Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

монас

Словарь иностранных слов

МОНАС (греч. единица). По учению Пифагора, единица - образ совершенства, от нее все происходит и к ней все стремится.

Полезные сервисы

монастрия

Этимологический словарь

мона́стрия

"монахиня", церк., др.-русск. манастриС© (Син. Патер. ХI в.; см. Срезн. II, 109). Из греч. μονάστρια - также "монахиня"; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 121. Относительно -а- ср. монасты́рь.

Полезные сервисы

монастырев

Словарь русских фамилий

МОНАСТЫРЕВ МОНАСТЫРСКИЙ МАНАСТЫРНЫЙ

От мирского имени Монастырь, известного с XVI в..- Монастырев. А фамилии Монастырский мог получить крестьянин, приписанный к монастырбю или к слуге монастыря и т.п. (Э)

Полезные сервисы

монастырек

Толковый словарь

м. разг. 1. Уменьш. к сущ.: монастырь (1,2). 2. Ласк. к сущ.: монастырь (1,2)

Синонимы к слову монастырек

сущ., кол-во синонимов: 2

монастырь (22)

монастырёк (1)

Полезные сервисы

монастырёк

Орфографический словарь

монастырёк, -рька́

Полезные сервисы

монастыри

Энциклопедический словарь

Монастыри́ (от греч. monastērion - келья отшельника), в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие - буддийские монастыри (середина 1-го тысячелетия до н. э., в Индии). Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников (III-IV вв. в Египте). В средние века в Европе монастыри - крупные землевладельцы. Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела. На Руси появились в XI в.; крупнейшие мужские монастыри в России назывались лаврами.

В Индии и Китае распространены пещерные буддийские монастыри, в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии - ансамбли деревянных храмов-павильонов, в Тибете, Монголии - строго регулярные комплексы ламаистских монастырей. Первые христианские монастыри Северной Африки и Ближнего Востока имели облик крепостей. Чёткая регулярная композиция отличает средневековые европейские католические монастыри, более свободная живописная планировка присуща православным монастырям Балканского полуострова, Малой и Передней Азии, Руси, Грузии, а также армянским монастырям.

* * *

МОНАСТЫРИ - МОНАСТЫРИ́ (от греч. monasterion - келья отшельника), в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужской монастырь) или монахинь (женский монастырь), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие - буддийские монастыри (сер. 1-го тыс. до н. э., в Индии). Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников (3-4 вв. в Египте). В средние века в Европе монастыри - крупные землевладельцы. Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела. В России крупнейшие мужские монастыри назывались лаврами.

В Индии и Китае распространены пещерные буддийские монастыри, в Китае, Японии, Юго-Вост. Азии - ансамбли деревянных храмов-павильонов, в Тибете, Монголии - строго регулярные комплексы ламаистских монастырей. Первые христианские монастыри Сев. Африки и Ближнего Востока имели облик крепостей. Четкая регулярная композиция отличает средневековые европейские католические монастыри, более свободная живописная планировка присуща православным монастырям Балканского п-ова, Малой и Передней Азии, Руси, Грузии, а также армянским монастырям.

Большой энциклопедический словарь

МОНАСТЫРИ (от греч. monasterion - келья отшельника) - в буддизме, христианстве (православии и католицизме) общины монахов (мужской монастырь) или монахинь (женский монастырь), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие - буддийские монастыри (сер. 1-го тыс. до н. э., в Индии). Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников (3-4 вв. в Египте). В средние века в Европе монастыри - крупные землевладельцы. Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела. В России крупнейшие мужские монастыри назывались лаврами. В Индии и Китае распространены пещерные буддийские монастыри, в Китае, Японии, Юго-Вост. Азии - ансамбли деревянных храмов-павильонов, в Тибете, Монголии - строго регулярные комплексы ламаистских монастырей. Первые христианские монастыри Сев. Африки и Ближнего Востока имели облик крепостей. Четкая регулярная композиция отличает средневековые европейские католические монастыри, более свободная живописная планировка присуща православным монастырям Балканского п-ова, Малой и Передней Азии, Руси, Грузии, а также армянским монастырям.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Троице-Сергиева Лавра.

Троице-Сергиева Лавра.

МОНАСТЫРИ (от греческого monasterion - место для уединения), в буддизме, христианстве (православии и католицизме) поселения монахов (мужской монастырь) и монахинь (женский монастырь), подчиняющихся единым правилам жизни (устав). Древнейшие - буддийский монастырь (середина 1-го тысячелетия до нашей эры, в Индии). Крупнейшие православные монастыри называют лаврами.

В Индии и Китае распространены пещерные буддийские монастыри; в Китае, Японии, странах Юго-Восточной Азии - ансамбли деревянных храмов-павильонов; в Монголии, Тибете - строго регулярные комплексы ламаистских монастырей. Христианские монастыри Северной Африки, Ближнего Востока и другие имели облик крепостей. Четкая регулярная композиция отличает европейские католические монастыри, более свободная живописная планировка - православные монастыри Балканского полуострова, монастыри Азии, Руси, Грузии, Армении.

Монастырь Тянгбош, Непал.

Монастырь Тянгбош, Непал.

Монастырь в Утрехте, Нидерланды.

Монастырь в Утрехте, Нидерланды.

Монастырь Монтсеррат, Барселона, Испания.

Монастырь Монтсеррат, Барселона, Испания.

Монастырь Сучевита, Румыния.

Монастырь Сучевита, Румыния.

Словарь иностранных слов

МОНАСТЫРИ - общежития лиц, давших монашеский обет и подчиняющихся общему монастырскому уставу.

Полезные сервисы

монастыри в россии

Гуманитарный словарь

МОНАСТЫРИ́ в России - на Руси первые М. появились в Киеве вскоре после принятие христ-ва (10-11 вв.), в сер. 11 в. был основан Киево-Печерский М. К сер 13 в., ко времени монг. нашествия, действовало до 70 М., около пол. из них приходилось на Киев и Новгород. Преобладали гор. и пригородные М., основанные князьями (из 70-ти - не менее 30-ти), епископами, боярами, купцами. Они существовали на деньги вкладчиков и, в отличие от Киево-Печер. М., придерживались не общежительного, а келлиотского (особножительного) устава. В рез. реформы основателя Троице-Сергиева М. Сергия Радонежского (14 в.) получили распространение "пустынные" общежительные М., располагавшиеся вдали от городов. Свыше 30 М. составили "школу преп. Сергия". Монаст. колонизация шла параллельно с крестьянской и способствовала освоению отдаленных районов. Пользуясь тарханами - феодальным иммунитетом, М. вели крупное хозяй-ство. Им принадлежали огромные земельные владения, крепостные крестьяне. М. организовывали промыслы, развивали ремесла, вели торговлю. Нек-рые из них получили значит. адм. полномочия на местах. М. пользова-лись большим полит. влиянием, оказывали вел. князьям активную поддержку в создании рус. централиз. гос-ва. Вплоть до 17 в. мощные креп. укрепления М. имели оборонит. значение. Отд. М. использовались властями как дух. и полит. тюрьмы, а также для насильств. пострижения полит. противников и неугодных жен. М. были центрами др.-рус. культуры. В них сочинялись и переписывались книги, велись летописи, работали художники, арх., музыканты. При М. открывались школы. В 16-17 вв. привилегии постепенно отменялись, монаст. землевладение ограничивалось. Петр I строго регламентировал жизнь М., значительно сузил их имуществ. права. При Екатерине II в 1764 проведена секуляризация монаст. земель. М., включенные в штаты, получили гос. содержание. С кон. 18 в. М. вновь стали получать зем. участки, пользовались покр-вом императоров. В 1910 в России было 460 муж. и 429 жен. правосл. М. Декрет об отделении церкви от гос-ва (23 янв. 1918) объявил имущество М. всенар. достоянием, большая часть М. была разорена и закрыта. Со 2-й пол. 1980-х гг. началось возвращение Церкви мн. М. и возрождение монаст. жизни.

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА - древнейший ("старший") и самый знаменитый М. Киевской Руси. Основан монахом Антонием Печерским в искусств. пещерах (печерах) на бер. Днепра в 1051. Мн. русск. М. переняли его общежит. устав, введенный впервые на Руси учеником и последователем Антония Феодосием по образцу константинопольского Студийского М. В 11-13 вв. обитель славилась благочестием иноков, их монаш. подвигами и чудесами. Вклады князей, бояр, купцов привели к обогащению М., превратившегося в крупного землевладельца. М. был центром распространения христ-ва, боролся за независ. рус. церковь, оказывал влияние на политику киевских князей и пользовался их поддержкой. С 1071 - архимандрия. Один из гл. очагов др.-рус. книжности и культуры. Основателем монаст. б-ки был Феодосий Печерский. В М. велось летописание. Ок. 1113 монах Нестор написал знамен. "Повесть Временных лет". Здесь зародилась рус. агиографич. лит-ра. В 13 в. создан "Киево-Печер. патерик" - сб. сказаний о жизни и подвигах монахов. Работали иконописцы, художники по мозаике, архитекторы. В 1240 М. разорен нашествием Батыя, в 14 в. возобновил деятельность. В 16-17 вв. вел борьбу против Брестской унии и католицизма. С 1598 - лавра, ставропигия Константинопольского патриарха. В нач. 17 в. при лавре организована первая в Киеве типография. Архим. Петр Могила основал в К.-П. Л. уч-ще, положившее начало Киево-Могилянской академии. В 17 в. лавра пользовалась покровительством укр. гетманов, затем рус. царей. С 1688 подчинена Моск. патриарху, с 1786 - киевскому митрополиту, с 1702 заняла 1-е место в иерархии рус. М. Издавна была объектом паломничества. М. был закрыт в 1929, действовал в 1942-44. На терр. К.-П. Л. находится комплекс укр. музеев. Архит. пам. 11-18 вв.: законсерв. развалины Успенского собора (1073, разр. в 1941), многочисл. сооружения в стиле укр. барокко (архит. С. Ковнир, И. Шедель и др.). В пещерах - могилы Феодосия, Никона и др. знаменитых иноков. В К.-П. Л. похоронены кн. Ф. Острожский, гр. П. Румянцев, кн. Н. Долгорукая, В. Кочубей, И. Искра и мн. др.

