м.
1. Речь, развернутое высказывание одного лица, обращенное к слушателям или к самому себе.
Ant:
2. Речь действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей, не предполагающая непосредственного отклика (в литературном произведении).
м.
1. Речь, развернутое высказывание одного лица, обращенное к слушателям или к самому себе.
Ant:
2. Речь действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей, не предполагающая непосредственного отклика (в литературном произведении).
МОНОЛО́Г, монолога, муж. (греч. monologos) (лит., театр.). Речь более или менее значительных размеров, произносимая действующим лицом драмы и обращенная к самому себе или к зрителям.
МОНОЛО́Г, -а, муж. Речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе. Сценический м. Внутренний м.
| прил. монологический, -ая, -ое. Монологическая речь.
Монолог
-а, м.
Форма речи, развернутое высказывание одного лица.
Монолог Чацкого.
Произнести монолог.
Развитие общих мест - процесс, в котором участвуют все этические установки речи, принятые в монологах и в диалогах (Ю. Рождественский).
Родственные слова:
монологи́ческий
Этимология:
От французского monologue (← греч. monologos ← monos ‘один’, ‘единый’, ‘единственный’ и logos ‘слово’, ‘речь’).
Энциклопедический комментарий:
Монолог - пространная речь действующего лица в драматическом, а также в других литературных произведениях, обращенная к самому себе, к группе действующих лиц или к зрителю. Монологическая речь протекает независимо от реакций воспринимающих ее слушателей или читателей, свободно реализуется как в устной (публичные выступления), так и в письменной (публицистика, мемуары, дневники) формах. Монолог может быть вставной формой повествования, в которой дается художественная самохарактеристика героя (письмо Татьяны в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин", исповедь героя поэмы "Мцыри" М. Ю. Лермонтова). По сути, всякое лирическое стихотворение является монологом, в котором автор раскрывает волнующие его мысли и чувства. В современной литературе распространен "внутренний монолог" героев.
монолог - форма речи, обращенной говорящим к самому себе, не рассчитанной на словесную реакцию другого лица.
МОНОЛО́Г -а; м. [от греч. monos - один и logos - слово]
1. Пространная речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе. Произнести м. перед собравшимися. Обратиться с монологом к слушателям. Назидательный м. родителя.
2. Часть драматического произведения, представляющая собой такую речь какого-л. действующего лица. Выучить монологи Чацкого. Слушать м. Отелло.
◁ Монологи́ческий, -ая, -ое. М-ая речь.
* * *
моноло́г (от моно... и греч. lógos - речь), развёрнутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная - в эпических, особенно драматических жанрах. В повествовательной прозе XIX-XX вв. распространён «внутренний монолог» героев.
* * *
МОНОЛОГ - МОНОЛО́Г (от моно... (см. МОНО... (часть сложных слов)) и греч. logos - речь), развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная - в эпических, особенно драматическом, жанрах. В повествовательной прозе 19-20 вв. распространен «внутренний монолог» героев.
МОНОЛОГ (от моно... и греч. logos - речь) - развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная - в эпических, особенно драматическом, жанрах. В повествовательной прозе 19-20 вв. распространен "внутренний монолог" героев.
-а, м.
Пространная речь действующего лица в драматическом, а также других литературных произведениях, обращенная к самому себе, к группе действующих лиц или к зрителю.
Монолог Чацкого.
◊
[Дмитревский] стал посреди комнаты и проговорил наизусть почти до половины монолог Отелло. С. Аксаков, Я. Е. Шушерин.
||
Речь наедине с самим собой или продолжительная речь одного лица, обращенная к слушателям.
На старый он диван ничком Ложился, протянувши ноги, И говорил, дыша с трудом, Такие монологи: --- Какая жизнь! о, боже мой! Полонский, Хандра.
Беседа стала длинным монологом, и сидевшим за столом разрешалось лишь задавать вопросы и односложно отвечать «да» или «нет». Саянов, Небо и земля.
