ж.
1. Произведение искусства или его часть, идиллически изображающие сцены сельской и пастушеской жизни.
2. Соответствующий жанр в литературе и искусстве.
ж.
1. Произведение искусства или его часть, идиллически изображающие сцены сельской и пастушеской жизни.
2. Соответствующий жанр в литературе и искусстве.
ПАСТОРА́ЛЬ, пасторали, жен. (от лат. pastoralis - пастушеский).
1. Произведение (преим. драматическое), идиллически изображающее простую пастушескую жизнь (ист. лит.).
2. Музыкальное произведение идиллического характера с преобладанием сельских мелодий (муз.).
ПАСТОРА́ЛЬ, -и, жен. В европейском искусстве 1418 вв.: литературное или музыкальное произведение, идиллически изображающее жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.
| прил. пасторальный, -ая, -ое.
Пастораль
-и, ж.
Литературные, музыкальные и театральные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни, идиллически изображающие пастухов и пастушек на лоне природы, а также произведения этих жанров.
Литературная пастораль.
Инструментальная пастораль.
Пастораль восходит к античной буколике.
Родственные слова:
пастора́льный
Этимология:
От французского pastorale (← лат. pastoralis ‘пастушеский’).
Энциклопедический комментарий:
Пастораль получила особенное развитие в европейском искусстве XIV-XVIII вв. Как вид европейской литературы связана с буколическим миросозерцанием. Она возникла в литературе раннего Возрождения, а расцвета достигла в XVI-XVII вв. (в России - в середине XVIII в.: эклоги А. П. Сумарокова, песенная книжная поэзия). Жанровые формы пасторали - эклога, поэма, роман, драма. Пастораль в музыке (опера, пантомима, балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением сельской жизни) зародилась под влиянием литературной пасторали. Пользовалась популярностью при итальянских и французских дворах. Среди авторов пасторальных опер - К. В. Глюк, В. А. Моцарт и др. К пасторали обращался и П. И. Чайковский.
ПАСТОРА́ЛЬ, -и, ж
Жанр литературы, музыки и др. видов искусства, а также произведение, созданное в этом жанре, связанное с идиллическим мировосприятием, идеализированным изображением пастушеской жизни, природы и сельского быта.
Первый номер была пастораль, дуэт босоножек. Одна изображала влюбленного пастушка, наигрывала, танцуя, на флейте, нежно кружила над отдыхавшей пастушкой; та просыпалась, начинались объяснения, стыдливости и томленье, и в финале торжествующая любовь (Б. Зайцев).
ПАСТОРА́ЛЬ -и; ж. [франц. pastorale] Жанр в европейской литературе и искусстве 14 - 18 вв., характеризующийся идиллическим изображением жизни пастухов и пастушек на лоне природы; произведение этого жанра.
* * *
пастора́ль (франц. pastorale, от лат. pastoralis - пастушеский), 1) жанровая разновидность новоевропейской литературы XIV-XVIII вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идиллическим мировосприятием (см. также Буколика, Идиллия).
2) Опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.
3) Вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельского быта.
* * *
ПАСТОРАЛЬ - ПАСТОРА́ЛЬ (франц. pastorale, от лат. pastoralis - пастушеский), в литературе - утвердившееся в 17-18 вв. наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр).
