметов под кожу, в нос, в кости, часто проявляется интерес к половым органам как мужчин, так и женщин... Многие описания контактов 3-го рода выглядят абсолютно абсурдно и нелепо (уфонавты просят людей принести им спички или угощают землян пирогами, якобы приготовленными на борту своего космического корабля, однако, последующий анализ показывает их вполне земное происхождение)... Как предостерегает Хайнек, к контактам 3-го рода следует относиться чрезвычайно осторожно. Среди факторов, которые следует учитывать, можно назвать: надежность свидетеля/свидетелей (с учетом вероятности галлюцинаций, мотивов для вымысла), логичность рассказа, соответствие той или иной истории с прочими повествованиями о встречах этой-же категории, любую подтверждающую информацию из других источников, свидетельства других наблюдателей в других точках, записи радаров, показания счетчиков, черных ящиков и т.д.

Контакты 4-го рода (CE-IV) - случаи похищений, когда земляне якобы забираются пришельцами на космические корабли и подвергаются там "медицинским осмотрам". Обычно такие воспоминания "извлекаются" из памяти людей в состоянии гипноза, и здесь нужно обратить внимание на противоречивость данного метода, результаты которого могут интерпретироваться неоднозначно (например, есть мнение, что "воспоминания" в состоянии гипноза представляют собой фантазии на почве оскорблений, испытанных в детстве). Вероятность мистификаций очень велика, и потому рассказы о контактах 4-го рода также требуют весьма осторожного к себе отношения. Можно выделить некоторые общие или часто встречающиеся элементы описаний встреч с НЛО, которые почти обязательно присутствовали в том или ином виде в рассказах:

