ХАЯ, -и, ХАЙКА2, -и, ж.
Еврейка.
От распространенного еврейского имени.
прил., кол-во синонимов: 19
бранивший (118)
захаивавший (6)
отделывавший на все корки (33)
охаивавший (25)
перехаивавший (2)
поливавший грязью (11)
поносивший (35)
порицавший (21)
порочивший (47)
расхаивавший (16)
ругавший (151)
снимавший стружку (36)
строживший (14)
хуливший (20)
цукавший (11)
ХАЯГРИВА - ХАЯГРИ́ВА, в индуистской мифологии один из дайтьев, пытавшийся украсть веды (см. ВЕДЫ) у Брахмы (см. БРАХМА); в буддийской мифологии ваджраяны (см. ВАДЖРАЯНА) - идам, дхармапала (см. ДХАРМАПАЛА), эманация будды Акшобхьи (см. АКШОБХЬЯ) , гневное божество.
ХАЯГРИВА - в индуистской мифологии один из дайтьев, пытавшийся украсть веды у Брахмы; в буддийской мифологии ваджраяны - идам, дхармапала, эманация будды Акшобхьи, гневное божество.
ХАЯКАВА Токуджи - ХАЯКАВА Токуджи (яп. Hayakawa Tokuji) (1894 - 24 июня 1980), японский предприниматель и изобретатель, основатель компании Sharp (см. ШАРП (корпорация)).
Девяти лет от роду Токуджи начал работать учеником мастера-металлиста, который занимался изготовлением традиционных японских гребней и шпилек. В годы ученичества мальчик проявил недюжинные способности к ремеслу и изобретательству. В 1912 году Токуджи придумал новый тип пряжки для ремней западного образца. Он запатентовал ее под названием «Токубиджо». В начале 20 века японцы, в большинстве своем, пользовались традиционной одеждой, но чиновничество и армия уже были одеты по европейскому образцу. Пряжки «Токубиджо», не требовавшие дырочек на ремне, снискали популярность, и торговцы засыпали маленькую мастерскую заказами.
Тогда Хаякава с помощью своего хозяина, решил начать собственный бизнес. 15 сентября 1912 года он арендовал в центре Токио небольшое помещение под магазинчик скобяных товаров. Этот день считается началом истории торгово-промышленной империи Sharp. Токуджи начал свой бизнес с 50 иенами (по современным меркам 1200 долларов), из которых 40 иен были взяты в кредит.
Ежедневно Хаякава с двумя помощниками работал с 4 утра до 9 вечера, изготовляя «Токубиджо». Уже через месяц он расплатился с кредитором, а к концу 1912 года скопил 120 иен. Эти деньги позволили Хаякаве открыть новую мастерскую и наряду с пряжками наладить выпуск узорчатых обручей для зонтиков. Удобная скользящая втулка стала вторым запатентованным изобретением Хаякавы.
В 1914 году молодой предприниматель вложил накопленные средства в строительство небольшого завода. Все станки на новом предприятии приводились в движение двигателями в 1 лошадиную силу. Скобяные изделия в то время изготавливали вручную, и производительность труда на заводе Хаякавы достигла небывалых высот.
В 1915 году Токуджи усовершенствовал конструкцию механического карандаша и наладил его производство. В Японии механический карандаш Хаякавы поначалу не пользовался спросом, но в Америке и Европе получил популярность. Вскоре спрос превысил возможности завода Хаякавы, и ему пришлось создать компанию Hayakawa Brothers Shokai, которая полностью специализировалась на производстве механических карандашей. После ряда усовершенствований, в том числе изобретения тонкой головки в 1916 году, механический карандаш принял свой современный вид. От его названия Ever Sharp Pencil (всегда острый карандаш) ведет свое происхождение и название корпорации Sharp.
