Толковый словарь
м.
Музыкально-сценическое произведение развлекательного характера или фильм комедийного содержания, построенные на использовании элементов оперетты, балета, оперы и эстрады.
Толковый словарь Ожегова
МЮ́ЗИКЛ, -а, муж. Музыкальное представление, фильм, сочетающие в себе элементы эстрады, оперетты и балета.
Популярный словарь
Мюзикл
-а, м.
1) Музыкальный театральный жанр комедийного характера, в котором сочетаются элементы драматического искусства, оперетты, балета, эстрады.
2) Музыкально-сценическое произведение или фильм этого жанра.
Французы привезли фильмы разных жанров - комедии, драмы, изящный мюзикл "Девушки из Рошфора", приключенческие ленты (Фролов).
Этимология:
От английского musical (← musical comedy ‘музыкальная комедия’). В русском языке - с середины ХХ в.
Энциклопедический комментарий:
Формирование мюзикла как жанра связано с историей развития сценического искусства США в конце XIX в. Мюзиклы ХХ в. "Целуй меня, Кэт" Портера (1948 г.), "Моя прекрасная леди" Лоу (1956 г.), "Хелло, Долли!" Германа (1964 г.) отличаются содержательностью, тонким режиссерским решением, яркой изобразительностью, мелодичностью. В одном из лучших американских мюзиклов - "Вестсайдская история" Бернстайна (1957 г.) - музыка обрела особую драматическую выразительность.
Словарь существительных
МЮ́ЗИКЛ, -а, м
Музыкально-театральный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств.
Многие считают, что мюзикл требует от исполнителей не актерского дарования, а только умения танцевать и петь.
Энциклопедический словарь
МЮ́ЗИКЛ -а; м. [от англ. musical - музыкальный] Театрализованное представление, сочетающее в себе элементы эстрады, оперетты и балета.
* * *
мю́зикл (англ. musical), музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Жанр сформировался в США в 1920-30-х гг., расцвет наступил в 1940-70-х гг. (К. Портер, Ф. Лоу, Л. Бернстайн, Э. Ллойд-Уэббер, Г. И. Гладков и др.).
* * *
МЮЗИКЛ - МЮ́ЗИКЛ (англ. musical), музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Жанр сформировался в США в 1920-30-х гг., расцвет наступил в 1940-60-х гг. (К. Портер (см. ПОРТЕР Коул), Ф. Лоу (см. ЛОУ Фредерик), Л. Бернстайн (см. БЕРНСТАЙН Леонард) и др.).
Центром мирового мюзикла по праву считается Бродвей, один из районов Нью-Йорка - именно там были поставлены самые известные мировые мюзиклы: «My Fair Lady» (1956), «Hair» (1968), «Chicago» (1975), «Cats» (1981), «The Phantom of the Opera» (1986) и многие другие.
Среди самых известных мюзиклов советской России - «Орфей и Эвридика» (1974), «Фламандская легенда» (1979), «Юнона и Авось» (1981).
Жанр мюзикла получил в России второе рождение в конце 1990-х гг.; первым новым мюзиклом стал «Метро», премьера которого состоялась осенью 1999. Первый мюзикл, который целиком и полностью является российским - «Норд-Ост» (премьера в октябре 2001), в основу которого лег роман В. Каверина (см. КАВЕРИН Вениамин Александрович) «Два капитана».
В 2002 предпринимались попытки российской постановки зарубежных мюзиклов - «Notre Dame De Paris» и «Chicago»; в том же году в Москву был привезен бродвейский мюзикл «42-я улица», который стал первым, демонстрировавшимся на английском языке.
Большой энциклопедический словарь
МЮЗИКЛ (англ. musical) - музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Жанр сформировался в США в 1920-30-х гг., расцвет наступил в 1940-60-х гг. (К. Портер, Ф. Лоу, Л. Бернстайн и др.).
