сущ., кол-во синонимов: 1
нереида (99)
прил., кол-во синонимов: 28
воспроизведший (34)
воссоздавший (32)
выведший (40)
выставивший (92)
живописавший (21)
изложивший (24)
изобразивший (62)
нарисовавший (37)
обрисовавший (22)
объяснивший (48)
отобразивший (18)
очертивший (20)
передавший (53)
поведавший (4)
подавший (28)
показавший (84)
представивший (52)
развернувший (40)
разрисовавший (16)
расписавший (37)
рассказавший (56)
растолковавший (26)
прил., кол-во синонимов: 22
воспроизведшийся (21)
воссоздавшийся (21)
выведшийся (29)
выставившийся (30)
изобразившийся (26)
нарисовавшийся (17)
обоссавшийся (23)
обрисовавшийся (23)
объяснившийся (20)
отобразившийся (17)
очертившийся (16)
ошибившийся (91)
передавшийся (35)
подавшийся (32)
показавшийся (130)
представившийся (53)
развернувшийся (45)
разрисовавшийся (12)
расписавшийся (35)
растолковавшийся (11)
ОПИСАНИ|Ѥ (3*), -˫А с.
1.Ограничение:
приѥмлеть ѡписание сѹть такова˫а в немь того ради. нъ не совъкѹплени˫а ра(д). КР 1284, 3в; ѹ(м) чл҃вчь възри(т) ища б҃ь˫а начала… и приразитсѧ не обрѣта˫а о б҃зѣ вѣдѣ(н)˫а до конца коего ли описань˫а. ѿкуду же при˫а(т) начало. здѣ без мѣры именова безначалну. (περιγραφήν) ГБ к. XIV, 54в.
2. Описание; изображение:
и еще же и самѹю х҃вѹ иконѹ рекше ѡбразъ. не в таковыхъ ѡписаниемъ. ч(с)ть и покланѧнiѥ. нъ на того самого на(с) ра(д) || чл҃вколюбно въчл҃вчьшасѧ. и за ны ѹмьрша сию възносимъ. КР 1284, 6в-г.
Ср. неописаниѥ.
ср.
1. процесс действия по гл. описать
2. Результат такого действия; словесное - устное или письменное - изображение кого-либо или чего-либо.
3. Изложение чего-либо как составная часть научного изучения явлений.
ОПИСА́НИЕ - сущ., с., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? описа́ния, чему? описа́нию, (вижу) что? описа́ние, чем? описа́нием, о чём? об описа́нии; мн. что? описа́ния, (нет) чего? описа́ний, чему? описа́ниям, (вижу) что? описа́ния, чем? описа́ниями, о чём? об описа́ниях
1. Описание - это рассказ о каких-то предметах, событиях, фактах, содержащий более или менее полную информацию об их деталях и подробностях.
Беглое, подробное, многословное, реалистическое, детальное описание. | Приступить к описанию поездки. | Описание природы, интерьера, путешествия. | В центре романа - описание жизни крестьянской семьи. | Роман «Мёртвые души» стал грандиозным описанием быта и нравов России первой трети XIX века. | Описание Наполеона Толстой начал с сапог.
2. Описание - это систематическое изложение сведений о чём-либо (явлениях природы, культуры, странах, народах, языках и т. д.) для создания целостной научной картины об одной из отраслей знания.
Географическое, археологическое описание. | Описание местного говора, древней рукописи, типичного ландшафта, городского быта москвичей. | Читать описания путешествий по Камчатке. | Описанием памятников древности занимается археология. | Описание Европы IX века. | В своём докладе доктор привёл клиническое описание болезни.
3. Описание какого-либо человека - это устный или письменный рассказ о его внешности и особенностях поведения, которые составляют и распространяют сотрудники милиции при его розыске или для его ареста.
Узнать кого-либо по описанию. | В аэропортах уже наверняка известна его внешность: оперативники успели распространить описание. | Женщина вполне подходит под описание преступницы.
= словесный портрет
4. Описание какого-либо товара, устройства, механизма - это документ, в котором рассказывается, из чего он состоит, излагаются параметры его работы и действия, технические характеристики.
