м.
Писатель, создающий публицистические произведения.
ПУБЛИЦИ́СТ, публициста, муж. (см. публицистика) (книжн.). Писатель по общественно-политическим вопросам. Герцен - один из лучших русских публицистов.
ПУБЛИЦИ́СТ, -а, муж. Писатель автор публицистических произведений.
| жен. публицистка, -и.
| прил. публицистский, -ая, -ое.
ПУБЛИЦИ́СТ, -а, м
Человек (журналист, писатель), пишущий для газет и журналов статьи на общественно значимые темы, или журналист, готовящий аналогичные теле- и радиопередачи автор, гражданская позиция которого очевидна для читателей/зрителей/слушателей.
Декан факультета журналистики был известным в стране журналистом-публицистом.
ПУБЛИЦИ́СТ -а; м. Писатель - автор публицистических произведений. Писатель-публицист. Публицист-документалист.
◁ Публицисти́ческий (см.).
-а, м.
Писатель, создающий произведения на общественно-политические темы.
Писатели традиционно делятся на поэтов, драматургов, прозаиков, новеллистов, публицистов. Симонов, Поэма об Ивановом детстве.
публицист (иноск.) - писатель газетный, журнальный, по современным вопросам, (собств.) - пишущий о публичном праве
Ср. Умиление по обстоятельствам потребуется - он (публицист) умилится; ликование - он возликует; вера в славное будущее - он и от веры не прочь. Только унывать не любил, а по части "простраций" даже смешные каламбуры отпускал.
Ср. Publiciste (publica, народ; publicare, объявлять, обнародовать) - писатель.
Ср. Publicista - занимающийся публичным правом.
См. не прочь.
См. прострация.
См. каламбурить.
См. мироед.
публици́ст, -а
публици́ст, публици́сты, публици́ста, публици́стов, публици́сту, публици́стам, публици́стом, публици́стами, публици́сте, публици́стах
сущ., кол-во синонимов: 10
кинопублицист (1)
литератор (13)
писатель (121)
радиопублицист (1)
телепублицист (1)
трибун (3)
фотопублицист (1)
См. писатель...
публици́ст мо 1a
Слово публицистика укоренилось в русском языке в 50-60-х годах XIX в. Оно пущено в широкий общественный оборот революционно-демократической интеллигенцией, возглавлявшейся Добролюбовым и Чернышевским. Н. Б. Щербань («Тридцать два письма И. С. Тургенева и воспоминания о нем») вспоминает ироническое отношение к этому слову со стороны Тургенева и кружка либералов 40-х годов: «"Публицистика!" какое слово придумали!... Такое же исковерканное, как они сами! Разве это философия, разве это политика, разве это наука! Это пережевывание европейского брака... - Прудон по наслышке и на прогорклом масле, - вставлял Боткин. ... - Оставаться на одном поле с "их публицистикой"? - пусть обходятся своим собственным ядом» (Русск. вестник, 1890, № 7, июль, с. 13-14; ср. Н. А. Некрасов в воспоминаниях и документах, Л., 1930, с. 331).
В «Моих литературных и нравственных скитальчествах» Ап. Григорьева как общеизвестное употребляется и слово публицист. Например, о Н. Полевом: «Припомните вы, что в это время популярный купчишка-публицист ... автор "Истории русского народа", которая, уж там что хотите говорите, имеет важное, даже положительное во многих отношениях значение. ... Ведь еще несколько лет, и этот чуткий публицист смело восстает на "Руку всевышнего" [псевдопатриотическая пьеса Н. В. Кукольника - Ред.], во имя того же своего идеала» (см. Ап. Григорьев 1980, Воспоминания, с. 52). Любопытно, что с 1858 г. к «Отечественным запискам» стало даваться приложение: «Историки и публицисты новейшего времени в переводе на русский язык».
Заметка ранее не публиковалась. Здесь печатается по рукописи, сохранившейся в архиве на одном листке ветхой бумаги, с внесением отдельных необходимых уточнений и поправок. - В. П.
ПУБЛИЦИСТ а, м. publiciste m.
