м. устар.
1. Корсаж со шнуровкой.
2. Короткая облегающая куртка.
СПЕ́НСЕР, спенсера, муж. (англ. spencer) (старин.). Род короткой куртки. «Сидит у окна в зеленом бархатном спенсере.» Лесков.
Спе́нсер (Spencer), залив Индийского океана, у южного берега Австралии, между полуостровами Эйр и Йорк. Длина 330 км, ширина у входа около 80 км, глубина до 64 м. Приливы неправильные суточные (до 3,6 м). Крупный порт - Порт-Пири.
* * *
СПЕНСЕР - СПЕ́НСЕР (англ. spencer, по имени лорда Спенсера, считающегося автором этого вида одежды), коротенькая курточка с длинными рукавами, закрывающими кисти рук. Мужчины носили спенсер очень недолго на рубеже 18-19 вв. Позже он стал частью только женского костюма.
СПЕНСЕР (англ. spencer - по имени лорда Спенсера, считающегося автором этого вида одежды), коротенькая курточка с длинными рукавами, закрывающими кисти рук. Мужчины носили спенсер очень недолго на рубеже 18-19 вв. Позже он стал частью только женского костюма.
спе́нсер, спе́нсеры, спе́нсера, спе́нсеров, спе́нсеру, спе́нсерам, спе́нсером, спе́нсерами, спе́нсере, спе́нсерах
спе́нсер
"род короткой куртки, также дамский корсаж", диал. спе́нзерь "короткая кофта", олонецк. (Кулик.), спе́нзель - то же, арханг. (Подв.). Из нем. Sреnсеr или англ. sреnсеr "куртка, короткий сюртук", по фам. лорда Спенсера, который ввел в обиход этот вид одежды; см. Чемберс 482.
СПЕНЗЕР а, м. СПЕНСЕР а, м. spencer, нем. Spencer <англ. spencer, по имени Д. Спенсера ( Spencer, 1758-1834), носившего такую куртку. БАС-1.
1. Корсаж со шнуровкой. БАС-1. Вместо спенсеров, опушенных лебедем, начали употреблять каньзу (canezous: род короткой кофточки), обшитыя кружевом. ММ 1803 2 74. Женщины носят черные бархатные спенсеры, стягиваемые серебряными цепочками. Греч Путев. письма. В 1-й пол. 19 в. М. называли любое короткое одеяние из кружев или тюля: "У других шелковых платьев мантилия, или то, что у нас называется шпензером, бывает обыкновенно блондовая или тюлевая". Сев. пчела 1832 70.
2. Короткая облегающая куртка. БАС-1. На нем была детская курточка и светлые панталоны в обтяжку. Герц. Былое. Серебряные петлицы .. очень были красивы на голубом воротнике белого спензера, или курточки. С. Аксаков Детские годы Багрова-внука. обл. Спензель, Пендель.
3. обл. Спе/нзель. Женская короткая одежда на вате, с рукавами. КЯОС. - Лекс. Толль 1864: спензер; Рейф 1877: шпе/нсер; Даль-3: спе/нсер; БАС-1: спе/нсер; СИЗ: спенсер.
- Фамилия леди Дианы.
- Американская актриса, исполнившая роль Зельды в фильме «Форма воды».
- Короткий пиджак или жакет, закрывающий лишь талию.
- Американская актриса, исполнившая роль Минни Джексон в фильме «Прислуга».
- Американская актриса, исполнившая роль Джоанны в серии фильмов «Дивергент».
- Американская актриса, исполнившая роль Бренды Хэссон в фильме «Покорители волн».
- Этот английский философ сравнивал государство с организмом, каждый орган которого имеет свою функцию.
- Британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии.
- Этот является, наряду с Чосером, Шекспиром и Мильтоном, одним из величайших английских поэтов, оставившим после себя мастерски написанные произведения в каждом жанре поэзии: от пасторали и элегии, до сонетов и огромной эпопеи.
- На его надгробии в Вестминстерском аббатстве написано: «Князь поэтов».
