возрожде́нец, -нца, твор. п. -нцем, род. п. мн. ч. -нцев (от Возрожде́ние)
возрождение
Толковый словарь
ср.
Период в культурном, идейном развитии ряда стран Европы, наступивший после эпохи Средневековья, характеризующийся антифеодальной направленностью, гуманистическим мировоззрением, расцветом наук, искусства, обращением к античному культурному наследию; Ренессанс.
Толковый словарь Ушакова
1.
ВОЗРОЖДЕ́НИЕ1, возрождения, мн. нет, ср. (книжн.).
1. Возобновление, развитие после периода упадка. Возрождение промышленности. «Перед нами стоит задача хозяйственного возрождения всей страны.» Ленин.
2. Обновление, подъем сил (о внутреннем мире человека; книжн.). Возрождение к жизни.
2.
ВОЗРОЖДЕ́НИЕ2 (Возрождение), (В прописное), Возрождения, мн. нет, ср. (перевод франц. Renaissance) (ист.). Эпоха расцвета наук и искусств в Европе в 15 - 16 вв., сопровождавшаяся обновлением интереса к античной культуре. Эпоха Возрождения.
Толковый словарь Ожегова
ВОЗРОЖДЕ́НИЕ, -я, ср.
1. см. возродить, -ся.
2. Появление вновь, возобновление, подъём после периода упадка, разрушения. Эпоха Возрождения (эпоха расцвета наук и искусств в Европе, сменившая средневековье).
Популярный словарь
Возрождение
-я, только ед., с.
1) Появление вновь чего-л., прекратившего свое существование, подъем после периода упадка, разрушения.
Возрождение сельского хозяйства.
Возрождение народных ремесел.
Так мы видим ежегодно в природе, как в зеркале, наш собственный человеческий путь понимания, единомыслия и возрождения (Пришвин).
2) Период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре нового времени и характеризовавшийся расцветом наук и искусств.
Эпоха Возрождения.
Синонимы:
Ренесса́нс
Этимология:
Суффиксально-префиксальное образование от рождать, заимствованного из старославянского языка (раждати; ср. в др.-рус. ражати).
Энциклопедический комментарий:
Отличительные черты культуры Возрождения, антифеодального в своей основе, следующие: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его. Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже XIII - XIV вв. его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Идеи Возрождения способствовали разрушению феодально-религиозных представлений и во многом объективно отвечали потребностям зарождавшегося буржуазного общества.
Словарь существительных
ВОЗРОЖДЕ́НИЕ1́, -я, ср
Появление вновь, возобновление прекратившегося существования чего-л., подъем после периода упадка, разрушения.
Возрождение науки.
ВОЗРОЖДЕ́НИЕ2́, -я, ср
Совокупность направлений в искусстве XIV-XVI вв., характеризующееся обращением к гуманистическому мировоззрению, идеалам и гармонии античной культуры; основано на возрождении античных форм, соединении материального и духовного, выдвижении на первый план роли отдельной творческой личности;
Син.: Ренессанс. …
Луначарского можно было в разное время запросто встретить на улице в этих местах… знатока всех видов изящных искусств, в особенности итальянского Возрождения… (В. Катаев).
Энциклопедический словарь
ВОЗРОЖДЕ́НИЕ -я; ср.
1. Возобновление прекратившегося существования чего-л.; подъём после периода упадка, разрушения. Хозяйственное в. страны. В. искусства.
2. [с прописной буквы] Период в культурном и идейном развитии ряда стран Европы 14 - 16 вв., характеризующийся обращением к гуманистическому мировоззрению, идеалам красоты и гармонии античной культуры; Ренессанс. Эпоха Возрождения.
* * *
Возрождение - I
Возрожде́ние
(Ренессанс), период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV-XVI вв., в других странах конца XV - XVI вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение (см. Гуманизм), обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его (отсюда название). Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже XIII-XIV вв. (см. Проторенессанс) его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев Лоренцо Валлы, Пико делла Мирандолы и др.). Пафос утверждения идеала гармоничной, раскрепощённой творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб. В архитектуре более значительную роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Д. Браманте, А. Палладио в Италии, П. Леско, Ф. Делорм во Франции) придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Художники (Донателло, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, А. Веронезе, Якопо Тинторетто в Италии; Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, П. Брейгель в Нидерландах; А. Дюрер, М. Нитхардт, Х. Хольбейн в Германии; Ж. Фуке, Ж. Гужон, Ж. Клуэ Младший во Франции) последовательно овладевали художественным отражением всего богатства натуры - передачей объёма, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в том числе обнажённой) и реальной среды - интерьера, пейзажа. Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1533-1552) Ф. Рабле, драмы У. Шекспира, роман «Дон Кихот» (1605-1615) М. де Сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Ф. Петрарки, новеллы Дж. Боккаччо, героическая поэма («Неистовый Роланд» Л. Ариосто, 1516-1532), философский гротеск (трактат Эразма Роттердамского «Похвала Глупости», 1511), эссе М. де Монтеня в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи Возрождения. В музыке, проникнутой гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской вокальной (фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлением таких музыкальных жанров, как сольная песня, кантата, оратория и опера, способствовавших утверждению гомофонии.
