Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

библ

Энциклопедический словарь

Библ (греч.; аккад. Губл, древнеевр. Гебал; Ливан), древний город в Финикии. В 4-2-м тысячелетии до н. э. торговый центр, место культа бога Адониса. Руины финикийского и римского времени; средневековые памятники около современного г. Джубейль.

Большой энциклопедический словарь

БИБЛ (греческое; аккадическое Губл - древнееврейское Гебал; Ливан), древний город в Финикии. В 4-2-м тыс. до н. э. торговый центр, место культа бога Адониса. Руины финикийского и римского времени; средневековые памятники около современного г. Джубейль.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

БИБЛ (греческое; аккадское Губл, древнееврейское Гебал; Ливан), в 4 - 2-м тысячелетии до нашей эры торговый центр Финикии. Руины финикийского и римского времени; средневековые памятники около современного города Джубейль.

Сканворды для слова библ

- Древний исторический город в Финикии.

- Этот город ранее располагался на месте современного ливанского города Джубейль.

- Чешский поэт XX века, автор цикла «Перелом», поэмы «Новый Икар», сборника «Без опасений».

- Название этого финикийского порта, откуда древние греки вывозили папирус, сохранилось во многих языках в качестве названия известнейшей книги.

Полезные сервисы

библ (biebl) константин

Большой энциклопедический словарь

БИБЛ (Biebl) Константин (1898-1951) - чешский поэт. Цикл "Перелом" (1925) отразил революционную атмосферу 20-х гг.; антивоенная поэма "Новый Икар" (1929), сборник "Без опасений" (1951).

Полезные сервисы

библ (город)

Энциклопедический словарь

БИБЛ (город) - БИБЛ (Библос) (греч., аккадск. Губл, библейское название Гевал, Гебал), древний финикийский город в Восточном Средиземноморье. На месте древнего Библа в настоящее время находится г. Джебейль (Ливан). Известен с 4 тыс. до н. э. Был знаменит храмами Ваала (см. БААЛ), позднее известен как место культа бога Адониса (см. АДОНИС (бог)), отсюда распространившегося и в Греции. По представлениям древних египтян именно в Библе нашла Исида (см. ИСИДА (богиня)) тело Осириса (см. ОСИРИС) в деревянном ящике.

Уже в 3 тыс. до н. э. поддерживал тесные торговые связи с Египтом. В конце 3 тыс. до н. э. пережил период упадка: известно о пожаре, в котором погиб храм «Владычицы Библа». Активная деятельность замерла здесь на некоторое время, но ко 2 тыс. до н. э. город вновь становится крупнейшим центром финикийской морской торговли, его связи распространяются до Эгейского моря.

В Египет из Библ вывозился лес, а также вино и оливковое масло; из Египта в Библ в большом количестве поступал папирус. О том, насколько сильным было здесь влияние Египта, говорит тот факт, что цари Библа пользовались египетским языком как официальным. В 18 в. до н. э. (начало правления XIII династии в Египте), когда египетское влияние в Восточном Средиземноморье сильно уменьшилось, правители Библа по-прежнему оставались для Египта лишь областными руководителями (номархами), хотя по отношению к другим государствам выступали как цари.

К кон. 2 тыс. до н. э. отношения Библа с Египтом фактически становятся равноправными: из египетской повести «Путешествие Унуамона», датируемой 11 в. до н. э. (XXI династия), мы узнаем о том, как правитель Библа заставил египетского посланника ждать аудиенции в течение 29 дней и затем запросил неумеренно высокую цену за лес, который тот просил продать Египту. Первые фараоны XXII династии Шешонк (см. ШЕШОНК I) и Осоркон, по-видимому, еще некоторое время контролировали Библ, который в этот период являлся крупнейшим центром Северной Финикии. В 8 в. до н. э. эта область отошла к ассирийцам, а после падения Ассирии попала под власть Вавилона (см. ВАВИЛОН). После захвата Вавилона персами финикийские города признали гегемонию персидского царя Кира (см. КИР II Великий). Когда в 333 до н. э. в Финикию вторглась армия Александра Македонского (см. АЛЕКСАНДР Македонский), Библ был в числе городов, мирно покорившихся новому завоевателю. После смерти Александра Библом владели сначала Птолемеи (см. ПТОЛЕМЕИ), затем он вошел в державу Селевкидов (см. СЕЛЕВКИДЫ), вместе с остатками которой был в 64 до н. э. присоединен к Риму. Последний царь Библа был казнен римским полководцем Гнеем Помпеем (см. ПОМПЕЙ Гней).

В Древнем мире Библ был крупнейшим центром тоговли папирусом, который доставлялся из Египта, и соперничал с финикийскими городами Тиром и Сидоном. Греческие слова «библос» (папирус) и «библия» (книга) происходят от названия Библа. В Библе были найдены надписи, составленные особым слоговым «линейным письмом» (протобиблское письмо). Письмо содержит ок. 100 знаков, которыми, по-видимому, передавались слоги. Это письмо было гораздо проще, чем аккадская клинопись и египетская иероглифика, но в нем отсутствали словоразделы, что сильно затрудняло чтение. Протобиблское письмо, вероятно, употреблялось во 2 тыс. до н. э. Его до сих пор не удалось расшифровать, поскольку мы не располагаем достаточным количеством надписей, а формы знаков нельзя с уверенностью соотнести ни с одной из известных систем среди письменностей Древнего мира.

Полезные сервисы

библ константин

Энциклопедический словарь

Библ Константин (Biebl) (1898-1951), чешский поэт. Цикл «Перелом» (1925) отразил революционную атмосферу 20-х гг.; антивоенная поэма «Новый Икар» (1929), сборник «Без опасений» (1951).

* * *

БИБЛ Константин - БИБЛ (Biebl) Константин (26 февраля 1898, Славетин - 12 ноября 1951, Прага), чешский поэт.

Литературную деятельность начал в начале 20-х гг.: сборники «Путь к людям» (1923, совместно с А. Ражем), «Верный голос» (1924) - проникнуты гуманистическим пафосом. В стихах из цикла «Перелом» (1925), носящих романтический характер, отразилась революционная атмосфера начала 20-х гг. В дальнейшем испытал влияние сюрреализма (см. СЮРРЕАЛИЗМ) и чешского литературного течения - поэтизма. Антивоенный характер носит поэма «Новый Икар» (1929). В сборнике «С кораблем, что привозит чай и кофе» (1928) поднят голос протеста против колониализма. После освобождения Чехословакии в сборнике «Без опасений» (1951; Государственная премия, 1952, посмертно) звучат мотивы красоты жизни и ненависти к войне.