1. устар. Ученый, специалист по публичному праву. БАС-1. Тот, кто пишет о всенародном праве, учит всенародному праву. Ян. 1806 3 486. Редакторы, издатели и даже сотрудники журналов и газет, и самих себя, и своих товарищей называют публицистами, не подозреая, что делают грубую ошибку. Слово взято из Французского языка, а по-французски publiciste значит совсем другое. Это вовсе не журналист, а писатель, занимающийся изследованием вопросов высшей политики, с точки зрения публичного и международного права, и издающий по ним не газеты, а отдельные сочинения. РА 1872 1043.
1. Писатель, создающий публицистические произведения. БАС-1. Кантемир в своих стихах - поэт, а публицист, пишущий о нравах, энергически и остроумно. Белинский Портретная галерея рус. пис. Один немецкий публицист, повторя слова Гете, спрашивал - "что такое филистер? - и отвечает: пустая кишка, полная страха и надежды, что бог сжалится. Дело 1871 3 1 121. В это время популярный купчишка-публицист .. смело восстает на "Рук всевышнего", во имя того же свое идеала. Ап. Григорьев Мои скитальчества. // Виноградов 1994 795. Умиление по обстоятельствам потребуется - он <публицист> возликует; вера в славное будущее - и от веры не прочь. Только унывать не любил, а по части прострации, даже смешные каламбуры отпускал. Салт. Неотправленные письма. Публицистика и, ж. > нем. Publizistik. Чтобы пополнить пробел, нужно или чтобы романист, или чтоб критика и публицистика разбирала с другой точки зрения вопросы, которых касается Щедрин. Дело 1876 10 1 341. Слово публицистика укоренилась в рус. яз. в 50-60 гг. XIX в. Оно пущено в широкий оборот революционно-демократической интеллигенцией, возглавлявшейся Добролюбовым и Чернышевским. Н. Б. Щербань ("Тридцать два письма И. с. Тургеневу и воспоминания о нем") вспоминает ироническое отношение к этому слову со стороны Тургенева и кружка либералов 40-х годов: "Публицистика" Какое слово придумали! .. Такое же исковерканное, как они сами! Разве это философия, разве это политика, разве это наука.. Оставаться на одном поле с "их публицистикой"? - пусть обходятся своим собственным ядом. (рВ 1890 7 13-14). // Виноградов 1994 795. - Лекс. Ян. 1806: публицист; Даль-1: публици_ст; Толль 1864: публицистика; СИС 1937: публици/стика.
ПУБЛИЦИСТ (ново-лат., от лат. publicus - публичный). Писатель, преимущественно журнальный или газетный, касающийся вопросов публицистики.
публици/ст-демокра/т, публици/ста-демокра/та
ж.
1. Вид литературы, посвященной актуальным общественно-политическим вопросам и текущей жизни общества.
отт. Совокупность произведений такого вида.
2. Наличие в чьем-либо творчестве, в каком-либо произведении отражения злободневных проблем современности.
ПУБЛИЦИ́СТИКА, публицистики, мн. нет, жен. (от лат. publicus - общественный) (книжн.).
1. Литература по общественно-политическим вопросам. Русская публицистика 60-х гг.
2. Жанр, стиль, характерные особенности такой литературы. Роман, насыщенный публицистикой.
3. Писательская деятельность по общественно-политическим вопросам. У него за плечами 20 лет публицистики.
ПУБЛИЦИ́СТИКА, -и, жен. Литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества. Художественная п.
| прил. публицистический, -ая, -ое.
-и, ж.
1) только ед. Род литературы и журналистики.
Газетно-журнальная публицистика.
2) собир. Сочинения этого жанра.
публици́ст, публицисти́ческий (публицистический стиль), публицисти́чный (публицистичные выступления)
От немецкого Publizistik (← лат. publicus ‘общественный’).