В эпоху Возрождения распространились философские идеи неоплатонизма (М. Фичино) и пантеизма (Ф. Патрици, Дж. Бруно и др.), были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии (Великие географические открытия), астрономии (разработка Н. Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (Везалий).
II
«Возрожде́ние»
1) русское периодическое издание, Лондон: ежедневная газета (1925-1935), еженедельник (1936-1940). Редактор П. Б. Струве, ведущий литературный критик - В. Ф. Ходасевич (с 1927). 2) Русский литературно-политический журнал, «орган русской национальной мысли», 1949-1974, Париж. Среди редакторов - И. И. Тхоржевский, С. П. Мельгунов, С. С. Оболенский.
III
«Возрожде́ние»
ежемесячный легальный социал-демократический журнал, декабрь 1908 - июль 1910, Москва. Фактические редакторы - Ф. И. Дан, Ю. О. Мартов, А. С. Мартынов, А. Н. Потресов и другие социал-демократы-меньшевики.
Большой энциклопедический словарь
"ВОЗРОЖДЕНИЕ" - 1) русское периодическое издание, Лондон: еженедельная газета (1926-35), еженедельник (1936-40). Редактор П. Б. Струве, ведущий литературный критик - В. Ф. Ходасевич (с 1927).
2) Русский литературно-политический журнал, "орган русской национальной мысли", 1949-74, Париж. Среди редакторов - И. И. Тхоржевский, С. П. Мельгунов, С. С. Оболенский.
-----------------------------------
ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) - период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Цент. Европы (в Италии 14-16 вв., в других странах кон. 15-16 вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение (см. Гуманизм), обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда название). Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже 13-14 вв. (см. Проторенессанс) его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев Лоренцо Валлы, Пико делла Мирандолы и др.). пафос утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио в Италии, Леско, Делорм во Франции) придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Художники (Донателло, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто в Италии; Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Брейгель в Нидерландах; Дюрер, Нитхардт, Хольбейн в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ во Франции) последовательно овладевали художественным отражением всего богатства действительности - передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в.
т. ч. обнаженной) и реальной среды - интерьера, пейзажа. Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1533-52) Рабле, драмы Шекспира, роман "Дон Кихот" (1605-15) Сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Петрарки, новеллы Боккаччо, героическая поэма Ариосто, философский гротеск (трактат Эразма Роттердамского "Похвала Глупости", 1511), эссе Монтеня в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи Возрождения. В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской вокальной (фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлением таких музыкальных жанров, как сольная песня, кантата, оратория и опера, способствовавших утверждению гомофонии. В эпоху Возрождения распространились философские идеи неоплатонизма (Фичино) и пантеизма (Патрици, Бруно и др.), были сделаны выдающиеся научные открытия в области географии (Великие географические открытия), астрономии (разработка Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (Везалий).
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Возрождение. Леонардо да Винчи. "Мона Лиза".
ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), эпоха в идейном и культурном развитии ряда стран Западной и Центральной, а также Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средних веков к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый стиль. Вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии, где Возрождение подразделяется на Раннее, Высокое и Позднее, - 14 - 16 веков, в других странах - 15 - 17 веков), его территориальное распространение и национальные особенности дискутируется в современной науке.