[греч. μονόλογος]
МОНОЛОГ - литературный прием, служащий для передачи сокровенных мыслей и чувств персонажа. В драме так называют сравнительно длинную речь героя с изложением его мыслей, слишком интуитивных или опасных, чтобы сообщать их другим персонажам. В лирической поэзии монологом (или драматическим монологом) называют стихотворение, воспроизводящее речь какого-то персонажа, обращенную к подразумеваемому молчаливому слушателю. В прозе монологом (или внутренним монологом) называют воспроизведение мыслей и чувств персонажа. В драме с самого ее возникновения монолог использовался, чтобы сообщить зрителям сведения о том, что нельзя представить на сцене. В классической греческой драме персонажи обычно обращались с монологом к хору, а следовательно, и к зрителям. Служили эти монологи нескольким целям: в них раскрывалась предыстория событий; сообщалось о событиях, произошедших за сценой; выражалось отношение персонажа к уже случившимся или возможным событиям. Иногда в монологах встречаются молитвы богам или философские размышления. Пик в развитии монолога приходится на конец 16 - начало 17 в. в английском и французском театре. В английском театре той эпохи сцена была маленькой и часто выдавалась в середину зрительного зала. Поэтому уже само пространство спектакля создавало близость между зрителем и актерами и располагало зрителя к роли адресата героя, произносящего монолог. Иногда актер произносил монолог, стоя на сцене один, иногда присутствовали и другие персонажи, но предполагалось, что они монолога не слышат. Широко пользовались монологом К.Марло и Т.Кид. Самый знаменитый монолог Шекспира - "Быть или не быть" в Гамлете - это размышление о смерти и самоубийстве. У французских трагиков П.Корнеля и Ж.Расина монологи более статичны и лиричны, чем у Шекспира. Монологом продолжала пользоваться и романтическая драма в 18 и 19 вв. Но большинство драматургов 19 в. пытались придать своим пьесам максимальное жизнеподобие и потому отказались от использования монолога. В 20 в. некоторые драматурги пробовали возродить этот прием, среди них прежде всего Ю.О'Нил в пьесе Странная интерлюдия. В 20 в. монологом стали называть и драматическое представление с единственным актером, играющим одного или нескольких персонажей. Упадок монолога в драме 19 в. совпал с его расцветом в лирической поэзии, где он получил название "драматический монолог". Впервые широко пользоваться этой формой начал Р.Браунинг в стихотворениях, написанных от лица вымышленных или исторических персонажей. В число самых знаменитых его монологов входят Андреа дель Сарто и Моя последняя герцогиня. В 20 в. к драматическому монологу обращались такие поэты, как Э.А.Робинсон, Р.Фрост, Э.Паунд и Т.С.Элиот. Еще в середине 18 в. вышел роман Лоренса Стерна Тристрам Шенди, где на первом месте стоял не сюжет, а переживания и мысли главного героя. В начале 20 в. прозаики пытались воспроизвести бессвязную и непроизвольную смену мыслей и впечатлений в сознании героя - такое воспроизведение получило название "внутреннего монолога". Самые знаменитые его образцы принадлежат Дж.Джойсу: в романе Улисс он излагает события одного дня, как они отразились в сознании трех персонажей. Широко пользовались этим приемом Дороти Ричардсон, Вирджиния Вулф и У.Фолкнер.
ЛИТЕРАТУРА
Литературные направления и стили. М., 1976 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979 Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980
МОНОЛОГ (от моно... и греческого logos - речь), развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная - в эпических и особенно в драматических жанрах. В повествовательной прозе 19 - 20 вв. распространен "внутренний монолог" героев.
монолог - говор одного лица, самобеседование (противоп. диалог - разговор между лицами)
Ср. Алымов уехал веселый и вдохновенный насквозь своим монологом.
Лесков. Юдоль. 21.
Ср. Расчетливый актер приберегает силы,
Чтоб кончить с пафосом последний монолог,
Я тоже роль сыграл, но на краю могилы
Я не хочу, чтоб мне рукоплескал раек.
Надсон. Последнее письмо.
Ср. Monologue (фр.) - монолог, (μόνος, один - λόγος, слово, речь).
См. пафос.
См. роль.
См. песня спета.
См. раек.
См. антрепренер.
МОНОЛОГ (от греч. mуnos - один и lо́gos - слово, речь) представляет собой речь, обращенную к самому себе или другим (речь от первого лица), не рассчитанную, в отличие от диалога (см.), на непосредственную вербальную реакцию другого лица (лиц). - М. обладает относительно большой протяженностью, определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью.