Энциклопедический комментарий:
Публицистика рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, философские и другие проблемы. Цель публицистики - воздействовать на современное общественное мнение, нравы и существующие политические институты. Предмет публицистики - вся жизнь, в ее прошлом и настоящем, частная и общественная, реальная или отраженная в прессе, искусстве, документе. Картины действительности, человеческие характеры и судьбы возникают в публицистических произведениях как аргументы, взятые из самой жизни, как предмет анализа или служат поводом для утверждения идеала. Публицистический стиль отличают открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность. Ему близки интонации, строй и функции ораторской речи. Публицистика использует почти все газетно-журнальные жанры (статья, фельетон, памфлет, эссе, очерк, открытое письмо и т. д.), а также различные жанры литературы, кино, живописи, театра, телевидения. Истоки публицистики восходят к ораторскому искусству античности (речи Демосфена, диалоги Цицерона), существенные элементы публицистики содержатся в сатирах Аристотеля, Ювенала, Лукиана, трудах историков (Геродот), биографов (Плутарх).
ПУБЛИЦИ́СТИКА, -и, ж
Публикации в газетах или журналах, передачи на радио или телевидении по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества.
Публицистика не должна быть агрессивной и циничной.
ПУБЛИЦИ́СТИКА -и; ж. [от лат. publicus - общественный].
1. собир. Вид литературы, в которой обсуждаются злободневные вопросы жизни общества и открыто выражаются общественно-политические позиции их авторов. Бурное развитие публицистики не только в СМИ, но и в кино, и на сцене. // Произведения, посвящённые таким вопросам. Читаю только публицистику.
2. Книжн. О рассуждениях, лишённых научной основательности, фактической достоверности. Всё это сплошная п.
* * *
публици́стика (от лат. publicus - общественный), род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в том числе формирующегося вокруг острых проблем жизни. Публицистика существует в словесной (письменной и устной), графически-изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение), театрально-драматической, словесно-музыкальной формах. Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях.
* * *
ПУБЛИЦИСТИКА - ПУБЛИЦИ́СТИКА (от лат. publicus - общественный), род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в т. ч. формирующегося вокруг острых проблем жизни. Публицистика существует в словесной (письменной и устной), графически изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение), театрально-драматической, словесно-музыкальной формах. Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях.
ПУБЛИЦИСТИКА (от лат. publicus - общественный) - род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в т. ч. формирующегося вокруг острых проблем жизни. Публицистика существует в словесной (письменной и устной), графически изобразительной (плакат, карикатура), фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение), театрально-драматической, словесно-музыкальной формах. Публицистика нередко используется в художественных и научных произведениях.
-и, ж.
1. Литературный жанр - общественно-политическая литература на современные актуальные темы.
||
Черты, элементы общественно-политической литературы, встречающиеся, используемые в произведениях других жанров.
2. собир.
[Вербов] взялся за публицистику, начал читать статьи Чернышевского по крестьянскому вопросу. В. Глинка, Старосольская повесть.
[От. лат. publicus - общественный]
ПУБЛИЦИСТИКА (от латинского publicus - общественный), род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. Существует в словесной (письменной и устной), графически изобразительной (плакат, карикатура и др.), фото- и кинематографической (документальное кино, телевидение), театрально-драматической, словесно-музыкальной формах. Нередко используется в художественных и научных произведениях.
(лат.-общественный): род литературы и журналистики, отражающий актуальные проблемы дня и влияющий на формирование общественного мнения. Обращенные к острым вопросам современности публицистические произведения наполнены духом полемики, спора, борьбы за те или иные идеи и идеалы. Многообразию проблем, к которым обращается публицистика, соответствует широкий диапазон ее жанровых возможностей. Она использует все газетные и журнальные жанры - статью, очерк, фельетон, обозрение, рецензию, памфлет, изобразительные формы (плакат, карикатуру), находит специфическое выражение в кинематографе (документальное кино) и на телевидении.
публици́стика, -и
публици́стика, публици́стики, публици́стик, публици́стике, публици́стикам, публици́стику, публици́стикой, публици́стикою, публици́стиками, публици́стиках
сущ., кол-во синонимов: 6
публицистика - в риторике: вид словесности, содержащий авторские суждения о практических проблемах, обоснование которых доступно широкой общественности; П. располагает своими особыми приемами публичной аргументации.