Переломное значение эпохи особенно ярко проявилось в архитектуре и образовании, искусстве. Для деятелей Возрождения характерны стремление к реалистическому познанию мира и человека, вера в творческие возможности и силу разума, утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как высшему началу бытия, представление о стройной закономерности мироздания. В архитектуре ведущую роль заняли: новые церковные (центрические) здания, общественные сооружения, дворцы, величественно-ясные, гармоничные по пропорциям и соразмерные человеку (Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, Д. Браманте и другие в Италии, П. Леско и другие во Франции). В живописи и скульптуре (Мазаччо, Донателло, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и другие в Италии, Ян ван Эйк, П. Брейгель в Нидерландах, А. Дюрер, М. Грюневальд, Х. Хольбейн Младший и другие в Германии, Ж. Фуке, Ж. Гужон и другие во Франции) воплощены героические представления о человеке (нередко с трагическим оттенком), освоены методы убедительного воплощения пространства, света, анатомически правильно построенной человеческой фигуры, интерьера, пейзажа. Литература Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1533 - 52) Ф. Рабле, драмы У. Шекспира, роман "Дон Кихот" (1605 - 15) М. Сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Ф. Петрарки, новеллы Дж. Боккаччо, героическая поэма Л. Ариосто, философский трактат Эразма Роттердамского "Похвала Глупости" (1511), эссе М. Монтеня в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи Возрождения. В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивались вокальная и инструментальная полифония, жанры светской вокальной (фроттола и вилланелла в Италии, шансон во Франции, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал) и инструментальной музыки; эпоха завершается появлением новых академических музыкальных жанров - сольной песни, кантаты, оратории и оперы. В эпоху Возрождения распространились философские идеи неоплатонизма (М. Фичино и др.) и пантеизма (Дж. Бруно и др.), были сделаны выдающиеся открытия в области географии (смотри Великие географические открытия), астрономии (разработка Н. Коперником гелиоцентрической системы мира), анатомии (А. Везалий) и других наук.
Возрождение. Рафаэль Санти. "Мадонна Конестабиле". Ок. 1502-03. Эрмитаж.
Возрождение. Микеланджело Буонаротти. "Давид". Мpамоp.
Возрождение. Альбрехт Дюрер. Автопоpтpет.
Возрождение. Тициан. "Кающаяся Мария Магдалина".
Словарь церковнославянского языка
Сборник слов и иносказаний
возрождение (иноск.) - пробуждение к новой (духовной) жизни (как бы снова родившись после застоя или совершенного упадка)
Ср. Варварский период (удельного времени у нас) важен только в общих чертах - как причина нашей отсталости как раз в момент возрождения Европы.
П.П. Гнедич. Учитель истории. 4.
Ср. Крым способствовал к возрождению нашего величия.
Карамзин. И.Г. С. 7.
Ср. Падение Греции, содействовав возрождению наук в Италии, имело счастливое влияние и на Россию.
Там же. 6.
Ср. И лиру соглася с свирелью пастухов,
Поет светила возрожденье.
Жуковский.
Ср. Renaissance (renaître - renasci, снова родиться) - возрождение.
Ср. Rinascimento (ит.) - собств. новое направление в живописи и архитектуре. (Эпоха возвращения к формам античного искусства.)
См. восстать.
Орфографический словарь
возрожде́ние, -я (восстановление) и Возрожде́ние, -я (ист. эпоха расцвета культуры в Западной Европе)
Формы слов для слова возрождение
возрожде́ние, возрожде́ния, возрожде́ний, возрожде́нию, возрожде́ниям, возрожде́нием, возрожде́ниями, возрожде́нии, возрожде́ниях
Синонимы к слову возрождение
сущ., кол-во синонимов: 23
возобновление (16)
воскресение (9)
воскрешение (13)
воссоздание (18)
восстановление (50)
исправление (35)
месторождение (213)
обновление (21)
оживление (40)
освежение (5)
пакибытие (1)
палингенезия (2)
регенерация (11)
регенерирование (3)
реинкарнация (4)
реконструкция (15)
ренессанс (4)
реставрация (10)
реставрирование (4)
рисорджименто (1)
стиль (95)
эпоха ренессанса (3)
сущ.
восстановление
воссоздание
реставрация
приведение в прежнее состояние (чего-либо разрушенного, уничтоженного))
См. восстановление...
Тезаурус русской деловой лексики
‘приведение в прежнее состояние чего-либо разрушенного, уничтоженного’
Syn: восстановление, воссоздание, реставрация (кн.), реставрирование, оживление
Антонимы к слову возрождение
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Глагольная сочетаемость
Сканворды для слова возрождение
- «Эпоха раскрутки» гениев Средневековья.
- Какая эпоха оказалась урожайной на гениев?
- «Золотые годы» средневековой культуры.
- Направление в искусстве, Ренессанс.
- Шекспировская эпоха.
- Культурная эпоха (ренессанс).
- Пьеса таджикского писателя Рахима Джалила.
- Стихотворение Пушкина.
- Сборник американской писательницы Эдны Миллей.
- «Рисорджименто» в буквальном переводе с итальянского.
- Сонет Валерия Брюсова.
Полезные сервисы
возрождение (периодические издания)
Энциклопедический словарь
ВОЗРОЖДЕНИЕ (периодические издания) - «ВОЗРОЖДЕ́НИЕ»,
1) русское периодическое издание, Лондон: еженедельная газета (1926-35), еженедельник (1936-40). Редактор П. Б. Струве (см. СТРУВЕ Петр Бернгардович), ведущий литературный критик - В. Ф. Ходасевич (см. ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович) (с 1927).