В 1920 году в Токио открылся новый цех, где производство было организовано по принципу сборочной линии. К 1923 году на Хаякаву работали более 200 человек, а доходы компании составляли 50 тысяч иен в месяц. Однако 1 сентября 1923 года землетрясение силой 7,9 баллов практически уничтожило Токио. Погибли жена Хаякавы, двое его детей, завод был разрушен до основания. Восстанавливать завод у Токуджи не было сил. С большим трудом, с помощью трех ближайших сотрудников он сумел вернуться к жизни и бизнесу. В сентябре 1924 года Хаякава вновь наладил производство механических карандашей, но уже не в Токио, а в Осаке, где была создана новая компания Hayakawa Metal Works.
Летом 1925 года в Японии планировалось начать регулярные радиопередачи. Радио стало новым увлечением Хаякавы. С раннего детства работавший металлистом, Токуджи с ближайшими партнерами постигает азы нового дела, самостоятельно собирает радиоприемники. И как только 1 июня 1925 года радиостанция JOBK (впоследствии корпорация NHK) вышла в эфир, Хаякава начал серийное производство первых японских радиоприемников. Он стоил 3,5 иены, и еще одну иену в месяц слушателям пришлось платить за лицензию. Чувство конъюнктуры не изменило Хаякаве. Если в 1925 году было зарегистрировано 5,5 тысяч лицензий, то через три года их число перевалило за полмиллиона. Радиоприемники пользовались бешеным спросом, и Хаякава энергично расширял производство.
Первые японские радиоприемники использовали в своей конструкции кристаллы кварца и назывались crystal radio set, но вскоре получили новое имя - Sharp, которое стало в Японии символом эры радиовещания. Объем их выпуска достиг 10 тысяч в месяц. В 1926 году Хаякава открыл торговый офис в Токио, начал экспорт радиодеталей в Китай, Юго-Восточную Азию, Индию, Южную Америку. В 1928 году на смену кварцевым пришли ламповые радиоприемники, Хаякава начал строить новый завод в Осаке. Количество владельцев радиоприемников в Японии продолжало расти, в 1932 году их число перевалило через миллион. В 1936 году Хаякава завершил создание первой в Японии конвейерной линии с оригинальной схемой организации производства (Токуджи получил на нее патент). Эта линия позволяла каждые 56 секунд выпускать новый радиоприемник с гарантией качества.
В 1940 году число владельцев радиоприемников в Японии достигло 5 миллионов. Это было уже время Второй мировой войны. В отличие от СССР, в Японии не было запрещено пользоваться радиоприемниками, число их владельцев продолжало увеличиваться и в военные годы. В 1941 году объем производства радиоприемников на предприятиях Хаякавы достигло рекордного уровня в 150 тысяч штук в год. С началом войны фирма была привлечена к выполнению военных заказов и стала поставлять радиооборудование для японской армии и флота. В 1942 году компания была переименована в Hayakawa Electric Industry, Limited и в ее составе появилась лаборатория для исследований в области коротких и ультракоротких радиоволн. В 1944 году вступил в строй новый завод в Осаке по производству радиовещательного оборудования.
В послевоенные годы компания Хаякавы, как и вся Япония, переживала тяжелые времена. Потребительский спрос в стране упал до критического уровня, для производства радиоприемников не хватало исходных материалов. Токуджи Хаякаве пришлось закрыть два завода. К марту 1950 года долги его компании составили 4,65 млн. иен. Лишь благодаря совместным усилиям и жертвам финансистов, рабочих и менеджеров удавалось поддерживать жизнь фирмы. Спасение пришло с началом корейской войны 1950-1953 годов. Американская армия, базировавшаяся в Японии, обеспечила заводы Хаякавы крупными заказами.
В 1951 году в Японии было разрешено вещание коммерческих радиостанций, и понадобились радиоприемники, способные принимать передачи в более широком диапазоне. Хаякава вовремя сориентировался в ситуации и выпустил в продажу суперрадио. В начале 1950-х годов в Японии начался экономический рост, увеличивалось благосостояние общества, рос спрос на приемники. В короткое время количество владельцев радио выросло до 10 миллионов, а годовое производство Sharp достигло 430 тысяч штук. В эти годы радиоприемник стал доступен каждой японской семье.