Описание фена, кухонного комбайна, телефона, лекарства.
ОПИСА́НИЕ, описания, ср. (книжн.).
1. Действие по гл. описать. Заниматься описанием картин.
2. Сочинение, описывающее что-нибудь (см. описать в 1 и 2 знач.). Составить описание картин. Напечатать описание путешествия. Издать описание рукописей.
|| Изложение чего-нибудь (см. описать во 2 знач.), как составная часть научного изучения явлений. Описание исторических фактов должно иметь марксистское объяснение.
ОПИСА́НИЕ, -я, ср.
1. см. описать.
2. Сочинение, изложение, в к-ром что-н. описывается. Географические описания.
ОПИСА́НИЕ, -я, ср
Текст, созданный с целью наглядно и полно, устно или письменно, представить, описать что-л.
Нечто похожее… можно найти в рисунках, приложенных к научным отчетам и описаниям старинных экспедиций… (Ю. Домбровский).
описание - один из самых распространенных компонентов монологической авторской речи. В логическом плане описать предмет, явление - значит перечислить его признаки. Выделяют статистическое описание, которое прерывает развитие действия, и динамическое описание - обычно небольшое по объему, которое не приостанавливает действие, будучи включенным в событие.
Ср. повествование.
ОПИСА́НИЕ -я; ср.
1. к Описа́ть (1-2 зн.). Беглое, подробное о. Начать о. Перейти к описанию. Приступить к описанию поездки. Описанием памятников древности занимается археология.
2. Словесное устное или письменное изображение кого-, чего-л. Узнать кого-л. по описанию. В центре романа - о. жизни крестьянской семьи.
3. Сочинение, изложение, ставящее целью научно, систематически описать что-л. Географические описания. Археологическое о. Читать о. путешествия по Волге.
* * *
описа́ние - функция научного исследования, состоящая в фиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.
* * *
ОПИСАНИЕ - ОПИСА́НИЕ, функция научного исследования, состоящая в фиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.
ОПИСАНИЕ - функция научного исследования, состоящая в фиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.
-я, ср.
1. Действие по глаг. описать (в 1 и 2 знач.).
Теперь, минуя то, что известно из газет, я прямо перейду к описанию личного свидания моего с Чернышевским. Короленко, Воспоминания о Чернышевском.
2. Словесное устное или письменное изображение кого-, чего-л.
Первая глава [Евгения Онегина] представляет нечто целое. Она в себе заключает описание светской жизни петербургского молодого человека в конце 1819 года. Пушкин, Евгений Онегин (Предисловие к первому изданию главы I).
Мать Лены, идя в сельпо, сразу его [Воропаева] узнала по описанию дочери. Павленко, Счастье.
3. Сочинение, ставящее целью научно, систематически описать что-л.
Географические описания.
◊
Гришино оказалось обыкновенной деревней. Так, очевидно, о ней было бы сказано в любом описании. Паустовский, Кордон «273».
ОПИСАНИЕ - функционально-смысловой тип речи (см.), сущность которого сводится к выражению факта сосуществования предметов, их признаков в одно и то же время. О. служит для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности. Напр.:
"Кочановская усадьба стоит на речке, против деревни. Усадебка небогата - дом крыт щепой, с обеих сторон ворота соединяют его с флигелями, в левом флигеле кухня, в правом рига, коровник, сарай. Одно окно кухни выходит на речку, но речки не видать, старый жесткий малинник подпирает флигель…" (К. Федин. Пастух); "…Дорога, словно не желая быть назойливой, ушла куда-то вправо. Еле заметная тропка ответвилась от нее, попетляла меж сосен и умерла на полянке, около домика. Несмотря на ночные сумерки, трава на полянке белела цветочками земляники. Она, эта ягода моего детства, особенно густо цвела позади домика: я стоял на одном месте, боясь переступить и растоптать ее белые звездочки" (В. Белов. Бобришный угор).
