- Дух смерти в древнегреческой мифологии.
кёр
Словарь галлицизмов русского языка
КЁР * coeur m. Сердце. Червонная масть в картах. Лучинский 1879. Киоры. Курганов. Тут < в картах> были Короли, Королевы и Кавалеры или валеты; сии представляли дворянство; керы (черви) означали духовенство; пики (вины) воинов; трефы (кресты) хлебопашцев; Каро (бубны) артизанов. Ян. 2 145.
- Разговор пошел о книгах, но главным образом - о познании du coeur et du monde, ибо леди Розвил была un peu philosophe и, кроме того un peu littéraire, и в доме ее с одинаковым увлечением обсуждались как предметы серьезные, так и сердца человеческие. Бульвер-Литтон Пелэм 471.
Полезные сервисы
кёр а прандр
Словарь галлицизмов русского языка
КЁР А ПРАНДР * coeur à prendre. шутл. На выданье. - А теперь за тебя, брат, приниматься пора <женить> - кричал хлопая его по плечу толстяк кузен. - Барышни! Что золотое времячко терять? Un coeur à prendre! Т. Барвенкова Раздолье. // РБ 1900 3 1 9.
Полезные сервисы
кёр дансе
Словарь галлицизмов русского языка
I.
КЁР ДАНСЕ * coeur dansé. муз. Пение с танцами. Хор <в "Юдифи"> прерывается пляской одалисок.., потом опять хор, опять пляска, - словом, choeur dansé. 10. 6. 1863. Мусоргский - М. А. Балакиреву. Весьма часто.. смысл сцены требует, чтобы один и те же лица, одна и та же толпа, масса гостей и пела, и танцевала (choeur dansé, по принятому техническому названию). Серов Моцартов "Дон-Жуан" и его панегиристы.
II.
КЁР ДАНСЕ * choeur dansé. Пение с танцами. Хор <в "Юдифи"> прерывается пляской одалисок.., потом опять хор, опять пляска, - словом choeur dansé. 10. 6. 1863. Мусоргский - М. А. Балкиреву.
Полезные сервисы
кёр дор е тет фоль
Словарь галлицизмов русского языка
КЁР ДОР Е ТЕТ ФОЛЬ * coeur d'or et tête folle. Золотое сердце и безумная голова. - Настасья Дмитриевна .. не сердится на тебя, потому что успела узнать тебя насквозь, сказал ей отец, продолжая счастливо улыбаться: - le coeur d'or et tête folle. Б. Маркевич Бездна.
Полезные сервисы
кёр мари
Словарь галлицизмов русского языка
КЁР МАРИ * Coeur Marie. Высокие, тугие воротники подпирали его гладко выбритыя щеки; рыжие усики стрелками торчали в вверх, крепкий запах модных духов "Coeur Marie" струился от его < Сергея Сергевича> пиджака, сиреневого галстука и светлых брюк. В. И. Дмитриева Разбойники. // РБ 1909 11 1 28.
Полезные сервисы
кёр сере
Словарь галлицизмов русского языка
I.
КЁР СЕРЕ * le coeur serré. Скрепя сердце. Вы убедили меня, что мои планы невозможны, и я должен, le coeur serré, отказаться от них. 1878. Е. Марков Черноземные поля. 1 266.
II.
КЁР СЕРЕ * le coeur serré m. Скрепя сердце. Вы убедили меня, что мои планы невозможны, и я должен, le coeur serré, отказаться от них. Е. Марков Чернозем. поля 18.
III.
КЁР СЕРЕ * coeur serré. Скрепя сердце. Вы убеди меня, что мои планы невозможны, и я должен, le coeur serré, отказаться от них. Е. Марков Чернозем. поля.
Полезные сервисы
кёр сэнпль
Словарь галлицизмов русского языка
КЁР СЭНПЛЬ * coeur simple. Простое сердце. У Наташи работает 2-3 (часа) в день, помогает по уборке дома. Вот .. и спрашивает Наташу. - Это вам принадлежит дом или вашему папе. Нашелся-таки человек, coeur simple, который принял меня за домовладельца. 2. 3. 1965. Б. К. Зайцев - Л. Н. Назаровой. // РЛ 1995 4 176.
Полезные сервисы
кёр сэньян
Словарь галлицизмов русского языка
КЁР СЭНЬЯН * coeur saignant? Сам Калинин и чуть ли не полдюжины coeurs saignants не допускали наемников в ливреях помогать Клеопатре Ивановне завертываться в шаль, ротонду и шарф, и усердно мешали ей совершать дорожный туалет. Coeurs saignants путались в ротондах, шалях, смеялись над своей неловкостью. К. Рускин Молодые побеги. // ОЗ 1878 12 1 265. || Le coeur saignant, я отъехал вчера от вашего крыльца .. он был в некотором роде заглохловский Антоний, и Клеопатра .. по приятельски посадила его рядом с собою. Ce qui est retardé n'est pas perdu. Causons. И они стали causer. К. Раскин Молодые побеги. // ОЗ 1878 12 1 258.
Полезные сервисы
кёр сэнян
Словарь галлицизмов русского языка
КЁР СЭНЯН * coeur saignant. Сам Калинин и чуть ли не полдюжины coeurs saignants не допускали наемников в ливреях помогать Клеопатре Ивановне закутываться в шаль, ротонду и шарф, и усердно мешали ей совершать дорожны й туалет. Coeurs saignants путались в ротондах, шалях, смеялись над своей неловкостью. К. Раскин Молодые побеги. // ОЗ 1878 12 1 265.
Полезные сервисы
кёр-де-жанет
Словарь галлицизмов русского языка
КЁР-ДЕ-ЖАНЕТ * coeur de Jeannette "Сердце Жанны". Даже душно станет от аристократизма: белую кость всяким манером свою покажет - вот и платок, а от платка в нос вам кёр-де-жанет, убиган или даже сами парижские флёр-ки-мёр! Белый Серебр. голубь. Было на Тверской. - Папиросы дешевле "Моссельпрома" и рядом. L'organt, Coty, Qulques fleurs, Chypre, Coeur de Janette .. Aivinia .. Hobigant. Чесс Елоп 236-237.
Полезные сервисы
кер-оглы
Энциклопедический словарь
КЕР-ОГЛЫ - «КЕР-ОГЛЫ́», героический эпос народов Ближнего Востока и Ср. Азии. В основе сюжета - подвиги богатыря, борца за народное счастье и справедливость Кер-оглы (Сын слепого - по западным версиям) или Героглы (Сын могилы - по среднеазиатским версиям). Сложился ок. 17 в.
-----------------------------------
«Кёр-оглы́» - героический эпос народов Ближнего Востока и Средней Азии. В основе сюжета - подвиги богатыря, борца за народное счастье и справедливость Кёр-оглы (Сын слепого - по западным версиям) или Гёроглы (Сын могилы - по среднеазиатским версиям). Сложился около XVII в.
Большой энциклопедический словарь
"КЕР-ОГЛЫ" - героический эпос народов Ближнего Востока и Ср. Азии. В основе сюжета - подвиги богатыря, борца за народное счастье и справедливость Кер-оглы (Сын слепого - по западным версиям) или Героглы (Сын могилы - по среднеазиатским версиям). Сложился ок. 17 в.
Полезные сервисы
керакса
керала
Энциклопедический словарь
Ке́рала - штат на юге Индии, у Аравийского моря. 39 тыс. км2. Население 29,1 млн. человек (1991). Административный центр - Тривандрам.