- Австралийский актёр, исполнивший роль в Чейза в телесериале «Доктор Хаус».
- Изобретатель микроволновки.
СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (1820-1903) - английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Развил механистическое учение о всеобщей эволюции; в этике - сторонник утилитаризма. Внес значительный вклад в изучение первобытной культуры. Основное сочинение - "Система синтетической философии" (1862-96).
СПЕНСЕР (Spencer) Стенли (1891-1959) - английский художник. Продолжив традиции прерафаэлитов, создал в своей живописи один из самобытнейших вариантов магического реализма. Сцены из быта английской глубинки превращаются у него в подобие мистических видений, включающих христианские мотивы.
Спе́нсер (Spencer) Эдмунд (около 1552 1599), английский поэт. Пастораль «Календарь пастуха» (1579) в духе народной поэзии. В незаконченной поэме «Королева фей» (159096), аллегорически изображавшей жизнь двора Елизаветы I, сочетал дидактику с гуманистическими устремлениями. Ввёл в английское стихосложение так называемую спенсерову строфу. Прозаический трактат «О современном состоянии Ирландии» (1633).
Спе́нсер Герберт (Spencer) (1820-1903), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Развил механистическое учение о всеобщей эволюции: в этике - сторонник утилитаризма. Внёс значительный вклад в изучение первобытной культуры. Основное сочинение - «Система синтетической философии» (1862-96).
* * *
СПЕНСЕР Герберт - СПЕ́НСЕР (Spencer) Герберт (1820-1903), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма (см. ПОЗИТИВИЗМ), основатель органической школы (см. ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА) в социологии; идеолог либерализма (см. ЛИБЕРАЛИЗМ).
Предлагал рассматривать общество как организм, подобный животному организму, со своей структурой (см. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ) и институтами (см. ИНСТИТУТ), регулирующими его деятельность. Будучи сторонником эволюционизма (см. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ШКОЛА), полагал, что обществу присуще то же развитие, что и животному миру. В то же время Спенсер не полностью отождествлял общество и живой организм, отмечая различия между ними. Разделял все человеческие общества на два типа - военное и индустриальное. Первому присущи сильный централизованный контроль, строгая дисциплина (см. ДИСЦИПЛИНА), иерархическая организация (см. ИЕРАРХИЯ) власти, совместная деятельность по обороне и завоеванию новых территорий; второму - политическая свобода, преобладание промышленности и торговли, мирная деятельность. В этике - сторонник утилитаризма (см. УТИЛИТАРИЗМ). Внес значительный вклад в изучение первобытной культуры. Основное сочинение - «Система синтетической философии» (1862-96).
СПЕНСЕР Герберт (Spencer, Herbert) (1820-1903), английский философ и социолог. Родился в Дерби (графство Дербишир) 27 апреля 1820 в семье учителя. Отказался от предложения получить образование в Кембридже (впоследствии отказался от должности профессора в лондонском Юниверсити-колледже и от членства в Королевском обществе). Был учителем, железнодорожным служащим, журналистом (помощником редактора в журнале "Экономист"). Был близко знаком с Дж.Элиот, Дж.Льюисом, Т. Гексли, Дж.С.Миллем и Дж.Тиндалем, в последние годы жизни с Б.Вебб. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О.Контом. В 1853 получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой. Во взглядах Спенсера соединились эволюционизм, принцип laissez faire и концепция философии как обобщения всех наук, а также другие идейные течения его времени. Отсутствие систематического образования и нежелание изучать труды предшественников привели к тому, что Спенсер черпал знания из тех источников, с которыми ему случилось познакомиться. Ключом к его системе объединенной науки является работа Основные начала (First Principles, 1862), в первых главах которой утверждается, что мы ничего не можем знать о последней реальности. Это "непознаваемое" выходит за пределы научного исследования, а религия просто пользуется метафорой, чтобы хоть как-то его представить и иметь возможность поклоняться этой "вещи в себе". Во второй части труда излагается космическая теория эволюции (теория прогресса), которую Спенсер считает универсальным принципом, лежащим в основе всех областей знания и их суммирующим. В 1852, за семь лет до публикации Происхождения видов Дарвина, Спенсер написал статью Гипотеза развития (The Development Hypothesis), в которой излагалась идея эволюции, во многом следовавшая теории Ламарка и К.