В содержании описательных текстов главное - предметы, свойства, качества, а не действия. Поэтому основную смысловую нагрузку несут имена существительные и прилагательные. Существительные относятся к конкретной лексике (речка, деревня, дом, ворота, флигель, окно и др.). Широко используются слова с пространственным значением - обстоятельства места (на речке, против деревни, с обеих сторон, меж сосен, на полянке, около домика, позади домика и т.п.). Глагольные сказуемые в смысловом отношении либо ослаблены, стерты (усадьба стоит на речке; окно выходит на речку; дорога ушла вправо), либо имеют качественно-изобразительное значение (трава белела цветочками земляники; она густо цвела). Часто используется глагольная форма наст. времени, выражающая длительное состояние предмета или "вневременное" состояние (стоит, соединяют, подпирает). Глаголы несов. вида прош. времени указывают на состояние описываемых явлений в момент наблюдения за ними (белела, цвела). Даже глаголы сов. вида в описательных контекстах передают свойство, характеристику предмета, а не активное действие (еле заметная тропка ответвилась от нее, попетляла меж сосен и умерла на полянке). Для О. характерна однотипность форм сказуемого, которая является показателем статичности изображаемого. Наиболее частотны О. с единым планом наст. времени или с единым планом прош. времени. Степень статичности в О. с планом прош. времени ниже, чем в О. с планом наст. времени. Строю предложений в О. нередко присущ синтаксический параллелизм.
О. может включать последовательность номинативных и эллиптических конструкций, что создает своеобразный номинативный стиль, наиболее ярко представленный в ремарках драматургических произведений, киносценариях, записях дневникового характера. Напр.: "Большая комната, угол дома; здесь Васса прожила лет десять и проводит бoльшую часть дня. Большой рабочий стол, перед ним легкое кресло с жестким сиденьем, несгораемый шкаф, на стене обширная, ярко раскрашенная карта верхнего и среднего течения Волги - от Рыбинска до Казани; под картой - широкая тахта покрыта ковром, на ней груда подушек; среди комнаты небольшой овальный стол, стулья с высокими спинками; двойные стеклянные двери на террасу в сад, два окна - тоже в сад. Большое кожаное кресло, на подоконниках - герань, в простенке между окнами на полу в кадке - лавровое дерево. Маленькая полка, на ней - серебряный жбан, такие же позолоченные ковшички. Около тахты дверь в спальную, перед столом - дверь в другие комнаты" (М. Горький. Васса Железнова). В таких О. объекты как будто фиксируются видеокамерой. Предложения равноправны относительно друг друга, автосемантичны. Их можно сгруппировать и иначе, все зависит от "точки отсчета".
Перечислительный смысл описательного текста часто передается параллельной связью предложений. Это наглядно демонстрируют тексты описательных наук (биологии, геологии и др.), включающие в виде целых абзацев логические единства, которые состоят из предложений, выражающих параллельно связанные суждения с единым субъектом и разными предикатами.
Напр.: "Обыкновенный уж хорошо отличим по темной, почти черной окраске… Распространен в европейской части страны, в Сибири на восток до Забайкалья и местами в Средней Азии. Держится по берегам болот, рек, прудов. Питается лягушками, ящерицами, грызунами, реже насекомыми. Рыбу ест редко" (С.П. Наумов. Зоология позвоночных).
Особой разновидностью О. является характеристика - тип речи, используемый для изображения качеств человека или предмета. Напр., в науч. тексте: "Дадим краткую характеристику перечисленных классов частиц. 1. Фотоны… участвуют в электромагнитных взаимодействиях, но не обладают сильным и слабым взаимодействиями. 2. Лептоны получили свое название от греческого слова "лептос", которое означает "легкий". К их числу относятся частицы, не обладающие сильным взаимодействием: мюоны… электроны… электронные нейтрино… и мюонные нейтрино… Все лептоны имеют спин, равный 1/2, и, следовательно, являются фермионами. Все лептоны обладают слабым взаимодействием… 3. Мезоны - сильно взаимодействующие нестабильные частицы, не несущие так называемого барионного заряда… К их числу принадлежат… пионы… каоны… и эта-мезон…" (И.В. Савельев. Курс общей физики).