* * *
КЕРАЛА - КЕ́РАЛА (Kerala), штат на юго-западе Индии (см. ИНДИЯ), у побережья Аравийского моря (см. АРАВИЙСКОЕ МОРЕ). Площадь 39 тыс. км2. Население 33,73 млн. человек (2004), преимущественно народ малаяли (см. МАЛАЯЛИ). Административный центр - Тривандрам (см. ТРИВАНДРАМ) (Тируванантапурам).
Основные языки: тамили (см. ТАМИЛЬСКИЙ ЯЗЫК), малаялам.
Свыше 60% населения исповедует индуизм, 21% - христиане, 18% - мусульмане. Плотность населения - одна из наивысших среди индийских штатов.
Природа
Большую часть штата занимает низменный Малабарский берег (см. МАЛАБАРСКИЙ БЕРЕГ). На востоке - склоны Кардамоновых гор (см. КАРДАМОНОВЫ ГОРЫ) и гор Анаймуди (высота до 2698 м).
Климат тропический, муссонный. Средние температуры летом +25 °C, зимой +27 °C. Влажный сезон с апреля по ноябрь, количество осадков до 3000 мм в год.
Равнины освоены под земледелие, на склонах вечнозеленые леса из тика, эбенового, палисандрового, пробкового и др. деревьев.
Экономика
Керала - сельскохозяйственный штат. Название «Керала» означает на языке малаяли «страна кокосовых пальм». Почти весь Малабарский берег (см. МАЛАБАРСКИЙ БЕРЕГ) занят кокосовыми пальмами (70% индийского производства) и посевами риса. Выращивают также орехи кешью (см. КЕШЬЮ). Южная, более засушливая часть побережья интенсивно орошается. В предгорьях важная продовольственная культура - тапиока. Распространены плантационные культуры, специи и пряности. Керала - основной поставщик на мировой рынок черного перца, имбиря, кардамона, масла лимонной травы. Каучуконосы (гевея), плантации чая, кофе. Рыболовство (тунец, сардина, макрель, акула и др.) и рыбопереработка (до 40% общеиндийского производства). Туризм.
На Малабарском побережье разрабатываются крупные залежи монацитовых песков, содержащих монацит, ильменит, рутил, циркон и др. минералы. Производство графитовых материалов, черепицы и кирпича. ГЭС. Цветная металлургия. Пищевая промышленность. Хлопчатобумажная, деревообрабатывающая и резиновая промышленность (обработка натурального каучука, 92% общеиндийского производства). Машиностроение и металлообработка. Химическая промышленность. Нефтепереработка.
Один из ведущих штатов Индии по производству электроники.
Исторический очерк
В глубокой древности на территории Керала возникло государство Чера (см. ЧЕРА), которое упоминается в источниках с 3 в. до н. э. Части Керала входили в состав государств Чола (см. ЧОЛА), Кадамба, Виджаянагар (см. ВИДЖАЯНАГАР).
В 1498 здесь впервые в Индии появились португальцы. В 1663 в некоторых районах обосновались голландцы, в середине 18 в. португальцев вытеснили французы. Тогда же на территории Керала появились английские фактории.
В середине 18 в. южную часть Керала составляла княжество Траванкур, а северная часть была завоевана Майсуром (см. МАЙСУР (историческая область)). В 1792 северная часть Керала присоединена к владениям английской Ост-Индской компании (см. ОСТ-ИНДСКАЯ КОМПАНИЯ (английская)), а княжества Траванкур и Кочин (см. КОЧИН (город)) стали ее вассалами.
После достижения Индией независимости в 1947 из этих княжеств был образован один штат - Траванкур-Кочин. В 1956 на его основе создан штат Керала в современных границах.
Большой энциклопедический словарь
КЕРАЛА - штат на юге Индии, у Аравийского м. 39 тыс. км². Население 29,1 млн. человек (1991). Адм. ц. - Тривандрам.
Сканворды для слова керала
Полезные сервисы
керамевтика, керамика
керамзит
Толковый словарь
м.
Искусственно вспученный строительный материал с мелкопористой ячеистой структурой, получаемый обжигом легкоплавких глинистых пород.
Энциклопедический словарь
КЕРАМЗИ́Т -а; м. [от греч. keramos - глина] Строительный материал, получаемый обжигом легкоплавких глинистых пород (используется как заполнитель бетона).
* * *
керамзи́т (от греч. kéramos - глина), искусственный пористый гравиеподобный заполнитель для лёгких бетонов. Размер зёрен 5-40 мм. Получают обжигом (во вращающихся печах) легкоплавких вспучивающихся глинистых пород.
* * *
КЕРАМЗИТ - КЕРАМЗИ́Т (от греч. keramos - глина), искусственный пористый гравиеподобный заполнитель для легких бетонов. Размер зерен 5-40 мм. Получают обжигом (во вращающихся печах) легкоплавких вспучивающихся глинистых пород.
Большой энциклопедический словарь
КЕРАМЗИТ (от греч. keramos - глина) - искусственный пористый гравиеподобный заполнитель для легких бетонов. Размер зерен 5-40 мм. Получают обжигом (во вращающихся печах) легкоплавких вспучивающихся глинистых пород.
Академический словарь
-а, м.
Строительный материал, заполнитель бетона, получаемый обжигом легкоплавких глинистых пород.
[От греч. κέραμος - глина]
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова керамзит
керамзи́т, керамзи́ты, керамзи́та, керамзи́тов, керамзи́ту, керамзи́там, керамзи́том, керамзи́тами, керамзи́те, керамзи́тах
Синонимы к слову керамзит
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Новый словарь иностранных слов
керамзи́т
(гр. keramos глина) искусственно вспученный материал с мелкопористой ячеистой структурой, получаемый обжигом глинистых пород; гравий и песок из керамзита используются как заполнители легкого бетона.
Сканворды для слова керамзит
Полезные сервисы
керамзитобетон
Толковый словарь
Академический словарь
Слитно. Раздельно. Через дефис
Орфографический словарь
Словарь ударений
Синонимы к слову керамзитобетон
Морфемно-орфографический словарь
Новый словарь иностранных слов
керамзитобето́н
- разновидность легкого бетона, заполнителем в котором является керамзит; легкий и прочный материал, применяемый для изготовления крупноразмерных панелей, строительных ферм, мостов и др.
Сканворды для слова керамзитобетон
Полезные сервисы
керамзитовый
Орфографический словарь
Формы слов для слова керамзитовый
керамзи́товый, керамзи́товая, керамзи́товое, керамзи́товые, керамзи́тового, керамзи́товой, керамзи́товых, керамзи́товому, керамзи́товым, керамзи́товую, керамзи́товою, керамзи́товыми, керамзи́товом, керамзи́тов, керамзи́това, керамзи́тово, керамзи́товы, керамзи́товее, покерамзи́товее, керамзи́товей, покерамзи́товей
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Полезные сервисы
керамида
Словарь церковнославянского языка
(греч. κέραμος) черепок, черепица, глиняный сосуд.
Этимологический словарь
"кирпич, черепица", только др.-русск., цслав. керамида (Акир, азбуковники и т. д.). Из греч. κεραμίς, κεραμίδα. Наряду с этим также др.-русск. керемида "глиняная посуда" (Антон. Новгор. 89; Пам. стар. лит. 1, 40) из того же источника; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 85; Мi. ЕW 115. Не через тур. keremit (вопреки Мi. ТЕl. 2, 109). Вероятно, ассимиляция гласных имела место уже в русском.
