Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: 89
романс романс
толковый словарь

м.

1. Небольшое произведение для голоса с сопровождением фортепиано или каких-либо других инструментов (гитары, арфы и т.п.).

отт. Небольшая музыкальная пьеса с преобладанием мелодии песенного лирического характера.

2. Лирическое стихотворение песенного народного склада (в западноевропейской литературе эпохи Средневековья и в подражательной поэзии позднейших времен).

толковый словарь ушакова

РОМА́НС, романса, муж. (франц. romance).

1. Небольшое вокальное произведение для одного или двух голосов на слова какого-нибудь стихотворения с аккомпанементом одного инструмента (муз.).

|| В инструментальной музыке - небольшая пьеса с преобладанием мелодии песенного лирического характера (муз.).

2. В различных средневековых зап.-европейских литературах и в подражательной поэзии позднейших поэтов - лирическое любовное стихотворение песенного народного складка (лит.).

|| В испанской литературе - старинное стихотворение с историческим или эпическим сюжетом (лит.).

толковый словарь ожегова

РОМА́НС, -а, муж. Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. Старинные русские романсы.

| прил. романсный, -ая, -ое (спец.). Романсная лирика.

популярный словарь

Романс

-а, м.

1) Небольшое музыкальное произведение лирического или лирико-драматического содержания для голоса с инструментальным сопровождением.

Романсы Глинки.

Цыганские романсы.

Романс на слова Фета.

После чаю Ярцев пел романсы, аккомпанируя себе на гитаре (Чехов).

2) Небольшое лирическое стихотворение песенного типа, преимущественно на тему любви.

Родственные слова:

рома́нсный (романсная лирика), рома́нсовый (романсовая лирика)

Этимология:

От французского romance (← исп. romance ‘романс’; ‘романский’; ‘испанский язык’). В русском языке как литературный термин - с середины XVIII в.

Энциклопедический комментарий:

Музыкальный романс - важнейший жанр камерной вокальной музыки. Восходит к Средневековью и Возрождению, но расцвета достигает в конце XVIII в., когда он оттесняет и народную музыку и салонный мадригал. Его разновидности - баллада, элегия, баркарола и др. Стихотворный романс - лирическое произведение, строфическое, со стихами средней длины, с характерной напевной интонацией, без отчетливых жанровых признаков. В западно-европейской поэзии были популярны романсы Ш. Мильвуа, Э. Парни. "Романсы без слов" озаглавил свой сборник П. Верлен. Подзаголовок "Романс" имеют стихотворение В. А. Жуковского "Желание", А. С. Пушкина "Под вечер, осенью ненастной". "Романсом" назвал несколько своих произведений М. Ю. Лермонтов.

словарь существительных

РОМА́НС, -а, м

Вокально-инструментальный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, для голоса с инструментальным сопровождением, обычно сентиментальное по характеру.

Она [Ольга] пела много арий и романсов, по указанию Штольца; в одних выражалось страдание с неясным предчувствием счастья, в других - радость, но в звуках этих таился уже зародыш грусти (Гонч.).

энциклопедический словарь

РОМА́НС -а; м. [франц. romance] Вокально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением, имеющее более сложную, чем песня, форму. Р. на слова Пушкина. Романсы Глинки. Исполнительница старинных русских романсов. Петь р.

Рома́нсный, -ая, -ое. Р-ая форма. Р-ая лирика. Р-ая музыка. Р-ое творчество Чайковского.

* * *

рома́нс (исп. romance), музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным и гитарным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Популярен в России (название - с начала XIX в.), в других европейских странах - под различными названиями. Романсом называют и некоторые инструментальные пьесы напевного характера.

* * *

РОМАНС - РОМА́НС (исп. romance), музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название «романс» носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера.

большой энциклопедический словарь

РОМАНС (исп. romance) - музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название "романс" носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера.

академический словарь

-а, м.

1. Вокально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением фортепьяно или каких-л. других инструментов, имеющее более сложную, чем песня, форму.

Романс на слова Пушкина. Романсы Глинки.

После чаю Ярцев пел романсы, аккомпанируя себе на гитаре. Чехов, Три года.

||

Название инструментальных пьес певучего, мелодического характера.

2. Небольшое лирическое стихотворение песенного типа, преимущественно на тему о любви.

[франц. romance]