публици́стика ж 3a
в риторике: вид словесности, содержащий авторские суждения о практических проблемах, обоснование которых доступно широкой общественности; П. располагает своими особыми приемами публичной аргументации
См. ПУБЛИЦИСТ
ПУБЛИЦИСТИКА - 1) наука государственного права; 2) совокупность газетных и журнальных статей, брошюр и т. п., обсуждающих общегосударственные или общественные интересы.
- «Газетная литература».
- Раздел литературы, освещающий вопросы политики.
- Литература по общественно-политическим вопросам.
Речь, которая используется в публицистике: в газетных и журнальных статьях, в выступлениях на митингах, собраниях и т.п. Она выполняет две основные функции: воздействующую и информативную. Воздействующая функция связана с такими стилевыми чертами, как: страстность и призывность, информативная - с конкретностью и точностью публицистического стиля. Страстность и призывность обусловливают употребление следующих языковых средств: побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов, распространенных обращений и т.п. Языковые средства, помогающие точно, конкретно передать факты, это: простые и сложные повествовательные предложения, числительные, имена существительные собственные и т.п.
нареч. качеств.-обстоят.
1. С точки зрения публицистики как литературы, посвященной актуальным общественно-политическим вопросам и текущей жизни общества.
2. В соответствии с законами и принципами публицистики как жанра, стиля такой литературы.
прил.
1. соотн. с сущ. публицистика, публицист, связанный с ними
2. Свойственный публицистике, характерный для нее.
ПУБЛИЦИСТИ́ЧЕСКИЙ, публицистическая, публицистическое (книжн.). прил. к публицист и к публицистика. Публицистический жанр.
|| Проникнутый, насыщенный элементами публицистики. Публицистический роман.
ПУБЛИ-И́СТИКА, -и, ж. Литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества. Художественная п.
ПУБЛИЦИСТИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое. к Публици́стика и Публици́ст. П. жанр. П-ая статья. П-ая деятельность. П. стиль.
-ая, -ое.
прил. к публицистика, к публицист.
Публицистический жанр. Публицистическая статья. Публицистическая деятельность.
публицисти́ческий, публицисти́ческая, публицисти́ческое, публицисти́ческие, публицисти́ческого, публицисти́ческой, публицисти́ческих, публицисти́ческому, публицисти́ческим, публицисти́ческую, публицисти́ческою, публицисти́ческими, публицисти́ческом, публицисти́ческ, публицисти́ческа, публицисти́ческо, публицисти́чески
публицисти́ческий п 3a✕~
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ая, ое. publiciste m. Отн. к публицисту и к публицистике, свойственный им. Публицистический талант. БАС-1. Публицистический жанр. Уш. 1939. Сепаратизм этот повел к непоправимому декадансу публицистической карьеры как г. Антоновича, так и г. Жуковского. 1884. Михневич Наши знакомые 484. <я > смекнул, что при случае готов переехать в Екатеринбург - на публицистическое амплуа. 1919. Устрялов 2000 214. || Затрагивающий злободневные общественно-политические вопросы. Публицистическая литература. БАС-1. - Лекс. Даль-3: публицисти/ческий.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ // ПУБЛИЦИСТИЧНЫЙ
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ. Относящийся к публицистике, к публицисту.
Публицистический: ~ий талант; ~ая деятельность, литература; ~ий стиль, жанр; ~ая комедия.
• Моя комедия [«Клоп»] — публицистическая, проблемная, тенденциозная. В.Маяковский. «Клоп».
ПУБЛИЦИСТИЧНЫЙ. Затрагивающий злободневные общественно-политические вопросы.
Публицистичный: ~ая тема; ~ое выступление.
• Этот роман весьма публицистичен.
публицистический перевод - перевод публицистических произведений, общественно-политической литературы, критики, ораторской речи.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный) - один из функц. стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П. с. используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) - газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино. В качестве синонимов термина П. с. употребляются приведенные в заголовке наименования: наиболее распространенное газетно-публицистический характеризует наличие в П. с. двух подстилей - газетно-информационного и собственно публицистического; газетный и газетно-журнальный выделяют главную сферу применения П. с. - периодическую печать в указанной сфере общения; политический подчеркивает важную роль политического аспекта в подходе к действительности.
