Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

публицист

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Сборник слов и иносказаний

Орфографический словарь

Формы слов для слова публицист

Синонимы к слову публицист

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

История слов

ПУБЛИЦИСТИКА, ПУБЛИЦИСТ.

Слово публицистика укоренилось в русском языке в 50-60-х годах XIX в. Оно пущено в широкий общественный оборот революционно-демократической интеллигенцией, возглавлявшейся Добролюбовым и Чернышевским. Н. Б. Щербань («Тридцать два письма И. С. Тургенева и воспоминания о нем») вспоминает ироническое отношение к этому слову со стороны Тургенева и кружка либералов 40-х годов: «"Публицистика!" какое слово придумали!... Такое же исковерканное, как они сами! Разве это философия, разве это политика, разве это наука! Это пережевывание европейского брака... - Прудон по наслышке и на прогорклом масле, - вставлял Боткин. ... - Оставаться на одном поле с "их публицистикой"? - пусть обходятся своим собственным ядом» (Русск. вестник, 1890, № 7, июль, с. 13-14; ср. Н. А. Некрасов в воспоминаниях и документах, Л., 1930, с. 331).

В «Моих литературных и нравственных скитальчествах» Ап. Григорьева как общеизвестное употребляется и слово публицист. Например, о Н. Полевом: «Припомните вы, что в это время популярный купчишка-публицист ... автор "Истории русского народа", которая, уж там что хотите говорите, имеет важное, даже положительное во многих отношениях значение. ... Ведь еще несколько лет, и этот чуткий публицист смело восстает на "Руку всевышнего" [псевдопатриотическая пьеса Н. В. Кукольника - Ред.], во имя того же своего идеала» (см. Ап. Григорьев 1980, Воспоминания, с. 52). Любопытно, что с 1858 г. к «Отечественным запискам» стало даваться приложение: «Историки и публицисты новейшего времени в переводе на русский язык».

Заметка ранее не публиковалась. Здесь печатается по рукописи, сохранившейся в архиве на одном листке ветхой бумаги, с внесением отдельных необходимых уточнений и поправок. - В. П.

Большой словарь иностранных слов

Словарь галлицизмов русского языка

ПУБЛИЦИСТ а, м. publiciste m.

1. устар. Ученый, специалист по публичному праву. БАС-1. Тот, кто пишет о всенародном праве, учит всенародному праву. Ян. 1806 3 486. Редакторы, издатели и даже сотрудники журналов и газет, и самих себя, и своих товарищей называют публицистами, не подозреая, что делают грубую ошибку. Слово взято из Французского языка, а по-французски publiciste значит совсем другое. Это вовсе не журналист, а писатель, занимающийся изследованием вопросов высшей политики, с точки зрения публичного и международного права, и издающий по ним не газеты, а отдельные сочинения. РА 1872 1043.

1. Писатель, создающий публицистические произведения. БАС-1. Кантемир в своих стихах - поэт, а публицист, пишущий о нравах, энергически и остроумно. Белинский Портретная галерея рус. пис. Один немецкий публицист, повторя слова Гете, спрашивал - "что такое филистер? - и отвечает: пустая кишка, полная страха и надежды, что бог сжалится. Дело 1871 3 1 121. В это время популярный купчишка-публицист .. смело восстает на "Рук всевышнего", во имя того же свое идеала. Ап. Григорьев Мои скитальчества. // Виноградов 1994 795. Умиление по обстоятельствам потребуется - он <публицист> возликует; вера в славное будущее - и от веры не прочь. Только унывать не любил, а по части прострации, даже смешные каламбуры отпускал. Салт. Неотправленные письма. Публицистика и, ж. > нем. Publizistik. Чтобы пополнить пробел, нужно или чтобы романист, или чтоб критика и публицистика разбирала с другой точки зрения вопросы, которых касается Щедрин. Дело 1876 10 1 341. Слово публицистика укоренилась в рус. яз. в 50-60 гг. XIX в. Оно пущено в широкий оборот революционно-демократической интеллигенцией, возглавлявшейся Добролюбовым и Чернышевским. Н. Б. Щербань ("Тридцать два письма И. с. Тургеневу и воспоминания о нем") вспоминает ироническое отношение к этому слову со стороны Тургенева и кружка либералов 40-х годов: "Публицистика" Какое слово придумали! .. Такое же исковерканное, как они сами! Разве это философия, разве это политика, разве это наука.. Оставаться на одном поле с "их публицистикой"? - пусть обходятся своим собственным ядом. (рВ 1890 7 13-14). // Виноградов 1994 795. - Лекс. Ян. 1806: публицист; Даль-1: публици_ст; Толль 1864: публицистика; СИС 1937: публици/стика.

