- Соцветие у астры.
антокольский
Грамматический словарь
Словарь русских фамилий
АНТОКОЛЬСКИЙ
Фамилия выдающегося русского скульптора и его внука, известного советского поэта, произошла от названия литовского селения Антоколь (по литовски "Антакальнис" местность на горе). Ныне это один из самых красивых районов Вильнюса. (Ф).
Сканворды для слова антокольский
Полезные сервисы
антокольский м.м
Афоризмы
Антокольский Марк Матвеевич (Мордух Матысович) (1843 - 1902)
Российский скульптор. Родился 21 октября (по старому стилю - 2 ноября) 1843 в Вильно (современный Вильнюс) в семье небогатого еврея-трактирщика. 1859 - 1861 учился у местных ремесленников, резчиков по дереву. 1862 - 71 жил в Петербурге, затем, в основном, - за границей. 1862 - 1868 являлся вольнослушателем в Петербургской Академии художеств у Н. С. Пименова. С 1871 - академик, с 1880 - профессор скульптуры. Умер 26 июня (по старому стилю - 9 июля) 1902 в Бад-Хомбург-фор-дер-Хеэ (сейчас - на территории ФРГ).
Афоризмы, цитаты
Великие люди близки к сумасшествию. Только из натянутой струны мы можем извлекать чудные, гармоничные звуки, но вместе с тем, ежечасно, ежеминутно рискуем, что струна порвется.
Полезные сервисы
антокольский марк матв
Гуманитарный словарь
АНТОКО́ЛЬСКИЙ Марк Матв. (1843-1902) - скульптор. Род. в бедной евр. семье в Вильне, в районе под назв. Антоколь, от к-рого образована его фам. Учился в мастерских позументщика и резчика. С 1862 - в рисовальной школе в Пб., вольнослушатель скульптурного класса АХ, к-рый вели Н. С. Пименов и И. И. Реймерс. Испытал влияние передвижников (см. Товарищество передвижных выставок). С 1866 совм. с И. Е. Репиным посещает собрания Петербургской артели (см. Артель Художников СПб.), где знакомится с И. Н. Крамским. В АХ получил Малую (за горельеф "Еврей-портной") и Большую (за горельеф "Скупой") серебр. медали. С 1877 в Париже, где участвовал в создании рус. худож. кружка. Неск. раз представлял работы на Всем. Париж. выставку. За статуи "Петр I" был награжден поч. медалью и орденом Поч. легиона, за статую "Иван Грозный" (1870-71) получил звание академика. С 1880 А. проф. Петерб., в 1888 поч. чл. Париж., в 1890 Берлин. АХ. Создал скульптурные портреты В. В. Стасова, С. П. Боткина, И. С. Тургенева. Опубл. ряд статей по вопросам иск-ва, культуры, политики: "Н. Н. Ге", "Правда и ложь в иск-ве", "Религия и искусство", "Заметки о Родене", "О Дрейфусе", "О декадентах и о Париж. Всем. выставке". В творчестве А. преобладают темы рус. истории, Ветхого Завета и Евангелия.
Лит.: Марк Матвеевич Антокольский, его жизнь, творения, письма и статьи. СПб.; М., 1905; Шалимова В. П. Марк Матвеевич Антокольский. М., 1970; Кузнецова Э. В. Марк Матвеевич Антокольский: Жизнь и творчество. М., 1989.
Полезные сервисы
антокольский марк матвеевич
Энциклопедический словарь
Антоко́льский Марк Матвеевич (1843-1902), российский скульптор. Был близок к передвижникам. Глубокой историко-психологической достоверностью отмечены созданные им образы русских исторических деятелей («Иван Грозный», 1871; «Пётр I», 1872).
* * *
АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич - АНТОКО́ЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (1843-1902), русский скульптор. Был близок к передвижникам (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) . Глубокой историко-психологической достоверностью отмечены созданные им образы русских исторических деятелей («Иван Грозный», 1871, «Петр I», 1872).
* * *
АНТОКО́ЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (Мордух Матысович) [21 октября (2 ноября) 1843, Вильнюс - 26 июня (9 июля) 1902, Бад-Хомбург, Германия], русский художник. Крупнейший мастер русской скульптурной школы 2-й половины 19 в.
Выходец из небогатой семьи владельца харчевни. Учился в петербургской Академии художеств (1862-68) у Н. С. Пименова (см. ПИМЕНОВ Николай Степанович). Жил в Петербурге, с 1871 - в Италии, с 1877 - в Париже. Участвовал в выставках Товарищества передвижников (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ), с большой симпатией относясь к их поискам «правды в искусстве», противостоявшей обветшавшим канонам академизма (см. АКАДЕМИЗМ) .
Ранние небольшие горельефы Антокольского (из дерева или кости) с теплым юмором воплощают характерные типажи еврейского провинциального быта («Портной», 1864; «Скупой», 1865; оба в Русском музее). Главной его темой вскоре становится русская история, крупнейшие ее фигуры, личности которых он стремится раскрыть во всей их драматической сложности. Добиваясь острой психологической выразительности деталей и общего силуэта, он выдвигается в число крупных скульпторов-монументалистов своего времени. Наибольшей известностью пользуются созданные им образы Ивана Грозного, погруженного в тяжкое раздумье (1871, бронзовый вариант в Русском музее, мраморный, 1875 - в Третьяковской галерее), и Петра I (1872; бронзовая статуя установлена как памятник в Петродворце, Таганроге и Архангельске), фигура последнего полна горделивого могущества, воспринимается как символ России, открывающей новоевропейский этап своей истории.
С годами в творчестве Антокольского усиливаются черты философского раздумья. Следуя типичной для европейской скульптуры того времени тенденции к максимально «живой» форме, он создает произведения обобщенно-символического характера, стремясь изобразить не столько конкретных исторических персонажей, сколько пластические примеры нравственных поисков, сомнений и озарений духа. Таковы его «Христос перед судом народа» (бронзовый вариант - 1874), «Смерть Сократа» (1875), «Спиноза» (1882), «Мефистофель» (1883, все - Русский музей), «Христианская мученица» («Не от мира сего», 1887, Третьяковская галерея). Моделировка этих произведений - обычно в окончательном варианте исполнявшихся в белом мраморе - достигает особой нервной тонкости. Они в значительной мере предваряют скульптуру символизма (см. СИМВОЛИЗМ). И в поздний период Антокольский, хотя и реже, обращается к мотивам русской истории, создавая такие эпические композиции, как горельеф «Ярослав Мудрый» (майолика, 1889), «Нестор-летописец» (мрамор, 1890), «Ермак» (бронза, 1891, все - Русский музей).
Антокольский - автор ряда надгробий (М. А. Оболенской в Риме, 1877; Ф. М. Дмитриева в Москве, 1888, оба - мрамор, и др.) и портретных бюстов, в том числе критика В. В. Стасова (см. СТАСОВ Владимир Васильевич) (бронза, 1873, Третьяковская галерея), с которым его связывали долголетняя дружба и переписка. В своих письмах и статьях (собраны под редакцией Стасова в сборнике 1905) называл своими идеалами «искренность» и «душу в искусстве». Его суждения о кризисе современной ему художественной культуры близки эстетике Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) .