- Обычно для наблюдений НЛО характерна "волнообразность": в течение некоторого времени (от дней до лет) поступают сразу множество сообщений из одного региона или страны. "Волны" имеют обыкновение распространяться чаще с востока на запад и возникают в среднем раз в 1,5 года. Исследователи обнаружили определенную корреляцию "волн НЛО" с астрономическими явлениями (например, с датами максимального сближения Земли и Марса), хотя это утверждение небесспорно. - Пришельцы имеют гуманоидные черты, хотя и обладают определенными отличиями от землян (в форме глаз или ушей). - Предполагаемые пришельцы показывались одному и тому же человеку в каком-либо уединенном месте (обычно ночью). - Вещественные свидетельства присутствия гостей из космоса на Земле обычно оказывались сомнительными либо отсутствовали вовсе. - Контакты между землянами и пришельцами зачастую осуществлялись посредством телепатии, иногда с помощью слов или изображений. - Послания, передаваемые людям, обычно содержали предупреждения о великих опасностях и катаклизмах, ожидающих человечество (например, об угрозе глобальной ядерной войны), выражали обеспокоенность представителей далеких цивилизаций судьбой народов Земли, заверения в том, что прибывшие на нашу планету представители иных миров беспокоятся о благополучии человечества, исполнены лучших намерений и потому просят доверять им. В некоторых случаях землянам мягко навязывалась смутно определяемая, но отчетливо синкретическая мировоззренческая система с множеством элементов индуизма. - Приписываемый инопланетянам технологический уровень, особенно в том, что касается их "космических кораблей", существенно варьируется от рассказа к рассказу. Так или иначе они отражают тот технологический уровень, который был достигнут человечеством к моменту данного контакта. - Многое из того, что якобы сообщалось пришельцами, является дезинформацией либо откровенным вымыслом и ложью. Во всех этих историях присутствует заметный метафизический привкус (связь гостей из космоса с Богом), однако верования предполагаемых инопланетян неизменно раскрываются довольно бессвязно. В некоторых случаях такие объяснения кажутся более или менее последовательными, но входят в серьезный конфликт с традиционными иудаисткими и христианскими верованиями. К особой категории можно отнести происшествия, когда люди наблюдали приведения, напоминавшие традиционные религиозные образы (к примеру, Деву Марию). При этом следует отметить, что послания человечеству, якобы полученные при подобных встречах, могли сильно отличаться по своему содержанию от привычных доктрин христианской веры. - Пришельцы призывают землян верить им, но тем не менее лгут и ничем не объясняют причин своей лживости. - Они всеми возможными способами препятствуют тому, чтобы их фотографировали (иногда не позволяют и смотреть на себя при ярком свете). Как правило, те имена, что они называли в качестве своих собственных, состояли из двух слогов. - Пришельцы утверждали, что у них не возникает проблем в адаптации к земным условиям, но никак не объясняли, как это у них получается. - Зачастую деятельность пришельцев кажется совершенно лишенной смысла. Например, команда корабля пришельцев могла, по свидетельству очевидцев, не заниматься ничем, кроме того, как прогуливаться по окрестностям, изучая попутно земную флору. - Речь и поведение гуманоидов часто характеризовались множеством непоследовательностей. К примеру, эти существа могли заявлять о своих исключительно благожелательных намерениях по отношению к землянам, но никоим образом не защищали контактеров от увечий или поврежденной одежды. - Нередко истории контактов кажутся просто фантастическими, хотя и не производят впечатления откровенной выдумки. Иногда не хватает деталей там, где, казалось бы, любой рассказчик привел бы их великое множество. А там, где контактеры, наоборот, сообщают мелкие подробности, последние представляются либо противоречивыми, либо абсурдными. - Встречаются случаи "интерференции восприятия", когда свидетели утверждают, что во время встреч с НЛО внезапно исчезали все шумы и звуки вокруг. - В описаниях космических кораблей пришельцев также можно усмотреть немало противоречий. По сути дела, можно только верить или не верить в то, что НЛО обладают какими-то средствами, позволяющими им нейтрализовать гравитацию и инерцию и совершать немыслимые по земным меркам маневры. И все же, по рассказам очевидцев, многие НЛО изрыгали мошнейшие струи пламени наподобие привычных нам ракетных выхлопов, что, вообще говоря, указывает на существенно менее совершенную форму движения реактивных аппаратов. В описаниях "крушений", якобы постигших НЛО, несуразности становятся еще более заметными. Высказывалось мнение, что неблагоприятные погодные условия в небе над юго- западным и пустынями США могли стать причиной аварий космических кораблей пришельцев в конце 1940-х годов. Однако почему-то игнорировалось то обстоятельство, что даже созданные людьми летательные аппараты того времени были в состоянии противостоять непогоде. - Особенно часто вместе с появлением НЛО создаются помехи работе средств связи, и в первую очередь радиосистем. Приемники в автомобилях могли издавать странные звуки или вообще выходить из строя. - Часто упоминаются различные температурные эффекты, чаще всего резкое ощущение холода. - Психологические и телесные ощущения (чувство тревоги, тошнота, головная боль) могут сопровождать встречи с НЛО или возникать после них. Нередко сообщалось о том, что у людей, оказавшихся свидетелями прохождения загадочных объектов в непосредственной близости, появлялась депрессия, ухудшалась ориентация в пространстве, возникала повышенная возбудимость. Иногда человек, вступивший в контакт с предполагаемыми инопланетянами, начинал ощущать себя совершенно иной личностью и даже проникался убеждением в том, что должен выполнить определенную "миссию" на Земле. - Очень люди, якобы видевшие НЛО и пришельцы, были связаны так или иначе с оккультизмом или входили в религиозные секты. - Авторство многих историй о встречах подобного рода принадлежит индивидуумам, вообще склонным к фантазиям. - Если верить рассказчикам, чаще всего происшествия, связанные с НЛО и гуманоидами, имели место сразу после пробуждения либо непосредственно перед отходом ко сну. - Часто контактеры характеризовались параноидными проявлениями (например, были твердо убеждены в существовании так называемой группы молчания, поставившей своей целью сокрытие правды об НЛО и инопланетянах). На протяжении всей истории уфологии большой популярностью пользовались "теории заговора", иногда весьма солидно аргументированные. Не все перечисленные элементы сохраняли одинаковую значимость во все времена. К примеру, предупреждения об угрозе глобальной ядерной войны стали упоминаться все реже и реже после 1950-х годов. Их заменили предостережения, касающиеся ухудшения экологического состояния нашей планеты и грозящей в связи с этим экокатастрофы. В 1970-х и 1980-х годах характер посланий "инопланетян" снова изменился: акцент переместился на духовное состояние человечества, ненавязчиво пропагандировалась синкретическая мировоззренческая система, перекликающаяся в немалой степени с индуизмом. Если до того истории о встречах с НЛО ограничивались, как правило, мирным одиночным контактом с пришельцами, то в дальнейшем стали все чаще сообщаться случаи жестокого обращения гостей из космоса с землянами (вплоть до изнасилований). Предполагаемые инопланетяне проявляли стойкий интерес к гениталиям людей. Такие рассказы невольно заставляют вспомнить инкубов и суккубов - злых духов, способных вступать в сексуальные отношения с мужчинами и женщинами. Описания встреч с НЛО и инопланетянами перекликаются с различными мифами, как древнейшими, так и современными. Утверждалось даже, что уфологическая литература напоминает своеобразную переработку практически всей мифологии человечества. Например, получившие в конце 1960-х и в 1970-х годах широкий резонанс теории о "древних астронавтах" основывались на гипотезе о том, что мифы о "богах" представляют собой отражение преданий о посещении Земли пришельцами из космоса на заре человечества. Нет единого мнения о том, какую именно цель преследуют НЛО, появляясь на глазах у землян (и даже - существует ли вообще такая цель!). Одно из предположений исследователей уфологов заключается в том, что это механизм, позволяющий изменить систему верований человечества. Сторонником этой гипотезы является, в частности, Жак Вале, считающий, что НЛО - "система управления" верованиями населения Земли. В поддержку этой гипотезы уфолог обращает внимание на следующее: предполагаемые пришельцы постоянно передают предупреждения о грядущих катаклизмах; пришельцы заверяют людей в готовности оказать помощь и в собственных добрых намерениях (при этом не забывая проводить над людьми эксперименты!). Именно очевидное отсутствия видимого смысла в некоторых встречах людей с НЛО и их обитателями иногда выдвигается в качестве аргумента в пользу того, что это способ влияния на верования человечества. Схема рассуждений такова: человеческий разум не может понять, что стоит за происшествиями такого рода, всеми силами стремится найти удовлетворительную интерпретацию в результате как бы подготавливает себя к тем объяснениям, которые, как считается, будут предложены в конце концов. Весьма активно обсуждается также, кому принадлежит эта система управления и что этот "некто" надеется с ее помощью получить. Согласно одному из мнений, за феноменом НЛО не скрывается никто, равно как и никто эту деятельность не координирует. Он представляет собой практически независимые события, истоки которых коренятся в области человеческого воображения и сильного желания верить в необычное. Отвергающие эту точку зрения уфологи допускают мысль о том, что так называемый феномен НЛО - это сверхзаговор с целью изменить мировоззрение населения Земли посредством тщательно инсценированных появлений НЛО и подготовить планету к объединению под началом единого правительства. Проще сказать, речь идет о преобразовании мира в пользу крошечной группы людей. В какой-то степени перекликается с этой гипотезой другая, пожалуй, более духовная и эсхатологическая, в соответствии с которой все, что связано с НЛО - дьявольский обман с целью изменения верований людей и подготовки почвы для грядущего прихода и царствования Антихриста в конце данного этапа истории человечества. Долгое время феномен контактов с НЛО считался безусловным доказательством посещения Земли инопланетянами. Сейчас эта точка зрения менее популярна, все чаще говорят, что контакты с НЛО и уфонавтами - это один из аспектов гораздо более широкого духовного и психологического феномена, может быть даже с некоторыми отличительными признаками оккультизма и мистицизма.

