м.
см. патаны
ПАТАН - ПАТА́Н (Patan), Лалитпур (Lalitpur) - город в Непале (см. НЕПАЛ), в долине Катманду, на реке Багхмати в 12 км к югу от Катманду (см. КАТМАНДУ). Население 172,9 тыс. жителей (2004). Входит в состав агломерации Катманду.
Ремесла (производство тканей, ковров, металлоизделий, керамики; резьба по дереву). Мастера Патана славятся своими работами по металлу. Это удобное место для приобретения сувениров из драгоценных металлов и атрибутов культа. В пригороде - кирпично-черепичный завод.
Зоопарк.
Исторический очерк
Старое название Патана, которое широко используется и сейчас - Лалитпур, что означает «город искусств» или «город прекрасного». Патан считается одним из древнейших поселений в долине Катманду. Здесь еще в 3 в. до н. э. царь Ашока (см. АШОКА) возвел несколько ступ. Основанный на этом месте в 7 в., Патан был столицей Непала до 1768.
Архитектура, планировка, достопримечательности
Древний Патан отделен от Катманду рекой Багхмати, которая у местных индуистов почитается священной. Патан сохранил свой средневековый облик (узкие улицы, небольшие площади, 2-3-этажные дома из кирпича с нарядным резным деревянным декором).
В центре города древние буддийские пагоды и индуистские храмы, большинство из них вокруг площади Дарбар (Дворцовой площади) и бывшего Королевского дворца (9-17 вв.). Индуистский храм Кришна Мандир (15-17 вв.), с 3 ярусами галерей с павильонами и балюстрадами, украшенными рельефами с изображением сцен из «Махабхараты» и «Рамаяны». Буддийский храм Махабудха (16 в.), облицованный терракотовыми плитками с сюжетами о земном пути Будды. «Золотой монастырь» (основан в 12 в.) с древними росписями и скульптурами божеств, украшенными драгоценными камнями. Пятиярусный индуистский храм-шикхара Кумбнешвара. Буддийский монастырь Рудравама Махабихар, в котором когда-то короновались непальские короли. Буддийский монастырь Акшесвор Махабихар (основан в 17 в.) с золотой ступой, украшенной скульптурными изображениями Будды. По местной традиции полусферические ступы увенчивают шпили, покоящиеся на каменных кубах, грани которых украшают «всевидящие очи» Будды. Четыре сохранившиеся ступы царя Ашоки (3 в. до н. э), ориентированные по сторонам света.
Патанджали - I
(II в. до н. э.), древнеиндийский языковед, последователь Панини и комментатор его трудов. Основной труд - «Махабхашья», в котором даны комментарий к грамматике Панини, сведения о классическом санскрите, древнеиндийских диалектах, жизни древнеиндийского общества. Работы по медицине, философии, поэтическому и актёрскому творчеству. Иногда (особенно в Индии) отождествляется с философом Патанджали.
II
(предположительно в период II в. до н. э. - II в. н. э.), древнеиндийский философ, основатель системы йога, автор «Йога-сутры».
ПАТАНДЖАЛИ (предположительно в период 2 в. до н. э. - 2 в. н. э.) - древнеиндийский философ, основатель системы йога, автор "Йогасутры".
-----------------------------------
ПАТАНДЖАЛИ (2 в. до н. э.) - древнеиндийский языковед, виднейший последователь и комментатор Панини. Основной труд "Махабхашья". Иногда (особенно в Индии) отождествляется с философом Патанджали.
ПАТАНДЖАЛИ (языковед) - ПАТАНДЖА́ЛИ (II в. до н. э.), древнеиндийский филолог и философ, последователь и комментатор Панини (см. ПАНИНИ). Основной труд «Махабхашья» («Большой комментарий» к грамматикам Панини, Катйайаны) - один из древнейших источников сведений о классическом санскрите (см. САНСКРИТ), диалектах Древней Индии.
Занимался разработкой вопросов философии (дуалистической системы индийской философии «санкхья»), медицины (многие его идеи нашли отражение в медицинском трактате «Чарака-самхита»), художественно-поэтического творчества, составлял руководство для актеров («Ната-сутра»).
Ученого отождествляли с другим Патанджали, основоположником религиозно-идеалистической системы «йога (см. ЙОГА)», автором произведения «Йога-сутра» (Учение йога). Но, вероятно, под этим именем существовали два лица. Образ ученого запечатлен в иконографии в мифическом преломлении (человеческий облик верхней части заканчивается внизу змеиным туловом, над головой нередко корона из пяти змей). Скульптурные и живописные изображения Патанджали представлены во многих шиваитских храмах Южной Индии (особенно в г. Чидамбарам). Реальная в прошлом личность, он почитается шиваитами (см. ШИВАИЗМ) как воплощение бога Анантишвары и Шивы (см. ШИВА).