В характеристике, как и в любом О., могут быть элементы рассуждения. Так, в приведенном фрагменте (п. 2) есть предложение ("Все лептоны имеют спин, равный 1/2, и, следовательно, являются фермионами"), которое представляет собой дедуктивное умозаключение с отсутствующей первой посылкой. Однако функционирование его в данном тексте подчинено выполнению главной задачи - описать свойства лептонов. Для худож. текста характерна контаминация описания с повествованием (см.). Элементы описательности присутствуют практически в любом повествовательном тексте.
Иногда смысловая нагрузка в О. падает на действие, в этом случае говорят о "динамическом описании" - типе речи переходном, граничащем с повествованием. Динамическое О. передает протекание действий с маленькими временными интервалами в ограниченном пространстве. Структурное содержание О. сводится к временному отношению простого следования. В связи с тем что все внимание сосредоточено на фиксации динамики, на ряде моментов действия, их "шаговом" характере, такое содержание определяет отбор предложений, имеющих самостоятельный характер, автосемантичных. Динамическое О. используется часто для показа внешних событий, являясь средством натуралистического отражения действительности (существует специальный термин для обозначения натуралистического метода очень подробного описания действия с большой точностью передачи деталей - "секундный стиль"). Кроме того, динамическое О. может служить средством острых, тонких психологических зарисовок - при изображении переживания, динамики внутреннего состояния героя.
Динамическое О. широко представлено в науч. текстах (наряду с описанием статическим и рассуждением), где используется для подробного, точного изображения действий, совершаемых в ходе проведения опыта, эксперимента. Задача автора при этом состоит не в рассказе о разворачивающихся в определенном времени событиях (что характерно для повествования), а в описании процесса, этапов этого процесса, обычно вне зависимости от конкретного времени. Напр.: "Берут призму исландского шпата… Призму распиливают перпендикулярно к плоскости… Затем обе половины склеивают канадским бальзамом" (А.Г. Столетов. Введение в акустику и оптику).
Лит.: Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).- Улан-Удэ, 1974; Ее же: Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи. - Улан-Удэ, 1999; Лосева Л.М. Как строится текст. - М., 1980; Одинцов В.В. Стилистика текста. - М., 1980; Метс Н.А., Митрофанова О.Д., Одинцова Т.Б. Структура науч. текста и обучение монологической речи. - М., 1981; Гришина О.Н. Соотношение повествования, описания и рассуждения в худож. тексте (на материале английской и американской прозы XX в.): Автореф. дис. … канд. филол. наук. - М., 1982; Брандес М.П. Стилистика немецкого языка. - М., 1983; Протопопова О.В., Трошева Т.Б. Функционально-смысловые типы речи как критерий стилевой дифференциации научных и технических текстов // Очерки истории науч. стиля рус. лит. языка XVIII-XX вв. - Пермь, 1998, т. 2, ч. 2.
Т.Б. Трошева
описа́ние, описа́ния, описа́ний, описа́нию, описа́ниям, описа́нием, описа́ниями, описа́нии, описа́ниях
сущ., кол-во синонимов: 45
абрис (12)
агонография (1)
антропография (1)
блазон (1)
бытописание (2)
вербализация (2)
водоописание (2)
воспроизведение (38)
воссоздание (18)
дескрипция (1)
житие (6)
землеописание (2)
изложение (41)
изображение (98)
иконография (3)
история (61)
нарратив (3)
нозография (2)
обзор (23)
обрисовка (13)
обрисовывание (15)
описывание (10)
отображение (14)
очерк (26)
очерчивание (15)
передача (85)
перипл (2)
питтореск (1)
повествование (17)
повесть (12)
показ (28)
представление (65)
проскинитарий (1)
рассказ (42)
растолкование (20)
реляция (6)
сказ (10)
сниппет (2)
сочинение (52)
статут (4)
схема (28)
фильмография (1)
экспликация (6)
сущ.
1.
изображение
воссоздание
отображение
обрисовка
показ
передача действительности в художественном произведении)
2.
очерчивание
изображение
живописание
передача средствами языка)
I.
ОПИСАНИЕ
ОПИСАНИЕ, изображение, обрисовка, обрисовывание, описывание, очерчивание, рисование
ОПИСАНИЕ, изображение
ОПИСЫВАТЬ/ОПИСАТЬ, несов. и сов. живописать, изображать/изобразить, обрисовывать/обрисовать, очерчивать/очертить, рисовать/нарисовать
ОПИСЫВАТЬСЯ, изображаться, обрисовываться, очерчиваться, рисоваться
II.