Бог сотворил землю. С этого началась история земли, но не вселенной. Земля - это всего лишь один дом (учреждение) в огромном и необъятном космосе. Каждое учреждение этого города предназначено для определенных целей. Человек, будучи созданным, по образу и подобию Божьему, построил тюрьму строгого режима, общую и вольное поселение т.е. - ссылку (резервацию). Первые ссыльные на земле были Адам и Ева. Господь сотворил гораздо больше уровней и подуровней, чем это удалось человеку. Все это можно грубо представить, как разновидность стран земли. Каждая планета отличается не столько климатическими условиями, сколько культурой и духовным состоянием населяющих ее сущностей. Сегодня я хочу нас поздравить с тем, что мы все находимся в резервации т.е. в ссылке. "Не думай, что если ходишь, то значит не сидишь". Ссылка - это гораздо лучше, чем тюрьма более строгого режима. Самое плохое место на земле - это щадящий уровень наказания. Каждый последующий уровень "тюрьмы" выглядит гораздо хуже. В тюрьму Господь отправляет человека не за конкретный поступок, а за определенное состояние души, которое недопустимо в том или другом месте. "Не так страшно убийство физическое, как убийство духовное." - библия. Будучи на Земле, человек постоянно получает наказания. Более жадного - чаще обворовывают, слишком гордого - чаще унижают, самонадейного - чаще ставят на место. Один человек наказывает другого, сам того не подозревая. Мы, как пауки в банке пытаемся сожрать друг друга, не понимая смысла пребывания на Земле. В отличие от человеческой тюрьмы, отсидев срок и не исправившись мы можем попасть в более худшие условия примерно такой же планеты, как Земля или на много хуже. Самоубийство - это, как побег из тюрьмы. За побег идет дополнительное наказание. Тюрьма в первую очередь это наше тело. Никто не может сказать, что он хотел родиться на этой Земле и в этом теле. Никто не управляет ростом клеток собственного тела, или работой внутренних органов. Мы пользуемся своим телом, как автомобилем (средством передвижения). Мы можем заливать разные жидкости в наш "автомобиль", заменять отдельные части тела на протезы, однако наше "Я" при этом остается неизменным. Наше истинное "Я" сидит внутри тела, управляет примитивными функциями и весит примерно от 2,5 до 6,5 грамм. Всякий, совершающий, плохие поступки по непониманию, имеет шанс на прощение. Нам не надо думать о том, что мы сделали когда-то. Христос сказал - "Забудьте все, что было". Для Бога важно определенная чистота помыслов (Души), которое мы имеем в различных условиях нашей сегодняшней жизни. "Самое страшное зло находится в вашем сердце" - библия. Не истребив зло внутри себя, мы не будем прощены. Нас не впустят в приличное общество. Контакты с другими мирами у нас ограниченны. Не всякий тюремщик пожелает зайти в камеру к уголовникам и распивать с ними чай. Инопланетяне также ограниченны законом о контакте с "заключенными". Мы еще очень долго периодически, случайно будем встречать летающие "тарелки", но вступать с нами (заключенными) в контакт мало кто желает. Инопланетяне встречаются двух типов. Редко с высокой духовностью, чаще с низкой духовностью "слуги нисших миров". Низшие миры разделены не по техническим характеристикам,а по духовным. Внешность всегда обманчива. "Если к тебе ктото явится - испроси у него, кто он на самом деле" - библия. (Даже мы умеем делать пластические операции.) Человек для низших миров всего-лишь источник эмоциональной энергии, которую с легкостью они "поглощают" при контактах любого уровня. Пришельцы ограниченны в своих действиях. Одно только упоминание имени Христа заставляет их менять свои эмоции и поступки. Для вышсших созданий мы не представляем сиюминутного интересса, как духовно не сформировавщиеся существа.