гуманитарный словарь

РОМА́НС - жанр камерной вокальной музыки для голоса с инструментальным сопровождением (фп., гитары, арфы и др.). Термин "Р." возник в Испании и первоначально означал светскую песню на исп. яз., в отличие от церк. песнопений, исполнявшихся на латыни. Из Испании Р., как лит. жанр, перешел в поэзию др. стран и стал обозначать жанр лирич. стихотв., предназначенного для пения, а также жанр вокальной музыки. Большую популярность этот жанр приобрел в 18 в. во Франции. В России Р. первонач. называли вокальные произв., написанные на франц. текст (рус. композиторами в т. ч.), тогда как вокальные произв. на рус. яз. назывались "российскими песнями". Укоренение Р. на рус. почве в кон. 18 - нач. 19 в. тесно связано с распространением сентиментализма. Особую популярность в этот период приобретает жанр Р.-элегии, наиболее ярко отразивший настроения культуры рус. сентиментализма. В рус. Р. с начала его возникновения сочетались две линии европ. сентиментализма - "мещанская" и "аристократическая", бытовая городская, провинциально-усадебная и столичная (творчество Ф. М. Дубянского, А. Д. Жилина, ранние произведения А. А. Алябьева). Две линии рус. Р. развивались параллельно на протяжении всего 19 в., представленные, с одной стороны, рассчитанным на певцов-любителей бытовым Р. и, с другой, композиторской вокальной классикой, предназначенной для исполнителей-профессионалов. Эти две области жанра Р. постоянно взаимодействовали. Этим обусловлены неоспоримые художеств. достоинства бытовых Р. А. Л. Гурилева, П. П. Булахова и др. Р. стал одним из ведущих жанров романтич. ветви рус. музыки 19 в., представленной сочинениями М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. А. Балакирева, А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова и др. Романтич. характер поэтики Р. отличает его от другого распространенного жанра камерно-вокальной музыки - песни. Границы этих жанров особенно отчетливы в творчестве Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, где оба жанра сосуществуют. Различие заключается в выборе текстов, в их образно-эмоциональном строе, в характере стихосложения и, соответственно, в муз. стилистике. Сфера Р. - внутренний мир человека, эмоциональное богатство, противоречивость и сложность его души. Поэтическая основа Р. - лирическое стихотв. Песня же тяготела, с одной стороны, к фольклорной тематике, с другой - к обобщениям явлений социальной действительности. Интонационный строй рус. Р. 19 в. - при всем индивидуальном своеобразии композиторских стилей - опирался в целом на широкий круг общелирических и декламационных интонаций и на танцевальные ритмы европ. музыки того времени. При всем многообразии музыкально-поэтического строя рус. Р. 19 в. прослеживаются сквозные линии его развития на протяжении всего столетия. Любовная лирика - центральная линия, ее гл. тема - любовь как сильное и светлое чувство (Глинка "Я помню чудное мгновенье", Чайковский "День ли царит"). Ее трагическая антитеза - мотив несостоявшегося счастья, одиночества (Чайковский "Снова, как прежде, один"). Др. линия рус. Р. - созерцательная, к к-рой относятся и пейзажная лирика, и жанр "восточного романса", и миниатюры, запечатлевшие мгновения красоты (Даргомыжский "Вертоград", Рахманинов "Островок", "Сирень"). Начиная с Глинки и Даргомыжского, формируется еще одна устойчивая жанровая ветвь - медитативная элегия (Даргомыжский "И скучно, и грустно", Рахманинов "Вчера мы встретились"). Традиционная линия рус. Р. - антологическая лирика, основными направлениями к-рой являются пламенная лирика застолий (Глинка "Кубок янтарный") и созерцательная картинная лирика (Даргомыжский "Юноша и дева", Кюи "Царскосельская статуя", Рахманинов "Муза"). Общий кризис романтизма в начале 20 в. предопределил и значит. изменения в жанре Р. Само название Р. используется уже реже. Появляется, в частности, новый жанр "стихотворения с музыкой", более соответствующий новой эстетической реальности. В сер. 20 в. вновь актуализируется жанр песни.

Лит.: Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс 19 в. М., 1956; Она же. Романтическая песня 19 в. М., 1966; Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 г.). Вып. 1-2. М., 1966-69.

иллюстрированный энциклопедический словарь

РОМАНС (испанское romance), произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепьянным и гитарным) сопровождением. Основной жанр камерной вокальной музыки. Популярен в России (назван - с начала 19 в.), в том числе цыганский романс, в других европейских странах - под различными названиями.

словарь русского арго
орфографический словарь

рома́нс, -а

словарь ударений

рома́нс

формы слов

рома́нс, рома́нсы, рома́нса, рома́нсов, рома́нсу, рома́нсам, рома́нсом, рома́нсами, рома́нсе, рома́нсах

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 4

См. песнь...

морфемно-орфографический словарь

рома́нс/.

грамматический словарь

рома́нс м 1a

этимологический словарь

Заимств. в конце XVIII в. из франц. яз., где romance < лат. romanice. См. роман. Романс буквально - «народная песня».

рома́нс

род. п. -а. Из франц. rоmаnсе - то же, которое восходит через исп. rоmаnсе, ст.-франц. romanz к лат. rōmānice (Гамильшег, ЕW 770). Ср. рома́н.

словарь галлицизмов русского языка

РОМАНС а, м. romance f. ит. romanza.

1. В различных средневековых западно-европейских литературах и в подражательной поэзии позднейших времен - лирическое любовное стихотворение песенного народного склада. БАС-1. Первые изобретатели романсов трубадуры писали романсы свои всегда с рифмами, то и написал я свой. Держ. Продолж. о лирич. поэзии. // Лит. 18 в связях 1986 259. Я не охотник до них <песенников> потому, что в этих хорах слышится вовсе не русская песня, а трактирная, относящаяся в ней как чисто-народная песня относится к раманцу. 1875. Гациский Нижегородка 178. Фет скрылся в деревню. Там, на досуге, он отчасти пишет романсы, потом человеконенавистничает; сперва напишет романс, потом почеловеконенавистничает .. и все это, для тиснения, отправляет в "Русский вестник". 1863. Соврем. // РЛ 2001 1 210.