Большой энциклопедический словарь
АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (1843-1902) - российский скульптор. Был близок к передвижникам. Глубокой историко-психологической достоверностью отмечены созданные им образы русских исторических деятелей ("Иван Грозный", 1871, "Петр I", 1872).АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (Мордух Матысович) АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич (1896-1978) - русский поэт. Поэмы "Коммуна 71 года" (1933), "Сын" (1943; Государственная премия СССР, 1946), "В переулке за Арбатом" (1954), сборники стихов "Мастерская" (1958), "Время" (1973), книга "О Пушкине" (1960; стихи и эссе) отличаются стремлением к историко-культурным обобщениям. Переводы.
Полезные сервисы
антокольский пав. григ
Гуманитарный словарь
АНТОКО́ЛЬСКИЙ Пав. Григ. (1896-78) - поэт. Род. в семье адвоката. Родственник скульптора М. М. Антокольского. Учился на юрид. ф-те Моск. ун-та, ушел со 2-го курса. Мн. годы был связан со студией Е. Вахтангова, затем с т-ром его им. как актер, реж., сорежиссер, зав. лит. частью, автор пьесы "Обручение во сне", к-рая в 1917-18 шла на сцене студии. Образы т-ра - гл. тема сб-ков А., заслужившего репутацию "книжного" поэта: "Стихотворения" (1922), "Запад" (1926; созд. под впечатлением от поездки с т-ром Е. Вахтангова в Швецию и Германию), "Третья книга" (1927; вошло стих. "Санкюлот", с к-рого, по словам А., начинается его увлечение франц. историей, отразившееся затем в драм. поэмах "Робеспьер и Горгона" (1928), "Коммуна 1871 года" (1931), "Франсуа Вийон" (1934). В годы Вел. Отеч. войны А. - корр. "Комс. правды"; вместе с З. К. Бажановой (актриса вахтанговского т-ра, жена, адресат лирики А.) руководил фронтовой бригадой актеров. После гибели единств. сына на фронте в 1942 А. написал поэму "Сын" - одно из самых трагич. произв. в поэзии воен. лет. Отдал много сил молодым поэтам (А. Межирову, С. Гудзенко, С. Орлову, М. Дудине и др.) ровесникам погибшего сына. Сб-ки "Мастерская" (1958), "Высокое напряжение" (1962), "Четвертое измерение" (1964), "Время" (1973), "Конец века" (1977) - лирика интеллект. склада, полная размышлений об иск-ве, человеке и истории. Автор поэм ("Пов. временных лет", 1967, "Зоя Бажанова", 1962; "Мощи Александра Невского", 1969 и др.), прозаич. "Сказок времени". Много переводил из франц. поэзии от В. Гюго до П. Элюара и Л. Арагона. Рисовал, сам оформлял нек-рые свои книги. Пушкинист, автор статей о классич. и совр. поэзии, эссе, восп. ("Путевой журнал писателя", 1976 и др.), среди к-рых восп. о М. И. Цветаевой (А. - один из персонажей ее "Повести о Сонечке").
Полезные сервисы
антокольский павел григорьевич
Энциклопедический словарь
Антоко́льский Павел Григорьевич (1896-1978), русский поэт. Поэмы «Коммуна 71 года» (1933), «Сын» (1943; Государственная премия СССР, 1946), «В переулке за Арбатом» (1954), сборники стихов «Мастерская» (1958), «Время» (1973), книга «О Пушкине» (1960; стихи и эссе) отличаются стремлением к историко-культурным обобщениям. Переводы.
* * *
АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич - АНТОКО́ЛЬСКИЙ Павел Григорьевич (1896-1978), русский поэт. Поэмы «Коммуна 71 года» (1933), «Сын» (1943; Государственная премия СССР, 1946), «В переулке за Арбатом» (1954), сборники стихов «Мастерская» (1958), «Время» (1973), книга «О Пушкине» (1960; стихи и эссе) отличаются стремлением к историко-культурным обобщениям. Переводы.
* * *
АНТОКО́ЛЬСКИЙ Павел Григорьевич [19 июня (1 июля) 1896, Санкт-Петербург - 9 октября 1978, Москва], русский поэт.
Режиссер
Родился в семье юриста. Внучатый племянник известного скульптора М. М. Антокольского (см. АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич). С 1904 жил в Москве. В 1915-17 годах учился на юридическом факультете Московского университета, затем перешел в театральную студию Евг. Вахтангова (см. ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович) и до 1934 работал режиссером. Во время Великой Отечественной войны руководил фронтовым театром.
Поэт
Публиковаться начал в 1921. В первой книге «Стихотворения» (1922) чувствуется сильное влияние акмеизма (см. АКМЕИЗМ). В сборниках «Запад» (1926), «Третья книга» (1927), поэмах «Робеспьер и Горгона» (1928), «Коммуна 71 года» (1933), «Франсуа Вийон» (1934) обратился к западноевропейской истории. В 1930-х годах сборники Антокольского «Действующие лица» (1932), «Большие расстояния» (1936) наполняются реалиями современной жизни. Увлечение сценой сказалось на его стихах: они почти всегда приподняты, декламационны, их сила, скорее, в звучности и внешних эффектах, чем в чувстве и содержании. Поэт с одинаковым пафосом писал о французской и русской революциях, о восставших гезах (см. ГЕЗЫ), о театре, живописи, о Дон Кихоте, Уильяме Шекспире (см. ШЕКСПИР Уильям), Оноре де Бальзаке (см. БАЛЬЗАК Оноре де), Н. В. Гоголе (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич), о своих современниках и о многом другом, отчего его стихи нередко многословны и холодноваты. В лучшей своей поэме «Сын» [1943; Сталинская (Государственная) премия, 1946], посвященной погибшему на фронте сыну Владимиру, Антокольскому в большей мере, чем в других произведениях, удалось избавиться от литературности.
После войны Антокольский опубликовал немало поэм и сборники стихов «Мастерская» (1958), «Четвертое измерение» (1964), «Ночной смотр» (1974).
Друг и учитель
Деятельно добрый, отзывчивый, Антокольский много и охотно помогал начинающей поэтической молодежи; дружил с поэтами разных поколений - от М. И. Цветаевой (см. ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна) до Б. А. Ахмадулиной (см. АХМАДУЛИНА Белла), от Н. С. Тихонова (см. ТИХОНОВ Николай Семенович) до Е. А. Евтушенко (см. ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович); ему посвящали стихи и поэмы М. А. Светлов (см. СВЕТЛОВ Михаил Аркадьевич), К. М. Симонов (см. СИМОНОВ Константин Михайлович), Б. А. Слуцкий (см. СЛУЦКИЙ Борис Абрамович), Я. В. Смеляков (см. СМЕЛЯКОВ Ярослав Васильевич) и др. Яркий, не без иронии, портрет молодого Антокольского дан в прозе Цветаевой («Сонечка Голлидей»).
