Толковый словарь
ОБЪЯСНЕ́НИЕ - сущ., с., употр. часто
Морфология: (нет) чего? объясне́ния, чему? объясне́нию, (вижу) что? объясне́ние, чем? объясне́нием, о чём? об объясне́нии; мн. что? объясне́ния, (нет) чего? объясне́ний, чему? объясне́ниям, (вижу) что? объясне́ния, чем? объясне́ниями, о чём? об объясне́ниях
1. Объяснением называют то, что вы говорите или пишете с целью сделать что-либо более лёгким для понимания, использования.
В предисловии вы найдёте подробные объяснения, как пользоваться этим словарем. | Класс внимательно слушал объяснения учителя. | Книга содержит много терминов, требующих дополнительного объяснения.
2. Если вы ищете, находите, видите и т. п. объяснение чего-либо (чему-либо) в чём-либо, значит, вы считаете это наиболее вероятной причиной, определяющей существование, возникновение и т. п. чего-либо.
В прошлом веке мыслители искали объяснения исторического пути России в особенностях русского национального характера. | Учёные видят объяснение многим наследственным болезням в генетическом коде, передающемся от родителей ребёнку.
3. Объяснением называют разговор, который вы ведёте с кем-либо для того, чтобы выяснить некоторые непонятные моменты в ваших взаимоотношениях, искренне рассказать о своих чувствах, переживаниях и т. п.
Раздражение, разделявшее их, не имело никакой внешней причины, и все попытки объяснения только увеличивали его. | Стук в дверь прервал бурное объяснение супругов. | Между влюблёнными произошло объяснение.
4. Объяснением называют письменное или устное сообщение, содержащее изложение причин, обстоятельств и т. п., которые могли бы оправдать какой-либо ваш проступок, ваше поведение.
Давать объяснения инспектору ГАИ - это право водителя, а не обязанность. | Объяснения обвиняемого, если они имеют значение для дела, должны быть проверены следователем. | Начальник потребовал от меня объяснения по поводу опоздания. | Он не явился на встречу без всякого объяснения.
объясни́тельный прил.
Объяснительная записка.
Толковый словарь Ушакова
Толковый словарь Ожегова
ОБЪЯСНЕ́НИЕ, -я, ср.
1. см. объяснить, -ся.
2. Письменное или устное изложение в оправдание чего-н., признание в чём-н. О. по поводу опоздания. Представить свои объяснения.
3. То, что разъясняет, помогает понять что-н. Трудно найти о. такому поступку. Так вот где о.! (теперь понятно, в чём дело, в чём причина).
| прил. объяснительный, -ая, -ое (ко 2 знач.; офиц.). Объяснительная записка.
Словарь существительных
ОБЪЯСНЕ́НИЕ1́, -я, ср
Текст, содержащий разъяснение чего-л., помогающий понять что-л.;
Син.: толкование, интерпретация.
К инструкции прилагались объяснения на русском языке.
ОБЪЯСНЕ́НИЕ2́, -я, ср То же, что пояснение.
Архитекторы, в том числе и иностранцы, стояли возле своих проектов, почти все с женами, давали объяснения, отвечали на вопросы (А. Рыбаков).
Энциклопедический словарь
ОБЪЯСНЕ́НИЕ -я; ср.
1. к Объясни́ть - объясня́ть. О. урока. О. явлений природы. О. значения слова. О. смысла происходящего.
2. к Объясни́ться - объясня́ться; разговор для выяснения чего-л. Длинное о. с друзьями. О. родителей было прервано на полуслове. Не требуй от других никаких объяснений! Избегайте объяснений. О. в любви (признание в любви). // Разг. = Признание в любви. Последовало бурное, пылкое о. Между влюблёнными произошло о. Она ждала объяснения с женихом.
3. обычно мн.: объясне́ния, -ний. Изложение причин, обстоятельств и т.п. в оправдание своего поведения. О. по поводу опоздания. Напишите свои объяснения. Потребовать от кого-л. объяснения. Явиться в суд для объяснения по запросу истца. Не явился на вызов без всяких объяснений.