Полезные сервисы

библеизм

Словарь галлицизмов русского языка

БИБЛЕИЗМ а, м. bibléisme m? Религиозное движение в России начала XIX в. под руководством так наз. Библейского общества, поставившего своей целью распространение чтения библии в России. В то время, когда мистицизм, методисм, библисм и тому подобные поветрия проникали в Россию .. приехали сюда два католических священника. Греч Зап. 575. Библеизм. Пушк. // Рогожникова 84.

Полезные сервисы

библеист

Орфографический словарь

библеи́ст, -а

Синонимы к слову библеист

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

библеистика

Энциклопедический словарь

БИБЛЕИ́СТИКА -и; ж. Совокупность наук, изучающих язык Библии, историю её создания и т.п.

Орфографический словарь

библеи́стика, -и

Синонимы к слову библеистика

сущ., кол-во синонимов: 3

Полезные сервисы

библейник

Синонимы к слову библейник

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

библейный

Синонимы к слову библейный

прил., кол-во синонимов: 1

Словарь галлицизмов русского языка

БИБЛЕЙНЫЙ ая, ое. bible f. < papier bible. устар. Вид очень тонкой бумаги, предназначенной первоначально для печатания библий. Бумага: нотная разных сортов. Печатная: рояль, библейная. Указ. выст. 1839 91.

Полезные сервисы

библейская археология

Энциклопедический словарь

БИБЛЕЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ - БИБЛЕ́ЙСКАЯ АРХЕОЛО́ГИЯ, ветвь археологии, задачу которой составляет воссоздание и анализ исторических реалий, нашедших отражение в Библии (см. БИБЛИЯ). Специфика этой области науки заключается в сопоставительном анализе материалов археологических раскопок и текстов Священного Писания. После 1917 г. эта область археологии по понятным причинам оказалась недоступной для русских ученых и вплоть до последнего времени практически не освещалась в отечественных изданиях. Между тем, ученые Европы, США и Израиля активно вели раскопки на территории библейских стран в течение всего 20 в. Географические рамки раскопок распространялись на все территории, описываемые в текстах Библии, т. е. практически на все Восточное Средиземноморье, Двуречье и, отчасти, Египет.

Возникновение библейской археологии

Интерес к землям, упоминавшимся в Священном Писании, существовал во все эпохи, но регулярное исследование библейских древностей началось лишь в 19 в., с началом идентификации древних городов, упоминающихся в Ветхом Завете. Начиная с 1865 г. стали появляться общества по исследованию Палестины: первое возникло в Британии, затем - в Америке, Германии и России (1882 г.). Ранние археологические исследования носили разведывательный характер: на карты заносились и описывались руины, находившиеся на поверхности. Первые раскопки в Иерусалиме провел англичанин Ч. Уоррен в 1867 г., однако археологические работы в тот период еще не давали удовлетворительных результатов из-за отсутствия строгой научной методики. Началом подлинно научной археологии можно считать 1890 г., когда английский археолог Ф. Питри (см. ПИТРИ ФЛИНДЕРС Уильям Мэтью) разработал метод систематизации комплексов керамики, позволявший определять относительную хронологию культурных слоев, вычленяемых при раскопках того или иного поселения. Таким образом, первые подлинно научные раскопки в Палестине начались на рубеже 19-20 вв. Их вели англичане (Питри, Макензи, Макалистер), американцы (Рейснер, Фишер), немцы (Шумахер, Ватцингер), французы (Вогюз, Клермон-Ганно). Свой вклад в исследования Палестины на рубеже веков внесли и русские ученые (Олесницкий, Кондаков (см. КОНДАКОВ Никодим Павлович), Ростовцев (см. РОСТОВЦЕВ Михаил Иванович), архимандрит Антонин (Капустин) (см. АНТОНИН (Капустин))).

В этот период активные раскопки велись не только в Палестине, но и в Двуречье, где работы шли сразу по многим направлениям: были раскопаны Ашшур (см. АШШУР (город)), Ниневия (см. НИНЕВИЯ), Вавилон (см. ВАВИЛОН) и древнейшие шумерские центры (Урук (см. УРУК), Ниппур (см. НИППУР) и др.). На территории Сирии был найден Алалах - город, существовавший с 4 до конца 2 тыс. до н. э.

Первая половина 20 века

В период между двумя мировыми войнами резко расширился хронологический диапазон исследований: началось исследование памятников дописьменных эпох - палеолита, мезолита и неолита. В этот период в Палестине начал работать выдающийся американский археолог В. Олбрайт, который занялся исследованиями малых центров, сформировав тем самым новый, более широкий археологический контекст для анализа библейских источников. В Сирии начались раскопки Рас-Шамры (см. РАС-ШАМРА) - поселения, существовавшего с эпохи неолита, и с середины 2 тыс. до н. э. известного как аморейский центр Угарит (см. УГАРИТ). В Двуречье были открыты халафская (см. ХАЛАФСКАЯ КУЛЬТУРА) и убейдская раннеземледельческие культуры (5-4 тыс. до н. э.).

Израильская школа

Израильская школа археологии начала формироваться еще до создания самого государства Израиль: раскопки проводились еврейскими учеными уже с тех времен, когда Палестина стала территорией английского мандата (Мазар, Авигад, Сукеник, Ядин). После 1948 г. круг израильских археологов расширился (Ави-Иона, Дотан, Ахарони, Каплан, позднее - Бараг, Ронен, Уссишкин, Эпштейн и др.). Археологические раскопки велись практически по всей стране. Удалось проследить этапы развития Сиро-Палестинского региона на протяжении дописьменного периода его истории: от присваивающего хозяйства палеолита и мезолита до раннеземледельческих культур (7-4 тыс. до н.э.) с производящей экономикой.

Вторая половина 20 века

В середине 20 в. на западном побережье Мертвого моря в пещерах Кумрана и Иудейской пустыни были найдены рукописи (см. МЕРТВОГО МОРЯ РУКОПИСИ), датируемые периодом с 3 в. до н. э. вплоть до 8 в. н. э. В северо-западной Сирии итальянская экспедиция открыла город-государство Эблу (см. ЭБЛА) (3 тыс. до н. э.). В 1980-е гг. в Ираке и Сирии начали работать российские ученые (Мунчаев, Мерперт, Бадер), исследовавшие памятники 7-3 тыс. до н. э. Наряду с расширением хронологических и географических рамок археологических исследований, продолжались раскопки таких известных центров, как Иерусалим, Иерихон, Мегиддо, Самария, Лахиш, Асор и др.