Монологическая форма речи реализуется в различных функц. стилях (авторская речь в худож. произведениях, тексты научн., оф.-дел. стилей, статьи в газетах, журналах и т.п.). - М. может осуществляться как в письменной форме, так и в устной (ораторская речь, учебная лекция, бытовой рассказ и т.д.). В устном М. языковые средства могут усиливаться жестами, различными телодвижениями, мимикой. Разговорные монологические тексты по сравнению с отредактированными письменными и подготовленными устными более имплицитны. Многие смысловые связи не вербализуются, поскольку говорящий рассчитывает на активное восприятие речи, на то, что слушающий сам обнаружит эти связи.
Типичной сферой функционирования М. является драматургия. Ориентируясь на устное высказывание, драматический М. допускает употребление разг. и экспрессивно окрашенной лексики, междометий, разговорно-экспрессивных синтаксических построений. Для монологической речи, имеющей внешнего адресата, характерны такие языковые средства, как обращения, местоимения и глаголы 2-го лица, глаголы повелительного наклонения и другие формы волеизъявления (напр.: "Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя…"; "Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?"; "Ах! Если рождены мы все перенимать. Хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев" - А.С. Грибоедов. Горе от ума).
Особую разновидность М. представляет собой т.н. внутренний М. - лингвостилистический прием, позволяющий автору худож. произведения вызвать у читателя представление о процессах, совершающихся во внутреннем мире героя, сымитировать эмоционально-мыслительную деятельность человека в ее непосредственном протекании (поток возбужденного сознания). Напр.: "Вот как шли его мысли: "Теперь в Москву. И первым делом - выжить. Не поддаваться бессоннице. Не ложиться спать. Работать ночами до одурения, пока усталость не свалит замертво. И вот еще что. Сейчас же истопить в спальне, чтобы не мерзнуть ночью без надобности" (Б.Л. Пастернак. Доктор Живаго). Синтаксические построения, оформляющие размышление персонажа, обычно характеризуются эллиптичностью, прерывистостью. Типичным для внутреннего М. является вопрос, часто остающийся без ответа: "Размышления о своих, с новою силой набежавшие на него, заслонили на время его ревнивые выдумки. "Итак, вы в Москве, родные мои?.. Вы снова, значит, без меня повторили этот долгий, тяжелый путь? Как вы доехали? Какого рода эта командировка Александра Александровича, этот вызов? Наверное, приглашение из Академии возобновить в ней преподавание? Что нашли вы дома? Да полно, существует ли он еще, этот дом? О как трудно и больно, Господи! О, не думать, не думать! Как путаются мысли!" (там же).
Речевые типы М. (повествование, описание, рассуждение) связаны с его функциями (рассказ о событии, исповедь, рассуждение на волнующую автора тему и т.д.). Тип речи во многом определяет логико-семантические, композиционно-структурные, лексико-грамматические особенности М. (см. Функционально-смысловые типы речи).
Любой монологический текст в той или иной мере диалогизирован (это относится и к текстам, казалось бы, "чисто" монологическим, напр. письменным науч. произведениям). Не случайно исследователи (Л.П. Якубинский, Г.О. Винокур и мн. др.) говорят о нечеткости различий монолога и диалога, об отсутствии между ними "строгих и абсолютных границ" (Винокур). Диалогичность, т.е. выражение в тексте установки на адресата, - фундаментальное общее свойство речи, обусловленное социальной сущностью языка и диалогической природой мышления (см. Категория диалогичности функциональная семантико-стилистическая).
Лит.: Якубинский Л.П. О диалогической речи // Избр. работы. Язык и его функционирование. - М., 1986; Винокур Г.О. "Горе от ума" как памятник рус. худож. речи // Избр. работы по рус. языку. - М., 1959; Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963; Гельгардт Р.Р. Рассуждение о диалогах и монологах (к общей теории высказывания) // Сборник Докл. и сообщений лингвистического общества, Калинин, 1971, т. 2, вып. 1; Ширяев Е.Н. Структура разг. повествования // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. - М., 1982; Васильева А.Н. Худож. речь. - М., 1983; Кожина М.Н. О диалогичности письменной науч. речи. - Пермь, 1986; Винокур Т.Г. Монолог // Энц. Рус. яз. - 2-е изд. - М., 1997.