В 1949 во время борьбы с космополитизмом (см. КОСМОПОЛИТИЗМ) он был уволен из Литературного института, где вел поэтический семинар; в 1968 получил партийное взыскание за подпись под письмом в защиту диссидентов (см. ДИССИДЕНТЫ).
Переводил французских, грузинских, украинских и азербайджанских поэтов, писал сказки, путевые заметки о Вьетнаме (1958), а также статьи о А. С. Пушкине (см. ПУШКИН Александр Сергеевич), А. А. Блоке (см. БЛОК Александр Александрович), В. В. Маяковском (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович).
Полезные сервисы
антокольский, марк матвеевич
Иллюстрированный энциклопедический словарь
М.М. Антокольский. "Иван Грозный".
АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (1843 - 1902), скульптор. Автор памятников, произведений на исторические темы, в которых отразились гражданственные устремления, тяга к психологизации образов, к верности деталей российской истории ("Иван Грозный", 1871; "Ермак", 1891).
М.М. Антокольский. Памятник Петру I.
Полезные сервисы
антокольский, павел григорьевич
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Павел Григорьевич Антокольский.
АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич (1896 - 1978), русский поэт. Поэмы "Коммуна 71 года" (1933), "Сын" (1943), "В переулке за Арбатом" (1954), сборники стихов "Мастерская" (1958), "Время" (1973), книга "О Пушкине" (1960; стихи и эссе) отличаются стремлением к историко-культурным обобщениям. Переводы из французской (сборник "От Беранже до Элюара", 1966), грузинской, азербайджанской поэзии.
Полезные сервисы
антологион
антологический
Толковый словарь
I прил.
соотн. с сущ. антология, связанный с ним
II прил.
1. Переведенный с латинского или с греческого языка.
2. Созданный в традициях античной лирики.
Толковый словарь Ушакова
АНТОЛОГИ́ЧЕСКИЙ, антологическая, антологическое (лит.). В духе античной лирики (о поэзии, стихотворениях; см. антология). Антологические стихотворения Батюшкова. Антологическая поэзия.
Толковый словарь Ожегова
АНТОЛОГИ́ЧЕСКИЙ, -ая, -ое.
1. см. антология.
2. Созданный в духе античной лирики (спец.). Антологическая поэзия. Антологическое стихотворение.
Энциклопедический словарь
АНТОЛОГИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое. Переведённый с латинского или греческого языков; созданный в традициях античной лирики. А-ая поэзия.
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова антологический
антологи́ческий, антологи́ческая, антологи́ческое, антологи́ческие, антологи́ческого, антологи́ческой, антологи́ческих, антологи́ческому, антологи́ческим, антологи́ческую, антологи́ческою, антологи́ческими, антологи́ческом, антологи́ческ, антологи́ческа, антологи́ческо, антологи́чески
Синонимы к слову антологический
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Новый словарь иностранных слов
антологи́ческий
(гр.;см.антология)
1) написанный в духе древнегреческой лирической поэзии;
2) относящийся к антологии.
Словарь галлицизмов русского языка
АНТОЛОГИЧЕСКИЙ ая, ое. anthologique adj. Переведенный с латинского или древнегреческого языка, а также созданный в традициях античной лирики. БАС-2. Как можно переводить эпиграммы? Разумею не антологические, в которых развертывается поэтическая прелесть. Пушк. Мат. к "Отрывкам из писем". Тридцать шесть стихотворений, составляющих содержание книжечки г. Щербины, мы (сообразно его собственному указанию разделили на три разряда: стихотворения переводныя, стихотворения антологические и стихотворения самостоятельные, хотя и внушенные греческой жизнью. 1850. Дружинин. // Прекрасное и вечное 38. В 1795 году, 19 августа, в маленьком садике Великой Княгини разыграна была на французском языке антологическая интермедия: "Прощание нимф Павловского". Павловск 72. Ох, как надоели мне эти антологические стихотворения, с длинными словами, избираемыми в особенности с двумя НН для гармонии. 1884. И. Аксаков. // А. Письма 167. Во всем этом он уступит даже Майкову (в его антологических стихотворениях). 17. 3. 1842. В. Белинский. // Лерм. Восп. 303. ♦ Genre, или антологическая живопись, имеет в нашей школе превосходных представителей .. Самый даровитый из них Федотов. ОЗ 1850 11 2 70. - Лекс. САН 1847: антологи/ческий.
Полезные сервисы
антологичный
Орфографический словарь
Синонимы к слову антологичный
Морфемно-орфографический словарь
Полезные сервисы
антология
Толковый словарь
ж.
Сборник избранных - обычно поэтических - произведений разных авторов, представляющий литературу определённого периода, направления и т.п.
Толковый словарь Ушакова
АНТОЛО́ГИЯ, антологии, жен. (от греч. antos - цветок и lego - собираю) (лит.). Собрание мелких лирических стихотворений, преим. разных авторов. (От названия древнегреческих и римских сборников эпиграмм.)
Толковый словарь Ожегова
АНТОЛО́ГИЯ, -и, жен. Сборник избранных художественных произведений разных авторов. А. античной поэзии.
| прил. антологический, -ая, -ое.
Толковый словарь Даля
АНТОЛОГИЯ - жен., греч. * цветник; сборник мелких образцовых статеек или стихотворений; антологичный, антологический, к этому роду поэзии принадлежащий, относящийся
Популярный словарь
Антология
-и, ж., книжн.
Сборник избранных художественных (чаще стихотворных произведений) разных авторов.
Природа и люди здесь будто другие, как будто картины из ярких стихов антологии древней Эллады (Майков).
Родственные слова:
антологи́ческий (антологическая поэзия), антологи́чный (антологичный материал)
Этимология:
От греческого anthologia ‘букет цветов’, ‘собрание цветов’. Первоначальное знач. слова - ‘сборник произведений древнегреческих поэтов’.
Энциклопедический комментарий:
Антологии известны с давних времен. Их составляли еще в странах древнего Востока и в античной Греции (ни одна из антологий поэзии не сохранилась). Антологии были распространены также в древнерусской литературе (рукописные изборники) и в литературе конца XVIII - начала XIX в. Они содержат стихи, изречения, отрывки из произведений или же представляют литературу определенного народа, периода, течения.
Энциклопедический словарь
АНТОЛО́ГИЯ -и; ж. [от греч. anthologia - собрание цветов]. Сборник избранных произведений (преимущественно стихотворных). разных авторов, представляющих одну эпоху или одно литературное направление. А. советской поэзии. ● По названию сборников избранных произведений древнегреческой поэзии.
◁ Антологи́чный, -ая, -ое.
* * *
антоло́гия (греч. anthología, буквально - собрание цветов), сборник избранных произведений (поэтических, философских, музыкальных) разных авторов, чаще представляющих литературу одного народа. В начале XIX в. в России антологией называли сборники античной поэзии, а антологическими - стихи на мотивы античных авторов, с преимущественным описанием природы и образцов искусства.
* * *
АНТОЛОГИЯ - АНТОЛО́ГИЯ (греч. anthologia, букв. - собрание цветов), сборник избранных произведений (литературных, философских, музыкальных) разных авторов.