Бэра. Впоследствии Спенсер признал естественный отбор как один из факторов эволюции (он автор термина "выживание наиболее приспособленных"). Отправляясь от фундаментальных законов физики и идеи изменения, Спенсер приходит к пониманию эволюции как "интеграции материи, сопровождаемой рассеянием движения, переводящей материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную, связную разнородность, и производящей параллельно тому преобразование сохраняемого материею движения". Все вещи имеют общее происхождение, но через наследование черт, приобретенных в процессе адаптации к окружающей среде, происходит их дифференциация; когда процесс приспособления заканчивается, возникает связная, упорядоченная Вселенная. В конечном итоге всякая вещь достигает состояния полной адаптированности к своему окружению, однако такое состояние неустойчиво. Поэтому последняя ступень в эволюции - не что иное, как первая ступень в процессе "рассеяния", за которым, после завершения цикла, вновь следует эволюция. В 1858 Спенсер составил план сочинения, ставшего главным трудом его жизни, Системы синтетической философии (A System of Synthetic Philosophy), которое должно было включать 10 томов. Главные принципы "синтетической философии" Спенсера были сформулированы на самом первом этапе реализации его программы, в Основных началах. В других томах давалась интерпретация в свете этих идей различных частных наук. В серию также вошли: Принципы биологии (The Principles of Biology, 2 vol., 1864-1867); Принципы психологии (The Principles of Psychology, в одном томе - 1855, в 2-х томах - 1870-1872); Принципы социологии (The Principles of Sociology, 3 vol., 1876-1896), Принципы этики (The Principles of Ethics, 2 vol., 1892-1893). Наибольшую научную ценность представляют его исследования по социологии, в том числе два других его трактата: Социальная статика (Social Statics, 1851) и Социологические исследования (The Study of Sociology, 1872) и восемь томов, содержащие систематизированные социологические данные, Описательная социология (Descriptive Sociology, 1873-1881). Спенсер - основатель "органической школы" в социологии. Общество, с его точки зрения, - это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства. Однако неумолимый ход эволюции делает адаптацию "не случайностью, но необходимостью". Следствием концепции о космической силе эволюции Спенсер считал социальную философию laissez faire. Лежащий в основе этой философии принцип индивидуализма ясно изложен в Принципах этики: "Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека". Социальная эволюция является процессом возрастающей "индивидуации". В Автобиографии (Autobiography, 2 vol., 1904) перед нами предстает ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, однако почти лишенный чувства юмора и романтических устремлений. Умер Спенсер в Брайтоне 8 декабря 1903. Среди других работ Спенсера - Человек и государство (The Man versus the State, 1884); Философия и религия. Природа и реальность религии (Philosophy and Religion. The Nature and Reality of Religion, 1885); Надлежащие границы государственной власти (The Proper Sphere of Government, 1843); Образование умственное, моральное и физическое (Education: Intellectual, Moral, Physical, 1861); Факты и комментарии (Facts and Comments, 1902); Эссе: научные, политические и философские (Essays: Scientific, Political, and Speculative, 3 vol., 1891); Данные этики (The Data of Ethics, 1879); Справедливость (Justice, 1891).
ЛИТЕРАТУРА
Спенсер Г. Сочинения, тт. 1-7. СПб, 1898-1900 Спенсер Г. Автобиография, тт. 1-2. СПб, 1914
СПЕНСЕР Стэнли - СПЕ́НСЕР (Spencer) Стэнли (1891-1959), английский художник. Продолжив традиции прерафаэлитов (см. ПРЕРАФАЭЛИТЫ), создал в своей живописи один из самобытнейших вариантов магического реализма (см. МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ). Сцены из быта английской глубинки превращаются у него в подобие мистических видений, включающих христианские мотивы.