Полезные сервисы
керамик
керамика
Толковый словарь
ж.
1. Гончарное производство и искусство.
2. Изделия из обожженной глины.
3. Масса, из которой изготовляются такие изделия.
Толковый словарь Ушакова
КЕРА́МИКА, керамики, мн. нет, жен. (греч. keramike) (спец.).
1. собир. Глиняные изделия. Отдел керамики в музее. Книга о персидской керамике.
2. Гончарное производство.
Толковый словарь Ожегова
КЕРА́МИКА, -и, жен.
1. собир. Изделия из обожжённой глины, глиняных смесей. Художественная к.
2. Гончарное искусство. Заниматься керамикой.
| прил. керамический, -ая, -ое.
Словарь существительных
Энциклопедический словарь
КЕРА́МИКА -и; м. [греч. keramikē]
1. Гончарное производство, гончарное искусство. Специализироваться в керамике.
2. собир. Изделия из обожжённой глины. Античная к. Выставка керамики.
3. Спец. Масса, из которой изготовляются такие изделия. Изделия из керамики.
◁ Керами́ческий, -ая, -ое. К-ые изделия. К-ая ваза. К-ие плитки. К. завод, цех. Кера́миковый, -ая, -ое. К-ое производство.
* * *
кера́мика (греч. keramikē - гончарное искусство, от kéramos - глина), изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов металлов и других неорганических соединений (карбидов, боридов, нитридов, силицидов и др.). По структуре различают грубую керамику (строительный, шамотный кирпич и др.), тонкую с однородной мелкозернистой структурой (фарфор, пьезо- и сегнетокерамика, керметы и др.), пористую с мелкозернистой структурой (фаянс, терракота, майолика и др.), высокопористую (теплоизоляционные керамические материалы). По применению керамику подразделяют на строительную (кирпич, черепица, облицовочные плитки и др.), бытовую и санитарно-техническую (посуда, художественные изделия, умывальники), химически стойкую (трубы, детали химической аппаратуры), электротехническую, радиотехническую, теплоизоляционную (керамзит, пенокерамика и др.), огнеупоры. Керамика известна с эпохи неолита (первые находки - 8-е тысячелетие до н. э. в Гандж-Даре, Иран).
* * *
КЕРАМИКА - КЕРА́МИКА (греч. keramike - гончарное искусство, от keramos - глина), обширная по составу группа диэлектрических материалов, объединенных общностью технологического цикла. В настоящее время под словом керамика понимают не только глиносодержащие, но и другие неорганические материалы, обладающие сходными свойствами, при изготовлении изделий из которых требуется высокотемпературный обжиг.
Состав керамики
Керамический материал состоит из нескольких фаз. Основными фазами являются кристаллическая (одна или несколько) и стекловидная. Кристаллическая фаза определяет характерные свойства керамического материала и представляет собой химические соединения или твердые растворы этих соединений. Основные физические свойства керамики - электрические, пьезоэлектрические, магнитные, температурный коэффициент линейного расширения, механическая прочность - во многом зависят от особенностей кристаллической фазы. Стекловидная фаза находится в керамическом материале в виде прослоек, связывающих кристаллическую фазу. Количество стекловидной фазы и ее состав определяют в основном технологические свойства керамики - температуру спекания, степень пластичности керамической массы при формовании. От содержания стекловидной фазы зависят также плотность, степень пористости и гигроскопичность материала. Наличие газовой фазы (газы находятся в закрытых порах) обусловлено способом обработки массы и приводит к снижению механической и электрической прочности керамических изделий, а также вызывает диэлектрические потери при повышенных напряженностях поля вследствие ионизации газовых включений. Поры ухудшают свойства керамики, особенно при повышенной влажности.
Преимуществом керамики является возможность получения заранее заданных характеристик путем изменения состава массы и технологии производства. Керамические материалы благодаря таким свойствам, как высокая нагревостойкость, отсутствие у большинства материалов гигроскопичности, хорошие электрические (пьезоэлектрические, сегнетоэлектрические) и магнитные характеристики при достаточной механической прочности, стабильности характеристик и надежности, стойкость к воздействию излучения высокой энергии и использование достаточно дешевого и доступного сырья обеспечило их широкое применение в различных областях.
В зависимости от назначения керамики получение заданных свойств изделий достигается подбором сырьевых материалов и добавок и особенностями технологии. Основным сырьем в керамической промышленности являются глины (см. ГЛИНА) и каолины (см. КАОЛИН) вследствие их широкого распространения и ценных технологических свойств. Важнейшим компонентом исходной массы при производстве тонкой керамики являются полевые шпаты (см. ПОЛЕВЫЕ ШПАТЫ) (главным образом микролин) и кварц (см. КВАРЦ). Однако повышенные и резко дифференцированные требования, предъявляемые к керамике металлургией, электротехникой и приборостроением, обусловили развитие производства различных видов технической керамики на основе чистых окислов, карбидов и различных соединений.
Производство керамики.
Технологическая схема керамического производства в качестве обязательных включает в себя следующие операции:
- тонкое измельчение и тщательное смешивание исходных компонентов;
- пластификация массы и образование формовочного полуфабриката;
- формование заготовок из пластифицированной массы;
- спекание изделий (высокотемпературный обжиг).
Измельчение и смешивание сырьевых компонентов производится в шаровых и вибрационных мельницах. Помол может быть «сухим» или «мокрым». Все измельченные керамические массы по технологическим особенностям разделяют на три группы: пластичные массы (материалы, в шихте которых содержится значительное количество глинистых веществ), малопластичные массы (материалы с малым количеством глинистых веществ), непластичные массы (материалы из безглинистой шихты). Состав шихты (см. ШИХТА) определяет в значительной мере технологию приготовления массы к формованию.
Полученная шихта пластифицируется органическим пластификатором (см. ПЛАСТИФИКАТОРЫ).
Формование изделий осуществляют методом прессования, пластической протяжкой (выдавливанием) через мундштук или горячим литьем под давлением. Выбор способа формования определяется техническими, экономическими и технологическими факторами, главными из которых являются форма, размер и точность детали, количество изготовляемых деталей и технологические свойства применяемых масс.
Например, крупногабаритные изделия сложной конфигурации формуют путем литья жидкой керамической массы (водного шликера) в гипсовые формы, которые разбивают при извлечении заготовок. Преимущественно формуются из пластичных масс в гипсовых формах на полуавтоматах и автоматах хозяйственный фарфор и фаянс. Санитарно-строительная керамика сложной конфигурации отливается в гипсовых формах из керамического шликера на механизированных конвейерных линиях. Радио- и пьезокерамика (см. ПЬЕЗОКЕРАМИКА), керметы (см. КЕРМЕТЫ) и др. виды технической керамики в зависимости о их размеров и формы изготовляются главным образом прессованием из порошкообразных масс или отливкой из парафинового шликера в стальных пресс-формах.