Глагольная сочетаемость

налаживать контакты => существование / создание

Словарь галлицизмов русского языка

КОНТАКТЫ ов, мн. contact m. Разг. Контактные линзы из стекла или пластмассы, накладываемые на роговицу для исправления некоторых дефектов зрения. Отметим также, что в военно-воздушных силах Франции летчикам уже разрешают полеты в таких линзах (в очках они запрещены).. Производство контактов стремительно растет. Неделя 1980 41 18. разг. Контактные линзы. Сейчас многие заменили очки импортными и отечественными "контактами". РР 2003 3 48. - Лекс. СМ-80: конта/кты.

Полезные сервисы

контакты языковые

Гуманитарный словарь

КОНТА́КТЫ ЯЗЫКОВЫ́Е - сосуществование и взаимодействие яз. (или разных форм одного и того же яз.) в языковом сознании индивида и в языковом коллективе. Важнейшим условием, делающим К. Я. возможным, является многоязычие (и его частный случай двуязычие). Результатом К. Я. двух или б. яз. являются обычно языковые изменения в одном из них, в обоих или во всех. Следствием интерференции м. б. сближение языковых систем и образование языковых союзов. Источник последствий К. Я., отличных от интерференции, - неадекватные представления носителей первого яз. о втором яз. (Напр., широкое распространение в англ. яз. жителей Индии форм на -ing). Особые следствия К. Я. - возникновение койне, с одной стороны, и пиджинов и пиджинообразных образований, с др. Помимо перечисл. выше изменений яз. и случаев образования новых яз. и языковых форм существуют принципиально иные следствия К. Я., относящиеся к тому, как используются яз. многоязычным индивидом или языковым коллективом. Радикальным следствием К. Я. м. б. полное или частичное (в рамках данного языкового коллектива) исчезновение одного или неск. из контактирующих яз.