Большой энциклопедический словарь
АНТОЛОГИЯ (греч. anthologia - букв. - собрание цветов), сборник избранных произведений (литературных, философских, музыкальных) разных авторов.
Академический словарь
-и, ж. лит.
Сборник избранных произведений, преимущественно стихотворений, разных авторов.
Антология советской поэзии.
[От греч. ’ανθολογία - собрание цветов (название сборников избранных произведений древнегреческой поэзии)]
Гуманитарный словарь
АНТОЛО́ГИЯ (греч. ανθολογια - букв. сбор цветов) - сб. избр. стихов, статей, афоризмов. Существуют в культурном наследии любой цивилизации - не только античной, но и др.-рус. ("Изборники"), др.-китайской, др.-япон. и т. д. Цель совр. А. - продемонстрировать образцы лит-ры определ. рода (поэзии или прозы той или иной эпохи, страны), часто - в отрывках. Ориентация на широту и эстетич. значимость представляемого материала превращает А. в разновидность хрестоматии.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
АНТОЛОГИЯ (греческое anthologia, буквально - собрание цветов), сборник избранных произведений (литературных, философских, музыкальных) разных авторов.
Сборник слов и иносказаний
антология (иноск.) - сборник стихотворений, собств. собрание цветов (поэзии), намек на "антологию", сборник греческих эпиграмм X в
Ср. Природа и люди здесь будто другие, как будто картины из ярких цветов антологии древней Эллады.
А. Майков. Очерки Рима.
Ср. ανθολογία (άνθος, цветок - λέγειν, собирать).
Пунктуация и управление в русском языке
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова антология
антоло́гия, антоло́гии, антоло́гий, антоло́гиям, антоло́гию, антоло́гией, антоло́гиею, антоло́гиями, антоло́гиях
Синонимы к слову антология
сущ., кол-во синонимов: 8
диван (16)
подборка (10)
полиантея (2)
сборник (61)
собрание цветов (1)
тазкире (1)
хамас (2)
цветослов (6)
см. сборник
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: см. сборник
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Этимологический словарь
В буквальном переводе с греческого anthologia - букет цветов. Но еще в Древней Греции так образно стали именовать собрания стихотворений разных авторов: ведь для букета отбираются лучшие цветы, а для подобного сборника - лучшие произведения.
И в наши дни появляются антологии. Но теперь в них могут входить произведения самых разных жанров: никого не удивит ни антология рассказа, ни антология детектива, ни антология философских сочинений. И это правильно: пусть цветут все цветы.
Словарь галлицизмов русского языка
АНТОЛОГИЯ и, ж. anthologie f. Сборник избранных (обычно поэтических) произведений разных авторов, представляющих литературу определенного периода, какого-л. течения и т. п. БАС-2. Опыт русской анфологии, или избранные эпиграммы, мадригалы, эпитафии, подписи, апологи и некоторые другие мелкие стихотворения. Спб., 1828. Название книги. Леман 167. Антология будет расходиться из-за имени, которое дорого стоит и потому может быть набрано более крупным кеглем и оторочено виньетками и cul-de-lampe. НЛО 2003 1 430. Нельзя выкроить ни одного куска для антологии. П. Бацилли. // Перельмутер 1999 320. - Лекс. Соколов 1934: антоло/гия.
Словарь иностранных слов
АНТОЛОГИЯ (от греч. anthos - цветок, и lego - собираю). 1) название сборника древнегреческих эпиграмм, составленного в X веке. 2) сборник избранных стихов, статей, изречений, афоризмов; 3) букет цветов.
Сканворды для слова антология
- Сборник избранных произведений разных авторов.
- Стихотворный сборник произведений.
- Эпическая поэма американского писателя Эдгара Мастерса «... Спун-Ривер».
- Сборник поэзии испанского поэта В.Алейксандре «... моря и ночи».
- Скажите по-гречески «собрание цветов».
Полезные сервисы
антоманов
Словарь русских фамилий
АВНАТОМОВ АВТОМАНОВ АВТОНОМОВ АНТОМАНОВ АВНАТАМОВ
Длинные, сложные и мало распространенные имена подвергались особенно сильным изменениям. Так редкое имя Авнатам превратилось в понятное слово Автоном через ряд изменений Авнатам - Антоман - Автоман - Автоном. От каждого из этих производных имена могло быть образовано отчество и затем фамилия. (У) Но в словаре личный имен Петровского Автоном (гре. -самостоятельный) отмечен ка самостоятельно крестильное имя.
Полезные сервисы
антон
Поговорки
На Антона и на Онуфрия. Разг. Устар. Ирон. О человеке, который в корыстных целях дважды отмечает какое-л. событие, дважды получает плату за что-л. БМС 1998, 28-29.
Полутолковый словарь
Антон - на блатном жаргоне давным-давно означал «дворник». В одесском языке имеет совершенно иное, нижепоясное значение. Среди одесситов в свое время были люди с именами Хуна и Сруль, но только не Антон (см. ЖОПОЛИЗ). Среди моих многочисленных знакомых в нашем городе есть всего один Антон по паспорту. При знакомстве этот семидесятилетний человек представляется - Тосик.
Маленький мальчик подходит к очень толстому мужику на улице.
- Дяденька, у вас штаны расстегнулись. Аж антон видно!
- Передай ему привет, пацан. Я его уже шесть лет не видел.
Орфографический словарь
Синонимы к слову антон
противник, широкий, пространный; Антоний; Антонка, Антоня, Тоня, Антоха, Антоша, Тоша, Антося, Тося, Антя, Антонин
Грамматический словарь
Словарь русских имен
-а, м.; стар. Анто́ний, -я.
Отч.: Анто́нович, Анто́новна; разг. Анто́ныч.
Производные: Анто́нка; Анто́ня; То́ня; Анто́ха; Анто́ша; То́ша; Анто́ся; То́ся; А́нтя.
[Римск. родовое имя Antonius.]
† 12 янв., 21 янв., 30 янв., 18 февр., 23 февр., 25 февр., 10 марта, 14 марта, 27 апр., 1 мая, 17 мая, 20 июня, 6 июля, 7 июля, 23 июля, 26 июля, 13 авг., 16 авг., 22 авг., 7 окт., 11 окт., 23 окт., 30 окт., 8 нояб., 22 нояб., 14 дек., 20 дек.
50 популярных имён и их толкование
Это имя, вероятно, произошло от древнеримского имени Антоний, что означает "вступающий в бой".
Маленьким ребенком Антон очарователен и сразу же располагает к себе. Эти качества сохраняются у него на всю жизнь. Основные черты характера Антона во многом схожи с характером матери, но основной опорой в детстве для него является отец. К родителям Антон относится всегда с любовью и уважением.
Во время учебы в школе Антон не блещет успехами и в общей массе учащихся незаметен. Но если Антон после школы решит продолжить образование, тогда он преображается прямо на глазах: будет много заниматься и хорошо сдавать экзамены . Не боится работы, с охотой берется за любые дела и в итоге умело справляется с ними. На работе он станет мастером своего дела, может стать и талантливым ученым. Любит книги и читает их с огромным удовольствием.