Прессование заключается в получении изделия из сыпучей массы под действием внешнего давления. Прессование может быть «полусухое изостатическое», «мокрое», «гидростатическое», «горячее». Горячее прессование применяют для изготовления беспористых изделий с контролируемым размером зерен (до 0,1 мкм), отличающимися повышенной прочностью и плотностью, что улучшает, например, в случае изготовления феррокерамики, магнитные характеристики: магнитную проницаемость, индукцию, время перемагничивания. Особенно пригодным является этот метод при изготовлении ферритов для магнитных головок устройств магнитной записи и воспроизведения звука - и видеосигналов, ферритов СВЧ - диапазона и пьезокерамики, которые невозможно изготовить обычными методами. Заформованные тем или иным способом изделия подвергаются сушке в камерных, туннельных или конвейерных сушилках.
Спекание изделий проводят в муфельных или туннельных электрических печах при температуре 1300 оС и выше. При спекании происходит выжигание пластификатора, завершаются химические реакции между компонентами. За счет слияния частиц фиксируется форма изделия, материал приобретает необходимую механическую прочность и заданные физические и электрические свойства. В зависимости от состава материала спекание (обжиг) может производиться не только в окислительной, но и в нейтральной и даже в восстановительной среде. Обжиг керамики является самым важным технологическим процессом, обеспечивающим заданную степень спекания. Точным соблюдением режима обжига обеспечиваются необходимый фазовый состав и все важнейшие свойства керамики. В процессе обжига вследствие испарения влаги, выгорания пластификатора и уплотнения материала происходит усадка изделий, т.е. уменьшение их размеров, но возрастают их механическая прочность и плотность. В соответствии с комплексом предъявляемых требований степень спекания разных видов керамики колеблется в широких пределах. Изделия из электрофарфора, фаянса и других видов тонкой керамики покрываются перед обжигом глазурью, которая при высоких температурах обжига (1000-1400 оC), плавится, образуя стекловидный водо- и газонепроницаемый слой.
По применению керамику подразделяют на строительную керамику, бытовую и санитарно-техническую (посуда, художественные изделия, умывальники) керамику, химически стойкую керамику, электротехническую керамику, радиотехническую керамику, теплоизоляционную керамику (керамзит (см. КЕРАМЗИТ), пенокерамика (см. ПЕНОКЕРАМИКА) и др.) и огнеупоры.
По структуре различают грубую керамику (строительная, шамотный кирпич и др.), тонкую с однородной мелкозернистой структурой (фарфор (см. ФАРФОР), пьезо- и сегнетокерамика, керметы и др.), пористую с мелкозернистой структурой (фаянс (см. ФАЯНС (керамика)), терракота (см. ТЕРРАКОТА), майолика (см. МАЙОЛИКА) и др.), высокопористую (теплоизоляционные керамические материалы).
ИСТОРИЯ КЕРАМИКИ Древнейшая керамика
Первые фигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (см. ПАЛЕОЛИТ) (около 27 тыс. до н. э.). Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду и продукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину.
Уже в эпоху неолита (см. НЕОЛИТ) широко распространяется обжиг. В разных частях Земли создаются похожие изделия, еще неуклюжие, вылепленные со следами пальцев, большей частью открытых форм, с толстыми стенками. Первоначальные сосуды повсеместно имели острое или закругленное дно, их размещали между камнями очага. В позднем палеолите появляются сосуды с плоским дном. Изделия украшаются вылепленным орнаментом. Постепенно керамика разных местностей обретает разнообразие форм и орнаментов. Керамика этого периода является важным археологическим признаком культур, которые нередко и называют по преобладающему типу орнамента.
В 6 тыс. до н. э. в ряде регионов преобладает расписная керамика (самаррская культура в Средней Месопотамии, эгейская керамика). Появляется лощеная керамика прекрасного качества (коричневых и красных, строго черных тонов). Керамические статуэтки в Эгейском мире прекрасно передают изящество девушек-кор. В этот же период керамика используется как строительный материал.
В бронзовом веке в государствах Междуречья и Египта ремесленники стали использовать гончарный круг, изготовление керамики становится наследственной профессией. Благодаря открытию глазури (см. ГЛАЗУРЬ) пористые сосуды становились водонепроницаемыми, а разнообразные цвета и украшения, полученные с помощью цветной глазури, превращали керамические изделия в произведения искусства. В Китае благодаря использованию качественной белой глины - каолина (см. КАОЛИН) уже во 2-1 тыс. до н. э. изготовлялись тонкостенная глазурованная посуда. В Древнем Египте во 2 тыс. до н. э. появляется фаянс (см. ФАЯНС (керамика)).
Прекрасная обожженная керамика используется для отделки зданий (ворота Иштар (см. ИШТАР) в Вавилоне (см. ВАВИЛОН)). Хараппская цивилизация (см. ХАРАППСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ) использует кирпичные плитки для мощения полов.
Античная керамика
Расписная керамика Древней Греции оказала огромное влияние на развитие всего мирового декоративно-прикладного искусства. Широко известны разнообразные типы древнегреческих ваз (амфоры, гидрии, килики, кратеры), украшенные искусными цветочными узорами, которые затем сменяет ковровый, или ориентализирующий (см. ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ), стиль - орнамент с полихромными поясами изображений животных и фантастических существ.
В 6 в. до н. э. складывается так называемый чернофигурный (чернолаковый) стиль, при котором силуэтные изображения наносились черным лаком на желтую или красную глину, детали одежды, орнамента выполнялись белой и пурпуровой красками.
Композиция росписи строилась на выразительности черных силуэтов, очерченных тонкой обобщенной линией. Немного позднее появилась краснофигурная вазопись, сохраняющая натуральный цвет глины в изображениях фигур при заливке фона черным лаком. Эта техника давала мастеру возможность более детально прорисовывать формы, передавая естественность движения фигуры.
Высокого уровня развития достигла и греческая керамическая пластика. Выразительные женские фигурки, выполненные из терракоты (см. ТЕРРАКОТА) в Танагре, воссоздают образы древних гречанок, их повседневные занятия, изысканную моду древней Греции.
Римская керамика не достигла таких высот, как древнегреческая, но оставила свой след в искусстве керамики. Не роспись, а рельеф был излюбленным приемом мастеров Арециума - центра изготовления керамической посуды Древнего Рима. Здесь были широко распространены сосуды с рельефным орнаментом, покрытые прозрачной глазурью. Римские строители широко применяют керамику, из нее выполняют сложные архитектурные детали.
Керамика стран Дальнего Востока
Древнейшие глиняные изделия, найденные в Китае, датируют 3 тыс. до н. э. Уже в 4-5 вв. в Китае изготовлялись фаянсовые изделия. Но Китай прославился в первую очередь изобретением фарфора (см. ФАРФОР), который появился в результате совершенствования технологии изготовления керамики в 6 в. С 14 в. одним из основных центров изготовления китайского фарфора стал Цзиндэчжэнь, район залегания каолина, полевого шпата (см. ПОЛЕВЫЕ ШПАТЫ), а также особенно чистого песка. Китайские вазы и посуда отличаются техническим и художественным совершенством, чрезвычайным богатством форм и декора. Они послужили образцом для позднейшей европейской продукции.
В 14 в. достигла расцвета и корейская керамика, украшенная инкрустацией из черной и белой глины, а также фарфоровые изделия с рельефами и растительными узорами. С формированием в Японии во второй половине 14 в. культа чайной церемонии здесь появились пористые сосуды и чаши раку-яки из тяжелой керамической массы. Среди японских керамических центров выделялся Сето, где производили изделия с прозрачными глазурями. Особой тонкостью отличался японский фарфор.