2) Русский литературно-политический журнал, «орган русской национальной мысли», 1949-74, Париж. Среди редакторов - И. И. Тхоржевский, С. П. Мельгунов, (см. МЕЛЬГУНОВ Сергей Петрович) С. С. Оболенский.
Полезные сервисы
возрождение (ренессанс)
Энциклопедический словарь
ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) - ВОЗРОЖДЕ́НИЕ (Ренессанс), эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени.
Роль искусства
Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех - в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации (см. РЕФОРМАЦИЯ)и Контрреформации (см. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ), Крестьянской войне (см. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1524-1526 годов в Германии)в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий (см. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ), изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари (см. ВАЗАРИ Джорджо).
При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются.
Философия и религия
Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии. Ее крупнейшие представители - Николай Кузанский (см. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ), Марсилио Фичино (см. ФИЧИНО Марсилио), Пико делла Мирандола (см. ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни), Парацельс (см. ПАРАЦЕЛЬС), Джордано Бруно (см. БРУНО Джордано) - делают средоточием своих размышлений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом». Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя - наряду с античной и библейско-евангельской традицией - сугубо неортодоксальные элементы гностицизма (см. ГНОСТИЦИЗМ) и магии (так называемая «натуральная магия», сочетающая натурфилософию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами, в эти века тесно сплетается с начатками нового, экспериментального естествознания). Однако проблема человека (или человеческого сознания) и его укорененности в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы из нее могут носить самый различный, и компромиссно-умеренный, и дерзкий «еретический» характер.
Сознание в состоянии выбора - ему посвящены как медитации философов, так и выступления религиозных деятелей всех конфессий: от лидеров Реформации М. Лютера (см. ЛЮТЕР Мартин) и Ж. Кальвина (см. КАЛЬВИН Жан), либо Эразма Роттердамского (см. ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ) (проповедующего «третий путь» христианско-гуманистической веротерпимости) до Игнатия Лойолы (см. ИГНАТИЙ ЛОЙОЛА), основателя ордена иезуитов, одного из вдохновителей Контрреформации. Тем более, что само понятие «Возрождения» имеет - в контексте церковных реформ - и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но «обновление человека», его нравственного состава.
Гуманизм
Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»).
Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» - благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.
Периодизация и регионы
Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изоискусства в его культуре. Этапы истории искусства Италии - родины Ренессанса - долгое время служили главной точкой отсчета. Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс (см. ПРОТОРЕНЕССАНС) («эпоха Данте и Джотто», ок.1260-1320), частично совпадающий с периодом дученто (см. ДУЧЕНТО) (13 в.), а также треченто (см. ТРЕЧЕНТО) (14 в.), кватроченто (см. КВАТРОЧЕНТО) (15 в.) и чинквеченто (см. ЧИНКВЕЧЕНТО) (16 в.). Более общими периодами являются Раннее Возрождение (14-15 вв.), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой (см. ГОТИКА), преодолевая и творчески преобразуя ее; а также Среднее (или Высокое (см. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ)) и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм (см. МАНЬЕРИЗМ).
Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением (см. СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ); здесь роль поздней готики (см. ГОТИКА) (в том числе такого важнейшего ее, «средневеково-ренессансного» этапа как «интернациональная готика» или «мягкий стиль» конца 14-15 вв.) была особенно значительна. Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др.), сказались в Скандинавии. Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии.
Люди эпохи
Закономерно, что время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые - при всем обилии тогдашних талантов - стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей-«титанов», как их романтически именовали позднее). Олицетворением Проторенессанса стал Джотто (см. ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ), противоположные аспекты кватроченто - конструктивную строгость и задушевный лиризм - соответственно выразили Мазаччо (см. МАЗАЧЧО) и Анджелико (см. АНДЖЕЛИКО) с Боттичелли (см. БОТТИЧЕЛЛИ Сандро). «Титаны» Среднего (или «Высокого») Возрождения Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ), Рафаэль (см. РАФАЭЛЬ САНТИ) и Микеланджело (см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти) - это художники - символы великого рубежа Нового времени как такового. Важнейшие этапы итальянской ренессансной архитектуры - ранний, средний и поздний - монументально воплощены в творчестве Ф. Брунеллески (см. БРУНЕЛЛЕСКИ Филиппо), Д. Браманте (см. БРАМАНТЕ Донато) и А. Палладио (см. ПАЛЛАДИО Андреа).
Я. Ван Эйк (см. ВАН ЭЙК), И. Босх (см. БОСХ Иероним) и П. Брейгель Старший (см. БРЕЙГЕЛЬ Питер Старший) олицетворяют своим творчеством ранний, средний и поздний этапы живописи нидерландского Ренессанса.