Спе́нсер Эдмунд (Spencer) (около 1552 - 1599), английский поэт. Пастораль «Календарь пастуха» (1579) в духе народной поэзии. В незаконченной поэме «Королева фей» (1590-96), аллегорически изображавшей жизнь двора Елизаветы I, сочетал дидактику с гуманистическими устремлениями. Ввёл в английское стихосложение так называемую спенсерову строфу. Прозаический трактат «О современном состоянии Ирландии» (1633).
* * *
СПЕНСЕР Эдмунд - СПЕ́НСЕР Эдмунд (ок. 1552-99), английский поэт. Пастораль «Календарь пастуха» (1579) в духе народной поэзии. В незаконченной поэме «Королева фей» (1590-96), аллегорически изображавшей жизнь двора Елизаветы I, сочетал дидактику с гуманистическими устремлениями. Ввел в английское стихосложение т. н. спенсерову строфу. Прозаический трактат «О современном состоянии Ирландии» (1633).
СПЕНСЕР Эдмунд (ок. 1552-99) - английский поэт. Пастораль "Календарь пастуха" (1579) в духе народной поэзии. В незаконченной поэме "Королева фей" (1590-96), аллегорически изображавшей жизнь двора Елизаветы I, сочетал дидактику с гуманистическими устремлениями. Ввел в английское стихосложение т. н. спенсерову строфу. Прозаический трактат "О современном состоянии Ирландии" (1633).
СПЕНСЕР Эдмунд (Spenser, Edmund)
(ок. 1552-1599), английский поэт, наряду с У. Шекспиром и Дж. Мильтоном признан одним из величайших англоязычных стихотворцев. Родился в Лондоне (об этом он сообщает в поэме Проталамион - Prothalamion), точная дата рождения неизвестна. Посещал Мерчант-Тейлорз-Скул (привилегированную среднюю школу) в Лондоне; в 1569 поступил в Пембрук-колледж в Кембридже, где в 1573 получил степень бакалавра, а в 1576 - магистра. Неизвестно, чем занимался Спенсер, покинув Кембридж. На основании одного рассуждения из его книги Взгляд на современное положение Ирландии (A view of the present state of Ireland) можно предположить, что он посетил эту страну в 1577. Когда в 1578 Джон Янг (в прошлом глава Пембрук-колледжа) стал епископом Рочестерским, он взял Спенсера к себе секретарем. В следующем году Спенсер какое-то время служил в доме графа Лестера. К концу 1579 он опубликовал, без указания имени, Календарь пастуха (Shepheardes Calender). Поскольку книга содержала критику церковной политики правительства Елизаветы, анонимность издания была, вероятно, оправданной мерой предосторожности. Если Спенсер надеялся, что посредничество графа Лестера поможет ему получить место при королевском дворе, то он обманулся в своих ожиданиях: летом 1580 он отправился в Ирландию в качестве секретаря лорда Грея, наместника в Ирландии. Это назначение открыло перед Спенсером путь к успешной карьере в ирландской правительственной администрации. К этому времени Спенсер уже был женат - в 1579 он обвенчался с Макабией Чайлд. Проработав два года у лорда Грея, начал самостоятельную карьеру и служил сначала в Дублине, а позднее на юге Ирландии. Наиболее прибыльной - и беспокойной - оказалась должность заместителя секретаря Совета по делам провинции Манстер. В 1587 английские лендлорды начали колонизацию Манстера и стали прибирать к рукам большие угодья, конфискованные у ирландских мятежников. Поскольку Спенсер в тот момент находился в Манстере, ему удалось получить имение близ Корка, площадью 1200 га. Теперь он сам вошел в круг крупных землевладельцев и постепенно освободился от своих должностных обязанностей. Все это время он понемногу писал Королеву фей (Faerie Queene). К лету 1589, очевидно, была в основном закончена та часть поэмы, которая теперь составляет ее первые три книги: У. Рэли видел рукопись, когда навещал поэта в его ирландском имении. Осенью Рэли вернулся в Лондон вместе со Спенсером. Благодаря Рэли он был