4. То, что объясняет, помогает понять что-л. Дать о. своей гипотезе. Всё должно иметь разумное о. Объяснения экскурсовода. Объяснения к иллюстрациям (текст, разъясняющий смысл иллюстрации).
◁ Объясни́тельный, -ая, -ое. Содержащий объяснение. О-ая записка. О-ое чтение (чтение учебного текста с комментариями).
* * *
объясне́ние - функция научного исследования, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта: осуществляется через постижение определённого закона, которому подчиняется данный объект.
* * *
ОБЪЯСНЕНИЕ - ОБЪЯСНЕ́НИЕ, функция научного исследования, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта; осуществляется через постижение определенного закона, которому подчиняется данный объект.
Большой энциклопедический словарь
Академический словарь
-я, ср.
1. Действие по знач. глаг. объяснить-объяснять.
Объяснение урока. Объяснение явлений природы.
2. Действие по знач. глаг. объясниться-объясняться; разговор для выяснения чего-л.
Вечером я имел с ним [Печориным] длинное объяснение: мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке. Лермонтов, Бэла.
У матушки происходило объяснение с отцом: она в чем-то упрекала его. Тургенев, Первая любовь.
3. обычно мн. ч. (объясне́ния, -ий).
Изложение причин, обстоятельств, с помощью которых пытаются оправдать свое поведение.
[Окоемов:] Я, к несчастью, одно из действующих лиц этой семейной драмы, я должен буду выслушивать разные объяснения. А. Островский, Красавец-мужчина.
- Я и теперь --- готов принять все объяснения, которые вы можете дать мне. Л. Толстой, Война и мир.
4. То, что объясняет что-л., указывает на причину чего-л.
[В Ельце] все старинные купеческие фамилии были двойные ---. Разделение купеческих имен - явление до того заметное ---, что, наверно, есть этому и какое-то разумное объяснение. М. Пришвин, Кащеева цепь.
◊
объяснение в любви
признание в любви.
Поговорки
Пунктуация и управление в русском языке
Орфографический словарь
Стилистический словарь
ОБЪЯСНЕНИЕ - функционально-смысловой тип речи (см.), для которого смыслоформирующими являются отношения причинности; разновидность рассуждения (см.) как типа речи, производного от коммуникативного намерения установить причинно-следственные связи между явлениями. Ключевая часть О. содержит сообщение о каком-либо явлении, комментирующая часть находится в постпозиции и раскрывает причины этого явления. Напр.: "На первый взгляд может показаться странным, что в случае π-мезонов в одном зарядовом мультиплете объединяются и частица… и ее античастица… в то время как, например, Λ-гиперон и анти-Λ-гиперон образуют два различных зарядовых мультиплета. Объяснение заключается в том, что в зарядовый мультиплет объединяются частицы, отличающиеся только величиной или знаком электрического заряда; все остальные величины, характеризующие частицы, должны быть одинаковыми…" (И.В. Савельев. Курс общей физики); "Величина концентрационных напряжений зависит не от диффузионных констант компонентов диффузионной пары, а лишь от отличия атомных объемов и сжижаемости атомов этих компонентов…" (Я.Е. Гегузин. Диффузионная зона).
Маркерами О. являются причинные союзы так как, поскольку, потому что и др.; конструкции с перформативами объяснить, объяснение, каузальными глаголами и краткими причастиями типа это зависит от…, происходит от…, это связано с тем, что…, обусловлено и т.п. Переход от ключевой части О. к комментирующей может оформляться с помощью вопроса: "Известно, что в изоэлектрической точке вода ведет себя как амфотер, что отвечает нейтральности всей системы. Но чем она обусловлена?"; "В чем причина столь резко различающейся формы халцедоновых выделений?" (Ю.А. Колясников. Причины различных форм отложений халцедона в основных и кислых вулканитах).