2. Небольшое произведение для голоса с сопровождением фортепьяно или каких-л. других инструментов (гитары, арфы и т. п.). БАС-1. У романса нет "тем", у него одна тема: любовь, все остальное - жизнь и смерть, вечность и время, судьба, вера и поверье, одиночество и разочарование - только в той мере, в какой они связаны с этой главной и единственной темой. М. Петровский Езда в остров любви. // ВЛ 1984 №5. Я не охотник до них <песенников> потому, что в этих хорах слышится вовсе не русская песня., а трактирная, относящаяся к ней как чисто народная песня относится к раманцу. Гацисский Нижегородка 1875 178. Все желают "выигрывать на вертипьянах разные польки и романцы". Шмелев Свет 42. ♦ Романсы в лицах. От сильного насморка я не ездил в Гатчину, где были и картины и романсы в лицах. 14. 10. 1824. Н. м. Карамзин - П. А. Вяземскому. // Стар. и новизна 1897 1 157. ♦ Финансы поют романсы. От наших бывших советов они отличаются прежде всего тем, что в их руках финансы, а не "романсы". Заб. раб. 21. 12. 1993. - Лекс. Ян. 1806: романс; САН 1847: рома/нс.

словарь иностранных слов

РОМАНС (фр.). Песня, лирическое стихотворение для пения с музыкою; в музыке занимает место между песней и балладой, имея более мелодической плавности, чем песня, и менее драматического движения, чем в балладе.

сканворды

- Гитарные страдания.

- Цыганская заунывная.

- Подходящая песня для финансов.

- «Утро туманное» или «Тёмно-вишнёвая шаль» по жанру.

- «Очи чёрные» как произведение.

- Один из репертуара Аллы Баяновой.

- Фильм Эльдара Рязанова «Жестокий ...».

- Жанр фольклора.

- Стихотворение, положенное на музыку.

- Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение.

- Скажите по-испански «сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением».

- Стихотворение Пушкина.

- Фильм Андрея Кончаловского «... о влюблённых».

- Фильм Юнгвальда-Хилькевича «Новогодний ...».

- Фильм Петра Тодоровского «Городской ...».

- Стихотворение русского поэта Аполлона Майкова.

- Стихотворение русского поэта Семёна Надсона.

- Стихотворение Афанасия Фета.

полезные сервисы
романс-ариозо романс-ариозо
слитно. раздельно. через дефис

рома/нс-арио/зо, рома/нса-арио/зо, м.

полезные сервисы
романс-баллада романс-баллада
слитно. раздельно. через дефис

рома/нс-балла/да, рома/нса-балла/ды, м.

полезные сервисы
романс-песня романс-песня
слитно. раздельно. через дефис

рома/нс-пе/сня, рома/нса-пе/сни, м.

полезные сервисы
романсе романсе
словарь галлицизмов русского языка

РОМАНСЕ * romancée < biographie romancée. Им <Гулем> были выпущены "романсированные" биографии Дзержинского, Ворошилова и других советских вождей. Струве 29.

полезные сервисы
романсеро романсеро
орфографический словарь

романсе́ро, нескл., муж.

словарь ударений

романсе́ро [сэ], нескл., м.

трудности произношения и ударения

романсе́ро. Произносится [романсэ́ро].

морфемно-орфографический словарь

романсе́ро, нескл., м.

словарь иностранных слов

РОМАНСЕРО (исп.). Сборник небольших испанских поэм героического содержания, написанных строфами.

сканворды

- Сборник немецкого поэта Генриха Гейне.

полезные сервисы
романсиада романсиада
словарь галлицизмов русского языка

РОМАНСИАДА ы, ж. romance f. окказ. Концерт исполнителей романсов. Передача "Маяка" 27. 11. 1997.

полезные сервисы
романсик романсик
толковый словарь

м. разг.

1. уменьш. к сущ. романс

2. ласк. к сущ. романс

орфографический словарь

рома́нсик, -а

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

полезные сервисы
романсист романсист
толковый словарь

м.

Автор романсов.

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

словарь галлицизмов русского языка

РОМАНСИСТ а, м. romance f. Автор романсов. БАС-1.Эдурад Брюгиер принадлежит также к группе романсистов по возстановлении Бурбонов. БДЧ 1850 103 3 57. Еще в этом концерте были исполнены четыре романса наших лучших четырех романсистов. Кюи Концерт Балакирева. Романсисты. Радиопередача 26. 6. 1996. - Лекс. БАС-1: романси/ст.

полезные сервисы
романсистка романсистка
словарь галлицизмов русского языка

РОМАНСИСТКА и, ж. romance f. Женщина-автор романсов. И мы провели вечер почти забытой романсистки <е. С. Шашиной>. Радиопередача 13. 10. 1993.

полезные сервисы
романские народы романские народы
словарь иностранных слов

РОМАНСКИЕ НАРОДЫ - обозначение народов, которые населяют запад и юг Европы (французы, испанцы, португальцы, итальянцы, румыны).

полезные сервисы
романские народы, романцы романские народы, романцы
словарь иностранных слов

Нар., говорящие на романск. языках.

полезные сервисы
романские языки романские языки
энциклопедический словарь

Рома́нские языки́ (от лат. romanus - римский), группа родственных языков индоевропейской семьи, развившихся из латинского языка: испанский, португальский, каталанский, галисийский; французский, окситанский; итальянский, сардинский; ретороманские; румынский, молдавский, а также ладино и исчезнувший в XIX в. далматинский язык.