Антон в отношениях с женщинами импульсивен, чувства иногда берут верх над рассудком, и тогда он может нанести обиду близкому человеку, но доброта и покладистость позволяют избегать ему серьезных конфликтов.
К вступлению в брак Антон относится со всей серьезностью и лучше всего отношения у него складываются с девушками, которых зовут Валерия, Екатерина, Марина, Ирина.
Словарь имён
-а, муж.; стар. Антоний, -я.
Отч.: Антонович, Антоновна; разг. Антоныч.
Производные: Антонка; Антоня; Тоня; Антоха; Антоша; Тоша; Антося; Тося; Антя.
Происхождение: (Римск. родовое имя Antonius.)
Именины: 12 янв., 21 янв., 30 янв., 18 февр., 23 февр., 25 февр., 10 марта, 14 марта, 27 апр., 1 мая, 17 мая, 20 июня, 6 июля, 7 июля, 23 июля, 26 июля, 13 авг., 16 авг., 22 авг., 7 окт., 11 окт., 23 окт., 30 окт., 8 нояб., 22 нояб., 14 дек., 20 дек.
Словарь имён и отчеств
Анто́н, -а, муж.
устар. Антоний
римское родовое имя Antonius
отч. Анто́нович, Анто́новна; разг. Анто́ныч
Производные: Анто́нка, Анто́ня, То́ня, Анто́ха, Анто́ша, То́ша, Анто́ся, То́ся, А́нтя
Именины: 12.01, 21.01, 30.01, 18.02, 23.02, 25.02, 10.03, 14.03, 27.04, 01.05, 17.05, 20.06, 06.07, 07.07, 23.07, 26.07, 13.08, 16.08, 22.08, 07.10, 11.10, 23.10, 30.10, 08.11, 22.11, 14.12, 20.12
Именины
Возможно, приобретенный взамен (греч.) и римское родственное имя.
12 января (30 декабря) - святитель Антоний, епископ.
21 (8) января - мученик Антоний.
30 (17) января - преподобный Антоний Великий; преподобный Антоний Дымский (Рус.) и преподобный Антоний Краснохолмский (Рус.).
18 (5) февраля - мученик Антоний Афинский.
23 (10) февраля - святитель Антоний, епископ Новгородский.
25 (12) февраля - святитель Антоний, патриарх Константинопольский.
10 марта (25 февраля) и 14 (1) марта - мученик Антоний.
27 (14) апреля - мученик Антоний Литовский (Рус.).
1 мая (18 апреля) - преподобный Антоний Карельский (Рус.).
17 (4) мая - мученик Антоний.
20 (7) июня - преподобный Антоний Кевский, Кожеезерский.
6 июля (23 июня) - преподобный Антоний.
7 июля (24 июня) - преподобный Антоний Дымский (Рус.).
19 (6) июля - мученик Антоний.
23 (10) июля - мученик Антоний Никопольский и преподобный Антоний Первоначальник, Печерский (Рус.).
26 (13) июля - преподобный Антоний Леохновский (Рус.) (перенесение мощей).
13 августа (31 июля) - мученик Антоний.
16 (3) августа - преподобный Антоний Римлянин, Новгородский (Рус.).
22 (9) августа - мученик Антоний Александрийский.
7 октября (24 сентября) - святитель Антоний Новый, епископ Монемвасийский.
11 октября (28 сентября) - преподобный Антоний Первоначальник, Печерский (Рус.).
23 (10) октября - преподобномученик Антоний Зографский.
30 (17) октября - преподобный Антоний Леохновский (Рус.).
8 ноября (26 октября) - святитель Антоний Вологодский (Рус.).
22 (9) ноября - мученик Антоний.
14 (1) декабря - праведный Антоний Новый.
20 (7) декабря - преподобный Антоний Сийский (Рус.).
Словарь галлицизмов русского языка
АНТОН * hanneton m. Цвет майского жука. Он трунил над тем, что, княгиня долго жившая в Париже пудрилась à la neige, причесывалась à trois marteaux и носила платья модных цветов -couleur saumon и hanneton. Данилевский Сожжен. Москва. // 10-7 11. Ср. Темный цвет с золотым отливом называется цветом майского жука. МТ 1830 8. Ботинки из сатен-тюрка, цвету майского жука, очень нарядны. МТ 1833 21 483.**
Сканворды для слова антон
- Имя писателя Чехова.
- Имя обворованного Шпака.
- Имя актёра и певца Макарского.
- Имя телеведущего Комолова.
- Имя фигуриста Сихарулидзе.
- Имя российского биатлониста Шипулина.
- Имя белого генерала Деникина.
- Имя педагога Макаренко.
- Имя русского композитора Аренского.
- Имя телеведущего Хрекова.
- Сын Олега Табакова.
- Имя композитора Рубинштейна.
- Мужское имя.
- Имя австрийского художника Ромако.
- Имя словенского поэта Ашкерца.
- Сын Свиньиной из оперетты Владимира Щербачёва «Табачный капитан».
- Имя американского актёра Ельчина.
- Имя российского актёра Шагина.
- Человек в доме Вышневского из пьесы Александра Островского «Доходное место».
Полезные сервисы
антон антоныч загорецкий
Сборник слов и иносказаний
Лгунишка он, картежник, вор;
Я от него было и двери на запор,
Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье
Двоих арапченков на ярмарке достал;
Купил, он говорит, чай, в карты сплутовал,
А мне подарочек, дай Бог ему здоровье!
Грибоедов. Горе от ума. 3, 10. Хлестова.
Ср. Человек он светский,
Отъявленный мошенник, плут -
Антон Антоныч Загорецкий,
При нем остерегись: переносить горазд!
И в карты не садись: продаст.
Там же. 3, 9. Платон Михайл. Чацкому.
Ср. В нем Загорецкий не умрет!
Там же. 3, 13. Чацкий о Молчалине.
См. ярмарка.
См. продать.
Полезные сервисы
антон григорьевич рубинштейн
Афоризмы
Антон Григорьевич Рубинштейн
(1829-1894 гг.) композитор, пианист, дирижер, педагог
Клевета - столь же опасное оружие, как и огнестрельное.
Не забывай делать невозможное, чтобы достигнуть возможного.
Развод при несчастном браке, кажется мне, нравственнее, чем неразрывность брачных уз, потому что разводом устраняется обман.
Полезные сервисы
антон доре
антон павлович чехов
Афоризмы
Антон Павлович Чехов
(1860-1904 гг.) писатель, драматург
…Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть.
…Сделать из мрамора лицо - это значит удалить из этого куска то, что не есть лицо.
…что непонятно, то и чудо.
Бди, копти и не траться на суету!
Без труда не может быть чистой и радостной жизни.
Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом.
Водка белая, но красит нос и чернит репутацию.
Все знают и все понимают только дураки и шарлатаны.
Говорят: в конце концов правда восторжествует; но это неправда.
Грязная муха может опачкать всю стену, а маленький грязненький поступочек может испортить все дело.
Давая волю фантазии, придержи руку.
Если боитесь одиночества, то не женитесь.
Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить.