представлен королеве, посвятил ей Королеву фей и был вознагражден ежегодной пенсией в 50 фунтов. Он оставался в Лондоне почти 18 месяцев и за это время отправил издателям первые три книги Королевы фей (1590) и две меньшие по объему работы - элегию Дафнаида (Daphnaida, 1590) и сборник стихотворений разных жанров Жалобы (Complaints, 1591). Спенсер вернулся в Ирландию, успев приобрести прочную репутацию крупнейшего поэта. Дабы отметить свое триумфальное возвращение и выразить признательность Рэли, он начал сочинять поэму (завершена лишь в 1595) под названием Возвращение Колина Клаута (Colin Clout's Come Home Again). Первая жена Спенсера умерла в конце 1590. Около 1592 он начал ухаживать за Элизабет Бойль и в 1594 обвенчался с ней. О его дальнейшей жизни мы знаем очень мало. Во вторую свою поездку в Лондон (1596) он опубликовал продолжение Королевы фей и еще две поэмы - Проталамион и Четыре гимна (Four Hymns). В 1598, в разгар восстания Тирона, Спенсер был вынужден покинуть свое имение и искать убежища в Корке. Оттуда он был послан в Лондон с сообщениями для английского правительства. Умер Спенсер в Лондоне 13 января 1599. Сюжетный материал шедевра Спенсера, Королевы фей, одной из самых длинных поэм на английском языке, во многом восходит к Неистовому Роланду Ариосто, жизнерадостному и остроумному рыцарскому роману; однако в отличие от него Королева фей заключает в себе серьезную моральную аллегорию и строится на глубоком анализе человеческого поведения. Каждая из шести завершенных книг поэмы имеет своего героя, олицетворяющего, соответственно, благочестие, умеренность, целомудрие, дружбу, справедливость, учтивость. Таким образом, поэма в целом прославляет деятельную жизнь во имя добродетели. Однако Спенсера занимали не только вечные истины, но и современная жизнь. У главной героини, феи Глорианы, был прототип - королева Елизавета. Бельфеба, дева-охотница, олицетворяет целомудрие королевы, Марсилла - ее справедливость, Уна - заботу о религии, а Бритомартис, самая интересная из героинь Спенсера, названа в ряду мифических предков Елизаветы. Сквозной и главной темой Королевы фей является борьба между любовью (с ее стремлением навеки сохранить красоту, радость и добро) и разрушительными силами времени и перемен. С последними у Спенсера связана идея обмана, и в его рассказе есть множество персонажей, которые вводят героев в заблуждение ложным обличьем. Вновь и вновь Спенсер настойчиво возвращается к своему кредо: невозможно прожить добродетельную жизнь, не приучив свой рассудок отличать то, что лишь кажется добром, от того, что является таковым на самом деле. Для своей длинной поэмы Спенсер придумал особую строфу, которая теперь называется его именем. Исходными моделями для нее послужили строфа Чосера (использованная в состоящей из 5 книг поэме Троил и Хризеида) и строфа Ариосто (в Неистовом Роланде). Спенсерова строфа, чуть более длинная и заключающая в себе эффект перебивки ритма (за счет добавления лишней стопы в девятом стихе), способна передать поразительное многообразие стилистических интонаций: она удобна и для неторопливого описания, и для сюжетного повествования с быстрой сменой действий, и для энергичного диалога с короткими репликами. Еще одна отличительная черта поэмы - ее совершенно особый язык. В основе это хороший елизаветинский английский, но как бы замаскированный причудливой орфографией и вкраплениями слов из эпохи Чосера, грамматические формы которых автор достаточно произвольно видоизменяет. В первом своем сочинении, Календаре пастуха (1579), Спенсер еще чаще, чем в Королеве фей, прибегал к устаревшим лексике и грамматике. Но в этой поэме подобный стиль кажется