царь-... - первая часть сложных слов, пишется через дефис, напр.: царь-ры́ба, Царь-деви́ца
царь-батюшка
Слитно. Раздельно. Через дефис
Орфографический словарь
Словарь ударений
Синонимы к слову царь-батюшка
Полезные сервисы
царь-голод
Практический толковый словарь
крыл. сл. Выражение из стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» (1865):
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесов, ткачей.
Словарь крылатых слов
Полезные сервисы
царь-девица
Сборник слов и иносказаний
царь-девица (сказочн.) - коноводка, затейница (шуточное)
Ср. Царь-девицу! - все кричали; -
О царях мы уж слыхали,
Нам красоток-то скорей!
Их и слушать веселей!
Ершов. Конек-Горбунок.
Ср. Отыщу я до зарницы
Перстень красной Царь-девицы.
Ершов. Конек-Горбунок.
Пословицы и поговорки Даль
см. Царьград.
Слитно. Раздельно. Через дефис
Орфографический словарь
Морфемно-орфографический словарь
Полезные сервисы
царь-колокол
Энциклопедический словарь
ЦАРЬ-КОЛОКОЛ - «ЦАРЬ-КО́ЛОКОЛ», памятник литейного искусства 18 в. Отлит в 1733-35 русскими мастерами И. Ф. и М. И. Маториными (см. МАТОРИНЫ). Во время пожара 1737 от «Царя-колокола» отвалился кусок в 11,5 т. Установлен в Московском Кремле (см. КРЕМЛЬ Московский).
Отливка «Царь-колокола»
На протяжении многих веков техника литья колоколов определялась уровнем развития литейного искусства. Отливка мощно звучащего, оригинального по отделке колокола становилась событием не только для мастеров-литейщиков, но и для жителей городов. Большие колокола, как правило, формовались в специальных литейных ямах-формах. Ее устройство считалось одним из самых сложных подготовительных этапов и требовало от мастера технических знаний и опыта.
Важной частью подготовительного этапа была также заготовка нужного количества металла, иногда на это уходил год, тогда как сам процесс отливки занимал несколько часов.
Указом от 26 июня 1730 императрица Анна Иоанновна (см. АННА Ивановна) повелела отлить гигантский колокол, названный «Царь-колоколом». Первоначально для этой работы предполагалось привлечь известного парижского «королевского золотых дел мастера и члена Академии Наук» Жерменю, однако отливку поручили «колокольных дел мастеру Ивану Федорову сыну Моторину», потомственному московскому литейщику, жившему в Пушкарской слободе.
Моторин уже имел большой опыт отливки артиллерийских орудий и крупных колоколов. Так, в 1712 с литейного двора Моторина в Кремль был привезен и поднят на Царскую башню кремлевской стены «Набатный колокол» весом около 2 т. Во время Чумного бунта (см. ЧУМНОЙ БУНТ), разразившегося в 1771, удары этого колокола собирали восставший народ в Кремль. Разгневанная Екатерина II (см. ЕКАТЕРИНА II) приказала наказать колокол, лишив его языка; без языка он долго висел на кремлевской стене, пока в 1821 не был установлен в вестибюле Оружейной палаты (см. ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА).
К 1731 Моторин закончил составление проекта колокола (утвержден Московской сенатской конторой только через три года). Место для отливки было выбрано в Кремле, между Чудовым монастырем и колокольней Ивана Великого. Стены 10-метровой ямы укрепили дубовым срубом и выложили кирпичом, на железную решетку установили глиняного «болвана», который определял внутренний объем тела колокола, после просушки на нем были выполнены из глины формы будущего колокола (изображения и надписи мастеров Кобелева, Галкина, Кохтева и Серебрякова). Затем, не дожидаясь разрешения из Петербурга, Моторин приступил к сооружению четырех литейных печей и устройства для подъема кожуха.