Если вы будете работать для настоящего, то Ваша работа выйдет ничтожной; надо работать имея в виду только будущее.
Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству.
Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то значит болезнь неизлечима.
Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай.
Ехать с женой в Париж все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром.
Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского глупеют.
Когда у актера есть деньги, то он шлет не письма, а телеграммы.
Когда я перестал пить чай с калачом, то говорю: аппетита нет! Когда же перестал читать стихи или романы, то говорю: не то, не то!
Краткость - сестра таланта.
Кто выше всего ставит покой своих близких, тот должен совершенно отказаться от идейной жизни.
Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью.
Ложь - тот же алкоголизм. Лгуны лгут и умирая.
Льстят тем, кого боятся.
Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.
Нам нужно только то, что нам нужно.
Настоящий мужчина состоит из мужа и чина.
Полезные сервисы
антон ульрих
Гуманитарный словарь
АНТО́Н У́ЛЬРИХ, принц Брауншвейгский (1714-74), - отец имп. Иоанна VI Антоновича, супруг Анны Леопольдовны. Сын герцога Фердинанда-Альбрехта Брауншвейг-Вольфенбюттельского (до 1735 - Брауншвейг-Беверн-Люнебургского). В России с 1733 как жених Анны Леопольдовны, брак заключен в 1739; первенец Иоанн род. 12 авг. 1740, 5 окт. объявлен наследником престола и 17 окт. провозглашен имп. при регентстве герцога Э. Бирона. По низложении Бирона с 9 нояб. Анна Леопольдовна стала правительницей, 11 нояб. А.-У. получил звание генералиссимуса рос. войск, с 12 янв. 1741 - титул Имп. Высочества. По низложении Иоанна Антоновича 25 нояб. 1741 семья ("брауншвейгская фамилия") арестована, содержалась в разл. крепостях, через 3 года заточена в Холмогорах под строгим караулом. Кроме Иоанна, у А. У. и Анны Леопольдовны было четверо детей, получивших демонстративно царские имена: Екатерина (род. 1741), Елизавета (1742), Петр (1745), Алексей (1746); по рождении последнего Анна Леопольдовна скончалась. Иоанн был отнят от семьи и заточен в Шлиссельбурге в 1756.
Принц А. У. воспитывал детей, обучил их грамоте и отказался покинуть их, когда Екатерина II предложила ему свободу и отъезд на родину. Ослепший, он умер, проведя в заточении почти 33 года. Место погребения его неизвестно. Дети в 1780 отправлены в Данию к королеве Юлиане-Марии - сестре А. У., и тосковали там о Холмогорах; последняя, Екатерина, еще в 1803 тщетно просила Александра I разрешить вернуться и постричься в монахини.
Полезные сервисы
антон-ульрих брауншвейгский
Энциклопедический словарь
АНТОН-УЛЬРИХ Брауншвейгский - АНТО́Н У́ЛЬРИХ Брауншвейгский (принц Брауншвейг-Беверн-Люнебургский) (1714-74), отец императора Ивана VI Антоновича (см. ИВАН VI). Происходил из рода, связанного со многими царствующими домами Европы. Брат прусского полководца герцога Фердинанда Брауншвейгского. В России с 1733 по приглашению императрицы Анны Ивановны (см. АННА Ивановна). Участник Русско-турецкой войны (см. РУССКО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ) 1735-1739. В июле 1739 вступил в брак с племянницей императрицы - Анной Леопольдовной (см. АННА Леопольдовна). Генералиссимус (1740).
После провозглашения императором Ивана VI сделал попытку реально управлять государством и был заключен Э. Бироном (см. БИРОН Эрнст Иоганн) под домашний арест. После провозглашения Анны Леопольдовны регентшей Антон Ульрих получил титул его императорского высочества. Он деятельно участвовал в придворных интригах с А. И. Остерманом (см. ОСТЕРМАН Андрей Иванович) против Б. Х. Миниха (см. МИНИХ Бурхард Кристоф), но своей супругой открыто третировался. После переворота Елизаветы Петровны (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна) вместе с семьей был арестован, лишен чинов и званий (25.11.1741). Содержался под строгим надзором вместе с детьми. В 1762 Екатерина II (см. ЕКАТЕРИНА II) предложила Антону Ульриху выехать за границу, но без детей, от чего он отказался. Скончался в Холмогорах. Детям его было позволено выехать в Данию, где они все умерли бездетными.
Полезные сервисы
антоневич
Словарь русских фамилий
АНТОНЕНКО АНТОНИКОВ АНТОНИШИН АНТОННИКОВ АНТОНОВ АНТОНЧИК АНТОНЬЕВ АНТОНЮК АНТОХИН АНТОШИН АНТОШКИН АНТУШЕВ АНТЫШЕВ АНТЮХИН АНТОХИ АНТОНЕВИЧ АНТОНЫЧЕВ АНТОЩУК АНТОНЕВИЧ АНТОНЫЧЕВ АНТОЩУК
От отчества из имени Антон (из греч. - "вступающий в бой) и его производных форм. (Ф). От крестильного имени Антон - противоборец (греч.) Народные формы этого имени (Антоник, Антоха, Антоша, Антуш, Антыш, Антюха, Таней, Тоней) дали жизнь другим фамилиям. (Э) .
Полезные сервисы
антонелло да мессина
Энциклопедический словарь
Антоне́лло да Месси́на (Antonello da Messina) (около 1430 - 1479), итальянский живописец Раннего Возрождения. В пластически ясных, поэтических, религиозных картинах, острохарактерных портретах использовал заимствованную у нидерландских мастеров технику масляной живописи, добиваясь глубины цвета, насыщенного светом («Распятие», 1477; «Св. Себастьян», 1476).
* * *
АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА - АНТОНЕ́ЛЛО ДА МЕССИ́НА (Antonello da Messina) (ок. 1430-79), итальянский живописец Раннего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) . В пластически ясных, поэтических картинах, острохарактерных портретах использовал технику масляной живописи, добиваясь глубины цвета, насыщенного светом («Распятие», 1477, «Св. Себастьян», 1476).
* * *
АНТОНЕ́ЛЛО ДА МЕССИ́НА (Antonello da Messina) (ок. 1430, Мессина - между 14 и 29 февраля1479, там же), итальянский художник Раннего Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)); считается первым итальянцем, работавшим в технике масляной живописи.
Биография
Родился в Мессине, на Сицилии, в семье скульптора. Примерно между 1450-55 обучался в Неаполе в мастерской живописца Колантонио. Автор биографии художника, Джорджо Вазари (см. ВАЗАРИ Джорджо), сообщает о его поездке в Нидерланды, где Антонелло познакомился с техникой масляной живописи - это сообщение, ранее считавшееся вымыслом, кажется вполне правдоподобным. В 1456 у него уже появляется собственная мастерская в Мессине. В 1457 братство св. Михаила в Реджо-ди-Калабрия заказало Антонелло роспись хоругви. Вероятно, он имел немало подобных заказов, с ними связаны его поездки по Южной Италии. Вплоть до 1465 его имя упоминается в различных сицилийских документах, в это время он пишет алтарные образы и расписывает хоругви. В конце 1460-х годов художник, по-видимому, посетил Рим, где познакомился с произведениями Пьеро делла Франческа (см. ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА). В 1473 его имя снова упоминается в мессинских документах в связи с заказами алтарных образов и хоругвей. В 1475 он появляется в Венеции, а в сентябре 1476 снова оказывается в Мессине. Его деятельность прерывается в начале 1479: 14 февраля 1479 он составляет завещание и вскоре умирает.