А. Дюрер (см. ДЮРЕР Альбрехт), Грюневальд (М. Нитхардт (см. НИТХАРДТ Матис)), Л. Кранах Старший (см. КРАНАХ Лукас Старший), Х. Хольбейн Младший (см. ХОЛЬБЕЙН Ханс Младший) утвердили принципы нового изоискусства в Германии. В литературе же Ф. Петрарка (см. ПЕТРАРКА Франческо), Ф. Рабле (см. РАБЛЕ Франсуа), Сервантес (см. СЕРВАНТЕС Сааведра Мигель де) и У. Шекспир (см. ШЕКСПИР Уильям) - если назвать лишь крупнейшие имена - не только внесли исключительный, поистине эпохальный вклад в процесс формирования национальных литературных языков, но стали основоположниками современной лирики, романа и драмы как таковых.
Новые виды и жанры
Индивидуальное, авторское творчество теперь приходит на смену средневековой анонимности. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы (см. ПЕРСПЕКТИВА), пропорций (см. ПРОПОРЦИЯ), проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета (последний сыграл первостепенную роль в наглядном утверждении идеалов гуманистической virtu).
Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито (см. НОН-ФИНИТО)) начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты.
Картинной, иллюзорно-трехмерной становится и монументальная живопись, получающая все большую зрительную независимость от массива стены. Все виды изобразительного искусства теперь так или иначе нарушают монолитный средневековый синтез (где главенствовала архитектура), обретая сравнительную независимость. Формируются типы абсолютно круглой, требующей специального обхода статуи, конного монумента, портретного бюста (во многом возрождающие античную традицию), складывается совершенно новый тип торжественного скульптурно-архитектурного надгробия.
Античная ордерная система предопределяет новую архитектуру, главными типами которой являются гармонически ясные в пропорциях и в то же время пластически-красноречивые дворец и храм (особенно увлекает зодчих идея центрического в плане храмового здания). Характерные для Ренессанса утопические мечты не находят полномасштабного воплощения в градостроительстве, но подспудно одухотворяют новые архитектурные ансамбли, чей размах акцентирует «земные», центрически-перспективно организованные горизонтали, а не готическую вертикальную устремленность ввысь.
Различные виды декоративного искусства, а также моды обретают особую, по-своему «картинную» живописность. Среди орнаментов особо важную смысловую роль играет гротеск (см. ГРОТЕСК).
В литературе любовь к латыни как универсальному языку гуманистической учености (который стремятся восстановить в ее античном выразительном богатстве) соседствует со стилистическим совершенствованием национальных, народных языков. Городская новелла (см. НОВЕЛЛА) и плутовской роман (см. ПЛУТОВСКОЙ РОМАН) наиболее ярко выражают живой и задорный универсализм ренессансной личности, которая как бы везде на своем месте. Характерны для эпохи также роман как таковой и героическая поэма (тесно связанные со средневековой авантюрно-рыцарской традицией), сатирическая поэзия и проза (образ мудрого шута обретает теперь центральное значение), разнообразная любовная лирика, пастораль (см. ПАСТОРАЛЬ) как популярная межвидовая тема. В театре на фоне бурного развития разных форм драмы выделяются пышные придворные феерии и городские празднества, порождающие красочные синтезы искусств.
Уже в период Раннего Возрождения достигает расцвета музыкальная полифония строгого стиля (см. Нидерландская школа (см. НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА)). Усложняются композиционные приемы, порождая ранние формы оперы, оратории, увертюры, сюиты, сонаты. Профессиональная светская музыкальная культура - тесно связанная с фольклором - играет все большую роль наряду с религиозной. Светская музыка Возрождения была представлена различными жанрами: мадригалами (см. МАДРИГАЛ), песнями, канцонами. (см. КАНЦОНА) Музыка теперь стала звучать не на латинском, а на родном языке. В эпоху Возрождения инструментальная музыка (см. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА) стала самостоятельным искусством. В это время появился ряд инструментальных пьес, вариаций (см. ВАРИАЦИИ в музыке), прелюдий (см. ПРЕЛЮДИЯ), фантазий (см. ФАНТАЗИЯ (музыкальная пьеса)), рондо (см. РОНДО (в музыке)), токкат (см. ТОККАТА). Среди музыкальных инструментов особой популярностью пользуются орган (см. ОРГАН (музыкальный инструмент)), клавесин (см. КЛАВЕСИН), виола (см. ВИОЛЫ), различные виды флейт (см. ФЛЕЙТА), а в конце 16 в. - скрипка (см. СКРИПКА). Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории (см. ОРАТОРИЯ) и оперы (см. ОПЕРА). Если раньше центром музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка звучала в оперном театре. Во Флоренции в конце 16 в. стали собираться талантливые поэты, актеры, ученые и музыканты. Возобновляя постановки произведений древнегреческих драматургов, они стали сочинять собственную музыку, соответствующую, по их представлениям, характеру античной драмы.