Наиболее типично О. для науч. речи. Объяснение - важнейшая функция науч. исследования и присутствует поэтому как этап познавательной деятельности и соответственно тип речи в произведениях любой отрасли науки. О. может выполнять, кроме того, важную коммуникативную задачу - оно делает излагаемое более доступным для читателя. Функция О. как познавательно-коммуникативного действия может иметь в качестве основного либо познавательный компонент (О., заключающее в себе новизну для науч. сообщества), либо коммуникативный (истолкование причин сложного, малопонятного для читателя явления). Последний обычно усилен в произведениях жанра учебника либо научно-популярной литературе.
Коммуникативное воздействие любого текста наиболее успешно происходит в условиях его адекватного восприятия читателем, а следовательно, предполагает в числе прочего реализацию в тексте категории объяснительности. Этим обусловлено участие О. в создании текстов всех функц. разновидностей лит. языка.
В оф.-дел. текстах О. выступает в традиционной функции раскрытия причин какого-л. факта. Напр.: "Занятие по педагогике 14.05.01 не состоялось, так как студенты были задействованы в проведении общеуниверситетской спартакиады" (из объяснительной записки); "В настоящее время я нуждаюсь в материальной помощи в связи с рождением 5 (пятого) ребенка, так как муж погиб, на моем попечении осталось пять детей и моя мать, Зуева Мария Александровна, инвалид II группы" (из заявления).
В публицистике О. также используется обычно в основной функции - раскрывает причины событий, явлений, при этом, правда, степень субъективности О. здесь больше, чем в науч. и дел. речи. Напр.: "…И тогда я поняла, почему так трудно писать про Париж. Просто Париж не город. Париж - это такой образ жизни…" ("АиФ"). Нередко вместо действительного О. волнующих читателей фактов автор дает О. ироническое, используя иронию как яркую форму выражения своей позиции. Напр.: "В самом центре столицы, в двух шагах от Арбата, российские семьи свято чтут мусульманские праздники. Потому что только в эти редкие дни молчит стройка у них под окнами. В праздники туркам работать грешно. В остальные дни работать почетно. Поэтому они без устали стучат и гремят с 7 утра и далеко за полночь. По-русски не понимают не только они, но и заказчик - Верховный суд"; "…Провинившихся ожидает штраф в размере сколько-нибудь минимальных зарплат. Может, эту зарплату потому и не увеличивают, чтобы штрафы были поменьше?"; "Почему денег нет - давно известно. Потому что их нет. Ответ этот так же универсален, как стиральный порошок "Миф". А может, это и в самом деле миф?" ("АиФ"). Неожиданный поворот мысли позволяет публицисту ярче обозначить проблемность, остроту ситуации.
Имеются существенные, принципиальные различия функционально-семантического плана между О. в науч., оф.-дел., публиц. текстах и О. в худож. речи. Играя важную роль в раскрытии создаваемого образа, О. в худож. произведении выступает (как и другие типы рассуждения) прежде всего как элемент образной конкретизации. Ср.: "…Всякий раз, когда глаза наши встречались, что случалось часто, так как мы сидели наискоски друг против друга, он отворачивался и брался за книгу или смотрел в окно" (Л.Н. Толстой. Крейцерова соната); "Я приходил к Лере лишь утром - я говорил с ней, стоя в самых дверях, так как войти в загроможденную тумбочками и прочим добром кладовку было невозможно" (В.С. Маканин. Отставший). Имея те же структурные параметры, что и в других функц. стилях (ключевая часть ==> комментирующая часть), подобные О. десемантизированы, выполняют прежде всего изобразительную функцию. Отсюда и сам термин "объяснение" не вполне созвучен функционально-стилевой специфике худож. речи.