Истоки жанра
Пастораль как жанр насчитывает двадцать три столетия существования (если считать основоположником жанра Феокрита (см. ФЕОКРИТ)), но называли ее по-разному - буколика (см. БУКОЛИКА), идиллия (см. ИДИЛЛИЯ), эклога (см. ЭКЛОГА (в литературе)). В своих истоках (у Феокрита) пастораль - словесная имитация античного мима (см. МИМ) - «низовой» разновидности античной драмы, балаганной сценки-представления, включающей в себя демонстрацию зрительно-световых чудес, мнимых смертей и воскрешений, загадывание загадок, а также пародирование, розыгрыш, передразнивание. Идиллии Феокрита, персонажами которых являются спорящие и состязающиеся друг с другом в пении пастухи (собственно «буколики»), также связаны с сицилийской традицией воспевания «страстей» пастуха Дафниса (см. ДАФНИС). У Феокрита «страсти» Дафниса трактуются в сентиментально-бытовом плане - как любовные страдания сменивших Дафниса пастухов. Трагическая окраска феокритовых буколик, ставшая «памятью жанра», отзовется в позднейших пасторалях почти обязательной включенностью в них мотивов смерти влюбленного пастуха или его возлюбленной, похорон, тяготением пасторали к смешению с погребальной элегией. С другой стороны, пастухи Феокрита (тот же Титир) имеют своими прообразами и мифологических «сатиров (см. САТИРЫ)», главное занятие которых - любовь, пение и игра на пастушеской свирели. Отсюда - сближенность пасторали, которую античные риторики включали в «область серьезно-смехового», и сатиры, парадоксальная взаимодополнительность пасторального (иллюзионистского, иносказательно-загадочного) и сатирического (разоблачительного, разрушающего иллюзии) «модусов» отношения к действительности, характерное и для пасторали, и для сатиры условно-игровое, экспериментально-фантазийное конструирование художественной реальности.
Мир пасторали
Пастораль определяется лежащим в ее основе целостным образом пасторального мира, противопоставленного миру антипасторальному. Эта антитеза в отдельных пасторальных текстах конкретизируется в ряде таких противопоставлений как: городсельская местность (роща, загородная вилла, деревенская усадьба), искусственнаяестественная жизнь, цивилизацияприрода, толпауединение, волнениепокой, тяжелый трудсозерцательная праздность, ненавистьлюбовь, враждадружба, отчуждениесочувствие, сложность простота, хаос гармония.
Классическая сцена, на которой разыгрывается пасторальное действо, - так называемое «приятное место» (locus amoenus) - окаймленная деревьями и кустами зеленая лужайка на берегу реки или ручья: последние - вместе с пасущимися стадами, нимфами, сильванами (см. СИЛЬВАН), храмами, возведенными в честь языческих богов, пышными надгробьями и скромными могилами - составляют пасторальный декорум. Пасторальный мир - это и мифологическая страна пастухов «блаженная» Аркадия, воспетая в эклогах Вергилия (см. ВЕРГИЛИЙ (поэт)).
На оси времени пастораль характеризуется противопоставлением негативно оцениваемого настоящего идеальному прошлому («золотому веку»), или же исторического времени - времени природному (его идеальное воплощение - знойный летний полдень), а также - прекрасному «остановленному мгновению», вне-временности, своеобразной пасторальной «вечности». Вневременность пасторали генетически связана с ее происхождением от мима, изначальной сориентированностью на лирику и сценический диалог.
Эволюция пасторали
По мере эволюции пасторали от ее древнейших форм к нововременным в ней усиливается повествовательное начало вплоть до возникновения в литературе эпохи Возрождения так называемого «пасторального романа», а в литературе 17 в. - героической идиллии. Пасторальный метажанр в целом демонстрирует условность деления жанров на драматические, эпические и лирические. Узко-жанровые разновидности пасторали, представленные в каждом из этих родов (рождественское действо, пасторальная комедия и трагикомедия, пасторальная поэма, пасторальный роман, эклога, пасторальные ода, сонет, элегия и т. д.)., как правило, преодолевают как межродовые, так и межжанровые границы.
Столь же динамичен и протеистичен герой жанра - пастух, который изначально является образом-маской поэта и страдающего влюбленного и который может выступать в разных обличьях: от божества до сатира, от духовно-утонченного участника философского диспута до «мужлана-деревенщины». В литературе Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) и барокко (см. БАРОККО) пастухов начинают заменять рыбаки, охотники, «пастыри пчел». Пахари-земледельцы «проникнут» в пастораль лишь в эпоху Просвещения - на этапе опрощения и натурализации пасторального жанра. У Вергилия пастухи и земледельцы принципиально разведены по разным жанрам - буколикам и «георгикам» - дидактическим поэмам о сельских «трудах и днях», тематически соседствующим с пасторалью, но имеющим принципиально иную, не созерцательно-медитативную, и, тем более, философскую, а жизненно-практическую направленность.
