Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

стилистическая коннотация

Стилистический словарь

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ КОННОТАЦИЯ (окраска, стилистическое значение) обычно определяется как дополнительные по отношению к предметно-логическому и грамматическому значению языковой единицы ее экспрессивно-эмоционально-оценочные и функциональные свойства. В более широком смысле это любая субъективная (т.е. выражающая человеческий фактор) окраска языковых единиц, в том числе социально-политическая, морально-этическая, этнографическая и др.

Традиционное представление о дополнительности, второстепенности субъективного компонента семантики языковой единицы (закрепившееся в номинациях "созначение", "обертон", "наслоение" и др.) в последнее время обоснованно подвергается сомнению. Факты говорят о том, что предметно-логические и эмоциональные элементы могут соединяться в содержании языковых единиц в разных пропорциях. Показательно, что у многих слов эмоционально-оценочная информация является основной (гуляка, канючить, дребедень), а у междометий, выражающих чувства, - единственной (ай-ай-ай, вот тебе раз, тьфу). По-видимому, указанные элементы могут расцениваться как потенциально равноправные.

Виды С. к. имеют разную природу, но при этом они тесно взаимосвязаны, "взаимопроницаемы". Так, согласно наиболее распространенной точке зрения, экспрессивная окраска (усиленная выразительность, изобразительность) проявляется в отклонении от общепринятого стандарта, эмоциональная - в выражении эмоций, чувств, оценочная - в квалификации обозначаемого предмета как "хорошего" или "плохого" по отношению к социальной норме, образная - в эффекте прозрачной внутренней формы, собственно функц.-стилистическая - в отнесенности языковой единицы к обычной для нее сфере употребления, ср.: синтез, вакуум (научн.), недвижимость, получатель (оф.-дел.), спикер, кворум (публиц.). Часто экспрессивность, эмоциональность и оценочность слиты в содержании языковой единицы (что находит отражение в составных терминах "экспрессивно-эмоциональное" или "эмоционально-оценочное" значение) и выделяются лишь аналитически. Экспрессивно окрашенная единица может иметь и определенную функциональную окраску (см). Напр., слово драндулет выражает шутливость, оценку качества обозначаемого предмета и при этом используется преимущественно в разг.-бытовом общении. Негативно-оценочное слово приспешник функционально закреплено за книжной речью (преимущественно публицистической).

Языковые единицы, не имеющие устойчивой внеконтекстуальной С. к., тем не менее обладают коннотативным потенциалом, актуализируемым в высказывании в ходе реализации выразительных намерений говорящего, обычно с использованием стилистического приема (см. Конструктивный прием): Осторожно, SOSлуживцы! (заглавие журнальной статьи).

В функц. стилистике при изучении коммуникативно целесообразной организации речевых разновидностей как стилистически значимые рассматриваются все те языковые средства и особенности их употребления, которые способствуют наиболее эффективной реализации коммуникативных задач той или иной сферы. В каждой речевой разновидности активизируются и создаются специфические С. к., определяемые сферой и условиями общения, целенаправленностью речевого акта. Таковы, напр., значения форм настоящего времени глагола в различных стилях: настоящее вневременное - в научном, долженствования - в официально-деловом, настоящее репортажа - в публицистическом, живого представления - в художественном, момента речи - в разговорно-бытовом. Активизация С. к. происходит у всех единиц, в принципе обладающих такой возможностью, чем создается своеобразная макроокраска стиля (см.).

Лит.: Шендельс Е.И. Многозначность и синонимия в грамматике (на материале глагольных форм современного немецкого языка). - М., 1970; Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики. - Горький, 1975; Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. - М., 1980; Говердовский В.И. Диалектика коннотации и денотации (взаимодействие эмоционального и рационального в лексике). - ВЯ. - 1985. - №2; Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. - Воронеж, 1985; Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. - М., 1986; Ее же: Коннотация // Энц. Рус. яз. - М., 1997; Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. - Воронеж, 1987; Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. См. также лит. к ст. Стилистические средства.

В.А. Салимовский

Полезные сервисы

стилистическое значение

Лингвистические термины

Ключевое понятие узуальной стилистики; созначение, соответствующее стилистической семантике, совокупности экспрессивных оттенков, обертонов, осложняющих лексическое и грамматическое значение языковой единицы. Значение при этом рассматривается в динамике, в процессе его образования при словоупотреблении, в контексте высказывания и тем самым в единстве с приемом - одним из звеньев узуально-стилевого комплекса. Динамика заключается в том, что языковое средство становится стилистическим, получая стилистическое значение в процессе образования с его участием стилистического приема.