описание
1.
Syn: изображение, воссоздание, отображение (кн.), обрисовка (редк.), показ
2.
Syn: определение, дефиниция
3.
Syn: руководство, справочник, инструкция
↑ посредством, слово
описание - словесное изображение.
описать. описательный.
обрисовать (# обстановку).
очертить (# ход событий. # круг обязанностей).
картина - яркое и выразительное описание.
набросать картину чего.
нарисовать. изобразить. представить. показать. раскрыть.
расписать (# подробности). живописать.
словесный портрет.
... графия (география. нозография - описание болезней).
▼ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, литературное произведение, жизнеописание
1.
1) Тип текста, отражающий мир в статике, одномоментно. Словесное изображение действительности путем перечисления характерных признаков предмета, человека, обстановки, окружающей природы и т.п.
Различают:
а) научное, художественное, деловое описание;
б) статическое и динамическое описание;
в) описание портрета, пейзажа и т.п.
2) Тип текста, основанный на изображении свойств, явлений природы, предмета, характера человека и т.п. В художественной литературе известны такие виды описаний, как: пейзаж (описание природы), портрет (описание внешности человека), интерьер (описание помещения). Для стилистики языка и речи важно, в каких функциональных стилях используются эти виды описаний, при помощи каких языковых средств они создаются. Так, в художественной речи описания характеризуются наличием полных прилагательных, предложений с однородными членами, повествовательных предложений усложненной конструкции: Я не видел глаз более прелестных, чем у Белинского. Голубые, с золотыми искорками в глубине зрачков, эти глаза расширялись и сверкали в минуты воодушевления; в минуты веселости взгляд их принимал пленительное выражение пленительной доброты и беспечного счастья. Голос у него был слаб, но приятен: говорил с особенными ударениями и придыханиями. Описание связано с образностью художественной речи. Научное описание ориентировано на раскрытие существенных признаков и явлений предмета, поэтому в данном случае в О. будут активизироваться языковые средства, группирующиеся вокруг обобщенности-отвлеченности - одной из стилевых черт научного стиля. В деловой речи описание представлено разными жанрами: это и описание отдельного предмета, и производственная характеристика, описание обстановки (в следственных протоколах) и т. п. Здесь речевое оформление О. должно строиться так, чтобы не появилась возможность инотолкования. Инвариантная схема О. как типа текста включает следующие компоненты: характеристику ситуации общения, структурно-композиционные элементы: собственно описание, общее впечатление от увиденного, обобщение; набор языковых средств, зависящих от ситуации общения и структуры текста.
2. в риторике: словесное изображение предмета мысли; описания подразделяются на описания вещей, ситуаций, последовательности действий, людей, характеристики (этопея, прозопография), идей или конструкций мысли - теорий, гипотез, предложений; по словесной форме описания подразделяются на естественные и искусственные;
естественные дают образ предмета в ходе его созерцания;
искусственные описания дают аналитический образ строения, структуры, назначения, т.е
идею предмета;
они бывают дедуктивными, индуктивными и смешанными в зависимости от задачи и композиции. Построение описания определяется выбором перспективы и плана, который зависит от соотношения предмета и наблюдения.
Тип текста, отражающий мир в статике, одномоментно. Словесное изображение действительности путем перечисления характерных признаков предмета, человека, обстановки, окружающей природы и т.п.
Различают:
1) научное, художественное, деловое описание;
2) статическое и динамическое описание;
3) описание портрета, пейзажа и т.п.
Описание - функционально-смысловой тип речи, в котором раскрываются признаки предмета (в широком понимании). О. в функционально-смысловом и структурном отношении противопоставлено повествованию. Для О. характерны перечислительная структура однородных компонентов и перечислительная интонация, прямая модальность, соотнесенность видовременных значений.