Всесторонние исследования

С конца 60-х годов в археологии ближневосточного региона получил развитие мультидисциплинарный подход: помимо полевых археологов и специалистов по стратиграфии и керамике к работам стали привлекаться климатологи, палеоботаники, антропологи и т.д. Эти революционные для археологии нововведения были предложены американской археологической школой, которая в 70-80-х годах приобрела ведущее значение. Американские ученые Девер, Коэн, Сегер, Леви, Шауб и др. осуществили несколько широких мультидисциплинарных проектов в горах Негева, районе Иордана (Баб эд-Дра), Хирбет-Искандере и ряде других мест. Новый подход к исследованиям позволил многократно увеличить количество информации, извлекаемой из археологических памятников. Однако изменения в подходе к исследованиям повлекли за собой переосмысление библейской археологии как таковой: постепенно стало очевидным, что увеличение информации не вело к качественным изменениям в осмыслении накопленного материала. Новые данные, получаемые благодаря мультидисциплинарным исследованиям, по-прежнему позволяли реконструировать типы поселений и особенности быта, но не социальную организацию и, тем более, идеологию и религию древних жителей Палестины.

Переосмысление

Во времена зарождения библейской археологии в середине 19 в. ученые полагали, что взаимная корреляция археологических источников и библейских текстов позволит составить более объективное представление об описываемых в Библии исторических событиях. Проблема соотношения между археологическими данными и библейскими текстами оказалась куда более сложной, чем ее представляли себе позитивистски настроенные ученые, стоявшие у истоков этой дисциплины. Надежды на то, что Библию удастся поставить на твердый археологический фундамент, характерные для археологов старших поколений, уступили место более прагматичному подходу: многочисленные споры о взаимоотношении между Библией и археологией привели к осознанию того, что прямой корреляции между археологическими находками и библейскими текстами по сути не существует. Ученым пришлось признать тот факт, что за полторы сотни лет своего существования библейская археология не смогла доказать историчность многих библейских персонажей и событий, особенно в отношении ранних эпох (например, эпохи патриархов или завоевания Ханаана). Таким образом, на сегодняшний день понятие «библейская археология» постепенно уступает место понятию «Сиро-Палестинская археология». Иными словами, археология данного региона начала утрачивать свой специфический статус, и большинство современных исследователей рассматривает ее как одно из территориальных ответвлений общей археологии.

Тем не менее, как бы ни называть эту ветвь археологии, нельзя не признать, что сами по себе ее достижения весьма значительны.

На землях «плодородного полумесяца

Территория Палестины была населена с незапамятных времен: в местечке Убейдия в 3 км к югу от Тивериадского озера в слоях древнейшего палеолита (около 700 тыс. до н.э.) найдены древнейшие каменные орудия. В среднем палеолите (170-45 тыс. до н.э.) наряду с пещерными уже фиксируются открытые стоянки, а также зачатки погребальных ритуалов. В верхнем палеолите (45-14 тыс. до н. э.) в Сиро-Палестинском регионе складывается т. н. кебаранская культура (20-13 тыс. до н. э.): в ее поселениях появляются первые искусственные жилища, круглые или овальные в плане полуземлянки. Повышается роль растительной пищи, о чем свидетельствуют находки жатвенных ножей, ступ и пестов для растирания зерна. В мезолите кебаранскую культуру сменяет натуфийская (см. НАТУФИЙСКАЯ КУЛЬТУРА) (13-10 тыс. до н. э.), распространившаяся от побережья Средиземного моря на западе до среднего Евфрата на востоке. В рамках этой культуры уже возникают обширные долговременные поселения, а на позднем ее этапе - наземные дома с каменными стенами и тростниковыми крышами. В погребениях заметны первые признаки социального расслоения, но хозяйство по-прежнему остается присваивающим. На этом этапе еще нет ни прирученных животных, ни окультуренных растений. Переход к производящему хозяйству происходит только в эпоху неолита.

Один из древнейших очагов земледелия в истории человечества возник на территории т. н. «плодородного полумесяца» (от северной оконечности пустыни Негев до южной Турции, восточной Месопотамии и долин на юго-западе Ирана). Впечатляющим свидетельством произошедшей здесь неолитической революции - перехода к производящим формам хозяйства - является поселение, открытое под холмом Телль эс-Султан, более известное в позднейшую эпоху под библейским именем Иерихон (см. ИЕРИХОН). Возраст этого города, сохранившегося до настоящего времени на своем изначальном месте, составляет 11 тыс. лет. Раскопки английской исследовательницы К. Кеньон (1952-1958 гг.) открыли здесь каменную стену и башню высотой около 8 м - каменные сооружения, которые на 5 тыс. лет старше египетских пирамид. Аналогичные ранние неолитические поселения (эпохи т. н. докерамического неолита), правда, уступающие прото-Иерихону по масштабам, найдены в различных частях Палестины, Сирии и юго-восточной Турции. Во второй половине 7 тыс. до н. э. прослеживается сильный упадок этих поселений, однако причины его неясны. Преобладающее значение получает освоение речных долин: отдельные крупные центры сменяются массой мелких. В эпоху перехода от раннего, докерамического неолита к следующей стадии, керамическому неолиту (т. е. периоду, характеризующемуся появлением обожженных глиняных сосудов) в Палестине наблюдается культурный регресс.

На раннем этапе керамического неолита (6 тыс. до н. э.) возникают новые центры, среди них - Библ (см. БИБЛ (город)), древнейший порт, игравший в более позднее время важную роль в торговле с Египтом. В Двуречье начинают формироваться крупные земледельческие общности: хассунская, самаррская и, немного позднее, халафская культура.

На рубеже 5-4 тыс. до н. э. начинается активная добыча медной руды. Энеолит (медно-каменный век, эпоха сосуществования медных и каменных орудий) в Палестине датируется примерно 4300-3300 гг. до н.э . Энеолитические поселения найдены в Иудейской пустыне, районе Бер-Шевы, у Голанских высот. Их расположение свидетельствует о том, что в 5-4 тыс. на этих, ныне засушливых, территориях господствовал иной климат. Одним из значительных центров той эпохи является Телейлат-Гхассул - поселение на юго-востоке Иорданской долины. Заслуживают упоминания обнаруженные там фрески, которые не имеют аналогов в искусстве Древнего Востока: на них изображены мифологические существа, боги, животные, ритуальные маски и астральные символы. В эту эпоху в Палестине появляются первые некрополи: прежде захоронения совершались на территории поселений, под полами домов.