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова публицист

Полезные сервисы

публицист-гуманист

Синонимы к слову публицист-гуманист

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

публицист-демократ

Слитно. Раздельно. Через дефис

Синонимы к слову публицист-демократ

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

публицист-народник

Слитно. Раздельно. Через дефис

Синонимы к слову публицист-народник

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

публицистика

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Популярный словарь

Публицистика

, ж.

1) только ед. Род литературы и журналистики.

Произведения публицистики.

Газетно-журнальная публицистика.

2) собир. Сочинения этого жанра.

Чтение публицистики.

Родственные слова:

публици́ст, публицисти́ческий (публицистический стиль), публицисти́чный (публицистичные выступления)

Этимология:

От немецкого Publizistik (← лат. publicus ‘общественный’).

Энциклопедический комментарий:

Публицистика рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, философские и другие проблемы. Цель публицистики - воздействовать на современное общественное мнение, нравы и существующие политические институты. Предмет публицистики - вся жизнь, в ее прошлом и настоящем, частная и общественная, реальная или отраженная в прессе, искусстве, документе. Картины действительности, человеческие характеры и судьбы возникают в публицистических произведениях как аргументы, взятые из самой жизни, как предмет анализа или служат поводом для утверждения идеала. Публицистический стиль отличают открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность. Ему близки интонации, строй и функции ораторской речи. Публицистика использует почти все газетно-журнальные жанры (статья, фельетон, памфлет, эссе, очерк, открытое письмо и т. д.), а также различные жанры литературы, кино, живописи, театра, телевидения. Истоки публицистики восходят к ораторскому искусству античности (речи Демосфена, диалоги Цицерона), существенные элементы публицистики содержатся в сатирах Аристотеля, Ювенала, Лукиана, трудах историков (Геродот), биографов (Плутарх).

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

ПУБЛИЦИ́СТИКА ; ж. [от лат. publicus - общественный].

1. собир. Вид литературы, в которой обсуждаются злободневные вопросы жизни общества и открыто выражаются общественно-политические позиции их авторов. Бурное развитие публицистики не только в СМИ, но и в кино, и на сцене. // Произведения, посвящённые таким вопросам. Читаю только публицистику.

2. Книжн. О рассуждениях, лишённых научной основательности, фактической достоверности. Всё это сплошная п.

* * *

публици́стика (от лат. publicus - общественный), род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в том числе формирующегося вокруг острых проблем жизни. Публицистика существует в словесной (письменной и устной), графически-изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение), театрально-драматической, словесно-музыкальной формах. Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях.

* * *

ПУБЛИЦИСТИКА - ПУБЛИЦИ́СТИКА (от лат. publicus - общественный), род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в т. ч. формирующегося вокруг острых проблем жизни. Публицистика существует в словесной (письменной и устной), графически изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение), театрально-драматической, словесно-музыкальной формах. Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях.

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Евразийская мудрость от А до Я.