Тематический диапазон П. с. практически неограничен: политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события (не случайно публицистику называют "летописью современности"), рассматриваемые, однако, сквозь призму определенных политико-идеологических установок.
Главные задачи П. с. - сообщение новостей и их комментирование, оценка фактов и событий. П. с. реализует две функции языка - воздействующую и информативную. Взаимодействие этих функций и составляет языковую специфику П. с. Информативная функция ведет к формированию нейтрального слоя словаря, речевых стандартов, строевой лексики, необходимой для словесного оформления сообщений. Воздействующая функция обусловливает наличие и формирование оценочной лексики - прежде всего концептуальной, т.е. идеологической, общественно-политической (концептуальные слова, как правило, оценочны). Это наиболее важный разряд П. с., ключевые слова, характеризующие социально-политическую направленность газетно-публиц. текста. Воздействующая функция формирует и большой разряд оценочной (неконцептуальной) лексики.
Благодаря взаимодействию информативной и воздействующей функций, а также в результате условий создания газетного текста (оперативность) последнему свойственно сочетание экспрессии и стандарта (В.Г. Костомаров), поиски новых, необычных выразительных средств, переходящих нередко в стандарт, штамп.
Таким образом, организацию языковых средств П. с. определяют его главные функции - информативная и воздействующая. Использование языковых средств обусловливается во многом их социально-оценочными качествами и возможностями с точки зрения эффективного воздействия на аудиторию. Материалом для формирования газетно-публиц. лексики выступает вся общелитературная лексика. В результате газетно-публиц. специализации разнородная по составу, тематике, языковым качествам общелитературная лексика трансформируется в единые, однородные функционально и стилистически разряды публиц. (газетной) лексики. Напр., основной путь формирования публиц. лексики из специальной - переносное ее использование, сопровождаемое развитием в ней социально-оценочной окраски (сцена, арена, агония, артерия, раковая опухоль).
Социальная оценочность - одна из главных особенностей языка газеты (публицистики), нуждающейся не только в номинации явлений, фактов, событий, но и в их социальной оценке, интерпретации. Социальная оценочность определяет главные языковые процессы, происходящие в недрах П. с. Так, для периода 70-80-х гг. ХХ в. было характерно обусловленное идеологическими причинами резкое разграничение языковых средств на позитивно- и негативно-оценочные (ср., с одной стороны, веха, форум, свершения и, с другой - злодеяния, клика, клеймить). В 90-е годы действие социальной оценочности сохраняется, но она принимает более тонкие формы: исчезает резкое разделение языковых средств на положительные и отрицательные, многие слова меняют знак оценки на противоположный (бизнес, бизнесмен, ВПК) или нейтрализуются (элита). Широкое распространение получает ирония как средство непрямой оценки, позволяющая в условиях отсутствия в обществе четких идеологических ориентиров избегать выражения собственных позиций.
Действие социальной оценочности проявляется и на уровне речи, прежде всего в ее структуре. Специфика публиц. речи определяется во многом характером публиц. субъекта - автора. В отличие от худож. литературы автор публиц. текста - конкретная личность, подлинный, реальный, "частный" человек. Отсюда документальность, эмоциональность, субъективность публиц. речи. Другая сторона личности автора публиц. текста - человек социальный, что обусловливает социально-политический, социально-оценочный подход к явлениям действительности, т.е. широкое привлечение приемов риторики, теории аргументации, полемики, методов социального, политического анализа и т.д. Взаимодействие двух сторон категории автора публиц. произведения (человек частный - человек социальный) определяет широкий спектр публиц. произведений - от сдержанных, трезво-аналитических до эмоциональных, личностных, пристрастных. Последнее особенно характерно для современной газеты; автор же советской газеты до середины 80-х гг. выступал как обобщенное лицо, как рупор партии и издающего органа.
Таким образом, структура понятия "автор" определяет во многом стиль публицистики того или иного периода. Так, авторское "я" в современной публицистике приобретает черты мягкости, человечности, раскованности. Автор не человек, вершащий суд, расставляющий безапелляционные оценки, но размышляющий, наблюдающий, выражающий свои чувства и мысли. Авторское "я" стало богаче, разнообразнее, конкретнее, сменив прежнее безликое, обобщенное и унифицированное "мы". Изменились и взаимоотношения автора и читателей: речь из преимущественно однонаправленной становится более диалогичной (отсюда увеличение доли интервью).
