(ономатопея) - закономерная не произвольная фонетически мотивированная связь между фонемами слова и лежащим в
(акустическим) признаком денотата (мотивом). Звукоподражание также
определяют как условную имитацию звучаний окружающей действительности
фонетическими средствами данного языка («плюх»,
«ж-ж-ж», «мяу», «тик-так»). Изучение звукоизобразительной системы
языка, в которую звукоподражательная подсистема входит наряду со
звукосимволической подсистемой (см. Звукосимволизм), приводит, однако, к выводу, что
нет оснований подчёркивать условный характер имитации при
звукоподражании. В течение длительного времени изучение
звукоподражаний не было отграничено от изучения звукосимволизма (см.
В 60-80‑х гг. 20 в. разработана универсальная классификация
звукоподражательных слов (по соотносимости их с денотатом). Корневые звукоподражательные слова образуются
по определённым моделям. Зная характер
звучания-денотата, можно предсказать фонетическую структуру
соответствующего звукоподражательного слова; предсказуемость
возможна в терминах акустических фонемотипов (типов фонем),
но не отдельных конкретных фонем. Так, модель «взрывной + низкий (по
частоте) гласный + носовой сонант» характерна для обозначений удара с
последующим низким резонаторным тоном: англ.
dong ‘звучать (о низком звуке большого колокола при ударе)’ и индонез. bam ‘бом!’. Звукоподражательные основы в языках мира весьма
Скаличка В., Исследование венгерских звукоподражательных
выражений, пер. с чеш., в кн.: Пражский лингвистический кружок, М.,
1967;
Воронин С. В., Основы универсальной классификации
ономатопов, в кн.: Фонетика-83, М., 1983;
Grammont M., Traité de phonétique, P., 1933;
Jespersen O., Language, L., [1949];
см. также литературу при статьях Звукосимволизм, Звукоподражания теория.
С. В. Воронин.