Ранний период
Уроженец Южной Италии, Антонелло да Мессина соединил в своем творчестве две различные художественные традиции - итальянскую и нидерландскую, так как Неаполь, Палермо и Мессина были тесно связаны с Пиренейским полуостровом, Францией, Провансом и Нидерландами.
Нидерландская живопись пользовалась большим успехом при арагонском (см. АРАГОН) дворе; в пору своего ученичества в Неаполе художник имел возможность познакомиться с хранившимися там произведениями Ван Эйка (см. ЭЙК) и Петруса Кристуса. Уже в самых ранних дошедших до нас достоверных работах Антонелло («Распятие», ок. 1455, Музей искусств, Бухарест; «Святой Иероним», ок. 1460, и образ «Христа-Спасителя», 1465, обе - Национальная галерея, Лондон) влияние нидерландцев ощутимо не только в заимствовании иконографии, но и в трактовке окружающего мира - в пейзажном фоне «Распятия» (изображена мессинская бухта), который изобилует множеством подробностей и деталей, воссозданных с чисто «нидерландской» скрупулезностью и тщательностью, в сложных пространственных и световых эффектах изображения «Святого Иеронима». Однако от нидерландских образцов картины Антонелло отличаются типично итальянской, пластичной моделировкой форм и ясностью построения пространства.
Не менее важным для сложения манеры Антонелло было усвоение уроков живописи Раннего Возрождения. Итальянская тяга к идеальной типизации, к пластической обобщенности в сочетании с «нидерландской» натурализацией претворяются в живописи Антонелло после 1470 в особенный стиль. Его алтарные образы (например, дошедшие до нас в плохой сохранности «Благовещение», 1474, Национальный музей, Сиракуза; «Полиптих Св. Георгия», 1473, Национальный музей, Мессина), изображения Мадонны и Христа («Се человек») характеризуются сложным взаимопроникновением нидерландских и итальянских форм и иконографии.
Портреты
Наиболее яркая часть наследия Антонелло - его портреты (все относятся к периоду между 1465-76). Здесь решающим было влияние нидерландской живописи и прежде всего портретов Яна Ван Эйка, у которого мастер заимствует композицию портретного изображения и саму технику масляной живописи: портретируемый изображается погрудно в трехчетвертном повороте на темном нейтральном фоне, взгляд устремлен на зрителя. Другой источник для Антонелло - портретная пластика приезжавших в Сицилию скульпторов Раннего Возрождения Доменико Гаджини и Франческо Лаурана (см. ЛАУРАНА Франческо). Отсюда - пластичность и стереометричность, тяга к выявлению пластического начала, которые отличают работы художника от нидерландских образцов.
В портретах Антонелло трактовка личности портретируемого становится более открытой, чем у его нидерландских прототипов - нидерландская имперсональность сменяется активностью модели, ее стремлением к самоутверждению. Изображенные люди смотрят на зрителя так пристально, словно ожидают некоего вопроса, их лица нередко оживляет улыбка. Шедевром портретного искусства Антонелло являются: «Портрет неизвестного» (1465-70, Музей Мандралиска, Чефалу), так называемый «Кондотьер» (1475, Лувр), где пластическая лепка лица изображенного подчеркивает его внутреннюю энергию; так называемый «Автопортрет» (1474-75, Национальная галерея, Лондон) и «Портрет молодого человека» (около 1476, Берлинские государственные музеи (см. БЕРЛИНСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ)).
Венецианский период
Заключительный этап творчества Антонелло относится к 1475-76, к годам его венецианского путешествия (возможно, посетил также Милан). Уже вскоре после прибытия в Венецию его творчество стало привлекать восторженное внимание. Венецианские власти делают ему целый ряд заказов, его живопись и прежде всего известная ему техника масляной живописи оказала значительное воздействие на венецианских художников. Метод построения формы цветом, а не линией и светотенью, используемый Антонелло, оказал огромное влияние на дальнейшее развитие венецианской живописи. В то же время, знакомство самого Антонелло да Мессина с работами мастеров Раннего Возрождения, прежде всего Пьеро делла Франчески (см. ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА) и Андреа Мантеньи (см. МАНТЕНЬЯ Андреа), отразилось в изменении образного строя его картин: они стали светлее, пространство свободнее, композиция уравновешенней и структурней, изображения архитектуры более классичными и гармоничными.
«Святой Себастьян»
Наиболее «классическим» из «венецианских» произведений Антонелло является его «Святой Себастьян» (1476, Картинная галерея, Дрезден) - спокойствие и стоическая твердость отличают святого от почти гротескно изломанных «Себастьянов» Лоренцо Косты (см. КОСТА Лоренцо) или Андреа Мантеньи, гуманистический идеал человека, побеждающего страдания, находит в этом произведении одно из своих самых глубоких воплощений. В «Святом Себастьяне» Антонелло добивается того синтеза ясно построенного пространства, скульптурно вылепленной формы и светоносного цвета, который оказал одно из наиболее решающих воздействий на развитие венецианской живописи вплоть до эпохи Джорджоне (см. ДЖОРДЖОНЕ).
В 1476 Антонелло вновь в Мессине, где закончил свой последний шедевр «Мадонна Аннунциата» (ок. 1476, Национальная галерея, Палермо).
Энциклопедия Кольера
АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА (Antonello da Messina)
(ок. 1430-1479), итальянский художник, сицилиец по происхождению, творчество которого оказало существенное влияние на развитие живописи Раннего Возрождения. Многие сведения о жизни Антонелло утрачены, сомнительны или спорны. Однако совершенно ясно, что, хотя и не он познакомил Италию с масляной живописью, как об этом сообщают ранние источники, именно Антонелло продемонстрировал ее светоносные возможности венецианским живописцам, тем самым положив начало целому направлению, которому суждено было стать одним из магистральных путей в истории западноевропейского искусства. Как и некоторые другие художники того времени, Антонелло да Мессина сочетал живописные новации итальянцев с нидерландской традицией оптически точного изображения деталей. Запись 1456 о том, что у Антонелло был ученик в Мессине, дает возможность предположить, что он родился не позднее 1430. Стиль его произведений подтверждает сообщение Вазари о том, что учителем Антонелло был неаполитанец Колантонио. Неаполь в гораздо большей степени испытывал культурное влияние Пиренейского полуострова, Франции и Нидерландов, нежели Тосканы и Северной Италии. Живопись особенно расцвела в среде, знакомой с творчеством Ван Эйка и его последователей, несколько произведений которых можно было найти в неаполитанских собраниях. Антонелло был итальянцем по рождению, но по художественному образованию он в значительной мере принадлежал к живописной традиции северной Европы. Он был одним из наиболее замечательных портретистов своего времени. Почти треть из его сохранившихся произведений - портреты. Обычно модель изображалась крупным планом погрудно; голова и плечи помещались на темном фоне. На переднем плане иногда изображался парапет с прикрепленным к нему картеллино (клочок бумаги с надписью); графичность и иллюзионистическая точность в передаче этих деталей свидетельствуют об их нидерландском происхождении. Мужской портрет (ок. 1474-1475, Лондон, Национальная галерея) является одним из лучших портретов Антонелло. За исключением красной шапки, дополненной выглядывающей темно-красной полоской нижнего платья, палитра мастера ограничена черным, насыщенным коричневым и отдельными мазками белого и телесного цветов. Хотя внутренний мир модели раскрывается мало, лицо излучает энергию и интеллект; оно тонко моделировано светотенью. Эта игра света в сочетании с острой прорисовкой черт лица придает почти скульптурную выразительность произведениям Антонелло зрелого периода творчества.