Орфографический словарь

Формы слов для слова публицистика

Синонимы к слову публицистика

Идеография

Лингвистические термины

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Риторика

История слов

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова публицистика

Полезные сервисы

публицистическая речь

Лингвистические термины

Полезные сервисы

публицистически

публицистически заострённый

Слитно. Раздельно. Через дефис

Синонимы к слову публицистически заострённый

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

публицистически заостренный

публицистически острый

Слитно. Раздельно. Через дефис

Полезные сервисы

публицистически-гражданский

публицистически-сатирический

Слитно. Раздельно. Через дефис

Синонимы к слову публицистически-сатирический

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

публицистически-философский

Слитно. Раздельно. Через дефис

Синонимы к слову публицистически-философский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

публицистически-художественный

Синонимы к слову публицистически-художественный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

публицистический

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова публицистический

Синонимы к слову публицистический

прил., кол-во синонимов: 2

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

публицистический // публицистичный

Паронимы

Полезные сервисы

публицистический перевод

публицистический стиль

Стилистический словарь

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный) - один из функц. стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П. с. используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) - газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино. В качестве синонимов термина П. с. употребляются приведенные в заголовке наименования: наиболее распространенное газетно-публицистический характеризует наличие в П. с. двух подстилей - газетно-информационного и собственно публицистического; газетный и газетно-журнальный выделяют главную сферу применения П. с. - периодическую печать в указанной сфере общения; политический подчеркивает важную роль политического аспекта в подходе к действительности.

Тематический диапазон П. с. практически неограничен: политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события (не случайно публицистику называют "летописью современности"), рассматриваемые, однако, сквозь призму определенных политико-идеологических установок.

Главные задачи П. с. - сообщение новостей и их комментирование, оценка фактов и событий. П. с. реализует две функции языка - воздействующую и информативную. Взаимодействие этих функций и составляет языковую специфику П. с. Информативная функция ведет к формированию нейтрального слоя словаря, речевых стандартов, строевой лексики, необходимой для словесного оформления сообщений. Воздействующая функция обусловливает наличие и формирование оценочной лексики - прежде всего концептуальной, т.е. идеологической, общественно-политической (концептуальные слова, как правило, оценочны). Это наиболее важный разряд П. с., ключевые слова, характеризующие социально-политическую направленность газетно-публиц. текста. Воздействующая функция формирует и большой разряд оценочной (неконцептуальной) лексики.

Благодаря взаимодействию информативной и воздействующей функций, а также в результате условий создания газетного текста (оперативность) последнему свойственно сочетание экспрессии и стандарта (В.Г. Костомаров), поиски новых, необычных выразительных средств, переходящих нередко в стандарт, штамп.

Таким образом, организацию языковых средств П. с. определяют его главные функции - информативная и воздействующая. Использование языковых средств обусловливается во многом их социально-оценочными качествами и возможностями с точки зрения эффективного воздействия на аудиторию. Материалом для формирования газетно-публиц. лексики выступает вся общелитературная лексика. В результате газетно-публиц. специализации разнородная по составу, тематике, языковым качествам общелитературная лексика трансформируется в единые, однородные функционально и стилистически разряды публиц. (газетной) лексики. Напр., основной путь формирования публиц. лексики из специальной - переносное ее использование, сопровождаемое развитием в ней социально-оценочной окраски (сцена, арена, агония, артерия, раковая опухоль).

Социальная оценочность - одна из главных особенностей языка газеты (публицистики), нуждающейся не только в номинации явлений, фактов, событий, но и в их социальной оценке, интерпретации. Социальная оценочность определяет главные языковые процессы, происходящие в недрах П. с. Так, для периода 70-80-х гг. ХХ в. было характерно обусловленное идеологическими причинами резкое разграничение языковых средств на позитивно- и негативно-оценочные (ср., с одной стороны, веха, форум, свершения и, с другой - злодеяния, клика, клеймить). В 90-е годы действие социальной оценочности сохраняется, но она принимает более тонкие формы: исчезает резкое разделение языковых средств на положительные и отрицательные, многие слова меняют знак оценки на противоположный (бизнес, бизнесмен, ВПК) или нейтрализуются (элита). Широкое распространение получает ирония как средство непрямой оценки, позволяющая в условиях отсутствия в обществе четких идеологических ориентиров избегать выражения собственных позиций.