* * *

РОМАНСКИЕ ЯЗЫКИ - РОМА́НСКИЕ ЯЗЫКИ́ (от лат. romanus - римский), группа родственных языков индоевропейской семьи, развившихся из латинского языка: испанский, португальский, каталанский, галисийский; французский, окситанский; итальянский, сардинский; ретороманские; румынский, молдавский, а также исчезнувший в 19 в. далматинский язык.

большой энциклопедический словарь

РОМАНСКИЕ ЯЗЫКИ (от лат. romanus - римский) - группа родственных языков индоевропейской семьи, развившихся из латинского языка: испанский, португальский, каталанский, галисийский; французский, окситанский; итальянский, сардинский; ретороманские; румынский, молдавский, а также исчезнувший в 19 в. далматинский язык.

словарь народов и культуры

Романские языки

(Romance languages), дочерние яз. латинского языка, на к-рых говорят ок. 500 млн. чел. в Европе, Сев. и Юж. Америке, Австралии, а также в нек-рых странах на др. континентах. Существуют разл. мнения о кол-ве этих языков, поскольку вопрос о том, что представляет собой отд. яз., часто имеет не только лингвистическое, но и полит, измерение. Выделяют пять нац. Р.я.: исп., португ., франц., итал. и рум. Три языка имеют офиц. региональный статус: ретороманский (вост. Швейцария), каталанский и галисийский (Испания); еще два - сардинский и окситанский (провансальский, Юж. Франция) - заслуживают выделения в отд. яз. по чисто лингвистическим критериям. Существуют многочисл. диалекты Р.я. (напр., сицилийский), отличающиеся от нормального нац. яз. значительно больше, чем, скажем, исп. от португ. Далматинский яз., на к-ром говорили в Сев. Югославии, исчез ок. 1900 г. Единого принципа классификации Р.я. на подгруппы не существует. Все они так или иначе оказали воздействие друг на друга, и на всех сказалось изменение полит, границ в Европе. Геогр. соседство является, как правило, осн. фактором, способствующим сближению языков. Наиб, распространен в мире - исп. яз., насчитывающий 280 млн. говорящих и обладающий офиц. статусом в 19 гос-вах (самые крупные - Испания, Мексика и Аргентина). Каталанский яз. (6 млн. говорящих) состоит в близком родстве с окситанским; он имеет офиц. статус в Андорре и используется также в местностях близ Руссильона во Франции. Португ. является нац. яз. Португалии (10 млн. говорящих) и Бразилии (147 млн.), а также офиц. яз. в ряде быв. колоний, напр., в Анголе и Мозамбике. На родственном ему галисийском яз. (гальего) говорят в сев.-зап. р-нах Испании. Франц. яз. распространен во Франции, Бельгии, Швейцарии и Канаде (66 млн. говорящих); он является офиц. яз. в быв. франц. колониях Сев. Африки и мн. др. странах, а также выполняет функцию междунар. яз. Окситанские диалекты Юж. Франции (включающие провансальский) до сих пор насчитывают св. 10 млн. говорящих, хотя большинство владеют двумя языками. Многочисл. региональные диалекты всегда существовали в Италии. После ее объединения в 1861 г. в основу нормативного яз. был положен флорентийский диалект, но 50% нас. до сих пор считают своим родным яз. др. диалекты. На рум. яз. говорят 27 млн. чел. в Румынии и Молдавии. После обретения независимости в Молдавии был осуществлен переход от использования кириллицы к лат. алфавиту, как в Румынии. Рум. яз. содержит заимствования из славянских и тур- яз. На родственных ему диалектах (арумынском и мегленитском) говорят в Сев. Греции.

лингвистика

Рома́нские языки́ -

группа языков индоевропейской семьи (см. Индоевропейские языки), связанных общим

происхождением от латинского языка,

общими закономерностями развития и значительными элементами

структурной общности. Термин «романский» восходит к латинскому romanus («относящийся к Риму», позднее - «к Римской

империи»), в раннем средневековье обозначавшем народную речь,

отличную как от классической латыни, так и от германских и других диалектов. В Испании и Италии романские языки

называются также неолатинскими. Общее число говорящих 576 млн. чел.

Более 60 стран используют Р. я. как национальные или официальные языки

(в т. ч. французский - 30, испанский - 20, португальский - 7,

итальянский - 3 страны).

В науке нет единого мнения о числе романских языков. В советских

работах обычно выделяется 12 Р. я.: испанский,

галисийский, португальский, каталанский,

окситанский (провансальский), французский, итальянский,

сардский (сардинский), ретороманский (ретороманские), румынский, молдавский и

вымерший в конце 19 в. далматинский. К Р. я.

относится также язык ладино. В романистике обсуждался статус некоторых языков и

диалектов: галисийского (диалект португальского или отдельный язык),

каталанского и окситанского (два разных или варианты одного языка),

гасконского (отдельный язык или диалект провансальского),

франко-провансальского (отдельный язык или диалект окситанского или

французского), ретороманского (один язык или группа языков), арумынского

(или аромунского), мегленитского (или мегленорумынского),

истрорумынского - отдельные языки или диалекты румынского языка,

молдавского (отдельный язык или вариант румынского). Трудности

разграничения Р. я. усугубляются неравномерностью их развития. Так,

провансальский язык, имевший богатую литературу в средние века, утратил

своё значение, с 13 в. сфера его использования как средства публичного

(не бытового) общения сузилась, в связи с чем некоторые учёные считали

провансальские говоры диалектами французского

языка. Развитие письменности на некоторых диалектах вне основной зоны

данного языка (на валлонском - диалекте французского языка,

корсиканском - диалекте итальянского языка, и др.) способствует их

обособлению в отдельные литературные языки.