ЮРЬЕВ МУЖ. М. - древнейший в Новгороде. Основан не позднее 1119 (по др. версии, заложен в 1030 Ярославом Мудрым) на бер. Волхова, ныне в черте города. Возник как княжеский, стал гос. М. Новгор. респ., вторым после владычного дома феод. собственником. После присоед. Новгорода к Москве большая часть владений конфискована. Георг. собор (нач. в 1119, мастер Петр) - 6-столпный, вытянут по оси В.-З., с тремя главами и лестничной башней. В интерьере сохранились фрагменты фресок 12 в. Георг. собор - шедевр архитектуры 12 в., второй по значению пам. новгор. школы после Софии Новгородской. История мон. освещена большим числом актов 12-17 вв.

ДАНИЛОВ М. - древнейший моск. мужск. М., основан ок. 1282 кн. Даниилом Александровичем. Входил в систему оборон. сооружений, участвовал в отражении набегов крымских татар (Казы-Гирей, 1591). В 1606 у стен Д. М. произошло сражение войск И. Болотникова с армией царя В. Шуйского. В Д. М. в 19 в. были похоронены видные деятели рус. культуры, прах к-рых в 20 в. был перенесен на др. кладбища. Закрытый после Окт. рев-ции, Д. М. в 1983 был возвращен церкви, стал всецерковным пам. 1000-летия крещения Руси, администр. цент-ром Рус. Правосл. Церкви и резиденцией Моск. патриарха.

ВАЛААМСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖ. М. - старейший в Приладожье. Расположен на о-ве Валаам в сев. части Ладожского оз. По мнению б-ва ученых, осн. в 1-й пол. 14 в. новгородцами (по др. гипотезе - в кон. 10 - 1-й пол. 11 в.). Участвовал в монаст. колонизации края, христианизации Карельской земли, был крупным центром и "отцом М. северных". Находясь на границе рус. и шведских владений, не раз подвергался враж. нападениям. В 1611 сожжен шведами, опустел и был восстановлен в 1715 по иниц. кирилло-белозерского игумена Иринарха. В 1736 признан пр-вом как доказательство правосл. принадлежности края. В 18 в. возродил культ местных святых Сергия и Германа, с кон. 18 в. начал кам. стр-во. После рус.-швед. войны 1808-09 включен в состав Финляндии под упр. петерб. митрополита. Стал центром правосл. жизни Приладож. Карелии, прославился строгим общежит. уставом, скитами, хор. налаженным х-вом, превратился в центр паломничества. Вжился в финл. об-во, после провозглашения независимости Финляндии монахи приняли финл. подданство. В 1940 о-в Валаам возвращен СССР. Монахи ушли в Финляндию, осн. Ново-Валаамский М. в Папинниеми. В 1989 В. М. возвращен Рус. Правосл. Церкви.

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА - крупнейший рус. муж. М., расположенный в г. Сергиев Посад. Основан в сер. 14 в. монахом Сергием Радонежским (ок. 1353-92 - игумен, канонизирован в 1448), к-рый ввел в М. общежит. устав. Новая обитель жила "нищенско и сиротинско". Однако благодаря личности настоятеля М. играет заметную роль в полит. жизни страны, в подготовке Куликовской битвы, в междукняж. отношениях, способствует возвышению Москвы. Т.-С. М. послужил образцом для др. общежит. М., открытых учениками и последователями Сергия в Москве (Андроников и Симонов), Подмосковье (Высоцкий и др.) и отдаленных р-нах (Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Соловецкий и мн. др.). Участвовал в феод. войне 2-й четв. 15 в. В Т.-С. М. удельные князья схватили Василия II и позднее ослепили его. В 15-17 вв. М. стал крупным феод. собственником, умело использовал свое положение на торг. путях. Сооружение кам. стены с башнями (сер. 16 в., усилена в сер. 17 в.) превратило М. в крепость. В 1561 настоятель Троицы получил сан архимандрита, и М. занял 1-е место среди рус. М. (с 1702 - 2-е после Киево-Печер. лавры). В Смутное время выдержал 16-мес. осаду войск Лжедмитрия II (1608-10), энергично поддерживал 1-е и 2-е земские ополчения. В 17 в. - источник безвозвратных займов царей. В 1682 в Т.-С. М. спасались от стрелец. бунта царевна Софья и цари Иван и Петр; в 1689 Петр I укрывался от заговора царевны Софьи. Со времени Сергия Радонежского М. - важнейший центр ср.-век. рус. культуры. В его стенах была собрана крупнейшая монаст. б-ка, действовала книгописная мастерская, велось летописание. В 15 в. в Т.-С. М. возникла собств. лит. традиция, жили и работали Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Максим Грек, А. Палицын, Д. Зобниковский, С. Шаховской, С. Азарьин и др. изв. писатели 15-17 вв. М. вел большое кам. стр-во, приглашал знаменитых художников, мастеров прикл. иск-ва. Здесь сформировался талант А. Рублева, Д. Черного, С. Ушакова и мн. др. В 1744 Т.-С. М. присвоено наименование лавры. Т.-С. Л. - центр дух. образования (с 1742 - дух. семинария, с 1814 - дух. академия), религ. паломничества. С 1920 - ист.-худ. музей, с 1940 - музей-заповедник. Уникальный архит. ансамбль включает более 50 зданий и сооружений: соборы Троицкий (1422-23, иконостас А. Рублева и Д. Черного) и Успенский (1559-85, фрески 1684), Духовная ц. (1476-77), Больничные палаты с ц. Зосимы и Савватия (1635-38), царские чертоги (кон. 17 в.), трапезная (1686-92), колокольня (1740-70, И. Шумахер, И. Мичурин, Д. Ухтомский) и мн. др. В наст время - дух. центр Русск. Правосл. Церкви. С 1970 священноархим. лавры является Патриарх Моск. и всея Руси.

СПАСО-ЕВФИМИЕВСКИЙ М. - муж. М. в г. Суздале. Основан в 1352 суздальско-нижегор. кн. Борисом Конст. и монахом Печерского Нижегор. М. Евфимием. В 1445 после поражения у стен М. войска Василия II разорен татарами. В 1608-09 - оплот захвативших Суздаль войск Лжедмитрия II. В 1670-80-х гг. сооружена сохранившаяся до наших дней кам. стена с башнями. С 15 в. - крупный вотчинник, в 80-е гг. 17 в. - владелец 10-300 душ крестьян муж. пола. В 17 в. в С.-Е. М. устроена тюрьма дух. ведомства для религ. вольнодумцев и полит. заключенных (просуществовала до 1905). Пам. архитектуры 16-18 вв.: Спасо-Преобр. собор (16 в.), Успенская трапезная ц. (1525), звонница 16-17 вв. и др. Семейная усыпальница кн. Пожарских.

АНДРОНИКОВ М. - Спаса Нерукотворного муж. М. в Москве, основан ок. 1360 митр. Алексием по обету в связи со спасением его на море по пути из Константинополя. Назван по имени первого игумена Андроника, ученика Сергия Радонежского. Входил в систему оборон. сооружений на юго-вост. подступах к Москве, неоднократно страдал от враж. нашествий. С 14 в. - книгописная мастерская. Спасский собор 1420-27 с сохранившимися фр-тами фресок Д. Черного и А. Рублева, к-рый провел в А. М. последние годы жизни и был похоронен на его терр. Стены и башни 17 в. С 1947 - музей-заповедник др.-рус. иск-ва им. А. Рублева (открыт после реставрации в 1960-х гг.).

ПОКРОВСКИЙ СУЗДАЛЬСКИЙ ЖЕН. М. - осн. в 1364 сузд. кн. Андреем Конст. С нач. 16 в. - жен. духовная тюрьма для представителей царской фамилии и знатных родов. Среди монахинь - первая жена Василия III Соломония Сабурова (1526), четвертая жена Ивана IV Анна Колтовская (1576), жена царя В. И. Шуйского Мария Петр. Буйносова-Ростовская (1610), первая жена Петра I Евдокия Лопухина (1698), женщины из рода Нагих, Горбатых и др. Разорен в Смутное время (1611). Пам. архитектуры: Покровский собор (1510-18), колокольня (16-17 вв.), трапезная (1551), ограда 17-18 вв. и др.