более уместным. Это пастораль, и когда пастухи переговариваются между собой, некоторая "старомодность" их речи, лишенной изысков современного лондонского говора, кажется вполне естественной. Во время пребывания в Лондоне в 1589-1591 Спенсер опубликовал несколько коротких поэм под общим названием Жалобы, включающие разные маленькие поэмы о мирском тщеславии (Complaints, containing sundry small Poems of the World's Vanitie). Большинство из них, как видно уже по заглавию, окрашено в пессимистические тона. Однако в сборник включена и Сказка матушки Хаберд (Mother Hubberd's Tale) - написанная в очень живой манере басня, в которой действуют животные, но высмеиваются ленивые и невежественные церковники, придворные интриганы и амбициозные государственные деятели. Поэму Эпиталамион (Epithalamion), которую Спенсер написал ко дню своей свадьбы и опубликовал вместе с циклом сонетов Аморетти (Amoretti) в 1595, по всем показателям, кроме объема, можно отнести к числу главных его работ. Менее значительным дополнением к этой величественной оде стала поэма Проталамион, написанная по случаю помолвки в доме лорда Эссекса в 1596. В том же 1596 вышло последнее прижизненное издание Четырех гимнов Спенсера. В них автор сначала воспевает земную любовь и земную красоту (в образах Купидона и Венеры), затем - любовь божественную, явившуюся людям в искупительном деянии Христа, и наконец - красоту небесных иерархий и Сапиенции (женского персонажа, который воплощает красоту божественной мудрости, а в композиционном плане "уравновешивает" образ Венеры). В бумагах Спенсера осталось одно прозаическое произведение, Взгляд на современное положение Ирландии, которое было опубликовано лишь в 1633. В нем приводятся аргументы в пользу полного и эффективного завоевания Ирландии военным путем и установления там порядков, соответствующих английским идеалам общественного устройства.
ЛИТЕРАТУРА
Аникст А. История английской литературы. М., 1956
СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (1820 - 1903), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Развил механистическое учение о всеобщей эволюции; в этике - сторонник утилитаризма. Внес значительный вклад в изучение первобытной культуры. Основное сочинение - "Система синтетической философии" (1862 - 96).
Спе́нсерова строфа́ - девятистишная строфа с рифмовкой ababbcbcc (см. Рифма); 1-8-я строки - 5-стопный, 9-я - 6-стопный ямб. Создана Э. Спенсером.
* * *
СПЕНСЕРОВА СТРОФА - СПЕ́НСЕРОВА СТРОФА́, девятистишная строфа с рифмовкой ababbcbcc (см. Рифма (см. РИФМА)); 1-8-я строки - 5-стопный, 9-я - 6-стопный ямб. Создана Э. Спенсером (см. СПЕНСЕР Эдмунд).
СПЕНСЕРОВА строфа - девятистишная строфа с рифмовкой ababbcbcc (см. Рифма); 1-8-я строки - 5-стопный, 9-я - 6-стопный ямб. Создана Э. Спенсером.
СПЕ́НСЕРОВА СТРО́ФА - 9-стишие со схемой рифмовки: ababbcbcc, 8 стихов 5-стопного ямба, последний стих - удлиненный, 6-стопного. Создана в 16 в. Э. Спенсером для поэмы "Королева фей". Первые попытки воспроизвести С. С. на рус. яз. были предприняты в нач. 19 в., первонач. - в пер. англ. романтиков (так, И. Козлов перевел 2 строфы из Байрона "При гробнице Цецилии", 1828). Вариантом С. С. является 10-стишие М. Лермонтова ("Блистая, пробегают облака...", 1831). В оригин. поэзии С. С. употреблялась в нач. 20 в. (напр., М. Кузминым, "Всадник", "Чужая поэма").
В осеннем сне то слово прозвучало:
"Луна взошла, а донны Анны нет!"
Сулишь ты мне конец или начало,
Далекий и таинственный привет?
Я долго ждал, я ждал так много лет,
Чтоб предо мной мелькнула беглой тенью,
Как на воде, меж веток бледный свет,
Как отзвук заблудившемуся пенью,
И предан вновь любви и странному волненью.