Некоторые литературные Р. я. имеют варианты: ретороманский;

французский - в Бельгии, Швейцарии, Канаде; испанский - в Латинской

Америке; португальский - в Бразилии. На основе Р. я. (французский,

португальский, испанский) возникло более 10 креольских языков.

Различают 3 зоны распространения Р. я. 1) «Старая Романия»:

территория Европы, входившая в состав Римской империи и сохранившая

романскую речь - ядро формирования Р. я. Сюда относятся: Италия,

Португалия, почти вся Испания и Франция, южная Бельгия, западная и южная

Швейцария, основная территория Румынии, Молдавская ССР, отдельные

вкрапления на севере Греции, юге и северо-западе Югославии.

2) В 16-18 вв. в связи с колониальной экспансией образуются компактные

группы романоязычного населения вне Европы - «Новая Романия»: часть

Северной Америки (например, Квебек в Канаде, Мексика), почти вся

Центральная Америка, Южная Америка, бо́льшая часть Антильских островов.

3) Страны, в которых в результате колониальной экспансии Р. я. стали

официальными языками, но не вытеснили местных языков - значительная

часть Африки (французский, испанский, португальский языки), небольшие

территории в Южной Азии и Океании.

Романские языки являются продолжением и развитием народно-латинской

речи на территориях, вошедших в состав Римской империи, причём они

подвергались воздействию двух противоположных тенденций -

дифференциации и интеграции. В развитии Р. я. выделяется несколько

этапов.

3 в. до н. э. - 5 в. н. э. - период романизации - замены местных

языков народно-латинским языком. Расхождения будущих Р. я.

предопределялись уже в этот период факторами внутри- и

внешнелингвистического характера. К первым относятся: а) диалектальный

характер народной латыни, которая, несмотря на унифицирующее воздействие

письменного латинского языка, имела специфический облик в каждой

провинции; б) хронологические различия, так как к моменту завоевания

какой-либо провинции сама латынь была уже иной (Италия была завоевана к

3 в. до н. э., Испания - в 3-2 вв. до н. э., Галлия - в 1 в. до н. э.,

Реция - в 1 в., Дакия - во 2 в.); в) темпы и социальные условия

романизации (соотношение числа сельских и городских жителей,

проникновение разговорной устной или

литературной письменной речи), например сохранение морфемы ‑s мн. ч. в западной Романии (французский,

испанский, португальский языки), объясняют влиянием литературной речи;

г) влияние субстрата - языка местного населения,

усваивавшего латынь (иберы в Испании, кельты в Галлии, северной Италии,

Португалии, реты в Реции, даки на Балканах, оскско-умбрские племена в

Италии). Некоторые учёные стремятся выявить под субстратом глубинный

субсубстрат протоиндоевропейского или неиндоевропейского характера

(лигурийский в северной Италии и южной Франции, этрусский в Италии и

Реции и др.). Субстратом объясняют ряд специфических явлений в

романских языках, например иберийским субстратом - переход f > h в

испанском языке, кельтским - переход u > ü во французском языке,

оскско-умбрским - переход nd > nn, mb > mm в итальянских

диалектах. К факторам внешнелингвистического характера относится

ослабление связей между провинциями.

5-9 вв. - период становления романских языков в условиях

распада Римской империи и образования варварских государств, что

способствовало изоляции диалектов. На романскую речь оказал влияние

суперстрат - язык завоевателей (вестготов и

других германских племён в Испании, франков в северной Галлии, бургундов

в юго-восточной Галлии, ломбардов в северной Италии, остготов в Италии,

славян в Дакии), растворившийся в ней. Наибольшему влиянию суперстрата

подверглась романская речь в северной Галлии (французский язык - самый

«германизированный» из Р. я.), Реции и Дакии. Германский суперстрат

оставил значительные следы в лексике

западнороманских языков. Во французском языке его воздействием

объясняют развитие лабиализованных звуков ö и

ü, инверсию при вопросе, неопределённое местоимение on < homme

(ср. нем. man < Mann) и др. Воздействие

славянского суперстрата на формирование балкано-романских языков

проявилось в области фонетики, морфологии, лексики, синтаксиса. Некоторое влияние на Р. я. оказал и адстрат - язык соседних народностей (греческий в южной Италии и Сицилии, арабский в Испании, немецкий в зоне ретороманского языка и др.). В 8 в.

Р. я. осознаются отличными как от латыни, так и от других (например, германских) языков. В 813 Турский собор рекомендует

священникам произносить проповеди не на латыни, но in

rusticam romanam linguam («на деревенском романском языке»).

В эту же эпоху появляются письменные свидетельства Р. я.: Рейхенауские и

Кассельские глоссы, Веронская загадка. Первый

связный текст на Р. я. - Страсбургские клятвы (842), сохранившийся в

записи около 1000.