ЧУДОВ М. - Алексеевский Архангело-Михайловский муж. М., осн. в 1358-65 в Моск. Кремле митр. Алексием, по преданию, на месте подворья Золотой Орды. Митрополичий, с 1589 - патриарший, с 1744 - кафедральный моск. архиереев, с 1764 - ставропигиальный. До 1561 его настоятель занимал 1-е место в монаст. иерархии. В 15-17 вв. - центр дух. просвещения, действовала книгописная мастерская. В 1518-25 в Ч. М. работал Максим Грек, в сер. 17 в. исправлялись по греч. образцам богослужебные книги (Арсений Грек, Епифаний Славинецкий). Ч. М. служил местом заключения дух. иерархов и др. видных полит. деятелей (митр. Исидор, принявший Флорентийскую унию, новг. архиеп. Геннадий, кн. В. Патрикеев-Косой, патриарх Гермоген и др.). Осенью 1812 в Ч. М. располагался штаб Наполеона. В 30-е гг. 20 в. постройки Ч. М. (16-19 вв.) разобраны.

СИМОНОВ УСПЕНСКИЙ МУЖ. М. в Москве - осн. в 1370 племянником Сергия Радонежского Федором, в 1379 перенесен им же на 0,5 км. В старом С. М. были похоронены павшие в Куликовской битве иноки-воины Пересвет и Ослябя. Служил одним из форпостов, защищ. Москву со стороны Москвы-реки и Брашевской дороги. Из С. М. вышли основатели Кирилло-Белозерского и Ферапонтова М. В нем жили и работали кн. Патрикеев-Косой и Максим Грек. Патриархи Иов, Гермоген и Иосиф - выходцы из С. М. В 1612 разграблен поляками. В 17 в. - царское богомолье. Крупный феод. собственник, С. М. имел к 1764 12 тыс. душ креп. крестьян. В 1771 во время чумной эпидемии превращен в госпиталь, затем упразднен, возобновлен в 1795. Жестоко опустошен франц. войсками в 1812. Архит. памятники 16-17 вв.: стены и башни, трапезная (80-е гг. 17 в., арх. О. Старцев) и др.

КИРИЛЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ М. - крупный муж. М. на Севере России. Осн. в 1397 Кириллом Белозерским, быв. игуменом Симонова М., на бер. Сиверского оз. в черте соврем. г. Кириллова Вологодской обл. Пользовался вниманием вел. князей и царей, быстро богател (в 1744 - 21 590 душ крестьян муж. пола), участвовал в полит. жизни и внутри церк. борьбе. В кон. 15 - нач. 16 в. К.-Б. М. - оплот нестяжательства, во 2-й четв. 16 в. присоединился к иосифянам. М. посещали Василий II, Василий III, Иван IV, не раз заявлявший о желании принять здесь монашество, Петр I. В кон. 16 в. К.-Б. М. был окружен кам. стенами ("Новый город" построен во 2-й пол. 17 в.) и стал важным стратег. пунктом. В 1612-13 выдержал длит. осаду польско-лит. войск. В 15-17 вв. служил местом заточения представителей дух. и светской знати, среди узников - Патрикеев-Косой, И. Шуйский, М. Воротынский, Симеон Бекбулатович (1605-06), Б. Морозов, патриарх Никон (с 1676) и др. Культурный центр. В б-ке, осн. Кириллом, хранились редчайшие рук. (древнейший список "Задонщины", летописи 15-16 вв.), работала книгописная мастерская, трудились изв. писатели - старец Ефросин, Нил Сорский, Пахомий Серб и др. Один из крупнейших монаст. арх. ансамблей: Успенский собор (1497-98, Прохор Ростовский), ц. Введения с трапезной палатой (1519), надвр. ц. (1523), ц. Архангела Гавриила (1531-34), неск. кам. храмов 2-й пол. 16 в., ряд интересных построек гражд. назначения (16-17 вв.). С 1924 - ист.-арх. и худож. музей-заповедник.

ФЕРАПОНТОВ МУЖ. М. - осн. ок. 1398 в 20 км от Кир.-Белоз. М. в черте совр. с. Ферапонтова Вологодской обл. монахом Симонова М. Ферапонтом. Окреп и значительно обогатился при игумене Мартиниане (ум. в 1438). В 15-16 вв. славился просвещением иноков и богатым книжным собранием. В кон. 15 - нач. 16 в. сюда был сослан изв. писатель киевский митр. Спиридон, здесь работали монахи "доброписцы", хор. переписчики книг. В 1614 разорен отрядами "черкасов"; восстановлен к сер. 17 в. В Ф. М. отбывал ссылку патриарх Никон (1671-76). С 17 в. М. пришел в упадок и в 1798 был упразднен. В нач. 20 в. восстановлен как женский. В наст. время - филиал Кир.-Белоз. музея-заповедника. Арх.-худож. памятники: собор Рождества Богородицы (1490) с фресками Дионисия (нач. 16 в.), трапезная с Благовещенской ц. (1530-34), колокольня (17 в.), ц. Мартиниана (1640-41) и др.

СОЛОВЕЦКИЙ М. - один из знаменитейших муж. М. России. Осн. в 1-й пол. 15 в. (1429-36) монахами Савватием (выходцем из Валаамского, постриженником Кир.-Белоз. М.), Зосимой и Германом на Б. Соловецком о-ве в Белом м. В 15-17 вв. его владения распространились по побережью от Колы до устья Сев. Двины, а сам М. превратился в эконом., полит. и адм. центр Рус. Севера. Основу монаст. х-ва составляли промыслы (в первую очередь соляной, а также морской зверобойный, рыбный и др.), на к-рых были заняты тысячи наемных работников, торговля, земледелие. С нач. 16 в. С. М. находится под особым покровительством властей. До 18 в. настоятели утверждались царем, минуя местную светскую и церк. администрацию. При игумене Филиппе Колычеве (1548-66) обитель достигла матер. благополучия, стала центром д. х. развития и культуры. В 16-19 вв. С. М. играл роль погран. крепости Рус. гос-ва. В 1584-94 был окружен мощной кам. оградой из необработ. валунов, на побережье построены Кемский и Сумский остроги. В 16-17 вв. М. отражал нападения шведов и др. иноземных захватчиков. С 1578 он на свои средства содержал гарнизон, насчитыв. в отд. периоды до 1000 стрельцов (с 18 в. - солдат) и вооруженный ружьями и пушками. В 1613-14 владения С. М. разорены набегом "черкасов". С 1637 солов. игумен возглавил оборону Поморья, а с 1657 монахов начали обучать воен. делу и включили в состав воинской команды. В 1651 настоятель получил сан архим. В сер. 17 в. С. М. - центр оппозиции реформам патриарха Никона. В 1668-76 оппозиц. настроения переросли в вооруж. сопротивление царским войскам под лозунгом борьбы за старую веру (Соловецкое восст.). Выступление приобрело ярко выраженный антиправит. характер. После секуляризации монаст. земель С. М. объявлен ставропигиальным (1765). В 1781 солов. гарнизон подчинен воен. властям, в 1814 крепость упразднена. В 1854 во время Крым. войны С. М. подвергся нападению двух 60-пушечных англ. воен. кораблей, после 9-часового артобстрела ушедших в море. В 16-19 вв. С. М. - гос. секретная полит. тюрьма. Среди ее узников - троицкий игумен Артемий, А. Палицын, Симеон Бекбулатович (с 1606), гр. П. Толстой, кн. В. Долгорукий, гр. П. Мусин-Пушкин, посл. кошевой Запорожской Сечи П. Кальнишевский, декабрист А. Горожанский и мн. др. С. М. распространял христианство на Севере, превратился в центр религ. паломничества. Игумен Досифей (ум. в 1503) основал богатую монаст. б-ку, на Соловках работали писатели: старец Геронтий, Герасим Фирсов и др., составлялся "Летописец Соловецкий", переписывались книги. В 1920-23 М. был упразднен. В 1923-37 на его терр. размещался Солов. лагерь особого назначения (СЛОН), в 1937-39 - Солов. тюрьма особого назначения (СТОН). В списке заключенных - П. Флоренский, Н. Анциферов, В. Бахтин, Д. Лихачев, О. Волков, О. Браз, Л. Курбас, М. Рыльский и мн. др. В годы Вел. Отеч. войны в С. М. располагалась школа юнг. В 1974 создан Солов. ист.-арх. и природный музей-заповедник. В 1990 С. М. возвращен Церкви.