Наследующее Возрождению барокко (см. БАРОККО) плотно сопряжено с поздними его фазами: ряд ключевых фигур европейской культуры - в том числе Сервантес и Шекспир - принадлежат в этом отношении как ренессансу, так и барокко.* * *
ФИЛОСОФСКИЕ И ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ (подробный обзор) Первый период Возрождения
В историческом развитии Возрождения можно выделить три периода. Первый (14 в.) - период размежевания со средневековой философией и рождения гуманизма. Показательно отличие философского стиля таких мыслителей, как Фома Аквинский (см. ФОМА АКВИНСКИЙ), Иоанн Дунс Скот (см. ДУНС СКОТ Иоанн), Данте (см. ДАНТЕ Алигьери), которые принадлежат средневековью, от «нового пути» номиналистов-оккамистов 14 в. (Буридан (см. БУРИДАН Жан), Орем (см. ОРЕМ Никола), Николай из Отрекура (см. НИКОЛАЙ из Отрекура)), обосновывающих примат воли и субстанциальность индивидуума, от апологии светской власти у Марсилия Падуанского (см. МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ), от натурализма падуанской школы (см. ПАДУАНСКАЯ ШКОЛА) (Пьетро Д"Абано), от радикализма реформаторских идей Уиклифа (см. УИКЛИФ Джон)и от гуманистического культа античной образованности и морали у Петрарки (см. ПЕТРАРКА Франческо) и Салютати. «Искусство жизни», разработанное Петраркой (см. ПЕТРАРКА Франческо) и противопоставившее средневековому идеалу жертвы и надежды на загробное воздаяние новые ценности духовного аристократизма и совершенствования земного бытия при помощи гуманитарной культуры, является самым очевидным знамением поворота к обновлению философии.
Второй период Возрождения
Второй период (15 - нач. 16 вв.) - это этап созревания альтернативных мировозренческих моделей, вынужденных до определенного времени сосуществовать вместе и искать компромисса. В трудах Бруни (см. БРУНИ Леонардо), Браччолини, Альберти (см. АЛЬБЕРТИ Леон Баттиста), Манетти, Валлы (см. ВАЛЛА Лоренцо) гуманистическая этика окончательно формируется как особый тип философского отношения к жизни и творчеству, топика гуманизма расширяется до социальных и экономических проблем, предпринимается попытка гармонизации христианства и античной философии (что особенно заметно в развитии любимой гуманистической темы «добродетель и судьба»).
К середине 15 в. формируется возрожденческий неоплатонизм, расцвет которого был отчасти обусловлен эмиграцией в Италию византийских ученых. В центре этого процесса - «платоновская школа (см. ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ)» во Флоренции во главе с Фичино (см. ФИЧИНО Марсилио). В работах флорентийских платоников осуществлялся эклектический синтез неоплатонизма (см. НЕОПЛАТОНИЗМ), герметизма (см. ГЕРМЕТИЗМ (в философии)), каббализма (см. КАБАЛА (в иудаизме)), арабской мистики. Пико делла Мирандола (см. ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни), один из лидеров школы, создает знаменитую «Речь о достоинстве человека», признаваемую манифестом зрелого гуманизма. В 16 в. традицию школы продолжает Патрици (см. ПАТРИЦИ Франческо). Развивается и аристотелианская ветвь философии: Помпонацци (см. ПОМПОНАЦЦИ Пьетро), углубляя традиции падуанского аверроизма (см. АВЕРРОИЗМ), делает шаг в сторону эмпиризма (см. ЭМПИРИЗМ) и сенсуализма (см. СЕНСУАЛИЗМ).
Параллельно с гуманистической мыслью, стремящейся христианизировать язычество, существует тенденция обновления собственно христианства. Она более свойственна северному Возрождению (см. СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ). В Нидерландах направление представлено девентерской школой «Нового благочестия» (Грооте, Фома Кемпийский (см. ФОМА КЕМПИЙСКИЙ)). В Германии - Николаем Кузанским (см. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ), Р. Агриколой, Цельтисом (см. ЦЕЛЬТИС Конрад). Мыслителям этого направления свойственна большая заинтересованность в очищенном от схоластики морально-религиозном практицизме, в анализе психологических глубин религиозной жизни. Аналогом движения в Италии можно считать протест Савонаролы (см. САВОНАРОЛА Джироламо) против языческих крайностей гуманизма (к нему примыкает поздний Пико делла Мирандола (см. ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни)). В атмосфере этого движения происходит становление будущей Реформации (см. РЕФОРМАЦИЯ).