9-16 вв. - развитие письменности на романских языках и

расширение их социальных функций. Первые тексты на французском языке

восходят к 9 в., на итальянском, испанском языках - к 10 в., на

провансальском, каталанском, сардском - к 11 в., на португальском и

галисийском - к 12 в., на далматинском - к 13 в., на ретороманском - к

14 в., на румынском - к 16 в. Возникают наддиалектные литературные

языки.

16-19 вв. - формирование национальных языков, их

нормализация, дальнейшее обогащение. Проявляется неравномерность в

развитии романских языков. Некоторые языки довольно рано складываются в

национальные (французский, испанский в 16-17 вв.), приобретая

впоследствии даже функции международных языков, другие (провансальский,

галисийский, каталанский), игравшие большую роль в Средневековье,

частично утрачивают свои социальные функции и вновь возрождаются как

литературные языки в 19-20 вв. Современный период характеризуется

большим разнообразием положения романских языков в разных странах;

наблюдается движение за утверждение и расширение общественных функций

ряда языков (каталанского, окситанского, французского языка в Канаде и

др.).

лингвистические термины

Языки, входящие в индоевропейскую семью и образующие в ней ветвь. К романским языкам относятся французский, итальянский, испанский, португальский, румынский, молдавский, провансальский, сардинский, каталанский, рето-романский, македоно-румынский и мертвые латинский, оскский, умбрский и другие (так называемые италийские).

лексикология

Романские языки (лат. romanus 'римский')

Группа индоевропейских языков, развившихся на базе разговорной формы латинского языка (так называемой народной,вульгарной, латыни, в связи с римскими завоеваниями растекшейся в Европе от Пиренейского полуострова до Днестра)

Распространены в Италии, Франции, Испании, Португалии, Швейцарии, Бельгии, Люксембурге, Румынии, Молдавии, во всех государствах Америки, во многих странах Африки. К ним относятся итальянский, окситанский, французский, испанский, каталанский, португальский, рето-романский, румынский и др. языки, а также ряд идиомов, статус которых (язык или диалект) вызывает научные разногласия. В поздней истории литературного русского языка, особенно в кон. ⅩⅧ - 1-й пол. ⅩⅨ века, в связи со значительным французским культурным влиянием, существенны заимствования из французского.

словарь иностранных слов

РОМАНСКИЕ ЯЗЫКИ (от лат. romanus - римский). Языки, происшедшие от латинского, румынск., испанск., португ. преимущественно же древне-французский язык, которым говорили на юге Европы.

полезные сервисы
романский романский
толковый словарь

прил.

1. Возникший на основе древнеримской культуры или тесно связанный с этой культурой.

2. Связанный с изучением культуры романских народов, романских языков.

толковый словарь ушакова

РОМА́НСКИЙ, романская, романское (лат. romanus - римский от Roma - Рим) (научн.).

1. Возникший на основе древнеримской культуры или тесно связанный с этой культурой. Романские языки (французский, провансальский, итальянский, испанский, португальский, каталонский, румынский, рето-романский). Романские народы (народы, говорящие на этих языках). Романский стиль в архитектуре. Романская культура.

2. прил., по знач. связанное с изучением культуры романских народов, романских языков. Романская филология.

толковый словарь ожегова

РОМА́НСКИЙ, -ая, -ое. Относящийся к народам, исторически связанным с Древним Римом, к их языкам, культуре, а также к территории их проживания, её внутреннему устройству, истории. Романские народы. Романские языки (испанский, итальянский, каталанский, молдавский, португальский, румынский, французский и другие языки индоевропейской семьи языков, развившиеся из латинского языка). Романская культура. Романская филология (романистика). Р. стиль в архитектуре (в средневековой Европе: архитектура массивных, тяжёлых и суровых форм).

энциклопедический словарь

РОМА́НСКИЙ -ая, -ое. [от лат. romanus - римский] Возникший на основе древнеримской культуры или тесно связанный с этой культурой. Р-ая культура. Р. стиль. Р-ие языки (группа родственных языков, развившаяся на основе латинского языка: французский, провансальский, итальянский, португальский, испанский, румынский, молдавский и др.). Р-ая филология (связанная с изучением культуры и языков, возникших на основе древнеримской культуры).

академический словарь

-ая, -ое.

Возникший на основе древнеримской культуры или тесно связанный с этой культурой.

Романская культура. Романский стиль.

романские языки

группа языков, развившаяся на основе латинского языка, к которой принадлежат французский, итальянский, испанский, румынский, молдавский и некоторые другие.

[От лат. romanus - римский]

орфографический словарь

рома́нский

формы слов

рома́нский, рома́нская, рома́нское, рома́нские, рома́нского, рома́нской, рома́нских, рома́нскому, рома́нским, рома́нскую, рома́нскою, рома́нскими, рома́нском, рома́нск, рома́нска, рома́нско, рома́нски

лингвистические термины

романский (< лат. romanus римский)

1) Относящийся к римской культуре;

2) унаследовавший достижения цивилизации Древнего Рима;

3) Р. языки - группа языков индоевропейской семьи, в основе развития которых лежит латинский язык: испанский, португальский, каталонский, галисийский;

французский, окситанский; ретороманские: румынский, молдавский; далматинский (ныне мертвый язык).

морфемно-орфографический словарь

рома́н/ск/ий.

грамматический словарь

рома́нский п 3a✕~

этимологический словарь

рома́нский

Книжное заимств. через нем. romanisch - то же или от франц. rоmаn "романский" из лат. rōmānus "римский".