БОРОВСКИЙ ПАФНУТЬЕВ МУЖ. М. - расположен вблизи г. Боровска Калужской обл. Осн. в 1444 монахом Пафнутием Боровским (ум. в 1477), последователем Сергия Радонежского, прославившимся своей строгостью и благочестием. Бедный при жизни настоятеля, к нач. 16 в. М. разбогател, стал семейной обителью вел. князей, начал большое кам. стр-во. В кон. 16 в. сооружена кам. стена (перестр. в 17 в., арх. Т. Шарутин), и М. превратился в крепость. В 1610 войска Лжедмитрия II взяли и опустошили Б. П. М. только с пом. изменников. В бою погиб воевода кн. М. Волконский, монахи были перебиты. Восстановлен при царе Михаиле Федоровиче. В 1812 сожжен французами. После Окт. рев-ции М. упразднен; в 1991 возвращен Церкви. Архит. пам.: трапезная (1513), Рождеств. собор (1590-96), колокольня (16-17 вв.) и др.

ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ МУЖ. М. - основан в 1479 Иосифом Волоцким (Саниным) (1449-1515), игуменом Боровского Пафнутьева М., учеником Пафнутия, в 17 км к сев.-вост. от Волоколамска Моск. обл. В 15-16 вв. играл видную роль в полит. жизни страны. Последователи Иосифа - иосифляне, оплотом к-рых был М., боролись с нестяжателями, организовывали преследования еретиков. Разгромлен войсками Лжедмитрия II (1610), восстановлен при царе Алексее Михайловиче. Служил местом заключения. Узниками И.-В. М. был царь В. Шуйский, кн. Патрикеев-Косой (с 1531), В. Курицын, пленные поляки в 1612, французы в 1812. Имел богатую рукописную б-ку. После Окт. рев-ции упразднен, на его терр. открыт музей. Разрушен в годы Вел. Отеч. войны. Архит. пам.: кам. стена с башнями (1543-66, перестр. в 1676-88, Т. Игнатьев и др.), трапезная (кон. 17 в.), Успенский собор (1688-92), колокольня (1490, перестр. в 1670) и др.

ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МУЖ. М. - расположен в г. Печоры Псковской обл. Осн. в сер. 15 в. монахами-пустынниками в пещерах; в кон. 15 в. разорен ливонцами, восстановлен в 1519 псковским дьяком М. Мунехиным. В сер. 16 в. при игумене Корнилии (замучен Иваном Грозным в 1570) достиг расцвета и вместе с выросшим вокруг него посадом был окружен крепостной стеной (1553-65). Выдержал осаду Стефана Батория (1581-82), польских войск Ходкевича и Лисовского и шведских войск Густава II Адольфа (1611-16). Выполнял роль крепости в первые годы Сев. войны, после чего утратил воен. значение. В 1920-40 находился на терр. Эстонии. Сильно пострадал в годы Вел. Отеч. войны. Фашисты вывезли из П.-П. М. более 500 произв. иск-ва (значит. часть вернуло пр-во ФРГ в 1973). М. продолжал действовать и в послевоен. годы. Особ. почитаются верующими монаст. пещеры. Пам. архитектуры: пещерная ц. Успения (1473), Благовещенская ц. (1541, фасад обеих 18-19 вв.), звонница 16-17 вв. и др.

АНТОНИЕВ-СИЙСКИЙ МУЖ. М. - расположен на п-ове Михайловского оз. недалеко от р. Сии, притока Сев. Двины, в Холмогорском р-не Архангельской обл. Осн. в 1520 монахом Антонием (1478-1556), к кон. 16 в. - крупный вотчинник. В 1599-1606 здесь находился в ссылке боярин Федор Романов, постриженный по приказу Б. Годунова в монахи под именем Филарета, отец основателя династии Романовых Михаила Федоровича. После 1619, когда Ф. Романов стал патриархом, полит. значение А.-С. М. возросло: наряду с Соловецким М., он занял особое положение в Поморье. В А.-С. М. была собрана б-ка, начало к-рой положил Антоний, и ценный архив. Пам. архитектуры 16-17 вв. После Окт. рев-ции М. закрыт.

НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕН. М. - осн. в 1524 в Москве вел. кн. Василием III в честь взятия Смоленска. Входил в систему оборон. сооружений столицы. В 16-17 вв. в Н. М. постригались женщины из царской семьи и др. знатных родов. В Смутное время разорен. При царях Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче - царское богомолье. В 1689 в Н. М. заключена царевна Софья. После стрелецкого бунта 1698 розыск проводился в М., приговоренных вешали на его стенах. Трех человек казнили перед окнами кельи царевны Софьи. С 1727 здесь жила царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. На терр. Н. М. похоронены Д. Давыдов, С. Трубецкой, М. Муравьев-Апостол, А. Уваров, М. Загоскин, Ф. Буслаев, С. Соловьев, В. Соловьев и мн. др. деятели рус. истории и культуры. С 1922 - музей. Пам. архитектуры 16-17 вв.: Смоленский собор (1524-25), трапезная (1685-87), колокольня (1689-90), жилые палаты (1683-88) и др.

ОПТИНА ПУСТЫНЬ - муж. М., располож. недалеко от г. Козельска Калужской обл. По преданию, осн. в 15 в. (документы погибли в Смутное время). В 17-18 вв. жил скудно. Возрождение О. П. началось при моск. митр. Платоне в кон. 18 в. Особую славу М. принес ин-т старчества, появившийся в скиту О. П. в кон. 20-х гг. 19 в. Возникшее с целью дух. рук-ва иноков, старчество оказалось шире своего чисто монаш. назначения. В О. П. стали стекаться верующие в надежде обрести твердую нравств. опору. Благодаря знаменитым старцам (Леониду, Макарию, Амвросию) О. П. превратилась в "дух. лечебницу для душ" (С. Четвериков). В М. бывали мн. деятели рус. науки и культуры: бр. Киреевские (похоронены в О. П.), С. Шевырев, М. Погодин. С О. П. связаны лит. замыслы и нравств. искания Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого и др. писателей. С участием старцев О. П. вела большую книгоиздат. деят-ность. М. закрыт в 1918. В 1987 возвращен Церкви. Пам. архитектуры 19 в.

ДОНСКОЙ МУЖ. М. - осн. в 1591 на южн. подступах к Москве, там, где рус. войска, заняв оборону, остановили набег на столицу крымского хана Казы-Гирея. Заложен на месте походной церкви с иконой Донской Божьей матери, к-рую Дм. Донской, по преданию, брал на Куликово поле. До сер. 17 в. был беден, разбогател и окреп при царе Федоре Алексеевиче (1676-82). В 1771 во время чумного бунта в стенах М. был убит моск. архиеп. Амвросий. Еще в 17 в. при Д. М. существовало небольшое кладбище, резко увеличившееся после чумной эпидемии 1771, когда было запрещено хоронить в черте города. С этого времени Д. М. становится местом погребения моск. дворянства и именитого купечества, деятелей рус. полит. и воен. истории, науки и иск-ва (могилы А. Сумарокова, М. Хераскова, П. Чаадаева, кн. В. Одоевского, В. Ключевского, Д. Бантыш-Каменского, ок. 70 героев войны 1812, мн. декабристов и др.). После Окт. рев-ции - музей. В 1990 Д. М. возвращен Церкви. Арх.-худож. памятники: Малый собор (1591-93) с трапезной (1678) и колокольней (1679), Большой собор (1684-93), стены и башни (1686-1711) и др., на кладбище -надгр. памятники работы И. Мартоса и др.

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА - первый из петерб. муж. М., осн. в 1712. До образования Синода являлся в изв. мере центром преобразовательной деят-ности Петра I в отношении церк. аппарата. По царскому указу 1715 архимандриты монастырей могли поставляться лишь из монахов А.-Н. М. В 1724 мощи св. Александра Невского были перенесены из Владимира в Петербург. С 1742 - резиденция петерб. архиереев. С 1797 - лавра, 3-я в церк. иерархии после Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лавр. Дух. семинария, дух. академия. Пантеон деятелей рус. истории, науки и культуры 18-20 вв. (похоронены М. Ломоносов, А. Суворов, И. Шувалов, Д. Фонвизин, М. Глинка, Н. Карамзин, К. Росси, Дж. Кваренги, И. Старов, Ф. Достоевский, П. Чайковский, М. Мусоргский, А. Бородин, А. Даргомыжский, А. Воронихин, А. Куинджи, Н. Черкасов, Г. Товстоногов, А. Дельвиг, В. Жуковский, Б. Кустодиев, И. Крылов и мн. др.). Музей гор. скульптуры. Пам. архитектуры 18-19 вв.: Троицкий собор (1776-90, И. Старов) и др.

СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКИЙ ЖЕН. М. - расположен вблизи г. Сарова Нижегород. обл. Возник в 1842 в рез. объединения Дивеевской жен. общины, основанной матерью Александрой (в миру - помещицей А. Мельгуновой) в 1760, и Мельнично-девичьей общины, организованной старцем Саровской пустыни Серафимом Саровским (1759-1831). В 1927 С.-Д. М. был закрыт. В 1991 мощи св. Серафима Саровского возвращены Церкви и торжественно перевезены в Дивеево, в М. возрождается церк. жизнь.

СПАСО-БОРОДИНСКИЙ ЖЕН. М. - на Бородинском поле. Осн. вдовой ген. Тучкова М. Тучковой (ур. Нарышкиной) на месте гибели мужа. В 1820 она воздвигла на этом месте храм. После смерти сына поселилась возле церкви, вокруг нее сформировалась жен. община, утвержденная в 1833 Николаем I. Моск. митр. Филарет постриг Тучкову в монахини под именем Марии. В 1838 община переименована в Спасо-Бородинский М., отличавшийся благочестивой жизнью и небогатым, но хор. организованным х-вом. Мать Мария была его первой игуменьей.