26 ноября 1734, отслужив в Успенском соборе торжественную службу, затопили литейные печи с обломками старых колоколов и 1276 пудами нового металла, затем добавили красную медь и олово. Однако 28 ноября вышли из строя две литейные печи, металл стал вытекать на землю. Чтобы не допустить дальнейшей утраты металла и отремонтировать печи, Моторин выпустил плавку в запасные «печуры». Во время этого процесса произошел взрыв, в результате сгорели почти все деревянные конструкции. При подготовке новой отливки внезапно умер Иван Федорович Моторин (19 августа 1735), его место занял сын.
Через три месяца приступили к новой, третьей по счету отливке. Для предотвращения пожара литейщики вокруг печей поставили 400 человек с пожарными трубами. Плавка, продолжавшаяся 1 час 12 минут, прошла без происшествий. Изготовление гигантского «Царь-колокола» весом 201 т 924 кг (высота 6, 14 м, диаметр 6,60 м) было завершено 25 ноября 1735.
Пожар
Больше года делались декоративные украшения и надписи. Работа подходила к концу, когда в мае 1737 в Кремле вспыхнул пожар небывалой силы, уничтоживший почти все деревянные постройки, конструкции и шатер, закрывавший литейную яму. Колокол раскалился, сбежавшийся народ начал поливать его водой. В результате в теле колокола образовались трещины, и от него откололся кусок весом 11,5 т. Зодчий Матвей Козаков, спускавшийся в яму в 1797, насчитал в теле колокола десять больших трещин.
До 1820 колокол по-прежнему находился в литейной яме. К этому времени ее застлали досками и сделали специальную лестницу для посетителей, позволившую любоваться изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны в парадных облачениях, медальонами с ликами святых и прекрасными декоративными картушами (см. КАРТУШ), а на нижнем крае колокола прочитать надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михайло Моториным». Имя скульптора, создавшего прекрасный декор колокола, не сохранилось.
В 1836 под руководством архитектора А. А. Монферрана (см. МОНФЕРРАН Август Августович), имевшего большой опыт подъема многотонных гранитных колонн на строившийся Исаакиевский собор в Петербурге, колокол подняли из ямы, в которой он находился более ста лет, на специальных катках передвинули и поставили на восьмигранный каменный постамент, спроектированный Монферраном. Он же спроектировал и специальное декоративное навершие в виде шара, увенчанного позолоченным крестом. В преддверии московской Олимпиады 1979-80 силами специалистов Военной академии имени Ф. Э. Дзержинского (ныне им. Петра Великого) колокол был отреставрирован.
-----------------------------------
«Царь-ко́локол» - памятник литейного искусства XVIII в., установлен в Московском Кремле; масса свыше 200 т (высота с ушками 6,14 м, диаметр 6,6 м); отлит в 1733-35 русскими мастерами И. Ф. и М. И. Маториными. Во время пожара 1737 от «Царь-колокола» отвалился кусок в 11,5 т.
Большой энциклопедический словарь
"ЦАРЬ-КОЛОКОЛ" - памятник литейного искусства 18 в., установлен в Московском Кремле; масса свыше 200 т (высота с ушками 6,14 м, диаметр 6,6 м); отлит в 1733-35 русскими мастерами И. Ф. и М. И. Маториными. Во время пожара 1737 от "Царя-колокола" отвалился кусок в 11,5 т.
Пословицы и поговорки Даль
см. Царьград.
Слитно. Раздельно. Через дефис
Орфографический словарь
Морфемно-орфографический словарь
Полезные сервисы
царь-птица
царь-пушка
Энциклопедический словарь
ЦАРЬ-ПУШКА - «ЦАРЬ-ПУ́ШКА», артиллерийское орудие (мортира), отлитое в 1586 русским мастером Андреем Чоховым (см. ЧОХОВ Андрей). Памятник литейного искусства 16 в. Установлена в Московском Кремле.