Т.Б. Трошева
моноло́г, моноло́ги, моноло́га, моноло́гов, моноло́гу, моноло́гам, моноло́гом, моноло́гами, моноло́ге, моноло́гах
сущ., кол-во синонимов: 8
монолог (моно- + др.-греч. λογος слово)
в риторике: речь одного лица, образующая единое высказывание;
выделяются следующие виды монологической речи:
а) описание - изображение состояния предмета посредством перечисления его частей, свойств, признаков, видов, объединяющее позиции участников общения;
б) повествование - изображение предмета речи в изменении, как последовательности переживаемых событий или действий, разделяющее позиции участников общения;
в) рассуждение - обоснование представления говорящего о предмете посредством доводов, с которыми получатель высказывания соглашается, присоединяясь тем самым к представлению говорящего.
монолог (от греч. monologos из monos - один + logos - речь), форма речи, обращенной говорящим к самому себе, не рассчитанной на словесную реакцию другого лица. Монологическая речь, в отличие от диалогической, характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностыо.
Монолог (от греч. monos - один и logos - слово, речь) - это устное или письменное высказывание одного человека. М. - это значительный по размеру отрезок речи, состоящий из содержательно и структурно связанных между собой высказываний, имеющих смысловую завершенность. М. имеет определенную композиционную форму. Степень проявления этих признаков зависит от жанрово-стили-стической (художественный М., ораторская речь и пр.) и от функционально-коммуникативной (повествование, рассуждение, описание и пр.) принадлежности. Внутрижанровые различия, устное или письменное осуществление М. обусловливают их особенности: лексический отбор, строение предложений, синтаксические способы их соединения, виды взаимодействия разговорной и книжной речи и пр.
М. обращен не только вовне, но и вовнутрь, т. е. говорящий адресуется не только к партнерам, но и к самому себе, и в связи с этим непременно рассчитывает на словесную реакцию партнеров, поэтому иногда М. определяют как интраперсональный речевой акт. По способу изложения содержания различаются три типа М.: описание, повествование, рассуждение.
Лит.: Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963; Винокур Т.Г. Монологическая речь // ЛЭС. - М., 1990; Гельгардт P.P. Рассуждение о диалогах и монологах (к общей теории высказывания) // Сб. докладов и сообщений лингвистич. общества.- Т. 2.- Вып. 1. - Калинин, 1971; Холодовт А.А. О типологии речи // Историко-филологические исследования. - М., 1967.
Л.Е. Тумина
(моно- + др.-греч. λογος слово)
в риторике: речь одного лица, образующая единое высказывание; выделяются следующие виды монологической речи: а) описание - изображение состояния предмета посредством перечисления его частей, свойств, признаков, видов, объединяющее позиции участников общения; б) повествование - изображение предмета речи в изменении, как последовательности переживаемых событий или действий, разделяющее позиции участников общения; в) рассуждение - обоснование представления говорящего о предмете посредством доводов, с которыми получатель высказывания соглашается, присоединяясь тем самым к представлению говорящего.
МОНОЛО́Г (от греч. monos - один, единственный + logos - речь).
1. Процесс монологического общения.
2. Разновидность учебных текстов (монологический текст). См. также монологическая речь.
Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где monologue < греч. monologos - сложения monos «один», и logos «слово». См. диалог.
моноло́г
Через нем. Моnоlоg (с середины XVIII в.; см. Шульц-Баслер 2, 145) или непосредственно из франц. monologue от греч. μονολογία "разговор одного, разговор с самим собой".
МОНОЛОГ а, м. monologue m. Пространная речь действующего лица, обращенная к другому, к группе действующих лиц, к самому себе или непосредственно к зрителю. БАС-1. Комедию его никогда играть не станут. Во-первых, она очень велика, потому что очень много долгих монологов, а это для актеров крайне трудно или и весьма несносно. 1774. А. Волков. // Театр Маддокса 121. Чтоб .. оно <зрелище> не потеряло в сем блеске принадлежащей ему героической важности и силы: то некоторым лицам давал довольно трогательные и пространные монологи, но избавил однако их во все от пения и плясок, им неприличных. Держ. Соч. 4 218. // Сл. 18 2 199. На весь длинный его монолог ответствовал я учтивейшим образом, что мне это ни мало не удивительно. 1792. А. Писарев Переп. вельмож 1 38. Боюсь наскучить вам описанием моих печальных монологов. Школа дружества. // Карамз. Переводы 2 187. Доброму человеку пришла счастливая идея подслушать, записать и напечатать в Вестнике <европы> некоторые монологи старика. 1808. Жуковский Письмо издателю ВЕ. // Ж. 6 9. Его монологи длинны, декламации и ненужныя высокопарныя выражения в слоге безчислены. ДЖ 1816 535. Борецкий хорошо играл Эдипа, в особенности с чувством и жаром произнес славный монолог (или как это называется). 16. 12. 1818. Н. И. Тургенев Дн. // АБТ 5 178. Прежде чем начать аплодировать, надо убедиться в совершенном окончании арии или монолога: ни что не может быть неприятнее неуместного аплодисмента; да и во всяком случае лучше удерживаться от излишних излияний восторга. 1847. Соколов Светский 129. - Лекс. Ян. 1804: монолог; САН 1847: моноло/г.