Образ «пастуха» в христианской (особенно западной) традиции нередко отождествлялся с Христом - «добрым пастырем» (в частности, у Луиса Понсе де Леон, «пастух» - одно из имен Христа). Сакрализация образа пастуха происходила и на почве рождественских действ. Линия развития христианизированной пасторали в Средние века подпитывалась фольклорной традицией (песни, связанные с весенно-летними обрядами), а также такими жанрами куртуазной лирики, как пастурель, альба, блазон.
Пастораль в эпоху Возрождения
Обращение писателей-гуманистов к античной традиции в эпоху Возрождения вызвало расцвет пасторали во всех ее разновидностях. Тому доказательство: эклоги Петрарки (см. ПЕТРАРКА Франческо) (между 1346 - 1348 гг.); пасторальная аллегория Дж. Боккаччо (см. БОККАЧЧО Джованни) «Амето» (ок.1341-42), его же пасторальная поэма в октавах «Фьезоланские нимфы» (ок.1345), «Аркадия» (опубликована в 1504) Я. Саннадзаро (см. САННАДЗАРО Якопо). На пастораль Саннадзаро ориентировались все авторы так называемых «пасторальных романов» (сами они называли свои сочинения «эклогами»): португало-испанский прозаик и поэт Хорхе де Монтемайор (см. МОНТЕМАЙОР Хорхе де), написавший первый пасторальный роман - «Диану» (1559?), его продолжатели Хиль Поло (см. ПОЛО Гаспар Хиль), Сервантес (см. СЕРВАНТЕС Сааведра Мигель де), Лопе де Вега (см. ВЕГА Лопе де), Ф. Сидни (см. СИДНИ Филип), О. д"Юрфе (см. ЮРФЕ Оноре д`). Пасторальный роман - существеннейший этап формирования романа Нового времени: «Дон Кихот» Сервантеса превращается в «роман сознания» во многом благодаря наличию в нем пасторального плана.
Пастораль барокко
Пасторальные мотивы и образы занимают большое место в петраркистской поэтической традиции позднего Возрождения и раннего барокко (см. БАРОККО) (эклоги Гарсиласо де ла Вега (см. ВЕГА Гарсиласо де ла) и Камоэнса (см. КАМОЭНС Луиш ди), пасторальные романсы и сонеты Гонгоры (см. ГОНГОРА-И-АРГОТЕ Луис де), К. Маро (см. МАРО Клеман), А. Барклая, поэмы Т. Тассо (см. ТАССО Торквато) («Аминта», 1573), Э. Спенсера (см. СПЕНСЕР) («Календарь пастуха», 1579), Гонгоры (см. ГОНГОРА-И-АРГОТЕ Луис де) («Фабула о Полифеме и Галатее», 1612; «Одиночества», 1613). В границах барочно-классицистического стилевого синтеза 17 в. создаются пасторальные поэмы «Спасенный Моисей. Героическая идиллия» (1653) Сент-Амана (см. СЕНТ-АМАН), стихотворение «Утро Рождества Христова» и элегия «Лисидас» Д. Мильтона (см. МИЛТОН Джон).
Особенно уместны были пасторальные мотивы и сюжеты на сцене (с учетом изначально сценичной, мимической природы пасторали. Пасторальные комедии писали Шекспир (см. ШЕКСПИР Уильям), Лопе де Вега (см. ВЕГА Лопе де), Кальдерон (см. КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА Педро) и другие испанские драматурги «золотого века (см. ЗОЛОТОЙ ВЕК (в испанской литературе))». В ряду маньеристических пасторалей выделяются пастральная «трагикомедия» Б. Гварини (см. ГВАРИНИ Баттиста) «Верный пастух» (1590), «Галатея» (1584) Дж. Лили (см. ЛИЛИ Джон), пасторальная «маска» Дж. Флетчера (см. ФЛЕТЧЕР Джон) «Верная пастушка» (1608-1609).