С точки зрения структуры, публиц. речь однослойна в отличие от художественной. Она представлена авторским монологом, оживляемым диалогами и редкими вкраплениями несобственно-прямой речи (в очерке, фельетоне, репортаже). Однако однослойность публицистической речи не недостаток, но признак ее специфики, силы и выразительности. Она позволяет прямо, открыто, эмоционально выразить чувства и мысли. К этому средству нередко прибегают и писатели, когда испытывают необходимость в непосредственном обращении к читателю (публиц. отступления). В документальности (подлинности), персонализованности (личностности и эмоциональности) и заключается специфика и выразительность публиц. речи.
Структура авторского "я" формирует и систему жанров, в которых реализуется П. с. Обычно выделяют информационные жанры (хроника, информационная заметка, интервью, репортаж), аналитические жанры (статья, корреспонденция), худож.-публиц. жанры (очерк, фельетон, памфлет, эссе, рецензия).
Естественная форма бытования П. с. - письменная. Но он реализуется и в устной форме - доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях и т.д.
П. с. занимает ведущее место в стилистической структуре рус. литер. языка. По силе и масштабу влияния на развитие лит. языка, формирования языковых вкусов, речевых норм он превосходит худож. речь. Особенно велика роль в этих процессах СМИ. Многие новые средства лит. выражения рождаются и проходят апробацию сначала в П. с. Однако следует иметь в виду и возможность отрицательного влияния СМИ на лит. язык (злоупотребление заимствованиями, жаргонами, вульгаризмами, нарушение языковых норм и т.д.).
Лит.: Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. - М., 1971; Его же: Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медия. - М., 1994; Рогова К.А. Синтаксические особенности публицистической речи. - Л., 1975; Светана С.В. Телевизионная речь. - М., 1976; Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. - М., 1978; Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды / Под редакцией Д.Э. Розенталя. - М., 1980; Его же: Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. - М., 2000; Лысакова И.П. Язык газеты: социолингвистический аспект. - Л., 1981; Ее же: Тип газеты и стиль публикации. Опыт социолингвистического исследования. - Л., 1989; Солганик Г.Я. Лексика газеты. Функциональный аспект. - М., 1981; Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. - М., 1982; Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. - Екатеринбург, 1987; Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики теста / Под редакцией А. Н. Кожина. - М., 1987; Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. - Сегед, 1990; Аргументация в публицистическом тексте. - Свердловск, 1992; Вещикова И.А. Публицистический стиль как единица в системе функциональных разновидностей языка. - Вестник Моск. ун-та. Сер. IХ. Филология. - 1992. - №1; Кайда Л.Г. Авторская позиция в публицистике: Автореф. дис. … д-ра. филол. наук. - М., 1992; Какорина Е.В. Стилистические изменения в языке газеты новейшего времени: Автореф. дис. … канд. филол. наук. - М., 1992; Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - 3-е изд. - М., 1993; Кожина М.Н., Дускаева Л.Р. Лингвостилистические изменения в русской газете последнего десятилетия, "Stylistyka-II". - Opole, 1993; Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты. - Екатеринбург, 1993; Дускаева Л.Р. Диалогичность газетных текстов 1980-1990-х гг.: Автореф. дис. … канд. филол. наук, 1994; Русский язык / Под редакцией E. Širjaev. - Opole, 1997; Виноградова В.Н. О некоторых изменениях в стилистике русского языка, "Stylistyka-VII". - Opole, 1998.
Г.Я. Солганик
публицистический стиль (газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный)
Один из функциональных стилей, обслуживающий сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П.с. используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ): газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино. Тематический диапазон П.с. неограничен: политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события, рассматриваемые сквозь призму определенных политико-идеологических установок. Главные задачи П.с. - сообщение новостей и их комментирование, оценка фактов и событий, в связи с чем реализуются две функции языка: воздействующая и информативная. Информативная функция ведет:
1) к формированию нейтрального слоя словаря;
2) речевых стандартов;
3) строевой лексики, необходимой для словесного оформления сообщений.