Керамика Среднего и Ближнего Востока
Толчком к развитию художественной керамики в странах Среднего и Ближнего Востока, вероятнее всего, послужили китайские фарфоровые изделия, завезенные на рубеже 8-9 вв. В Месопотамии, Египте, Турции и особенно Персии создавали превосходную керамическую утварь. Особенно выделялись сосуды росписью люстром (см. ЛЮСТР), тонко обточенные предметы с бирюзовой глазурью из персидского города Кашана, сложные изделия в стиле «минаи» из древней Раги (ныне Рей в Иране), бело-голубая керамика из турецкого города Изника.
Западноевропейская керамика
В Западной Европе керамика стала интенсивно развиваться в эпоху Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)). Большое влияние оказали керамические изделия из арабских стран, в особенности из мавританской части Испании. Под влиянием испанских керамических изделий с оловянной глазурью, известных как испано-мавританские изделия (центр изготовления - Валенсия), в конце 14 в. в Италии (в городах Фаэнца, Урбино, Губбио) стало интенсивно развиваться производство подобной керамики, но уже под названием «майолика» (см. МАЙОЛИКА). Покрытие изделий белой оловянной глазурью создавало идеальный фон для росписи. В свою очередь, итальянская майолика оказала немалое внимание на развитие майолики Германии 15 в., а также Франции (особенно в Невере) 16-18 вв., где она стала называться «фаянс».
В Нидерландах (в Делфте) изготовляли подобную керамику с середины 16 в. Английская керамика с оловянной глазурью в духе голландских изделий, производившаяся в течение 17-18 вв., получила название «делфтские изделия». Позднее более утилитарные изделия выпускала английская керамическая Ламбетская фабрика - аптекарские кувшины, бутыли для вина, фляжки для воды.
Широкую известность получила и керамика со свинцовой глазурью, легко окрашивающаяся в различные цвета. Своего расцвета она достигла во Франции в 17 в. - знаменитые тончайшие сосуды из Сен-Поршера и «сельские глины» - покрытые поливами декоративные блюда Бернара Палисси (см. ПАЛИССИ Бернар).
Другим технологическим видом керамики того времени была каменная масса (см. КАМЕННАЯ МАССА). Первенство в ее изобретении принадлежит немецким гончарам 14 в. Центрами производства изделий из каменной массы стали Нюрнберг, Хехст, Нимфенбург, Людвигсбург. Немецкая керамика попала в Англию. Стаффордширские мастера усовершенствовали каменную массу и получили более прочный черепок.
Самого большого успеха добился английский керамист Дж. Веджвуд (см. ВЕДЖВУД Джозайя), который на основе каменной массы, изобрел более качественные фаянсовые массы - базальтовый черепок, кремовую массу и «яшмовую массу», из которой изготавливались знаменитые синие вазы с белым рельефом в стиле классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ).
Подлинным переворотом в истории западноевропейской керамики стало изобретение в начале 18 в. немецким химиком Иоганном Бетгером (см. БЕТГЕР Иоганн Фридрих) фарфора. Вскоре в саксонском городке Мейсене была открыта мануфактура, начавшая производить один из самых ценных фарфоров в мире - мейсенский (см. МЕЙСЕНСКИЙ ФАРФОР). Фарфор из Мейсена прославился своими изящными сюжетными статуэтками, сервизами, вазами, туалетными приборами.
С середины 18 в. в Европе стал первенствовать севрский фарфор (см. СЕВРСКИЙ ФАРФОР), выпускавшийся во французском городе Севре. Предшественницей севрской мануфактуры стала небольшая фабрика в Венсене близ Парижа, специализировавшаяся на отливке фарфоровых цветов в стиле рококо (см. РОКОКО). В 1756 венсенская фабрика переехала в Севр, где окончательно сложился изысканно-утонченный стиль севрского фарфора. Наряду с расписной позолоченной пластикой создавали фигурки из белого неглазурованного фарфора - бисквита (см. БИСКВИТ).
Английский высококачественный фарфор также получил всемирное признание. В 18 в. Британия едва ли не первенствовала по числу керамических фабрик: Вустер, Челси, Дерби, Споуд, Коулпорт, Боу, Минтон. Каждую из них отличал свой собственный почерк и стиль.
Российская керамика
После упадка в период татаро-монгольского ига российская керамика в 14-15 вв. возрождается вновь. В 18 в. наряду с гончарными ремесленными изделиями стала выпускаться посуда из майолики с росписью по сырой эмали, в частности на московской фабрике А. К. Гребенщикова, основанной в 1724. Было налажено производство изразцов (см. ИЗРАЗЦЫ) - сначала рельефных, затем гладких с росписью.
В 1744 в Петербурге была основана Порцелиновая мануфактура, на которой через три года Д. И. Виноградовым (см. ВИНОГРАДОВ Дмитрий Иванович) было начато производство русского фарфора. В 1765 мануфактура получила более высокий статус и стала называться Императорский фарфоровый завод (см. ИМПЕРАТОРСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД), где с конца 18 в. выпускались прекрасные сервизы, вазы, портретные бюсты в стиле раннего классицизма, а позднее в стиле ампир (см. АМПИР). Со дня основания завод работал по заказам императорского двора. Для более массового производства в 1766 в Вербилках Ф. Гарднер (см. ГАРДНЕР Франц Яковлевич) основывает частную фабрику, прославившуюся своими жанровыми статуэтками и посудой высокого качества. В деревне Гжель (см. ГЖЕЛЬ) в Подмосковье в 1830-1840-х гг. возникает множество предприятий, использующих преимущества местной глины. В конце 19 в. крупнейшие частные фабрики переходят в руки предпринимателя М. С. Кузнецова (см. КУЗНЕЦОВ Матвей Сидорович) (в том числе и гарднеровская фабрика). Его фабрика в Дулеве выпускала массовую продукцию из фаянса и фарфора довольно хорошего качества.
Керамика 20 века
Уже с конца 19 в. работы керамистов большинства стран отмечены поисками нового стиля: стремлением обнажить естественную красоту керамической массы или, наоборот, придать ей утонченную урбанистичность. Знаменитым стал фарфор в стиле модерн (см. МОДЕРН), изготовлявшийся на заводе в Копенгагене.
В ряде стран проявилась характерная для модерна стилизация народного творчества, возврат к изделиям ручного производства. К керамике обращаются многие художники и скульпторы. В мастерских Абрамцева (см. АБРАМЦЕВО) керамика приобретает новые формы, новый колорит (прежде всего в работах М. А. Врубеля (см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович)). Свойственное модерну внимание к декоративно-прикладному убранству приводит к широкому использованию керамики в отделке зданий и интерьеров.
Дизайнеры-функционалисты, начиная с 1920-х гг., стремились к новым простым формам, очищенным от излишней декоративности и пригодным для массового производства. Особое внимание придавалось выявлению фактуры материала. Развиваются технологии: появляются новые виды глазури, эмалей. Крупные панно и мелкую пластику из керамики делают практически все крупные художники 20 в. Особенно знамениты панно Ф. Леже (см. ЛЕЖЕ Фернан). Керамика становится важной частью интерьеров.
Развитие технологии и рост уровня жизни приводит к тому, что керамика становится довольно массовым увлечением; многие имеют свои печи для обжига. В работах многих художников-керамистов заметно стремление соединить западные стили с восточными традициями и технологиями. В СССР своей керамикой особенно славились республики Прибалтики.
В 1953 организована международная Академия керамики в Женеве (Швейцария).