МОНОЛОГ (греч., от monos - один, и lego - говорю). Сцена в театре, где лицо говорит само собою, высказывает самому себе вслух свои чувства в мысли, в противоположность диалогу.
- Бурная беседа с молчаливыми.
- Разговор с собой при всех.
- Речь, обращённая к самому себе.
- Обращение к себе.
- Речь одного лица, обращённая к слушателям.
- Опера украинского композитора Константина Данькевича «... о Тане».
- Поэма российского поэта Сергея Смирнова «Верхневолжский ...».
Виды речевой деятельности по характеру участия говорящего и адресата в ситуации речевого общения. В М.р. активным является говорящий или пишущий. Адресат может не принимать непосредственного участия в речевом акте: он может быть отдален в пространстве и времени. Его реакция на речь говорящего не предусмотрена этой формой речи. В М.р. говорящий является распорядителем языковых средств, их выбором, соединением. В монологе преобладают повествовательные предложения, не предполагаются вопросы и ответы. В Д.р. участвуют говорящий и адресат, меняясь ролями. При этом каждый из них может пользоваться речевым материалом другого, строя свою реплику с опорой на речь второго участника.
Виды речевой деятельности по характеру участия говорящего и адресата в ситуации речевого общения. В М.р. активным является говорящий или пишущий. Адресат может не принимать непосредственного участия в речевом акте: он может быть отдален в пространстве и времени. Его реакция на речь говорящего не предусмотрена этой формой речи. В М.р. говорящий является распорядителем языковых средств, их выбором, соединением. В монологе преобладают повествовательные предложения, не предполагаются вопросы и ответы. В Д.р. участвуют говорящий и адресат, меняясь ролями. При этом каждый из них может пользоваться речевым материалом другого, строя свою реплику с опорой на речь второго участника.
монологическая речь - характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, их грамматической оформленностью.
монолог - развернутое высказывание одного лица.
отповедь.
речь (выступить с речью. произнести #. держать речь).
оратор - тот, кто произносит речь; человек, обладающий даром говорить речи.
ораторствовать.
вития. витийствовать.
слово (заключительное #). первое слово. последнее слово.
просить слово. попросить слово.
требовать слово.
брать [взять] слово.
дать слово. предоставить слово.
доклад. докладчик. докладывать.
содоклад. содокладчик.
лекция. лектор. читать лекцию.
проповедь. проповедник.
читка.
ведущий (# радиопередачи).
см. представление (о чем)
Монологи́ческая речь
(от греч. μόνος - один и λόγος - слово, речь) - форма (тип) речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и
опосредованное восприятие. Иногда М. р. определяют и как
интраперсональный речевой акт. Для М. р. типичны
значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и
содержательно связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальную
композиционную построенность и относительную смысловую
завершённость. Степень проявления этих признаков зависит от жанровой
(художественный монолог, ораторская речь, бытовой рассказ и пр.) и от
функционально-коммуникативной (повествование,
рассуждение, убеждение и пр.) принадлежности. Внутрижанровые
различия (авторская и прямая речь персонажей,
научный доклад и агитационное выступление), так же как устное или
письменное осуществление речевого акта, обусловливают стилистические особенности М. р.: строение предложений, синтаксические способы их соединения, лексический отбор, виды взаимодействия элементов разговорной и книжной речи и пр. Любой отрывок
М. р. в той или иной мере «диалогизирован»,
т. е. содержит показатели (главным образом внешние - обращения,
риторические вопросы и т. п.) стремления говорящего повысить активность
адресата (ср. мнение Г. О. Винокура об отсутствии строгих и абсолютных
границ между монологом и диалогом, в частности). В некоторых видах
художественного монолога, например в сказе, где законам М. р.