Полезные сервисы

коннотация

Лингвистика

Коннота́ция

(ср.-лат. connotatio,

от connoto - имею дополнительное значение) -

эмоциональная, оценочная или стилистическая

окраска языковой единицы узуального (закреплённого в системе языка) или

окказионального характера. В широком смысле это любой

компонент, который дополняет предметно-понятийное (или денотативное), а также грамматическое содержание языковой единицы и

придаёт ей экспрессивную функцию (см. Функции языка) на основе сведений,

соотносимых с эмпирическим, культурно-историческим,

мировоззренческим знанием говорящих на данном языке, с

эмоциональным или ценностным отношением говорящего к

обозначаемому или со стилистическими регистрами,

характеризующими условия речи, сферу языковой деятельности, социальные отношения участников речи, её форму и

т. п. В узком смысле это компонент значения, смысла языковой

единицы, выступающей во вторичной для неё функции наименования, который

дополняет при употреблении в речи её объективное значение

ассоциативно-образным представлением об обозначаемой реалии на основе

осознания внутренней формы наименования, т. е.

признаков, соотносимых с буквальным смыслом тропа или фигуры

речи, мотивировавших переосмысление данного выражения.

Субъективная речевая природа коннотации противопоставлена

объективному содержанию языковых единиц, ориентированному на

когнитивную (познавательную, гносеологическую) функцию языка.

Субъективность коннотации проявляется в возможности

противоположной интерпретации реалии, названной одним и тем же

словом, например «волосёнки» - ласкательная или пренебрежительная

коннотация связана со всеми эмотивно-прагматическими (см. Прагматика) аспектами текста, создающими его экспрессивную окраску. Все

языковые сущности, содержащие коннотации, - своего рода

прагматические «полуфабрикаты», которые при реализации в высказывании придают ему субъективную модальность. Коннотация способна также выполнять

текстообразующую функцию путём оживления образа (внутренней формы) и

использования его как средства поверхностно-синтаксического согласования элементов текста или путём

обыгрывания стилистического регистра.

В структуре коннотации ассоциативно-образный компонент выступает как

основание оценочной квалификации и стилистической маркированности,

связывая денотативное и коннотативное содержание языковой единицы.

Последнее придаёт «суммарную» экспрессивную окраску всему выражению,

в котором может доминировать: образное или звукосимволическое представление («губошлёп»,

«кровавая заря»); оценочная квалификация - эмоциональная («солнышко»),

качественная («бурда»), количественная («носище»); какой-либо из

стилистических регистров (официальное или торжественное

«воздвигать», просторечное «валандаться»). Узуальная коннотация

оформляется суффиксами субъективной оценки, осознаваемой внутренней

формой, звукоподражаниями, аллитерацией, экспрессивно

окрашенными словами и фразеологизмами. Однако для коннотации

характерна нелокализованность, разлитость по всему тексту, создающая

эффект подтекста. Коннотации - языковая универсалия (см. Универсалии), формы проявления которой зависят от

специфики значимых единиц того или иного языка и

от правил их комбинаторики и организации текста.

Существуют многочисленные определения коннотации как на основе семантических свойств («созначение», «добавочное

значение» и т. д.), так и с учётом системных свойств языкового

выражения, проявляющихся в синонимии, антонимии, в принадлежности к определённым

формам существования языка (литературной, диалектной и т. п.), или с учётом звуковой

оболочки выражения.

Понятие коннотации возникло в схоластической логике и проникло в языкознание в 17 в. через грамматику Пор-Рояля (см.

Универсальные грамматики) для

обозначения свойств (акциденций) в отличие от субстанций. В логике

позднее она стала противопоставляться денотации (экстенсионалу) как

сущность понятийная (интенсионал). В лингвистике с конца 19 в.

термином «коннотация» стали обозначаться все эмотивно окрашенные

элементы содержания выражений, соотносимые с прагматическим

аспектом речи (О. Эрдман, Л. Блумфилд). Закреплению подобного

понимания термина «коннотация» способствовали психолингвистические исследования

аффективной стороны слов, а также ассоциативные эксперименты,

показавшие реальность осознания ассоциативно-образных, оценочных и

стилистических признаков.

Блумфилд Л., Язык, пер. с англ., М., 1968;

Комлев Н. Г., Компоненты содержательной структуры слова,

М., 1969;

Гальперин И. Р., Информативность единиц языка, М.,

1974;

Колшанский Г. В., Соотношение субъективных и объективных

факторов в языке, М., 1975;

Харченко В. К., Разграничение оценочности, образности,

экспрессии и эмоциональности в семантике слова, «Русский язык в школе»,

1976, № 3;

Говердовский В. И., История понятия коннотации, «Научные

доклады высшей школы. Филологические науки», 1979, № 2;

Винокур Т. Г., Закономерности стилистического использования

языковых единиц, М., 1980;

Ульман С., Стилистика и семантика, пер. с англ., в кн.:

Новое в зарубежной лингвистике, в. 9 - Лингвостилистика, М., 1980;

Шаховский В. И., Эмотивный компонент значения и методы его

описания. (Учебное пособие к спецкурсу), Волгоград, 1983;

Телия В. Н., Коннотативный аспект семантики номинативных

единиц, М., 1986.

В. Н. Телия.

Полезные сервисы