Большой энциклопедический словарь
КЕРАМИКА (греч. keramike - гончарное искусство - от keramos - глина), изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов металлов и других неорганических соединений (карбидов, боридов, нитридов, силицидов и др.). По структуре различают грубую керамику (строительная, шамотный кирпич и др.), тонкую с однородной мелкозернистой структурой (фарфор, пьезо- и сегнетокерамика, керметы и др.), пористую с мелкозернистой структурой (фаянс, терракота, майолика и др.), высокопористую (теплоизоляционные керамические материалы). По применению керамику подразделяют на строительную (кирпич, черепица, облицовочные плитки и др.), бытовую и санитарно-техническую (посуда, художественные изделия, умывальники), химически стойкую (трубы, детали химической аппаратуры), электротехническую, радиотехническую, теплоизоляционную (керамзит, пенокерамика и др.), огнеупоры.
Академический словарь
-и, м.
1. Гончарное производство, гончарное искусство.
2. собир.
Изделия из обожженной глины.
Античная керамика.
3. спец.
Масса, из которой изготовляются такие изделия.
[греч. κεραμική (τέχνη)]
Гуманитарный словарь
КЕРА́МИКА (греч. keramikḗ - гончарное иск-во) - 1) Изделия из обожженных глин или их смесей с разл. неорганич. соединениями.
2) Область прикладного и декор. иск-ва. Пластич. свойства глины, широкие возможности керамич. декора позволяют создавать скульптуру, панно, вазы, утварь, облицовочные плитки, архит. детали, изразцы, черепицу и т. д. Первые керамич. изделия относятся к верхнему палеолиту (30-27 тыс. лет до н. э.). К. является одним из осн. разделов мат. культуры большинства др. цивилизаций Европы, Америки, Азии, сохранившейся до нашего времени. К числу гл. технологий К. относятся: терракота, майолика, фаянс, фарфор, каменная масса. Расцвет К. в Европе пришелся на антич. эпоху. Возрождение К. в Европе происходит в эпоху Ренессанса - сюжет. роспись вновь становится осн. видом декорирования изделий, керамич. скульптура получает монум. характер (Италия, кон. 14-17 вв.); появляются новые центры произ-ва К. в Европе: Нюрнберг (Германия, с 16 в., майолика), Ним, Лион, Невер (Франция, с 16 в., майолика, фаянс), Делфт (Голландия, с 17 в., фаянс) и т. д. В 18 в. замет. влияние оказывают дальневост. традиции К. (Япония, Китай), к-рые приносят в Европу новые технич. и декор. решения. Новый этап в развитии европ. К. - 2-я пол. 19 - нач. 20 в. - период господства идей символизма и стиля модерн (изделия фарфор. з-да в Копенгагене, Дания). В 20 в. наблюдаются активные поиски простых, часто совершенно чистых от декора, целесообраз. форм в К., рассчит. на массов. произ-во (разработки "Баухауза", Германия). Во 2-й пол. 20 в. развивается стремление к рацион. простоте предметов, подчеркиванию их функцион. назначения, структурных качеств мат-лов.
В России изделия К. (прежде всего разл. сосуды) известны с 10 в.; в 11 в. они декорируются росписями с применением эмали и глазури; для возведения построек использовалась плинфа. После упадка, вызв. тат. нашествием (13 в.), традиции К. возрождаются в 15 в. С 17 в. появляются геометрич. орнаментация, плоскорельеф. изображения. В 18 в. начинается произ-во майолики с росписью по сырой эмали (ф-ка А. Гребенщикова в Москве, с 1724). Для украшения зданий используются терракот. и глазуров. изразцы (произ-во в Москве, Ярославле). Появление фарфора в России относится к 1747 (Д. Виноградов). С того времени действует "порцелиновая" мануфактура (ныне Фарфор. з-д им. М. Ломоносова в СПб.). В 1766 осн. ф-ка Ф. Гарднера (Вербилки, близ Москвы, ныне Дмитровский фарфор. з-д). К сер. 19 в. осн. центром керамич. (фарфоро-фаянс.) произ-ва становится Гжель (ок. 50 предприятий). В кон. 19 - нач. 20 в. одним из крупнейших фарфоро-фаянс. з-дов становится также з-д Кузнецова (Дулево, близ Москвы, ныне Дулевский з-д). Развиваются нар. худож. промыслы (дымков. игрушка, скопин. керамика и т. д.). Худож. формы стиля модерн характерны для изделий К. мастерской Абрамцева; в отделке фасадов зданий широко используются цветной глазуров. кирпич, майоликовые панно, изразцы. Интенсивный период в развитии керамич. произ-ва в России наблюдается в кон. 1910-20-х гг. Разрабатываются совершенно новые эстетич. принципы и худож. формы, к-рые оказали существ. влияние на развитие декор. К. в мире. В 1950-60-е гг. утверждается принцип утилитарности, в формах изделий начинают преобладать упрощенность, линейность, абстрактность мотивов. В 1970-80-е гг. происходит развитие пластики предметов, наблюдаются сложные тональные сочетания; объемная структура изделий приближает их к скульптуре. Декорат. архит. и парковая К. получает дальнейшее распространение, осваивая новые типы сооружений (напр., станции метрополитена) и пространств.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Керамика. Птица. Музей исламского искусства. Каир.
КЕРАМИКА (греческое keramike - гончарное искусство, от keramos - глина), изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов металлов и других неорганических соединений (карбидов, боридов, нитридов, силицидов и др.). Различают грубую керамику, имеющую крупнозернистую, неоднородную в изломе структуру (например, строительный и шамотный кирпич), и тонкую керамику с однородным, мелкозернистым в изломе и равномерно окрашенным черепком (например, фарфор, фаянс). Используется в быту, искусстве, строительстве, электротехнике, радиотехнике и др. Первые попытки обжига глины относятся к позднему палеолиту. Широко обжиг глиняных изделий для придания им твердости, водо- и огнестойкости стал применяться в неолите (около 5 тыс. лет до нашей эры).
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова керамика
кера́мика, кера́мики, кера́мик, кера́мике, кера́микам, кера́мику, кера́микой, кера́микою, кера́миками, кера́миках
Синонимы к слову керамика
сущ., кол-во синонимов: 18
биск (3)
гжель (2)
декоративно-прикладное искусство (14)
керамевтика (1)
майолика (3)
материаловедение (7)
минаи (1)
нанокерамика (2)
пенокерамика (2)
полуфаянс (1)
радиокерамика (1)
сегнетокерамика (1)
селадон (13)
стройкерамика (1)
терракота (3)
фарфор (15)
фаянс (7)
электрокерамика (1)
Идеография
▲ изделие
↑ состоящий из (какого вещества), искусственный, минерал
керамика - изделия из обожженой глины; сплав глины с песком.
строительная: кирпич. черепица.
облицовочная плитка. кафель. изразец.
метлахская плитка.
кринка, крынка. махотка. корчага.
фаянс.
опак - высший сорт фаянса. штейнгут.
фарфор.
севрский фарфор. | диафан.
сервиз.
черепок. | майолика.
терракота. | веджвуд.
литофания.
глазурь. глазурованный (# изразец).
мурава. муравленый.
барботин. | полива.
гончар. гончарный (# изделия).
капсель.
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Этимологический словарь
Немецкое - Keramik.
Греческое - keramos (глина, глиняные изделия).
Слово проникло в русский язык во второй трети XIX в. Оно было заимствованно из немецкого языка, в который попало из французского (ceramique).