Экономический подъем 1950-х годов дал возможность начать в Японии телевизионное вещание. Исследованиями в области телевизионных технологий Токуджи Хаякава интересовался с 1931 года. Первый работающий прототип телевизионного приемника его компания продемонстрировала в 1951 году. Заключив лицензионное соглашение с американской компанией RCA, в январе 1953 года Хаякава первым в Японии представил на рынок черно-белый телевизор модели Sharp TV3-14T. Он стоил очень дорого - 175 тысяч иен, тогда как оклады государственных служащих начинались с 5,5 тысяч иен. Тем не менее, уже в феврале 1953 года корпорация NHK начала ежедневные четырехчасовые телевизионные передачи. В начале основными покупателями телевизоров стали отели, рестораны, крупные учреждения и магазины. Японцы проявили интерес к техническому новшеству, сотнями собирались в местах, где установлены телевизоры. Нарастал и спрос на телеприемники. Если в январе 1953 годы было собрано только 15 телевизоров Sharp, то к концу года потребителю отгружалось по 500 телевизоров ежемесячно.
Токуджи Хаякава понимал, что настоящий успех придет, когда телевизор войдет в дома большинства японцев. Но для этого необходимо было кардинально снизить цену аппаратов. Если для общественного пользования предлагались 17-дюймовые модели, то для домашнего потребителя оптимальным решением, по мнению Хаякавы, должны были стать 14-дюймовые телевизоры. Под его руководством инженеры Sharp начали борьбу за снижение цены 14-дюймового телевизора и уже в мае 1953 года довели его стоимость до 145 тысяч иен.
В августе 1953 года начала действовать первая в Японии коммерческая телевизионная компания NTV. Она установила несколько десятков телевизоров на улицах нескольких японских городов и стала транслировать спортивные состязания. Акция NTV вызвала новый всплеск интереса к телевидению. Только в сентябре 1953 года появилось тысяча новых владельцев телевизоров. В 1954 году Хаякава приступил к строительству специализированного телевизионного завода. Оснащенный модернизированным конвейером и автоматическими линиями, новый завод позволил снизить стоимость продукции и довести количество выпускаемых телевизоров Sharp до 5 тысяч в месяц. Через два-три года в Японии насчитывалось более 100 тысяч владельцев телевизоров.
Экономический подъем в Японии 1950-х годов неразрывно был связан с ростом доходов ее населения, что в свою очередь вызвало потребительский бум. Каждая японская семья непременно стремилась приобрести стиральную машину, холодильник и телевизор. Массовый выпуск товаров для дома помогал снизить их стоимость и сделать более доступными. С этой целью Хаякава строит отдельные заводы, а в 1959 году под Осакой вводит в строй большой завод бытовой техники. Под маркой Sharp покупателю предлагаются кондиционеры, электрогрили, холодильники, конструкция которых разрабатывалась инженерами компании. Для торговли и послепродажного обслуживания продукции организуется специальная компания Sharp Electric.
Токуджи Хаякава всегда стремился быть на острие технического прогресса, уделять внимание новым продуктам, хотя это и не всегда обеспечивало немедленную финансовую отдачу. В сентябре 1960 года в Японии началось цветное телевещание. Поначалу оно ограничивалось одним часом в день. Незамедлительно на новом заводе было развернуто производство цветных телевизоров Sharp CV2101. Цена на него была установлена в 500 тысяч иен, тогда как низшая ставка государственного служащего составляла 10,8 тысяч иен. Конечно, поначалу спрос на цветные телевизоры был небольшим и не сулил больших прибылей, но компания получала бесценный производственный опыт, отрабатывала технологические нюансы, и по мере расширения спроса могла предложить потребителю более приемлемое по цене и качеству изделие.
В 1961 году Хаякава открывает целый ряд центральных научных лабораторий по исследованиям новейших технологий: компьютерных, полупроводниковым, ультракоротковолновых, микроволновых. В них проводились интенсивные работы по созданию электронных калькуляторов, солнечных батарей, оптических полупроводников. Результаты не замедлили сказаться. В 1962 году Sharp разработала первую в Японии микроволновую печь, в 1963 - освоила производство солнечных батарей, в 1964, к началу Токийской олимпиады - первый в мире полностью электронный, транзисторно-диодный калькулятор Sharp CS10A. Он состоял из 4 тысяч деталей, весил 25 кг, стоил как цветной телевизор (535 тыс. иен), но скорость вычислений и бесшумность работы этого устройства произвели сенсацию. Сразу же начался бум на рынке калькуляторов, через короткое время, по примеру Sharp, уже 33 японские компании начали их производство.