Пастораль в век Просвещения
Пастораль эпохи Просвещения тяготеет к демифологизации, к отказу от аллегоризма, к большей естественности и безыскусности, сдвигается от «буколики» к «георгикам». Писатели-просветители особо акцентируют пасторальную тему «золотого века», трактуемого как социальная утопия. Характерные жанры пасторальной поэзии этого столетия - «поэма о сельской усадьбе» (в Англии), описательная поэма («Виндзорский лес» А. Попа (см. ПОП Александр), 1614; «Времена года» Дж. Томпсона, 1726-1730; «Сады» Ж. Делиля, 1782). Существенное место в истории западноевропейской пасторали Просвещения занимает пасторалистика И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг).
В русской литературе 18 века, проходящей этап ускоренного развития, пасторальные темы и жанры играют важнейшую роль (барочно-классицистические «идиллические» оды М. В. Ломоносова (см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич), эклоги и песни А. П. Сумарокова (см. СУМАРОКОВ Александр Петрович), поэзия М. М. Хераскова (см. ХЕРАСКОВ Михаил Матвеевич), сентиментальные буколики М. Муравьева, И. И. Дмитриева (см. ДМИТРИЕВ Иван Иванович)).
Пастораль в 19-20 вв.
В 19 в. пасторальная топика сохраняется преимущественно в опере и в балете. Функциональной заменой пасторали в литературе этого времени становится тема «детства», романтическая идеализация жизни архаических народов (американских индейцев и др.). Однако в романе 19 в., в том числе - и особенно - в романе реалистическом, сориентированном на жанровую полифонию, остается место и для иронически и даже патетически трактованных пасторальных тем и эпизодов (мир поместья Лариных в «Евгении Онегине», «Сон Илюши» в «Обломове», «мир» в «Войне и мире», «золотой век» у Достоевского).
Возрождение интереса к классической пасторали наблюдается в искусстве начала 20 в. (пастораль у художников-«мирискусников (см. МИР ИСКУССТВА)», в поэзии и прозе Андрея Белого (см. БЕЛЫЙ Андрей)). По канонам пасторального жанра создаются многие образцы советского искусства социалистического реализма (см. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ) (фильм «Кубанские казаки». Но к пасторали часто обращались и русские писатели совсем иных мировоззренческих и эстетических ориентаций (Б. Пастернак (см. ПАСТЕРНАК Борис Леонидович), Б. Окуджава (см. ОКУДЖАВА Булат Шалвович), А. Битов (см. БИТОВ Андрей Георгиевич)).
ПАСТОРАЛЬ (франц. pastorale - от лат. pastoralis - пастушеский), 1) жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идиллическим мировосприятием (см. также Буколика, Идиллия).
2) Опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.
3) Вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельского быта.
-и, ж.
Жанр в европейской литературе и искусстве 14-18 вв., характеризующийся идиллическим изображением жизни пастухов и пастушек на лоне природы, а также произведение этого жанра.
[франц. pastorale]
ПАСТОРА́ЛЬ (от лат. pastoralis - пастушеский) - 1) Муз.-театральный жанр или его отдельные сцены, в к-рых идиллически-наивно воспроизводится сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных аристократич. манерами и условно-чувствительными переживаниями. Истоки восходят к антич. эклоге, буколич. поэзии (Феокрит, Вергилий), расцвет П. наблюдается в придворном театре Франции и Италии 17-18 вв., в т. ч. в опере. П. в России известна с 18 в. (в 1760 в Санкт-Петербурге поставлена "Героическая П." Ф. Цопписа). Е. И. Фомин создал оперу-П. "Клорида и Милон". Стилизованною П. является интермедия "Искренность пастушки" из оперы "Пиковая дама" П. И. Чайковского. И. Ф. Стравинский включил П. в "Историю солдата".