В современном русском языке слово употребляется в значении - «изделие, созданное из глины».
Производное: керамический.
Заимств. в середине XIX в. из нем. яз., где Keramik < франц. céramique, восходящего к греч. keramikē (technē) «гончарное искусство», ср. арифметика. Греч. keramikē - суф. производное от keramos «глина, изделия из нее».
Словарь галлицизмов русского языка
КЕРАМИКА и, ж.
1. Гончарное искусство и производство. БАС-1.
2. собир. Гончарные изделия. Русская керамика. БАС-1. ♦ КерАмики, керАмик мн. Он преимущественно расписывает керамики. 6. 11. 1879. М.Антокольский - В.В. Стасову. Нужно еще упомянуть выставку "poterie", где целые залы заполнены французской керамикой, всевозможными сосудами из Невера, Лиможа, чудными севрскими вазами. МБ 1900 7 2 72.
3. спец. Масса, из которой изготавливается керамика. БАС-1. Керамиковый ая, ое. Керамиковый завод. Уш. 1934. - Лекс. Толль 1864: керамика; САН 1909: кера/мика.
Сканворды для слова керамика
- Горшки, обожжённые не богами.
- Общее название всех видов изделий из обожжённой глины.
- Гончарное искусство.
- И фаянс, и фарфор.
- Майолика.
- Тематика музея Гардинера.
Полезные сервисы
керамика промышленная
Энциклопедия Кольера
КЕРАМИКА ПРОМЫШЛЕННАЯ - изделия, получаемые путем спекания неорганических, неметаллических материалов и имеющие промышленное или техническое применение. Компонентами этих материалов обычно являются вещества с высокой температурой плавления или размягчения. Промышленную керамику образует большая группа материалов, имеющих специальное применение, отличное от бытового или декоративного. Как правило, к ней не относят стекла, эмали, строительные материалы и некоторые цементы и огнеупоры
См. ЭМАЛЬ.
Таблица 1. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ КЕРАМИКИ
Производство. Керамика получается нагревом до высокой температуры изделий, сформованных из уплотненного порошка. В случае традиционных материалов порошок обычно представляет собой смесь глины и других встречающихся в природе минералов. Процесс производства по существу один и тот же для всех видов промышленной керамики. Обычно берется тонкий порошок (размер частиц около 1 мкм), полученный размолом или из растворов путем химического осаждения, распыления или сублимационной сушки, и уплотняется давлением в пресс-форме, как правило, карбидовольфрамовой или стальной. К порошку можно добавлять немного органической связки (например, воска) для придания прессовке прочности и способности сохранять форму (см. также ПОРОШКОВАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ). Впоследствии, во время обжига, связка выжигается. Затем форма заготовки может быть изменена путем резания, сверления или другого вида механической обработки
(см. также СТАНКИ МЕТАЛЛОРЕЖУЩИЕ).
ОБРАБОТКА КЕРАМИЧЕСКИХ ЗАГОТОВОК
Большая однородность упаковки порошка может быть достигнута посредством использования давления жидкости для его уплотнения в гибкой резиновой или пластмассовой форме. Таким способом могут быть получены крупные порошковые заготовки. Добавление к порошку значительного количества пластификатора (до 50%) делает смесь достаточно пластичной, так что при умеренных температурах (от 50 до 200° С) ее можно подвергнуть прессованию или литьевому формованию под давлением. Способ литья под давлением хорошо подходит для быстрого производства небольших изделий сложной формы.
См. также ПЛАСТМАССЫ. Суспензии порошков в воде, или шликеры, имеющие низкую вязкость, но содержащие большие объемы твердых материалов, легко получить путем добавления небольшого количества поверхностно-активного вещества (дефлокулянта, или диспергатора). Вода оттекает в пористые стенки пресс-формы, а внутри нее остается заготовка в виде влажного, но хорошо уплотненного порошка. Этот метод широко используется в производстве посуды. Его также применяют для изготовления турбинных лопаток из порошков нитрида кремния или карбида кремния. Все описанные выше процессы дают уплотненный и сформованный порошок (заготовку изделия). Уплотненные частицы затем спекаются путем нагрева, как правило, в электрической печи, с образованием твердого изделия. При высоких температурах (от 1000 до 1700° С) частицы твердых материалов слипаются подобно частицам меда при комнатной температуре. Время обработки варьируется от нескольких минут до нескольких часов. Спекание частиц приводит к образованию более плотного продукта, и изделие может уменьшиться в объеме на 20%. Уплотнение можно ускорить применением более высоких температур и более мелких частиц одного размера. Его также можно усилить, прилагая давление во время нагрева. Этот метод используют, когда требуется максимальная прочность. Обычно в зависимости от температуры, которая может достигать 2000° С и выше, применяют пресс-формы и пуансоны из графита или сплавов никеля. Для передачи давления на порошок можно применить инертный газ, например аргон или азот. При этом порошок часто заключают в тонкую стеклянную оболочку, которая размягчается при температуре прессования, или предварительно нагревают с переходом в такое состояние, в котором он непроницаем для газа. Широко используемый способ ускорить уплотнение - ввести в смесь небольшое количество вещества, которое образует жидкий растворитель для основного компонента при температуре печи. Производство алюмооксидной керамики с помощью силикатов - пример применения этого способа; силикаты магния и иттрия широко используются в производстве нитрида кремния. Процессы нагрева и прессования создают полностью уплотненную мелкозернистую однородную структуру. Содержание побочных и межзеренных фаз обычно сводится к минимуму. Примечательным исключением является намеренное внедрение частиц вторичной фазы, например диоксида циркония, для упрочнения материала и придания ему твердости. Недостаток межзеренных фаз, особенно тех, которые при охлаждении переходят в стеклообразное состояние, состоит в том, что они могут изменять свойства материала в нежелательном направлении. Жидкая фаза должна удаляться в процессе уплотнения. Она удаляется при кристаллизации межзеренной фазы или путем перехода в твердый раствор; оба способа использовались в случае сиалонов (материалов на основе нитрида кремния, содержащих кремний, алюминий, кислород, азот и другие элементы). Были попытки использовать уплотняющие добавки, которые не образуют жидкой фазы. Пример такой добавки - оксид магния, небольшое количество которого способствует уплотнению оксида алюминия, применяемого в производстве прозрачных колб натриевых ламп высокого давления. Тонкие керамические покрытия, прочно сцепленные с поверхностью металлов и других материалов, можно получить путем пламенного или плазменного напыления порошка. При этом достигаются весьма высокие температуры и скорости частиц порошка. Кинетическая энергия ударяющихся о подложку размягченных частиц достаточна, чтобы вызвать их дальнейшее расплавление и обеспечить сцепление с подложкой, которая остается холодной. Температура плазмы достигает 15 000° С и выше, температура пламени близка к 2500° С. Для получения керамического материала с хорошими свойствами надо, чтобы его микроструктура была мелкозернистой, однородной, свободной от дефектов и воспроизводимой. Главным условием этого является производство подходящих высококачественных порошков. Для реализации этой цели были исследованы два подхода. Первый состоит в использовании порошков чрезвычайно мелких частиц (размером 10-100 нм). Однако с такими порошками трудно работать, т.к. их частицы имеют склонность к слипанию. Второй подход состоит в получении сферических частиц диаметром КЕРАМИКА ПРОМЫШЛЕННАЯ1 мкм, которые стремятся расположиться регулярным и соразмерным образом, что приводит к образованию зернами регулярной структуры. Для реализации обоих подходов требуются технологические условия, трудно достижимые в традиционных отраслях керамической промышленности.