Воздействующая функция обуславливает:
1) наличие и формирование оценочной лексики - прежде всего концептуальной, т.е. идеологической, общественно-политической;
2) ключевые слова, характеризующие социально-политическую направленность газетно-публицистического текста. Воздействующая функция формирует большой разряд оценочной (неконцептуальной) лексики. Взаимодействие информативной и воздействующей функций, условий создания газетного текста (оперативность) приводит к экспрессии и стандарту, к штампу. В качестве материала для формирования газетно-публицистического словаря выступает вся общелитературная лексика. Разнородная по составу, она в результате газетно-публицистической специализации трансформируется в единые, однородные функционально и стилистически разряды публицистической (газетной) лексики. Основной путь формирования публицистической лексики - переносное ее использование, сопровождаемое развитием в ней социально-оценочной окраски (сцена, арена, агония и др.). Социальная оценочность - одна из основных особенностей языка газеты, нуждающейся в социальной оценке, интерпретации. Специфика П.с. определяется характером публицистического субъекта - автора. Автор публицистического текста - конкретная личность, подлинный, реальный, "частный" человек. Отсюда документальность, эмоциональность, субъективность публицистической речи.
Другая сторона личности автора публицистического текста - человек социальный, что обусловливает социально-оценочный подход к явлениям действительности:
1) широкое привлечение приемов риторики;
2) теории аргументации;
3) полемики;
4) методов социального, политического анализа и т.д.
С точки зрения структуры, публицистическая речь однослойна в отличие от художественной. Она представлена авторским монологом, в который вводятся элементы диалога и вкрапления несобственно-прямой речи (в очерке, фельетоне, репортаже). Однослойность П.с. - признак его специфики, силы и выразительности. Однослойность позволяет прямо, открыто, эмоционально выразить чувства и мысли. Документальность (подлинность), персонализованность (личностность и эмоциональность) - специфика П.с., прогнозирующая его выразительность.
1) письменная и 2) устная форма (доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях).
Для П.с. характерны следующие жанры:
1) информационные (хроника, информационная заметка, интервью, репортаж);
2) аналитические жанры (статья, корреспонденция);
3) художественно-публицистические жанры (очерк, фельетон, памфлет, эссе, рецензия). По мнению Г.Я. Солганика, П.с. занимает ведущее место в стилистической структуре русского литературного языка: по силе и масштабу влияния на развитие литературного языка, формирования языковых вкусов, речевых норм он превосходит художественную речь. Многие новые языковые средства рождаются и проходят апробацию сначала в П.с. С другой стороны, СМИ могут отрицательно влиять на литературный язык: злоупотребление заимствованиями, жаргонизмами, вульгаризмами, нарушением языковых норм.
Публицистический стиль (газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный)
Один из функциональных стилей, обслуживающий сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П.с. используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ): газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино. Тематический диапазон П.с. неограничен: политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события, рассматриваемые сквозь призму определенных политико-идеологических установок. Главные задачи П.с. - сообщение новостей и их комментирование, оценка фактов и событий, в связи с чем реализуются две функции языка: воздействующая и информативная.
1) к формированию нейтрального слоя словаря;
2) речевых стандартов;
3) строевой лексики, необходимой для словесного оформления сообщений.
Воздействующая функция обуславливает:
1) наличие и формирование оценочной лексики - прежде всего концептуальной, т.е. идеологической, общественно-политической;
2) ключевые слова, характеризующие социально-политическую направленность газетно-публицистического текста.