Структурно-смысловыми разновидностями высказывания, опирающимися на О., являются портрет, интерьер, пейзаж, О. животного, растения, любого неодушевленного предмета и т. д. О. встречаются в текстах различных стилей. Научное - это О., в котором раскрываются главные (существенные и отличительные) признаки предмета, его свойства. В О. научного характера главное - точность, логическая последовательность. (См. энциклопедические описания, а также О. в учебниках.) Художественное- О., где преобладают субъективность изображения, образы, впечатления, лирический элемент. Главное здесь - дать яркое представление о предмете, при этом не обязательно исчерпывающее, полное. Художественные О. правдиво отражают явления действительности, но в яркой выразительной форме. Деловые О. - это, например, перечень примет разыскиваемого лица, пропавших вещей и т. п. Научные О. составляют принадлежность научной и научно-учебной, научно-популярной литературы; художественные О. - элемент художественной литературы. Каждое из этих описаний имеет свои особенности. Так, синтаксические особенности художественных О. выражаются не только в перечислительной форме компонентов, но и в характерном использовании номинативных предложений, в которых обозначается только наличие, бытие предметов или явлений и не выражается действие или состояние, например: «Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь. Дождь и ветер» (М.А.Шолохов. Тихий Дон); безличных предложений со значением состояния. Эти предложения часто бывают нераспространенными и стоят в первом ряду с номинативными предложениями: в номинативных предложениях выражается бытие чего-то, а в безличных - состояние, например: «Маленькая комната на чердаке. Светло, тепло и скучно...» (М.Горький. Изложение фактов и дум); эллиптических предложений в О. природы, обстановки и т. д., например: «Справа от них - густая чаща из молодого пихтача, а слева - сухостойные кедры, раскинувшие свои высохшие сучья» (Г.Марков. Сибирь) и т. д.
Широко используются эмоционально-экспрессивные лексические и фразеологические средства: семантическая метафоричность (особенно глагольная), употребление эпитетов, обстоятельств, уточняющих сказуемое, и т. д.
Лит.: Кожин A.M., Крылова О.А., Одинцов В. В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982; Мещеряков В.Н. Монологическая форма речевого общения. Монологическая речь и ее типы. (Практикум по развитию речи) / Под редакцией Г.Г.Городиловой, А.Г.Хмары. - Л., 1988; Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (Описание, повествование, рассуждение). - Улан-Удэ, 1974; Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4-8 классы). - М., 1978;
Л.Е. Тумина
в риторике: словесное изображение предмета мысли; описания подразделяются на описания вещей, ситуаций, последовательности действий, людей, характеристики (этопея, прозопография), идей или конструкций мысли - теорий, гипотез, предложений; по словесной форме описания подразделяются на естественные и искусственные; естественные дают образ предмета в ходе его созерцания; искусственные описания дают аналитический образ строения, структуры, назначения, т.е. идею предмета; они бывают дедуктивными, индуктивными и смешанными в зависимости от задачи и композиции. Построение описания определяется выбором перспективы и плана, который зависит от соотношения предмета и наблюдения
дать описание => действие
поддаваться описанию => возможность, объект, модальность
содержать описание => существование / создание, локализация
ОПИСА́НИЕ.
1. Один из функционально-смысловых типов речи, вид речевого сообщения по способу выражения мыслей; объектами О. являются предметы, их расположение в пространстве и времени, явления, качества, состояния. Говорящий или пишущий средствами О. создает в представлении слушающего или читающего образ предмета О. Ср. аргументация, объяснение, повествование.
2. Способ изложения системы языка в грамматиках и учебниках. Такое О. может быть функциональным либо формальным, полным, неполным, рассчитанным на носителя языка или иностранца, изучающего язык. О. языка в учебных целях должно определяться задачами и этапом обучения.
- Сочинение, изложение чего-либо.
- Портрет словами.
- Изложение особых примет.
- Подробная характеристика предмета.
Такой вид описания, при котором учитываются:
1) гиперо-гипонимические отношения слов, характерные для современных языков. В древности вначале появились видовые именования;
2) формирование организаций слов производилось в разные временные периоды. Наполнение парадигм происходило постепенно, в зависимости от внутренней временной протяженности и требований практики;
3) лексико-семантические группировки слов появились позже, чем тематические группы.