2) Инструмент. или вокально-инструмент. произведение, либо одна из его частей, посвященные сельской жизни и миру чувств на лоне природы. В 18 в. распространились песни-П., в том числе в России (О. А. Козловский). В кантатах и ораториях 17-18 вв. П. нередко связывались с пастырской миссией Христа ("Мессия" Г. Ф. Генделя). П. встречается в концертах и симфониях (симфонии № 6 "Пасторальная" Л. Бетховена, одноименные № 2 А. Т. Гречанинова и № 5 Г. Н. Попова). П. для фортепиано сочиняли Козловский, А. К. Лядов, С. С. Прокофьев, Гречанинов, Г. П. Дмитриев. Стравинскому принадлежит П. для голоса и фп., Гречанинову - для виолончели и фп., А. Г. Шнитке - для скрипки и фп., С. М. Ляпунову, Х. С. Кушнареву и С. М. Слонимскому - для органа, Ю. Г. Крейну - для симфонического оркестра.
ПАСТОРАЛЬ (французское pastorale, от латинского pastoralis - пастушеский),
1) условное обозначение литературных жанров 14 - 18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанных с идиллическим мировосприятием (смотри также Буколика, Идиллия).
2) Опера, балет, вокальная или инструментальная пьеса, содержание которой связано с идиллическим изображением природы, сельской жизни.
пастора́ль, -и (лит., муз., сценическ.произведение, характеризующееся идиллическим изображением сельской, пастушескойжизни)
пастора́ль
ж. (Мельников). Через нем. Раstоrаl(е), с XVII в. (Шульц-Баслер 2, 412), или непосредственно из франц. раstоrаlе от лат. pastōrālis "пастушеский".
Пастораль - целых три века, с XVI по XVIII, в европейской литературе процветал жанр, посвященный изображению жизни простых селян, полной наивного очарования и чистых чувств (на самом-то деле она была нелегкой и непростой).
Произведения, созданные в этом прекраснодушном и сентиментальном жанре назывались пасторалями - от латинского прилагательного pastoralis - пастушеский.
ПАСТОРАЛЬ и, ж. pastorale f., нем. Pastoral <лат. pastoralis пастушеский. Произведение искусства или его часть, идиллически изображающие сцены сельской или пастушеской жизни. БАС-1. После сего <обеда> играли на большом театре в замке Италианскую пасторалю, которая изрядно исправилась. Вед. 1719 2 332. Маскерад <сменялся> италианским действием называемым пастораль. 1745. Осьм. век 2 313. От Миллионной <комнаты> в угловом покое по Луговой лини - три картины, именуемыя "пастораль". 1761. Худ. сокр. Рос. 1906 ( 8-12 137. Они .. видят прямо, что трагедия. что комедия, что пасторал <так>, опера французская или итальянская. Г. Н. Теплов. // Философия 18 в. 235. А звуки <дудки> - пастораль чистейшая в мире. 1932. Симонович Зап. 149. Желали вы, - и я вам обещал Препроводить слияние посланья С идиллией - не то чтоб пастораль, А так, стихи. Мей Деревня. "Вот идеальное хозяйство" .. вертелось у меня в голове, и я любовался этой пасторалью дружной семейной работы на богатом покосе. Н. Е. Кудрин 25 лет спустя. // РБ 1907 10 2 41. || Pastorale. Пастораль. Род пастушескаго танца, коего ария, имея две такты и состоя из слов, относящихся к единственно к пастушескому состоянию, заключает в себе приятность и нежность. 1790. Танц. сл. || муз. Написал один романс на слова "Ночной зефир". Наоркестровал Pastorale из сюиты. 7. 7. 1882. Глазунов - Н. А. Римскому-Корсакову. - Лекс. Ян. 1806: пастораль; Уш. 1939: пастора/ль; СИЗ: пастораль 1748, пастораля 1719.