В начале бронзового века (конец 4 тыс. до н. э.) в Палестине фиксируются перемещения населения, возможно, вызванные внешним давлением с севера и востока. В это время она начала отставать по уровню развития от ранних госудаств Египта и Двуречья. Засвидетельствованы ее связи с Египтом: в Араде найден фрагмент сосуда с именем египетского фараона Нармера (см. НАРМЕР), палестинская керамика зафиксирована в поселениях нильской дельты. Начинается активное формирование древнейших городов: Асора, Мегиддо (см. МЕГИДДО), Телль эль-Фары, Иерихона, Лахиша, Арада и др. В них появляются оборонительные сооружения. Возрастает плотность населения, налаживаются активные связи с Ливаном, Сирией, Двуречьем и Восточной Анатолией. Встречаются, например, цилиндрические печати с рисунками, характерными для раннединастического периода в Двуречье. Однако в последней трети 3 тыс. до н. э. развитие городов в западной Палестине резко прерывается и возобновляется лишь через три столетия. Наиболее вероятными причинами этого упадка считают внешние воздействия: египетские военные походы или нашествие кочевых аморейских племен (см. АМОРЕИ).

На рубеже 3-2 тыс. до н. э. в Палестину с северо-востока проникают значительные группы семитоязычного населения, благодаря которым городская культура начинает возрождаться и развиваться. Пришлое население было земледельческим, оно создало обширную и долговременную культурную общность, сохранявшуюся в этом регионе более 500 лет. Города были вновь отстроены и укреплены. В них появились крупные дворцовые комплексы. Сформировался тип храмовых сооружений, характерный для всего сиро-палестинского региона: храмы представляли собой монументальные, прямоугольные в плане сооружения со входом в торцевой стене и нишей в стене напротив входа. Большие сдвиги произошли в сфере военного дела: значительно усложнились оборонительные системы, появились колесницы, тараны, бронзовое оружие.

Приход евреев в Палестину

Период 18-16 вв. до н. э. характеризуется массовыми передвижениями кочевых скотоводческих племен, охватившими не только Двуречье и Сиро-Палестинский регион, но даже Египет (вторжение гиксосов (см. ГИКСОСЫ)). С этой эпохой исследователи обычно связывают события, которые легли в основу библейских сказаний о патриархах: перемещение кочевой племенной группы во главе с Авраамом (см. АВРААМ) от Ура (см. УР) к Харрану и далее на территорию Ханаана (см. ХАНААН). Однако любые гипотезы, касающиеся передвижения Авраама, строятся только на анализе повествовательных источников: археологические исследования никоим образом не проливают свет на этот вопрос. Вряд ли следует ожидать, что положение здесь изменится, поскольку с помощью археологии невозможно проследить пути малочисленных групп населения, перемещающихся в родственном для них этническом и культурном окружении.

Серединой 2 тыс. до н. э. датируются надписи, обнаруженные на Синае в Серабит эль-Хадим, и по месту находки получившие название протосинайских. Они представляют собой пиктограммы с небольшим количеством акрофонических знаков (знаки, передающие не изображаемые предметы, а начальные звуки соответствующих слов). Позднее сходные надписи были найдены в Сихеме, Гезере и Лахише, причем некоторые из них оказались даже старше протосинайских. Этот тип письма получил название протоханаанейского. Принято считать, что он послужил основой для финикийского письма (см. ФИНИКИЙСКОЕ ПИСЬМО), а последнее, в свою очередь, оказало влияние на развитие палеоеврейского алфавита. Наряду с протоханаанейской письменностью в Палестине во второй половине 2 тыс. до н.э. зафиксирован еще один своеобразный вид письменности: угаритская алфавитная клинопись (см. УГАРИТСКОЕ ПИСЬМО).

Благодаря раскопкам французской археологической экспедиции под руководством А. Шефера в Угарите (см. УГАРИТ) - древнем портовом городе, расцвет которого пришелся на 17-13 вв. до н. э. - был найден архив, состоявший из табличек, написанных на разных языках (угаритском, шумерском, аккадском, египетском, хеттском, хурритском). Угаритская клинопись оказалась своеобразной модификацией аккадского слогового письма: знаки угаритской клинописи, в отличие от аккадской, были не слоговыми, а алфавитными. Угаритские литературные тексты старше библейских и потому они являются важнейшим источником для изучения генезиса текстов Библии. Сходство между угаритскими текстами и библейской литературой прослеживается на уровне языковой и стилистической общности. Значение угаритских текстов особенно велико оттого, что они по сути являются единственными литературными памятниками древнего Ханаана, ибо литература финикийских городов практически не сохранилась.

Палестина и Египет

В третьей четверти 2 тыс. до н. э. Сиро-Палестинский регион стал испытывать очень сильное давление со стороны Египта: в 15 в. до н. э. большая часть региона попала под египетское владычество, а затем оказалась на пути египетских армий, сражавшихся с хурритами и - позднее, в 13 в. до н. э., - с хеттами. В результате количество крупных городов в Палестине сократилось. Пострадали Иерихон, Хеврон, Дан и ряд других центров, но многие города (Лахиш, Ашдод, Мегиддо, Асор и др.) продолжали существовать на протяжении всего периода египетского господства, а на побережье Средиземного моря благодаря активизировавшейся морской торговле даже появились новые центры.

В 1897 г. в Египте была сделана очень ценная находка: египетские феллахи случайно наткнулись на царский архив (см. АМАРНА), погребенный в песках Телль эль-Амарны (древнеегипетского Ахетатона - столицы Аменхотепа IV-Эхнатона (см. ЭХНАТОН) (1351-1334 гг. до н. э.), содержавший более трехсот клинописных табличек, на которых сохранилась переписка египетских царей (Аменхотепа III (см. АМЕНХОТЕП III) и Эхнатона) с вавилонскими, хеттскими, митаннийскими царями, а также сирийскими и палестинскими вассалами Египта. Эти бесценные документы являются главным источником сведений для реконструкции обстоятельств жизни в Палестине 15-14 вв. до н. э., когда она находилась под контролем египетских царей. Следует отметить, что амарнская переписка еще не знает племенных названий, которые могут быть отнесены к племенам еврейского круга. Названия трех таких племен (Израиль, Моав (см. МОАВ) и Эдом (см. ЭДОМ)) появляются лишь на памятниках XIX - начала XX династии (13-12 вв. до н. э.): Моав упоминается в текстах Рамсеса II (см. РАМСЕС II), Эдом - в рапорте военачальника времен Мернептаха (см. МЕРНЕПТАХ), Израиль - на знаменитой т. н. стеле Израиля также времен Мернептаха. При Рамсесе III вновь встречается упоминание Эдома.

С Египтом связана еще одна любопытная археологическая проблема - проблема локализации библейского города Питом, упоминающегося в Исх. 1:11. Этот город предположительно отждествляют с Телль эль-Масхутой - поселением в восточной части нильской дельты, древнее название которого было Пер-Атум («Дом Атума»). Однако археологических подтверждений этой гипотезы пока не найдено: общепринятая ныне датировка событий Исхода относит их середине 13 в. до н. э., а древнейшие следы пребывания евреев на территории Телль эль-Масхуты, согласно новейшим раскопкам, датируются рубежом 7-6 вв. до н. э.