подчинено произведение в целом, диалогические черты служат специальным
средством имитации живой разговорной речи.
Винокур Г. О., «Горе от ума» как памятник русской
художественной речи, в его кн.: Избранные работы по русскому языку, М.,
1959;
Виноградов В. В., Стилистика. Теория поэтической речи.
Поэтика, М., 1963;
Холодович А. А., О типологии речи, в кн.:
Историко-филологические исследования, М., 1967;
Гельгардт Р. Р., Рассуждение о диалогах и монологах
(к общей теории высказывания), в кн.: Сборник докладов и сообщений
лингвистического общества, т. 2, в. 1, Калинин, 1971.
Т. Г. Винокур.
МОНОЛОГИ́ЧЕСКАЯ РЕЧЬ.
Форма речи, обращенной к одному или группе слушателей (собеседников), иногда - к самому себе; по сравнению с диалогической речью характеризуется развернутостью (что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания), наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью. Обучение М. р. проходит в три этапа. На первом вырабатываются языковые автоматизмы. Выработка навыков быстрого и безошибочного пользования фонетическим, лексическим, грамматическим материалом происходит на основе имитативной, ассоциативной речи, речи-называния, хоровой и условно-коммуникативной речедеятельности. На втором этапе учат отбору языковых средств, соответствующих цели коммуникации. В центре внимания при этом находится выражение содержания с помощью адекватного языкового материала. На данном этапе вырабатывается умение свертывать чужое высказывание и использовать преимущественно речевой материал в готовом виде. Третий этап направлен на развитие умений инициативной речи. Сознание говорящего концентрируется на содержании высказывания. Среди признаков М. р. выделяются также непрерывность (высказывание не ограничивается одной фразой, а представляет собой сверхфразовое единство), последовательность, логичность речи, относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность высказывания.
М. р. используется с различными коммуникативными целями: для сообщения информации, для воздействия на слушателей путем убеждения, для побуждения к действию или его предотвращения. При определении видов М. р. в учебных целях исходят из содержания речи (описание, сообщение, рассказ), степени самостоятельности (воспроизведение заученного, пересказ и самостоятельное высказывание); степени подготовленности (подготовленная, частично подготовленная и неподготовленная речь). Рассказ является наиболее сложным видом М. р. Для него характерна определенная последовательность событий, отражающая причинно-следственные связи между ними. Если описание развивается как бы в одной плоскости и последовательность описываемых явлений в нем не имеет принципиального значения, то в рассказе соблюдение хронологической последовательности обязательно, иначе нарушается сюжетная канва повествования. Основные разновидности подготовленного монолога - лекция, выступление, сообщение - как правило, готовятся предварительно. Методика обучения языку должна обеспечить обучение всем видам М. р. Целью обучения М. р. является формирование речевых монологических умений:
1) пересказать текст, сделать описание, сообщение на заданную тему (или свободную тему), составить рассказ;
2) логически последовательно раскрыть заданную тему;
3) обосновать правильность собственных суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации. Все названные умения формируются в процессе выполнения языковых и речевых упражнений.
прил.
1. соотн. с сущ. монолог, связанный с ним
2. Свойственный монологу, характерный для него.
3. Имеющий форму монолога.
МОНОЛОГИ́ЧЕСКИЙ, монологическая, монологическое (лит., театр.). прил. к монолог; в форме монолога. Монологическая речь.
МОНОЛО́Г, -а, м. Речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе. Сценический м. Внутренний м.
монологи́ческий, монологи́ческая, монологи́ческое, монологи́ческие, монологи́ческого, монологи́ческой, монологи́ческих, монологи́ческому, монологи́ческим, монологи́ческую, монологи́ческою, монологи́ческими, монологи́ческом, монологи́ческ, монологи́ческа, монологи́ческо, монологи́чески
МОНОЛОГИ́ЧЕСКИЙ ТЕКСТ.
Группа предложений, связанных между собой по смыслу, расположенных в логической последовательности и соединенных друг с другом при помощи специальных языковых средств (союзов, наречий и т. д.). См. монологическая речь.