Воздействующая функция формирует большой разряд оценочной (неконцептуальной) лексики. Взаимодействие информативной и воздействующей функций, условий создания газетного текста (оперативность) приводит к экспрессии и стандарту, к штампу. В качестве материала для формирования газетно-публицистического словаря выступает вся общелитературная лексика. Разнородная по составу, она в результате газетно-публицистической специализации трансформируется в единые, однородные функционально и стилистически разряды публицистической (газетной) лексики. Основной путь формирования публицистической лексики - переносное ее использование, сопровождаемое развитием в ней социально-оценочной окраски (сцена, арена, агония и др.). Социальная оценочность - одна из основных особенностей языка газеты, нуждающейся в социальной оценке, интерпретации. Специфика П.с. определяется характером публицистического субъекта - автора. Автор публицистического текста - конкретная личность, подлинный, реальный, «частный» человек. Отсюда документальность, эмоциональность, субъективность публицистической речи. Другая сторона личности автора публицистического текста - человек социальный, что обусловливает социально-оценочный подход к явлениям действительности:
1) широкое привлечение приемов риторики;
2) теории аргументации;
3) полемики;
4) методов социального, политического анализа и т.д.
С точки зрения структуры, публицистическая речь однослойна в отличие от художественной. Она представлена авторским монологом, в который вводятся элементы диалога и вкрапления несобственно-прямой речи (в очерке, фельетоне, репортаже). Однослойность П.с. - признак его специфики, силы и выразительности. Однослойность позволяет прямо, открыто, эмоционально выразить чувства и мысли. Документальность (подлинность), персонализованность (личностность и эмоциональность) - специфика П.с., прогнозирующая его выразительность.
1) письменная и 2) устная форма (доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях).
Для П.с. характерны следующие жанры:
1) информационные (хроника, информационная заметка, интервью, репортаж);
2) аналитические жанры (статья, корреспонденция);
3) художественно-публицистические жанры (очерк, фельетон, памфлет, эссе, рецензия). По мнению Г.Я. Солганика, П.с. занимает ведущее место в стилистической структуре русского литературного языка: по силе и масштабу влияния на развитие литературного языка, формирования языковых вкусов, речевых норм он превосходит художественную речь. Многие новые языковые средства рождаются и проходят апробацию сначала в П.с. С другой стороны, СМИ могут отрицательно влиять на литературный язык: злоупотребление заимствованиями, жаргонизмами, вульгаризмами, нарушением языковых норм.
ж.
1. отвлеч. сущ. по прил. публицистичный
2. Наличие элементов публицистики в чьем-либо творчестве, в каком-либо произведении.
ПУБЛИ-ИСТИ́ЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна. Характерный для публицистики. П. стиль.
- Склонность журналиста, писателя рассматривать в своих работах современные проблемы, актуальные политические, экономические, социальные вопросы.
ПУБЛИЦИСТИ́ЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна. Характерный для публицистики. П. стиль.
| сущ. публицистичность, -и, жен.
ПУБЛИЦИСТИ́ЧНЫЙ -ая, -ое; -чен, -чна, -чно. Проникнутый чертами, элементами публицистики. П-ая пьеса.
◁ Публицисти́чно, нареч. Подойти п. Публицисти́чность, -и; ж. П. драматургии. Яркая п.
публицисти́чный; кратк. форма -чен, -чна
публицисти́чный, публицисти́чная, публицисти́чное, публицисти́чные, публицисти́чного, публицисти́чной, публицисти́чных, публицисти́чному, публицисти́чным, публицисти́чную, публицисти́чною, публицисти́чными, публицисти́чном, публицисти́чен, публицисти́чна, публицисти́чно, публицисти́чны, публицисти́чнее, попублицисти́чнее, публицисти́чней, попублицисти́чней
публицисти́чный п 1*a
ПУБЛИЦИСТИЧНЫЙ ая, ое. publiciste m. То же, что публицистический. П. Роман. .Уш. 1939. - Лекс. БАС-1: публицисти/чный, публицисти/чность.
ПУБЛИЦИ́СТКА, публицистки (книжн.). женск. к публицист.
ПУБЛИ-И́СТ, -а, м. Писатель Ч автор публицистических произведений.
публици́стка, -и, род. п. мн. ч. -ток
публици́стка, публици́стки, публици́сток, публици́стке, публици́сткам, публици́стку, публици́сткой, публици́сткою, публици́стками, публици́стках
публици́стка жо 3*a
- Журналистка, пишущая о политике и общественной жизни (разг.).
ПУБЛИЦИ́СТСКИЙ, публицистская, публицистское (книжн.). прил. к публицист.
ПУБЛИ-И́СТ, -а, м. Писатель Ч автор публицистических произведений.