В 1962 году для продвижения своей продукции на внешние рынки Хаякава организует в Нью-Йорке торговую компанию Sharp Electronics. Начав с продаж транзисторов и черно-белых телевизоров, она распространила свою деятельность на многие страны. В 1968 году появился филиал Sharp в Гамбурге, в 1970 - в Англии. Позднее в Европе, США, Бразилии, Таиланде, Малайзии Sharp построила и производственные мощности.
В 1970 году Hayakawa Electric Industry официально сменила свое название на Sharp Corporation, а 15 сентября того же года Токуджи Хаякава отошел от оперативного управления делами своего детища и занял почетный пост председателя совета директоров компании.
сущ., кол-во синонимов: 8
лаятельница (2)
лицо (135)
матерщинница (9)
поносительница (11)
рот (84)
ругательница (9)
хаяло (1)
хаяльник (1)
сущ., кол-во синонимов: 12
захаивание (14)
опозоривание (21)
опорочивание (22)
охаивание (23)
очернительство (7)
порочение (13)
похуление (2)
разнос (45)
ругание (18)
хаянье (13)
хуленье (5)
цуканье (6)
ХА́ЯННЫЙ, хаянная, хаянное; хаян, хаяна, хаяно (прост.). прич. страд. прош. вр. от хаять.
сущ., кол-во синонимов: 13
захаивание (14)
опозоривание (21)
опорочивание (22)
охаивание (23)
порицание (24)
порочение (13)
разнос (45)
ругание (18)
хаяние (12)
хула (28)
хуление (11)
хуленье (5)
цуканье (6)
цуканье, хуление, опозоривание, хаяние, разнос, хула, захаивание, опорочивание, порицание, хуленье, ругание, порочение, охаивание
Хаяса́ка Фумио (1914-1955), японский композитор. Музыка к фильмам «Расёмон» (режиссёр А. Куросава) и др. Основатель (1950) японской Ассоциации киномузыки.
Хаяса́ка Фумио (19141955), японский композитор. Музыка к фильму «Расёмон» (режиссер А. Куросава) и др. Основатель (1950) японской Ассоциации киномузыки.
несов. перех. разг.-сниж.
Высказываться крайне неодобрительно о ком-либо, о чём-либо; ругать, бранить.
ХА́ЯТЬ, хаю, хаешь, несовер., кого-что (прост.). Ругать, бранить, высказываться крайне неодобрительно о ком-чем-нибудь.
ХАЯТЬ - что, кого, сев., вост. осуждать, хулить, порицать; корить, бранить, поносить, не одобрять, порочить. Непочто хаять, коли лучшего (иншего) нет. Себя хай, а людей не хай. Похаяв (коня), да в соху (да в оглобли). Хаяная собинка лучше впрок. Торгуешь - хаешь; купишь, похвалишь. Орефья в людях хаят (плясать не умеет), да дома жалят (любят). Чужого не хай, своего не хвали. Сам себя не хаю, да и людей не хвалю. Хваленый пуще хаяного. -ся, быть хаему. Захаяли покупку мою! Охаяли коня. Всех перехаяли, расхаяли в пух! Хаянье ср. хайка жен. действие по гл. Постой, хайка: не взяла бы кайка. Хаянка, захаянная вещь. Хаянка лучше хваленки. Хваленку в соху и хаянку в соху. Ближняя хаянка лучше дальней хваленки. Хаятель, -ница, хаяльщик, -щица, хаяла, кто хает. Хаяльный, хаятельный, к хайке относящийся
| Хаять ·стар. (хоить, гоить?) заботиться, откуда нехай южн., зап. не тронь, пусть, не мешай, не заботься.