В 1586 на московском Пушечном дворе, который к этому времени занимал уже довольно большую территорию на берегу р. Неглинка, по приказу царя Федора Ивановича (см. ФЕДОР Иванович) была отлита огромная пушка, получивная название «Царь-пушка». Имя ее создателя - литейного мастера Андрея Чохова (см. ЧОХОВ Андрей) - отлито на стволе (впервые оно встречается на литых стволах орудий, зафиксированных в Описной книге Смоленского пушечного наряда 1670).
Длина орудия «Царь-пушки» составляет 5 м 34 см, наружный диаметр ствола - 120 см, калибр - 890 мм. Отлитый из высококачественной бронзы ствол украшен надписями, фигурными фризами и орнаментом. По бокам ствола расположено восемь скоб для укрепления канатов при перемещении пушки. Над правой передней скобой надпись: «Божиею милостию царь и великий князь Федор Иванович государь и самодержавец всея великия Росия», а несколько левее: «Слита бысть сия пушка в преименитом царствующем граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов». На краю ствола вырублено: «2400 пуд», что составляет 39312 кг - таков вес самой большой пушки в мире.
Исследования ствола, проведенные во время реставрационных работ 1980, показали, что «Царь-пушка» относится к особому виду артиллерийских орудий, близкому к мортирам (см. МОРТИРА). Для стрельбы, вероятно, должна была применяться картечь (см. КАРТЕЧЬ). Декоративные чугунные ядра, лежащие рядом с «Царь-пушкой», были отлиты в Петербурге на заводе Чарлза Берда (см. БЕРД Чарлз) в 1835. Скорее всего, из «Царь-пушки» никогда не стреляли, но, несомненно, она отливалась как боевое орудие. Возможно, ее готовили для отражения набега войск Казы-Гирея в 1591.
За почти четыреста лет «Царь-пушка» неоднократно меняла свое место. Первоначально она была установлена на Красной площади (см. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ) недалеко от Лобного места (см. ЛОБНОЕ МЕСТО). После указа Петра I (см. ПЕТР I Великий) о строительстве в Московском Кремле «Цейхгауза», или Арсенала, «Царь-пушку» в начале 18 в. с помощью специальных катков переместили в Кремль. Во время пожара 1812 деревянные лафеты «Царь-пушки» и других орудий, находившихся вблизи Арсенала, сгорели. Чугунный лафет изготовлен на судостроительном заводе Берда в Петербурге (рисунки А. П. Брюллова (см. БРЮЛЛОВ Александр Павлович), чертежи инженера, генерал-майора П. Я. Витте). Одновременно изготавливался лафет и для пушки «Единорог». Второго марта 1835 лафеты были отправлены в Москву, причем Берд для сборки лафетов послал своего мастера.
Установка на лафеты огромных орудий требовала привлечения опытных мастеров, для чего были объявлены «торги», выигранные подрядчиком из крестьян Михаилом Васильевым (запросил за работу 1400 рублей ассигнациями). В 1835 «Царь-пушка» была установлена на новый чугунный лафет; в 1843 перемещена от главных ворот Арсенала к старому зданию Оружейной палаты (см. ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА), где и простояла до 1960; позже была установлена на Ивановской площади, возле церкви Двенадцати апостолов.
-----------------------------------
«Царь-пу́шка» - артиллерийское орудие (мортира), отлитое в 1586 русским мастером А. Чоховым. Масса ствола 40 т, длина 5,34 м, калибр 890 мм. Предназначалась для обороны Кремля (но из неё никогда не стреляли). Памятник литейного искусства XVI в. Установлена в Московском Кремле на лафете, изготовленном в XIX в.
Большой энциклопедический словарь
"ЦАРЬ-ПУШКА" - артиллерийское орудие (мортира), отлитое в 1586 русским мастером А. Чоховым. Масса ствола 40 т, длина 5,34 м, калибр 890 мм. Предназначалась для обороны Кремля (но из нее никогда не стреляли). Памятник литейного искусства 16 в. Установлена в Московском Кремле.
Пословицы и поговорки Даль
см. Царьград.