Действие социальной оценочности проявляется и на уровне речи, прежде всего в ее структуре. Специфика публиц. речи определяется во многом характером публиц. субъекта - автора. В отличие от худож. литературы автор публиц. текста - конкретная личность, подлинный, реальный, "частный" человек. Отсюда документальность, эмоциональность, субъективность публиц. речи. Другая сторона личности автора публиц. текста - человек социальный, что обусловливает социально-политический, социально-оценочный подход к явлениям действительности, т.е. широкое привлечение приемов риторики, теории аргументации, полемики, методов социального, политического анализа и т.д. Взаимодействие двух сторон категории автора публиц. произведения (человек частный - человек социальный) определяет широкий спектр публиц. произведений - от сдержанных, трезво-аналитических до эмоциональных, личностных, пристрастных. Последнее особенно характерно для современной газеты; автор же советской газеты до середины 80-х гг. выступал как обобщенное лицо, как рупор партии и издающего органа.

Таким образом, структура понятия "автор" определяет во многом стиль публицистики того или иного периода. Так, авторское "я" в современной публицистике приобретает черты мягкости, человечности, раскованности. Автор не человек, вершащий суд, расставляющий безапелляционные оценки, но размышляющий, наблюдающий, выражающий свои чувства и мысли. Авторское "я" стало богаче, разнообразнее, конкретнее, сменив прежнее безликое, обобщенное и унифицированное "мы". Изменились и взаимоотношения автора и читателей: речь из преимущественно однонаправленной становится более диалогичной (отсюда увеличение доли интервью).

С точки зрения структуры, публиц. речь однослойна в отличие от художественной. Она представлена авторским монологом, оживляемым диалогами и редкими вкраплениями несобственно-прямой речиочерке, фельетоне, репортаже). Однако однослойность публицистической речи не недостаток, но признак ее специфики, силы и выразительности. Она позволяет прямо, открыто, эмоционально выразить чувства и мысли. К этому средству нередко прибегают и писатели, когда испытывают необходимость в непосредственном обращении к читателю (публиц. отступления). В документальности (подлинности), персонализованности (личностности и эмоциональности) и заключается специфика и выразительность публиц. речи.

Структура авторского "я" формирует и систему жанров, в которых реализуется П. с. Обычно выделяют информационные жанры (хроника, информационная заметка, интервью, репортаж), аналитические жанры (статья, корреспонденция), худож.-публиц. жанры (очерк, фельетон, памфлет, эссе, рецензия).

Естественная форма бытования П. с. - письменная. Но он реализуется и в устной форме - доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях и т.д.

П. с. занимает ведущее место в стилистической структуре рус. литер. языка. По силе и масштабу влияния на развитие лит. языка, формирования языковых вкусов, речевых норм он превосходит худож. речь. Особенно велика роль в этих процессах СМИ. Многие новые средства лит. выражения рождаются и проходят апробацию сначала в П. с. Однако следует иметь в виду и возможность отрицательного влияния СМИ на лит. язык (злоупотребление заимствованиями, жаргонами, вульгаризмами, нарушение языковых норм и т.д.).

Лит.: Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. - М., 1971; Его же: Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медия. - М., 1994; Рогова К.А. Синтаксические особенности публицистической речи. - Л., 1975; Светана С.В. Телевизионная речь. - М., 1976; Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. - М., 1978; Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды / Под редакцией Д.Э. Розенталя. - М., 1980; Его же: Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. - М., 2000; Лысакова И.П. Язык газеты: социолингвистический аспект. - Л., 1981; Ее же: Тип газеты и стиль публикации. Опыт социолингвистического исследования. - Л., 1989; Солганик Г.Я. Лексика газеты. Функциональный аспект. - М., 1981; Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. - М., 1982; Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. - Екатеринбург, 1987; Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики теста / Под редакцией А. Н. Кожина. - М., 1987; Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. - Сегед, 1990; Аргументация в публицистическом тексте. - Свердловск, 1992; Вещикова И.А. Публицистический стиль как единица в системе функциональных разновидностей языка. - Вестник Моск. ун-та. Сер. IХ. Филология. - 1992. - №1; Кайда Л.Г. Авторская позиция в публицистике: Автореф. дис. … д-ра. филол. наук. - М., 1992; Какорина Е.В. Стилистические изменения в языке газеты новейшего времени: Автореф. дис. … канд. филол. наук. - М., 1992; Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - 3-е изд. - М., 1993; Кожина М.Н., Дускаева Л.Р. Лингвостилистические изменения в русской газете последнего десятилетия, "Stylistyka-II". - Opole, 1993; Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты. - Екатеринбург, 1993; Дускаева Л.Р. Диалогичность газетных текстов 1980-1990-х гг.: Автореф. дис. … канд. филол. наук, 1994; Русский язык / Под редакцией E. Širjaev. - Opole, 1997; Виноградова В.Н. О некоторых изменениях в стилистике русского языка, "Stylistyka-VII". - Opole, 1998.