Израиль и филистимляне

Последняя четверть 2 тыс.до н. э. - это начало железного века, которое в Палестине сопровождалось резкими этническими и культурными переменами: с севера и востока началось вторжение израильских племен, с запада - народов моря. Народ эгейского происхождения получил название филистимлян. Согласно Библии (Иер. 47:4, Ам. 9:7), филистимляне пришли с Кафтора (Крита), однако археологических доказательств этому до сих пор не найдено. Филистимляне завладели четырьмя ханаанейскими городами: Ашкелоном, Ашдодом, Гефом и Газой, пятый город - Екрон - был, по-видимому, ими основан. В 12-11 вв. характерная филистимская керамика зафиксирована на территории всего Ханаана, еще одной характерной особенностью филистимской культуры являются антропоидные керамические саркофаги. Собственный язык филистимлян неизвестен: вскоре после своего появления в Ханаане они усвоили ханаанейский диалект, а все известные филистимские боги имеют семитские имена.

Археологическая картина Исхода

В 12-11 вв. до н.э. в Палестине наблюдаются три сферы влияния: ханаанейская, филистимская и израильская. Археологические данные не позволяют говорить о едином сокрушительном вторжении израильских племен на территорию Ханаана. Ряд городов (Лахиш, Асор, Вефиль) действительно был разрушен, но во ряде случаев археологические данные противоречат библейским свидетельствам (Арад, Иерихон). Вероятно, заселение Ханаана израильтянами происходило постепенно и сопровождалось продолжительной серией войн против отдельных ханаанейских городов. Обнаружено значительное количество небольших израильских поселений, сосуществовавших с ханаанейскими и филистимскими городами. Сведений о культовых центрах крайне мало: в тех местах, где, согласно библейским текстам, должны были находиться алтари или святилища, как правило, ничего не сохранилось. Иногда встречаются памятники, отождествление которых затруднительно.

В целом культура оседлого Ханаана была выше культуры пришедших сюда израильских кочевых племен, и она оказала на них большое влияние. Так, ханаанейские традиции на протяжении описываемого периода сохранялись в керамике и металлообработке, а в городах, занятых израильтянами, господствовали прежние архитектурные каноны. Самостоятельная ветвь ханаанейской культуры в течение долгого времени продолжала существовать на средиземноморском побережье (территория современного Ливана), где она стала называться финикийской (вероятно, «Финикия» - это греческий эквивалент названия «Ханаан»), и сохраняла свой специфический облик вплоть до эпохи эллинизма.

Израильское царство и разделение

Короткий период единого Израильского царства (1000-925 гг. до н.э.) - время правления библейских царей Саула (см. САУЛ), Давида (см. ДАВИД (Иудея)) и Соломона (см. СОЛОМОН (Иудея)) - также слабо представлен археологическими памятниками. В Иерусалиме найдены остатки обводной стены, существовавшей в 10 в. до н. э., однако наиболее интересный памятник - храм Соломона, подробно описанный в 3-й Книге Царств, - для раскопок в настоящее время недоступен, поскольку расположен под мусульманской святыней, т. н. Куполом Скалы. Судя по описанию, храм Соломона имел несомненные прототипы в ханаанейской архитектуре, но по масштабу превышал ее известные образцы. Нет археологических данных и о дворце Соломона. Сооружения времен Соломона сохранились в Мегиддо (см. МЕГИДДО), Асоре и Гезере: там обнаружены монументальные шестикамерные ворота, сооруженные из обтесанных камней (в Гезере - из диких, но облицованных по фасаду) и укрепленные выступающими башнями. Единый тип монументальных сооружений, найденных в разных местах, свидетельствует о централизованном царском строительстве. Искусственные системы водоснабжения, найденные в ряде израильских городов, говорят о высоком развитии инженерного искусства и способности к организации больших масс населения, необходимых для создания подобных сооружений.

В 925 г. до н. э. единое царство распалось на две части: Израиль (Северное царство) со столицей в Самарии и Иудею (Южное царство) со столицей в Иерусалиме. Самария (см. САМАРИЯ) - первый город, основанный израильтянами на новом месте. Здесь обнаружены остатки застройки времен царей Амврия и Ахава, мощные оборонительные стены, а также клад декоративных костяных пластинок финикийского происхождения, возможно, - след построенного Ахавом «дома из слоновой кости» (3 Цар. 22:39).

Активная строительная деятельность велась также в Дане и Вефиле, ставших новыми культовыми центрами Северного царства, а также в Мегиддо, Асоре и Тирзе. В Асоре 9-7 вв. до н. э. насчитывается целых пять строительных фаз, отражающих серию разрушений города в ходе местных войн с Иудеей и внешних завоеваний, закончившихся ассирийским нашествием, три волны которого - в 732, 720 и 701 гг. до н. э. положили конец существованию Израильского царства. Его столица Самария сопротивлялась в течение двух лет, но в 720 г. (нашествие ассирийского царя Саргона II (см. САРГОН II)) город пал и в отдельных местах был разрушен полностью. Зафиксирована даже выемка камней из фундаментов его оборонительных построек. Позднее Самария была восстановлена и превращена в центр ассирийской провинции: археологические слои города, относящиеся ко времени после разгрома, резко отличаются от предшествующих, в них прослеживается сильное ассирийское влияние, свидетельствующее о смене доминирующей культуры. В Мегиддо и Асоре, судя по обилию ассирийской керамики, были размещены гарнизоны завоевателей.

Иудея также подверглась ассирийскому нашествию, но устояла и продолжала существовать как самостоятельное государство еще более столетия. В Иудее среди прочих городов резко выделялся Иерусалим: его площадь более чем в 7 раз превышала площадь Лахиша, второго по величине города Южного царства. В Иерусалиме были возведены новые оборонительные стены и сооружен Силоамский водопроводный туннель - настоящее чудо инженерного искусства той эпохи, - позволявший в любых условиях обеспечивать город водой из источника Гихон. Благодаря этому Иерусалим устоял во время нашествия Синахериба (см. СИНАХЕРИБ) в 701 г. до н. э., в результате которого было окончательно уничтожено Израильское царство и разрушен ряд городов Иудеи, в т. ч. Лахиш. Осада и штурм Лахиша подробно изображены на рельефах дворца Синахериба в Ниневии (см. НИНЕВИЯ). Археологические слои города, соответствующие этому разгрому, очень информативны и сочетаются с библейскими текстами. Здесь была найдена осадная насыпь ассирийцев, большие слои золы и многочисленные наконечники стрел.