Такой вид описания, при котором учитываются:
1) гиперо-гипонимические отношения слов, характерные для современных языков. В древности вначале появились видовые именования;
2) формирование организаций слов производилось в разные временные периоды. Наполнение парадигм происходило постепенно, в зависимости от внутренней временной протяженности и требований практики;
3) лексико-семантические группировки слов появились позже, чем тематические группы.
Один из видов творческих работ обучающего и контрольного характера. Представляет собой публицистическое описание природы, обстановки. Публицистическому описанию местности предшествует подготовительная работа.
Обучение идет по схеме:
1. Знакомство с образцами описания местности;
2. Сбор материала по намеченному плану-схеме;
3. Обработка материала, организация его под определенным углом зрения;
4. Корректировка содержания, стиля; обработка языка сочинения;
5. Приведение содержания работы и плана в полное соответствие;
6. Описание местности по плану в устной форме;
7. Описание местности в письменной форме;
8. Анализ содержания работ обучаемых, стиля сочинений, работа над речевыми ошибками.
Один из видов творческих работ учащихся обучающего и контрольного характера. В описании природы предстает совокупность предметов, чем-то похожих или отличающихся друг от друга
Как правило, излагается общее впечатление от картины природы
Затем дается собственно описание природы, где возможно, делаются соответствующие выводы.
Вид описания, при котором характеризуются:
1) общность происхождения;
2) письменные свидетельства о существовании слова или его реконструкции на основании сравнительных данных в группах языков;
3) генетическое развитие слова, учитывающее источник его происхождения и его последующие преобразования на разных уровнях системы языка;
4) параллельное сосуществование родственных слов в группах языков, их сходство и специфические особенности;
5) хронология генетических взаимодействий родственных по происхождению слов, принадлежащих разным языкам.
Вид описания, при котором характеризуются:
1) общность происхождения;
2) письменные свидетельства о существовании слова или его реконструкции на основании сравнительных данных в группах языков;
3) генетическое развитие слова, учитывающее источник его происхождения и его последующие преобразования на разных уровнях системы языка;
4) параллельное сосуществование родственных слов в группах языков, их сходство и специфические особенности;
5) хронология генетических взаимодействий родственных по происхождению слов, принадлежащих разным языкам.
Вид описания, при котором характеризуются:
1) период проникновения слова из одного языка в другой;
2) прямой или опосредованный контакт;
3) формы существования в заимствующем языке (исконная/"принимающая" графика, фонетика, семантика, морфология и т.п.);
4) центры притяжения, возможность вхождения в парадигматические ряды.
Вид описания, при котором характеризуются:
1) период проникновения слова из одного языка в другой;
2) прямой или опосредованный контакт;
3) формы существования в заимствующем языке (исконная/«принимающая» графика, фонетика, семантика, морфология и т.п.);
4) центры притяжения, возможность вхождения в парадигматические ряды.
ОПИ́САННЫЙ, описанная, описанное; описан, описана, описано.
1. прич. страд. прош. вр. от описать. Описанный случай произошел в годы гражданской войны. Библиотека, описанная библиографом. Окружность, описанная вокруг треугольника.
2. только полн. Такой, все стороны которого являются касательными к данной окружности (о многоугольнике) или на котором лежат все вершины вписанного многоугольника (об окружности; срн. описать в 4 знач.; мат.). Описанный многоугольник. Описанная окружность.
ОПИ́САННЫЙ -ая, -ое. Матем. Такой, все стороны которого являются касательными к данной окружности (о многоугольнике) или на котором лежат все вершины вписанного многоугольника (об окружности).
-ая, -ое.
1. прич. страд. прош. от описать.
2. в знач. прил. мат. Такой, все стороны которого являются касательными к данной окружности (о многоугольнике) или на котором лежат все вершины вписанного многоугольника (об окружности).