Лит.: Щерба Л. В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Л., 1958; Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. 1; Розенцвейг В. Ю. Языковые контакты: Лингвистич. проблематика. Л., 1972; Вайнрайх У. Языковые контакты: Пер. с англ. Киев, 1979.

Лингвистика

Конта́кты языковы́е

(от лат. contactus -

прикосновение) - взаимодействие двух или более языков, оказывающее

влияние на структуру и словарь одного или многих из них. Социальные

условия К. я. определяются необходимостью общения между

представителями разных этнических и языковых групп, вступающих между

собой в интенсивные связи по хозяйственным, политическим и другим

причинам. К. я. происходят благодаря постоянно повторяющимся диалогам, постоянному общению между носителями

разных языков, при которых используются оба языка либо одновременно

обоими говорящими, либо порознь каждым из них. Соответственно возможно

либо активное владение двумя языками (двуязычие в строгом смысле слова,

когда каждый из говорящих может говорить на том и другом языке), либо

пассивное понимание чужого языка. По новейшим данным нейролингвистики, К. я. осуществляются внутри

каждого из двуязычных говорящих таким образом, что одно полушарие коры

головного мозга владеет одним языком (обычно левое, или доминантное,

владеет главным языком общения в данном ареале, например американским

вариантом английского языка в США), тогда как

другое полушарие (чаще всего правое) понимает или знает в ограниченной

степени второй язык (например, один из американских индейских в США); по

каналам межполушарной связи формы одного из языков, находящихся в К. я.,

передаются в другое полушарие, где они могут включаться в текст,

произносимый на другом языке, или оказывать косвенное влияние на

строение этого текста.

Результаты К. я. по-разному сказываются на разных уровнях языка в

зависимости от степени вхождения их элементов в глобальную целостную

структуру. Наименее структурированы (интегрированы в пределах

словаря в целом) группы специальных терминов для узких областей

использования языка, поэтому они могут быть заимствованы целиком (как

итальянские музыкальные термины в русский и многие другие европейские

языки в 18 в., голландские термины, относящиеся к мореходству, в русский

язык Петровской эпохи и т. д.). Относительная свобода отдельного слова в

пределах части словаря, в которую оно входит, облегчает заимствование или семантический сдвиг (в частности, калькирование - передачу внутренней формы иноязычного слова) под влиянием

К. я., в т. ч. и по отношению к употребительным словам обиходной лексики, чаще всего с конкретными

(неграмматикализованными) словарными значениями. Заимствование слов с

грамматическими значениями (например, личного местоимения 3‑го л. ед. ч. женского рода из древнескандинавского языка в

древнеанглийский или послелога типа древнеперсидского radiy из древнеиранского языка в

общеславянский, ср. русское «ради») возможно при тесных К. я.

родственных языков. В этих же условиях осуществляется заимствование

аффиксов не только со словообразовательными

значениями (часто перенимаемыми при массовых лексических заимствованиях

слов, их включающих, ср. русское ‑ир-овать в заимствованиях из немецкого через польский и

т. п.), но и со значениями грамматическими (в языках балканского языкового союза, австралийских языках нганди и ритхарнгу и т. п.).

Поэтому распространённое утверждение о том, что К. я. не могут

привести к возникновению «вторичного» (аллогенетического) родства

языков нуждается в той оговорке, что по отношению к родственным языкам

К. я. могут существенно увеличить на более позднем этапе степень их

близости.

При сохранении основного набора морф,

выражающих грамматические значения, сами эти значения и правила

комбинации морф могут при наиболее интенсивных К. я. почти полностью

заимствоваться из второго языка, с которым осуществляется контакт. Это

характерно для креольских языков,

сохраняющих морфный набор романских языков или

английского языка, но передающих посредством этого набора систему

грамматических значений второго языка - западноафриканского или австронезийского, при К. я. с которым

образовался данный креольский язык. Каждая из исходных морф при этом

претерпевает существенные семантические сдвиги, ср. belong (из англ. belong

‘принадлежать’) в функции грамматического показателя принадлежности (в

сочетаниях типа (think-think belong me ‘мои

мысли’) в неомеланезийском языке (язык Папуа - Новой Гвинеи,

образовавшийся на основе языка пиджин-инглиш).