ИОАННОВСКИЙ ЖЕН. М. - в Пб. был задуман протоиер. И. Сергиевым (Иоанном Кронштадтским) как подворье основанного им же Сурского жен. М. Архангельской губ. Комплекс зданий, возведенных на наб. р. Карповки арх. Н. Никоновым, оказался значительно больше предполагаемого, и по определению Синода от 11 дек. 1902 - 15 янв. 1903 подворье было обращено в самост. жен. М. В И. М. в 1908 был похоронен о. Иоанн Кронштадтский. После Окт. рев-ции И. М. был закрыт; в 1990 возвращен Церкви.

Троице-Сергиева лавра

Троице-Сергиева лавра

Стены Покровского монастыря в Суздале

Стены Покровского монастыря в Суздале

Никольская башня Соловецкого монастыря. 16 в.

Никольская башня Соловецкого монастыря. 16 в.

Оптина пустынь

Оптина пустынь

Полезные сервисы

монастыриска

Энциклопедический словарь

МОНАСТЫРИСКА - МОНАСТЫРИ́СКА, город (с 1941) на Украине, Тернопольская область (см. ТЕРНОПОЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ), в 19 км от железнодорожной станции Бучач (см. БУЧАЧ). Население 6,9 тыс человек (2001). Табачно-ферментационный завод, швейное объединение и др.

Большой энциклопедический словарь

МОНАСТЫРИСКА - город (с 1941) на Украине, Тернопольская обл., в 19 км от ж.-д. ст. Бучач. 6,7 тыс. жителей (1991). Табачно-ферментационный завод, швейное объединение и др.

Сканворды для слова монастыриска

- Город на Украине.

Полезные сервисы

монастырище

Энциклопедический словарь

МОНАСТЫРИЩЕ - МОНАСТЫРИ́ЩЕ, город (с 1985) на Украине, Черкасская область (см. ЧЕРКАССКАЯ ОБЛАСТЬ), близ железнодорожной станции Монастырище. Население 9,5 тыс человек (2001). Машиностроительный завод, производство стройматериалов, пищевая промышленность и др. Историко-краеведческий музей.

Большой энциклопедический словарь

МОНАСТЫРИЩЕ - город (с 1985) на Украине, Черкасская обл., близ ж.-д. ст. Монастырище. 16,7 тыс. жителей (1991). Машиностроительный завод, производство стройматериалов, пищевая промышленность и др. Историко-краеведческий музей.

Сканворды для слова монастырище

- Город на Украине.

Полезные сервисы

монастырка

Толковый словарь

I ж.

Воспитанница женского закрытого учебного заведения при монастыре (в Российском государстве до 1917 г.).

II ж.

Женщина, живущая в монастыре или при монастыре.

Толковый словарь Ушакова

МОНАСТЫ́РКА, монастырки, жен. (устар.). Воспитанница, живущая в монастыре.

Орфографический словарь

монасты́рка, -и, род. п. мн. ч. -рок

Морфемно-орфографический словарь

монасты́р/к/а.

Словарь иностранных слов

Воспитанница Смольного монастыря в С.-Петербурге.

Сканворды для слова монастырка

- Река в Санкт-Петербурге между Обводным каналом и Невой.

Полезные сервисы

монастырник

Синонимы к слову монастырник

сущ., кол-во синонимов: 3

Полезные сервисы

монастырница

Синонимы к слову монастырница

сущ., кол-во синонимов: 3

Полезные сервисы

монастырская сирень

Поговорки

Дон. Растение астра альпийская. СДГ 3, 120.

Полезные сервисы

монастырски

Толковый словарь

нареч. качеств.-обстоят.

Так, как характерно для монастыря; уединённо.

Синонимы к слову монастырски

нареч, кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

монастырские

Толковый словарь

мн.

Те, кто живёт в монастыре.

Сканворды для слова монастырские

- Сорт огурцов.

Полезные сервисы

монастырские крестьяне

Энциклопедический словарь

Монасты́рские крестья́не - в России крепостные, принадлежавшие монастырям. В середине XVIII в. свыше 900 тыс. душ мужского пола. После секуляризации образовали категорию экономических крестьян.

* * *

МОНАСТЫРСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ - МОНАСТЫ́РСКИЕ КРЕСТЬЯ́НЕ, категория зависимого населения владений православной церкви в России с 11 века до середины 18 века. По своему правовому и экономическому положению монастырские крестьяне мало чем отличались от крестьян, зависимых от светских феодалов. По уставной грамоте митрополита Киприана (см. КИПРИАН (митрополит)) (1391) монастырские крестьяне должны были платить оброк и отрабатывать барщину. В 15-16 веках усиление крепостнических тенденций распространилось и на монастырских крестьян. Во второй половине 15 века в ряде вотчин Троице-Сергиевой лавры был ограничен переход монастырских крестьян - старожильцев. В случае побега крестьяне возвращались во владения монастыря великокняжеской администрацией. Положение монастырских крестьян усугублялось системой кабальных долговых обязательств, которая вела к дальнейшему росту зависимости от духовных феодалов. Выступая против усиления эксплуатации своего труда, монастырские крестьяне поднимали восстания. Известны волнения в Адриановой пустыни (1550), в Иосифо-Волоколамском монастыре (1594-1595), в Антониево-Сийском монастыре (1577-1578). В 17 веке многие монастырские крестьяне участвовали в Восстании Степана Разина.

К середине 17 века количество дворов монастырских крестьян достигло 118 тысяч (по данным Г.К. Котошихина). По первой ревизии (1719) монастырских крестьян было 791 тысяч душ мужского пола, по второй ревизии (1744) - 898,5 тысяч, по третьей ревизии (1762) - 1,027 миллиона. Окончательное оформление крепостного права ухудшило положение монастырских крестьян. В 1753 году крестьяне Троице-Калязинского монастыря обязаны были не только обрабатывать монастырскую пашню и платить денежный оброк, но и выделять для монастыря работников. Монастырские крестьяне выполняли много мелких натуральных повинностей.

Ограничение роли церкви в государственных делах и церковного землевладения с начала 16 века привело к созданию в 17-18 веках Монастырского приказа, упразднению патриаршества, учреждению Синода и объективно подготовило секуляризацию церковных земель. 26 февраля 1764 года указом Екатерины II была проведена полная секуляризация церковных земель. Около двух миллионов душ монастырских крестьян было передано в ведение Коллегии экономии. Бывшие монастырские крестьяне стали называться экономическими крестьянами.

Большой энциклопедический словарь

МОНАСТЫРСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ - в России крепостные, принадлежавшие монастырям. В сер. 18 в. св. 900 тыс. душ мужского пола. После секуляризации образовали категорию экономических крестьян.

Полезные сервисы

монастырские чётки

Поговорки

Жарг. арест. Устар. Шутл. Кандалы. СРВС 3, 210.

Полезные сервисы

монастырские школы

Гуманитарный словарь

МОНАСТЫ́РСКИЕ ШКО́ЛЫ - в 6-8 вв. получают распростр. в Византии и странах Зап. Европы при муж. мон. В Др. Руси М. Ш. готовили в осн. клириков для службы в церквах. Изучалось преим. богословие, в 17 в. также греч. и лат. яз., слав. грамматика, риторика. В 18 в. на основе М. Ш. создаются духовные семинарии, муж. и жен. духовные уч-ща, в дальнейшем церк.-приходские школы.

Полезные сервисы

монастырский

Толковый словарь

I прил.

см. монастырские

II прил.

1. соотн. с сущ. монастырь, связанный с ним

2. Свойственный монастырю, характерный для него.

3. Такой, как в монастыре; уединённый.

4. Принадлежащий монастырю.

Толковый словарь Ушакова

МОНАСТЫ́РСКИЙ, монастырская, монастырское. прил. к монастырь. Монастырская жизнь. Монастырские земли (ист.).

Толковый словарь Ожегова

МОНАСТШЫРЬ, -я́, м.

Энциклопедический словарь

МОНАСТЫ́РСКИЙ -ая, -ое.

1. к Монасты́рь. М-ие земли. М-ая церковь. М-ая служба.

2. Такой, как в монастыре; тихий, уединённый. М. образ жизни.

По-монасты́рски, нареч. (2 зн.). Жить по-монастырски.

Академический словарь

-ая, -ое.

1. прил. к монастырь.

Монастырские земли. Монастырская церковь.

2. Такой, как в монастыре; тихий, уединенный.

Жизнь свою сейчас Уленков называл монастырской, и верно - посторонних людей сюда [на аэродром] не допускали. Саянов, Небо и земля.

Орфографический словарь

монасты́рский

Формы слов для слова монастырский

монасты́рский, монасты́рская, монасты́рское, монасты́рские, монасты́рского, монасты́рской, монасты́рских, монасты́рскому, монасты́рским, монасты́рскую, монасты́рскою, монасты́рскими, монасты́рском, монасты́рск, монасты́рска, монасты́рско, монасты́рски

Синонимы к слову монастырский

прил., кол-во синонимов: 4

лаврский, обительский, пустынский

Морфемно-орфографический словарь

монасты́р/ск/ий.