Важным поселением Иудеи в 8 в до н. э. был Арад - крепость, защищавшая пути к Красному морю и Эдому. Здесь было найдено множество остраконов, большую часть которых составляют письма из архива военачальника, командовавшего крепостью. Эти остраконы представляют собой самую большую и информативную группу письменных источников, освещающих конец эпохи Первого храма.

Плен и эпоха Второго храма

Иудейское царство пало в 586 г. до н. э. под ударами вавилонского царя Навуходоносора (см. НАВУХОДОНОСОР II). Вавилонское вторжение в Иудею, как и более раннее ассирийское вторжение, уничтожившее Израиль, шло несколькими волнами: в ходе первого и второго вторжений 598 и 588 гг. до н. э. дважды был разгромлен многострадальный Лахиш. После этого он уже не возрождался как значительный центр. В 588 г. началась осада Иерусалима, длившаяся 18 месяцев. В конце осады произошел обвал системы террас, опиравшихся на нижние стены города. Обрушившиеся камни были впоследствии частично использованы при сооружении новых стен. В результате этой военной кампании Навуходоносора значительная часть населения Иудеи была переселена на территорию Вавилонской империи.

Вавилон (см. ВАВИЛОН) времен Навуходоносора в течение 18 лет (1899-1917 гг.) изучала немецкая экспедиция под руководством Р. Кольдевея (см. КОЛЬДЕВЕЙ Роберт). Здесь был найден фундамент зиккурата Этеменанки, послужившего прообразом библейской вавилонской башни (см. ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ), храмы Мардука, Иштар, Набу, Нинурты и др. вавилонских богов, Дорога Процессий, знаменитые ворота Иштар, остатки моста через Евфрат, царские дворцы и множество жилых домов, представлявших собой комплексы помещений, возводившиеся вокруг внутреннего двора. Древние слои этого знаменитого города, многократно упоминающегося в Библии, оказались недоступны для археологических раскопок из-за высокого уровня грунтовых вод.

В результате вавилонского вторжения и пленения значительной части населения Иудеи последовательное развитие еврейской культуры было пресечено, хотя вавилонское пленение длилось всего несколько десятилетий - до 539 г. до н. э., когда основатель Персидской империи Кир Великий (см. КИР II Великий) сокрушил Вавилон и разрешил евреям вернуться на родину. После возвращения изгнанников храм был восстановлен, а оборонительные стены Иерусалима заново отстроены. Все эти события относятся ко времени последних пророков Ветхого Завета. Период Второго храма представляет собой уже новую эпоху и с исторической, и с археологической точки зрения.

Полезные сервисы

библейская смоковница

Синонимы к слову библейская смоковница

сущ., кол-во синонимов: 2

сикомор, сикомора

Полезные сервисы

библейские общества

Энциклопедический словарь

Библе́йские о́бщества - возникли в XVIII в. среди протестантов для издания и распространения Библии на национальных языках. Первое библейское общество создано немецкими пиетистами в Галле (1710). Широкий международный размах получила деятельность «Британского и иностранного библейского общества» (основано в 1804), по образцу которого были организованы библейские общества в различных европейских странах, а также Американское библейское общество (1816). С 1946 существует Всемирный союз библейских обществ (центр - в Лондоне). В 1813 было создано Петербургское (с 1814 Российское) библейское общество (закрыто в 1826), до 1917 существовали Евангелическое библейское общество (с 1831) и Общество для распространения Священного Писания в России (с 1869).

Гуманитарный словарь

БИБЛЕ́ЙСКИЕ О́БЩЕСТВА - добровольные учреждения, поставившие целью возможно б. широкое распространение библ. текстов среди народов всего мира на их родных яз. Первые Б. О. появились в кон. 17 в. в Англии. Затем Б. О. стали возникать и в др. странах Европы - в Германии, Австрии, Нидерландах, Франции, Дании, Исландии, а также Америке, Индии и др. Большое влияние на деятельность многих Б. О. Европы, Америки и Азии оказало "Британское и Иностранное Б. О.", оформившееся в 1804 в Лондоне, целью к-рого со времени основания было стремление объединить деятельность существовавших Б. О. 6 дек. 1812 было открыто Рус. отделение "Британского и Иностранного Б. О.". Первонач. задачей этого Б. О. было изд. "Кн. Ветхого и Нового Завета на иностранных языках для обитателей Российской Империи иностранных исповеданий". Ими. Александр I принял звание члена Б. О. и пожертвовал на его нужды 25 тыс. рублей. В 1814 петерб. отделение "Британского и Иностранного Б. О." (имевшее к этому времени 6 отделений в России) получило наименование Б. О., а отделения в других городах империи получили право называться по названию городов, в к-рых находились. С этого времени в Рос. Б. О. стали вступать и рус. православные иерархи, наряду с к-рыми членами Б. О. состояли иерархи католич., армянской, лютеранской и униатской церквей, а также высокопоставл. светские лица. През. Рос. Б. О. избран обер-прокурор Св. Синода, близкий в тот период к царю, князь А. Н. Голицын. Деятельность Рос. Б. О. ознаменовалась выходом в 1816 нового изд. славянской Библии и (отдельно) Нового Завета. Одноврем. с этим делались переводы текстов Библии на яз. народов, населявших империю, - чуваш., мордов., калмыц., карел., татар, и др. Издавались брошюры о деятельности Б. О., годичные отчеты Б. О., ежемесячные известия. В 1819 Рос. Б. О. было издано на рус. яз. Четвероевангелие, в 1822 - все другие книги Нового Завета, а также Псалтирь. В 1825 отпечатан рус. перевод Пятикнижия Моисея (Торы), кн. Иисуса Навина, Судей, Руфь. Однако выпуск в свет ветхозаветных кн. в рус. переводе был приостановлен, а само Рос. Б. О. по указу имп. Николая I от 12 апр. 1826 закрыто. Одна из основных причин этого заключалась, видимо, в том, что Рус. Православная Церковь не имела в нем господствующего значения, а "цель Об-ва как будто выше интересов одной собственно рус. церкви". Закрытию Рос. Б. О. "помогло" и низвержение в 1824 князя А. Н. Голицына, к-рое произошло как в результате недовольства его политикой в качестве министра духовных дел и нар. просвещения со стороны православных "князей церкви", так и позиции А. А. Аракчеева и архимандрита Фотия, имевших в тот момент огромное влияние на царя и стремившихся "отодвинуть в тень" бывшего царского любимца. Позиции "Британского и Иностранного Б. О." в России после этого были в значит. степени поколеблены. В дальнейшем Б. О. возобновило свою деятельность в империи при посредстве спец. агентов, имея собств. склады в 10 рус. городах и возможность для широкого распространения книг. Деятельность Б. О. в России была прервана революцией 1917 г.