ХА́ЯТЬ -а́ю, -а́ешь; нсв. (св. оха́ять). кого-что. Разг.-сниж. Сильно ругать, критиковать, порочить. Х. погоду, новые порядки. Всё на свете только хает. Хаят друг друга перед начальством.
◁ Ха́янье, -я; ср. Надоело ваше х.!
ха́ю, ха́ешь; несов., перех. (сов. охаять). прост.
Неодобрительно отзываться о ком-, чем-л., порочить кого-, что-л.
Что касается Вашей пьесы, то Вы напрасно ее хаете. Чехов, Письмо А. С. Суворину, 10 мая 1888.
- Обоим хочется Ванюшку себе взять, --- вот они друг перед другом и хают его: дескать, плохой работник! М. Горький, Детство.
ха́ять, ха́ю, ха́ем, ха́ешь, ха́ете, ха́ет, ха́ют, ха́я, ха́ял, ха́яла, ха́яло, ха́яли, ха́й, ха́йте, ха́ющий, ха́ющая, ха́ющее, ха́ющие, ха́ющего, ха́ющей, ха́ющих, ха́ющему, ха́ющим, ха́ющую, ха́ющею, ха́ющими, ха́ющем, ха́явший, ха́явшая, ха́явшее, ха́явшие, ха́явшего, ха́явшей, ха́явших, ха́явшему, ха́явшим, ха́явшую, ха́явшею, ха́явшими, ха́явшем, ха́юсь, ха́емся, ха́ешься, ха́етесь, ха́ется, ха́ются, ха́ялся, ха́ялась, ха́ялось, ха́ялись, ха́йся, ха́йтесь, ха́емый, ха́емая, ха́ющаяся, ха́емое, ха́ющееся, ха́емые, ха́ющиеся, ха́емого, ха́ющегося, ха́емой, ха́ющейся, ха́емых, ха́ющихся, ха́емому, ха́ющемуся, ха́емым, ха́ющимся, ха́ющийся, ха́емую, ха́ющуюся, ха́емою, ха́ющеюся, ха́емыми, ха́ющимися, ха́емом, ха́ющемся, ха́ема, ха́емо, ха́емы, ха́янный, ха́янная, ха́янное, ха́янные, ха́янного, ха́янной, ха́янных, ха́янному, ха́янным, ха́янную, ха́янною, ха́янными, ха́янном, ха́ян, ха́яна, ха́яно, ха́яны
см. ругать 2
Искон. Скорее всего, экспрессивная форма к каяться, см.
I ха́ять
I, ха́ю "ругать, осуждать", напр. арханг. (Подв.), с.-в.-р., вост.-русск. (Даль), др.-русск. хаяти "поносить". Возм., экспрессивный вариант kajati (см. ка́ять).
Недостоверно сближение с др.-инд. kṣiṇā́ti, kṣiṇōti "уничтожает, искореняет", kṣítiṣ "проступок", авест. хšуō "пагубы", хšауō инф. "губить", греч. φθίνω "уничтожаю", φθίω "гибну, исчезаю", причем сюда же относят ха́ять II (см.), напр. Бернекер (I, 382).
II ха́ять
II "заботиться", неха́й "пусть, не мешай", южн., зап. (Даль), сербск.-цслав. хаɪати "заботиться", болг. ха́я "забочусь, беспокоюсь", сербохорв. ха̏jати, ха̏jе̑м "заботиться", словен. hájati, hájam - то же. Сюда же неха́ть "оставить, пустить" (см. выше).
Предпочитают исходить при этимологизировании из повел. формы 2 л. ед. ч. *nехаji, которую объясняют из 2 л. ед. ч. *nехоvаji Махек (Rесhеrсhеs 69; Studiе 108), Френкель ("Slavia", 13, 24), Коржинек (ZfslPh 13, 404). Не более удачно предположение Бернекера (I, 382), упоминаемое на ха́ять I, в основу которого положено незасвидетельствованное знач. "гибнуть, исчезать". [Чоп ("Slavistična Revija", 5-7, 1954, стр. 227 и сл.) оспаривает этимологию Махека и производит слав. слова из *ksōi-/*skōi-, откуда и тохар. В skai-, А ske- "заботиться, стараться". - Т.]