К наиболее распространённым результатам К. я. относится возможность

изменения системы фонем одного (или обоих)

контактирующих языков. Эти изменения могут касаться либо фонетической реализации одной или нескольких

фонем (произношение определённых смычных как

глоттализованных в осетинском языке под влиянием

фонетических систем соседних северокавказских языков), либо всей фонологической системы в целом (в славянских,

восточнороманских языках и т. п.). Одновременное совпадение структуры

фонологической системы, части обиходного словаря, некоторых

грамматических категорий (при возможности их выражения разными

средствами в каждом из контактирующих языков) характеризуют языковые

союзы, возникающие при К. я. (например, балканский языковой союз).

Языки, образующие языковой союз, могут при К. я. функционировать в

качестве разных воплощений одной абстрактной языковой системы, самими

говорящими воспринимаемой как единое целое, несмотря на различие

двух (или более) способов кодирования этой системы, хотя одному из этих

способов может быть отдано предпочтение. В частности, в зоне

литовско-польско-белорусского языкового пограничья (на территории

древнего Великого княжества Литовского, где могут отражаться следы

К. я., осуществлявшихся в период социального единства всех входивших в

него языковых групп) сами говорящие оценивают используемый ими

славянский язык как основной, что соответствует и количественному

соотношению между членами контактирующих языковых групп. Обычно при

двуязычии (или многоязычии) этого типа каждый

текст существует в двух (или более) языковых воплощениях, в каждое из

которых могут быть включены фрагменты (более или менее обширные) из

параллельно существующего варианта того же текста на другом языке.

Образование креольского языка происходит в том случае, если единая

система лексических и грамматических значений,

возникшая при К. я., начинает кодироваться посредством набора морф,

заимствованных преимущественно из одного языка, но переосмысленных в

соответствии с данной системой значений; обычно при этом правила

грамматики упрощаются, что делает возможным сравнение с грамматикой детского языка. Особый случай представляет такое

двуязычие, при котором один из взаимодействующих языков (например,

английский язык в США и Канаде) явно представляет собой основную

систему, на которую ориентируются говорящие, изменяющие фонетические,

лексические и другие характеристики второго из используемых ими языков

под влиянием более престижного первого языка. В этом случае К. я. может

в конце концов привести к победе первого языка, в слабой степени

меняющегося в ходе этого процесса. Третьим возможным случаем развития

языков, связанного с К. я., может быть видоизменение основного языка

общения под влиянием языка более престижного, но не становящегося

основным. Этот случай имеет место при диглоссии - взаимодействии с языком, обладающим

культовым или социальным престижем, но ограниченным в своих функциях

(как разные изводы церковнославянского языка

у южных и восточных славян, арабский язык - у

неарабоязычных мусульманских народов и т. п.); функциональное различение

языков при диглоссии отличается от сходных функций двух языков при

билингвизме.

В качестве частного случая К. я. можно рассматривать контакты диалектов одного языка и литературного языка, основанного на одном из этих

диалектов (или на соединении разнодиалектных характеристик в одном койне - общем наддиалектном языке). В этом случае в

ещё большей степени, чем по отношению к родственным языкам (некогда тоже

являвшимся диалектами одного языка), возможно заимствование (точнее,

взаимопроникновение) всех форм, включая словоизменительные. Поэтому в составе каждого

диалекта в условиях К. я. (если диалект не изолирован полностью по

особым географическим или социальным причинам) обычно имеется

значительное число инодиалектных форм; «чистый» диалект без

инодиалектных примесей в большинстве случаев - удобная идеализация, не

имеющая конкретной опоры в фактах лингвистической географии.

Поливанов Е. Д., За марксистское языкознание, М.,

1931;

Жирмунский В. М., Национальный язык и социальные диалекты,

Л., 1936;

Щерба Л. В., Избранные работы по языкознанию и фонетике,

Л., 1958;

Бодуэн де Куртенэ И. А., Избранные труды по общему

языкознанию, т. 1, М., 1963;

«Новое в лингвистике», в. 6. Языковые контакты, М., 1972;

Вайнрайх У., Языковые контакты, пер. с англ., К.,

1979;

Pidginization and creolization of languages, Camb.,

1971;

Silverstein M., Chinook jargon: language contact

and the problem of multi-level generative systems, «Language», 1972,

v. 48, № 2-3;

Pidgins and creoles, Wash., [1974];

Naro A. J., A study on the origins of

pidginization, «Language», 1978, v. 54, № 2;

Heath J., A case of intensive lexical

diffusion, A: Arnhem Land, Australia, там же, 1981, v. 57, № 2.

Вяч. Вс. Иванов.

Социолингвистика

Полезные сервисы