Амо́н - в древнеегипетской мифологии бог солнца, покровитель г. Фивы; постепенно стал отождествляться с верховным богом Ра (Амон-Ра).
* * *
АМОН - АМО́Н (егип. сокрытый), в Древнем Египте бог солнца, царь богов и покровитель власти фараонов. Первоначально местное божество г. Хмун (греч. Гермополис), входил в гермопольскую Восьмерку богов вместе со своей женской ипостасью - богиней Амаунет. О происхождении культа Амона фиванского известно крайне мало, вначале, вероятно, он почитался как небесное божество (впоследствии статуи Амона часто окрашивали в голубой небесный цвет).
При фараонах XI династии Среднего царства (21 в. до н. э.) культ Амона сблизился с культом бога войны Монту (см. МОНТУ), одного из главных божеств-покровителей этой династии; с возвышением XII династии Амон вытесняет Монту, приобретая государственное значение, его отождествляют с гелиопольским богом солнца Ра (см. РА (в мифологии)) (Амон-Ра-Монту), однако имя Амона-Ра встречается уже в Текстах пирамид (Древнее царство). Именно как Амон-Ра он становится общеегипетским божеством, вместе со своей супругой - богиней неба Мут (см. МУТ) и сыном - богом луны Хонсу (см. ХОНСУ), представляя фиванскую триаду богов. Изображался в виде человека с двумя высокими перьями и солнечным диском на голове или в виде барана (или человека с бараньей головой). Священные животные Амона - баран и гусь.
После победы над гиксосами (см. ГИКСОСЫ) (правили в Египте ок. 1630-1540 до н. э.) и объединения Египта под властью правителей Фив (XVIII Фиванская династия) укрепляются и позиции жрецов Амона, растут богатства храмов этого бога - покровителя фараонов победившей династии. В правление фараона XVIII династии Эхнатона (см. ЭХНАТОН), установившего почитание единственного божества - солнечного диска Атона (см. АТОН), поклонение Амону было повсеместно запрещено, его культ, как и культы других божеств, лишался покровительства земного бога - фараона. Изменения, однако, коснулись лишь столичных городов Египта; после смерти фараона-еретика Амону было возвращено положение верховного всеегипетского божества.
В эпоху Нового царства сложились представления об Амоне как о боге, составляющем наряду с Птахом и Ра божественную триаду и одновременно являющемся единым богом, воплощая в себе всех других богов, в том числе самих Птаха и Ра. Амон - творец всего сущего, владыка мира, в нем невидимо существуют все боги, люди и предметы, правящий фараон - сын Амона от брака с царицей-матерью. В период с 1075-945 до н. э., когда Египет управлялся фиванским жречеством, Амон превратился в самое почитаемое божество, его культ распространился далеко за пределы страны, в Ливии и Куше (см. КУШ (древняя страна)) (Нубия). Воцарение XXV (Кушитской) и XXII (Ливийской) династий, завоевание Египта ассирийцами (671-663 до н. э.) и разграбление Фив в 663 до н. э., завоевание Египта персами в 525 до н. э. не поколебали позиций Амона, но центр его культа был перенесен жрецами в город Танис, древнюю столицу Египта в дельте Нила.
Постепенно культ Амона проникает в оазисы; в оазисе Сива он был отождествлен с греческим Зевсом (см. ЗЕВС). Известно о существовании оракулов и храмов Зевса-Амона в самой Греции. Александр Македонский (см. АЛЕКСАНДР Македонский) - завоеватель Египта (332 до н. э.), воспользовавшись советом оракула Сивы, провозгласил себя фараоном, а значит и сыном Амона, и украсил храм бога в Луксоре. Покровительствовали культу Амона также эллинистические правители Египта из династии Птолемеев. Сокрушительный удар почитанию Амона нанес Птолемей IV Филопатор II (см. Птолемей (см. ПТОЛЕМЕЙ Клавдий)), разоривший Фивы во время подавления восстания египтян против греко-македонских завоевателей. В 27 до н. э. фиванские храмы пострадали от сильного землетрясения; к началу н. э. культ Амона был постепенно вытеснен культами Исиды (см. ИСИДА (богиня))и Осириса (см. ОСИРИС).