ПАСТОРАЛЬ (фр. pastorale, от лат. pastoralis - пастушеский.). Музыкальное сочинение, изображающее прелести природы или пастушеской жизни, характера идиллического.
- Драматическое или музыкальное произведение, идиллически изображающее жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.
- Переведите на латынь «пастушеский».
- Произведение идиллического характера.
- Итальянская небольшая сценка из жизни сельских пастухов.
- Небольшая опера на идиллический сюжет.
- Картина Вильяма Адольфа Бугро «Детская ...».
- Картина Вильяма Адольфа Бугро.
- Фильм Филлипа Нойса «Американская ...».
- Балет французского композитора Жоржа Орика.
прил.
1. соотн. с сущ. пастораль, связанный с ним
2. Свойственный пасторали, характерный для нее.
3. Соответствующий жанру пасторали.
ПАСТОРА́ЛЬНЫЙ, пасторальная, пасторальное (лит., муз.). прил. к пастораль. Пасторальный стиль.
|| В форме пасторали. Пасторальная пьеса.
ПАСТОРА́ЛЬ, -и, ж. В европейском искусстве 14Ч18 вв.: литературное или музыкальное произведение, идиллически изображающее жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.
ПАСТОРА́ЛЬНЫЙ -ая, -ое.
1. к Пастора́ль. П. стиль. // Обладающий чертами пасторали. П-ая драма. П. роман. П-ая соната.
2. Безмятежно-счастливый, идиллический. П-ые отношения.
-ая, -ое.
прил. к пастораль.
Пасторальный стиль.
◊
Музыка его [Берлиоза] отличается вообще теплотою и мягким, несколько пасторальным оттенком. А. Бородин, Музыкальные заметки.
||
Обладающий чертами пасторали.
Пасторальная драма. Пасторальный роман. Пасторальная соната.
пастора́льный, пастора́льная, пастора́льное, пастора́льные, пастора́льного, пастора́льной, пастора́льных, пастора́льному, пастора́льным, пастора́льную, пастора́льною, пастора́льными, пастора́льном, пастора́лен, пастора́льна, пастора́льно, пастора́льны, пастора́льнее, попастора́льнее, пастора́льней, попастора́льней
см. сельский
ПАСТОРАЛЬНЫЙ ая, ое. pastorale f.
1. Отн. к пасторали. Пасторальный стиль. БАС-1. К роману, к пасторальну слогу Имея страсть, скроил эклогу. И слово "милая" вклеил. Поэты 490. // Сл. 18 3 183. || Имеющий форму пасторали. Пасторальный роман. Пасторальная драма. пасторальная симфония. БАС-1. И вот раз, когда папенька был в гостях в Рябове. старичок упросил устроить ему на его театре балет-пантомиму. Балет должен был быть во вкусе милой старины, "пасторальный", т. е. какая-то смесь пейзан с богами Олимпа. Каменская Восп. 26. В сороковых годах, для приезжей танцовщицы г-жи Грековской был возобновлен на Московской сцене один из старинных , так называемых, пасторальных балетов в нескольких картинах. С.П. Соловьев Восп. // РА 1873 2 2052. Неизвестно почему, неизвестно откуда, в ушах моих раздаются звуки пасторальной сонаты Бетховена. Салт. Губерн. очерки.
2. перен., эмигр. Простодушный, наивно-деревенский, простой. Если вам в ответ на невинные пасторальные домогания скажут: "Слушай, arrête-toi"! - Знайте, что вы имеете дело с нашим языком. . Если вас призывают к беседе словами: "Ecoute-moi внимательно" - знайте, что это мы, лучших опознавательных примет вы не найдете. М. Жажоян Язык эмиграции. // Звезда 1998 1 196. - Лекс. Ян. 1806: пасторальная поэзия; Уш. 1939: пастора/льный.
ПАСТОРАЛЬНЫЙ (лат. pastoralis - от pastor - пастух). 1) пастушеский, сельский. 2) относящийся к званию или должности пастората. 3) наставительный, поучительный.