Особняком стоит в 15 в. философия Николая Кузанского (см. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ), выделяющаяся своей масштабностью и глубиной. Кузанец осуществил единственный в своем роде синтез ортодоксальной христианской философии, неоплатонизма и новейших тенденций гуманистической мысли. В этом отношении он - последний средневековый и первый нововоевропейский философ. Кузанец в своей теории «ученого незнания» утверждает богоподобность конечного разума и его способность познать абсолютное не только через явления, но через саму его непознаваемость, которая каждый раз дана уму особым образом. На этом принципе строится изощренная диалектика относительного и абсолютного, «максимума» и «минимума». Предвосхищая Бэкона (см. БЭКОН Фрэнсис (философ)) и Декарта (см. ДЕКАРТ Рене), он выдвигает программу тотальной реформы наук и религий. Однако в культурной ситуации Возрождения философия Николая Кузанского оказалась невостребованной.
Третий период Возрождения
Третий, последний период философии Возрождения (16 - нач. 17 вв.) знаменуется началом общеевропейской религиозной революции - Реформации (см. РЕФОРМАЦИЯ), которая стимулировала ряд дискуссий с далеко идущими для европейской философии последствиями. Прежде всего это спор о свободе воли между Лютером (см. ЛЮТЕР Мартин) и Эразмом Роттердамским (см. ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ). Эразм, утверждая свободу воли, призывает перейти от нагромождений схоластической культуры на «путь Христа», каковым он считал милосердие, веру и простую жизненную мудрость. При этом роль философии, разоблачающей претензии любого мнимого знания, оказывалась весьма значительной. Лютер разрабатывает теорию предопределения и спасения только верой, в силу чего традиционная философия оказывается излишней, если не вредной. Но на деле лютеровское углубление понятия веры не порывает с основными мотивами Возрождения и способствует прояснению роли самосознания в структуре личности: в этом отношении Лютер - предшественник Декарта. Лютер и его интеллектуальные соратники (Цвингли (см. ЦВИНГЛИ), Меланхтон (см. МЕЛАНХТОН Филипп), Кальвин (см. КАЛЬВИН Жан)) подготовили почву для перехода от возрожденческого идеала совершенной личности к новоевропейскому идеалу рационально-активного и этически-ответственного субъекта. В рамки Возрождения вписывается также реформаторская мистика Себастьяна Франка (см. ФРАНК Себастьян) и Беме (см. БЕМЕ Якоб). Поэтическая натурфилософия последнего сыграла большую роль в развитии классической немецкой философии.
Итоги Возрождения
Но мысль Реформации не была единственным итогом Возрождения Утонченный меланхоличный скептицизм Монтеня (см. МОНТЕНЬ Мишель де)сохраняет в эту эпоху этические импульсы классического гуманизма. Натурфилософия развивается в трудах Бруно (см. БРУНО Джордано), превратившего ее в радикальный пантеизм, и Телезио (см. ТЕЛЕЗИО Бернардино), существенно приблизившего ее к будущему новому естествознанию введением в привычный пантеистический гилозоизм нового метода изучения натуры «из своих собственных принципов». Бурно развивается мысль Контрреформации (см. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ), в рамках которой осуществляются социальные, психологические и педагогические новации Лойолы (см. ЛОЙОЛА Игнатий), предложившего свою, антилютеровскую концепцию личности. Переживает неожиданный расцвет «вторая схоластика», раскрывшая в томизме (см. ТОМИЗМ) новые ресурсы. Результаты, достигнутые при этом в онтологии (см. ОНТОЛОГИЯ) Фомой де Вио (Каэтаном) и Ф. Суаресом (см. СУАРЕС Франсиско) по-настоящему оценили только в 20 в. Рабле (см. РАБЛЕ Франсуа), Мор (см. МОР Томас), Кампанелла (см. КАМПАНЕЛЛА Томмазо) создают яркие утопические мифы о совершенном обществе. Одновременно Макиавелли (см. МАКИАВЕЛЛИ Никколо) формулирует свои жесткие рекомендации по управлению реальным обществом, закладывая основы современной социологии, а Боден создает теорию правового государства, веротерпимости и суверенитета, начиная эпоху современной юридической мысли. Все это говорит о подспудных поисках философской методологии, каковую найдет следующее поколение мыслителей. Исторический драматизм этого века и его разочарование в гуманистической программе в известной мере стимулировал возвращение к собственно философским установкам. Таким образом, 16 в. можно парадоксально назвать периодом плодотворного распада философии Возрождения и высвобождения из нее жизнеспособных и адекватных времени моделей мышления
В целом же эпоха Возрождения не слишком благоприятствовала философии и не породила великих результатов, за исключением доктрины Кузанца. Философия Возрождения развивалась в косвенных формах эстетической, этической, политической и натурфилософской мысли. Но для культурного поворота Европы к новому времени интуиции и схемы мысли, опробованные в ходе Возрождения, имели колоссальное значение.