словарь русских фамилий

РОМАНЕНКО РОМАНЕНКОВ РОМАНИН РОМАНИХИН РОМАНИШИН РОМАНКОВ РОМАНОВ РОМАНОВСКИЙ РОМАНСКИЙ РОМАНЦОВ РОМАНЫЧЕВ РОМАНЮК РОМАСИН РОМАХИН РОМАШИН РОМАШИХИН РОМАШКИН РОМАШКОВ РОМАШОВ РОМИН РОМИНОВ РОМУЛИН РОМШИН РОМЫШ РОМАНОВИЧ РОМАНЧЕВ РОМАНЧЕНКО РОМАНЬКОВ РОМАНЮКОВ РОМАХОВ РОМАН РОМАНИВ РОМАНКО РОМАНЦЕВ РОМАНЧУК РОМАНЬКО РОМАШЕНКО РОМАЩЕНКО РОМАЩЕВ РОМАНУШКИН РОМАНЮГИН РОМАШКО РОМАНУШКИН РОМАНЮГИН РОМАШКО

От различных производных форм имени Роман (из латинского "романус" - римский). (Ф). Ромашихин - основе этой фамилииа- именование женщины Ромашиха, т.е. "жена Романа", вероятнее, даже вдова, сына которой звали (чей?) ромашихин. Аналогично - Романихин. Ромашкин. Фамилия не имеет никакого отношения к цветку ромашка, а возникла как отчество от уничижительной формы Ромашка из канонического мужского имени Роман (лат. romanusа- "римский, римлянин) через промежуточную форму Ромаш (Ромашов). Есть и фамилия Ромашкова- отчество от формы Ромашко из того же имени. (Н). Романенков. русифицированная форма украинской фамилии Романенко., другая украинская фамилия Романюк, а суффикс -ук/юк характерен для западных районов украины.. Романовский. Польская или украинская фамилия но может быть образована или от имени или от названия места типа Романово, Романовка. В "Ономастиконе" Веселовского Романчуков Савва, дьяк Посольского приказа, 1611Ч 1625 гг.;

новый словарь иностранных слов

рома́нский

(фр. roman лат. romanus римский) преемственно связанный с древнеримской культурой;

1) р. стиль - стиль западноевропейского искусства в эпоху раннего средневековья (10-13 вв.); отличается в архитектуре простотой, строгостью в массивностью, в изобразительных искусствах - условностью и яркой внушительностью форм;

2) р-ие языки - языки, образовавшиеся из диалектов вульгарной латыни (французский, испанский, провансальский, итальянский, португальский, румынский и др.).

словарь галлицизмов русского языка

РОМАНСКИЙ ая, ое. roman,-e adj. <лат. romanus римский.

1. Возникший на основе древнеримской культуры или тесно связанный с этой культурой. Романские языки (французский, провансальский, итальянский, испанский, португальский, каталонский, румынский, рето-романский). Уш. 1939. В самом деле сия воина <северная > .. былой предвосприятие походимое на деиства тех людей, о которых в Галантериях романских писано. 1720. Рассуждение об оказательствах к миру. // Лексикография 1980 122. Сообщать им <отношениям> длительный и принципиальный характер не соответствует в нынешней политической жизни германскому мировоззрению, а присуще скорее романскому. Бисмарк 2 262. В Южной Америке романские республики, на которые она поделена ведут между собою войны. РБ 1898 9 2 172. ♦ Романские народы. Народы, говорящие на этих языках. Уш. 1939. Романский стиль в архитектуре. Романская культура. Уш. 1939.

2. Связанный с изучением культуры романских народов, романских языков. Романская филология. Уш. 1939. Факультет романских языков Иркутского института иностранных языков. - Лекс. Михельсон 1866: романские языки; романский стиль; СИС 1937: рома/нский

полезные сервисы
романский стиль романский стиль
энциклопедический словарь

Рома́нский стиль - стиль средневекового западноевропейского искусства X-XII вв. (в ряде стран также XIII в.). Главную роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре. Монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.

Собор Нотр-Дам в Пуатье.Рельеф «Святой Пётр».

* * *

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ - РОМА́НСКИЙ СТИЛЬ, стиль средневекового западноевропейского искусства 10-12 вв. (в ряде стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.

большой энциклопедический словарь

РОМАНСКИЙ стиль - стиль средневекового западноевропейского искусства 10-12 вв. (в ряде стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.

иллюстрированный энциклопедический словарь

Церковь монастыря Мария Лах (Германия).1093-1156.

Церковь монастыря Мария Лах (Германия).1093-1156.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, художественный стиль средневекового западноевропейского искусства 10 - 12 вв. (в некоторых странах также 13 в.). Главные распространители - монастырские ордена. Для архитектуры (церкви, монастыри, замки) характерны простые стереометрические объемы (куб, цилиндр, параллелепипед, призма), толстые мощные стены, суровый крепостной облик; для скульптуры и живописи (преимущественно стенные росписи и миниатюры) - обобщенность форм, преувеличенно экспрессивные жесты, напряженная духовная выразительность.

Пятидесятница. Тимпан церкви Ла Мадлен в Везле (Франция). Ок. 1130.

"Пятидесятница". Тимпан церкви Ла Мадлен в Везле (Франция). Ок. 1130.

словарь иностранных слов

Архитектурный стиль, вошедший в употребление в X ст., его отличительная особенность - круглые арки и тяжеловесность построек.