Г.Я. Солганик

Лингвистические термины

публицистический стиль (газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный)

Один из функциональных стилей, обслуживающий сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П.с. используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ): газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино. Тематический диапазон П.с. неограничен: политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события, рассматриваемые сквозь призму определенных политико-идеологических установок. Главные задачи П.с. - сообщение новостей и их комментирование, оценка фактов и событий, в связи с чем реализуются две функции языка: воздействующая и информативная. Информативная функция ведет:

1) к формированию нейтрального слоя словаря;

2) речевых стандартов;

3) строевой лексики, необходимой для словесного оформления сообщений.

Воздействующая функция обуславливает:

1) наличие и формирование оценочной лексики - прежде всего концептуальной, т.е. идеологической, общественно-политической;

2) ключевые слова, характеризующие социально-политическую направленность газетно-публицистического текста. Воздействующая функция формирует большой разряд оценочной (неконцептуальной) лексики. Взаимодействие информативной и воздействующей функций, условий создания газетного текста (оперативность) приводит к экспрессии и стандарту, к штампу. В качестве материала для формирования газетно-публицистического словаря выступает вся общелитературная лексика. Разнородная по составу, она в результате газетно-публицистической специализации трансформируется в единые, однородные функционально и стилистически разряды публицистической (газетной) лексики. Основной путь формирования публицистической лексики - переносное ее использование, сопровождаемое развитием в ней социально-оценочной окраски (сцена, арена, агония и др.). Социальная оценочность - одна из основных особенностей языка газеты, нуждающейся в социальной оценке, интерпретации. Специфика П.с. определяется характером публицистического субъекта - автора. Автор публицистического текста - конкретная личность, подлинный, реальный, "частный" человек. Отсюда документальность, эмоциональность, субъективность публицистической речи.

Другая сторона личности автора публицистического текста - человек социальный, что обусловливает социально-оценочный подход к явлениям действительности:

1) широкое привлечение приемов риторики;

2) теории аргументации;

3) полемики;

4) методов социального, политического анализа и т.д.

С точки зрения структуры, публицистическая речь однослойна в отличие от художественной. Она представлена авторским монологом, в который вводятся элементы диалога и вкрапления несобственно-прямой речиочерке, фельетоне, репортаже). Однослойность П.с. - признак его специфики, силы и выразительности. Однослойность позволяет прямо, открыто, эмоционально выразить чувства и мысли. Документальность (подлинность), персонализованность (личностность и эмоциональность) - специфика П.с., прогнозирующая его выразительность.

П.с. присущи две формы речи:

1) письменная и 2) устная форма (доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях).

Для П.с. характерны следующие жанры:

1) информационные (хроника, информационная заметка, интервью, репортаж);

2) аналитические жанры (статья, корреспонденция);

3) художественно-публицистические жанры (очерк, фельетон, памфлет, эссе, рецензия). По мнению Г.Я. Солганика, П.с. занимает ведущее место в стилистической структуре русского литературного языка: по силе и масштабу влияния на развитие литературного языка, формирования языковых вкусов, речевых норм он превосходит художественную речь. Многие новые языковые средства рождаются и проходят апробацию сначала в П.с. С другой стороны, СМИ могут отрицательно влиять на литературный язык: злоупотребление заимствованиями, жаргонизмами, вульгаризмами, нарушением языковых норм.