Возникшее в июне 1863 "Об-во для распространения Священного Писания в России" в целом продолжало традиции Рос. Б. О. в деле издания и распространения Библии на рус. языке, являясь при этом (по существу устава) православным об-вом. Деятельность этого об-ва была завершена в 1917.

В протестантских общинах России традиции Рос. Б. О. продолжало "Евангелическое Б. О. в России", появившееся весной 1831 и активно занимавшееся распространением Библии среди протестантов Рос. империи до революции 1917 г. Во главе "Евангелического Б. О. в России" стоял през., назначаемый императором, и центральный комитет, в к-рый входило от 6 до 12 дир., казначей и секретарь. Средствами служили добровольные пожертвования членов об-ва.

В настоящее время в России действует отделение "Объедин. Библейских обществ" (UBS) со штаб-квартирой в Москве.

Словарь иностранных слов

Общества, ставящие себе целью распространять священное писание на всех языках, без всяких прибавлений и пояснений.

Полезные сервисы

библейский

Толковый словарь

прил.

1. Относящийся к Библии, связанный с нею.

2. Свойственный Библии, характерный для неё.

3. Входящий в состав Библии.

4. Упоминаемый в Библии.

Толковый словарь Ушакова

БИБЛЕ́ЙСКИЙ, библейская, библейское. прил. к библия. Библейский текст. Библейская легенда.

Толковый словарь Ожегова

БИ́БЛИЯ, -и, ж. (Б прописное). Канонизированное собрание священных книг иудейской и христианской религий. Дохристианская часть Библии (Ветхий Завет). Христианская часть Библии (Новый Завет).

Энциклопедический словарь

БИБЛЕ́ЙСКИЙ -ая, -ое.

1. к Би́блия. Б. текст. Б-ое сказание. Б-ая мудрость. Б-ие мотивы в поэзии, живописи.

2. Подобный тому, о котором повествуется в Библии. Б-ое лицо. Б-ая тишина.

Библе́йски, нареч. Б. мудрое изречение.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к библия.

Библейский текст. Библейское сказание.

||

Такой, о каком повествуется в библии.

Когда же родился Савва, она совершенно забыла и обо мне, и о Нине, душою и сердцем уйдя в него, со всей библейской страстной любовью к первому сыну. В. Андреев, Детство.

Орфографический словарь

библе́йский

Словарь ударений

библе́йский (к Би́блия)

Формы слов для слова библейский

библе́йский, библе́йская, библе́йское, библе́йские, библе́йского, библе́йской, библе́йских, библе́йскому, библе́йским, библе́йскую, библе́йскою, библе́йскими, библе́йском, библе́йск, библе́йска, библе́йско, библе́йски

Синонимы к слову библейский

прил., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

библе́й/ск/ий.

Грамматический словарь

библе́йский п 3a✕~

Словарь иностранных слов

Относящийся к Библии.

Полезные сервисы

библейско-исторический

Слитно. Раздельно. Через дефис

библе/йско-истори/ческий

Полезные сервисы

библейско-славянский

Слитно. Раздельно. Через дефис

библе/йско-славя/нский

Полезные сервисы

библейско-христианский

Слитно. Раздельно. Через дефис

библе/йско-христиа/нский

Полезные сервисы

библейское

Сканворды для слова библейское

- Поэма армянского поэта Ованеса Шираза.

Полезные сервисы

библида

Синонимы к слову библида

сущ., кол-во синонимов: 1

Сканворды для слова библида

- Картина Вильяма Адольфа Бугро.

- Персонаж древнегреческой мифологии, основательница города Мелос.

Полезные сервисы

библио

Орфографический словарь

библио... - первая часть сложных слов, пишется слитно

Полезные сервисы

библио.

Слитно. Раздельно. Через дефис

библио... (греч. книга) - первая часть сложных слов, пишется слитно

Полезные сервисы

библио..

Толковый словарь

Начальная часть сложных слов греческого происхождения, вносящая значения сл.: книга, книжный (библиогра́фия, библиоте́ка, библиотекове́дение и т.п.).

Толковый словарь Ожегова

БИБЛИО... Первая часть сложных слов со знач. относящийся к книгам, напр. библиомания, библиофильство, библиофильский.

Популярный словарь

Библио...

Соответствует по значению слову книга: библиография, библиофил.

Этимология:

От греческого biblion ‘книга’.

Культура речи:

Пишется всегда слитно с последующей частью слова и не имеет на себе ударения: библиома́ния, библиоте́ка.

Новый словарь иностранных слов

библио...

((гр. biblion книга) первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову книга , напр.: библиофил, библиография.

Полезные сервисы

библиобус

Словарь ударений

библио́бус

Синонимы к слову библиобус

сущ., кол-во синонимов: 1

автобус

Сканворды для слова библиобус

- Библиотека-автомобиль.

Полезные сервисы

библиогнозия

Орфографический словарь

библиогно́зия, -и

Словарь иностранных слов

БИБЛИОГНОЗИЯ (греч., от biblion - книга, и gnosis - знание). Руководство к познанию книг.

Полезные сервисы

библиогност

Синонимы к слову библиогност

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь иностранных слов

БИБЛИОГНОСТ (этим. см. пред. сл.). Знаток книг.

Полезные сервисы

библиогностический

Словарь галлицизмов русского языка

БИБЛИОГНОСТИЧЕСКИЙ ая, ое. bibliognostique adj., гр. знание Отн. к книговедению. Рукописей .. библиографических и библиогностических печатных на разных языках 6905. Ант. Зап. 167. кон. 18 в.

Полезные сервисы

библиограф

Толковый словарь

м.

Специалист в области библиографии [библиография 1.].

Толковый словарь Ушакова

БИБЛИО́ГРАФ, библиографа, муж. Ученый - специалист по библиографии.

|| Служащий, выполняющий библиографические работы.

Толковый словарь Ожегова

БИБЛИО́ГРАФ, -а, муж. Специалист по библиографии.

Словарь существительных

БИБЛИО́ГРАФ, -а, м

Специалист по библиографии. …

Еще во многих наших книжных лавочках всякая книга, в пергаментном переплете и с латинским заглавием, имеет право называться медицинскою; и потому можете судить сами, какое в них раздолье для библиографа… (В. Одоевский).

Энциклопедический словарь

БИБЛИО́ГРАФ -а; м. Специалист по библиографии (1 зн.).

Академический словарь

-а, м.