прил., кол-во синонимов: 26
воспроизведенный (33)
воссозданный (26)
выведенный (18)
выставленный (41)
изложенный (21)
изображенный (39)
нарисованный (30)
нижеописанный (7)
обрисованный (20)
объясненный (27)
отображенный (18)
очерченный (20)
переданный (44)
поведанный (4)
поданный (16)
показанный (36)
представленный (38)
развернутый (38)
разрисованный (16)
расписанный (14)
рассказанный (25)
растолкованный (22)
изображенный, рассказанный, растолкованный, нижеописанный, представленный, разрисованный, поданный, обрисованный, выведенный, переданный, отображенный, воспроизведенный, выставленный, воссозданный, заинвентаризованный, объясненный, инвентаризированный, инвентаризованный, показанный, нарисованный, поведанный, очерченный, изложенный
описанный I
прич. страд. от описать; упомянутый ранее, представленный выше
Описанный случай произошел в годы гражданской войны.
Библиотека, описанная библиографом.
адъектив. только полн. формы: такой, все стороны которого являются касательными к данной окружности (о многоугольнике) или на котором лежат все вершины вписанного многоугольника (об окружности}
Описанный многоугольник.
Описанная окружность.
об имуществе: изъятый за долги
описанный II
прич. страд. от описать
ОПИСАНЪ (6) прич. страд. прош. к описати1:
Нъ рекоша раздѣлени˫а поборници. д҃ша ѡписана. сиречь. ѡдьржима въ телеси есть. и ст҃рти приемлеть. и боле||зни претерпеваеть… блюдисѧ и ты таковымъ повинѹтисѧ. и творити того стр(с)тьна и ѡписана. КР 1284, 3б-в; бѹдеть и тъ стра(с)нъ и ѡписанъ. Там же, 3в; въ ѡписанѣ телеси имѹщи пребываниѥ. Там же, 3г; та ѹбо два мира. особь бѣста разлучена и описана. не ѹбо бѣста совкуплена. ГБ к. XIV, 56б.
Ср. неописаныи.
-я, м. книжн.
Тот, кто описывает что-л.
Досужие описатели связывают с легендами названия всех озер, городов и рек Средней Азии. Паустовский, Кара-Бугаз.
Syn: см. атрибут, см. классификатор, см. свойство, см. спецификатор, см. характеристика
описательная грамматика - см. грамматика описательная (в статье грамматика).
описательная лексикология - см. лексикология описательная (в статье лексикология).
I нареч. качеств.
1. Посредством описания [описание 1.] как процесса.
2. В виде словесного - устного или письменного - изображения кого-либо или чего-либо.
II предик.
Оценочная характеристика чего-либо как представленного в виде словесного - устного или письменного - изображения кого-либо или чего-либо.
Описа́тельные систе́мы родства́ - см. Системы родства.
* * *
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ РОДСТВА - ОПИСА́ТЕЛЬНЫЕ СИСТЕ́МЫ РОДСТВА́, см. Системы родства (см. СИСТЕМЫ РОДСТВА).
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ Системы родства - см. Системы родства.
прил.
1. соотн. с сущ. описание, связанный с ним
2. Свойственный описанию, характерный для него.
3. Содержащий в себе описание 2..
4. Имеющий форму описания [описание 2.].
ОПИСА́ТЕЛЬНЫЙ, описательная, описательное (книжн.). Содержащий в себе описание, в форме описания, ограничивающийся описанием. Описательная поэма. Описательные манеры литературы.
ОПИСА́ТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. О сочинении, изложении: ограничивающийся только описанием. Описательная проза. Чисто описательная диссертация.
| сущ. описательность, -и, жен.
ОПИСА́ТЕЛЬНЫЙ -ая, -ое.
1. Содержащий в себе общее описание чего-л. О. курс ботаники. О-ая зоология. О. оборот речи (в котором предмет или явление называют не прямо, а несколькими словами, указывающими на какие-л. признаки, например: дневное свети́ло - о солнце).
2. Ограничивающийся только общим повествованием, без глубокой оценки, обобщения. О. характер рассказа, романа, повествования. О-ая проза. Чисто о-ая диссертация.
◁ Описа́тельно, нареч. Роман начат о. Описа́тельность, -и; ж. О. повествования. Описа́тельство, -а; ср. (2 зн.; о манере повествования).
-ая, -ое.
Содержащий в себе описание чего-л., ограничивающийся одним описанием.
Описательный курс ботаники.
◊
Ваши небольшие рассказы носят характер несколько эмпирический, описательный. Фадеев, Письмо М. Д. Ершову, дек. 1950.