полезные сервисы
романский стиль (в россии) романский стиль (в россии)
гуманитарный словарь

РОМА́НСКИЙ СТИЛЬ (в России) (от лат. romanus - римский) - стиль зап.-европ. иск-ва раннего средневековья (10-12 вв., в ряде стран также и 13 в.). Возник в Италии в 9 в.; одним из его источников было иск-во Византии. С принятием Русью христианства визант. зодчие привезли на Киевскую Русь осн. арх. технологии визант. зодчества (София Киевская, с визант. столпообраз. членением и мозаикой). В 10-12 вв. визант. арх. распространяется по всей Руси, захватив даже Север (Новгород). Андрей Боголюбский в 1203 попросил у герм. императора зодчих для постр. Успенского собора во Владимире и Боголюбове, и имп. прислал ему итал. зодчих, работавших в Р. С. Так появляется Владимирское, а затем Владимиро-Суздальское иск-во, оказавшее влияние на строит. технологии и худож. формы рус. иск-ва в последующие эпохи. Романо-визант. истоки рус. каменной арх. обусловили органичность вхождения ренессансной арх. итал. мастеров 15 в., работавших в Москве, в рус. культ. пространство.

В 18 в., во времена барокко, византийскими считались любые пяти- и многоглавые храмы. В 19 в. Р. С. зап.-европ. типа встречается крайне редко, чаще в отдельных декорат. деталях (портал Петрикирхе в Петербурге, арх. А. П. Брюллов); визант.-рус. тип используется в осн. в церк. арх. Значительнейший пам. романо-визант. стиля - Греческая церк. в Петерб. (арх. Р. И. Кузьмин). Самое широкое распространение Р. С. имел в 1870-х гг., но сохранял свое знач. и в дальнейшем (Иоанновский монастырь в Петерб., арх. Н. Никонов, 1897-1910). Практически все храмы этого стиля разрушены сов. властями. Эл-ты Р. С. присутствуют в Северном модерне и неорус. стиле.

полезные сервисы
романско-готический романско-готический
слитно. раздельно. через дефис

рома/нско-готи/ческий

синонимы

прил., кол-во синонимов: 1

полезные сервисы
романсный романсный
толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. романс, связанный с ним

2. Свойственный романсу, характерный для него.

толковый словарь ушакова

РОМА́НСНЫЙ, романсная, романсное (муз., лит.). прил. к романс. Романская литература. Романсная форма.

толковый словарь ожегова

РОМА́НС, -а, м. Небольшое лирическое музыкально-поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. Старинные русские романсы.

энциклопедический словарь

РОМА́НСНЫЙ см. Рома́нс.

академический словарь

-ая, -ое.

прил. к романс.

Романсная форма. Романсная лирика.

орфографический словарь

рома́нсный

формы слов

рома́нсный, рома́нсная, рома́нсное, рома́нсные, рома́нсного, рома́нсной, рома́нсных, рома́нсному, рома́нсным, рома́нсную, рома́нсною, рома́нсными, рома́нсном, рома́нсен, рома́нсна, рома́нсно, рома́нсны, рома́нснее, порома́нснее, рома́нсней, порома́нсней

синонимы

прил., кол-во синонимов: 2

песенный, романсовый

морфемно-орфографический словарь

рома́нс/н/ый.

грамматический словарь

рома́нсный п 1*a

словарь галлицизмов русского языка

РОМАНСНЫЙ ая, ое. romance f. Отн. к романсу, свойственный ему. Романсная форма. БАС-1. Разница между оперной и романсовой музыкой будет та, что для первой, назначенной для сцены и обширной театральной залы, лучше употреблять более крупные, более широкие штрихи.., для второй, назначенной для комнатного исполнения, можно употреблять штрихи самые тонкие и деликатные. Кюи Неск. выводов. Романсная литература. Уш. 1939. Это <г-жа д'Альгейм> истинный тип романсной исполнительницы. С. Кругликов Новости. 12. 9. 1901. // НМ 1995 3 216. Романсные вечера. Там же. Лермонтовские, ставшие романсными строчки. Волга 1998 10 197. Константин Вагинов в "Бомобочаде" цитирует романсные строки, которые комментаторы ее переиздания не аттрибутируют. Октябрь 1997 5 176. - Лекс. Уш. 1939: рома/нсный.

полезные сервисы
романсово-песенный романсово-песенный
слитно. раздельно. через дефис

рома/нсово-пе/сенный

синонимы

прил., кол-во синонимов: 1

полезные сервисы
романсовость романсовость
словарь галлицизмов русского языка

РОМАНСОВОСТЬ и, ж. romance f. Наличие черт романса. Несмотря на кажущуюся простоту, "романсовость", мнимую разхожесть, стих Рыжего на самом деле чрезвычайно изощрен. Октябрь 2000 11 155.

полезные сервисы
романсовый романсовый
орфографический словарь

рома́нсовый

синонимы

прил., кол-во синонимов: 2

словарь галлицизмов русского языка

РОМАНСОВЫЙ ая, ое. romance f. Такой как в романсах, сентиментальный. НС-81. Романсовая история влюбленного милиционера в конечном счете взрывается вопросом: во имя чего должен жить, во имя чего должен умирать человек? НМ 1981 12 240. // Земская Словообр. 75.

полезные сервисы