Грамматический словарь

монасты́рский п 3a✕~

Словарь русских фамилий

МОНАСТЫРЕВ МОНАСТЫРСКИЙ МАНАСТЫРНЫЙ

От мирского имени Монастырь, известного с XVI в..- Монастырев. А фамилии Монастырский мог получить крестьянин, приписанный к монастырбю или к слуге монастыря и т.п. (Э)

Словарь иностранных слов

МОНАСТЫРСКИЙ (от слова монастырь). Принадлежащий монастырю.

Полезные сервисы

монастырский пётр львович

Энциклопедический словарь

Монасты́рский Пётр Львович (р. 1915), режиссёр, народный артист СССР (1980). На сцене с 1934. С 1955 режиссёр, в 1959-65 и 1967-95 главный режиссёр Куйбышевского (ныне Самарского) драматического театра. Государственная премия СССР (1986).

* * *

МОНАСТЫРСКИЙ Петр Львович - МОНАСТЫ́РСКИЙ Петр Львович (р. 1915), российский режиссер, народный артист СССР (1980). На сцене с 1934. С 1955 режиссер, в 1959-65 и с 1967 главный режиссер Самарского драматического театра. Государственная премия СССР (1986).

Полезные сервисы

монастырский петр львович

Большой энциклопедический словарь

МОНАСТЫРСКИЙ Петр Львович (р. 1915) - российский режиссер, народный артист СССР (1980). На сцене с 1934. С 1955 режиссер, в 1959-65 и с 1967 главный режиссер Самарского драматического театра. Государственная премия СССР (1986).

Полезные сервисы

монастырский приказ

Энциклопедический словарь

Монасты́рский прика́з - центральное государственное учреждение в России. Образован в 1649. Ведал административно-финансовыми и судебными вопросами церковного управления. Упразднён в 1677, в 1701 восстановлен Петром I. С учреждением Сената в 1720 Монастырский приказ влит в него на правах камер-коллегии, с 1721 подчинён Синоду. В 1725 ликвидирован.

* * *

МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ - МОНАСТЫ́РСКИЙ ПРИКА́З, центральное государственное учреждение в России во второй половине 17 - первой четверти 18 веков; осуществлял контроль над церковными вотчинами (см. ВОТЧИНА). Приказ был создан около 1650 года. Под давлением церковников, выступавших на соборах 1667 и 1675 годов против деятельности Монастырского приказа, он был упразднен в 1675 году. Петр I восстановил Монастырский приказ в 1701 году, передав в его ведение все административно-финансовые и судебные вопросы церковного управления (сбор денежных и натуральных доходов). Усиление контроля государства над церковью, реформа центрального государственного аппарата привели к упразднению Монастырского приказа (1725) и передаче его функций коллегиям и камер-конторе Синода.

Большой энциклопедический словарь

МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ - центральное государственное учреждение в России в 1650-1725. Ведал административно-финансовыми и судебными вопросами церковного управления.

Словарь иностранных слов

МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ - государствен. установление, существовавшее в России XVII и XVIII вв. и заведовавшее имуществами монастырей и архиерейских домов.

Полезные сервисы

монастырско-богословский

Слитно. Раздельно. Через дефис

монасты/рско-богосло/вский

Полезные сервисы

монастырщик

Синонимы к слову монастырщик

сущ., кол-во синонимов: 3

монастырник, служитель, посетитель

Полезные сервисы

монастырщина, что барщина

Пословицы и поговорки Даль

Монастырщина, что барщина (от монастырских крестьян).

См. ЗВАНИЯ - СОСЛОВИЯ

Полезные сервисы

монастырщица

Синонимы к слову монастырщица

сущ., кол-во синонимов: 3

Полезные сервисы

монастырь

Толковый словарь

м.

1. Религиозная община давших обет воздержания монахов или монахинь с едиными правилами коллективной аскетической жизни, с особой церковно-хозяйственной организацией и с единым уставом.

2. разг.

Члены такой общины.

3. Комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных строений, а также территория, принадлежащие такой общине.

МОНАСТЫ́РЬ - сущ., м., употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? монастыря́, чему? монастырю́, (вижу) что? монастырь́, чем? монастырём, о чём? о монастыре́; мн. что? монастыри́, (нет) чего? монастыре́й, чему? монастыря́м, (вижу) что? монастыри́, чем? монастыря́ми, о чём? о монастыря́х

1. Монастырь - это религиозная община монахов или монахинь, которая принимает единые правила жизни (устав) и занимается хозяйственной деятельностью.

Валаамский монастырь. | Мужской, женский монастырь. | Уйти в монастырь.

2. Монастырём называют членов такой религиозной общины.

В последний путь его провожали всем монастырем.

3. Монастырь - это здание или ряд зданий с прилегающей к ним территорией, в которых живут монахи или монахини.

Стены старого монастыря.

4. Если вы говорите, что кто-то подвёл вас под монастырь, вы имеете в виду, что из-за этого человека вы оказались в очень сложном положении, которое грозит вам наказанием; разговорное выражение.

Жизнь несправедлива, и самые лучшие друзья могут подвести человека под монастырь.

монасты́рский прил.

Монастырский устав. | Монастырская жизнь.

Толковый словарь Ушакова

МОНАСТЫ́РЬ, монастыря, муж. (греч. Monasterion).

1. Земельно-церковная организация, представляющая собой общину монахов или монахинь. Монастыри являются орудием политического гнета и эксплоатации масс. Мужской монастырь. Женский монастырь. Уйти (поступить) в монастырь.

|| собир. Члены этой общины. Собрались всем монастырем.

2. Церковь и жилые помещения, принадлежащие этой общине. «Наш монастырь сверкал зубчатою стеной.» Лермонтов. «Цельный день сидите в комнате, словно в монастыре.» Чехов.

Толковый словарь Ожегова

МОНАСТЫ́РЬ, -я, муж.

1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию. Мужской м. Женский м.

2. Территория, храм и все помещения такой общины. М. на берегу озера. Ограда монастыря.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят посл. о том, что в чужом месте не следует наводить свои порядки.

Подвести под монастырь кого (прост.) подвести под неприятность, наказание.

| прил. монастырский, -ая, -ое.

Толковый словарь Даля

МОНАСТЫРЬ - муж. обитель, общежитие братий и сестер, монахов, монахинь, иноков, монашествующих, принявших монашество, монашеский обед.

| яросл. монастырем зовут и кладбище, а раскольничьи кладбища в Москве, на деле, монастыри.

| моск. церковный двор, погост, церковная земля со строениями, с домами попа и причта. Он живет на монастыре, на церковном дворе. Монах, отрекшийся от светских сует, постриженник во ангельский образ, мних, инок, чернец, приписанный к монастырю. Католическое монашество образует ордена, братства. Рясофорный монах, послушник в рясе и клобуке, только без мантии. Есть монастыри воспитательные, как например наш Смольный.

| Монах шелкопряд, сумеречник, которого гусеница поедает лес.

| В подкопном деле, монах, кусок трута, для поджога. Монахиня, монашенка; южн., зап. монашка жен. инокиня, черница.

| Монашка также бабочка монах. Черней монаха не будешь. И черт под старость в монахи пошел. Не всяк монах, на ком клобук. Его же и монахи приемлют, вино. Хватился монах, когда смерть в головах. Черт монаху не попутчик, монах его проведет. Монах (или монахиня) на свадьбе, зловещ для молодых. Подвести дела под монастырь (убить короля). Пошла бы в монастырь, да много холостых (жаль их). У него расход Кириллова монастыря, а приход - репной пустыни. Идти под стукалов монастырь (·солдатск. под крепость, на сраженье). Пойду в монастырь, где много холостых. У него дом, что монастырь, обилие. Монастырь докуку любит (т. е. просьбы и приношения). В чужой монастырь со своим уставом не ходи. Монахов, монахинин, -шенкин, -шкин, им принадлежащий, -шеский, к ним относящийся; -стырский, к монастырю относящийся. По монастырской ковриги за щеку мечет. Монашек муж. угольная курильная свеча. Монастырек. -рец, ·умалит. -рища, ·увел. -ришка, презр. -рище ср. остатки, развалины, городище монастыря. Монастырка, жительница, воспитанница монастыря. Монастырник муж. -ница жен. -щик, -щица, служитель, служка, или обычный посетитель монастырей. Монастырщина жен. монастырская жизнь, обычай;

| владенья, имущество монастыря. Монаховатый, на монаха похожий. Монашить или -ся, подражать в чем монахам для вида, ханжить, прикидываться святым.

Популярный словарь

Монастырь

-я, м.

1) В ряде религий: община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию, существующую в соответствии с определенным уставом, владеющую землями и капиталами.

Мужской монастырь.

Женский монастырь.

Уйти в монастырь.

Стыдись, и творческой печали не у земной жены моли. Таких в монастыри ссылали и на кострах высоких жгли (Ахматова).

Синонимы:

оби́тель (устар.)