Гуманитарный словарь
МЮ́ЗИКЛ (от англ. musical comedy, musical play - муз. комедия, муз. пьеса) - музыкально-театральный жанр. Зародился в 20-е гг. 20 в. на Бродвее, явился символом новой театр. эстетики и нового театр. менеджмента (в годы "великой депрессии", тотального наступления кино и радио муз. т-р вынужден был жить в условиях жесткой конкуренции). Первым образцом М. принято считать пьесу "Show Boat" (1927) Оскара Хаммерстайна и Джерома Керна по одноименному роману Эдны Ферберс, в к-рой впервые отчетливо обозначились типологич. черты жанра: единство лит-ры и музыки (стихов и пения), сценич. движения и оформления. М. как жанр впитал в себя нек-рые черты оперетты, эстрадных шоу, варьете с особым ощущением сценич. времени и темпо-ритма, броскости материала и т. п. В 1930-е гг. развитие М. связано с именами Д. Гершвина ("Тебе я пою", 1931, отмечен Пулитцеровской премией), Г. Роума ("Булавки и иголки", выдержал 1108 представлений), К. Портера, К. Вайля, Р. Роджерса и Л. Харта: "Американская милашка", 1931; "На цыпочках", 1936; "Парни из Сиракуз", 1938, либретто Дж. Эббота, хореография Дж. Баланчина, по шекспировской "Комедии ошибок". Здесь было положено начало традиции использования сюжетов "высокой" лит-ры, что особенно заметно становится в "золотой период" развития М. в 1940-50-е гг. Обращение к "чертам вечности" (А. Керр) ощутимо в М. "Оклахома!" Р. Роджерса и О. Хаммерстайна (1943, по народной пьесе), "Целуй меня, Кэт" К. Портера (1948, оригин. либретто Б. и С. Спевак по "Укрощении. строптивой" Шекспира), "Моя прекрасная леди" Ф. Лоу и А. Дж. Лернера (1956, по пьесе Б. Шоу "Пигмалион"), "Вестсайдская история" Л. Бернстайна (1957, с аллюзиями из "Ромео и Джульетты" У. Шекспира). Известны случаи адаптации в М. "высокой" музыки - Э. Грига в "Песни о Норвегии" (1943) в обработке Р. Райта и Дж. Фореста. Ими же сделана обработка музыки А. П. Бородина для М. "Кисмет" (1953, по пьесе Э. Кноблока) и И. Штрауса ("Большой вальс", 1970).
В 1960-е гг. создается ряд популярнейших М.: "Скрипач на крыше" Дж. Стайна (1964, по рассказам Шолом-Алейхема), "Хелло, Долли" Дж. Германа (1964), "Человек из Ламанчи" М. Лея и Д. Вассермана (1965, по "Дон Кихоту" Сервантеса), "Кабаре" Дж. Кэндера и Ф. Эбба (1966), "Аплодисменты" ("Все о Еве") Ч. Строуза и Л. Адамса (в сезоне 1969/70 удостоен премии "Тони" - бродвейского аналога премии "Оскар" в Голливуде; за роль в этом спектакле певица Б. Стрейзанд получила звание "лучшей актрисы десятилетия").
В отличие от европейских стран, где М. развивался под сильным влиянием американской традиции жанра, в СССР и России жанр М. в значит. степени испытал воздействие отеч. традиций - водевиля 19 в., оперетты и песни (Н. Стрельников, И. Дунаевский) и представлен именами А. Петрова ("Мы хотим танцевать"), Г. Гладкова ("Дульсинея Тобосская", "Бременские музыканты"), А. Колкера ("Овод", "Труффальдино", трилогия по Сухово-Кобылину "Свадьба Кречинского", "Дело", "Смерть Тарелкина"), М. Дунаевского "Три мушкетера"), Е. Птичкина ("Дилижанс из Руана"), А. Журбина ("Мымра", "Агент 00"), В. Дашкевича ("Белоснежка", "Пеппи Длинныйчулок"), В. Плешака ("Валенсианская вдова"), А. Сойникова ("Сирано де Бержерак") и др.
Лит.: Кудинова Т. Н. От водевиля до мюзикла. М., 1982.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
МЮЗИКЛ (английское musical), музыкальный сценический жанр, сочетающий элементы драматического, хореографического и оперного искусств. Формировался в США в конце 19 - начале 20 вв. на основе объединения различных самостоятельных типов зрелищ (ревю, шоу, оперетты, мелодрамы и др.). Период расцвета мюзикла - середина 20 в. ("Моя прекрасная леди" Ф. Лоу, 1956; "Вестсайдская история" Л. Бернстайна, 1957; "Скрипач на крыше" Дж. Бока, 1964). Широко известны также экранизации мюзиклов.
Орфографический словарь
Словарь ударений
Синонимы к слову мюзикл
сущ., кол-во синонимов: 6
музыкальный фильм, представление
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Этимологический словарь
Заимств. в Советскую эпоху из англ. яз., где musical - сокращение musical comedy «музыкальная комедия». См. музыка.
Словарь иностранных слов
МЮЗИКЛ [англ. musical < musical comedy - музыкальная комедия] - 1) театр. веселое музыкальное представление, чаще комедийного характера; 2) кино- или телефильм такого характера. Ср. ВОДЕВИЛЬ.
Сканворды для слова мюзикл
- «Волосы» на Бродвее.
- Вид искусства.
- Шоу, где танцуют и поют.
- Постановка, типичная для Бродвея.
- Музыкально-сценическое произведение комедийного характера.
- Какой жанр родился в середине XIX века в Англии в результате слияния оперетты и музыкальной комедии?
- Музыкально-сценическое произведение с элементами оперетты, балета, оперы и эстрады.
Полезные сервисы