Специалист по библиографии (в 1 и 2 знач.).

Орфографический словарь

библио́граф, -а

Словарь ударений

библио́граф

Формы слов для слова библиограф

библио́граф, библио́графы, библио́графа, библио́графов, библио́графу, библио́графам, библио́графом, библио́графами, библио́графе, библио́графах

Синонимы к слову библиограф

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

библи/о́/граф/.

Грамматический словарь

библио́граф мо 1a

Словарь галлицизмов русского языка

БИБЛИОГРАФ а, м. bibliographe m. Человек, имеющий специальные познания в области библиографии. Сл. 18. По обязанности Библиографа Общества, я написал короткое известие, а не диссертацию и не критику (как думает Возражатель) о заседании. Соревнователь 1821 5 209. Признаюсь - я на себя очень сердит и утешаюсь только тем, что не превозносил, как некоторые библиографы, сего произведения спекуляции <книгу г-на Фимистри>. ОЗ 1825 60 290-293. Он <Евгений Корш> всезнающий библиограф. Он быстро читает книги, едва книга вышла, он уже толкует ее достоинства, как будто прочел. 1878. Забелин Дн. 117. Мы очень хорошо понимаем, что удача или неудача библиографа в сообщении читателям интересных сведений весьма часто не зависит от его воли. Доброл. Лит. критика. Иногда я прихожу в библиотеку со странным чувством бесцельности. Перебираю и задвигаю ящички, и недовольно косится на меня библиограф. И. Дедков Как трудно. // НМ 1996 4 179. Он и новый наш библиограф (они ровесники) угрожают нам тем, что упразднят нас за старостью лет. Потанин 1 110.

- Лекс. Ян. 1803: библиограф; Соколов 1934: библиогра/ф; САН 1891: библио/граф и библиогра/ф; Уш. 1935: библио/граф; Сл. 18: библиограф 1798.

Словарь иностранных слов

БИБЛИОГРАФ (этим. см. предыд. сл.). Занимающийся описанием книг.

Сканворды для слова библиограф

- Книговед.

- Специалист в области обзора литературы.

- Русский литературный журнал.

Полезные сервисы

библиографировавший

Синонимы к слову библиографировавший

прил., кол-во синонимов: 3

Полезные сервисы

библиографировавшийся

Синонимы к слову библиографировавшийся

прил., кол-во синонимов: 3

Полезные сервисы

библиографирование

Толковый словарь

ср.

1. процесс действия по гл. библиографировать

2. Результат такого действия.

Орфографический словарь

библиографи́рование, -я

Синонимы к слову библиографирование

Морфемно-орфографический словарь

библи/о́/граф/и́р/ова/ни/е [й/э].

Сканворды для слова библиографирование

- Описание и систематизация произведений печати и письменности.

Полезные сервисы

библиографированный

Орфографический словарь

библиографи́рованный; кратк. форма -ан, -ана

Синонимы к слову библиографированный

прил., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

библиографировать

Толковый словарь

несов. перех.

1. Описывать печатное издание.

2. Составлять библиографию [библиография 1.].

Энциклопедический словарь

БИБЛИОГРАФИ́РОВАТЬ -рую, -руешь; св. и нсв. что. Описать - описывать какое-л. печатное издание; составить - составлять библиографию. Б. новые книги, журнальные статьи.

Орфографический словарь

библиографи́ровать, -рую, -рует

Словарь ударений

библиографи́ровать, -фи́рую, -фи́руешь

Морфемно-орфографический словарь

библи/о/граф/и́р/ова/ть.

Словарь галлицизмов русского языка

БИБЛИОГРАФИРОВАТЬ bibliographier? Описывать книгу, издание; составлять библиографию. БАС-2. По возможности составитель каждый раз стремится расширить контекст, библиографировать цитату. Богатова 1984 185. Особенность газеты 18 в. связана с отсутствием в ней озаглавленных и подписанных статей, которые можно библиографировать по заголовкам и фамилиям авторов. Газета Спб. ведомости. 1741-1745. // Указатели 1991 4. Показательно. что сам < А. А.> Титов их <публикации> старательно библиографировал. НЛО 2002 3 397. Библиографирование я, ср. НЛО 2002 3 397. - Лекс. БАС 1948: библиографи/ровать, библиографи/рование.

Полезные сервисы

библиографироваться

Орфографический словарь

библиографи́роваться, -руется

Полезные сервисы

библиографируемый

Синонимы к слову библиографируемый

прил., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

библиографирующий

Синонимы к слову библиографирующий

прил., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

библиографирующийся

Синонимы к слову библиографирующийся

прил., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

библиографическая карточка

Синонимы к слову библиографическая карточка

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

библиографическая новость

Словарь иностранных слов

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ НОВОСТЬ - книжная новость.

Полезные сервисы

библиографическая редкость

Словарь иностранных слов

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ РЕДКОСТЬ - редкая книга.

Полезные сервисы

библиографические общества

Гуманитарный словарь

БИБЛИОГРАФИ́ЧЕСКИЕ О́БЩЕСТВА - научно-проф. об-ва библиографов и книговедов. Первым возник Моск. библиогр. кружок (1890), преобразов. далее в Русское библиогр. об-во (1900-30). Членами кружка и об-ва издавались ж. "Книговедение" (1894-96) и "Библиогр. изв." (1913-27, 1929). Петерб. рус. библиологич. об-во (1899-1930) сочетало интерес к библиографии с углубл. изучением книговедения и библиотековедения. В деятельности Б. О. активно участвовали А. Д. Торопов, Н. В. Здобнов, С. А. Венгеров, М. Н. Куфаев, Н. М. Лисовский и др.

Полезные сервисы

библиографический

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. библиография, связанный с ним

2. Свойственный библиографии, характерный для неё.

Толковый словарь Ушакова

БИБЛИОГРАФИ́ЧЕСКИЙ, библиографическая, библиографическое. прил. к библиография. Библиографический указатель. Библиографический кабинет.

Толковый словарь Ожегова

БИБЛИОГРА́ФИЯ, -и, ж.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к библиография.

Библиографический указатель. Библиографический отдел журнала.

библиографическая редкость

о редкой книге, редком издании.

Орфографический словарь

библиографи́ческий

Формы слов для слова библиографический

библиографи́ческий, библиографи́ческая, библиографи́ческое, библиографи́ческие, библиографи́ческого, библиографи́ческой, библиографи́ческих, библиографи́ческому, библиографи́ческим, библиографи́ческую, библиографи́ческою, библиографи́ческими, библиографи́ческом, библиографи́ческ, библиографи́ческа, библиографи́ческо, библиографи́чески

Синонимы к слову библиографический

прил., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы