начались военные действия => действие, субъект, начало
начать военные действия => действие, начало
прекратить военные действия => действие, прерывание
Вое́нные гимна́зии - общеобразовательные закрытые средние учебные заведения для детей имущих классов в России. Созданы в 1863 на базе кадетских корпусов (6 классов, с 1873 - 7). Общеобразовательная программа близка к курсу реальных училищ. В 1880 было около 30 военных гимназий и прогимназий. В 1882 вновь преобразованы в кадетские корпуса.
* * *
ВОЕННЫЕ ГИМНАЗИИ - ВОЕ́ННЫЕ ГИМНА́ЗИИ, общеобразовательные закрытые средние учебные заведения для детей имущих классов в России. Созданы в 1863 на базе кадетских корпусов (6 классов, с 1873 - 7). Общеобразовательная программа близка к курсу реальных училищ. В 1880 было ок. 30 военных гимназий и прогимназий. В 1882 вновь преобразованы в кадетские корпуса.
ВОЕННЫЕ ГИМНАЗИИ - общеобразовательные закрытые средние учебные заведения для детей имущих классов в России. Созданы в 1863 на базе кадетских корпусов (6 классов, с 1873 - 7). Общеобразовательная программа близка к курсу реальных училищ. В 1880 было ок. 30 военных гимназий и прогимназий. В 1882 вновь преобразованы в кадетские корпуса.
↑ военный
боевые действия.
театр военных действий.
кампания (зимняя #).
передовая. передовые (вести с передовых).
тыл (глубокий #). тылы. тыловой.
тыловик.
ратный труд.
Вое́нные де́ньги - бумажные деньги, выпускаемые как обязательное средство обращения и платежа военными властями государства (коалиции государств) на территории оккупированной страны.
* * *
ВОЕННЫЕ ДЕНЬГИ - ВОЕ́ННЫЕ ДЕ́НЬГИ, бумажные деньги, выпускаемые как обязательное средство обращения и платежа военными властями государства (коалиции государств) на территории оккупированной страны.
ВОЕННЫЕ деньги - бумажные деньги, выпускаемые как обязательное средство обращения и платежа военными властями государства (коалиции государств) на территории оккупированной страны.
ВОЕ́ННЫЕ ДЕ́НЬГИ - ден. знаки, выпускаемые в воен. время гос-вом на оккупированной терр. для финансирования своих воен. и оккупац. расходов (ост-рубли, оккупац. марки гитлеровского рейха и др.).
"ВОЕННЫЕ ДРУЗЬЯ" - тайное революционное общество в Литовском отдельном корпусе в 1825. Связано с декабристами и Польским патриотическим обществом. Руководители - К. Г. Игельстром, М. И. Рукевич, А. И. Вегелин. В декабре 1825 пытались сорвать присягу Николаю I. В 1827 военный суд в Белостоке приговорил 13 человек к смертной казни, замененной различными сроками каторги.
Вое́нные комисса́ры - 1) представители Компартии и советской власти в частях (на кораблях), учреждениях, соединениях Вооруженных сил в период (с перерывами) 1918-1942. 2) Руководители органов местного военного управления в Российской Федерации.
* * *
ВОЕННЫЕ КОМИССАРЫ - ВОЕ́ННЫЕ КОМИССА́РЫ,
1) представители Компартии и советской власти в частях (на кораблях), учреждениях, соединениях Вооруженных Сил в период (с перерывами) 1918-42.
2) Руководители органов местного военного управления в Российской Федерации.
ВОЕННЫЕ КОМИССАРЫ - 1) представители Компартии и советской власти в частях (на кораблях), учреждениях, соединениях Вооруженных Сил в период (с перерывами) 1918-42.
2) Руководители органов местного военного управления в Российской Федерации.
↑ военный
броня.
бронетанковый (# войска).
бронемашина.
танк - боевая гусеничная бронированная машина.
танкетка.
противотанковый.
броневик. бронеавтомобиль. бронетранспортер.
бронепоезд.
история: гуляй - город.
Вое́нные поселе́ния - особая организация войск в Российской империи в 1810-1857 с целью уменьшения военных расходов. Введены на казённых землях Петербургской, Новгородской, Могилёвской, Херсонской и других губерний. С 1817 главный начальник А. А. Аракчеев. Жители военных поселений совмещали военную службу с занятиями сельским хозяйством, их дети записывались в кантонисты. Муштра, жестокий режим, строгая регламентация жизни вызывали восстания: Чугуевское 1819, Новгородское 1831 и др.
* * *
ВОЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ - ВОЕ́ННЫЕ ПОСЕЛЕ́НИЯ - особая организация войск в Российской империи (см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ) в 1810-1857 годах. С целью сокращения военных расходов военные поселенцы совмещали военную службу с занятием сельским хозяйством. Военные поселения были введены Александром I Павловичем для создания резерва обученных войск без увеличения расходов на армию.
Первое военное поселение было организовано в 1810 году А.А. Аракчеевым (см. АРАКЧЕЕВ Алексей Андреевич) в Климовичском уезде Могилевской губернии. С 1816 года устройство военных поселений развернулось в широких масштабах. В 1817 году А.А. Аракчеев стал официальным начальником военных поселений. К 1825 году военные поселения были созданы в Петербургской, Новгородской (по реке Волхов и близ Старой Руссы), Могилевской, Слободско-Украинской, Херсонской, Екатеринославской губерниях. Военные поселения составляли от трети до четверти всей армии. Поселенцы формировались из солдат, прослуживших не менее 6 лет в армии и женатых, и из местных жителей - мужчин (главным образом крестьян) в возрасте от 18 до 45 лет. Те и другие именовались поселянами-хозяевами. Остальные местные жители того же возраста, не вошедшие в состав войска, но годные к службе, зачислялись в помощники хозяев и входили в резервные воинские подразделения. Дети военных поселенцев с семилетнего возраста зачислялись в кантонисты, а с 18 лет переводились в воинские части. С 45 лет поселенцы уходили в отставку, но несли службу в госпиталях и по хозяйству. Каждое военное поселение состояло из 60 домов-связей, в которых располагалась рота из 228 человек. В каждом доме помещалось четыре хозяина с нераздельным хозяйством. Жизнь военных поселений строго регламентировалась, круглый год крестьяне проходили военное обучение, земледельческие работы производились несвоевременно, телесные наказания были обычным явлением.
Военные поселения создавались на казенных землях, что вызывало сопротивление казенных крестьян (см. КАЗЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ). В 1817 году выступления крестьян охватили Холынскую и Высоцкую волости Новгородской губернии, в 1817-1818 годах вспыхнули волнения в Бугском войске. В июне 1819 года началось восстание Чугуевского полка (центр Слободско-Украинских военных поселений), в августе оно распространилось на округ Таганрогского полка. Восставшие требовали вернуть их в прежнее состояние, захватывали отрезанные у них земли, избивали и изгоняли начальников. Расправой над восставшими руководил лично Аракчеев: из более 2 тысяч человек арестованных 313 были преданы военному суду. Из 275 человек (по другим данным - из 204), приговоренных к наказанию шпицрутенами по 12 тысяч ударов каждому, 25 человек умерли; остальных сослали в Оренбургский корпус.
В июле 1831 года в военном поселении близ Старой Руссы (см. СТАРАЯ РУССА) произошло одно из самых крупных солдатских выступлений в первой половине 19 века. Поводом послужила холерная эпидемия, вызвавшая ряд «холерных бунтов». Город Старая Русса перешел в руки восставших, устроивших на площади суд и казнивших начальников. Восстание распространилось на большинство военных поселений Новгородской губернии. Батальон, посланный на усмирение, перешел на сторону восставших. Расправа была жестокой: третью часть жителей деревень, участвовавших в восстании, прогнали сквозь строй и сослали в Сибирь, многих отправили в Кронштадтскую крепость на каторжные работы. В 1831 году многие военные поселений переименовали в округа пахотных солдат, что привело к фактической ликвидации большинства военных поселений. В 1857 году все военные поселения и округа пахотных солдат были упразднены.
ВОЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ - особая организация войск в Российской империи в 1810-57 с целью уменьшения военных расходов. Совмещали военную службу с занятием сельским хозяйством. Введены на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской, Херсонской и других губерний. С 1817 главный начальник А. А. Аракчеев. Муштра, жестокий режим, строгая регламентация жизни вызывали восстания: Чугуевское 1819, Новгородское 1831 и др.
Военные преступления
(war crimes), опред. действия во время войны, нарушающие установленные правила, утвержденные Гаагскими и Женевскими конвенциями. В большинстве об-в убийство военнопленных, их пытки и порабощение, захват заложников, депортация и убийство гражд. лиц считаются В.п. На отношение к В.п. в 20 в. оказали влияние Нюрнбергский и Токийский судебные процессы 1945-46 гг. над герм, и яп. воен. преступниками. На этих процессах было заявлено, что выполнение приказов вышестоящих структур не снимает с отд. лица ответственности за свои действия. Во время вьетн. войны (1964-75) амер. солдаты были обвинены в убийстве мирных граждан, а захват заложников из числа пленных и плохое обращение с ними во время оккупации Кувейта Ираком (1990-91) также привели к требованиям наказать виновных в В.п.
Вое́нные престу́пники - организаторы, подстрекатели, руководители, исполнители и соучастники военных преступлений, преступлений против мира и человечности. Виды и составы этих преступлений и меры наказания определены в уставах Международных военных трибуналов. Индивидуальная уголовная ответственность военных преступников устанавливается рядом международных договоров и соглашений, а за некоторые виды военных преступлений - национальным уголовным законодательством. К военным преступникам не применяются никакие сроки давности, им не предоставляется право убежища. Военные преступники подлежат выдаче.
* * *
ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПНИКИ - ВОЕ́ННЫЕ ПРЕСТУ́ПНИКИ, организаторы, подстрекатели, руководители, исполнители и соучастники военных преступлений, преступлений против мира и человечности. Виды и составы этих преступлений и меры наказания определены в уставах Международных военных трибуналов (см. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННЫЙ ТРИБУНАЛ). Индивидуальная уголовная ответственность военных преступников устанавливается рядом международных договоров и соглашений, а за некоторые виды военных преступлений - национальным уголовным законодательством. К военным преступникам не применяются никакие сроки давности, им не предоставляется право убежища. Военные преступники подлежат выдаче.
ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПНИКИ - организаторы, подстрекатели, руководители, исполнители и соучастники военных преступлений, преступлений против мира и человечности. Виды и составы этих преступлений и меры наказания определены в уставах Международных военных трибуналов. Индивидуальная уголовная ответственность военных преступников устанавливается рядом международных договоров и соглашений, а за некоторые виды военных преступлений - национальным уголовным законодательством. К военным преступникам не применяются никакие сроки давности, им не предоставляется право убежища. Военные преступники подлежат выдаче.
ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПНИКИ, лица, виновные в преступлениях против мира и человечности (иногда называются военные преступления), в нарушении норм права вооруженных конфликтов (ранее назывались законы и обычаи войны). Принципы ответственности военных преступников были установлены в 1945 уставами Международных военных трибуналов, образованных для суда над немецкими военными преступниками 2-й мировой войны. К военным преступникам не применяются сроки давности привлечения к ответственности. Смотри также Нюрнбергский процесс.
Военные расходы
(military expenditure), та часть гос. бюджета, к-рая направлена на разработку в области развития вооружений и приобретение воен. оборудования, а также на содержание вооруженных сил. Тонка вооружений последних лет, а также увеличение технолог, сложности большинства совр. воен. оборудования привели к быстрому росту В.р.; напр., в США в 1989 г. они составили ок. 300 млрд. долл. Увеличение В.р. и соответственно уменьшение финансирования сферы социальных услуг может привести к серьезным эконом, последствиям, как это было в Советском Союзе в 1980 и 1990 гг., поэтому вопрос о сокр. или расширении В.р. всегда вызывает острые дискуссии. После окончания холодной войны и краха коммунизма в странах Вост. Европы сверхдержавы начали сокр. В.р., что не нашло поддержки у заинтересованных групп, напр., у военно-промышленного комплекса. С др. стороны, в развивающихся странах существует тенденция к росту В.р. Эти страны тратят на вооружение в 2-3 раза больше ср-в, чем на образование или здравоохранение. ООН оценивает В.р. развивающихся стран почти в 200 млрд. долл., в связи с чем неоднократно обращалась к междунар. орг-циям, оказывающим содействие развивающимся странам, с просьбой воздействовать на эти страны, чтобы они ограничили В.р. и торговлю оружием.
ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1810-12 - проводились в российской армии под руководством военного министра генерала М. Б. Барклая-де-Толли в связи с подготовкой к предстоящей войне с наполеоновской Францией. Основное содержание: увеличение численности армии; введение корпусной организации; реорганизация Военного министерства; составление "Учреждения для управления Большой действующей армией" 1812 (1-е положение о полевом управлении войск); образование войсковых штабов.
-----------------------------------
ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1905-12 - проведены в российской армии после поражения в русско-японской войне. Основное содержание: сокращение срока службы; омоложение офицерского состава; улучшение мобилизационных возможностей армии; новые уставы.
Вое́нные рефо́рмы 1810-1812 - проводились в русской армии под руководством военного министра генерала М. Б. Барклая-де-Толли в связи с подготовкой к предстоящей войне с наполеоновской Францией. Основное содержание: увеличение численности армии; введение корпусной организации; реорганизация Военного министерства; составление «Учреждения для управления Большой действующей армией» 1812 (первое Положение о полевом управлении войск); образование войсковых штабов.
ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1810-1812 годов - ВОЕ́ННЫЕ РЕФО́РМЫ 1810-1812 годов - преобразования в русской армии под руководством военного министра генерала М.Б. Барклая-де-Толли (см. БАРКЛАЙ-ДЕ-ТОЛЛИ Михаил Богданович) в связи с подготовкой к предстоящей войне с наполеоновской Францией. Основное содержанием реформ стало увеличение численности армии; введение корпусной организации; реорганизация Военного министерства; составление «Учреждения для управления Большой действующей армией» 1812 года (первое положение о полевом управлении войск); образование войсковых штабов.
Вое́нные рефо́рмы 1860-1870-х гг. - в России. Проводились под руководством военного министра Д. А. Милютина. Основное содержание: замена рекрутской повинности всесословной воинской повинностью (1874) и создание массовой армии; вооружение армии новым нарезным оружием; создание военных округов; улучшение боевой подготовки войск (новые уставы) и подготовки офицеров (военные гимназии, военные и юнкерские училища).
ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1860-1870-х годов - ВОЕ́ННЫЕ РЕФО́РМЫ 1860-1870-х годов в Российской империи (см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ) - составная часть Великих реформ, связанных с отменой крепостного права, преобразования в области организации военного дела под руководством военного министра Д.А. Милютина. Реформы коснулись всех сторон организации вооруженных сил: замена рекрутской повинности всесословной воинской повинностью (1874); создание массовой армии; вооружение армии новым нарезным оружием; создание военных округов; улучшение боевой подготовки войск (новые уставы) и подготовки офицеров (военные гимназии, военные и юнкерские училища).
Необходимость реформы русской армии выявилась в ходе Крымской войны (см. КРЫМСКАЯ ВОЙНА) (1853-1856), когда стало очевидным отставание от западноевропейских стран в области военной техники и организации войск. Общая программа военных преобразований была составлена в течение двух месяцев и 15 января 1862 года представлена императору Александру II Николаевичу. Главная задача этой программы заключалась в создании массовой армии европейского типа, что означало сокращение численности войск в мирное время. Хотя сразу поставить вопрос об отказе от рекрутской системы Д.А. Милютин не решился, конечной целью реформ был переход к всесословной воинской повинности. Военные реформы проводились постепенно, в течение более чем 10 лет.
Одну из основных задач военной реформы Д.А. Милютин (см. МИЛЮТИН Дмитрий Алексеевич) видел в сокращении армии в мирное время при значительном увеличении ее в военное за счет создания обученного запаса. Сокращение состава армии с 1132 тысяч человек (1864) до 742 тысяч (1867) позволило увеличить обученный запас к 1870 году до 553 тысяч человек. В 1862-1864 годах был осуществлен переход на военно-окружную систему: территория России разделена на 15 военных округов, каждый из которых являлся одновременно органом строевого управления войск и военно-административного устройства. Местные военные органы фактически создавались заново, ранее их не существовало в большинстве регионов, особенно внутри империи. Во главе округа стоял командующий войсками. Военно-окружная реформа дала возможность ликвидировать чрезмерную централизацию отдельных отраслей управления, сосредоточив в министерстве лишь общее руководство. В 1868 было реорганизовано Военное министерство, упразднены дублирующие структуры, аппарат министерства сокращен почти на тысячу человек, расширены полномочия военного министра, которому стали подчиняться все отрасли военного управления.
В соответствии с реорганизацией центрального военного управления и созданием военных округов, было принято «Положение о полевом управлении войск в военное время» 1868 года, которое определяло функции главнокомандующего действующей армией и его штаба. В 1860-х годах проводилось перевооружение армии, оснащение ее современными видами оружия. В середине 1860-х годов проведены реформы в области военного образования: кадетские корпуса (см. КАДЕТСКИЕ КОРПУСА) преобразованы в военные гимназии и военные училища (1863-1864), а также юнкерские училища (1864), введено систематическое обучение солдат грамоте, расширена система высшего военного образования в академиях (Николаевской, Генерального штаба, Артиллерийской, Инженерной), открыта Военно-юридическая академия (1867). В 1867 году был принят военно-судебный устав, основанный на нормах нового общего судебного законодательства 1864 года; ранее были отменены жестокие виды телесных наказаний (шпицрутены, плети, клеймение).
Пример быстрой мобилизации прусской армии и ее победа во франко-прусской войне (см. ФРАНКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА) (1870-1871) ускорили введение всесословной воинской повинности (1874) в России. По закону от 1 января 1874 года призыву на военную службу подлежали мужчины всех сословий с 21 года; общий срок службы устанавливался в 15 лет, из них 6- действительной и 9 - в запасе; на флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для лиц, получивших среднее и высшее образование, срок действительной службы сокращался и составлял от 4 лет до 6 месяцев. От воинской повинности освобождалось духовенство, представители некоторых религиозных сект, народы Северного Кавказа, Крайнего Севера, Сибири, Средней Азии. От действительной службы освобождались в первую очередь лица, имевшие льготы по семейному положению: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье при малолетних братьях и сестрах, призывники, у которых в семье старший брат отбывает или отбыл срок действительной службы; около 15-20% призывников освобождались от службы по физической непригодности. Всего, по различного рода льготам, от службы освобождалось до половины призывников. Освобожденные от призыва зачислялись в ополчение, призываемое лишь во время войны. Казаки отбывали военную службу на особых основаниях.
В 1860-х годах проводилось перевооружение армии: продолжался начавшийся в первой половине 19 века переход от гладкоствольного к нарезному стрелковому оружию. В 1867-1869 годах начался переход к казнозарядному оружию. В 1868 году была принята на вооружение американская винтовка (см. ВИНТОВКА) системы Бердана, а в 1870 - так называемый Бердан № 2, фактически новая система, разработанная русскими инженерами. К концу 1860-х годов было закончено перевооружение полевой артиллерии бронзовыми орудиями, заряжавшимися с казенной части. Изменения в военной технике потребовали перемен в боевой подготовке войск, был издан ряд новых уставов, наставлений, учебных пособий, которые утверждали новые тактические принципы. Реформы в обучении войск ставили задачей учить солдат лишь тому, что необходимо на войне. Однако значительное влияние в армии консерваторов и недостаток финансов тормозили перестройку системы боевой подготовки.
Военные реформы уже в период их подготовки встретили сильное сопротивление части генералитета и высшей бюрократии. Главным противником Д.А. Милютина был генерал-фельдмаршал А.И. Барятинский (см. БАРЯТИНСКИЙ Александр Иванович), его поддерживал шеф жандармов П.А. Шувалов , основным критиком в печати вступил военный писатель Р.А. Фадеев. Оппозиция осуждала в военных реформах бюрократический характер, умаление роли строевого начала, упрекала в отказе от вековых устоев русской армии. Тем не менее, Александр II, преодолев колебания, поддержал программу Д.А. Милютина. В целом военные реформы выполнили главную задачу модернизации и повышения боеспособности русской армии, что положительно сказалось в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1905-1912 годов - ВОЕ́ННЫЕ РЕФО́РМЫ 1905-1912 годов - преобразования русской армии после поражения в русско-японской войне (см. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-05) (1904-1905). Война выявила серьезные недостатки в организации системы комплектования, боевой подготовке и техническом оснащении армии. Для их устранения был проведен ряд военных реформ, затронувших почти все стороны жизни армии.
Первый период реформ (1905-1908) при военном министре А.Ф. Редигере (см. РЕДИГЕР Александр Федорович) характеризовался децентрализацией военного управления: было учреждено независимое от военного министерства Главное управление Генерального штаба, которому были переданы все вопросы подготовки страны к войне. Военному министру были оставлены лишь административные вопросы. Кроме того, были созданы два самостоятельных органа во главе с великим князем Николаем Николаевичем - Совет государственной обороны (1905) с целью согласования деятельности правительственных учреждений по вопросам обороны и Высшая аттестационная комиссия (1906); учреждены должности генерал-инспекторов (пехоты, кавалерии, инженерных войск, военно-учебных заведений), независимых от военного министра; сокращены сроки действительной службы (в пехоте и полевой артиллерии с 5 до 3 лет, в других родах войск с 5 до 4, на флоте с 7 до 5 лет). После русско-японской войны из армии было уволено около 7 тысяч офицеров по возрасту и несоответствию должности; введен новый порядок аттестации; улучшен быт солдат, их питание и вещевое довольствие.
Во второй период военных реформ (1909-1912) при военном министре В.А. Сухомлинове (см. СУХОМЛИНОВ Владимир Александрович) проявилась тенденция к централизации. В 1908 году Главное управление Генерального штаба было включено в военное министерство с подчинением начальника Генерального штаба военному министру. В 1909 году был упразднен Совет государственной обороны, военный министр был назначен председателем Высшей аттестационной комиссии. В 1909-1910 годах было реорганизовано управление артиллерийского, инженерного и военно-учебного ведомствами, генерал-инспекторы этих ведомств, а также пехоты были подчинены военному министру. Важным мероприятием стала реорганизация армии. Полевая армия была усилена за счет упразднения слабых в боевом отношении резервных и крепостных войск, составлявших в то время до 15% армии; было сформировано семь новых пехотных дивизий и одна стрелковая бригада; каждая пехотная дивизия была обеспечена артиллерийской бригадой из 48 орудий, а стрелковая бригада - дивизионом из 24 орудий, создана корпусная и полевая тяжелая артиллерия; усилены инженерные и железнодорожные войска и войска связи. При полевых частях был создан запас скрытых кадров, который с объявлением мобилизации выделялся для развертывания 35 резервных дивизий. В 1910 году была изменена дислокация войск в мирное время, за счет уменьшения количества войск в западных военных округах было увеличено количество войск в центральных военных округах. Это позволило ввести в европейской части России территориальную систему комплектования с установлением особых районов пополнения (корпусных, дивизионных и полковых), что облегчало мобилизацию. Рубеж стратегического развертывания в случае войны был перенесен на восток - на линию Вильно-Белосток-Брест, что вызвало упразднение всех висленских и наревских крепостей кроме Новогеоргиевска и Осовца, и укрепление линии Немана - Гродно-Ковно-Брест). В 1912 году введен новый закон о воинской повинности, по которому сокращались льготы по семейному положению и расширялись льготы по образованию. Запасники были разделены на два разряда в целях укомплектования полевых войск более молодыми возрастами, а резервных и тыловых - старшими.
В 1909-1910 годах были приняты на вооружение 122- и 152-мм гаубицы (см. ГАУБИЦА), 107-мм пушки, в полках созданы пулеметные команды по 8 пулеметов, сформированы корпусные авиаотряды и радиостанции. Введение в 1909-1912 годах новых уставов, в том числе полевого, и наставлений улучшило обучение войск в звене рота-полк и индивидуальную подготовку солдат и унтер-офицеров. В 1912 году был введен новый устав о пенсиях и улучшено материальное положение офицеров, что способствовало поступлению на военную службу молодежи с высоким образовательным цензом. В 1910 году были введены новые программы для военных училищ и юнкерские училища преобразованы в военные; открыт ряд новых военно-учебных училищ и школ; увеличены денежные оклады сверхсрочникам. Военные реформы подняли боеспособность русской армии, хотя из-за недостатка финансовых средств, значительная часть которых была выделена на усиление флота, многие из преобразований были выполнены не полностью, а некоторые не были осуществлены, особенно в области артиллерии.
ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1924-1925 годов - ВОЕ́ННЫЕ РЕФО́РМЫ 1924-25, проведены в Красной Армии под руководством М. В. Фрунзе (см. ФРУНЗЕ Михаил Васильевич). Основное содержание: армия сокращена до 560 тыс. человек, введено смешанное кадровое и территориально-милиционное устройство армии, централизованы органы управления, укреплено единоначалие, принят (1925) закон об обязательной военной службе.
ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1860-70-х гг. в России - проводились под руководством военного министра Д. А. Милютина. Основное содержание: замена рекрутской повинности всесословной воинской повинностью (1874) и создание массовой армии; вооружение армии новым нарезным оружием; создание военных округов; улучшение боевой подготовки войск (новые уставы) и подготовки офицеров (военные гимназии, военные и юнкерские училища).
Вое́нные специали́сты (военспецы), генералы, адмиралы, офицеры и чиновники старой российской армии и флота, привлечённые на службу в Красную Армию во время Гражданской войны (всего около 75 тыс. человек).
* * *
ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ - ВОЕ́ННЫЕ СПЕЦИАЛИ́СТЫ (военспецы), генералы, адмиралы, офицеры и чиновники старой российской армии и флота, привлеченные на службу в Красную Армию во время Гражданской войны (всего ок. 75 тыс. человек).
ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ (военспецы) - генералы, адмиралы, офицеры и чиновники старой российской армии и флота, привлеченные на службу в Красную Армию во время Гражданской войны (всего ок. 75 тыс. человек).
ВОЕННЫЕ ТРИБУНЫ - ВОЕ́ННЫЕ ТРИБУ́НЫ (лат. tribuni militum), в Древнем Риме (см. ДРЕВНИЙ РИМ) командные должности в армии (командиры отрядов в легионах (см. ЛЕГИОН (римский)) и командиры самих легионов).
В римской армии первоначально было 24 военным трибуна, по шести на каждый из четырех легионов, и все они назначались консулами (см. КОНСУЛЫ), которые являлись верховными главнокомандующими. С 362 г. до н. э. трибутные комиции (см. КОМИЦИИ) (так называемые Младшие комиции) получили право избирать шестерых трибунов, а с 311 г. до н. э. на основании закона Атилия-Марция - шестнадцать военных трибунов. С 207 г. до н.э. все 24 военных трибуна избирались в комициях (tribuni militum comitiati). Однако консулы сохранили за собой право назначать военных трибунов в дополнительно набранные (помимо изначальных четырех) легионы (по шесть на каждый легион). В период республики военные трибуны стояли во главе легиона (два трибуна совместно руководили легионом в течение двух месяцев), в период Империи в легионе был трибун из числа сенаторов, занимавший второй по важности пост после легата, и 5 трибунов из «всадников».
Между 444 и 367 гг. до н. э., с целью не допустить плебеев (см. ПЛЕБЕИ) к консулату, существовала должность военного трибуна с консульской властью, которая была отменена в 367 г., когда по закону народных трибунов Лициния Столона и Секстия Латерана один из консулов должен был быть плебеем.