2) Церковь, жилое помещение и территория, принадлежащие такой общине.

Германн отправился в *** монастырь, где должны были отпевать тело усопшей графини (Пушкин).

Родственные слова:

монасты́рский

Этимология:

Древнерусское заимствование из греческого языка (← греч. monastērion ‘келья отшельника’).

Энциклопедический комментарий:

Первые христианские монастыри возникли в Египте в III-IV вв. как поселения отшельников. В период феодализма монастыри - крупные феодальные землевладельцы. В раннее Средневековье способствовали распространению грамотности, книжного дела. В России крупнейшие монастыри назывались лаврами.

В чужо́й монасты́рь со свои́м уста́вом не хо́дят посл. - о том, кто в чужом месте пытается наводить свои порядки.

Подвести́ под монасты́рь (кого), прост. - сделать кому-л. неожиданную для него неприятность.

Словарь существительных

МОНАСТЫ́РЬ, -я́, м

Религиозное объединение в буддизме, ламаизме, христианстве (католицизме и православии), исламе - община монахов (мужской монастырь) или монахинь (женский монастырь), члены которой принципом жизни объявляют обособление от мира, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию, владеющую землями и капиталами;

Син.: обитель.

Возник там монастырь с братией, прекратились жертвоприношения (Б.Зайцев).

МОНАСТЫ́РЬ, -я́, м

Комплекс сооружений, богослужебных, жилых и хозяйственных построек, как правило, огражденный стеной, принадлежащий монашеской общине;

Син.: обитель.

Вернувшись в монастырь, государь снова пил чай в игуменских покоях (Б.Зайцев).

Энциклопедический словарь

МОНАСТЫ́РЬ -я́; м. [греч. monastērion - уединённое место, келья отшельника]

1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой церковно-хозяйственную организацию, владеющую землями и капиталами. Мужской, женский м. (также: разг.; о собрании людей одного пола). Уйти в м. (также: шутл.; угроза оставить кого-, что-л. надоевшее, возмущающее и т.п.). Как в монастыре (тихо, уединенно). * В чужой монастырь со своим уставом не ходят (посл.: в чужом месте не наводят свои порядки).

2. Церковь, жилые помещения и территория, принадлежащие такой общине. Въехать в ворота монастыря. Расположиться в бывшем монастыре.

3. собир. Члены этой общины.

4. Устар. Закрытое учебное заведение при женском монастыре (для девушек). Смольный м. (привилегированное среднее женское закрытое учебное заведение, учреждённое в 18 в. в Петербурге; позднее - Смольный институт).

5. Разг. Об аскетическом, уединённом образе жизни, времяпрепровождении и т.п.

◊ Подвести под монасты́рь. Разг. Поставить кого-л. в особенно затруднительное положение, подвести под наказание.

Академический словарь

-я́, м.

1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой церковно-хозяйственную организацию, владеющую землями и капиталами.

Мужской монастырь. Женский монастырь. Уйти в монастырь.

Большие монастыри были очень богатые общества, каждый член которых, однако, давал обет нищеты, отрекаясь от всякой собственности. Ключевский, Курс русской истории.

|| собир.

Члены этой общины.

2. Церковь, жилые помещения и территория, принадлежащие такой общине.

Германн отправился в*** монастырь, где должны были отпевать тело усопшей графини. Пушкин, Пиковая дама.

подвести под монастырь

прост.

поставить кого-л. в особенно затруднительное положение, подвести под наказание.

- В общем, ясно, - перебил его Канунников, - за то, что я тебя выручил, ты меня теперь под монастырь подводишь, спасибо. Рыбаков, Водители.

[От греч. μοναστήριον - уединенное место]

Словарь церковнославянского языка

 (греч.μοναστήριον) - обитель, в которой живут монахи.

Словарь древнерусского языка

МОНАСТЫР|Ь (>1000), с. μοναστήριον Монастырь:

Проважа˫а же съ покланѧ||ниѥмь отъпѹсти ˫а. въдавъ имъ и манастырю ихъ потрѣбьна˫а. Изб 1076, 22-22 об.; б҃жствьныи же варламии... || ...иде въ кост˫антинь градъ и тѹ тако же походи вс˫а манастыр˫а. и искѹпивъ ѥже на пользѹ манастырю своѥмѹ. ЖФП XII, 41а-б; братъ ѹбо нѣкыи ѿ манастырѧ имѣ брата простьцѧ. (ἐκ τοῦ μοναστηρίου) КЕ XII, 248б; вино же лѹчьшеѥ хлѣбъ чистъ на всѧкъ д҃нь. и ино все ѥлико на то ѹгодиѥ неоскѹдьно ѥмѹ ѿ манастырѧ да дають. УСт ХII/XIII, 243 об.; та||кова˫а же повелѣваѥмъ и въ женьскыхъ ч(с)тьныхъ манастырехъ. и въ въздѣржалищихъ быватi. КР 1284, 236в-г; ѿ моностырѧ въ моностырь. ѿ мѣста на мѣсто. ˫ако листъ вѣтромъ гонимъ ѥсть. (ἀπὸ μονῆς εἰς μονήν) ПНЧ 1296, 130 об.; нача вѣра х(с)ь˫аньска. плодитисѧ. и раширѧти. и черноризьци почаша множитисѧ. и монастыреве починаху быти. ЛЛ 1377, 51 об. (1037); но сама то вчинила... продала ѥсть. тотъ мунастырь за к҃ гривенъ серебра вѣсного. Гр 1378 (2, ю.-р.); въ селѹни бѧше манастырь дв҃чь Пр 1383, 112а; се азъ кн҃зь великiи анофреи положилъ ѥсми сиѥ ѥуа(г)ѥ ѹ нашемъ монастыри в цр҃кви ѹ ст҃ого iоа(н) пр҃тчи на острове Гр ок. 1399 (5, полоцк.); зосима възвратисѧ... и пришедъ в монастырь. все чернце(м) повѣда. СбЧуд XIV, 67г; ѥже обидѣша ст҃ы˫а б҃жь˫а цр҃квi или монастыри. пре(ж)реченою виною. да повинни буду(т). ПравНаОбид XIV, 95в; Великыи ѡц҃ь нашь пахомии. състави монастыри г҃ ПНЧ XIV, 146г; прѡчеѥ же имѣниѥ монастырь да имать. МПр XIV, 163; рабъ же б҃жии никола... приде в монастырь свои. и впаде в недѹгъ. (εἰς τὸ… μοναστὴριον) СбТр к. XIV, 179; i то˫а нощи iзидохо(м) iз монастырѧ ѡтаi. СбПаис XIV/XV, 149; монастьреве на гора(х) сташа. мужи и жены. малиi и велиi вси лю(д)е исплънше ст҃ь˫а цр҃кви. ИларСлЗак XI сп. XIV/XV, 167 об.; [князь Андрей] цр҃кви ѹкраси и монастыри постави ЛИ ок. 1425, 176 (1158);

въходити въ монастырь - принимать монашество:

Въ градѣхъ или въ вьсьхъ въ затворъ хотѧщиимъ отъходити. и ѥдинѣмъ себѣ вънима||ти. пьрвѣѥ въ манастырь въходити подобаѥть. (ἐν μοναστηρίῳ εἰσιέναι) КЕ XII, 55а-б.

В сост. им. собств.:

Никиты мниха презвутера. монастырѧ студииск(а)||го. ѡ опрѣснъцѣхъ къ л(а)тинамъ. КР 1284, 36а-б; Тако же и сиротамъ, кто иметь сѣдѣти на земли Святое Богородици Огрочья монастыря и тѣхъ монастыревъ... пожаловали есмы тѣхъ сиротъ Гр 1361-1365 (твер.); и диду молисѧ что бы ихалъ в июриѥвъ. монастиръ пшенки попрошалъ. ГрБ № 354, 40-70 XIV; том же. лѣ(т). бы(с) знаменье в Печерьстѣ(м) монастырѣ. ЛЛ 1377, 95 об. (1110); а вл҃дцѣ съ игумена ioа(н)ского и с нашего монастырѧ островъского куници не брати Гр ок. 1399 (5, полоцк.).

Поговорки

Поставить к монастырю кого. Жарг. угол., арест. Расстрелять кого-л. ТСУЖ, 142.

Беззаботный монастырь. Дон. 1. О беспечной, беззаботной жизни. 2. О беззаботном, беспечном человеке. СДГ 2, 141.

Девий (девичий, девочий) монастырь. Арх. Ирон. О наличии только женщин и отсутствии мужчин. АОС 10, 367.

Женский монастырь. 1. Разг. Шутл.-ирон. О месте, где живут или работают только женщины. Ф 1, 303. 2. Жарг. студ. Шутл.-ирон. Педагогический институт, университет. (Запись 2003 г.). 3. Жарг. арест. Шутл.-ирон. Камера-одиночка для бывших осведомителей. ТСУЖ, 55.

Мужской монастырь. Жарг. арм. Шутл.-ирон. Казарма. Максимов, 252.

Подвести под монастырь кого. Разг. Поставить кого-л. в затруднительное, трудное положение, подвести под наказание кого-л. ФСРЯ, 253; Ф 1, 302; ЗС 1996, 231, 356; БТС, 554, 860; Мокиенко 1990, 129; БМС 1998, 386; Янин 2003, 223.

Пойти в ершовый монастырь. Пск. Утонуть. Кузнецов, 1915; ПОС 10, 135.

Соваться (ходить) в чужой монастырь со своим уставом. Разг. Устанавливать свои порядки в чужом обществе, компании. БМС 1998, 386; БТС, 1401.

Ставить свой монастырь. Кар. Делать по-своему, настаивать на своём. СРГК 3, 255.

Стародевичий монастырь. Жарг. мол. Шутл.-ирон. Женское общежитие. Максимов, 252.

Уйти в монастырь. Жарг. мол. Шутл.-ирон. Попасть в психиатрическую больницу. Максимов, 252.

Орфографический словарь

монасты́рь, -я́

Словарь ударений

монасты́рь, -я́

Формы слов для слова монастырь

монасты́рь, монастыри́, монастыря́, монастыре́й, монастырю́, монастыря́м, монастырём, монастыря́ми, монастыре́, монастыря́х

Синонимы к слову монастырь

обитель

МОНАСТЫРЬ

МОНАСТЫРЬ, лавра, обитель, пустынь,

скит

МОНАСТЫРСКИЙ, лаврский, скитский

Лавра, обитель, общежитие, пустынь, скит.

См. убежище...

Морфемно-орфографический словарь

монасты́рь/.

Грамматический словарь

монасты́рь м 2b

Этимология

Заимствовано древнерусским языком из греческого, где находим monasterion.

Этимологический словарь

Древнерусское - манастырь.

Старославянское - манастырь.

Греческое - monasterion (жилище, келья монаха).

Существительное «монастырь» является греческим по происхождению и используется с X в.

Монастырь - это «религиозная община монахов или монахинь, которая представляет собой отдельную организацию».

Производное: монастырский.

Этимологический словарь русского языка

Др.-р. заимств. из греч. яз. При заимств. греч. monasterion подверглось аналогическому влиянию слов на -ырь (типа пустырь).

Этимологический словарь

Заимств. из ст.-сл. яз., где монастырь < греч. monastērion «монастырь» < «келья» (отшельника, монаха), суф. производного от monos «одинокий, один». См. монах.

монасты́рь

род. п. -я́, народн. намасты́рь (под влиянием на и мост), маласты́рь, ряз.; укр. манасти́р, др.-русск. монастырь, ст.-слав. манастырь (Супр., Еuсh. Sin.), болг. мънасти́р. Заимств. из ср.-греч. μοναστήρι(ον), μαναστήρι(ο)ν, сближенного с образованиями на -ырь (цслав. пустырь); см. Соболевский, РФВ 9, 5; Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 255; Гр.-сл. эт. 128. Сомнительна гипотеза о лат. посредничестве (незасвидетельствованное *monastōrium дало бы *monasturь, вопреки Мейе (Ét. 186)). Д.-в.-н. munistûri - в качестве посредника - тоже не объясняет слав. вокализма, вопреки Мейе (там же), Кнутссону (GL. 26 и сл.).

Словарь иностранных слов

МОНАСТЫРЬ (греч. monasterion, от monos - уединенный). Общежитие братий и сестер, принявших монашество, обитель.

Сканворды для слова монастырь

- Женское учреждение, где мужчины появляются только в виде икон.

- Убежище от мирской суеты.

- Церковь и жилые помещения монашеской общины.

- Кирилло-Белозерский ...

- Жилище давших обет.

- Под него можно подвести.

- Где пряталась от мафии героиня Вупи Голдберг в комедии «Действуй, сестра!»?

- Новодевичий ...

- Лавра.

- Андроников ...

- Рассказ российского писателя Михаила Зощенко.

Полезные сервисы

монастырь братии

Крылатые слова

Первая половина XIX в. Квартира Нестора и Платона Кукольников (Фонарный пер., 3), в которой по вечерам, после спектаклей, собиралась литературная и театральная молодежь.

Полезные сервисы

монастырь докуку любит

Пословицы и поговорки Даль

Монастырь докуку любит (т. е. просьбы и приношения).

См. БОГ - ВЕРА

Полезные сервисы

монастырь скудается, а братья съедаются

Пословицы и поговорки Даль

Монастырь скудается, а братья съедаются.

См. ДОСТАТОК - УБОЖЕСТВО

Полезные сервисы

монастырь-дворец

Синонимы к слову монастырь-дворец

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

монастырь-крепость

Слитно. Раздельно. Через дефис

монасты/рь-кре/пость, монастыря/-кре/пости, мн. монастыри/-кре/пости, монастыре/й-крепосте/й, м.

Синонимы к слову монастырь-крепость

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

монастырьница

Словарь древнерусского языка

МОНАСТЫРЬНИЦ|А (2*), -Ѣ (А) с. Монахиня:

гла(в) к͠д о блудѧщимъ с монастырницѧми. Блудѧи с монастырницею. ˫ако цр҃квь б҃ию ѹкарѧѥть. да обрѣзанъ будеть. (εἰς μονοστριαν) МПр XIV, 192.

Полезные сервисы

монастырьныи

Словарь древнерусского языка

МОНАСТЫРЬНЫИ (2*) пр. к монастырь:

и по три лѣта манастырьнѹѹмѹ начальникѹ. страхъмь. б҃жиѥмь покарѧтисѧ. и по всемѹ ˫ако же подобьно ѥсть послѹшаниѥ испълнити. (τῆς μονῆς) КЕ XII, 55б; по ѹмьр҃твии ѥго. обрѣтши волю все б҃атьство ѥ [вм. ѥго] расточи. ово ѹбо || подавши.. на цр҃квна˫а. и на манастырьна˫а. здани˫а ово же на искуплениѥ пленьныхъ. Пр 1383, 42а-б.

Полезные сервисы

монастырьскыи

Словарь древнерусского языка

МОНАСТЫРЬСКЫИ (88) пр. Относящийся к монастырю:

Поминаи же сѹштиихъ въ манастырьхъ... постави имъ трѧпезѹ въ чинъ манастырьскыи. Изб 1076, 22; ѿ ѥдино˫а вьси приде мьнихъ манастырьскыи. къ блаженомѹ оц҃ю нашемѹ ѳеодосию ЖФП XII, 54б; О томь ˫ако не ѿдѣлѣти ни гнѣватисѧ. на ѡставльшаго слѹжбѹ манастырьскѹю коѥѧ. ради любо вины. КР 1284, 216в; гладѹ же нѣкогда бывъшю. и житници манастырьстѣи пшениче не имѹще. ПрЛ XIII, 131г; по исаковѣ же см҃рти. людиѥ на с҃на въсташа. про зажьжениѥ градьноѥ. и за пограблениѥ манастырское. ЛН XIII-XIV, 66 об. (1204); и слугамъ монастырьскимъ, и ключникомъ, и волнымъ людемъ. не надобѣ имъ никоторая дань Гр 1361-1365 (твер.); и срѣте и Володимеръ. в воротѣхъ монастырски(х). ЛЛ 1377, 105 об. (1147); Прп(д)бныи оц҃ь нашь зосима... пострижесѧ въ своѥмь манастыри в туре. въ странахъ палестиньскахъ. и добрѣ свьрши манастырьскоѥ житию. Пр 1383, 31а; диви же сѧ зосима слышавъ. ˫ако и чинъ монастырескъ взвѣсти ѥму. (τοῦ μοναστηρίου) СбЧуд XIV,65в; блг(д)ть г(с)у. призвавшему насъ в чюдноѥ и бл҃жноѥ монастырьскаго жити˫а ѡбразъ. намъ во истинну дастьсѧ. (μοναδικῆς) ФСт XIV, 46б; аще сию слу(ж)... в чинъ монастырьскии. съ дш҃вною при˫азнью исправиши. щадить ти г(с)и праведнии вѣнець Леств XIV-XV, 139 об.; И бу(д)ть сии ключь просвѣща˫а и сп҃са˫а д҃шю твою аще ли ѹклониши ср(д)це твое. приобѣдѣ [в др. сп. преобидети] что монастырьское. или окрадати что. Там же;

монастырьскоѥ средн. в роли с.:

самъ же ѿ своѥго старѣишиньства и свободы прѣбѹдеть. подобьнаго ѥмѹ ѿ всѣхъ. корени˫а же и чьсти съхранѧѥмѣ. и оклеветати хотѧщихъ. ˫ако обьща˫а ѿимающю. нѣкоѥго заградѧтьсѧ ѹста. а манастырьскоѥ поидеть на лѹчьшеѥ УСт XII/XIII, 227;

монастырьстии людиѥ см. людиѥ.

Полезные сервисы

монасыпов алмаз закирович

Большой энциклопедический словарь

Монасы́пов Алмаз Закирович (р. 1925), композитор, дирижёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Ученик А. С. Лемана. С 1958 дирижёр ряда театров, симфонического оркестра Татарской АССР. 4 симфонии (1963—78), кантата «Солнечный Татарстан» (1967), вокально-симфоническая поэма «В ритмах Тукая» (1975) и др.

Полезные сервисы