Применение. Главные области текущих и потенциальных применений промышленной керамики - машиностроение, электротехника и электроника. Два бытовых применения, отмеченных широким рыночным спросом, - магниты из ферритной керамики, используемые во всех телевизионных приемниках и видеотерминалах, и износостойкие уплотнительные кольца (керамика на основе оксида алюминия) водяных насосов для систем центрального отопления. Два приведенных ниже примера иллюстрируют разнообразие применений керамики и разработанных типов керамических материалов.
Машиностроение. Интерес к керамике основывается на ее высокотемпературных прочности и сопротивлению ползучести. Керамики на основе нитрида кремния, карбида кремния и диоксида циркония используются в дизельных и газотурбинных двигателях. Полностью керамический двигатель, работающий при очень высоких температурах, успешно испытан в лаборатории. Промышленная керамика широко используется при нормальных температурах в условиях, требующих от материала твердости, стойкости к истиранию и прочности. Из карбидокремниевой и алюмооксидной керамики изготавливают уплотнения насосов и детали клапанов, подверженные абразивному действию суспензий и жидкостей. Инструмент с режущей кромкой из корундовой керамики во многих областях металлообработки заменил инструмент на основе карбида вольфрама. Твердая, прочная нитридкремниевая керамика сиалоновой группы была разработана для таких специализированных применений, как высокоскоростная обработка резанием никелевых сплавов и чугуна, прокатка труб и вырубка угля. Существует широкий спрос на керамические материалы для нитепроводников с высокими механическими характеристиками.
Электротехника и электроника. Керамические материалы используются для изготовления изоляторов разнообразного назначения. Тонкие пластины из алюмооксидной керамики широко применяются как подложки для монтажа микропроцессоров и связанных с ними элементов и схем. Алюмооксидная керамика имеет хорошую долговременную электрическую и химическую стабильность при воздействии высокочастотных токов. Она достаточно прочна, чтобы выдерживать высокие тепловые и механические нагрузки, возникающие в условиях температур до 250° С, которые могут создаваться некоторыми электрическими приборами. Изоляторы из алюмооксидной керамики применяются в клистронах и магнетронах (см. также СВЕРХВЫСОКИХ ЧАСТОТ ДИАПАЗОН). Отвод тепла, особенно от многослойных керамических приборов, улучшается при использовании керамики с высокой теплопроводностью, например оксидбериллиевой и нитридалюминиевой. Тонкие изолирующие пленки из керамических материалов дают возможность хранить большие электрические заряды в очень малом объеме. Сегнетоэлектрическая керамика, например титанатбариевая и титанатстронциевая, а также аналогичные материалы, содержащие небольшие добавки оксидов, например лантана и неодима, входят в эту категорию. Диэлектрические керамические материалы, позволяющие миниатюризовать конденсаторы, играют важную роль в развитии техники полупроводниковых электронных приборов.
См. также
ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРИБОРЫ. Приложение электрического поля к сегнетоэлектрическим кристаллам некоторого типа приводит к изменению их формы и наоборот. Это свойство цирконат-титанатов свинца очень ценно для таких устройств, как преобразователи, тензодатчики, акселерометры, датчики давления, микрофоны, головки звукозаписи - воспроизведения, гидролокаторы и ультразвуковые очистители (см. также УЛЬТРАЗВУК). Сегнетоэлектрические керамические материалы применяются также как пироэлектрические датчики в приборах теплового видения и в электрооптических приборах, где приложенное электрическое поле изменяет оптические характеристики материала.
Магнитные материалы. Ферриты, содержащие барий или стронций, широко применяются в качестве дешевого материала для постоянных магнитов в различных устройствах, например электродвигателях. Большие количества таких ферритов используются также в видеотехническом, радиотехническом и микроволновом оборудовании. Ферриты из оксида железа с добавками других оксидов применяются в тех случаях, когда требуется высокая чувствительность к изменению приложенного электрического поля. Марганцово-цинковые ферриты используются как материалы для сердечников трансформаторов, настроечных приборов и головок магнитозаписи. Никель-цинковые ферриты применяются в микроволновых устройствах. Порошкообразные ферриты составляют основу многих типов магнитозаписывающей ленты, магнитных дисков и плат, используемых для хранения информации.
См. также ИНФОРМАЦИИ НАКОПЛЕНИЕ И ПОИСК.
Биокерамика. Использование керамических заменителей частей человеческого тела в последние десятилетия неуклонно растет. Чистая (99,9%) алюмооксидная керамика применяется для протезирования тазобедренных суставов и зубов. Специально приготовленную пористую алюмооксидную керамику удается соединять с живой тканью. Такая керамика, как кальцийгидроксофосфатная, устойчива к биодеградации и к тому же совместима с костной тканью. Ортопедические и зубные имплантанты используются для реконструкции костей в случаях частичной потери костной ткани из-за травмы или болезни. Керамика на основе фосфатов натрия и кальция медленно разрушается и рассасывается в ходе нормальных биохимических процессов в теле, пока не останется только естественная кость.
См. также БИОМЕДИЦИНСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ.
Броня. Очень твердые и прочные керамические листы и пластины, изготовленные из оксида алюминия, карбида бора или нитрида кремния, гасят большую часть энергии удара высокоскоростной поражающей частицы, например пули. Керамические пластины закрепляются на подкладке из алюминия или другого легкого, гибкого материала. Керамические броневые листы и пластины используются для защиты человеческого тела, а также военных самолетов и вертолетов.
Оконные материалы. Кристаллическая керамика более прочна и огнестойка, чем обычные стекла. Оконные материалы из алюмооксидной керамики используются в условиях высоких температур и высоких механических напряжений, например в качестве колб натриевых ламп высокого давления. Не оставляющие царапин "стекла" для ручных часов изготавливаются из прозрачных монокристаллов оксида алюминия. Монокристаллический оксид алюминия, содержащий различные примеси, является также лазерным материалом.
См. ЛАЗЕР.
Атомная энергетика. Керамика применяется вместо металлов в ядерных реакторах. Топливные таблетки из диоксида урана используются в реакторах, рабочие температуры которых слишком высоки для металлического урана. Дисковые прокладки из оксида алюминия помещают между топливным блоком и дном металлического контейнера в качестве теплоизолятора. Система регулирования реактора должна включать поглотители нейтронов, такие, как бор, поэтому во многих таких системах применяется карбид бора.
Датчики и пускатели. Постоянно растет число применений, где требуется контроль содержания загрязняющих газов в воздухе и других газовых смесях. Системы контроля должны обеспечивать непрерывное поступление данных о концентрациях всех загрязняющих газов. Для этой цели используются керамические газовые датчики. Обычно они изготавливаются из полупроводящей оксидной керамики, например диоксидтитановой, оксидоловянной или оксидцинковой. Подобные датчики могут обнаруживать низкие концентрации таких газов, как окись углерода, кислород, сероводород и окислы азота, и запускать регулирующие системы.
ЛИТЕРАТУРА
Яффе Б. и др. Пьезоэлектрическая керамика. М., 1974 Августинник А.И. Керамика. Л., 1975 Эванс А., Лэнгдон Т. Конструкционная керамика. М., 1980 Балкевич В.Л. Техническая керамика. М., 1984