Полезные сервисы
возрождение индуизма
Словарь народов и культуры
Возрождение индуизма
(Hindu revivalism), термин, к-рым принято называть совокупность течений 19 - нач. 20 в., явившихся реакцией индуизма на европеизацию. В.и. называют еще реформацией, ренессансом или неоиндуизмом. Для него характерна индуизация зап. понятий или интерпретация индуистских представлений в духе зап. категорий. С этим процессом ассоциируется целый ряд мыслителей и концепций. Предтечей нового индуизма был Раджа Рам Мохан Рой (1772-1833); он, выучив англ, яз., впервые, способствуя самопознанию в духе индуизма, совместил индуистские идеи с зап. идеями, а также основал реформистское движение Брахмо самадж (Общество Брахмы). Его преемником во главе этого об-ва был Дебендранат Тагор (1817-1905), к-рый открыто усомнился в непогрешимости Вед и призвал к новой духовности, основанной на афоризмах Упанишад. Кешаб Чандра Сен (1838-84) искал источник вдохновения, чтобы показать универсальную гармонию разл. религий - прежде всего христианства и индуизма веданты. Самой заметной фигурой в В.и. был Вивекананда (1863-1902), утверждавший, что веданта - индуистский пример единства, к к-рому стремились все религии, и что идея и практика терпимости и универсализма являются особым даром Индии всему миру; он восхищался зап. чувством уверенности в себе, науч. достижениями Запада и создал модель взаимного влияния, в к-рой Запад передавал Индии свои техн. знания в обмен на ее духовное учение. Банким Чандра Чаттерджи (1838-94) призывал к нац. самоидентификации, стремясь придать индуистской религ. традиции светское и гуманистическое звучание. Даянанда Сарасвати (1824-83), основатель Арья самадж (Общество ариев), акцентировал внимание на универсальном значении ведического учения. Бал Гангадхар Тилак (1856-1920) использовал индуистскую культовую практику для выражения националистических чувств; Мадан Мохан Малавийя, основатель Бенаресского индуистского университета, стремился соединить зап. методологию с традиц. предметами изучения; Бипин Чандра Пал (1858-1932) впервые в новой Индии использовал нац. традицию для оформления полит, идеологии; наконец, Исвара Чандра Видьясагар (1820- 91) написал кн. по санскритской грамматике и истории Бенгалии, взяв за основу европ. рациональную методологию. Новая индуистская мысль выдвинула целый ряд характерных тезисов: индуизм как религ. доктрина, и в первую очередь адвайта-веданта, традиционно оставался открытым для восприятия разл. традиций, и в известном смысле все ост. религии мира стремятся к тем конечным духовным целям, к-рые предлагает индуизм; индуистский универсализм - это уникальный вклад Индии в мировую культуру; на нераздвоенности осн. духовного начала, засвидетельствованной адвайтой, базируется этич. и социальная ответственность, а также преобразующая деят-ть, жизнеспособная индуистская моральная философия прямо выводится из индуистской метафизики; индуистская духовность нужна Западу, а динамизм зап. рациональности и науки способен помочь новой Индии. Под В.и. иногда понимают идеологию национализма, якобы основанную на индуистских ценностях и исповедуемую нек-рыми группами совр. инд. политиков.
Полезные сервисы
возрождённый
Толковый словарь Ушакова
ВОЗРОЖДЁННЫЙ, возрожденная, возрожденное; возрождён, возрождена, возрождено (книжн.). прич. страд. прош. вр. от возродить.
Орфографический словарь
Словарь ударений
Морфемно-орфографический словарь
Полезные сервисы
возрожденный
Синонимы к слову возрожденный
прил., кол-во синонимов: 11
возрождённый (1)
воскреснувший (16)
воскрешенный (8)
воссозданный (26)
восстановленный (20)
обновленный (19)
отстроенный (17)
подновленный (7)
регенерированный (2)
реконструированный (11)
реставрированный (6)
отстроенный, восстановленный, воссозданный, воскреснувший, обновленный, реконструированный, воскрешенный, реставрированный