Художественное О. нередко бывает слито с предположением, если автор хочет придать реальность и психологическую достоверность изображаемому, которое происходит как будто независимо от его воли и по неизвестным ему причинам. Напр.: "Акакий Акакиевич покачнул головой и усмехнулся и потом пошел своею дорогою. Почему он усмехнулся, потому ли, что встретил вещь вовсе не знакомую, но о которой, однако же, все-таки у каждого сохраняется какое-то чутье, или подумал он, подобно многим другим чиновникам, следующее: "Ну, уж эти французы! Что и говорить, уж ежели захотят что-нибудь того, так уж точно того…" А может быть, даже и этого не подумал - ведь нельзя же залезть в душу человеку и узнать все, что он ни думает" (Н.В. Гоголь. Шинель); "Обо всем этом думала я… идя на работу в тот обычный счастливый день. Почему счастливый? С утра узнала, что Максимова - самая тяжелая больная в отделении, инфарктница, мать троих детей, как будто (тьфу-тьфу!) выкарабкивается. Дежурила при ней три ночи подряд. Искусственное дыхание, массаж сердца… Удалось-таки спасти!" (И.Н. Грекова. Перелом).
Худож. О., рассматриваемое в аспекте отношений "автор-герой", как специфическая форма выражения авторского сознания, помогает не только выявить психологическое самочувствие героев, но и раскрыть своеобразие и глубину авторского отношения к героям и ситуации, что в конечном счете способствует наиболее полному прочтению худож. произведения, его концепции.
В худож. речи О. обладает меньшей по сравнению с другими стилями степенью не только функционально-семантической, но и структурной стабильности. Здесь распространены О. с имплицитной связью, напр.: "Это меня еще более успокоило: я нашел себе место в этом утре, в этом Городе, в этом государстве" (Г.А. Горышин. Мой дядюшка Егор); "Я еще раз дал лошадям напиться и покормиться на околице мертвого селения, сам маленько подкрепился, настороженно озираясь по сторонам, - в таких вот развалинах, средь ломи кирпичей и головешек, горелых печных труб, хат со спаленными крышами, с выбитыми окнами, сорванными дверьми, подходяще скрываться братьям-самостийщикам" (В.П. Астафьев. Обертон). В худож. и публиц. О. широко используется парцелляция, воскл. предложения и другие способы усиления экспрессии, позволяющие акцентировать важные моменты содержания, напр.: "Она будет жить ожиданием. Это будет ЖИЗНЬ. А без него - НЕ ЖИЗНЬ. Хуже, чем смерть. Потому что смерть - это отсутствие всего, и страданий в том числе. А без него - страдания, ежедневные, ежеминутные" (В.С. Токарева. Сентиментальное путешествие); "Безвыходных положений в экономике нет! Ибо экономика может умереть только вместе с обществом" ("АиФ").
Лит.: Одинцов В.В. Стилистика текста. - М., 1980; Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. - М., 1982; Цветкова Т.М. Конституирующие факторы текста "рассуждение" в науч. стиле (на материале лингвистической литературы): Автореф. дис. … канд. филол. наук. - М., 1983; Девкин А.П. Определение и объяснение как композиционно-речевые формы в английских науч. и науч.-популярных текстах: Автореф. дис. … канд. филол. наук. - Минск, 1984; Радзиевская Т.В. Прагматические свойства высказывания-объяснения // Каузальность и структуры рассуждений в рус. языке. - М., 1993; Трошева Т.Б. Формирование рассуждения в процессе развития науч. стиля рус. лит. языка XVIII-XX вв. (сопоставительно с др. функц. разновидностями). - Пермь, 1999; Панова О.В. Рассуждение как тип речи в прагматическом аспекте (аргументация и объяснение): Автореф. дис. … канд. филол. наук. - Минск, 2001.
Т.Б. Трошева
Формы слов для слова объяснение
Синонимы к слову объяснение
сущ., кол-во синонимов: 39
I.