Понятия лингвистики

Публицистический стиль (газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный)

Один из функциональных стилей, обслуживающий сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П.с. используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ): газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино. Тематический диапазон П.с. неограничен: политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события, рассматриваемые сквозь призму определенных политико-идеологических установок. Главные задачи П.с. - сообщение новостей и их комментирование, оценка фактов и событий, в связи с чем реализуются две функции языка: воздействующая и информативная.

Информативная функция ведет:

1) к формированию нейтрального слоя словаря;

2) речевых стандартов;

3) строевой лексики, необходимой для словесного оформления сообщений.

Воздействующая функция обуславливает:

1) наличие и формирование оценочной лексики - прежде всего концептуальной, т.е. идеологической, общественно-политической;

2) ключевые слова, характеризующие социально-политическую направленность газетно-публицистического текста.

Воздействующая функция формирует большой разряд оценочной (неконцептуальной) лексики. Взаимодействие информативной и воздействующей функций, условий создания газетного текста (оперативность) приводит к экспрессии и стандарту, к штампу. В качестве материала для формирования газетно-публицистического словаря выступает вся общелитературная лексика. Разнородная по составу, она в результате газетно-публицистической специализации трансформируется в единые, однородные функционально и стилистически разряды публицистической (газетной) лексики. Основной путь формирования публицистической лексики - переносное ее использование, сопровождаемое развитием в ней социально-оценочной окраски (сцена, арена, агония и др.). Социальная оценочность - одна из основных особенностей языка газеты, нуждающейся в социальной оценке, интерпретации. Специфика П.с. определяется характером публицистического субъекта - автора. Автор публицистического текста - конкретная личность, подлинный, реальный, «частный» человек. Отсюда документальность, эмоциональность, субъективность публицистической речи. Другая сторона личности автора публицистического текста - человек социальный, что обусловливает социально-оценочный подход к явлениям действительности:

1) широкое привлечение приемов риторики;

2) теории аргументации;

3) полемики;

4) методов социального, политического анализа и т.д.

С точки зрения структуры, публицистическая речь однослойна в отличие от художественной. Она представлена авторским монологом, в который вводятся элементы диалога и вкрапления несобственно-прямой речиочерке, фельетоне, репортаже). Однослойность П.с. - признак его специфики, силы и выразительности. Однослойность позволяет прямо, открыто, эмоционально выразить чувства и мысли. Документальность (подлинность), персонализованность (личностность и эмоциональность) - специфика П.с., прогнозирующая его выразительность.

П.с. присущи две формы речи:

1) письменная и 2) устная форма (доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях).

Для П.с. характерны следующие жанры:

1) информационные (хроника, информационная заметка, интервью, репортаж);

2) аналитические жанры (статья, корреспонденция);

3) художественно-публицистические жанры (очерк, фельетон, памфлет, эссе, рецензия). По мнению Г.Я. Солганика, П.с. занимает ведущее место в стилистической структуре русского литературного языка: по силе и масштабу влияния на развитие литературного языка, формирования языковых вкусов, речевых норм он превосходит художественную речь. Многие новые языковые средства рождаются и проходят апробацию сначала в П.с. С другой стороны, СМИ могут отрицательно влиять на литературный язык: злоупотребление заимствованиями, жаргонизмами, вульгаризмами, нарушением языковых норм.

Методические термины

Полезные сервисы

публицистическо-богословский

публицистичность

Толковый словарь

Толковый словарь Ожегова

Орфографический словарь

Сканворды для слова публицистичность

Полезные сервисы

публицистичный

Толковый словарь

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова публицистичный

Синонимы к слову публицистичный

прил., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

публицистка

Толковый словарь

ж. разг.

жен. к сущ. публицист

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Орфографический словарь

публици́стка, , род. п. мн. ч. -ток

Формы слов для слова публицистка

Синонимы к слову публицистка

сущ., кол-во синонимов: 2

Грамматический словарь

Сканворды для слова публицистка

Полезные сервисы

публицистский