ИСТО́РИКО-ГЕОГРАФИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА (географо-ист. школа, финский метод) - одно из направлений диффузионизма в фольклористике, созд. фин. филологом К. Кроном (1863-1933). Опираясь на методику сравнит. анализа локальных вариантов "Калевалы", разработ. в тр. его отца Ю. Крона, он положил в осн. систематизации сказочного эпоса составление вариантов по историко-хронологич. принципу, если известны их лит. первоисточники, и по геогр., если они записаны в устной форме. Чем дальше варианты находятся друг от друга в геогр. отношении, тем больше они отличаются по содержанию и построению. Все эти отличия, по К. Крону, обусловлены миграцией сюжетов, и чем дальше они ушли от центра генезиса, тем больше они изменились. Следуя по путям миграции в обратном направлении, исследователь может дойти до места возникновения и первонач. формы сюжета, а также определить время его генезиса. В соотв. с этими принципами И.-Г. Ш. был создан универс. "Указатель сказочных типов" А. Аарне, к-рый послужил эталоном для составления мн. нац. указателей в странах Европы (в России - Н. П. Андреев. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. Л., 1929) и способствовал внедрению в науч. обиход стандартной классификации фольклорных сюжетов. Модернизатором ист.-геогр. метода выступил в 1930-х гг. амер. иссл. С. Томпсон, предложивший более мелкую рубрикативную единицу - мотив. Это позволило расширить геогр. просторы миграции сюжетов, увеличить кол-во исследуемых вариантов и перейти от сказочного эпоса к другим жанрам фольклора. В то же время отказ от иссл. причин распространенности фольклорных сюжетов, их нац.-эстетич. своеобразия и соц.-ист. обусловленности привел к геогр. генерализации, сводившей реальный яз. худож. образов к яз. условных знаков и схем. Гл. своей задачей последователи И.-Г. Ш. считают установление каналов рассеивания мотивов.
Лит.: Никифоров А. И. Финская школа перед кризисом // Сов. этнография. 1934. № 4; Землянова Л. М. Современная американская фольклористика. М., 1975.