ОБЪЯСНЕНИЕ
ОБЪЯСНЕНИЕ1, комментарий, комментирование, толкование, трактование, трактовка, книжн. интерпретация
ИСТОЛКОВАТЕЛЬ, комментатор, толкователь, книжн. интерпретатор
ИСТОЛКОВАТЕЛЬНИЦА, толковательница
ОБЪЯСНЕНИЕ, истолкование, комментарий, прочтение, толкование, трактовка, книжн. интерпретация
ОБЪЯСНЯТЬ/ОБЪЯСНИТЬ, несов. и сов. интерпретировать, истолковывать/истолковать, несов. и сов. комментировать/прокомментировать, толковать, трактовать
ОБЪЯСНЯТЬСЯ, интерпретироваться, истолковываться, комментироваться, толковаться, трактоваться
ОБЪЯСНЕНИЕ2, пояснение, разъяснение, растолковывание, устар. изъяснение, разг. вбивание, разг. втолковывание, разг. разжевывание
ОБЪЯСНЕНИЕ, пояснение, разъяснение, устар. изъяснение
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ, пояснительный, разъяснительный, устар. изъяснительный
ОБЪЯСНЯТЬ/ОБЪЯСНИТЬ, пояснять/пояснить, разъяснять/разъяснить, растолковывать/растолковать, устар. изъяснять/ изъяснить, разг. вбивать/вбить, разг. вдалбливать/вдолбить, разг. втолковывать/ втолковать, разг. разжевывать/разжевать, разг. толковать, разг.-сниж. втемяшивать/ втемяшить
ОБЪЯСНЯТЬСЯ, поясняться, разъясняться, растолковываться, устар. изъясняться, разг. вбиваться, разг. вдалбливаться, разг. втолковываться, разг. разжевываться
ОБЪЯСНЕНИЕ3, истолкование, легенда, пояснение, разъяснение, растолкование, спец. экспликация, разг. разжевывание, разг.-сниж. вдалбливание
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ, пояснительный, разъяснительный
ОБЪЯСНЯТЬ/ОБЪЯСНИТЬ, истолковывать/истолковать, пояснять/пояснить, разъяснять/разъяснить, растолковывать/ растолковать, разг. втолковывать/втолковать, разг. разжевывать/разжевать, разг.-сниж. вбивать/вбить, разг.-сниж. вдалбливать/вдолбить, разг.-сниж., сов. втемяшить
ОБЪЯСНЕНИЕ4, пояснение
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ, пояснительный
ОБЪЯСНЯТЬ/ОБЪЯСНИТЬ, пояснять/пояснить
II.
объяснение
Тезаурус русской деловой лексики
Идеография
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Глагольная сочетаемость
Методические термины
ОБЪЯСНЕ́НИЕ.
1. Общедидактический метод обучения, словесное толкование нового материала. На занятиях на основе прямого метода обучения и его современных модификаций, а также при использовании интенсивных методов О. отводится вспомогательная роль, так как при установке на практическое овладение языком усвоение лексико-грамматического материала в рамках названных методов осуществляется преимущественно интуитивно и глобально в ходе беспереводного ознакомления с ним и в процессе речевой практики.
В работе по коммуникативным методам О. осуществляется в форме предъявления инструкций и правил, знание которых необходимо для самостоятельного построения фразы в соответствии с темой общения и для понимания иноязычной речи при слушании и чтении. Более развернутый характер О. носит при работе по сознательно-практическому методу обучения. Здесь в процессе О. предусматривается усвоение знаний, являющихся основой формируемых навыков и умений. На занятиях с филологами использование метода О. предусматривает достаточно подробное сопоставление систем двух языков.
2. Вид речевого сообщения по способу выражения мыслей. Объектом О. являются действия, процессы, события и их взаимосвязь. В О. раскрываются цели и средства действий отправителя речи, причины и следствия, проблемы и их решение, предпосылки деятельности человека, описываются процессы и особенности их развития. О. преследует цель создать определенное мнение о предмете речи или изменить имеющееся у участников общения мнение о нем. Ср. аргументация, инструкция, описание, повествование.
Сканворды для слова объяснение
Полезные сервисы