Королевский музей изящных искусств, Антверпен.
Ок. 1460. Национальная галерея. Лондон.
Дрезденская картинная галерея.
Портреты Антонелло привлекают зрителя камерным форматом и блестящей, глянцевой поверхностью. Когда эти качества переносятся в религиозную живопись, как, например, в картине Ecce Homo (Пьяченца, Городской музей), вид человеческого страдания становится невыносимо мучительным. Нагой Христос, с веревкой вокруг шеи и слезами на лице, пристально смотрит на нас. Фигура почти полностью заполняет поле картины; трактовка сюжета отходит от иконописной отвлеченности в сторону передачи физической и психологической реальности образа Христа, что заставляет нас сосредоточиться на смысле его страдания. Совершенно другая по настроению картина Мария Аннунциата (Палермо, Национальная галерея Сицилии) также требует от зрителя эмоционального участия и внутреннего переживания. Зритель словно помещен в пространстве на место архангела, что дает ощущение мысленного соучастия. Дева Мария, сидящая за пюпитром, одной рукой придерживает свое голубое покрывало и поднимает другую руку. Она задумчива и совершенно спокойна, ее ровно освещенная, скульптурно вылепленная голова словно излучает свет на темном фоне заднего плана. Если в рассмотренных произведениях отсутствует даже минимальный интерес к проблеме передачи пространства, то другие работы Антонелло в этом отношении намного опережают свое время. В картине Св. Иероним в келье (Лондон, Национальная галерея) изображен святой, читающий за пюпитром. Его отделанный деревом кабинет находится внутри готического зала, задняя стена которого прорезана окнами в двух этажах. Изображение обрамлено аркой и бордюром на переднем плане, которые воспринимаются как проскениум (прием, распространенный в искусстве стран севернее Альп). Яркий горчичный цвет камня подчеркивает контраст света и тени внутри напоминающего пещеру помещения. Детали - предметы на полках кабинета, птицы на переднем плане, пейзаж вдали - переданы с такой степенью точности, достичь которой можно только при нанесении жидкой масляной краски очень мелкими мазками. Однако главное достоинство живописи Антонелло заключено не столько в деталях, сколько в единстве света и воздушной среды. В 1475-1476 Антонелло жил в Венеции, где написал монументальный алтарь для церкви Сан Касиано. Сохранилась только его центральная часть (Вена, Художественно-исторический музей), на котором изображена Мадонна с Младенцем, возвышающаяся на троне над святыми, находящимися по обе стороны. Алтарь относился к типу sacra conversazione (святое собеседование: Мадонна с младенцем и святыми, находящаяся с ними в одном пространстве, что противоположно по форме разделенному на части полиптиху) и был реконструирован на основе более поздних алтарей Джованни Беллини.
См. также БЕЛЛИНИ. Антонелло продемонстрировал венецианцам возможности передачи освещения в новой живописной технике - масляной живописи, и с этого времени венецианский колоризм основывался на разработке огромного потенциала масляной живописи. Произведения Антонелло, написанные в Венеции, характеризуются той же концептуальной направленностью, что и его более раннее работы. Пьета (Венеция, музей Коррер), сильно стертая, даже в таком поврежденном состоянии наполняет зрителя напряженным чувством сострадания. Мертвое тело Христа удерживают на крышке гробницы три ангела с остроконечными крыльями, словно рассекающими воздух. Вновь центральная фигура, данная крупным планом, словно прижата к поверхности картины; этот прием заставляет зрителя остро сопереживать изображенному страданию. В картине Св. Себастьян (Дрезден, Картинная галерея) Антонелло как бы состязается со своими североитальянскими современниками в мастерстве передачи линейной перспективы (а также в изображении героической наготы). Фигура пронзенного стрелами святого принимает огромные размеры на фоне мощенной камнем площади. Перспектива с максимально низкой точкой схода, фрагмент колонны на первом плане и устремляющееся вглубь пространство утверждают принципы евклидовой геометрии в построении композиции.
ЛИТЕРАТУРА
Лазарев В.Н. Антонелло да Мессина. - В кн. Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. М., 1972 Гращенков В.Н. Антонелло да Мессина и его портреты. М., 1981
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Антонелло да Мессина. Мужской портрет. 1475.
Лувр.
АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА (Antonello da Messina) (около 1430 - 79), итальянский живописец Раннего Возрождения. В поэтических картинах, острохарактерных портретах использовал технику масляной живописи, добиваясь глубины цвета, насыщенного светом ("Кондотьер", 1475).
Антонелло да Мессина. "Распятие".
Полезные сервисы
антонелло да мессина (antonello da messina)
Большой энциклопедический словарь
Антоне́лло да Месси́на (Antonello da Messina) (около 1430 1479), итальянский живописец, мастер венецианской школы эпохи Раннего Возрождения. В пластически ясных, поэтических картинах, острохарактерных портретах использовал заимствованную им у нидерландских художников технику масляной живописи, добиваясь глубины цвета, насыщенного светом («Распятие», 1477; «Святой Себастьян», 1476).
Полезные сервисы
антоненко
Словарь русских фамилий
АНТОНЕНКО АНТОНИКОВ АНТОНИШИН АНТОННИКОВ АНТОНОВ АНТОНЧИК АНТОНЬЕВ АНТОНЮК АНТОХИН АНТОШИН АНТОШКИН АНТУШЕВ АНТЫШЕВ АНТЮХИН АНТОХИ АНТОНЕВИЧ АНТОНЫЧЕВ АНТОЩУК АНТОНЕВИЧ АНТОНЫЧЕВ АНТОЩУК
От отчества из имени Антон (из греч. - "вступающий в бой) и его производных форм. (Ф). От крестильного имени Антон - противоборец (греч.) Народные формы этого имени (Антоник, Антоха, Антоша, Антуш, Антыш, Антюха, Таней, Тоней) дали жизнь другим фамилиям. (Э) .
Сканворды для слова антоненко
- Российский актёр, исполнивший роль княжича Фёдора Юрьевича в фильме «Легенда о Коловрате».
- Российская актриса, модель, победительница конкурса «Мисс Россия 2010».
- Российская актриса, исполнившая роль Алёны Громовой в телесериале «Корабль».